Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы что на Моховой улице
Местоположение церкви
Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы находится Литейной части в 1 участке на левой стороне реки Фонтанки, называвшейся прежде «Московской стороной», на углу Моховой, или по-прежнему, Хамовой улицы и Симеоновского переулка.
История церкви
Церковь сия, первоначально деревянная, была построена, по повелению императора Петра I, с двумя престолами: главный, во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь тезоименитства старшей дочери Петра Великого, Цесаревны Анны Петровны, а придельный – во имя Архистратига Михаила. Основание первоначальной деревянной церкви, по существующим описаниям церквей столицы и по клировым ведомостям, относится к 1712 году; но в доношении Св. Правительствующему Синоду местных священников Иоанна Панова и Иоанна Иванова с причтом и приходскими людьми в ноябре месяце 1727 года о крайнем обветшании этой церкви и необходимости построения на ее месте новой, построение первоначальной церкви отнесено к 1714 году. В том же доношении сказано, что эта церковь была построена тщанием и попечением Государя Цесаревича Алексея Петровича. Место, где стояла первоначальная Симеоновская церковь, было к востоку в 11 саженях от алтаря ныне существующей церкви. Она, как видно из некоторых документов, не отличалась ни вместительностью, ни прочностью, как и вообще церкви, воздвигнутые при основании Петербурга.
В октябре 1731 года была заложена новая, ныне существующая, каменная церковь с деревянным куполом и верхом колокольни, по повелению Императрицы Анны Иоанновны, которой тезоименитство праздновалось тоже 3 февраля в день св. и прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и к приделу Архистратига Михаила прибавлен другой левый придел во имя преп. Ефрема Сирина, в память дня рождения Высочайшей строптельницы храма. Время основания этого храма обозначено на медной доске в западной стене храма по правую руку со входа в церковь такими словами: «Во имя Господне основание храма сего св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и два придела Архангела Михаила, второй Ефрема Сирина, положился повелением Благочестивейшей, Самодержавнейшей Великой Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы всероссийской, во второе лето благочестивой державы Царства Ее в лето 1731 октября 5 дня в С.-Петербурге». Новая церковь устроена по плану архитектора Михаила Земцова и через 2 года была постройкой окончена. Проект иконостаса для нее приписывается сочинению Высокопреосвященного Феофана, а образа в иконостасе были написаны в количестве 20, московскими иконописцами Василием Василевским, подпись которого и значится на нескольких образах, и Андреем Поспеловым, которые писали св. образа и в Петропавловскую церковь в С.-Петербурге, на дубовых досках из их материала иконным самым добрым мастерством по договору, заключенному с ними в феврале 1731 г., по указу Ее Императорского Величества, за сумму тысячу сорок рублей» (сведение взято из дел Государственного архива).
Освящение главного престола совершено 27 января 1734 года, с величайшей торжественностью, в присутствии самой Императрицы. В освящении участвовали: Синодальные члены Высокопреосвященные Феофан, архиепископ Велико-новгородский и Велико-луцкий и Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, преосвященные Илларион, архиепископ Казанский и Свияжский, Варлаам, архиепископ Псковский и Нарвский, Гавриил, епископ Суздальский и Юрьевский, Грузинские – Роман, митрополит Самптаврийский и Горский, и Иосиф, архиепископ Самбельский. Кроме архиереев были: шесть архимандритов, в числе их Синодальный член Новоспасского монастыря архимандрит Илларион и Троицкого Александро-Невского монастыря Петр, 4 протоиерея, в числе их были: Синодальный член Московского Благовещенского собора протопресвитер Иоанн Симеонов, С.-Петербургские, – Троицкого собора Иоанн Симеонов, Петропавловского собора Петр Григорьев и Исаакиевского собора Иоанн Чедневский; 8 иеромонахов и священников, 3 протодиакона, 36 иеродиаконов, диаконов и иподиаконов, и певчих синодальных и архиерейских с подъяками 91 человек. Придел во имя пр. Ефрема Сирина был освящен 25-го того же января Троицкого Сергиева монастыря архимандритом Варлаамом Синодальным членом Московского Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым и прочим духовенством. А придел во имя Архистратига Михаила освящен 8-го ноября того же года Синодальными членами: Московского Чудова монастыря архимандритов Аароном и Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым с прочим духовенством. (Взято из дел Синодального архива за № 1229, 1734 г. февраля 4-го дня и ноября 13-го дня того же года).
Императрица причислила ново-созданный храм к придворным, часто его посещала сама и особенно заботилась о благолепии его. В высокоторжественные и царские дни здесь собиралось для молебствий духовенство столичных церквей до времени открытия храма Казанской Богоматери в 1737 году, а в дни рождения и тезоименитства Императрицы, т. е. 28 января и 3 февраля, торжественные архиерейские богослужения были отправляемы и в последующие годы до кончины Государыни. Со времени же рождения Великой княжны Анны Павловны, впоследствии королевы Нидерландской, и последовавшего затем присвоения Симеоновской церкви ордена св. Анны в царствование императора Павла I, архиерейские торжественные богослужения опять стали совершаться в ней 3-го февраля в честь тезоименитства царственной особы, а также в честь кавалерского и храмового праздника, и совершались до позднейшего времени. Замечателен указ Святейшего Правительствующего Синода, от 19-февраля 1734 года о наименовании церкви Симеоновской, но св. и прав. Симеона Богоприимца и св. Анны Пророчицы. В этом указе сказано: «По указу Ее Императорского Величества Святейший правительствующий Синод в С.-Петербурге рассуждая, что по особливому Ее Императорского Величества соизволению в царствующем граде С.-Петербурге построена церковь во имя святого и праведного Симеона Богоприимца и святой Анны Пророчицы вновь каменная, которая в нынешнем 1734 году уже по церковному чиноположению и освящена и Божественная в ней служба совершается, а в день празднества оных святых, то есть февраля 3-го числа бывает тезоименитство Ее Императорского Величества Всепресветейшей Государыни Императрицы Анны Иоанновны Самодержицы Всероссийской. А понеже обретающиеся в Санкт-Петербурге всякого звания и достоинства люди, иные от забвения, а большая, как мнится Святейшему правительствующему Синоду, часть от не рассуждения и от простоты в письмах пишут, таким образом, например: живет или жил такой-то у Симеоновской церкви, а в словесных разговорах множественно произносят, что или пошел, или был, или буду у Симеоновской церкви, и прочее тому подобные, а того всего во чьи та церковь имена освящена со изъяснением порядочно в письмах не пишут и в словесных разговорах не употребляют, а для вышеозначенного немаловажного резона как случай позовет именование той церкви надлежит конечно всякого звания и достоинства людям в Санкт-Петербурге обретающимся во всяких письмах писать порядочно, с надлежащим изъяснением, так: церковь или к церкви, или при церкви, или от церкви (и прочее тому подобное), святого и праведного Симеона Богоприимца и святой Анны Пророчицы, и в словесных разговорах произносить церковь, к церкви, при церкви (и о подобном же тому) святых Симеона и Анны. О чем из Синодальных членов преосвященный Феофан, архиепископ Велико-новгородский и Велико-луцкий и Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, января 28 числа 1734 года., и Ее Императорскому Величеству в зимнем Ее Императорского Величества доме докладывали, по которому Их Преосвященств докладу Ее Императорское Величество о том той церкви именовании за благо принять соизволила и повелением Своего Императорского Величества оное утвердила, того ради приказали: отныне всякого звания и достоинства людям в Санкт-Петербурге обретающимся во всяких письмах писать порядочно с надлежащим изъяснением, тако: церковь или к церкви, или при церкви, или от церкви (и прочее тому подобное) святого и праведного Симеона Богоприимца и святой Анны Пророчицы, и в словесных разговорах произносить «церковь, к церкви, при церкви» (и о подобном же тому) святых Симеона и Анны. О чем для надлежащего исполнения в Санкт-Петербурге у обретающихся всех соборов и приходских церквей и в ближних к Санкт-Петербургу ведомства Санкт-Петербургского Духовного правления местах, из этого Духовного Правления распубликовать указами по обыкновению неукоснительно, и о том в оное Санкт-Петербургское Духовное Правление из Святейшего Правительствующего Синода послать указ немедленно. (Подлинный подписали Феофан, архиепископ Новгородский; Питирим, архиепископ Нижегородский; Илларион, архимандрит Новоспасский; Аарон, архимандрит Спасоярославский; Иоанн, протопоп Благовещенский, обер-секретарь Михайло Дудин)».
В 1737 году, по Указу Ее Величества, были перевезены из Петропавловской крепости для постановления на колокольне Симеоновской церкви часы с курантами, снятые с церкви Воскресения Христова, что на Васильевском острове, и для играния курантов было вылито мастером Петром Леклером 25 колоколов по данным моделям от колокольного мастера Ферстера; часы эти в последствии времени, неизвестно когда именно, сняты и памятником их, можно считать один разбитый колокол около 10 пудов весом с английскими надписями 1685 года, который тоже в последнюю перестройку храма, из-за негодности к употреблению, снят с колокольни. (Взято из дела о часах на церкви св. Симеона и Анны – 1736 г. № 18. Синодального архива). По кончине императрицы Анны Иоанновны, в Симеоновскую церковь был перенесен и поставлен над главным престолом балдахин, шитый по малиновому бархату золотом с бахромой и кистями золотыми, служивший при погребении тела Государыни. В 1772 году устроен был в середине Симеоновской церкви и 16 февраля освящен третий придел во имя св. Великомученика Евстафия Плакиды, в память рождения Наследника престола цесаревича и Великого князя Павла Петровича, которое случилось 20 сентября в день сего святого.
Со времени устроения третьего придела, церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные вначале все в ряд под одним иконостасом, а в теплой – один ново-поставленный престол. Кроме того, при входе в церковь по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола. В 1797 году Император Павел I присвоил Симеоновскую церковь к ордену св. Анны, и велел поставить над главным входом в нее с западной стороны деревянный знак сего ордена, прилично украшенный, а внутри храма у правой колонны, ближайшей к алтарю, устроить Императорское место из малинового бархата с золотым позументом. В то же, вероятно, время и была сделана на левой стороне напротив Царского места проповедническая кафедра.
В 1802 году Симеоновская церковь была перечислена из придворного ведомства в епархиальное. С сегo времени по 1808 год произведены в ней значительные исправления и произошли некоторые изменения во внутренности ее, при церковном старосте, С.-Петербургском купце Иване Васильевиче Тарасове. Так, внутри церкви, сделаны во всех окнах новые летние и зимние рамы, в двух боковых входах большие железные двери, св. образа поновлены, все стены выкрашены, перестланы полы и в теплой церкви уничтожены возвышения для женских мест и перегородки, кроме тех стеклянных, которые отделяли холодную церковь от теплой, наконец, для большего распространения храма и 3-й придел во имя вмч. Евстафия упразднен и церковь сделана вся теплой. Снаружи к северной стене алтаря, подле придела пр. Ефрема Сирина, сделана каменная пристройка для ризницы, казнохранилища и разжигания уголья; на углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам построена, под один стиль с церковью, часовня для поставления снаружи образов, а внутри с тремя маленькими покоями, назначенными первоначально для жительства церковнослужителям и сторожам, и для кладовой57; сама ограда церкви возвышена и починена. Потом при настоятеле церкви, протоиерее Петре Вигилянском и при церковных старостах Павле Сутугине и Сильвестре Шишкине, отличавшемся особенной распорядительностью и ревностью к благолепию храма, церковь в течение нескольких лет, начиная с 1834 и по 1839 год, опять возобновлена снизу доверху и приведена в тот вид, в каком существовала доныне. В эти годы, именно в 1834 г., была разобрана вся деревянная верхняя часть колокольни, где ветхое заменено новым, шпиль покрыт новым железом, и крест вновь позолочен; на церкви повредившееся железо заменено новым и весь фасад церкви и колокольни, равно как и церковная ограда с часовней исправлены и выкрашены. Не видно, однако же, чтобы и деревянный купол на церкви был перестроен, на что дано было разрешение епархиальным начальством еще в 1825 году, если, сказано в указе, этот купол окажется ветхим и к починке негодным, не отступая точию от прежнего фасада. В 1838 году была возобновлена и исправлена вся внутренность церкви: иконостас и все киоты для икон вызолочены лучшим червонным золотом и выкрашены, живопись в иконостасе и на стенах вычищена и исправлена, а в царских вратах придела Михаила Архангела 6 образов написаны вновь академиком Антонелли; иконостас местами почищен и обшит досками с алтарной стороны, полы черные и чистые выстланы вновь с положением под них новых балок, серебряные ризы на местных образах и лампады отбелены, все стены храма и купол окрашены голубой клеевой краской; печи и окна исправлены, даже срачицы на престолах и жертвенниках сделаны новые; сверх этих внутренних исправлений и наружный фасад церкви с церковной оградой вновь окрашены, с исправлением штукатурки, орденский знак над входными западными дверьми вновь выбронзирован. А чтобы во время производства работ богослужение в храме не прекращалось, для совершения оного были устроены посреди церкви временные алтари, отделявшиеся от главного иконостаса дощатой обшивкой. При этом общем возобновлении церкви, царское место, балдахин над престолом и проповедническая кафедра из-за ветхости упразднены. В 1839 году переделано помещение для ризницы, с перенесением входа в алтарь с северной на восточную сторону. Стоимость всех исчисленных работ по колокольне, церкви и церковной ограде, как видно из приходно-расходных книг за показанные годы, простиралось до 14.600 рублей ассигнациями. Надо, однако же, заметить, что исправления и переделки в церкви были разрешаемы и производимы не иначе, как с сохранением прежнего стиля и без отступления от наружного фасада, а потому Симеоновская церковь сохранила доселе свой первоначальный вид. Небольшое отступление от прежнего фасада допущено только пристройкой к северной части алтаря, обращенной внутрь церковного двора, для удобнейшего помещения ризницы, казнохранилища, архива и библиотеки.
С 1839 года в течение 30 лет в Симеоновской церкви не было значительных исправлений, кроме необходимых ремонтировок. Вследствие чего церковь пришла в крайнее обветшание и требовала не только полного реставрирования, но и капитальной перестройки в некоторых частях. К этому делу было преступлено в 1868 году. Самое живое участие принимал в нем из прихожан действительный статский советник, С.-Петербургский 1-й гильдии купец Василий Федулович Громов (умер 12 июня 1869 г.), который из предоставленного в полное и безотчетное распоряжение его капитала по духовному завещанию покойной его жены Федосьи Тарасьевны, пожертвовал на перестройку храма 30.000 руб. 5% билетами Государственного банка. По его поручению, составлен был академиком-архитектором Винтергальтером первый план перестройки, со значительными отступлениями от старого плана. Но план, составленный Винтергальтером, хотя соответствовал современным требованиям вкуса и искусства, а также желанию жертвователя, не был одобрен и утвержден С.-Петербургским строительным отделением, в виду точного смысла ст. 207 т. ХІІ уст. строит., ограждающей все древние церковные постройки от произвольной переделки их в модном вкусе, а Симеоновская церковь, как было выражено в постановлении строительного отделения, есть самая старейшая, из церковных построек прошлого столетия и единственная, остающаяся до ныне без видоизменения; при чем строительное отделение признало совершенно возможным реставрировать этот храм в первоначальном же стиле. Согласно этому журнальному постановлению строительного отделения, академиком Винтергальтером составлен был новый план на реставрирование Симеоновской церкви и при ней каменной часовни, в первоначальном стиле, с возведением каменных пристроек, нa месте прежних ветхих и маловместительных, для ризницы и входа, и устроение новой церковной ограды, с заменой прежней деревянной решетки железной. План этот, по рассмотрении и одобрении С.-Петербургским строительным отделением и техническо-строительным комитетом при Министерстве внутренних дел, был Высочайше утвержден, в 11 день апреля 1869 года, и препровожден для исполнения, по журнальному постановлению строительного отделения от 6 июня 1869 года, с тем, чтобы: 1) подвалы и передняя часть церкви были покрыты кирпичными сводами, оставляя каменные столбы внутри храма в существующем виде; 2) чтобы ветхий деревянный портик у южного бокового входа был заменен каменным, также с сохранением характера его архитектуры; 3) чтобы при перестройке храм был снабжен хорошей системы отоплением и вентиляцией. Для исполнения работ епархиальным начальством учреждена временная строительная комиссия, в составе которой назначены членами местный настоятель, протоиерей Η. П. Содальский с прочими священнослужителями, церковный староста, купец Ф. В. Романов и из прихожан, действительный статский советник B.C.Барыков, гвардии полковник, потом генерал-майор, Ф. Ив. Жербин, действительный статский советник A. И. Лер, статский советник Π. А. Климов, потомственные почетные граждане: И. Ф. Громов, вместо умершего брата его, действительного статского советника В.Ф. Громова и Κ. А. Варгунин, для делопроизводства избран из членов же комиссии, надворный советник Π. А. Семенюк. По составлению и утверждению надлежащих смет, к работам было преступлено в мае следующего 1870 года, а для удобнейшего производства оных и беспрепятственного отправления богослужения была выстроена в том же месяце мае временная деревянная церковь внутри церковной ограды с двумя престолами. Все работы вполне были окончены через два года к октябрю 1872 г. Они заключались в следующем:
1) По колокольне – два верхние деревянные яруса заменены новыми каменными, а для укрепления двух нижних ярусов, которые оказались тонкими и непрочными, выведены внутри колокольни стенки по цементу под двумя арками; шпиль деревянный под железной оболочкой устроен вновь, крест над шпилем с шаром вызолочены под огонь, под колокольней сторожка и кладовая перестроены. Но только лишь колокольня была отстроена и леса сняты, как ударом молнии, во время сильной грозы, разразившейся над местностью церкви, 26-го июля 1871 года, произведены были значительные наружные повреждения в двух верхних ярусах колокольни, каковые вновь исправлены с надлежащей прочностью.
2) По церкви – вновь устроены под всей церковью кирпичные своды, которых прежде не было, полы настланы новые – в церкви из соснового паркета, а в алтарях и на пред алтарной солее из дубового; верхние своды над передней частью церкви, в замен прежних потолков, и в алтаре устроены новые деревянные под штукатуркой, с возвышением передней части; в главном куполе повредившиеся части заменены новыми; рамы, как в куполе, так и во всей церкви закладные, летние и зимние, поставлены новые с железными решетками по новому рисунку; печи с вентиляцией сложены новые по системе пиротехника Давыдова; вся церковь покрыта новым железом, а понизу обложена новым цоколем; стены как наружные, так и внутренние снова оштукатурены и выкрашены, с небольшим утончением внутренних столбов; из двух хоров, одни в высокой части церкви, как ненужные уничтожены, а в передней части увеличены и утверждены на железных кронштейнах; корона над главным куполом и шар с крестом вновь вызолочены. К северной стороне алтаря сделана новая пристройка, с разобранием прежней маловместительной, для ризницы и входа. Над ризницей, по особому разрешению Святейшего Синода, устроен новый 4-й придел в честь местно-чтимого образа Божьей Матери, именуемой Троеручицей, для отправления заказных служб. Внутреннее устройство этого придела и снабжение изящной и благолепной утварью произведено членом строительной комиссии, статским советником Климовым (умер 10-го августа 1872 г.) на пожертвования братиков Свято-Кирилло-Мефодиевского братства в память основателя этого братства, покойного графа Дмитрия Николаевича Блудова. В главной церкви иконостас устроен новый по рисунку академика Винтергальтера, с удержанием стиля прежнего иконостаса. Живопись в иконостасе и стенных образах возобновлена художником Емельяновым; рамы и киоты вызолочены вновь; утварь и серебряные ризы выбелены, с новой позолотой, где следует, с исправлением их и добавкой серебра. С западной, северной и южной сторон храма устроены новые крыльца со входами; над первым поставлен железный зонтик, над южным портик, вместо деревянного, устроен каменный по прежнему рисунку, а над северным крыльцом сделан каменный тамбур со входом в главную церковь, с лестницей для входа в новый малый придел. Одним словом, церковь вся перестроена заново, с сохранением только каменного ее остова и верхних частей главного деревянного купола и с удержанием прежнего архитектурного характера, и
3) По церковной ограде – она вся сложена вновь из цоколя и обнесена железной бронзированной решеткой с тремя воротами железными же; часовня на углу ограды перестроена, вновь покрыта листовым железом, и крест над ней вызолочен, иконостас внутри оной возобновлен с позолотой по местам; в церковной ограде проложены подземные трубы для стока воды и устроен сад; кругом церкви для крестных ходов настланы широкие плитные тротуары, таковые же тротуары положены и по наружной стороне ограды с перестилкой всей мостовой по Симеоновскому переулку и Моховой улице. Стоимость всех этих работ капитальных, художественных и земляных простирается до 70,000 рублей сер., не считая внутренней отделки нового придела и пожертвований вещами на украшение храма. Капитал приобретен от усердствующих к храму Божьему прихожан и частью от обычных церковных доходов. Главным пожертвованием на перестройку храма, как замечено выше, были 30,000 руб. от С.-Петербургского 1-й гильдии купца, действительного статского советника Василия Федуловича Громова; сверх того, еще ранее в 1858 г., на этот же предмет было назначено, по завещанию царскосельского купца Николая Каленова 5000 руб., а с полученными на них процентами составилось 6000 р., да по предложенной подписке от прочих прихожан собрано до 14000 р., а всего с накопившимися процентами образовалась сумма свыше 53 000 руб., остальное добавлено из текущих церковных доходов; разных пожертвований утварью, ризницей и другими церковными принадлежностями, приобретено на 11,585 рублей, с включением пожертвований для нового придела от братиков Кирилло-Мефодиевского братства.
III. Описание настоящего храма
В настоящее время храм имеет четыре престола, в главной церкви три прежние в ряд под одним иконостасом и в пристройке над ризницей четвертый престол, вновь устроенный в честь Божьей Матери, именуемой Троеручицей. Последний, по благословению высокопреосвященного митрополита Исидора, был освящен 17-го октября 1871 года местным протоиреем Николаем Содальским с прочим духовенством; храмовый праздник в нем совершается 12-го июля. В главном храме средний престол во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, по возобновлении всего храма, был освящен 8-го октября 1872 года высокопреосвященным митрополитом Исидором, в со служении преосвященного викария Тихона, епископа Ладожского, 2-х архимандритов, благочинного и местных священнослужителей. Иконостас сего храма весь резной, вызолоченный; посередине в четыре, а по бокам в три яруса, оканчивающиеся сверху резными золочеными крестами, водруженными над верхними образами; золоченые резные изображения херувимов, стоявшие прежде над боковыми приделами при перестройке церкви сняты. Некоторые образа в иконостасе, а в нижнем ярусе почти все украшены серебряными ризами. Сверх того, в нише над средними царскими вратами, подле образа Тайной вечери, с правой стороны находится образ Спасителя Нерукотворный в серебряной филиграновой ризе с позолоченным венцом, в котором литеры О Ѡ Н из бриллиантов, а с левой стороны образ Казанской Божьей Матери в золотой ризе с жемчужным убрусом, украшенным разно-кратными бриллиантами и рубинами. (Оба эти драгоценные образа пожертвованы в церковь в 1839 году, по духовному завещанию светлейшей княгини Екатерины Николаевны Лопухиной).
Стиль церкви римский, она расположена крестообразно, своды храма лежат на четырех каменных столбах, соединяющихся между собой и со стенами храма сверху арками; внутреннее пространство церкви в длину от стены главного алтаря до западной двери 181/2 сажен, ширина по иконостасу 81/2 сажен, а в середине церкви 7 сажен 1 аршин, вышина под куполом с крестом 18 сажен от земли. Пол в церкви паркетный сосновый, а в алтарях дубовый. Наружные стены украшены пилястрами дорического ордера: вызолоченная глава над куполом имеет вид короны, поставленной на золотой подушке с 4-мя золочеными кистями; над короной утвержден позолоченный крест. С северной и южной сторон церкви над входами, сверху окон поставлены на стене вензелевые свинцовые щиты, а над западной входной дверью деревянное изображение ордена св. Анны, с двумя ангелами по сторонам. Внутри церкви имеются хоры, утвержденные на железных кронштейнах. Окон по низу 18, и в куполе 7, в новом приделе Троеручицы и в ризнице под ним по 4 окна, а во входах с северной и восточной сторон по одному окну. Над папертью устроена каменная колокольня в виде четырехугольной башни в 4 яруса со шпилем, значительной высоты; первый ярус дорического, второй – ионического, а третий и четвертый ярусы – коринфского ордера; шпиль деревянный, крытый железом и выкрашенный зеленой масляной краской; на нем вызолоченный крест утвержден в вызолоченный шар. Вышина колокольни от земли со шпилем 22 сажени. Колоколов на ней 7. Большой колокол в 3-м ярусе весит 267 пуд. 17 фунт., на нем вылита надпись: «В Симеоновскую церковь, лит в Валдае 1821 года, старанием священнослужителей оной церкви и старосты 1-ой гильдии купца Сутугина с благословления митрополита Михаила». Прочие колокола повешены во 2-м ярусе. Под колокольней при входе в церковь по правую сторону паперти устроена сторожка, а по левую кладовая и лестница на колокольню. Церковь обнесена оградой, фундамент которой устроен из плитного цоколя, а решетка железная, выкрашенная зеленой масляной краской с бронзировкой. На углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам находится каменная часовня, в римском стиле коринфского ордена, крытая железом, и выкрашенная по кровле зеленой масляной краской, в середине оной поставлены св. иконы и прилавок для свечной продажи, а в двух боковых покоях помещаются сторожа. Земли под церковью и оградой состоит 889 3/4 квадр. сажен.
Святыни и достопримечательности церкви
В церкви имеются следующие святыни и достопримечательности:
1) Старый св. антиминс, хранящийся в ризнице, с престола преп. Ефрема Сирина. Он священнодействовал преосвященным Сильвестром, архиепископом С/-Петербургским 11-го января 1761 года. На нем следующая надпись сверху: «Сей Антиминс си есть трапеза священная на приношение бескровной жертвы в божественной литургии осветился благодатью пресвятого и животворящего Духа, сего ради, имеет власть священнодействовать в храме преподобного отца нашего Ефрема Сирина». Снизу: «Повелением же Благочестивейшей и Самодержавнейшей Великой Государыни нашей Императрицы Анны Иоанновны всея России и благословением Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода священнодействовал преосвященным Сильвестром, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским в богоспасаемом царственном граде С.-Петербурге лета – го месяца Яннуариа в ιά день». Нарисовано на этом Антиминсе: в середине крест и положение Иисуса Христа в гроб, с ликами Божьей матери, Мироносиц, Иосифа и Никодима, по углам 4 Евангелиста, по сторонам: с одной ап. Петр с ключом, под ликом которого слова: «Не тленным серебром или златом избавитеся от суетного вашего жития отцы преданного, но честною кровью; яко Агнца непорочна и не скверна Христа». 1 Пет. гл. I; с другой – ап. Павел с мечом, под ликом слова: «Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши дa пиет: ядый бо и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня». 1Кор.гл.ιά. (Св. Антиминс на шелково-гроденаплевой белой подкладке и с лицевой стороны пошит позументом).
2) Рамка наподобие образа в серебряной 84-ой пробы ризе, в средине коей в вызолоченном сиянии хранится часть Ризы Господней; мера этой рамки длиной 41/2, шириной 31/2 вершка. Святыня эта пожертвована в церковь в 1839 году от светлейшего князя Павла Лопухина, в записке которого от 3-го декабря сказано, что образок с частицей Ризы Господней, доставленный в Симеоновскую церковь, был получен его матушкой от деда ее по матери Матюшкина и с давних времен в роде Матюшкиных хранился, как драгоценнейшая святыня.
3) Крест напрестольный серебро-позолоченный с мощами св. Афанасия, патриарха Лубенского чудотворца, как гласит надпись, мерой крест в длину 71/2 , а в ширину 4 1/2 вершка. На нем. сверх того, надписано: «716 году июля построен сей святой крест в церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы».
4) Дароносица серебряная вызолоченная, на нижней стороне которой вырезана надпись: «Сия святая дароносица церкви св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы построена 1730 года при священниках Иоанне Паноке и Иоанне Абрамоке»; фамилии священников читать нужно: Панов и Абрамов, бывших в то время при Симеоновской церкви. На лицевой стороне дароносицы вычеканено изображение Тайной вечери с подписью внизу: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во мне пребывает и Аз в нем». На внутренней стороне крышки изображен на финифти Спаситель, стоящий в чаше, в которую течет кровь из ручных язв Eгo; над ликом надписано: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный». По одну сторону чаши изображен крест, обвитый виноградной ветвью, а по другую сноп пшеницы, связанный тернием; внизу под образом на накладной серебряной дощечке вырезана надпись: «Вкусите и видите яко благ Господь. Псал. Л. Г.
5) Евангелие в серебряном вызолоченном окладе большого формата, длиной 131/2 , шириной 10 вершков, печатано на александрийской бумаге в 1707 году в Киево-Печерской Лавре иждивением малороссийского гетмана Ивана Мазепы. В этом Евангелии чтения расположены не по обыкновенному порядку Евангелистов и зачал, но по порядку недель и седмичных дней, начиная с первого дня св. Пасхи, а на конце напечатаны Евангелия на всякую потребу. Доски и корень Евангелия обложены чеканным 72-й пробы серебром и вызолочены. По тяжести своей оно не употребляется в служении, а стоит на жертвеннике, в главном алтаре под стеклянным колпаком.
6) Евангелие от Императрицы Анны Иоанновны, длиной 91/3, шириной 6 1/3 вершков, печатано в 1703 г. в Москве, обложено малиновым бархатом в 1870 г., а прежде была парча; на середине верхней доски образ Сошествия Иисуса Христа во ад, а по углам образа 4-х Евангелистов, сребро-позлащенные, чеканные, серебра 72-й пробы.
7) Запрестольный образ: Моление о Чаше, писанный профессором Егоровым, на холсте, длиной 4 аршина 7 вершков, шириной 2 аршина 14 вершков, в вызолоченной резной раме с большим резным сиянием сверху. Образ сей отличается высокохудожественным выражением в лике Богочеловека скорбных душевных страданий.
8) На правой стене алтаря, образ положения в гроб Спасителя на холсте, длиной 2 аршина 8 вершков, в резной вызолоченной раме, работы Рубенса. Пожертвован в церковь в 1803 г. от купцов Василия и Ивана Ивановых-Бороткиных.
9) На левой стороне у жертвенника образ Рождества Христова, голландской работы, писанный на досках с надписью внизу: «ΙΥΑΝΟΟΤΣ 1630 г.», длиной 2 аршина с вершком, шириной 1 аршин 10 вершков, в резной вызолоченной раме; по высокой художественности и оригинальности кисти образ сей оценивается дорого. Пожертвован в 1803 г., от фрейлины Веры Николаевны Чоглоковой.
10) Местно-чтимый за чудотворный образ Божьей Матери Троеручицы , за левым клиросом на первой колонне, писан на холсте длиной 1 аршин 7 вершков, шириной 14 вершков, и особо устроенном иконостасе с резными, золоченными колоннами и украшениями. Образ сей по пошибу письма относится ко времени Петра I, и вероятно, был перенесен в настоящую церковь из первоначальной деревянной церкви, а по формату его можно заключать, что он прежде был в алтарном иконостасе. В 1792 году он был возобновлен, как гласит надпись на задней стороне. Прежде он был обложен убрусом, низанным жемчугом, с драгоценными украшениями, но по ветхости сего убруса и самого образа он в 1870 году опять был возобновлен и наложен на кипарисную доску; на него сделана новая серебро-позолоченная риза чеканной работы с бордюрами по византийскому рисунку, в коей веса серебра 84-й пробы 18 фунтов 72 золотника. На ризе находятся драгоценные украшения из бриллиантов, разных камней и жемчуга, взятые из старого убруса и привесов к иконе от богомольцев, а частью вновь прибавленные на денежные пожертвования прихожан. Цена ризы с украшениями 2,500 р. К этой иконе Божьей Матери верующие почти ежедневно притекают с молитвой об исцелении от разных недугов и болезней, делая при этом к иконе разные металлические привесы болящих частей тела.
11) Образ Святителя Николая, с изображением чудес Его, на первой правой колонне с западного входа в церковь, длиной 2 аршина 4 вершка, шириной 1 аршин 101/2 вершков в особо устроенном резном вызолоченном иконостасе. На Святителе риза и венец серебряные, 84-й пробы, вызолочены, в венце стразовая коронка; изображение чудес и поля обложены серебром отдельными штуками, с накладными венчиками, ангельскими головками и дощечками для надписей сребропозлащенными. Сей образ по характеру живописи и давности своей обращает особенное внимание любителей старины.
12) Из священно-служебных сосудов замечателен, сребропозлащенный, 72-й пробы, с одним на финифти образом Спасителя, рукоять сосуда сделана на подобие связанного снопа, в колосья которого вложена сама чаша, по гладкому низу наложена виноградная ветвь и сделана надпись: «О упокоении души рабы Божией Екатерины, 1805 г. ноября 9-го дня». При дискосе все принадлежности серебряные, вызолоченные 72-й пробы. Сосуд считается первым и употребляется только в большие праздники.
13) Ковчег с дарохранительницей серебряные 84-й пробы, с вызолоченными изображениями: Распятия Христа, Божьей Матери и Иоанна Богослова, устроен в виде часовни, купол которой утверждается на 16-и колоннах, по углам ковчега литые изображения 4-х Евангелистов и 5 финифтяных, обложенных стразами, образов: наверху Воскресение Христово, а внизу Спасителя, лежащего во гробе, Тайной вечери, Моления о чаше и Несения Спасителем на раменах Креста Своего. Серебра в этом ковчеге с финифтью 35 фунтов 6 золотников. Он стоит на главном престоле.
14) Из облачений священнических замечательны по благолепию и ценности три перемены: а) 4 ризы и стихарь с принадлежностями из золотой парчи с серебряными крестами и цветами голубого рытого бархата; оплечья по голубому бархату вышиты золотом и серебром, и на одной ризе и стихаре вышиты буквы: С.П.С.Б.А.П. Ризы кругом обшиты бордюрами из голубого рытого бархата с золотыми цветами и серебряными травками., обложены золотым гасом, с крестами, шитыми золотом и серебром. Пожертвованы в церковь от купцов Лихачева и Шишкина в 1840 и 43 годах; б) 3 ризы и стихарь золотой дорогой парчи с золотыми и серебряными цветами, обложенные золотым гасом, кресты и звезды шиты золотом. Принадлежности к ним таковые же. Облачения пожертвованы в 1857 году от почетного гражданина В. Ф. Громова; в) тоже три ризы и 2 стихаря с принадлежностями золотого глазета, обшиты малиновым бархатным бордюром с золотым гасом в два ряда; оплечье вышито бархатными с золотом цветами, с такими же крестами, украшенными звездочками и сиянием, по середине кресты и звезды бархатные обшиты золотом. Две ризы и стихарь пожертвованы в 1862 году от г-жи Сафоновой, а третья риза и стихарь в 1871 году от статского советника Климова.
V. Библиотека и архив
При церкви имеется библиотека для употребления причта. В ней состоит книг св. писания и писаний св. отцов 18, Богослужебных и нотных 118, духовного содержания и исторических 20 и журналы: Христианское чтение с 1850 по 71 год, Воскресное чтение с 1855 по 1866 г., Творения св. отец с 1857 по 1863 г., Православный собеседник с 1857 по 1865 год, Духовная беседа с 1858 по 1872 г., Православное обозрение с 1860 по 1872 г., Душеполезное чтение с 1868 по 1872 год. Труды Киевской Духовной академии с 1866 пo 72 г. и Руководство для сельских пастырей с 1868 по 1872 год.
В церкви находятся хозяйственные документы: а) план церкви с фасадом старый и планы новые. как церкви, так и существующей при ней часовни с фасадом, Высочайше утвержденные в 11-й день апреля 1769 года, для капитального возобновления той и другой с сохранением архитектурного их характера; б) план церковной земли, утвержденный в 1848 году генерал-адъютантом графом Клеймихелем; в) купчая крепость за № 40 на купленный церкви дом в 1849 г. 22 декабря от аптекаря Гедике и г) план с фасадами двора и строений, принадлежащих церкви под литерами А и Б, утвержденный 20-го июня 1856 г. общим присутствием правления 1-го округа Путей Сообщения.
В церковном архиве хранятся следующие церковные документы: а) метрические книги с 1777 года; б) исповедные росписи с 1808 года; в) обыскные книги с 1776 года, г) приходорасходные книги с 1840 года и д) брачные документы с 1776 года по настоящее время. В нижеследующей таблице показаны средние числа родившихся, браком сочетавшихся и умерших с 1777 по 1786 гг., с 1786 по 1800 гг., с 1800 по 1810 гг., с 1810 по 1820 гг., с 1820 по 1830 гг., с 1830 по 1840 гг., с 1840 по 1850 гг., с 1850 по 1860 гг., и с 1860 по 1870 год.
Годы | Родившихся | Браком | Умерших | |||
Мужск. | Женск. | Законных | Незаконных | сочетавшихся | ||
пола | пола | |||||
1777–1786 | 52 | 54 | 106 | 1/2 | не значится | 51 |
1786–1800 | 90 | 87 | 169 | 8 | 17 | 119 |
1800–1810 | 113 | 110 | 203 | 20 | 44 | 192 |
1810–1820 | 119 | 112 | 199 | 32 | 38 | 187 |
1820–1830 | 118 | 115 | 186 | 47 | 39 | 175 |
1830–1840 | 125 | 124 | 192 | 57 | 38 | 188 |
1840–1850 | 167 | 161 | 120 | 108 | 45 | 383 |
1850–1860 | 203 | 193 | 244 | 152 | 62 | 284 |
1860–1870 | 225 | 217 | 297 | 145 | 80 | 223 |
В церковном архиве уцелело по сие время несколько письменных бумаг, довольно замечательных по своей давности и по содержанию. Таковы суть следующие.
1) 1722 года октября 30-го дня указ Святейшего Правительствующего Синода, в котором прописывается: духовного и мирского чинов люди учат Санкт-Петербургских жителей детей славянской грамоте, которая в детском научении требует от учащего весьма правильно грамматического фундамента к чтению и письму научением вкоренения, а они, учащие все ли такового находятся искусства, о том в Синоде неведомо, чего ради предписывается учителю Александро-Невского училища иеродиакону Тихонову опробовать каждого учителя.
2) Указ 1722 года декабря 15-го дня из канцелярии полицмейстерской, в котором прописывается: «В нынешнем 722 году декабря 15 дня по указу Его Императорского Величества по следующему делу в оной канцелярии учинена экзекуция ворам и разбойникам и смертоубийцам разными казнями, о которых по присланному указу из Святейшего Правительствующего Синода надлежит объявлять для ведения в народе при отпуске литургии». Присоединен реестр, в коем поименованы 6 человек, повешенных за ребра, колесованных 7, и повешенных на реях 9 человек, с означением вин, за кои казнены.
3) 1723 года 25 января другое ведение такого же содержания и с подобным же реестром.
4) 1723 года июня покорнейшее прошение на имя Императрицы Екатерины I «Попа Ивана Панова с товарищами и с прихожанами», о том, что, так как церковь святого праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы к отправлению церковной службы в книгах имеет оскудение; а еже ли по кончине Ее Высочества блаженной памяти Государыни Царевны Марии Алексеевны такие книги имеются, дабы повелено оные книги в помянутую церковь пожаловать.
5) Указ 1724 года о увольнении от постоев домов священнослужительских.
6) Прошение в высоко-правительствующий вышний суд от декабря 1724 г. церкви Симеона Богоприимца попа Ивана Панова о том, чтобы отданные им из церкви серебро и сосуды на переделку серебряных дел мастеру Ивану Потрекееву, который ныне содержится под караулом, повелено было у него взять и отдать в упомянутую церковь.
7) Святейшему Правительствующему Синоду доношение такого содержания: «В прошлом, 1714 году тщанием и попечением блаженный памяти отца, ныне благополучно державствующего Его Императорского Величества Государя Цесаревича и Великого Князя, Алексея Петровича построена при сем С.-Петербурге на Московской стороне церковь во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы с приделом Архистратига Михаила, которая церковь вельми обветшала, по воздушной мокроты беспрестанная теча бывает, отчего опасно повреждение, а ныне мы нижеподписавшиеся желаем, чтоб оную церковь разобрав, построить вместо той, на том же месте новую, а понеже доходов церковных на ту постройку не имеем, того ради, намерены о вспоможении просить вначале Благочестивейшее Его Императорское Величество и потом христолюбивых подателей, а без позволения Вашего святейшества чинить того не дерзаем.
Всепокорно просим Вашего Святейшества благорассмотрения, дабы повелено было по сему нашему доношению об означенном позволении милостивое решение учинить.
Вашего Святейшества нижайшие богомольцы и рабы церкви Симеона Богоприимца священники с причетниками и приходскими людьми в рукоприложении именованные ноября дня 1727 г.
Поп Иван Панов руку приложил, поп Иван Иванов руку приложил».
8) 1727 года челобитье попа Ивана Панова, дабы повелено было пожалованный ему двор оценить и по оценке надлежащую сумму принять Коптеву, владельцу пожалованного двора.
9) Указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской Государственно-ново-учрежденной Камер-коллегии, из конторы церкви святого праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы священнику Иоанну Аврамову. По Ее Императорского Величества указу и по определению в камер-конторе велено присланную правительствующего Сената из герольдмейстерской конторы солдатскую жену Ирину Кузмину определить при той церкви в ново-построенную женскую богадельню, как в совершенство построена будет и о том к тебе священнику послать указ церкви Святого Праведного Симеонa Богоприимца и Анны Пророчицы священнику учинить о том по сему Ее Императорского Величества указу марта 13 дня 1734 года.
10) Указ за № 651 из той же конторы, коим велено присланных Правительствующего Сената из герольдмейстерской конторы солдатских и других мастеровых людей жен десять человек для пропитания определить при той церкви в женскую богадельню, и о том к тебе священнику послать указ, а кого именно определить надлежит, о том сообщается при сем реестр. Марта 15-го дня 1734 года.
11) Записи об отправлении Богослужений в Симеоновской церкви в дни Рождения и Тезоименитства Государыни Анны Иоанновны в таком виде: в день рождения Ее Императорского Величества, то есть 27 января 1738 г. кто были при отправлении всенощного бдения, молебна и литургии о том значится ниже сего.
Всенощное Бдение отправлял епископ Киприян Вяцкий и Великопермский и с архимандритом Павлом Рожественским, и со священником Иоанном Аврамовым, диаконом Григорьевым, и с диаконом Николаем.
Перед Литургией благодарственный молебен отправляли: преосвященнейшие нижегородский Питирим, вологоцкий Амвросий, казанский Гавриил и вяцкий Киприан. Архимандриты: Невский Стефан, Новоспасский Никодим, Соловецкий Варсонофий, Рожественский Павел.
Литургисали: епископ Вяцкий и Великопермский Киприан, да архимандрит Рожественский, да священник Иоанн Аврамов, да диакон Григорьев, да Петропавловский диакон Герасим, да диакон Николай Афиногенов.
В день тезоимства 3-го февраля 1738 г. Всенощное, молебен и литургию служили те же самые, только прибавлен архимандрит Николай Грузинский.
VI.Причт
Причт первоначально состоял из одного священника, диакона и дьячка. Но по обстоятельствам времени и требованию нужды, состав причт изменялся. Так в прошениях от июня 1723 года Государыне Императрице Екатерине Алексеевне о пожаловании в Симеоновскую церковь богослужебных книг по кончине Государыни Царевны Марии Алексеевны, и от декабря 1724 года в Высоко-правительствующий Верховный суд о возвращении в церковь сосудов и серебра, отданных серебряных дел мастеру Патрикееву, подпавшему под суд, подписался только один поп Иван Панов с товарищами и с прихожанами, а под доношением Святейшему Синоду от ноября 1727 года о крайнем обветшании деревянной Симеоновской церкви и необходимости вместо оной построить новую на том же месте, подписались два священника: поп Иван Панов и поп Иван Иванов с причетниками и приходскими людьми. – При освящении храма в 1734 году опять показаны только один священник Иоанн Абрамов и 1 диакон Николай Анфиногенов. – По исповедным росписям за 1739 год значатся два священника: Иоанн Абрамов и Иоанн Григорьев. При двух священниках в следующие годы состояли диакон и один или 2 дьячка; с 1803 г. прибавляется 3-й священник и 3-й дьячок. В 1809 г. были: протоиерей, 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка и далее прибавляется второй диакон. В 1856 году – четвертый священник и с 1859 года четвертый дьячок. – Ныне существующий причт составляют: протоиерей, три священника, два диакона штатных, один на причетнической вакансии и три дьячка. Из прежних священнослужителей Симеоновской церкви по образованию и служебной деятельности заслуживают особенного внимания: священники Андрей Барановский и Иоанн Павинский и протоиереи Петр Вигилянский и Андрей Райковский.
1) Священник Андрей Иванов Барановский воспитывался в Киевской Духовной академии до философии. В 1735 году по Указу Императрицы Анны Иоанновны, преосвященный Рафаил, архиепископ Киевский выслал его в числе певчих в С.-Петербург ко двору Ее Величества. Барановский сам пел и состоял учителем певчих два года. В 1738 г. Барановский, по собственному прошению, был уволен от двора, поехал в Москву и там два курса прослушал Богословское учение. Отсюда был вызван Преосвященным Леонидом в Крутицкую епархию и состоял в школе духовных детей учителем латинского диалекта. На основании Указа Святейшего Синода, преосвященный Митрофан, епископ Тверской, посвятил Барановского в Москве, по собственному его изволению, священником для посылки в Прусское государство; но когда Барановский прибыл в С.-Петербург, то Святейший Синод 4-го февраля 1741 г. определил его на время священником в Измайловский полк. А когда полковой священник возвратился из похода, то Святейший Синод определил Барановского к церкви Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Здесь он, по Указу Святейшего Синода, проходил также при Преосвященном Феодосии должность Благочинного. Он был вообще известен как ученый и деятельный священник того времени, честной жизни и все свои обязанности исполнял точно. В прошении к Преосвященному Феодосию в мае 1745 г. он писал, что служба его известна Ее Величеству Государыни Елисавете Петровне. (Стран. Февр. 1869 г. Спб. Епархия).
2) Священник Иоанн Дмитриевич Павлинский (в последствии архиепископ Иона:), товарищ графа Сперанского по Александро-Невской семинарии. 1793 г. 25 марта произведен в диакона в Исаакиевский собор, а в 1797 г. сделан священником и был отправлен в Миссию в Копенгаген, где находился до 1802 г. и был употребляем российскими министрами по делам Высочайше вверенным для русского языка и переводов. В 1802 г. по прошению его, был переведен в С.-Петербург и определен к Захарьевской церкви. В 1803 г. определен к Симеоновской церкви и весь этот год преподавал Катихизическое учение в Казанском соборе. 1804 г. 25-го марта Всемилостивейше пожалован камилавкой и 20-го июня того же года, по Указу Духовной Консистории отправлен был путешествовать с княгиней Александрой Петровной Голицыной в чужие края для исправления при ней священно-служения и обучения Закону Божию ее детей. В сем путешествии пробыл до 12 июня 1805 г. В 1808 году назначен присутствующим Духовной Консистории и ноября 21-го дня того же года благословлен набедренником. 1809 г. 2-го февраля Всемилостевейше пожалован золотым наперстным крестом и в сентябре того же года, по Высочайшему соизволению, определен духовником Государыни Великой Княгини Екатерины Павловны. В 1813 г. вступил в монашество, в 1817 г. рукоположен в Епископа Орловского; в 1821 г., переведен в Тверь и пожалован в Члены Святейшего Синода; скончался в 1828 году Архиепископом Казанским. В бытность за границей он перевел и издал перевод сочинения Блера: «Опыт о красноречии проповедников» (Спб. 1800 г.); и «Пастырское богословие Франциска Гивштица, Профессора Богословия при Венском Университете» (СПб. 1803 г.).
3) Протоиерей Петр Борисович Вигилянский, диаконский сын из дворян. В 1799 г. из Астраханской Семинарии, по Указу Святейшего Синода, был отправлен в Казанскую Духовную Академию для образования к учительской должности. Сверх академического курса, с дозволения Академического правления, слушал лекции по физике, истории и математике в Казанской гимназии. В 1802 г. Преосвященным Архиепископом Платоном был вытребован в Астраханскую семинарию и определен учителем латинского, еврейского и французского языков, истории и арифметики. В 1804 году по прошению переведен в С.-Петербургскую Епархию и определен учителем высшего латинского, математического, исторического и географического классов в Александро-Невской Академии. В 1805 г. мая 25 дня по Высочайшему соизволению, получил дозволение носить шпагу. В 1806 году составил статистические карты, под названием: «Географическое обозрение всех частей света», которые были, по Указу Святейшего Синода, и напечатаны. Того же года 30 ноября Всемилостивейше пожалован в Коллежские регистраторы. 1807 года февраля 1-го дня Высокопреосвященным Митрополитом Амвросием посвящен в диакона, а 4-го дня в священника к Симеоновской церкви, с оставлением в Академии учителем всеобщей истории и политической и библейской географии. Того же года августа 9-го дня определен законоучителем в Главное Немецкое училище при церкви Апостола Петра, для детей православного исповедания. В 1809 году сочинил классическую книгу: «Опыт Священной Географии», за которую 1808 года 1-го июля удостоился получить от Государя Императора золотые часы, украшенные драгоценными камнями. Того же года декабря 22 дня Комиссией Духовных училищ утвержден в Духовной академии бакалавром исторических наук, какую должность проходил по 1810 год. 1809 года в сентябре напечатал свое сочинение: «Час моего размышления». В уважение трудов его на пользу церкви, 1809 года 3-го февраля благословен от архипастыря набедренником; 1810 года 26 сентября Всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой скуфьей, в 1812 году камилавкой. С 1814 года по апрель 1820 г. по Высочайшей воле Государыни Императрицы Марии Феодоровны, преподавал Закон Божий избраннейшим девицам воспитательного дома, за что в декабре 1814 г. объявлена ему благодарность от имени Ее Величества. 1815 года 9-го апреля Всемилостивейше пожалован золотым наперстным крестом. 1817 г. в 21 день января Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени. 1818 года февраля 14-го дня пожалован бронзовым наперстным крестом на Владимирской ленте за 1812 год. 1821 года в 13-й день августа, по Высочайшему соизволению Государыни Императрицы Марии Феодоровны за особенные труды и способности в обучении Закону Божию классных воспитанниц здешнего воспитательного дома, Всемилостивейше пожалован наперстным крестом с алмазными украшениями. Умер в 1845 году.
4) Протоиерей Андрей Иванович Райковский, магистр, профессор богословия в С.-Петербургском Императорском университете, действительный член конференции С.-Петербургской Духовной академии и член Духовной консистории перемещен к Симеоновской церкви от Смоленско-кладбищенской 1845 года 22 ноября на место умершего протоиерея Вигилянского, и 1848 года 4-го августа переведен в Казанскому собору на вакансию штатного протоиерея и благочинного, где и скончался 29-го октября 1860 года. (См. подроб. о нем в описании Казанского собора)58.
В настоящее время при Симеоновской церкви состоят:
1) Протоиерей Николай Петрович Содальский, магистр, кончил курс учения в С.-Петербургской Духовной академии. 1837 г. определен профессором в Казанскую Духовную семинарию. 1837 г. 6-го сентября перемещен ректором в ямбургские духовные училища. 9-го сентября 1838 г. рукоположен в священника к церкви св. Благоверного Великого князя Александра Невского при С.-Петербургском батальоне военных кантонистов, 1842 г декабря. 13-го дня перемещен к Трехсвятительской церкви, что при Андреевском соборе, на вакансию старшего священника, 1848 г. июля 2-го дня, а от сей церкви к Благовещенской, что на Васильевском острове, 1854 года июня 14-го дня; возведен в сан протоиерея 1855 г. мая 21-го дня; определен членом С.-Петербургской Духовной консистории 1859 г. января 26-го дня и благочинным Васильеостровских церквей, 1861 г. сентября 12-го дня; перемещен от Благовещенской к Симеоновской церкви, 1867 г. ноября 6-го дня; имеет камилавку, золотой наперстный крест от Синода выдаваемый, бронзовые крест и медаль в память войны 1853–56 годов, и орден св. Анны 2-й степени с Императорской короной; а в ноябре 1872 г. с Высочайшего соизволения, поднесен ему от прихожан золотой наперстный крест, украшенный драгоценными камнями, в знак признательности к трудам его, по возобновлению Симеоновской церкви и учреждению Общества вспоможения приходским бедным из приютов для детей.
2) Священник Николай Иванович Верховский, магистр, кончил курс учения в С.-Петербургской академии в 1857 г., рукоположен в священника Троицкого собора, что на Петербургской стороне; 1857 г. декабря 5-го дня переведен к Симеоновской церкви 1867 г., ноября 6-го дня; имеет камилавку и золотой наперстный крест.
3) Священник Петр Космич Спонаровский, магистр, кончил курс учения в С.-Петербургской Духовной академии в 1855 г., определен учителем в новгородскую Духовную семинарию 1855 г. декабря 7-го дня; помощником инспектора семинарии 1857 г. мая 11-го дня; рукоположен в священника церкви С.-Петербургской Петропавловской больницы 1858 г. августа 15-го дня; переведен к Симеоновской церкви 1867 г. ноября 6-го дня; имеет камилавку и бронзовую темную медаль в память войны 1853 – 56 гг..
4) Священник Василий Афанасьевич Ветвеницкий, кончил курс учения в С.-Петербургской Духовной семинарии в 1837 г., рукоположен в диакона Входа-иерусалимской церкви 1844 г. мая 28-го дня, и в священника 1860 г. января 1-го дня; перемещен к Симеоновской церкви 1867 г. ноября 6-го дня; имеет камилавку.
5) Церковный староста с.-петербургский 2-ой гильдии купец Федор Васильевич Романов определен в сию должность1866 г. июля 29-го дня; на второе трехлетие утвержден 1869 г. октября 15-го дня, и на третье трехлетие 1872 г. октября 16-го дня; за отлично усердную и полезную службу удостоен от епархиального начальства похвального листа 1869 г. ноября 10-го дня и от Св. Синода грамоты с преподанием ему благословения за усердие к храму Божию 31-го декабря того же года.
VII. Содержание причта
Причт Симеоновской церкви никогда не получал ни жалованья, ни руги, но содержался доходами от церковных служб и требоисправлений. К числу этих доходов следует отнести и плату, какая получалась от исправления церковных служб в домовых церквах, в особенности, у графа Дм. Ник. Шереметева; но со смертью его в 1871 г. службы в его церкви прекратились, и вообще, в последние годы этот источник доходов почти совсем иссяк, вследствие изменившихся обстоятельств.
Причт пользуется также незначительными процентами с Государственного непрерывно доходного билета на капитал 1280 руб., составившийся из взносов разных лиц на вечное поминовение, каковых процентов получается всего 51 руб. 20 коп. в год. Вообще способы содержания в настоящее время, при многосложности причта, весьма ограниченные.
VIII. Церковные здания и земля
Земля, принадлежащая церкви, заключается в пределах ее ограды, где находятся и три каменные церковные дома для жительства причта и сиротствующих духовного звания. Мерой земли под церковной оградой и домами считается 963 квадратные сажени. В церковных домах помещаются, сверх штатных членов причта и просфирни, две священнические и три причетнические вдовы с сиротами, а три квартиры отдаются в арендное содержание под магазины, от которых получается в пользу церкви до 2650 рублей в год.
До 1792 года для жительства причта не существовало церковных домов и надобно полагать, что он помещался или в собственных домах, или на съемных квартирах, хотя неизвестно, давалась ли из церкви какая-либо сумма на наем квартир. В 1792 году были построены для жительства причта два небольшие каменные дома на Моховую улицу и в углу церковной ограды, а с прибавлением третьего священника н дьячка были выдаваемы обоим из кошельковых сумм квартирные деньги, каковая выдача прекратилась с приобретением в 1849 году покупкой у частного владельца, аптекаря Гедике третьего большого 3-х этажного каменного дома, прилегающего к церковной ограде с восточной стороны по Симеоновскому переулку. Дом этот был куплен за 55.000 руб., в счет которых было уплачено из наличных кошельковых сумм 31.000 руб., а в остальных 24.000 руб., дом был заложен в Банке, с уплатой долга и процентов в течении 15-ти лет на основании банковских правил.
Как на землю, так и на церковные дома, надлежащие документы имеются и хранятся в казнохранилище.
IХ. Управление церкви
Церковь, как и причт оной, состоят под управлением епархиального начальства. Духовная консистория находится на расстоянии 21/2 верст от церкви, а благочинный в настоящее время состоит при соседней Знаменской или Входа-иерусалимской церкви.
X. Казенные и домовые церкви, состоящие в черте Симеоновского прихода
Казенных домовых церквей в Симеоновском приходе состоит 15 именно:
а) При казенных заведениях, где имеются штатные причты:
1) В Департаменте Уделов на Литейной во имя Преп. Спиридона Тримифийского Чудотворца, устроена в 1799 году.
2) В Инженерном Замке главная во имя Архистратига Михаила, устроена в 1800 г.
3) В том же Замке при Инженерной академии во имя Первоп. Апостолов Петра и Павла, устроена в 1858 году.
4) В Екатерининском институте, во имя Св. Великомученицы Екатерины, устроена в 1805 году.
5) В Институте слепых, во имя Всемилостив. Спаса, исцелившего слепорожденного, устроена в 1833 году.
6) В Мариинской больнице для бедных, во имя св. Апостола Павла, устроена в 1805 году.
7) В глазной лечебнице, что в Моховой улице, во имя Святителя Николая, устроена в 1829 году.
б) в домах правительственных и частных лиц, где служение совершается священниками, особо при сих церквах состоящими:
8) В доме министра двора Его Императорского Величества, во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, устроена в 1812 году.
9) В доме графини Кушелевой, во имя Святителя Николая, устроена в 1856 году.
в) в домах, где служение совершается сторонними священниками:
10) в доме Министерства Юстиции во имя Всемилостив. Спаса, устроена в 1819 году.
11) В доме графа Шереметева, во имя Св. Великомученицы Варвары, устроена в 1733 году.
12) В доме графа Апраксина, во имя Казанской Божьей Матери, устроена в 1819 году.
13) В доме княгини Васильчиковой, во имя Спаса Нерукотворного образа, устроена в 1835 году.
14) В доме графини Протасовой, во имя Собора Пресвятой Богородицы, устроена в 1856 году.
15) В доме графини Де-Шево, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, устроена в 1861 году.
Кроме домовых церквей в Симеоновском приходе на Моховой улице близ Пантелеймоновой, находится часовня Череменецкого Иоанна-Богословского монастыря, которая построена с разрешения Его Высокопреосвященства в 1864 г. на сборы от доброхотных дателей, и освящена 3-го января 1865 года, а земля для построения оной дана бывшим соседним домовладельцем, купцом Турановым.
XI. Благотворительные учреждения при церкви
Вместе с построением церкви в 1734 г. на основании Сенатского Указа от 19 мая 1733 г. о построении из Канцелярии строений С.-Петербурге при церквах богаделен на 20 человек в каждой, была устроена и при Симеоновской церкви такая богадельня, то есть, деревянная изба с сенями, и первая была помещена в нее, как видно из указа от Конторы ново-учрежденной Государственной Камер-Коллегии от 13 марта 1734 года на имя священника Симеоновской церкви Иоанна Абрамова, солдатская жена Ирина Кузьмина, которую велено было определить в ново-построенную при церкви богадельню, как только она в совершенство построена будет. Вслед за сим таким же указом от 15 марта велено присланных Правительствующего Сената из Герольдмейстерской конторы солдатских и других мастеровых людей жен десять человек для пропитания определить при Симеоновской церкви в женскую богадельню. Таковых богаделенок в великопостной ведомости за 1738 год при церкви св. Симеона Богоприимца и св. Анны Пророчицы значится 22, а в 1739 и 43-м годах по 20-ти, в 1747 г. 15 престарелых вдов и одна молодая девица при матери, в 1748 14-ть вдов и мальчиков 10-ти лет, в 1768 г. 20-ть вдов и две девицы 22-х и 16-ти лет.
Способы содержания призреваемых в богадельне, вероятно, были те же, какие определены были на основании Указа Петра 1-го от 31 января 1712 года, вообще на содержание бедных больных в богадельнях при церквах. Сюда шли: 1, сборы с венечных памятей, 2, вычеты на гошпитали у штатных чинов и 3, собираемые по церквах, так называемые, лазаретные деньги. Деньги по списку, составленному в Сенате, были выдаваемы из Камер-Конторы каждому из бедных лично, считая по две коп. в сутки.
В каком году Симеоновская богадельня закрыта, указаний на это при делах церковных не имеется. В последствии времени с умножением вдов и сирот духовного звания, стали пользоваться ежегодными пособиями от церкви сии последние, а с открытием при покупке третьего большого каменного дома в 1849 году свободных квартир, сверх занимаемых наличными членами причта, духовные пенсионерки стали пользоваться и квартирным помещением от церкви с отоплением. В настоящее время таковых пенсионерок при Симеоновской церкви состоит 12-ть, получающих ежегодного пособия от 60 до 220 руб., а всем вместе от церкви выдается свыше 1200 руб. в год; кроме того, пять вдов с сиротами пользуются в церковных домах квартирами с отоплением.
В 1868 году 15 сентября, по благословению Высокопреосвященного Митрополита Исидора и с разрешения г. Министра Внутренних Дел, при Симеоновской церкви открыто Общество вспомоществования приходским бедным всякого звания. Цель этого Общества оказывать вспоможение денежными и другими пособиями всем истинно бедным, как-то: беспомощным вдовам, сиротам, престарелым, увечным, больным, обремененным большим семейством и т. п., отделяя истинную бедность от промышленного нищенства. Общество составилось по добровольному согласию, из священнослужителей и прихожан, с разделением на членов-благотворителей, сотрудников и попечителей. Средства Общества состоят: а) в ежегодных взносах членов-благотворителей, б) в единовременных пожертвованиях доброхотных дателей; в) в кружечном и книжном сборах. Сверх сего, 14 сентября 1869 года, по получении разрешения от подлежащего начальства, был открыт при Обществе дневной детский приют, с целью облегчить бедных матерей, занимающихся поденной работой, в надзоре за их детьми и доставить им более свободного времени для работы, а детям дать религиозно-нравственное направление и начальное умственное образование. Приют этот сначала был открыт на 30 обоего пола детей, от 2-х до 12-ти лет, а в следующем году прием увеличен до 40 детей. Оборот капитала Общества за 3 года средним числом выражается в следующих цифрах: в приход поступало по 3716 руб. 65 коп., а в расход по 2458 руб. 65 коп. К 12-му сентября 1872 года состояло в кассе Общества капитала 4937 руб. 8 копеек.
XII. Приход
Симеоновский приход сопределен приходам: Преображенскому, Пантелеймоновскому, Казанскому, Спасосенновскому, Владимирскому и Знаменскому. Границы его с восточной стороны составляют: улицы Надеждинская, Итальянская и Бассейная, с северной – Пантелеймоновская, с западной – Михайловский дворец, с южной – Невский проспект, от Михайловской улицы до Литейной. В приходе считается до 140 домов с казенными зданиями. Население прихода составляют высшее дворянство и служебные лица разных ведомств, часть именитого купечества, торговый и промышленный класс, в среде коего много иностранцев, содержателей магазинов и мастерских, переполненных служащим и рабочим людом.
* * *
Ныне в среднем покое поставлены часовенные иконы и выручка для продажи свечей, а в двух боковых помещаются сторожа.
Очертание его находится на плане 1714–1725 гг. (исторические планы С.-Петербурга, изданные по высочайшему повелению Департ. Военных поселений 1843 г.), а самое изображение в приложенной к описанию Рубана табл. XIV, фигур. 15.
В собрании древних планов Петербурга, изданных Н. Цыловым, на плане 1700 г., против Ниеншанца, на левом берегу Невы обозначено селение Spaskoi-kyvkoby, которому и дают название русского села Спасского, с церковью (Городское поселение Российской Империи, составленное по приказанию Мин. Внут. дел, т.VII, стр.XIX, в «Исторических сведениях о Петербурге», и Пекарский в своей «Петербургской старине», помещенной в «Современнике», 1860 г., июнь, стр.316, в примечании). Действительно, в прежнее время не только предполагали существование такого села, но к имени его приурочивали и всю местность древнего Спасского погоста Вотской пятины, хотя, разумеется, ошибочно; так как этот погост вел свое название от Спасской городской церкви, находившейся в Орешке, как значится в писцевых книгах 1500 г., в которых между селениями, стоявшими на месте нынешнего Петербурга, и в его окрестностях, нет и помину о каком-либо селе Спасском, и, при том, с церковью, какой даже не было на Фомине острове (нынешняя Петербургская сторона), где был «двор тиунь» и 37 дворов крестьян, что, по тогдашнему времени, составляло селение очень значительное (см. выписку и писцевых книг 1500–1501 гг., помещенную в Записках Импер. Русс. Географ. Общества, 1852 г., книг.6, в статье: «О географических сведениях в древней России», 255–258). Не видно такого села и на плане, изображающем местность Петербурга, за год до ее завоевания, и приложенном к «Панораме С.-Петербурга» Башуцкого, изд.1834 г., хотя есть небольшое селеньицо, на месте нынешних градских богаделен, или, скорее, на месте Александровского училища. Нет его и на плане шведского полковника Кроньйорта (1698 г.), приложенном к писцевым книгам Ижерской земли, изд. в 1862 г. Кеппеном; хотя г.Кеппен в объяснении к карте Кроньйорта (т.1, отд.2, стр.222) замечает: «о часовне православных ижерцев, на месте нынешнего Смольного монастыря, упоминает еще в 1701 г. епископ Афанасий (Холмогорский?). Не этот ли убогий молитвенный храм, не оставивший следов своего существования, как и само селение, дал повод шведам назвать это последнее – кучкаву, а нашим историкам бедную ижерскую деревушку превратить в русское село Спасское с церковью? По крайней мере, Петр 1, при завоевании этой местности, пользовался услугами Ижерцев, а Русских не встречал.
В собрании древних планов Петербурга, изданных Н. Цыловым, на плане 1700 г., против Ниеншанца, на левом берегу Невы обозначено селение Spaskoi-kyvkoby, которому и дают название русского села Спасского, с церковью (Городское поселение Российской Империи, составленное по приказанию Мин. Внут. дел, т.VII, стр.XIX, в «Исторических сведениях о Петербурге», и Пекарский в своей «Петербургской старине», помещенной в «Современнике», 1860 г., июнь, стр.316, в примечании). Действительно, в прежнее время не только предполагали существование такого села, но к имени его приурочивали и всю местность древнего Спасского погоста Вотской пятины, хотя, разумеется, ошибочно; так как этот погост вел свое название от Спасской городской церкви, находившейся в Орешке, как значится в писцевых книгах 1500 г., в которых между селениями, стоявшими на месте нынешнего Петербурга, и в его окрестностях, нет и помину о каком-либо селе Спасском, и, при том, с церковью, какой даже не было на Фомине острове (нынешняя Петербургская сторона), где был «двор тиунь» и 37 дворов крестьян, что, по тогдашнему времени, составляло селение очень значительное (см. выписку и писцевых книг 1500–1501 гг., помещенную в Записках Импер. Русс. Географ. Общества, 1852 г., книг.6, в статье: «О географических сведениях в древней России», 255–258). Не видно такого села и на плане, изображающем местность Петербурга, за год до ее завоевания, и приложенном к «Панораме С.-Петербурга» Башуцкого, изд.1834 г., хотя есть небольшое селеньицо, на месте нынешних градских богаделен, или, скорее, на месте Александровского училища. Нет его и на плане шведского полковника Кроньйорта (1698 г.), приложенном к писцевым книгам Ижерской земли, изд. в 1862 г. Кеппеном; хотя г.Кеппен в объяснении к карте Кроньйорта (т.1, отд.2, стр.222) замечает: «о часовне православных ижерцев, на месте нынешнего Смольного монастыря, упоминает еще в 1701 г. епископ Афанасий (Холмогорский?). Не этот ли убогий молитвенный храм, не оставивший следов своего существования, как и само селение, дал повод шведам назвать это последнее – кучкаву, а нашим историкам бедную ижерскую деревушку превратить в русское село Спасское с церковью? По крайней мере, Петр 1, при завоевании этой местности, пользовался услугами Ижерцев, а Русских не встречал.
Есть предание, что один из первых священников Симеоновской церкви был казнен по делу Царевича Алексея Петровича, но кто именно это был, и как был прикосновен к делу, покрыто мраком неизвестности.