Источник

Церкви военного ведомства

25) Церковь св. пророка Илии, что на охтенском пороховом заводе

Охтенский пороховой завод отстоит от центра Петербурга в 7½ верстах, а от границы его в 4-х. Церковь его прилегает, с востока и юга, к реке Малой Охте (иначе Лупе), с севера – к парку, где находятся пороходельные фабрики, с запада – к Большой Охте.

Местность, где ныне находится церковь, до 1715 г. была покрыта лесом, а вблизи ее находились старые шведские кирпичные заводы. К 1715 г. должно отнести учреждение порохового завода. При Петре Великом стольник Иван Ляпунов, по царскому указу, и по наказу петербургской губернской канцелярии, отправился к рекам Большой и Малой Охте, осмотреть местность, по указанию посланного от артиллерии поручика Моисея Гусева, и построить, на порогах тех рек, две пороховые мельницы, с поселением, для производства на них работ, 50 человек мастеровых.

Первая церковь, деревянная, во имя пророка Илии, была устроена здесь в 1720 году; к 1742 г. она так изветшала, что служить в ней было не безопасно. Поэтому, согласно представлениям священника Евтихия Ильина, последовал, из канцелярии главной артиллерии и фортификации, указ Сената, на имя заведовавшего заводом капитана Гулидова, 22 февраля 1742 г. о разборе церкви и о построении, вместо нее, новой деревянной, на каменном фундаменте, по чертежу архитектора Шумахера. Длина церкви, с алтарем, назначена в 10½ саж., ширина в 4 саж. Постройка церкви возложена была на асессора канцелярии главной артиллерии и фортификации Половинкина, а 649 р. асс. на постройку отпущено было из казны, с тем, чтобы на уплату ее обращены были деньги, собранные в пользу церкви от доброхотных дателей. Некоторые иконы, как-то: Тайная Вечеря, 4 местные, 6 в царских вратах и 6 икон праздничных, писаны иконописцем Иваном Поспеловым за 108 р. асс. Церковь окончена была в 1744 г. В 1760 г., к ней пристроен придел во имя св. Димитрия Ростовского, освященный 27 декабря.

В 1779 г., в полуверсте от этой церкви, устроена была третья церковь, деревянная, во имя великомуч. Георгия, но в 1803 г. от взрыва пороховой сушильни, она была повреждена, и потому в августе 1811 г. запрещено было в ней служение; потом она уничтожена, а ковчег и церковная утварь перенесены из нее в церковь пророка Илии.

Нынешняя церковь, во имя пророка Илии, устроена в 1782 году по указу Сената, данному на имя заведовавшего заводом капитана Гакса, и с благословения архиепископа Гавриила. На постройку ее было назначено 9186 р. 80 к. асс., а употреблено 8083 р. 20 к. асс. Часть суммы (7328 р. 29½ к. ас.) выдана из шталмейстерской конторы, остальное взято из церковной суммы. В 1805 г., с благословения митрополита Амвросия и под наблюдением командира завода Гебенера к церкви пристроена каменная колокольня, а в церкви устроена теплая церковь св. Александра Невского.

Церковь пророка Илии и Александра Невского, обе каменные, не представляют какого-либо законченного, в известном стиле, здания. Церковь Ильинская почти круглая; с северной и южной стороны ее, от притвора до алтаря, выстланы из плиты площадки, украшенные 8 круглыми колоннами. Часть алтаря выделяется, что сделано недавно вследствие темноты и тесноты алтаря. На церкви большой купол. Внутри она отличается обилием света. В западной части ее устроены хоры; солея возвышена на одну ступень и ограждена чугунной решеткою. Иконостас – в один ярус; между окнами – большие иконы. Изнутри часть купола открыта и на ней изображен св. пророк Илия, возносящийся на огненной колеснице. Длина церкви от западных дверей до иконостаса 7 саж., ширина 7 саж. 8 верш., высота с куполом 11½ саж. Длина алтаря 4 саж., ширина 3 саж. 2 арш.

Церковь св. Александра Невского, составляя основание колокольни, имеет форму прямоугольника; от большой церкви ее отделяет притвор. В ней также есть хоры. В нее ход отдельный. Длина ее, с алтарем. 5½ саж., ширина 4½ саж., высота 12½ саж.

На месте первой деревянной церкви построена, в 1834 г., каменная часовня св. Параскевы; другая каменная часовня, во имя св. Александра Невского, построена в память 4 апреля. Она находится на противоположном берегу Охты. Из трех деревянных часовен – одна на кладбище и две – на плотине, при пороховых фабриках.

В храме достопримечательны: 1) медный, вызолоченный, с 18 частицами мощей, крест, вложенный в серебряную доску. Его пожертвовал в церковь, как видно по надписи, Евсей Григорьев Агарев; 2) крест медный, позолоченный, с частью животворящего древа и 6 частицами мощей. Он пожертвован в 1841 г. из упраздненной Троицкой церкви, в имении действительного тайного советника Оленина, известном «Приютине»; 3) древний крест, деревянный, обложенный медью; 4) 11 старинных икон, писанных на холсте живописцем Христенеком в 1784 году; это суть иконы: Спасителя, Божией Матери, Рождества Христова, Воскресения Христова, Господа Саваофа, св. ап. Павла, пр. Илии, Марии Магдалины, Екатерины, Сеятеля, жертвоприношение Илии и питание его вранами в пустыне; 5) «моление о чаше», художественная копия с Бруни, пожертвованная в 1840 г. от действительного тайного советника Оленина; 6) икона св. великомуч. Параскевы, уважаемая как чудотворная и привлекающая много богомольцев, в ильинскую пятницу, когда бывает крестный ход. Так как этот крестный ход установлен еще в 1744 г. по указу Императрицы Елизаветы Петровны и так как, по характеру живописи, икону можно относить к прошлому столетию, то, вероятно икона эта современна первой здешней церкви. Икона в сребропозлащенной, с драгоценными камнями, ризе. Длина ее 11¾ верш., ширина 9½ верш. Весу в ризе, с камнями, 4 ф. 85 зол. Икона находится в часовне; 7) плащаница, живописная, на полотне, с выпуклым изображением Спасителя в одежде из малинового бархата, шитой золотыми и серебряными блестками и шнурами. Плащаница, ценою в 2000 р. ас., выписана из Москвы и пожертвована полковником 2-й гарнизонной артилерийской бригады Бермелеевым.

Метрические и исповедные книги ведутся с 1782 г.

Причт состоял сперва из священника и дьячка епархиального ведомства. Священник получал 48 р. асс. в год, а дьячок – 18 р. В 1804 г. священник получал уже 150 р. асс.; в должность дьячка, с этого года, избирались два нижние военные служителя завода. В 1825 г., когда учреждено на заводе военное поселение, определен второй священник. Один из священников назван тогда старшим и сделан членом комитета поселенных рот охтенского порохового завода. Тогда же священникам положено по 300 р. асс. жалованья в год, из сумм комиссариата; оба они стали получать провиант на одного денщика и прислугу из кантонистов. В 1838 году старшему священнику прибавлено к жалованью 200 р., а младшему 100 р. в год и, кроме того, отведены им, на казенной земле, небольшие участки сенокоса. В 1864 г. церковь перешла в военное ведомство. Ныне священники получают от казны только жалованье и квартиру. В 1868 г., для усиления материальных средств, Высочайше дарована священникам мукомольная водяная мельница, на р. Луппе, принадлежавшая прежде охтенскому пороховому заводу. В первые 10 л. она приносила значительный доход, но, 3 года тому назад, весенние воды разнесли плотину, и мельница не действует. Кроме того, священники пользуются процентами с капитала в 500 р. асс., положенного в 1833 г. в сохранную казну, полковником Ждановым, для поминовения его отца.

Прежде священствовали здесь: Григорий Михайлов, с 1723 по 1742 год, Евтихий Ильин, по 1751 год, Боголюб Захарьев, по 1781 год, Яков Арефьев, по 1783 год, Василий Иванов, по 1806 год, Алексей Заводский, по 1858 год, Михаил Чернявский, с 1825 по 1836 год, Павел Трачевский, с 1836 по 1851 год, Александр Тихомиров, с 1852 по 1878 год, Феодор Боголюбский, с 1858 по 1860 год. Иоанн Никольский, с 1860 по 1872 год. Ныне на лицо состоят: священник Тимофей Дивов, магистр, из наставников с.-петербургской духовной семинарии; протоиерей Василий Гречанинов, служивший прежде при церкви брест-литовской военно-исправительной роты.

Два псаломщика, из вольнонаемных, кроме жалованья из заводских сумм, в количестве 768 р. в год на обоих и казенной квартиры, пользуются доходами за требы.

На отопление церкви средства дает завод; от завода же нанимаются 4 сторожа, из коих один при кладбище. Ремонт церкви и другие расходы делаются из церковных сумм. Капитала церковного, по 1 апреля 1884 г. состоит 15298 р. 26 коп. в билетах государственного банка.

К приходу здешнему принадлежать: офицеры и чиновники, служащие на пороховом заводе и в капсюльном отделе, чины местной артиллерийской команды и 5-ти летучих парков и, затем следующие селения: слобода Ржевская, в 1½ вер. от церкви; деревни: Ковалево – в 5 верстах, Смольное – в 7, Жерновка – в версте и Малиновка – в 2, и наконец шесть «линий», расположенных вблизи завода. Большинство жителей русские, православные; но есть чухны, поляки и евреи. Коренных жителей, по исповедным росписям, считается до 2500 чел. служащих на заводе и капсюльном отделе, вместе с войском до 1000 чел. и пришлого народу, особенно летом, до 700 чел. Многие рабочие занимаются и земледелием, и мелкими ремеслами. Женщины продают молоко и ткут мочальные кульки. Взрослые дети обоего пола ходят в капсюльный отдел.

В заводе три школы: 1) самая большая, трехклассная, с 3-мя отдельными помещениями, устроенная в 1867 г., находится подле церкви; в ней от 120 до 130 учеников; учат три учительницы, четвертая учит рукоделию; Закон Божий преподает священник Тимофей Дивов, безмездно. Он же, по поручению военного начальства, наблюдает за религиозно-нравственным состоянием школы. Школа содержится на частные средства и управляется комитетом из офицеров; 2) школа в капсюльном отделе; здесь 50 учеников, одна учительница. Школа устроена в 1883 г. и содержится на средства технического общества; Закону Божию учит священник Дивов, безмездно; 3) школа устроенная благотворительным обществом в 1879 г., в ней 2 класса, при двух учительницах; Закону Божию учит протоиерей церкви Земледельческой колонии Феодор Сперанский; в ней до 100 учеников; школа от церкви в полуверсте. Обучение бесплатное. В церковный хор выбираются ученики первой школы.

Кроме занятия в школах, священник Дивов преподает Закон Божий в учебной команде артиллерийских парков, а протоиерей Гречанинов – в местной артиллерийской команде.

Священником Дивовым заведены, с 1882 г., внебогослужебные беседы, по воскресным дням, в церкви. Прихожане к этим беседам вполне внимательны и усердны.

Прихожане посещают храм Божий усердно, особенно зимой, когда меньше работы, но религиозно-нравственное их состояние не особенно высоко. Причина этого, с одной стороны, вообще условия фабричной жизни, с другой – масса пришлого народа, среди которого попадаются люди всякого звания и привычек. Из пороков особенно развиты: пьянство, мотовство и легкое отношение к целомудрию. Семейная жизнь уважается мало и браков бывает не более 20 в год. Упадку нравственности способствуют также совместные работы лиц обоего пола в капсюльном отделе и, рядом с этим – отсутствие надзора родительского. Женщины вообще религиознее мужчин.

Поверье и обряды народные, заносимые сюда пришлым людом, укореняются в местном населении. Молодое поколение благодаря влиянию школ, более свободно от предрассудков.

Кроме, указанного выше, крестного хода в ильинскую пятницу, здесь бывают следующие крестные ходы: 29 июня – в Ковалево и Смольное, 8 июля – в слободу Ржевскую; в воскресенье пред Ильинской пятницей – в Жерновку и Малиновку, 20 июля – в «линии», расположенные вблизи завода. Последний крестный ход замечателен в историческом отношении. В первый раз он был совершен в 1730 г. из Казанского собора в Петербурге на пороховые заводы, для избавления города и окрестностей от сильной засухи, сопровождаемой повсеместными пожарами. Ежегодное же повторение его установлено в 1774 г. Но впоследствии, по причине отдаленности Ильинской церкви от столицы, крестный ход постановлено совершать в Владимирскую церковь, где есть придел пророка Илии.

Начатие и окончание работ на заводе, а также и весенний выгон скота, сопровождаются также крестным ходом.

С 1878 г. существует «Охтенское пороховое благотворительное общество», задача его помогать деньгами, вещами и др. способами нуждающимся обывателям, без различия вероисповедания и национальности. Члены общества, главным образом офицеры и чиновники. Средства членские взносы и кружечный сбор. Средний годовой оборот его капитала, вместе с содержанием школы, простирается до 2000 р. с.

26) Церкви в Николаевской чесменской военной богадельне

Николаевская чесменская богадельня находится на лево от царскосельского шоссе, в 7-ми верстах от Петербурга. Главное здание богадельни составляет бывший увеселительный дворец, построенный в 1770 году, под смотрением придворного архитектора Фельтена и, в память чесменской победы (24-го июня 1770 г.), названный Чесменским дворцом. В последние годы несколько богаделенных, деревянных, в русском вкусе, домиков построено на правой стороне от шоссе. Они расположены подле Варшавской железной дороги и, с своими садиками и огородами, представляют вид красивой русской деревни. Домики эти содержатся на средства Великих Князей, о чем свидетельствуют крупные надписи на каждом доме. Среди домиков находится изящная каменная часовня.

В Чесменской богадельне две церкви: летняя – св. Иоанна Предтечи и зимняя – Рождества Христова.

Летняя церковь находится на восток от главного здания богадельни. Она – каменная, довольно высокая, пятиглавая, в готическом вкусе. В одной главе помещен большой колокол, весом в 61 пул, в другой 7 остальных, меньших колоколов. О построении храма свидетельствует следующая надпись на лево от входа в храм на мраморной доске: «сей храм сооружен во имя святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в память победы над турецким флотом, одержанной при Чесме 1770 года, в день его Рождества. Заложен в 15 лето царствования Екатерины 2, в присутствии короля шведского Густава 3, под именем графа Готландского; освящен 1780 года июля 24-го дня в присутствии Его Величества римского Императора, Иосифа 2-го, под именем графа Фалькенштейна»; на право от входа находится царское место Императрицы Екатерины 2.

В прежние годы здесь торжественно праздновался орденский праздник Великомученика Георгия и потому храм иногда назывался «храмом ордена св. Георгия».

Иконы в иконостасе – превосходной итальянской работы. Из них замечательны, по древностям: Распятие, Омовение ног апостолов Иисусом Христом и икона св. Димитрия Царевича с его страданиями.

Зимняя каменная церковь Рождества Христова

В марте 1812 года, Высочайше повелено устроить церковь в нижнем этаже Чесменского дворца, для зимнего времени, и перенести в нее хранившуюся в Зимнем дворце утварь бывшей походной церкви царя Алексея Михайловича и Императора Петра Великого. 11-го декабря 1812 года иконостас был сюда передан и тогда же освящена церковь духовником Его Величества, протопресвитером Павлом Васильевичем Криницким.

Иконы в иконостасе вышиты, в 1590 году, золотом, серебром и разноцветными шелками. С правой стороны Царских врат помещены иконы св. Троицы и Рождества Христова; на южных вратах – св. Феодор Стратилат и св. Великомученица Ирина; на левой стороне – иконы Тихвинской Божией Матери, Вознесения Божией Матери; на северных вратах – благоразумный разбойник Раф (?). Над иконостасом находится следующая, шитая золотом, серебром и шелками, надпись: «лета 1590 благодатию Св. Духа и Святой Живоначальные Троицы, повелением благоверного и христолюбивого Государя и Великого Князя Феодора Ивановича, всея России Самодержца и Его Благоверные Царицы, Великие Княгини Ирины, сделана святой церкви Живоначальные Троицы, в восьмое лето государства Его, при святейшем патриархе Иове всея Русии».

В алтаре, на горнем месте, помещается древняя, превосходной работы, плащаница, на шелковой, золотом и серебром вышитой материи. На ней изображены: в верхней части – Воскресение Христово; в средней – положение Спасителя во гроб с греческой надписью: (в перевод) – надгробный плачь; в нижней части – камень гроба Господня с сидящим на нем ангелом, а подле –апостол Петр и Мария Магдалина; по углам – евангелисты. Вокруг плащаницы вышита на грузинском языке церковная песнь: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу... внизу подписано: «снятие со креста Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и положение Его во гроб».

Кроме плащаницы в церкви достопримечательны: 1) образ Иерусалимской Божией Матери, греческой живописи, присланный, по преданию, Екатерине 2 из Иерусалима; 2) образ апостола Павла и Марии Магдалины, шитый золотом и серебром, – труд Императрицы Марии Феодоровны.

В 1831 году, Высочайшим указом, данным 4-го апреля комитету раненых, повелено: Чесменский дворец обратить в богадельню, под именем Чесменской военной богадельни. После переделки здания, богадельня была открыта в 1836 году в день полтавской битвы, 27-го июня. За два дня местным духовенством освящены были все перестроенные здания и в день открытия богадельни отправлена Божественная служба в Христорождественской церкви, перенесенной из нижнего во 2-й этаж, в круглое зало, где прежде собирался капитул ордена св. Георгия Победоносца.

По совершении литургии прибыли сюда Их Величества и, в присутствии их, совершены были: благодарственное, с коленопреклонением молебствие, крестный ход и окропление святою водою инвалидов, призреваемых в богадельне. Обряд совершал протопресвитер Музовской.

Церковь содержится церковными доходами, которыми заведует священник со старостою, отдавая в них отчет хозяйственному комитету и директору богадельни.

Церковный причт, состоявший с 1780 года из священника, диакона и двух псаломщиков, был в придворном ведомстве. Из гофинтендантской конторы производилось священнику 1800 р. асс. жалованья, 240 руб. на рясу и, сверх того, выдавалось из придворной Гардеробной, ежегодно, на тот же предмет, 46 аршин шелковой материи; диакону 1500 р. асс. жалованья, 240 р. асс. на рясу и 46 арш. шелковой материи; псаломщикам по 1200 р. асс. в год. Сверх жалованья причт пользовался казенною квартирою по 1836 год, до переименования Чесменского дворца в военную богадельню.

С 1836 года, по Высочайше утвержденному штату, положено причту, при готовой квартире, следующее жалованье: священнику 1500 р. асс. в год, диакону 1000 р. асс., псаломщику – 500 р. асс. Жалованье это выдается из сумм комитета раненых.

С 1836 года причт и церковь находились в ведомстве главного священника армии и флотов, а с 1852 г. подчинены ведомству главного священника гвардейских и гренадерских корпусов, духовника Его Величества.

27) Церковь св. Александра Невского на Лисьем носу

На финляндском берегу Финского залива, в 25-ти верстах от Петербурга и в 11-ти от Кронштадта, находится местность, называемая «Лисий нос». Местность эта болотистая и при сильном юго-западном ветре, покрывается водою. В 1854 году, во время крымской войны, Лисий нос был избран пунктом для воспрепятствования неприятелю – сделать высадку десанта на берег и пройти на судах к Петербургу, по северному фарватеру. Здесь устроены были: редут в 11 орудий, гавань – для гребных судов и – бараки, для помещения команды. В военное время в бараках помещались первый, второй и третий флотские экипажи и – ополченцы первой запасной дружины. В 1855 году один из ополченцев Иоанн Быков, построил, в 70 саженях от берега, деревянную, в две квадратных сажени, часовню, на собственный счет. Здесь в праздники служил иеромонах Антоний, состоявший при учебной флотилии. До построения часовни служили на открытом воздухе, пред образом, который приносился с судов и помещался на дубе, росшем близь того места, где после поставлена часовня. Когда жители Лисьего носа, не имея церкви и затрудняясь посещением церкви сестрорецкой, отстоящей отсюда в 10 верстах, захотели соорудить собственную церковь, тогда инженер поручик Войницкий, мая 6-го 1855 года, составил, на этот предмет, соображение, и представил оное, через начальника учебной флотилии, контр-адмирала Митькова, главному командиру кронштадтского порта Литке, с ходатайством – просить у генерал-адмирала разрешения на построение церкви.

Его Императорское Высочество, генерал-адмирал сам предначертал расположение и вид храма и приказал, по составлении чертежа, привести в известность средства на постройку. Предположено было обратить часовню в одно престольную церковь, длиною и шириною в 5 сажень, пристроить алтарь, здание возвести на каменном фундаменте и поставить небольшой купол. Ценность постройки определена была в 3000 руб., в том числе – рабочие и материалы. От подрядчиков купцов – Турыгина, Пименова и Правдина, доставлено было материалов на 2000 р. с. и денег – 300 р. Рабочие были от подрядчиков крестьян: Феодора Назарова, Михаила Голикова, Сергея Емельянова и Иакова Мальцева. К этим средствам присоединены были и еще следующие пособия от казны: 1) из квартирующих при бараках трех батальонов употреблять на работы по 20 человек ежедневно, без платы; 2) на пополнение необходимой на постройку суммы употребить имеющуюся в виду экономию от денег, данных на построение редута. Суммы этой полагалось достаточным 500 р. с.; 3) иконостас и утварь приобрести из склада, находящегося при кронштадтском порте, и также – из церкви Богоявления и из Андреевского собора в Кронштадте.

Когда проект был Высочайше утвержден, тогда, по предписанию морского министерства, инженер-капитан Тилло, производивший работы на Лисьем носу, начал постройку церкви в июне 1855 года.

Средства па постройку были следующие: материалов пожертвовано на 1880 р. с., ценность рабочих людей равнялась сумме в 1955 руб. сер., колокола и прочая утварь церковная стоила 1737 р. с., от разных лиц собрано 457 р. 40 к. с., от продажи свеч 90 р. с., экономии от построения редута 600 р. с. Всего деньгами было 1147 р. 40 к. с. Из кронштадтского собора, с разрешения митрополита Никанора, выдан иконостас; из кронштадтского порта – ризы и книги. После постройки церкви осталось денег 42 р. 90 к. с.

Церковь была построена в два месяца. Тогда был испрошен антиминс, освященный митрополитом Никанором 1855 г. января 30-го дня.

Церковь была освящена во имя св. Александра Невского, в воскресенье, 28-го августа 1855 года, флотским благочинным, иеромонахом Ираклием с иеромонахами – Антонием и Алексием, служившими тогда на судах, расположенных по северному фарватеру. Иеромонах Антоний, за усердие при построении церкви, награжден от Синода наперсным крестом; иеромонах Антоний назначен настоятелем церкви.

Церковь имеет в длину и ширину 5 сажень, в высоту, под купол, 6 саж. и три четверти аршина, ширина алтаря 3 саж., длина – 1 саж. с четвертью, высота 4 аршина. Паперть имеет длины и ширины 2 саж., в высоту – 1 саж. и 1 арш. На церкви 2 купола, покрыты белой жестью с позолоченными крестами. Стены снаружи обшиты тесом, а внутри оклеены обоями. Вокруг всего здания – резной карниз. 12 окон украшены резными наличниками. Купол поддерживается 4 колоннами дорического ордена. Стены церкви, от пола до подоконников покрыты деревянною филенчатою панелью. Потолок, купол, карнизы и колонны окрашены белой масляной краской, а панель и пол – желтою.

В церкви две железных печи; в алтаре – кирпичный камин. Крыша и наружные стены покрыты масляною краскою.

Колокольня вышиной, с крестом, в 5 саж., построена в 1857 году, на 4 столбах, обшитых досками. Из 5 колоколов самый большой в 10 пуд. 34 фунта.

До построения колокольни колокола висели на дубе, росшем у церкви.

Вокруг церкви устроена, в 1857 г., деревянная «штакетная» ограда, восьмиугольная, окрашенная масляною краскою.

Иконостас деревянный, в один ярус. Длина его 5 саж., высота 1¾ саж. Он выкрашен масляною краскою под перловый цвет; иконы, в позлащенных рамах, писаны по золотому фону в византийском стиле.

Из икон достопримечательны: 1) икона Божией Матери «утоли моя печали“, пожертвованная 1855 г. ноября 5-го дня Великой Княгиней Еленой Павловной. Она в сребропозлащенном окладе, с венцом и короною, украшенною стразами; 2) икона св. Петра Александрийского, за правым клиросом, писанная на полотне, по золотому фону, в резной позолоченной раме; на пьедестале ее медная доска с надписью: «образ сей св. Петра епископа александрийского, пожертвован в память вице-адмирала Петра Алексеевича Караулова, сыном его, В. П. Карауловым ноября 25-го числа 1859 г.; 3) икона Рождества Иоанна Предтечи, за левым клиросом, работы Постемского. На пьедестале ее, на медной доске, написано: «образ сей Рождества Иоанна Предтечи, праздника мальтийских кавалеров, пожертвован в воспоминание рыцарских доблестей в бозе почившего Императора Николая 1. Февраля 4-го числа 1860 г.“. Образ этот пожертвован тем же В. П. Карауловым; 4) икона Воскресения Христова, писанная на доске в 1740 году, с серебряным окладом около Спасителя, работы художника Стефана Соколова.

Метрические книги ведутся с 1858 года. В третьей части в числе умерших, записываются тела неизвестных, выкидываемых бурею на берег Лисьего носа.

Причт состоит из священника; причетник – нижний чин морского ведомства.

При церкви сперва служил иеромонах Антоний. В 1857 г. 21-го сентября вместо Антония поступил заштатный священник армейского ведомства Иоанн Петров, происходивший из купеческого звания, учившийся в с.-петербургской духовной семинарии. По смерти его в 1862 г., поступил заштатный священник упраздненного ораниенбаумского военно-сухопутного госпиталя, Александр Соколов. 1866 года, февраля 4-го, Соколов поменялся местом со священником при домовой церкви главного священника армии и флотов Александром Кутневичем. Через 4 месяца Кутневич переведен на другое место, а сюда, 1866 г. июня 8-го дня назначен священник Ловичского военного госпиталя Иоанн Песоцкий.

Священнику жалованья 294 р. с., столовых 99 р. с. и – паек на одного денщика.

Приход составляют морские команды, квартирующие в бараках. С 1854 по 1864 год сюда присылалась из Кронштадта, на зиму, морская команда от 100 до 800 человек. Когда же бараки, по ветхости, оказались неудобными, то команду стали присылать сюда только на лето.

Постоянная команда Лисьего носа состоит из 13-ти человек сторожей, смотрителя казенных зданий, советника и 9 нижних чинов, занимающих караул при пороховом погребе.

В 1862 году Лисий нос и церковь его удостоены были посещением Высочайших особ. Так января 12-го посетил Великий Князь Константин Николаевич, а 19-го Государь Император с Великими Князьями Константином, Николаем и Михаилом Николаевичами.


Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып.8. - Санкт-Петербург, 1884. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle