Источник

Большой и малый придворные соборы в зимнем дворце

История их

Зимний дворец, составляющий резиденцию, Государя Императора заложен в1754 году архитектором графом Растрелли. Императорское семейство начало жить в нем с 1762 года; хотя окончательно он был достроен только в 1767 году. После пожара 1837 года, здание это отделано еще с большей роскошью, чем прежде, но главнейшие черты внутреннего расположения оставлены в прежнем виде.

Одновременно с помещением Императорского семейства во Дворце в 1762 году, устроена в здании его придворная соборная церковь, и освящена в том же году, 6 апреля, новгородским архиепископом Димитрием Сеченовым, во имя Воскресения Господня49. На подвижном амвоне, на оборотной его стороне находится медная дощечка с надписью: «устроен 1762 г., возобновлен 1837 г.» В следующем году, при перенесении в собор древнего образа Христа Спасителя на Убрусе, храм сей, по воле Императрицы Екатерины II, освящен вновь 12 июля 1763 года, преосвященным Гавриилом, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским – во имя Спаса Нерукотворного образа, как видно из книги церковной описи. Антиминс за подписью этого преосвященного хранится в ризнице. По возобновлении, после пожара 1837 года, храм освящен в 1839 году 25 марта во имя Нерукотворного же образа, высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким.

В том же здании Зимнего Дворца на северо-западе от большого собора находится второй храм – малый собор, или малая церковь комнатная Императорского семейства. Престол в ней во имя Сретения Господня, первоначально освящен в 1768 году 10-го января, как видно из книги церковной описи, преосвященным Димитрием, архиепископом Новгородским. После пожара 1837 г., эта церковь возобновлена и освящена во имя Сретения же Господня, Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким в 1839 году 1-го февраля; за подписью сего преосвященного хранится в ризнице и святой Антиминс.

1. Большой собор. Описание большого собора

Храм во имя Спаса Нерукотворного образа одно-престольный. Антиминс на престоле новый, священнодействован Леонтием, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. В ризнице собора хранятся прежние, обветшалые Антиминсы, с обыкновенными надписями и священными изображениями, именно:

1762 года – освящен членом Святейшего Синода преосвященным Димитрием, епископом Велико-новгородским и Велико-луцким.

1763 года 12 июля – Гавриилом, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским.

1789 года сентября 5 дня – Гавриилом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским.

1791 года августа 21 дня – Гавриилом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским.

1819 года ноября 3 дня – Михаилом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским.

1826 года июня 8 дня – Никанором, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским.

1830 года февраля 11 дня – Никанором, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским.

1839 года февраля 2 дня для малой церкви – Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким, освящен в С.-Петербурге.

Трое западных дверей ведут в храм, имеющий в длину – от западных врат до восточной стены алтарной у горнего места – шестнадцать caжен, 2 аршина 6 вершков; в ширину пять сажен, 2 аршина, 15 вершков, а наибольшую высоту под куполом над амвоном 13 сажен, 4 вершка. Алтарь отделен от храма трёхъярусным, деревянным, столярной работы с золоченой резьбой, иконостасом, по средине на верху украшенным почти в натуральную величину деревянным золоченым резным Распятием, с предстоящими при нем резными золочеными, тоже почти в натуральный рост, Евангелистом Иоанном и Божьей Матерью.

В алтарь ведут три двери: Царские врата – деревянные, сквозные, резные, а северные и южные – глухие.

В царских вратах образа круглые в золоченых деревянных рамах, именно: Благовещения и Евангелистов, – все писанные на холсте в 1764 г. Иваном Бельским.

На южных дверях образ Архангела Михаила; на северных – Архангела Гавриила, кисти того же художника.

По иконостасу иконы, в первом нижнем ярусе, с правой стороны царских врат – Вседержителя, сидящего на престоле в Архиерейском облачении; с левой стороны – Божьей Матери с Предвечным Младенцем, сидящей на престоле со скипетром в правой руке. Обе иконы в золоченых деревянных резных рамах, писаны на холсте в 1764 года Иваном Бельским.

Во втором ярусе, образ над царскими вратами – Тайной Вечери. По правую сторону его, образа Святой Великомученицы Екатерины и Святых Апостолов Петра и Павла. По левую сторону – Святых Священномучеников Климента, папы Римского и Петра Александрийского, и Святых Праведных Захарии и Елизаветы.

В третьем ярусе образа: над Тайной Вечерей образ – Воскресения Христова. По правую его сторону образ священномученика Януария и Мученика Севастиана; по левую священномученика Харлампия и великомученика Евстафия.

За левым клиросом помещена кафедра для проповедников, украшенная резьбой, позолотой и изображением Христа Спасителя, поучающего народ.

Хоругви на обоих клиросах с образами; на одной изображены Святые, соименные членам ныне царствующей Императорской фамилии и Воскресение Христово, на другой – Архангел Михаил, поражающий дракона и Крещение Господне.

В четырех треугольниках под куполом изображены 4 Евангелиста, писанные в 1838 году профессором Бруни. На всем церковном плафоне изображено Воскресение Христово, поражающее своей живописью и громадностью.

В алтаре над престолом устроена сень деревянная на восьми золоченых колоннах: плафон этой сени составляет изображение на холсте Святого Духа, работы Майкова. На горнем месте дивный образ Воскресения Христова, кисти Рафаэля Санчио50. Главную святыню храма составляют: крест из древа Животворящего Креста Господня, образ Божьей Матери, писанный евангелистом Лукой, десная рука Св. Иоанна Крестителя и рука Великомученицы Марины; находятся в особом киоте с правой стороны царских врат, и значатся в этой описи в своем месте. Пред ними теплится неугасимая лампада.

За алтарем с восточной его стороны находится комната, бывшая при Императоре Павле I моленною eгo, ныне сообщающаяся дверями с алтарем; она уставлена шкафами с древней утварью церковной, новыми и древними иконами, ковчегами со святыми мощами и проч. и служит местом облачения для членов Св. Синода. Здесь же иногда присутствуют члены императорской фамилии для слушания литургии и всенощной. При сем храме имеется колокольня с 5 колоколами, из коих один служит для благовеста, три для трезвона, и один для ясака или сигнальный.

2.Малый собор или малая церковь

Описание малой церкви

Малая церковь устроена в комнате длиной от горнего места до западных дверей 7 сажен 9 1/2 вершков, шириной 10 аршин и 11 вершков, вышиной 9 аршин 9 вершков.

Алтарь отделен от храма деревянным двухъярусным, столярной работы с позолотой, иконостасом. Царские врата – сквозные резные; а северные и южные – глухие. Образа в царских дверях: Благовещенья и Евангелистов.

По иконостасу с правой стороны царских врат – образ Сретенья Господня, с левой – путешествие Божьей Матери с Предвечным Младенцем и Иосифом в Египет. На северных вратах изображена эмблема Ветхого Завета, а на южных – эмблема Нового Завета. Все эти иконы написаны на холсте в 1768 году.

Во втором ярусе, над царскими вратами – образ Тайной Вечери; по правую его сторону – явление Ангела Симеону Богоприимцу, написано в 1768 г., и священномученика Харлампия; по левую же сторону – Святые Анны Пророчицы и Святого Великомученика Евстафия, писаны в 1839 году академиком Неффом.

На плафоне церкви изображение Сошествия Святого Духа на Апостолов, работы Майкова.

По стенам храма, написанные на холсте академиком Неффом, образа: на южной стене за правым клиросом – Святого Апостола Иакова, брата Господня; на северной – Святителя Григория Богослова, а над ним вверху – образ Крещения Господня.

На западной стене; по обе стороны дверей образа: Василия Великого, и Иоанна Златоуста, а над дверьми – изображение поклонения волхвов родившемуся Господу Иисусу. На правой и левой стене, по входе в церковь, симметрично расставлено несколько замечательнейших образов, поднесенных Его Величеству после 4 апреля 1866 г. Пред ними лампады. При сем храме имеется колокольня с 5 колоколами, из которых один для благовеста, три для трезвона, и один для ясака.

* * *

49

См. Пушкарева. Описание С.-Петербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии 1839 года стр. 331.

50

Прим. Три Образа Воскресения Христова в одном храме подтверждают, некоторым образом, показание Пушкарева – описывателя Петербурга и его уездных городов, что престол большого придворного собора первоначально был освящен во имя Воскрексения Христова (см. его описание стр. 321)


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle