Источник

Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы что на Моховой улице

Местоположение церкви

Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы находится Литейной части в 1 участке на левой стороне реки Фонтанки, называвшейся прежде «Московской стороной», на углу Моховой, или по-прежнему, Хамовой улицы и Симеоновского переулка.

История церкви

Церковь сия, первоначально деревянная, была построена, по повелению императора Петра I, с двумя престолами: главный, во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь тезоименитства старшей дочери Петра Великого, Цесаревны Анны Петровны, а придельный – во имя Архистратига Михаила. Основание первоначальной деревянной церкви, по существующим описаниям церквей столицы и по клировым ведомостям, относится к 1712 году; но в доношении Св. Правительствующему Синоду местных священников Иоанна Панова и Иоанна Иванова с причтом и приходскими людьми в ноябре месяце 1727 года о крайнем обветшании этой церкви и необходимости построения на ее месте новой, построение первоначальной церкви отнесено к 1714 году. В том же доношении сказано, что эта церковь была построена тщанием и попечением Государя Цесаревича Алексея Петровича. Место, где стояла первоначальная Симеоновская церковь, было к востоку в 11 саженях от алтаря ныне существующей церкви. Она, как видно из некоторых документов, не отличалась ни вместительностью, ни прочностью, как и вообще церкви, воздвигнутые при основании Петербурга.

В октябре 1731 года была заложена новая, ныне существующая, каменная церковь с деревянным куполом и верхом колокольни, по повелению Императрицы Анны Иоанновны, которой тезоименитство праздновалось тоже 3 февраля в день св. и прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и к приделу Архистратига Михаила прибавлен другой левый придел во имя преп. Ефрема Сирина, в память дня рождения Высочайшей строптельницы храма. Время основания этого храма обозначено на медной доске в западной стене храма по правую руку со входа в церковь такими словами: «Во имя Господне основание храма сего св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и два придела Архангела Михаила, второй Ефрема Сирина, положился повелением Благочестивейшей, Самодержавнейшей Великой Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы всероссийской, во второе лето благочестивой державы Царства Ее в лето 1731 октября 5 дня в С.-Петербурге». Новая церковь устроена по плану архитектора Михаила Земцова и через 2 года была постройкой окончена. Проект иконостаса для нее приписывается сочинению Высокопреосвященного Феофана, а образа в иконостасе были написаны в количестве 20, московскими иконописцами Василием Василевским, подпись которого и значится на нескольких образах, и Андреем Поспеловым, которые писали св. образа и в Петропавловскую церковь в С.-Петербурге, на дубовых досках из их материала иконным самым добрым мастерством по договору, заключенному с ними в феврале 1731 г., по указу Ее Императорского Величества, за сумму тысячу сорок рублей» (сведение взято из дел Государственного архива).

Освящение главного престола совершено 27 января 1734 года, с величайшей торжественностью, в присутствии самой Императрицы. В освящении участвовали: Синодальные члены Высокопреосвященные Феофан, архиепископ Велико-новгородский и Велико-луцкий и Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, преосвященные Илларион, архиепископ Казанский и Свияжский, Варлаам, архиепископ Псковский и Нарвский, Гавриил, епископ Суздальский и Юрьевский, Грузинские – Роман, митрополит Самптаврийский и Горский, и Иосиф, архиепископ Самбельский. Кроме архиереев были: шесть архимандритов, в числе их Синодальный член Новоспасского монастыря архимандрит Илларион и Троицкого Александро-Невского монастыря Петр, 4 протоиерея, в числе их были: Синодальный член Московского Благовещенского собора протопресвитер Иоанн Симеонов, С.-Петербургские, – Троицкого собора Иоанн Симеонов, Петропавловского собора Петр Григорьев и Исаакиевского собора Иоанн Чедневский; 8 иеромонахов и священников, 3 протодиакона, 36 иеродиаконов, диаконов и иподиаконов, и певчих синодальных и архиерейских с подъяками 91 человек. Придел во имя пр. Ефрема Сирина был освящен 25-го того же января Троицкого Сергиева монастыря архимандритом Варлаамом Синодальным членом Московского Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым и прочим духовенством. А придел во имя Архистратига Михаила освящен 8-го ноября того же года Синодальными членами: Московского Чудова монастыря архимандритов Аароном и Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым с прочим духовенством. (Взято из дел Синодального архива за № 1229, 1734 г. февраля 4-го дня и ноября 13-го дня того же года).

Императрица причислила ново-созданный храм к придворным, часто его посещала сама и особенно заботилась о благолепии его. В высокоторжественные и царские дни здесь собиралось для молебствий духовенство столичных церквей до времени открытия храма Казанской Богоматери в 1737 году, а в дни рождения и тезоименитства Императрицы, т. е. 28 января и 3 февраля, торжественные архиерейские богослужения были отправляемы и в последующие годы до кончины Государыни. Со времени же рождения Великой княжны Анны Павловны, впоследствии королевы Нидерландской, и последовавшего затем присвоения Симеоновской церкви ордена св. Анны в царствование императора Павла I, архиерейские торжественные богослужения опять стали совершаться в ней 3-го февраля в честь тезоименитства царственной особы, а также в честь кавалерского и храмового праздника, и совершались до позднейшего времени. Замечателен указ Святейшего Правительствующего Синода, от 19-февраля 1734 года о наименовании церкви Симеоновской, но св. и прав. Симеона Богоприимца и св. Анны Пророчицы. В этом указе сказано: «По указу Ее Императорского Величества Святейший правительствующий Синод в С.-Петербурге рассуждая, что по особливому Ее Императорского Величества соизволению в царствующем граде С.-Петербурге построена церковь во имя святого и праведного Симеона Богоприимца и святой Анны Пророчицы вновь каменная, которая в нынешнем 1734 году уже по церковному чиноположению и освящена и Божественная в ней служба совершается, а в день празднества оных святых, то есть февраля 3-го числа бывает тезоименитство Ее Императорского Величества Всепресветейшей Государыни Императрицы Анны Иоанновны Самодержицы Всероссийской. А понеже обретающиеся в Санкт-Петербурге всякого звания и достоинства люди, иные от забвения, а большая, как мнится Святейшему правительствующему Синоду, часть от не рассуждения и от простоты в письмах пишут, таким образом, например: живет или жил такой-то у Симеоновской церкви, а в словесных разговорах множественно произносят, что или пошел, или был, или буду у Симеоновской церкви, и прочее тому подобные, а того всего во чьи та церковь имена освящена со изъяснением порядочно в письмах не пишут и в словесных разговорах не употребляют, а для вышеозначенного немаловажного резона как случай позовет именование той церкви надлежит конечно всякого звания и достоинства людям в Санкт-Петербурге обретающимся во всяких письмах писать порядочно, с надлежащим изъяснением, так: церковь или к церкви, или при церкви, или от церкви (и прочее тому подобное), святого и праведного Симеона Богоприимца и святой Анны Пророчицы, и в словесных разговорах произносить церковь, к церкви, при церкви (и о подобном же тому) святых Симеона и Анны. О чем из Синодальных членов преосвященный Феофан, архиепископ Велико-новгородский и Велико-луцкий и Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, января 28 числа 1734 года., и Ее Императорскому Величеству в зимнем Ее Императорского Величества доме докладывали, по которому Их Преосвященств докладу Ее Императорское Величество о том той церкви именовании за благо принять соизволила и повелением Своего Императорского Величества оное утвердила, того ради приказали: отныне всякого звания и достоинства людям в Санкт-Петербурге обретающимся во всяких письмах писать порядочно с надлежащим изъяснением, тако: церковь или к церкви, или при церкви, или от церкви (и прочее тому подобное) святого и праведного Симеона Богоприимца и святой Анны Пророчицы, и в словесных разговорах произносить «церковь, к церкви, при церкви» (и о подобном же тому) святых Симеона и Анны. О чем для надлежащего исполнения в Санкт-Петербурге у обретающихся всех соборов и приходских церквей и в ближних к Санкт-Петербургу ведомства Санкт-Петербургского Духовного правления местах, из этого Духовного Правления распубликовать указами по обыкновению неукоснительно, и о том в оное Санкт-Петербургское Духовное Правление из Святейшего Правительствующего Синода послать указ немедленно. (Подлинный подписали Феофан, архиепископ Новгородский; Питирим, архиепископ Нижегородский; Илларион, архимандрит Новоспасский; Аарон, архимандрит Спасоярославский; Иоанн, протопоп Благовещенский, обер-секретарь Михайло Дудин)».

В 1737 году, по Указу Ее Величества, были перевезены из Петропавловской крепости для постановления на колокольне Симеоновской церкви часы с курантами, снятые с церкви Воскресения Христова, что на Васильевском острове, и для играния курантов было вылито мастером Петром Леклером 25 колоколов по данным моделям от колокольного мастера Ферстера; часы эти в последствии времени, неизвестно когда именно, сняты и памятником их, можно считать один разбитый колокол около 10 пудов весом с английскими надписями 1685 года, который тоже в последнюю перестройку храма, из-за негодности к употреблению, снят с колокольни. (Взято из дела о часах на церкви св. Симеона и Анны – 1736 г. № 18. Синодального архива). По кончине императрицы Анны Иоанновны, в Симеоновскую церковь был перенесен и поставлен над главным престолом балдахин, шитый по малиновому бархату золотом с бахромой и кистями золотыми, служивший при погребении тела Государыни. В 1772 году устроен был в середине Симеоновской церкви и 16 февраля освящен третий придел во имя св. Великомученика Евстафия Плакиды, в память рождения Наследника престола цесаревича и Великого князя Павла Петровича, которое случилось 20 сентября в день сего святого.

Со времени устроения третьего придела, церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные вначале все в ряд под одним иконостасом, а в теплой – один ново-поставленный престол. Кроме того, при входе в церковь по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола. В 1797 году Император Павел I присвоил Симеоновскую церковь к ордену св. Анны, и велел поставить над главным входом в нее с западной стороны деревянный знак сего ордена, прилично украшенный, а внутри храма у правой колонны, ближайшей к алтарю, устроить Императорское место из малинового бархата с золотым позументом. В то же, вероятно, время и была сделана на левой стороне напротив Царского места проповедническая кафедра.

В 1802 году Симеоновская церковь была перечислена из придворного ведомства в епархиальное. С сегo времени по 1808 год произведены в ней значительные исправления и произошли некоторые изменения во внутренности ее, при церковном старосте, С.-Петербургском купце Иване Васильевиче Тарасове. Так, внутри церкви, сделаны во всех окнах новые летние и зимние рамы, в двух боковых входах большие железные двери, св. образа поновлены, все стены выкрашены, перестланы полы и в теплой церкви уничтожены возвышения для женских мест и перегородки, кроме тех стеклянных, которые отделяли холодную церковь от теплой, наконец, для большего распространения храма и 3-й придел во имя вмч. Евстафия упразднен и церковь сделана вся теплой. Снаружи к северной стене алтаря, подле придела пр. Ефрема Сирина, сделана каменная пристройка для ризницы, казнохранилища и разжигания уголья; на углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам построена, под один стиль с церковью, часовня для поставления снаружи образов, а внутри с тремя маленькими покоями, назначенными первоначально для жительства церковнослужителям и сторожам, и для кладовой57; сама ограда церкви возвышена и починена. Потом при настоятеле церкви, протоиерее Петре Вигилянском и при церковных старостах Павле Сутугине и Сильвестре Шишкине, отличавшемся особенной распорядительностью и ревностью к благолепию храма, церковь в течение нескольких лет, начиная с 1834 и по 1839 год, опять возобновлена снизу доверху и приведена в тот вид, в каком существовала доныне. В эти годы, именно в 1834 г., была разобрана вся деревянная верхняя часть колокольни, где ветхое заменено новым, шпиль покрыт новым железом, и крест вновь позолочен; на церкви повредившееся железо заменено новым и весь фасад церкви и колокольни, равно как и церковная ограда с часовней исправлены и выкрашены. Не видно, однако же, чтобы и деревянный купол на церкви был перестроен, на что дано было разрешение епархиальным начальством еще в 1825 году, если, сказано в указе, этот купол окажется ветхим и к починке негодным, не отступая точию от прежнего фасада. В 1838 году была возобновлена и исправлена вся внутренность церкви: иконостас и все киоты для икон вызолочены лучшим червонным золотом и выкрашены, живопись в иконостасе и на стенах вычищена и исправлена, а в царских вратах придела Михаила Архангела 6 образов написаны вновь академиком Антонелли; иконостас местами почищен и обшит досками с алтарной стороны, полы черные и чистые выстланы вновь с положением под них новых балок, серебряные ризы на местных образах и лампады отбелены, все стены храма и купол окрашены голубой клеевой краской; печи и окна исправлены, даже срачицы на престолах и жертвенниках сделаны новые; сверх этих внутренних исправлений и наружный фасад церкви с церковной оградой вновь окрашены, с исправлением штукатурки, орденский знак над входными западными дверьми вновь выбронзирован. А чтобы во время производства работ богослужение в храме не прекращалось, для совершения оного были устроены посреди церкви временные алтари, отделявшиеся от главного иконостаса дощатой обшивкой. При этом общем возобновлении церкви, царское место, балдахин над престолом и проповедническая кафедра из-за ветхости упразднены. В 1839 году переделано помещение для ризницы, с перенесением входа в алтарь с северной на восточную сторону. Стоимость всех исчисленных работ по колокольне, церкви и церковной ограде, как видно из приходно-расходных книг за показанные годы, простиралось до 14.600 рублей ассигнациями. Надо, однако же, заметить, что исправления и переделки в церкви были разрешаемы и производимы не иначе, как с сохранением прежнего стиля и без отступления от наружного фасада, а потому Симеоновская церковь сохранила доселе свой первоначальный вид. Небольшое отступление от прежнего фасада допущено только пристройкой к северной части алтаря, обращенной внутрь церковного двора, для удобнейшего помещения ризницы, казнохранилища, архива и библиотеки.

С 1839 года в течение 30 лет в Симеоновской церкви не было значительных исправлений, кроме необходимых ремонтировок. Вследствие чего церковь пришла в крайнее обветшание и требовала не только полного реставрирования, но и капитальной перестройки в некоторых частях. К этому делу было преступлено в 1868 году. Самое живое участие принимал в нем из прихожан действительный статский советник, С.-Петербургский 1-й гильдии купец Василий Федулович Громов (умер 12 июня 1869 г.), который из предоставленного в полное и безотчетное распоряжение его капитала по духовному завещанию покойной его жены Федосьи Тарасьевны, пожертвовал на перестройку храма 30.000 руб. 5% билетами Государственного банка. По его поручению, составлен был академиком-архитектором Винтергальтером первый план перестройки, со значительными отступлениями от старого плана. Но план, составленный Винтергальтером, хотя соответствовал современным требованиям вкуса и искусства, а также желанию жертвователя, не был одобрен и утвержден С.-Петербургским строительным отделением, в виду точного смысла ст. 207 т. ХІІ уст. строит., ограждающей все древние церковные постройки от произвольной переделки их в модном вкусе, а Симеоновская церковь, как было выражено в постановлении строительного отделения, есть самая старейшая, из церковных построек прошлого столетия и единственная, остающаяся до ныне без видоизменения; при чем строительное отделение признало совершенно возможным реставрировать этот храм в первоначальном же стиле. Согласно этому журнальному постановлению строительного отделения, академиком Винтергальтером составлен был новый план на реставрирование Симеоновской церкви и при ней каменной часовни, в первоначальном стиле, с возведением каменных пристроек, нa месте прежних ветхих и маловместительных, для ризницы и входа, и устроение новой церковной ограды, с заменой прежней деревянной решетки железной. План этот, по рассмотрении и одобрении С.-Петербургским строительным отделением и техническо-строительным комитетом при Министерстве внутренних дел, был Высочайше утвержден, в 11 день апреля 1869 года, и препровожден для исполнения, по журнальному постановлению строительного отделения от 6 июня 1869 года, с тем, чтобы: 1) подвалы и передняя часть церкви были покрыты кирпичными сводами, оставляя каменные столбы внутри храма в существующем виде; 2) чтобы ветхий деревянный портик у южного бокового входа был заменен каменным, также с сохранением характера его архитектуры; 3) чтобы при перестройке храм был снабжен хорошей системы отоплением и вентиляцией. Для исполнения работ епархиальным начальством учреждена временная строительная комиссия, в составе которой назначены членами местный настоятель, протоиерей Η. П. Содальский с прочими священнослужителями, церковный староста, купец Ф. В. Романов и из прихожан, действительный статский советник B.C.Барыков, гвардии полковник, потом генерал-майор, Ф. Ив. Жербин, действительный статский советник A. И. Лер, статский советник Π. А. Климов, потомственные почетные граждане: И. Ф. Громов, вместо умершего брата его, действительного статского советника В.Ф. Громова и Κ. А. Варгунин, для делопроизводства избран из членов же комиссии, надворный советник Π. А. Семенюк. По составлению и утверждению надлежащих смет, к работам было преступлено в мае следующего 1870 года, а для удобнейшего производства оных и беспрепятственного отправления богослужения была выстроена в том же месяце мае временная деревянная церковь внутри церковной ограды с двумя престолами. Все работы вполне были окончены через два года к октябрю 1872 г. Они заключались в следующем:

1) По колокольне – два верхние деревянные яруса заменены новыми каменными, а для укрепления двух нижних ярусов, которые оказались тонкими и непрочными, выведены внутри колокольни стенки по цементу под двумя арками; шпиль деревянный под железной оболочкой устроен вновь, крест над шпилем с шаром вызолочены под огонь, под колокольней сторожка и кладовая перестроены. Но только лишь колокольня была отстроена и леса сняты, как ударом молнии, во время сильной грозы, разразившейся над местностью церкви, 26-го июля 1871 года, произведены были значительные наружные повреждения в двух верхних ярусах колокольни, каковые вновь исправлены с надлежащей прочностью.

2) По церкви – вновь устроены под всей церковью кирпичные своды, которых прежде не было, полы настланы новые – в церкви из соснового паркета, а в алтарях и на пред алтарной солее из дубового; верхние своды над передней частью церкви, в замен прежних потолков, и в алтаре устроены новые деревянные под штукатуркой, с возвышением передней части; в главном куполе повредившиеся части заменены новыми; рамы, как в куполе, так и во всей церкви закладные, летние и зимние, поставлены новые с железными решетками по новому рисунку; печи с вентиляцией сложены новые по системе пиротехника Давыдова; вся церковь покрыта новым железом, а понизу обложена новым цоколем; стены как наружные, так и внутренние снова оштукатурены и выкрашены, с небольшим утончением внутренних столбов; из двух хоров, одни в высокой части церкви, как ненужные уничтожены, а в передней части увеличены и утверждены на железных кронштейнах; корона над главным куполом и шар с крестом вновь вызолочены. К северной стороне алтаря сделана новая пристройка, с разобранием прежней маловместительной, для ризницы и входа. Над ризницей, по особому разрешению Святейшего Синода, устроен новый 4-й придел в честь местно-чтимого образа Божьей Матери, именуемой Троеручицей, для отправления заказных служб. Внутреннее устройство этого придела и снабжение изящной и благолепной утварью произведено членом строительной комиссии, статским советником Климовым (умер 10-го августа 1872 г.) на пожертвования братиков Свято-Кирилло-Мефодиевского братства в память основателя этого братства, покойного графа Дмитрия Николаевича Блудова. В главной церкви иконостас устроен новый по рисунку академика Винтергальтера, с удержанием стиля прежнего иконостаса. Живопись в иконостасе и стенных образах возобновлена художником Емельяновым; рамы и киоты вызолочены вновь; утварь и серебряные ризы выбелены, с новой позолотой, где следует, с исправлением их и добавкой серебра. С западной, северной и южной сторон храма устроены новые крыльца со входами; над первым поставлен железный зонтик, над южным портик, вместо деревянного, устроен каменный по прежнему рисунку, а над северным крыльцом сделан каменный тамбур со входом в главную церковь, с лестницей для входа в новый малый придел. Одним словом, церковь вся перестроена заново, с сохранением только каменного ее остова и верхних частей главного деревянного купола и с удержанием прежнего архитектурного характера, и

3) По церковной ограде – она вся сложена вновь из цоколя и обнесена железной бронзированной решеткой с тремя воротами железными же; часовня на углу ограды перестроена, вновь покрыта листовым железом, и крест над ней вызолочен, иконостас внутри оной возобновлен с позолотой по местам; в церковной ограде проложены подземные трубы для стока воды и устроен сад; кругом церкви для крестных ходов настланы широкие плитные тротуары, таковые же тротуары положены и по наружной стороне ограды с перестилкой всей мостовой по Симеоновскому переулку и Моховой улице. Стоимость всех этих работ капитальных, художественных и земляных простирается до 70,000 рублей сер., не считая внутренней отделки нового придела и пожертвований вещами на украшение храма. Капитал приобретен от усердствующих к храму Божьему прихожан и частью от обычных церковных доходов. Главным пожертвованием на перестройку храма, как замечено выше, были 30,000 руб. от С.-Петербургского 1-й гильдии купца, действительного статского советника Василия Федуловича Громова; сверх того, еще ранее в 1858 г., на этот же предмет было назначено, по завещанию царскосельского купца Николая Каленова 5000 руб., а с полученными на них процентами составилось 6000 р., да по предложенной подписке от прочих прихожан собрано до 14000 р., а всего с накопившимися процентами образовалась сумма свыше 53 000 руб., остальное добавлено из текущих церковных доходов; разных пожертвований утварью, ризницей и другими церковными принадлежностями, приобретено на 11,585 рублей, с включением пожертвований для нового придела от братиков Кирилло-Мефодиевского братства.

III. Описание настоящего храма

В настоящее время храм имеет четыре престола, в главной церкви три прежние в ряд под одним иконостасом и в пристройке над ризницей четвертый престол, вновь устроенный в честь Божьей Матери, именуемой Троеручицей. Последний, по благословению высокопреосвященного митрополита Исидора, был освящен 17-го октября 1871 года местным протоиреем Николаем Содальским с прочим духовенством; храмовый праздник в нем совершается 12-го июля. В главном храме средний престол во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, по возобновлении всего храма, был освящен 8-го октября 1872 года высокопреосвященным митрополитом Исидором, в со служении преосвященного викария Тихона, епископа Ладожского, 2-х архимандритов, благочинного и местных священнослужителей. Иконостас сего храма весь резной, вызолоченный; посередине в четыре, а по бокам в три яруса, оканчивающиеся сверху резными золочеными крестами, водруженными над верхними образами; золоченые резные изображения херувимов, стоявшие прежде над боковыми приделами при перестройке церкви сняты. Некоторые образа в иконостасе, а в нижнем ярусе почти все украшены серебряными ризами. Сверх того, в нише над средними царскими вратами, подле образа Тайной вечери, с правой стороны находится образ Спасителя Нерукотворный в серебряной филиграновой ризе с позолоченным венцом, в котором литеры О Ѡ Н из бриллиантов, а с левой стороны образ Казанской Божьей Матери в золотой ризе с жемчужным убрусом, украшенным разно-кратными бриллиантами и рубинами. (Оба эти драгоценные образа пожертвованы в церковь в 1839 году, по духовному завещанию светлейшей княгини Екатерины Николаевны Лопухиной).

Стиль церкви римский, она расположена крестообразно, своды храма лежат на четырех каменных столбах, соединяющихся между собой и со стенами храма сверху арками; внутреннее пространство церкви в длину от стены главного алтаря до западной двери 181/2 сажен, ширина по иконостасу 81/2 сажен, а в середине церкви 7 сажен 1 аршин, вышина под куполом с крестом 18 сажен от земли. Пол в церкви паркетный сосновый, а в алтарях дубовый. Наружные стены украшены пилястрами дорического ордера: вызолоченная глава над куполом имеет вид короны, поставленной на золотой подушке с 4-мя золочеными кистями; над короной утвержден позолоченный крест. С северной и южной сторон церкви над входами, сверху окон поставлены на стене вензелевые свинцовые щиты, а над западной входной дверью деревянное изображение ордена св. Анны, с двумя ангелами по сторонам. Внутри церкви имеются хоры, утвержденные на железных кронштейнах. Окон по низу 18, и в куполе 7, в новом приделе Троеручицы и в ризнице под ним по 4 окна, а во входах с северной и восточной сторон по одному окну. Над папертью устроена каменная колокольня в виде четырехугольной башни в 4 яруса со шпилем, значительной высоты; первый ярус дорического, второй – ионического, а третий и четвертый ярусы – коринфского ордера; шпиль деревянный, крытый железом и выкрашенный зеленой масляной краской; на нем вызолоченный крест утвержден в вызолоченный шар. Вышина колокольни от земли со шпилем 22 сажени. Колоколов на ней 7. Большой колокол в 3-м ярусе весит 267 пуд. 17 фунт., на нем вылита надпись: «В Симеоновскую церковь, лит в Валдае 1821 года, старанием священнослужителей оной церкви и старосты 1-ой гильдии купца Сутугина с благословления митрополита Михаила». Прочие колокола повешены во 2-м ярусе. Под колокольней при входе в церковь по правую сторону паперти устроена сторожка, а по левую кладовая и лестница на колокольню. Церковь обнесена оградой, фундамент которой устроен из плитного цоколя, а решетка железная, выкрашенная зеленой масляной краской с бронзировкой. На углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам находится каменная часовня, в римском стиле коринфского ордена, крытая железом, и выкрашенная по кровле зеленой масляной краской, в середине оной поставлены св. иконы и прилавок для свечной продажи, а в двух боковых покоях помещаются сторожа. Земли под церковью и оградой состоит 889 3/4 квадр. сажен.

Святыни и достопримечательности церкви

В церкви имеются следующие святыни и достопримечательности:

1) Старый св. антиминс, хранящийся в ризнице, с престола преп. Ефрема Сирина. Он священнодействовал преосвященным Сильвестром, архиепископом С/-Петербургским 11-го января 1761 года. На нем следующая надпись сверху: «Сей Антиминс си есть трапеза священная на приношение бескровной жертвы в божественной литургии осветился благодатью пресвятого и животворящего Духа, сего ради, имеет власть священнодействовать в храме преподобного отца нашего Ефрема Сирина». Снизу: «Повелением же Благочестивейшей и Самодержавнейшей Великой Государыни нашей Императрицы Анны Иоанновны всея России и благословением Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода священнодействовал преосвященным Сильвестром, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским в богоспасаемом царственном граде С.-Петербурге лета го месяца Яннуариа в ιά день». Нарисовано на этом Антиминсе: в середине крест и положение Иисуса Христа в гроб, с ликами Божьей матери, Мироносиц, Иосифа и Никодима, по углам 4 Евангелиста, по сторонам: с одной ап. Петр с ключом, под ликом которого слова: «Не тленным серебром или златом избавитеся от суетного вашего жития отцы преданного, но честною кровью; яко Агнца непорочна и не скверна Христа». 1 Пет. гл. I; с другой – ап. Павел с мечом, под ликом слова: «Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши дa пиет: ядый бо и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня». 1Кор.гл.ιά. (Св. Антиминс на шелково-гроденаплевой белой подкладке и с лицевой стороны пошит позументом).

2) Рамка наподобие образа в серебряной 84-ой пробы ризе, в средине коей в вызолоченном сиянии хранится часть Ризы Господней; мера этой рамки длиной 41/2, шириной 31/2 вершка. Святыня эта пожертвована в церковь в 1839 году от светлейшего князя Павла Лопухина, в записке которого от 3-го декабря сказано, что образок с частицей Ризы Господней, доставленный в Симеоновскую церковь, был получен его матушкой от деда ее по матери Матюшкина и с давних времен в роде Матюшкиных хранился, как драгоценнейшая святыня.

3) Крест напрестольный серебро-позолоченный с мощами св. Афанасия, патриарха Лубенского чудотворца, как гласит надпись, мерой крест в длину 71/2 , а в ширину 4 1/2 вершка. На нем. сверх того, надписано: «716 году июля построен сей святой крест в церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы».

4) Дароносица серебряная вызолоченная, на нижней стороне которой вырезана надпись: «Сия святая дароносица церкви св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы построена 1730 года при священниках Иоанне Паноке и Иоанне Абрамоке»; фамилии священников читать нужно: Панов и Абрамов, бывших в то время при Симеоновской церкви. На лицевой стороне дароносицы вычеканено изображение Тайной вечери с подписью внизу: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во мне пребывает и Аз в нем». На внутренней стороне крышки изображен на финифти Спаситель, стоящий в чаше, в которую течет кровь из ручных язв Eгo; над ликом надписано: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный». По одну сторону чаши изображен крест, обвитый виноградной ветвью, а по другую сноп пшеницы, связанный тернием; внизу под образом на накладной серебряной дощечке вырезана надпись: «Вкусите и видите яко благ Господь. Псал. Л. Г.

5) Евангелие в серебряном вызолоченном окладе большого формата, длиной 131/2 , шириной 10 вершков, печатано на александрийской бумаге в 1707 году в Киево-Печерской Лавре иждивением малороссийского гетмана Ивана Мазепы. В этом Евангелии чтения расположены не по обыкновенному порядку Евангелистов и зачал, но по порядку недель и седмичных дней, начиная с первого дня св. Пасхи, а на конце напечатаны Евангелия на всякую потребу. Доски и корень Евангелия обложены чеканным 72-й пробы серебром и вызолочены. По тяжести своей оно не употребляется в служении, а стоит на жертвеннике, в главном алтаре под стеклянным колпаком.

6) Евангелие от Императрицы Анны Иоанновны, длиной 91/3, шириной 6 1/3 вершков, печатано в 1703 г. в Москве, обложено малиновым бархатом в 1870 г., а прежде была парча; на середине верхней доски образ Сошествия Иисуса Христа во ад, а по углам образа 4-х Евангелистов, сребро-позлащенные, чеканные, серебра 72-й пробы.

7) Запрестольный образ: Моление о Чаше, писанный профессором Егоровым, на холсте, длиной 4 аршина 7 вершков, шириной 2 аршина 14 вершков, в вызолоченной резной раме с большим резным сиянием сверху. Образ сей отличается высокохудожественным выражением в лике Богочеловека скорбных душевных страданий.

8) На правой стене алтаря, образ положения в гроб Спасителя на холсте, длиной 2 аршина 8 вершков, в резной вызолоченной раме, работы Рубенса. Пожертвован в церковь в 1803 г. от купцов Василия и Ивана Ивановых-Бороткиных.

9) На левой стороне у жертвенника образ Рождества Христова, голландской работы, писанный на досках с надписью внизу: «ΙΥΑΝΟΟΤΣ 1630 г.», длиной 2 аршина с вершком, шириной 1 аршин 10 вершков, в резной вызолоченной раме; по высокой художественности и оригинальности кисти образ сей оценивается дорого. Пожертвован в 1803 г., от фрейлины Веры Николаевны Чоглоковой.

10) Местно-чтимый за чудотворный образ Божьей Матери Троеручицы , за левым клиросом на первой колонне, писан на холсте длиной 1 аршин 7 вершков, шириной 14 вершков, и особо устроенном иконостасе с резными, золоченными колоннами и украшениями. Образ сей по пошибу письма относится ко времени Петра I, и вероятно, был перенесен в настоящую церковь из первоначальной деревянной церкви, а по формату его можно заключать, что он прежде был в алтарном иконостасе. В 1792 году он был возобновлен, как гласит надпись на задней стороне. Прежде он был обложен убрусом, низанным жемчугом, с драгоценными украшениями, но по ветхости сего убруса и самого образа он в 1870 году опять был возобновлен и наложен на кипарисную доску; на него сделана новая серебро-позолоченная риза чеканной работы с бордюрами по византийскому рисунку, в коей веса серебра 84-й пробы 18 фунтов 72 золотника. На ризе находятся драгоценные украшения из бриллиантов, разных камней и жемчуга, взятые из старого убруса и привесов к иконе от богомольцев, а частью вновь прибавленные на денежные пожертвования прихожан. Цена ризы с украшениями 2,500 р. К этой иконе Божьей Матери верующие почти ежедневно притекают с молитвой об исцелении от разных недугов и болезней, делая при этом к иконе разные металлические привесы болящих частей тела.

11) Образ Святителя Николая, с изображением чудес Его, на первой правой колонне с западного входа в церковь, длиной 2 аршина 4 вершка, шириной 1 аршин 101/2 вершков в особо устроенном резном вызолоченном иконостасе. На Святителе риза и венец серебряные, 84-й пробы, вызолочены, в венце стразовая коронка; изображение чудес и поля обложены серебром отдельными штуками, с накладными венчиками, ангельскими головками и дощечками для надписей сребропозлащенными. Сей образ по характеру живописи и давности своей обращает особенное внимание любителей старины.

12) Из священно-служебных сосудов замечателен, сребропозлащенный, 72-й пробы, с одним на финифти образом Спасителя, рукоять сосуда сделана на подобие связанного снопа, в колосья которого вложена сама чаша, по гладкому низу наложена виноградная ветвь и сделана надпись: «О упокоении души рабы Божией Екатерины, 1805 г. ноября 9-го дня». При дискосе все принадлежности серебряные, вызолоченные 72-й пробы. Сосуд считается первым и употребляется только в большие праздники.

13) Ковчег с дарохранительницей серебряные 84-й пробы, с вызолоченными изображениями: Распятия Христа, Божьей Матери и Иоанна Богослова, устроен в виде часовни, купол которой утверждается на 16-и колоннах, по углам ковчега литые изображения 4-х Евангелистов и 5 финифтяных, обложенных стразами, образов: наверху Воскресение Христово, а внизу Спасителя, лежащего во гробе, Тайной вечери, Моления о чаше и Несения Спасителем на раменах Креста Своего. Серебра в этом ковчеге с финифтью 35 фунтов 6 золотников. Он стоит на главном престоле.

14) Из облачений священнических замечательны по благолепию и ценности три перемены: а) 4 ризы и стихарь с принадлежностями из золотой парчи с серебряными крестами и цветами голубого рытого бархата; оплечья по голубому бархату вышиты золотом и серебром, и на одной ризе и стихаре вышиты буквы: С.П.С.Б.А.П. Ризы кругом обшиты бордюрами из голубого рытого бархата с золотыми цветами и серебряными травками., обложены золотым гасом, с крестами, шитыми золотом и серебром. Пожертвованы в церковь от купцов Лихачева и Шишкина в 1840 и 43 годах; б) 3 ризы и стихарь золотой дорогой парчи с золотыми и серебряными цветами, обложенные золотым гасом, кресты и звезды шиты золотом. Принадлежности к ним таковые же. Облачения пожертвованы в 1857 году от почетного гражданина В. Ф. Громова; в) тоже три ризы и 2 стихаря с принадлежностями золотого глазета, обшиты малиновым бархатным бордюром с золотым гасом в два ряда; оплечье вышито бархатными с золотом цветами, с такими же крестами, украшенными звездочками и сиянием, по середине кресты и звезды бархатные обшиты золотом. Две ризы и стихарь пожертвованы в 1862 году от г-жи Сафоновой, а третья риза и стихарь в 1871 году от статского советника Климова.

V. Библиотека и архив

При церкви имеется библиотека для употребления причта. В ней состоит книг св. писания и писаний св. отцов 18, Богослужебных и нотных 118, духовного содержания и исторических 20 и журналы: Христианское чтение с 1850 по 71 год, Воскресное чтение с 1855 по 1866 г., Творения св. отец с 1857 по 1863 г., Православный собеседник с 1857 по 1865 год, Духовная беседа с 1858 по 1872 г., Православное обозрение с 1860 по 1872 г., Душеполезное чтение с 1868 по 1872 год. Труды Киевской Духовной академии с 1866 пo 72 г. и Руководство для сельских пастырей с 1868 по 1872 год.

В церкви находятся хозяйственные документы: а) план церкви с фасадом старый и планы новые. как церкви, так и существующей при ней часовни с фасадом, Высочайше утвержденные в 11-й день апреля 1769 года, для капитального возобновления той и другой с сохранением архитектурного их характера; б) план церковной земли, утвержденный в 1848 году генерал-адъютантом графом Клеймихелем; в) купчая крепость за № 40 на купленный церкви дом в 1849 г. 22 декабря от аптекаря Гедике и г) план с фасадами двора и строений, принадлежащих церкви под литерами А и Б, утвержденный 20-го июня 1856 г. общим присутствием правления 1-го округа Путей Сообщения.

В церковном архиве хранятся следующие церковные документы: а) метрические книги с 1777 года; б) исповедные росписи с 1808 года; в) обыскные книги с 1776 года, г) приходорасходные книги с 1840 года и д) брачные документы с 1776 года по настоящее время. В нижеследующей таблице показаны средние числа родившихся, браком сочетавшихся и умерших с 1777 по 1786 гг., с 1786 по 1800 гг., с 1800 по 1810 гг., с 1810 по 1820 гг., с 1820 по 1830 гг., с 1830 по 1840 гг., с 1840 по 1850 гг., с 1850 по 1860 гг., и с 1860 по 1870 год.


Годы Родившихся Браком Умерших
Мужск. Женск. Законных Незаконных сочетавшихся
пола пола
1777–1786 52 54 106 1/2 не значится 51
1786–1800 90 87 169 8 17 119
1800–1810 113 110 203 20 44 192
1810–1820 119 112 199 32 38 187
1820–1830 118 115 186 47 39 175
1830–1840 125 124 192 57 38 188
1840–1850 167 161 120 108 45 383
1850–1860 203 193 244 152 62 284
1860–1870 225 217 297 145 80 223

В церковном архиве уцелело по сие время несколько письменных бумаг, довольно замечательных по своей давности и по содержанию. Таковы суть следующие.

1) 1722 года октября 30-го дня указ Святейшего Правительствующего Синода, в котором прописывается: духовного и мирского чинов люди учат Санкт-Петербургских жителей детей славянской грамоте, которая в детском научении требует от учащего весьма правильно грамматического фундамента к чтению и письму научением вкоренения, а они, учащие все ли такового находятся искусства, о том в Синоде неведомо, чего ради предписывается учителю Александро-Невского училища иеродиакону Тихонову опробовать каждого учителя.

2) Указ 1722 года декабря 15-го дня из канцелярии полицмейстерской, в котором прописывается: «В нынешнем 722 году декабря 15 дня по указу Его Императорского Величества по следующему делу в оной канцелярии учинена экзекуция ворам и разбойникам и смертоубийцам разными казнями, о которых по присланному указу из Святейшего Правительствующего Синода надлежит объявлять для ведения в народе при отпуске литургии». Присоединен реестр, в коем поименованы 6 человек, повешенных за ребра, колесованных 7, и повешенных на реях 9 человек, с означением вин, за кои казнены.

3) 1723 года 25 января другое ведение такого же содержания и с подобным же реестром.

4) 1723 года июня покорнейшее прошение на имя Императрицы Екатерины I «Попа Ивана Панова с товарищами и с прихожанами», о том, что, так как церковь святого праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы к отправлению церковной службы в книгах имеет оскудение; а еже ли по кончине Ее Высочества блаженной памяти Государыни Царевны Марии Алексеевны такие книги имеются, дабы повелено оные книги в помянутую церковь пожаловать.

5) Указ 1724 года о увольнении от постоев домов священнослужительских.

6) Прошение в высоко-правительствующий вышний суд от декабря 1724 г. церкви Симеона Богоприимца попа Ивана Панова о том, чтобы отданные им из церкви серебро и сосуды на переделку серебряных дел мастеру Ивану Потрекееву, который ныне содержится под караулом, повелено было у него взять и отдать в упомянутую церковь.

7) Святейшему Правительствующему Синоду доношение такого содержания: «В прошлом, 1714 году тщанием и попечением блаженный памяти отца, ныне благополучно державствующего Его Императорского Величества Государя Цесаревича и Великого Князя, Алексея Петровича построена при сем С.-Петербурге на Московской стороне церковь во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы с приделом Архистратига Михаила, которая церковь вельми обветшала, по воздушной мокроты беспрестанная теча бывает, отчего опасно повреждение, а ныне мы нижеподписавшиеся желаем, чтоб оную церковь разобрав, построить вместо той, на том же месте новую, а понеже доходов церковных на ту постройку не имеем, того ради, намерены о вспоможении просить вначале Благочестивейшее Его Императорское Величество и потом христолюбивых подателей, а без позволения Вашего святейшества чинить того не дерзаем.

Всепокорно просим Вашего Святейшества благорассмотрения, дабы повелено было по сему нашему доношению об означенном позволении милостивое решение учинить.

Вашего Святейшества нижайшие богомольцы и рабы церкви Симеона Богоприимца священники с причетниками и приходскими людьми в рукоприложении именованные ноября дня 1727 г.

Поп Иван Панов руку приложил, поп Иван Иванов руку приложил».

8) 1727 года челобитье попа Ивана Панова, дабы повелено было пожалованный ему двор оценить и по оценке надлежащую сумму принять Коптеву, владельцу пожалованного двора.

9) Указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской Государственно-ново-учрежденной Камер-коллегии, из конторы церкви святого праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы священнику Иоанну Аврамову. По Ее Императорского Величества указу и по определению в камер-конторе велено присланную правительствующего Сената из герольдмейстерской конторы солдатскую жену Ирину Кузмину определить при той церкви в ново-построенную женскую богадельню, как в совершенство построена будет и о том к тебе священнику послать указ церкви Святого Праведного Симеонa Богоприимца и Анны Пророчицы священнику учинить о том по сему Ее Императорского Величества указу марта 13 дня 1734 года.

10) Указ за № 651 из той же конторы, коим велено присланных Правительствующего Сената из герольдмейстерской конторы солдатских и других мастеровых людей жен десять человек для пропитания определить при той церкви в женскую богадельню, и о том к тебе священнику послать указ, а кого именно определить надлежит, о том сообщается при сем реестр. Марта 15-го дня 1734 года.

11) Записи об отправлении Богослужений в Симеоновской церкви в дни Рождения и Тезоименитства Государыни Анны Иоанновны в таком виде: в день рождения Ее Императорского Величества, то есть 27 января 1738 г. кто были при отправлении всенощного бдения, молебна и литургии о том значится ниже сего.

Всенощное Бдение отправлял епископ Киприян Вяцкий и Великопермский и с архимандритом Павлом Рожественским, и со священником Иоанном Аврамовым, диаконом Григорьевым, и с диаконом Николаем.

Перед Литургией благодарственный молебен отправляли: преосвященнейшие нижегородский Питирим, вологоцкий Амвросий, казанский Гавриил и вяцкий Киприан. Архимандриты: Невский Стефан, Новоспасский Никодим, Соловецкий Варсонофий, Рожественский Павел.

Литургисали: епископ Вяцкий и Великопермский Киприан, да архимандрит Рожественский, да священник Иоанн Аврамов, да диакон Григорьев, да Петропавловский диакон Герасим, да диакон Николай Афиногенов.

В день тезоимства 3-го февраля 1738 г. Всенощное, молебен и литургию служили те же самые, только прибавлен архимандрит Николай Грузинский.

VI.Причт

Причт первоначально состоял из одного священника, диакона и дьячка. Но по обстоятельствам времени и требованию нужды, состав причт изменялся. Так в прошениях от июня 1723 года Государыне Императрице Екатерине Алексеевне о пожаловании в Симеоновскую церковь богослужебных книг по кончине Государыни Царевны Марии Алексеевны, и от декабря 1724 года в Высоко-правительствующий Верховный суд о возвращении в церковь сосудов и серебра, отданных серебряных дел мастеру Патрикееву, подпавшему под суд, подписался только один поп Иван Панов с товарищами и с прихожанами, а под доношением Святейшему Синоду от ноября 1727 года о крайнем обветшании деревянной Симеоновской церкви и необходимости вместо оной построить новую на том же месте, подписались два священника: поп Иван Панов и поп Иван Иванов с причетниками и приходскими людьми. – При освящении храма в 1734 году опять показаны только один священник Иоанн Абрамов и 1 диакон Николай Анфиногенов. – По исповедным росписям за 1739 год значатся два священника: Иоанн Абрамов и Иоанн Григорьев. При двух священниках в следующие годы состояли диакон и один или 2 дьячка; с 1803 г. прибавляется 3-й священник и 3-й дьячок. В 1809 г. были: протоиерей, 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка и далее прибавляется второй диакон. В 1856 году – четвертый священник и с 1859 года четвертый дьячок. – Ныне существующий причт составляют: протоиерей, три священника, два диакона штатных, один на причетнической вакансии и три дьячка. Из прежних священнослужителей Симеоновской церкви по образованию и служебной деятельности заслуживают особенного внимания: священники Андрей Барановский и Иоанн Павинский и протоиереи Петр Вигилянский и Андрей Райковский.

1) Священник Андрей Иванов Барановский воспитывался в Киевской Духовной академии до философии. В 1735 году по Указу Императрицы Анны Иоанновны, преосвященный Рафаил, архиепископ Киевский выслал его в числе певчих в С.-Петербург ко двору Ее Величества. Барановский сам пел и состоял учителем певчих два года. В 1738 г. Барановский, по собственному прошению, был уволен от двора, поехал в Москву и там два курса прослушал Богословское учение. Отсюда был вызван Преосвященным Леонидом в Крутицкую епархию и состоял в школе духовных детей учителем латинского диалекта. На основании Указа Святейшего Синода, преосвященный Митрофан, епископ Тверской, посвятил Барановского в Москве, по собственному его изволению, священником для посылки в Прусское государство; но когда Барановский прибыл в С.-Петербург, то Святейший Синод 4-го февраля 1741 г. определил его на время священником в Измайловский полк. А когда полковой священник возвратился из похода, то Святейший Синод определил Барановского к церкви Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Здесь он, по Указу Святейшего Синода, проходил также при Преосвященном Феодосии должность Благочинного. Он был вообще известен как ученый и деятельный священник того времени, честной жизни и все свои обязанности исполнял точно. В прошении к Преосвященному Феодосию в мае 1745 г. он писал, что служба его известна Ее Величеству Государыни Елисавете Петровне. (Стран. Февр. 1869 г. Спб. Епархия).

2) Священник Иоанн Дмитриевич Павлинский (в последствии архиепископ Иона:), товарищ графа Сперанского по Александро-Невской семинарии. 1793 г. 25 марта произведен в диакона в Исаакиевский собор, а в 1797 г. сделан священником и был отправлен в Миссию в Копенгаген, где находился до 1802 г. и был употребляем российскими министрами по делам Высочайше вверенным для русского языка и переводов. В 1802 г. по прошению его, был переведен в С.-Петербург и определен к Захарьевской церкви. В 1803 г. определен к Симеоновской церкви и весь этот год преподавал Катихизическое учение в Казанском соборе. 1804 г. 25-го марта Всемилостивейше пожалован камилавкой и 20-го июня того же года, по Указу Духовной Консистории отправлен был путешествовать с княгиней Александрой Петровной Голицыной в чужие края для исправления при ней священно-служения и обучения Закону Божию ее детей. В сем путешествии пробыл до 12 июня 1805 г. В 1808 году назначен присутствующим Духовной Консистории и ноября 21-го дня того же года благословлен набедренником. 1809 г. 2-го февраля Всемилостевейше пожалован золотым наперстным крестом и в сентябре того же года, по Высочайшему соизволению, определен духовником Государыни Великой Княгини Екатерины Павловны. В 1813 г. вступил в монашество, в 1817 г. рукоположен в Епископа Орловского; в 1821 г., переведен в Тверь и пожалован в Члены Святейшего Синода; скончался в 1828 году Архиепископом Казанским. В бытность за границей он перевел и издал перевод сочинения Блера: «Опыт о красноречии проповедников» (Спб. 1800 г.); и «Пастырское богословие Франциска Гивштица, Профессора Богословия при Венском Университете» (СПб. 1803 г.).

3) Протоиерей Петр Борисович Вигилянский, диаконский сын из дворян. В 1799 г. из Астраханской Семинарии, по Указу Святейшего Синода, был отправлен в Казанскую Духовную Академию для образования к учительской должности. Сверх академического курса, с дозволения Академического правления, слушал лекции по физике, истории и математике в Казанской гимназии. В 1802 г. Преосвященным Архиепископом Платоном был вытребован в Астраханскую семинарию и определен учителем латинского, еврейского и французского языков, истории и арифметики. В 1804 году по прошению переведен в С.-Петербургскую Епархию и определен учителем высшего латинского, математического, исторического и географического классов в Александро-Невской Академии. В 1805 г. мая 25 дня по Высочайшему соизволению, получил дозволение носить шпагу. В 1806 году составил статистические карты, под названием: «Географическое обозрение всех частей света», которые были, по Указу Святейшего Синода, и напечатаны. Того же года 30 ноября Всемилостивейше пожалован в Коллежские регистраторы. 1807 года февраля 1-го дня Высокопреосвященным Митрополитом Амвросием посвящен в диакона, а 4-го дня в священника к Симеоновской церкви, с оставлением в Академии учителем всеобщей истории и политической и библейской географии. Того же года августа 9-го дня определен законоучителем в Главное Немецкое училище при церкви Апостола Петра, для детей православного исповедания. В 1809 году сочинил классическую книгу: «Опыт Священной Географии», за которую 1808 года 1-го июля удостоился получить от Государя Императора золотые часы, украшенные драгоценными камнями. Того же года декабря 22 дня Комиссией Духовных училищ утвержден в Духовной академии бакалавром исторических наук, какую должность проходил по 1810 год. 1809 года в сентябре напечатал свое сочинение: «Час моего размышления». В уважение трудов его на пользу церкви, 1809 года 3-го февраля благословен от архипастыря набедренником; 1810 года 26 сентября Всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой скуфьей, в 1812 году камилавкой. С 1814 года по апрель 1820 г. по Высочайшей воле Государыни Императрицы Марии Феодоровны, преподавал Закон Божий избраннейшим девицам воспитательного дома, за что в декабре 1814 г. объявлена ему благодарность от имени Ее Величества. 1815 года 9-го апреля Всемилостивейше пожалован золотым наперстным крестом. 1817 г. в 21 день января Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени. 1818 года февраля 14-го дня пожалован бронзовым наперстным крестом на Владимирской ленте за 1812 год. 1821 года в 13-й день августа, по Высочайшему соизволению Государыни Императрицы Марии Феодоровны за особенные труды и способности в обучении Закону Божию классных воспитанниц здешнего воспитательного дома, Всемилостивейше пожалован наперстным крестом с алмазными украшениями. Умер в 1845 году.

4) Протоиерей Андрей Иванович Райковский, магистр, профессор богословия в С.-Петербургском Императорском университете, действительный член конференции С.-Петербургской Духовной академии и член Духовной консистории перемещен к Симеоновской церкви от Смоленско-кладбищенской 1845 года 22 ноября на место умершего протоиерея Вигилянского, и 1848 года 4-го августа переведен в Казанскому собору на вакансию штатного протоиерея и благочинного, где и скончался 29-го октября 1860 года. (См. подроб. о нем в описании Казанского собора)58.

В настоящее время при Симеоновской церкви состоят:

1) Протоиерей Николай Петрович Содальский, магистр, кончил курс учения в С.-Петербургской Духовной академии. 1837 г. определен профессором в Казанскую Духовную семинарию. 1837 г. 6-го сентября перемещен ректором в ямбургские духовные училища. 9-го сентября 1838 г. рукоположен в священника к церкви св. Благоверного Великого князя Александра Невского при С.-Петербургском батальоне военных кантонистов, 1842 г декабря. 13-го дня перемещен к Трехсвятительской церкви, что при Андреевском соборе, на вакансию старшего священника, 1848 г. июля 2-го дня, а от сей церкви к Благовещенской, что на Васильевском острове, 1854 года июня 14-го дня; возведен в сан протоиерея 1855 г. мая 21-го дня; определен членом С.-Петербургской Духовной консистории 1859 г. января 26-го дня и благочинным Васильеостровских церквей, 1861 г. сентября 12-го дня; перемещен от Благовещенской к Симеоновской церкви, 1867 г. ноября 6-го дня; имеет камилавку, золотой наперстный крест от Синода выдаваемый, бронзовые крест и медаль в память войны 1853–56 годов, и орден св. Анны 2-й степени с Императорской короной; а в ноябре 1872 г. с Высочайшего соизволения, поднесен ему от прихожан золотой наперстный крест, украшенный драгоценными камнями, в знак признательности к трудам его, по возобновлению Симеоновской церкви и учреждению Общества вспоможения приходским бедным из приютов для детей.

2) Священник Николай Иванович Верховский, магистр, кончил курс учения в С.-Петербургской академии в 1857 г., рукоположен в священника Троицкого собора, что на Петербургской стороне; 1857 г. декабря 5-го дня переведен к Симеоновской церкви 1867 г., ноября 6-го дня; имеет камилавку и золотой наперстный крест.

3) Священник Петр Космич Спонаровский, магистр, кончил курс учения в С.-Петербургской Духовной академии в 1855 г., определен учителем в новгородскую Духовную семинарию 1855 г. декабря 7-го дня; помощником инспектора семинарии 1857 г. мая 11-го дня; рукоположен в священника церкви С.-Петербургской Петропавловской больницы 1858 г. августа 15-го дня; переведен к Симеоновской церкви 1867 г. ноября 6-го дня; имеет камилавку и бронзовую темную медаль в память войны 1853 – 56 гг..

4) Священник Василий Афанасьевич Ветвеницкий, кончил курс учения в С.-Петербургской Духовной семинарии в 1837 г., рукоположен в диакона Входа-иерусалимской церкви 1844 г. мая 28-го дня, и в священника 1860 г. января 1-го дня; перемещен к Симеоновской церкви 1867 г. ноября 6-го дня; имеет камилавку.

5) Церковный староста с.-петербургский 2-ой гильдии купец Федор Васильевич Романов определен в сию должность1866 г. июля 29-го дня; на второе трехлетие утвержден 1869 г. октября 15-го дня, и на третье трехлетие 1872 г. октября 16-го дня; за отлично усердную и полезную службу удостоен от епархиального начальства похвального листа 1869 г. ноября 10-го дня и от Св. Синода грамоты с преподанием ему благословения за усердие к храму Божию 31-го декабря того же года.

VII. Содержание причта

Причт Симеоновской церкви никогда не получал ни жалованья, ни руги, но содержался доходами от церковных служб и требоисправлений. К числу этих доходов следует отнести и плату, какая получалась от исправления церковных служб в домовых церквах, в особенности, у графа Дм. Ник. Шереметева; но со смертью его в 1871 г. службы в его церкви прекратились, и вообще, в последние годы этот источник доходов почти совсем иссяк, вследствие изменившихся обстоятельств.

Причт пользуется также незначительными процентами с Государственного непрерывно доходного билета на капитал 1280 руб., составившийся из взносов разных лиц на вечное поминовение, каковых процентов получается всего 51 руб. 20 коп. в год. Вообще способы содержания в настоящее время, при многосложности причта, весьма ограниченные.

VIII. Церковные здания и земля

Земля, принадлежащая церкви, заключается в пределах ее ограды, где находятся и три каменные церковные дома для жительства причта и сиротствующих духовного звания. Мерой земли под церковной оградой и домами считается 963 квадратные сажени. В церковных домах помещаются, сверх штатных членов причта и просфирни, две священнические и три причетнические вдовы с сиротами, а три квартиры отдаются в арендное содержание под магазины, от которых получается в пользу церкви до 2650 рублей в год.

До 1792 года для жительства причта не существовало церковных домов и надобно полагать, что он помещался или в собственных домах, или на съемных квартирах, хотя неизвестно, давалась ли из церкви какая-либо сумма на наем квартир. В 1792 году были построены для жительства причта два небольшие каменные дома на Моховую улицу и в углу церковной ограды, а с прибавлением третьего священника н дьячка были выдаваемы обоим из кошельковых сумм квартирные деньги, каковая выдача прекратилась с приобретением в 1849 году покупкой у частного владельца, аптекаря Гедике третьего большого 3-х этажного каменного дома, прилегающего к церковной ограде с восточной стороны по Симеоновскому переулку. Дом этот был куплен за 55.000 руб., в счет которых было уплачено из наличных кошельковых сумм 31.000 руб., а в остальных 24.000 руб., дом был заложен в Банке, с уплатой долга и процентов в течении 15-ти лет на основании банковских правил.

Как на землю, так и на церковные дома, надлежащие документы имеются и хранятся в казнохранилище.

IХ. Управление церкви

Церковь, как и причт оной, состоят под управлением епархиального начальства. Духовная консистория находится на расстоянии 21/2 верст от церкви, а благочинный в настоящее время состоит при соседней Знаменской или Входа-иерусалимской церкви.

X. Казенные и домовые церкви, состоящие в черте Симеоновского прихода

Казенных домовых церквей в Симеоновском приходе состоит 15 именно:

а) При казенных заведениях, где имеются штатные причты:

1) В Департаменте Уделов на Литейной во имя Преп. Спиридона Тримифийского Чудотворца, устроена в 1799 году.

2) В Инженерном Замке главная во имя Архистратига Михаила, устроена в 1800 г.

3) В том же Замке при Инженерной академии во имя Первоп. Апостолов Петра и Павла, устроена в 1858 году.

4) В Екатерининском институте, во имя Св. Великомученицы Екатерины, устроена в 1805 году.

5) В Институте слепых, во имя Всемилостив. Спаса, исцелившего слепорожденного, устроена в 1833 году.

6) В Мариинской больнице для бедных, во имя св. Апостола Павла, устроена в 1805 году.

7) В глазной лечебнице, что в Моховой улице, во имя Святителя Николая, устроена в 1829 году.

б) в домах правительственных и частных лиц, где служение совершается священниками, особо при сих церквах состоящими:

8) В доме министра двора Его Императорского Величества, во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, устроена в 1812 году.

9) В доме графини Кушелевой, во имя Святителя Николая, устроена в 1856 году.

в) в домах, где служение совершается сторонними священниками:

10) в доме Министерства Юстиции во имя Всемилостив. Спаса, устроена в 1819 году.

11) В доме графа Шереметева, во имя Св. Великомученицы Варвары, устроена в 1733 году.

12) В доме графа Апраксина, во имя Казанской Божьей Матери, устроена в 1819 году.

13) В доме княгини Васильчиковой, во имя Спаса Нерукотворного образа, устроена в 1835 году.

14) В доме графини Протасовой, во имя Собора Пресвятой Богородицы, устроена в 1856 году.

15) В доме графини Де-Шево, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, устроена в 1861 году.

Кроме домовых церквей в Симеоновском приходе на Моховой улице близ Пантелеймоновой, находится часовня Череменецкого Иоанна-Богословского монастыря, которая построена с разрешения Его Высокопреосвященства в 1864 г. на сборы от доброхотных дателей, и освящена 3-го января 1865 года, а земля для построения оной дана бывшим соседним домовладельцем, купцом Турановым.

XI. Благотворительные учреждения при церкви

Вместе с построением церкви в 1734 г. на основании Сенатского Указа от 19 мая 1733 г. о построении из Канцелярии строений С.-Петербурге при церквах богаделен на 20 человек в каждой, была устроена и при Симеоновской церкви такая богадельня, то есть, деревянная изба с сенями, и первая была помещена в нее, как видно из указа от Конторы ново-учрежденной Государственной Камер-Коллегии от 13 марта 1734 года на имя священника Симеоновской церкви Иоанна Абрамова, солдатская жена Ирина Кузьмина, которую велено было определить в ново-построенную при церкви богадельню, как только она в совершенство построена будет. Вслед за сим таким же указом от 15 марта велено присланных Правительствующего Сената из Герольдмейстерской конторы солдатских и других мастеровых людей жен десять человек для пропитания определить при Симеоновской церкви в женскую богадельню. Таковых богаделенок в великопостной ведомости за 1738 год при церкви св. Симеона Богоприимца и св. Анны Пророчицы значится 22, а в 1739 и 43-м годах по 20-ти, в 1747 г. 15 престарелых вдов и одна молодая девица при матери, в 1748 14-ть вдов и мальчиков 10-ти лет, в 1768 г. 20-ть вдов и две девицы 22-х и 16-ти лет.

Способы содержания призреваемых в богадельне, вероятно, были те же, какие определены были на основании Указа Петра 1-го от 31 января 1712 года, вообще на содержание бедных больных в богадельнях при церквах. Сюда шли: 1, сборы с венечных памятей, 2, вычеты на гошпитали у штатных чинов и 3, собираемые по церквах, так называемые, лазаретные деньги. Деньги по списку, составленному в Сенате, были выдаваемы из Камер-Конторы каждому из бедных лично, считая по две коп. в сутки.

В каком году Симеоновская богадельня закрыта, указаний на это при делах церковных не имеется. В последствии времени с умножением вдов и сирот духовного звания, стали пользоваться ежегодными пособиями от церкви сии последние, а с открытием при покупке третьего большого каменного дома в 1849 году свободных квартир, сверх занимаемых наличными членами причта, духовные пенсионерки стали пользоваться и квартирным помещением от церкви с отоплением. В настоящее время таковых пенсионерок при Симеоновской церкви состоит 12-ть, получающих ежегодного пособия от 60 до 220 руб., а всем вместе от церкви выдается свыше 1200 руб. в год; кроме того, пять вдов с сиротами пользуются в церковных домах квартирами с отоплением.

В 1868 году 15 сентября, по благословению Высокопреосвященного Митрополита Исидора и с разрешения г. Министра Внутренних Дел, при Симеоновской церкви открыто Общество вспомоществования приходским бедным всякого звания. Цель этого Общества оказывать вспоможение денежными и другими пособиями всем истинно бедным, как-то: беспомощным вдовам, сиротам, престарелым, увечным, больным, обремененным большим семейством и т. п., отделяя истинную бедность от промышленного нищенства. Общество составилось по добровольному согласию, из священнослужителей и прихожан, с разделением на членов-благотворителей, сотрудников и попечителей. Средства Общества состоят: а) в ежегодных взносах членов-благотворителей, б) в единовременных пожертвованиях доброхотных дателей; в) в кружечном и книжном сборах. Сверх сего, 14 сентября 1869 года, по получении разрешения от подлежащего начальства, был открыт при Обществе дневной детский приют, с целью облегчить бедных матерей, занимающихся поденной работой, в надзоре за их детьми и доставить им более свободного времени для работы, а детям дать религиозно-нравственное направление и начальное умственное образование. Приют этот сначала был открыт на 30 обоего пола детей, от 2-х до 12-ти лет, а в следующем году прием увеличен до 40 детей. Оборот капитала Общества за 3 года средним числом выражается в следующих цифрах: в приход поступало по 3716 руб. 65 коп., а в расход по 2458 руб. 65 коп. К 12-му сентября 1872 года состояло в кассе Общества капитала 4937 руб. 8 копеек.

XII. Приход

Симеоновский приход сопределен приходам: Преображенскому, Пантелеймоновскому, Казанскому, Спасосенновскому, Владимирскому и Знаменскому. Границы его с восточной стороны составляют: улицы Надеждинская, Итальянская и Бассейная, с северной – Пантелеймоновская, с западной – Михайловский дворец, с южной – Невский проспект, от Михайловской улицы до Литейной. В приходе считается до 140 домов с казенными зданиями. Население прихода составляют высшее дворянство и служебные лица разных ведомств, часть именитого купечества, торговый и промышленный класс, в среде коего много иностранцев, содержателей магазинов и мастерских, переполненных служащим и рабочим людом.

* * *

57

Ныне в среднем покое поставлены часовенные иконы и выручка для продажи свечей, а в двух боковых помещаются сторожа.

3

Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15.

1

В собрании древних планов Петербурга, изданных Н. Цыловым, на плане 1700 г., против Ниеншанца, на левом берегу Невы обозначено селение Spaskoi-kyvkoby, которому и дают название русского села Спасского, с церковью (Городское поселение Российской Империи, составленное по приказанию Мин. Внут. дел, т.VII, стр.XIX, в «Исторических сведениях о Петербурге», и Пекарский в своей «Петербургской старине», помещенной в «Современнике», 1860 г., июнь, стр.316, в примечании). Действительно, в прежнее время не только предполагали существование такого села, но к имени его приурочивали и всю местность древнего Спасского погоста Вотской пятины, хотя, разумеется, ошибочно; так как этот погост вел свое название от Спасской городской церкви, находившейся в Орешке, как значится в писцевых книгах 1500 г., в которых между селениями, стоявшими на месте нынешнего Петербурга, и в его окрестностях, нет и помину о каком-либо селе Спасском, и, при том, с церковью, какой даже не было на Фомине острове (нынешняя Петербургская сторона), где был «двор тиунь» и 37 дворов крестьян, что, по тогдашнему времени, составляло селение очень значительное (см. выписку и писцевых книг 1500–1501 гг., помещенную в Записках Импер. Русс. Географ. Общества, 1852 г., книг.6, в статье: «О географических сведениях в древней России», 255–258). Не видно такого села и на плане, изображающем местность Петербурга, за год до ее завоевания, и приложенном к «Панораме С.-Петербурга» Башуцкого, изд.1834 г., хотя есть небольшое селеньицо, на месте нынешних градских богаделен, или, скорее, на месте Александровского училища. Нет его и на плане шведского полковника Кроньйорта (1698 г.), приложенном к писцевым книгам Ижерской земли, изд. в 1862 г. Кеппеном; хотя г.Кеппен в объяснении к карте Кроньйорта (т.1, отд.2, стр.222) замечает: «о часовне православных ижерцев, на месте нынешнего Смольного монастыря, упоминает еще в 1701 г. епископ Афанасий (Холмогорский?). Не этот ли убогий молитвенный храм, не оставивший следов своего существования, как и само селение, дал повод шведам назвать это последнее – кучкаву, а нашим историкам бедную ижерскую деревушку превратить в русское село Спасское с церковью? По крайней мере, Петр 1, при завоевании этой местности, пользовался услугами Ижерцев, а Русских не встречал.

1

В собрании древних планов Петербурга, изданных Н. Цыловым, на плане 1700 г., против Ниеншанца, на левом берегу Невы обозначено селение Spaskoi-kyvkoby, которому и дают название русского села Спасского, с церковью (Городское поселение Российской Империи, составленное по приказанию Мин. Внут. дел, т.VII, стр.XIX, в «Исторических сведениях о Петербурге», и Пекарский в своей «Петербургской старине», помещенной в «Современнике», 1860 г., июнь, стр.316, в примечании). Действительно, в прежнее время не только предполагали существование такого села, но к имени его приурочивали и всю местность древнего Спасского погоста Вотской пятины, хотя, разумеется, ошибочно; так как этот погост вел свое название от Спасской городской церкви, находившейся в Орешке, как значится в писцевых книгах 1500 г., в которых между селениями, стоявшими на месте нынешнего Петербурга, и в его окрестностях, нет и помину о каком-либо селе Спасском, и, при том, с церковью, какой даже не было на Фомине острове (нынешняя Петербургская сторона), где был «двор тиунь» и 37 дворов крестьян, что, по тогдашнему времени, составляло селение очень значительное (см. выписку и писцевых книг 1500–1501 гг., помещенную в Записках Импер. Русс. Географ. Общества, 1852 г., книг.6, в статье: «О географических сведениях в древней России», 255–258). Не видно такого села и на плане, изображающем местность Петербурга, за год до ее завоевания, и приложенном к «Панораме С.-Петербурга» Башуцкого, изд.1834 г., хотя есть небольшое селеньицо, на месте нынешних градских богаделен, или, скорее, на месте Александровского училища. Нет его и на плане шведского полковника Кроньйорта (1698 г.), приложенном к писцевым книгам Ижерской земли, изд. в 1862 г. Кеппеном; хотя г.Кеппен в объяснении к карте Кроньйорта (т.1, отд.2, стр.222) замечает: «о часовне православных ижерцев, на месте нынешнего Смольного монастыря, упоминает еще в 1701 г. епископ Афанасий (Холмогорский?). Не этот ли убогий молитвенный храм, не оставивший следов своего существования, как и само селение, дал повод шведам назвать это последнее – кучкаву, а нашим историкам бедную ижерскую деревушку превратить в русское село Спасское с церковью? По крайней мере, Петр 1, при завоевании этой местности, пользовался услугами Ижерцев, а Русских не встречал.

58

Есть предание, что один из первых священников Симеоновской церкви был казнен по делу Царевича Алексея Петровича, но кто именно это был, и как был прикосновен к делу, покрыто мраком неизвестности.


Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий.

Комментарии для сайта Cackle