Источник

Церкви Кронштадтские

Общий Очерк

Кронштадт, укрепленный портовой город, с военною и купеческою гаванями, находится на Финском заливе, на острове, отстоящем в 46 верстах от Петербурга и в 7 верстах от Ораниенбаума. Остров называется Котлин. С 1323 по 1617 год остров этот был пограничным урочищем России с Швецией и не имел никакого населения; в 1617 году уступлен шведам, а при Петре 1, вместе с Ингерманландией, присоединен к России. Петр 1, основав Петербург, повелел князю Меньшикову воздвигнуть укрепление на отмели, лежащей с южной стороны Котлина, с целью оградить столицу от неприятельских вторжений со стороны моря. Укрепление это, по модели, сделанной самим Петром в Воронеже, было воздвигнуто в ту же зиму и названо Кроншлотом. Но когда укрепление это не могло удержать шведов, пытавшихся пройти к столице с северной стороны острова Котлина, то Петр, в 1710 г., повелел построить другую, более обширную крепость на острове. План Петра выполнял капитан–командор Лен; рабочими были пленные шведы и гвардейские солдаты. К 1720 г. были окончены военная и купеческая гавани, стали строиться отдельные укрепления, дома вельмож и служащих. Город назван Кронштадтом (венец–город). При преемниках Петра город постепенно распространялся, народонаселение в нем увеличивалось, а укрепления особенно возвысились в царствование Николая 1 и Александра 2.

Начало развития и процветания православной церкви в Кронштадте шло параллельно с началом и развитием города, как военной и купеческой гавани. Для населения кронштадтского, довольно многочисленного, необходимы были молитвенные дома. А так как население это имело быт не хозяйственный, оседлый, а более – казенный и преимущественно устраиваемый по воле военного начальства, то и устройство здешних церквей имело характер административно военный. Большая часть церквей города Кронштадта были полковые, домовые и вообще – казенные. Приходских церквей была одна – это собор св. Андрея Первозванного, сперва деревянный и только с начала нынешнего столетия – каменный. За то в Кронштадте всегда было очень много церквей разных иностранных исповеданий. Самое население Кронштадта всегда было слишком смешанное. И в настоящее время православные составляют здесь меньшинство и точное определение количества жителей православных может быть сделано не на основании епархиальных актов, а – по источникам гражданского ведомства.

1) Кронштадтский Андреевский собор

Собор св. Андрея Первозванного существует в Кронштадте с основания Кронштадта. По преданию, прежняя церковь была деревянная и истреблена пожаром. Говорят старожилы, что она находилась там, где теперь здание учебного морского экипажа. Предание прибавляет, что при Елизавете Петровне, деревянная, в два этажа, соборная Андреевская церковь построена была на площади, в 30 саж. к югу от нынешнего собора. В этой церкви, кроме главного алтаря, во имя апостола Андрея, был придел Успения Божией Матери, существовавший, по свидетельству надписи на кресте, с 1763 года; придел этот в 1820 году был временно пристроен к Владимирской церкви, а когда эта церковь перешла из епархиального в военное ведомство, придел, по указу Святейшего Синода от 27-го августа 1831 г., упразднен. В память прежнего Успенского придела была, в 1842 году, построена и приписана к собору, церковь Успения Божией Матери, с приделом во имя Иоанна Крестителя, в доме городских присутственных мест.

Кроме Успенского, в соборе были еще приделы: во имя Рождества Иоанна Предтечи и во имя св. Димитрия Ростовского. Место престолов обозначено двумя гранитными плитами, в 30 саженях к югу от собора.

Нынешний каменный Андреевский собор заложен 1805 г. июля 20-го дня, в присутствии Императора Александра 1, митрополитом Амвросием, и освящен 1817 г. августа 26-го дня, Филаретом епископом ревельским. Собор построен на адмиралтейские суммы. Постройка замедлилась от военных и политических затруднений, в которых тогда находилась Россия.

Собор сперва был в один престол. В 1834 году, под колокольнею, на хорах, устроен и 12-го ноября освящен придел св. апостолов Петра и Павла. В 1855 году придел этот упразднен, по проекту, Высочайше утвержденному. В этом же году, собор распространен, из продолговатого сделан крестообразным. В оконечностях крестного поперечника, устроены 2 придела, южный, во имя Петра и Павла, и северный – Покрова. Перестройка произведена на суммы от прихожан и доброхотных дателей. Проект собора составил архитектор Захаров.

Начал работы архитектор Виборог, от основания до карниза строил архитектор Павлов; с 1811 года до 1815 г., от карниза до конца, строил архитектор Акутин. Перестройка собора в 1854 и 1854 годах произведена инженер-полковником Богдановским, по проекту архитектора Кузьмина. Но так как собор был мало вместителен, то бывший церковный староста, кронштадтский купец, Владимир Димитриевич Никитин, с соизволения Александра 2, увеличил собор боковыми пристройками. Перестроенный собор был 14-го сентября 1877 г. освящен Варлаамом епископом ревельским. Перестройка, стоившая 49271 р. произведена по плану архитектора Виндельбандта. Высота соборного купола 18 саж., высота колокольни, со шпицем, 27 саж.

В храме достопримечательны: 1) серебряный, вызолоченный, в 2½ вершка длины, крест, с мощами св. Андрея Первозванного, Екатерины, архид. Стефана, Варвары и с частицею Животворящего Древа. Он дан митрополитом Амвросием, при закладке храма, на благословение; 2) резной из слоновой кости крест, 4 вершка в диаметре, работы Петра 1.

Из колоколов достопримечательны по своей древности: первый колокол, с изображением Казанской Божией Матери, св. Александра Невского и св. Димитрия Ростовского. На колоколе надпись: «литейный мастер Константин Михайлов сын Глазов 1752 года, генваря 11-го дня; слит сей колокол в Москве, в город Кронштадт, к соборной церкви св. апостола Андрея Первозванного. Весу 154 пуда, 33 фунта». Второй колокол, с изображениями ангелов и с надписью: «1786 г. генваря 31-го дня лит в Санкт-Петербурге. Весу 224 пуда 22 фунта. Кронштадтские церкви Успения Пресвятой Богородицы». Третий колокол с надписью: «1786 года мая 1-го дня лит в Москве, на заводе Асона Струговщикова. Весу 112 п. 28 ф. Deo Тгinо et Apostolo Andreo».

При соборе хранятся: 1) план и фасад собора по проекту Захарова; 2) план собора от построения его в 1805 г. до 1855 года, составленный в 1834 г. На нем подписались: генерал-лейтенант Денстрем, генерал-майор Зече, подполковник Яхонтов, архитекторы Висконти и Вуско. Это – не подлинник, а копия, снятая правящим должность городового архитектора губернским секретарем Трапезниковым, за подписью членов комитета проектов и смет, по журналу 4 сентября 1841 г., за № 1793; 3) план собора, составленный Виндельбандтом и Высочайше утвержденный 1872 г. октября 30.

Причт соборный издавна состоял из протоиерея, двух священников, из которых один носил звание ключаря, двух диаконов и двух дьячков. В старину были при соборе певчие из воинской команды, носившие, при служении, польское платье. Вот имена прежних протоиереев: Михаил Иоаннов, (ок. 1737), Борис Петров, (ок. 1741), Алексей Васильев, (ок. 1747), Иоанн Федоров, (ок. 1768), Григорий Григорьев, (ок. 1778), Стефан Кузьмин, (ок. 1797), Стефан Нулев, (ок. 1800), Алексей Георгиевский, (ок. 1811), Василий Дремяцкий, (ок. 1848), Георгий Полотебнов, (ок. 1849), Василий Нектарьевский, (ок. 1851–1857) и Павел Трачевский, служащий по настоящее время.

Ключарями подписывались: Антоний Соловьев, (ок. 1814), Василий Дремяцкий, (ок. 1831), протоиерей Константин Несвицкий, Матфий Веселовский, (в 60 годах), и Иоанн Сергиев.

Священниками были: Козьма Стефанов, (ок. 1737), Феодор Матфиев и Тимфеей Васильев, (ок. 1741), Василий Иоаннов и Илья Георгиев, (ок. 1747), Александр Иоаннов и Иоанн Пантелеймонов, (ок. 1778), Иван Дмитриев, (ок. 1781), Василий Алексеев и Иоанн Анисимов, (ок. 1787), Григорий Иоаннов, (ок. 1789), Михаил Степанов, (ок. 1797), Михаил Сиверцов, (ок. 1800), Феодор Измайлов, (ок. 1809), Михаил Абрюцкий, (ок. 1814), Петр Георгиевский, (ок. 1830 г.), Иоанн Вишняков, (ок. 1846), Иоанн Сергиев, Петр Клепачевский и Иоанн Таратин.

Из священнослужителей долее других служили: протоиерей Алексей Георгиевский (около 35 лет), Григорий Григорьев, (около 20 лет), Павел Трачевский, (около 30 лет), священник Иоанн Сергиев (около 30 лет).

На содержание причта, по Высочайше утвержденной ведомости Синода (4 мая 1806 г.) положено: протоиерею 450 р. асс. в год, священникам по 300 р., диаконам по 225 р., дьячкам по 150 р., просвирне 50 р. асс. Ныне тоже жалованье выдается серебром, но в уменьшенном размере, именно: протоиерею 128 р. 70 к. сер., священникам по 85 р. 77 к., диаконам по 64 р. 30 к., дьячкам по 42 р. 88 к., просвирне 14 р. 30 к. Кроме жалованья и доходов причт пользуется процентами с капиталов, положенных в разное время и простирающихся ныне до 13600 р. сер. Из пожертвований самое замечательное купца Николая Щукина, который, в 1877 году внес в собор 25000 р. асс.

Собору принадлежат два дома: двухэтажный, каменный, купленный за 7000 р. асс. в 1807 г. от опекунов малолетней дочери инженер-полковника барона фон-дер-Палена, на церковную сумму и – деревянный, построенный в 1860 году заботами протоиерея Павла Трачевского.

Причт собора прежде подчинялся духовному правлению, которое существовало при соборе до 1876 года; ныне – епархиальному начальству, в лице благочинного.26

Приход собора расположен в соседних улицах. Его составляют обычные жители города, главным образом морского ведомства. Летом, с уходом судов, численность прихожан уменьшается. Взамен их в местности прихода появляется множество иноверцев, приезжающих сюда на своих судах из-за границы. По клировым ведомостям 1883 года в приходе считалось: военных штаб и обер-офицеров мужского пола 147, женского 145, нижних воинских чинов мужского пола 324, женского 313; статских мужского пола 69, женского 125, купцов и мещан мужского пола 384, женского 409, крестьян мужского пола 513, женского 361.

Кроме обычных крестных ходов, бывает еще крестный ход 20 июля, вокруг города, в память холеры 1848 года. Он совершается с пением покаянного канона.

К собору приписана церковь Успения Божией Матери, в городских присутственных местах, устроенная купцами и освященная 26 февраля 1842 года. Она вмещает в себе до 500 человек.

К Андреевскому собору принадлежат две каменные, крытые железом, часовни. Одна в Гостином дворе, устроенная в 1881 г. церковным старостою Никитиным, другая – в Рыбном ряду, устроенная в 1879 г. церковным старостою Леонтием Неустроевым.

Попечительство учреждено 14 июня 1874 г., для прекращения нищенства. Для нищих устроен, в 1882 г., дом трудолюбия.

Протоиерей Павел Трачевский

2) Церковь во имя Богоявления Господня

Первоначальная церковь, во имя Богоявления Господня, была построена в 1731 году при следующих обстоятельствах: Петр Великий, находясь в Астрахани, собственноручно, 13 июля 1722 г., написал указ о построении в Кронштадте церкви во имя Богоявления Господня, для морских и адмиралтейских служителей. Через шесть лет по издании указа, в 1728 году сентября 4 последовало, из адмиралтейств коллегии, доношение в Свят. Синод, а на другой день, 5-го сентября, Синодом издан указ о построении церкви. В том же 1728 году храм был заложен и через 3 года, мая 24, 1731 года освящен. Его строили рабочие, присланные из петербургского адмиралтейства, по чертежам и под надзором архитектора Коробова, под наблюдением портовой конторы, на казенный счет и на пожертвования морских воинских команд.

Храм был одноэтажный, деревянный, без печей, крестообразный; семи ярусная колокольня его была видна далеко с моря и днем служила вместо маяка. В верхних ярусах колокольни были боевые часы, привезенные из Голландии,27 на вершине колокольного шпица был вызолоченный крест и ангел, крылья которого вертелись по направлению ветра. Один из колоколов этой колокольни был отлит в 1644 году неизвестно где, а другой – в Амстердаме, в 1720 году. На первом начертаны были буквы: I. X. S. Т. М. S. К. N. SS. М. S. Н. L. S. OS. Anno 1644. L P S B M S К. На втором: «Servite Domino cum gaudio (служите Господу с радостию). Ian Albert decrare me ferit Amsterdam anno Domini 1720».

Иконы для храма были писаны знаменитым тогда иконописцем Дмитрием Соловьевым за 360 р., как видно из указа адмиралтейств коллегии от 28 сентября 1731 г. Петр 1 повелел, чтобы в сем храме, сооружаемом для моряков, св. иконы напоминали о всегдашнем покровительстве Божием тем (людям), которые вверяют жизнь грозной и опасной стихии моря, и потому были устроены четыре иконы, изображающие священные события на море: проповедь Спасителя с корабля, укрощение Господом бури, хождение Петра по водам и плавание Павла в Рим.28 Пред иконостасом находился амвон, на котором был вырезан компас, в средине коего было резное изображение корабля под парусами, румбы которых составлены из кусков разного дерева.

В церковном притворе висело паникадило, вырезанное из дерева руками Петра Великого. В 1798 г., во время взрыва порохового магазина, в средней гавани, паникадило сорвалось с крючка и рассыпалось; части его, до 1856 года, хранились в архиве Никольской церкви, что при экзерциргаузе; в этом году оно снова собрано и хранится при портовой конторе. В средней части храма висело другое паникадило, большое, медное, с шведскою надписью на яблоке. Оно висит в той же Никольской церкви.

1831 года мая 31 торжествовалось столетие этого храма. Литургия совершена была обер-священником армии и флотов, протоиереем Григорием Ивановичем Мансветовым, при сослужении духовенства кронштадтских военных церквей. После литургии, духовенство, обойдя с хоругвями и св. иконами вокруг храма, остановилось в ограде, и здесь, пред собранием морских команд, был отслужен благодарственный молебен, с возглашением «вечной памяти» Петру 1, Петру 2 и Анне Иоанновне.

Несмотря на частые поправки, храм постепенно разрушался. В 1840 году на колокольне оборвалась часовая гиря и, при падении, проломила два пола. Тогда морское начальство решило просить о разборке храма и о построении нового. В 1841 году дано Высочайшее разрешение о разбирании старого храма. Новый храм был построен уже в шестидесятых годах.

По разбирании ветхого храма, богослужение совершалось в разных местах: с 1841 по 1848 г. – в церкви св. Александра Невского, в 5 флигеле морского госпиталя, с 1848 по 1862 год, в деревянном одноэтажном доме, в Екатерининской улице, на углу Осокиной площади. Дом этот, купленный у фон-Дезина морским министерством, был весьма ветхий, покрыт был деревянной кровлей и делился на несколько перегородок, которых нельзя было снять, из опасения, как бы не провалился потолок. В 1862 году построена была временная деревянная церковь, с деревянной колокольней. Дом фон Дезина был продан за 5200 р. с., которые, по Высочайшему соизволению, поступили в церковную сумму.

Временная церковь построена была на северо-западном углу церковной ограды, по чертежам и планам, составленным в строительном управлении морского министерства. Длина ее была 15 саж., ширина 7½ саж., высота внутри 3 саж. 30 июля 1861 года, протопресвитером Кутневичем совершена была закладка храма, в присутствии командира порта вице-адмирала Феодора Михайловича Новосильского. 23 сентября 1862 года совершено было освящение храма, тем же Кутневичем. На постройку храма употреблено было церковной суммы до 21447 р. 37 коп. сер.; от доброхотных жертвователей 2294 р. 66 коп. Всего 23742 р. 3 коп.

Бутовая плита была взята из фундамента прежней церкви; из кронштадтского порта отпущен был лес. За постройкой наблюдали: ктитор морских церквей, отставной полковник Василий Фаддеев Кузьмин, Богоявленской церкви протоиерей Василий Жуковский и священник Иоанн Цветков, староста Иван Федоров Осетров, городской архитектор Федор Иванов Трапезников и инженер штабс-капитан Иван Николаев Гофштетер.

В Богоявленском храме достопримечательны: 1) образ св. ап. Андрея, в серебряном вызолоченном окладе, с «деяниями», на образе надпись: «сей святой образ написан и украшен тщанием превосходительного господина контр-адмирала Якова Саввича Барша, в благодарение Богу, в память Очаковской экспедиции 1742 года, генваря 8 дня». Деяния апостола изображены в 10 картинах, по пяти на каждой стороне. 1-я картина – призвание Андрея, с словами евангелия Матф. 4, зач. 9-е: «Ходя Иисус при мори Галилейстем... оставльша мрежи по нем идоста», 2-я, проповедь Андрея в Синопе, с надписью: «св. апостол Андрей, проповедуя Христа во граде Синопии, многи скорби подъят, и научив люди, и крестив, прейде к Херсоню»; 3-я, водружение креста на горах киевских, с надписью: «смотрением же Божиим дойде св. Андрей и к горам киевским, рече к сущим с ним, яко на сих горах воссияет благодать Божия, и прочая, и благослови я, и постави крест»; 4-я исцеление апостолом больных, с надписью: «пришед же св. Андрей во град Ахаитский и тамо Сосия боляща люте, и Анфипатову жену недугующу, и Стратоклия брата Анфипатова, здравы сотвори»; 5-я заключение апостола, за проповедь, в темницу, с надписью: “Анфипат Егеат нача принуждати христианы к идолопоклонству, ему же зашед в пути св. Андрей, рече: «подобаше тебе познати истинного Бога». Разгневався же Егеат, повеле апостола вврещи в темницу. Собравшись же народ мног и хотяжу убити Егеата, Андрея же извести из темницы, но св. Андрей удержа их; 6-я апостол на суде Анфипата, с надписью: «во утрие же Анфипат седя на судищи, послав, приводе пред себе святого, и рече ему: «остави проповедати Христа». Святый же не преклонен ему явися. Тогда Егеат повеле протяженна его бити, и паки представлен и осужден на смерть крестную»; 7-я шествие апостола на распятие, с надписью: «ведену же бывшу святому на пропятие, стекашеся народ, вопияше, что согреши человек праведный и друг Божий, почто на распятие ведется. Андрей же святый моляше народ, да не творят препоны страданию его; идяше бо с веселием, не простая учащи»; 8-я распятие святого, с надписью: «распят убо бысть св. Андрей, стояше же окрест его мног народ, яко 20000; тоже тече весь народ к дому Егеатову, вопиюще: «не подобает сия страдати человеку святу, честну и премудру». Тогда Егеат, убояся народа, тече до св. Андрея, с креста снимет»; 9-я распятие апостола с надписью: «егда же слуги отретити святого хотяху, не возмогоша прикоснутися, яко руце им омертвеваху. По сем велиим гласом святый рече: Господи! не попусти отрешену ми быти со креста, и се облиста окрест его свет с небеси, яко молния. Тогда святой испусти дух»; 10-я погребение апостола, с надписью: «жена Максимилла, веровавшая во Христа, снят тело святого с великою честью, и помазавше ароматы, положи в своем гробе, в нем же сама имяше положена быти»; 2) семь священных предметов, пожертвованных, в начале 1864 года, вдовою адмирала Петра Ивановича Рикорда, а им полученных в то время, когда он, в 1854 году, командовал соединенными дивизиями балтийского флота. Это суть: а) серебряный, вызолоченный крест – дар Филарета митрополита московского. Крест вделан в створчатый киот, открытые дверцы которого покрыты серебряными, вызолоченными досками. На правой доске надпись: «кресте! ты ми сила буди, крепость и держава, избавитель и предратник на борющие ми, щит и хранитель, победа и утверждение мое, присно соблюдая мя и покрывая». На левой: «на кресте пречистые руце Твои простерл Еси, Христе, от Тебе далече бывшие призываяй, близу Тебе устрояя. Темже молютися: пленена мя бывша страстьми собери, и покаяние ми даруй, всяку скверну страстную очищающее»; б) образ св. Митрофана, присланный Риккорду неизвестным, из Пензы; в) образ Богородицы «споручицы грешных», на доске, в серебряном вызолоченном окладе, присланный неизвестным из Москвы. На образе надпись: «аз споручница грешных к Моему Сыну», другая: «сей дал есть мне за них руце слышати мя выну»; третья: «дати, иже радость выну мне приносят»; четвертая: «радоватися вечно через Мя испросят»; в) образ Александра Невского, в серебряной ризе, присланный от с.-петербургского митрополита Никанора; г) образ Черниговской Божией Матери, присланный адмиралу причтом Смольного собора; д) два образа, присланные неизвестным, из Ростова. На одном изображен преп. Сергий Радонежский, на другом – Богоматерь и ростовские чудотворцы: Петр, Авраамий, Иаков, Игнатий, Леонтий, Исидор, Иоанн Мала и Димитрий; е) образ Св. Троицы, присланный от юрьевского архимандрита Фотия, при отплытии Риккорда в Грецию, в 1828 году. На образе надпись: «в начале бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово»; ж) походная икона адмирала, изображающая Господа, ходящего по водам, и при ней два крестика медных, пожертвованных неизвестными, в благословение команде.

Все перечисленные здесь священные предметы помещены в одной деревянной вызолоченной киоте, под стеклом. На полях киоты имеется следующая надпись: «иконы, в благословение присланные на корабль Петр 1, в 1854 г. во время командования балтийским флотом в Кронштадте адмиралом П. Ив. Риккордом, против англо-французского флота». Внизу киоты, на дощечке, другая надпись: «приношение от вдовы адмирала Людмиллы Риккорд 1864 года, февраля 16 дня»; 3) отдельно от сей киоты образ Николая Чудотворца, в серебряной вызолоченной ризе, поднесенный Риккорду кронштадтским купечеством в 1854 году.

3) Церковь Николая Чудотворца, при экзерциргаузе

Близ старого кронштадтского Адмиралтейства, в 1839 г. построен экзерциргауз и манеж, для строевого и егерского учения морских чинов; тогда же, на восточной стороне манежа, устроена морским министерством церковь, во имя св. Николая Чудотворца, деревянная. Длина церкви 13 саж., ширина 10½ саж. и высота, с куполом, 6 саж. На время службы, из манежа отворяются в церковь три двери, чтобы воинские чины могли из манежа видеть служение. В западной части храма устроены хоры. Храм освящен 1841 г. февраля 9, протопресвитером Кутневичем. В 1851 году, после обновления всего манежа, храм был снова освящен. Утварь его взята из прежней церкви Богоявления Господня. Антиминс храма освящен епископом Венедиктом 1840 г. сентября 29.

При церкви хранится 26 старых антиминсов, вероятно из числа тех, которые, в прежнее время, брались отсюда в плавание, для устроенных на кораблях походных церквей. Из них один с трудно разбираемою греческою надписью. Другой антиминс, освященный 1836 г. ноября 29, Серафимом, взят из госпитальной Александроневской церкви.

Иконы для храма были писаны капитаном корпуса флотских штурманов Никитиным; резная и позолотная работа в иконостасе произведена была купцом Скворцовым; плащаницу и хоругви писал художник Алысалов.

В церкви замечательны: 1) икона св. Андрея Первозванного, взятая из прежнего храма Богоявления Господня, в деревянной вызолоченной раме. На правой стороне иконы, в углу, надпись стихами:

«Егда Андрей с Петром рыбы ловяше

Христос при мори мимо их идяше.

Узрев же во след к себе их глашает

И человеков ловитву вручает.

Сия слышавше сети повергоша

И вся оставльша, в след его идоша.»

2) икона св. Александра Невского, взятая из того же храма; 3) изображение священных событий, совершившихся на море, описанные выше; 4) икона Спасителя, на доске, писанная в 1858 году в память погибшего на Балтийском море корабля «Лефорт». Образ устроен усердием контр-адмирала Нордманна и его сослуживцев. Спаситель изображен сидящим на облаках, с распростертыми вниз руками; под ногами Спасителя – якорь. В нижней части рамы врезано изображение кормы корабля и в ней устроена неугасимая лампада. Свет лампады проходит в окно, вставленное в корму. Над главою Спасителя написан 6-й ирмос воскресного канона 6-го гласа: «житейское море воздвизаемое зря»... На масло для неугасимой лампады, от тех же лиц, пожертвован капитал в 1000 р.; 5) икона св. Димитрия царевича. Царевич, с крестом в руках, возносится ангелами от бурного моря, где разбивается корабль, к Спасителю, встречающему мученика. Под киотой – черная доска, на которой, золотыми буквами, написано: «капитан-лейтенанту Богданову, от сослуживцев его». Капитан вез в Россию нашу команду с проданного в Испании фрегата и погиб при крушении фрегата; 6) евангелие, изданное в 1754 году, с изображениями Спасителя и 4 евангелистов. Надпись гласит, что евангелие дано в церковь Богоявления Господня в 1764 г. иереем Евстратием; 7) золотой, с эмалью, крест, в полвершка длины, на белом круглом медальоне из слоновой кости, вставленный в круглую, из темного бамбука, рамку. Медальон и рамка выточены руками Петра 1. При кресте находятся орденские знаки Андрея Первозванного; 8) Нерукотворенный образ Спасителя, в деревянной золоченой раме, приношение Великого Князя Константина Николаевича, с фрегата «Амфитриды». На образе надписи: «Божие видение, божественное чудо», «то агион медалион», «Христе Боже, иже на Тя надеяйся, не отщетится никогда»; 9) медное, в 3 яруса, паникадило, о 30 рожках, купленное для церкви Богоявления Господня 1730 года 19 декабря, от купца Быкова за 280 р. 54 коп. На яблоке паникадила вырезана шведская надпись, которая, в переводе, будет следующая: «во славу Божию, для места сего собрания, пожертвовано Ратчером в Стокгольме, господином Томасом Перманом (родившимся перновского прихода, в деревне Остревце) и достопочтеннейшей его супругой Е. Маргаритою Пермановою, в лето 1684 года».

Церковь экзерциргауза приписана к Богоявленской и самостоятельного причта не имеет.

Причт Богоявленской церкви состоит из двух священников, диакона и двух причетников. По отрывочным показаниям церковных записей имена прежних священников и время их служения могут быть представлены в следующем виде: Савва Бычковский (1734), Василий Иоанникиев (1738), Петр Иоаннов (1739), Петр Богоявленский (1746), Василий Иоаннов (1750), Алексей Васильев (1754), Евстратий Алексеев (1764), Василий Григорьев (1764), Кодрат Саввин (1768), Василий Григорьев и Алексей Андреев (тогда же), Иван Федоров (1787), Тит Яковлев Шорохов (1789), умерший в 1835 году, 82 лет от роду; Матфей Яковлев (1792), Павел Поморский (1808), Павел Владыкин, умерший в 1854 г., 68 лет; Иоанн Зарянов († 1848), Александр Кутневич, служивший до 1860 года, Иоанн Цветков с 1853 года, Василий Жуковский, умерший в 1866 году, Порфирий Строкин. В настоящее время причт составляют: протоиереи Порфирий Строкин и Иоанн Цветков, диакон Петр Сперанский и причетники Иоанн Поспелов и Николай Виноградов.

Ктитором церкви состоит коллежский советник Григорий Александрович Григорьев, служащий при кронштадтском порте.

По Высочайшему указу 1859 г. декабря 25-го, за № 305, священникам положено по 300 р. жалованья и по 100 р. столовых, диакону – 200 р. жалов. и 50 р. столовых, причетникам – по 51 р. жалованья. На отопление квартиры священникам дается по 100 р., диакону – 50, причетникам – по 25 р. С 1875 г. положено: протоиереям 600 р. жалованья и 200 р. столовых, священнику 450 р. жалованья и 150 столовых; диакону 350 р. жалованья и 150 р. столовых, причетникам по 240 р. жалованья.

С 1828 года причт подчинен главному священнику армии и флотов.

Причт помещается в церковном доме в ¼ версты от церкви, на углу Петербургской, Чеботаревой и Викторской улиц; земли под домом 20 сажень длины и 15 сажень ширины. В ограде церковной, в деревянном флигеле, помещается просвирня и находится склад для дров. Площадь, занимаемая церковию, составляет пространство в 56 квадратных сажень между Галкиной, Богоявленской и Чеботаревой улиц и безымянным переулком.

Место, где стоит Богоявленская церковь замечательно тем, что Петр 1, нашедши здесь несколько дубовых деревьев, повелел обнести их оградой и поставить под ними скамьи и стол.29 Здесь, под сенью дубов, Петр не раз сиживал в обществе морских начальников и кораблестроителей. С этого места, как самого высокого на острове, был открытый, тогда еще не стесненный постройками, вид на залив. Старожилы рассказывают, как отцы и деды их, будучи еще детьми, прибегали к ограде посмотреть на «дедушку», ласкового и вместе строгого.

Прихожан считается до 15000 душ.

Церкви Богоявления принадлежат две деревянные часовни, выстроенные усердием церковного старосты, кронштадтского 1-й гильдии купца Ивана Федорова Осетрова, вообще отличавшегося усердием к украшению храма, за то и награжденного двумя золотыми медалями. Одна за петербургскими воротами, при въезде в Кронштадт, выстроенная в 1858 г. с тем, чтобы собираемые здесь деньги поступали на устроение Богоявленской церкви. Часовня построена по плану и фасаду архитектора Романа Иванова Кузмина, на счет старосты Осетрова и доброхотных дателей. Другая часовня построена на северо-западном углу церковной ограды, за 900 р. с. церковных денег, с разрешения протопресвитера Кутневича, в 1862 году, на место прежней, построенной в 1852 году.

4) Церковь Николая Чудотворца при техническом училище морского ведомства

Морское техническое, прежде штурманское училище30 находится на южной стороне Кронштадта, между Петровским доком и Екатерининским каналом, у так называемого «Итальянского» пруда. Пруд этот, равно как главные части самого здания, где помещается училище, получили начало еще при Петре 1. Здание это называлось итальянским дворцом и, по преданию, принадлежало князю Александру Даниловичу Меншикову, первому коменданту кроншлота. Здесь же, с 1771 по 1797 г., помещался морской кадетский корпус, перемещенный сюда из Петербурга после пожара, истребившего здание корпуса. По переводе корпуса снова в Петербург, в 1797 году, здесь помещено штурманское училище, составленное из рассеянных в Архангельске, Астрахани и Херсоне штурманских рот. С 1827 до 1856 год оно называлось штурманским полуэкипажем. Здесь же несколько лет помещался первый морской учебный экипаж, переведенный потом в другое казенное здание за Петровским домом. В 1843–1847 годах здание училища исправлено и распространено.

Училищная церковь находится в северо-восточной части здания, выходящей на Петровский док. Тут говорят существовала церковь и прежде, но о ней нет никаких сведений. Когда в это здание помещено было штурманское училище, то есть в конце прошлого столетия, то основанная в нем церковь помещалась в юго-западном углу здания, там, где теперь библиотека и физический кабинет училища. Помещение было неудобно. Для присутствующих при Богослужении было очень мало места, алтарь приходился с боку, так, что большая часть молящихся не видели Богослужения. При перестройке здания в 1843 г. церковь переведена на нынешнее место. Она заложена 1-го августа 1843 г., в присутствии главного командира кронштадтского порта, адмирала Беллингсгаузена, председателя комиссии о перестройке здания, генерал-майора Давыдова и членов комиссии – корпусных офицеров и чиновников. Над постройкой наблюдал городовой архитектор Акутин. 1-го февраля 1847 года, церковь, по благословению митрополита Антония освящена благочинным, священником кронштадтского собора Василием Дремяцким, с местным духовенством. Иконостас и почти все иконы прежней церкви переданы в устроенную тогда церковь морского учебного экипажа. Сюда же перенесены только две украшенные серебряными окладами иконы св. Димитрия Ростовского и Николая Чудотворца.

Настоящий храм – во имя св. Николая Чудотворца. Антиминс освящен митрополитом Никанором. Длина храма от западных дверей до иконостаса 7 саж. 2 арш., а с алтарем – 9 саж. и 2 арш.; ширина – 6 саж. и 2 арш. В высоту храм занимает два этажа и имеют два ряда окон на северной и южной стороне. Стены храма отделаны под белый мрамор, пол – паркетный. В иконостасе, устроенном в один ярус, помещены иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца и Александра Невского. Над местными иконами помещены две иконы: Царицы Александры и Марии Магдалины. Над царскими вратами – большая круглая икона Тайной Вечери, на вратах царских – Благовещение и Евангелисты, на северных архистр. Михаил, на южных – архидиакон Лаврентий. На вершине иконостаса – резной, вызолоченный крест, а над Тайной Вечерию начертаны слова: «Отче святый, соблюди их во имя Твое». В алтаре находятся следующие иконы: над горним местом – Спаситель, молящийся в Гефсимании, над жертвенником – Богородица, против южных дверей – св. Димитрий Ростовский и Николай Чудотворец. Ризница помещается по сторонам алтаря, в шкафах. В алтаре, над престолом находится вызолоченная, алебастровая люстра, а в церкви – бронзовая, вызолоченная. В простенках, между окнами, помещено 14 канделябр, каждая в три свечи.

В церкви достопримечательны: 1) икона св. Димитрия Ростовского, принадлежащая к прошлому столетию, как видно это, частью по характеру живописи, частью по надписи сзади иконы: «генваря 5-го дня 1760 года №11. Дом Митусова: сделать венчики все по препорции. На задаток взято 5 рублей; весу 2 ф. 44 зол. по 18¾ итого 44 р. 25 к.». Надпись сделана чернилами; 2) икона св. Николая Чудотворца, также, как видно по письму, очень древняя. Но о ней только сохранилось предание, что она принесена сюда с какого-то устаревшего и уничтоженного корабля; 3) запрестольный образ Спасителя, молящегося в Гефсимании. Длина его 3 арш. 6 вер., ширина 2 арш. 5 вер. Образ писан на холсте при устройстве нынешнего храма; 4) люстра висящая на средине храма, стоящая 2000 р. с.; 5) несколько старинных книг, напр. евангелие, в небольшой лист, изд. 1754 г., минея общая 1758 г., минея за январь 1784 г., апостол 1794 г., минея за август 1792 г.

Метрические книги начинаются с 1833 г., когда здесь устроен особый священник. До этого времени все требы здесь правил соборный причт. Протоиерей соборный был тогда и законоучителем училища.

С устройством особого священника, на эту должность определен, из учителей петропавловского духовного училища, Афанасий Иванов Соколов. В 1853 г. он, по болезни, уволен; на место его поступил, из наставников олонецкой духовной семинарии, магистр Михаил Деплоранский. В 1864 г. он скончался от чахотки. По смерти его с 1864 г. священствовал Александр Алексеевич Лебедев, перешедший сюда из диаконов екатерингофской церкви, а отсюда поступивший законоучителем в 1-ю гражданскую гимназию. Из гимназии он перешел в церковь св. Николая, в Праге. Ныне он магистр и протоиерей – настоятель Казанского собора член духовно-учебного комитета. После Лебедева поступил, также из диаконов екатерингофской церкви. Петр Петрович Преображенский, протоиерей, магистр Богословия, преподающий Закон Божий, кроме технического училища, еще в реальной кронштадтской гимназии. Должность причетника прежде исправлял один из нижних чинов морского ведомства. По новейшему штату 1873 г. положена должность псаломщика и на эту вакансию, в 1833 году, определен прослуживший при училищной церкви 25 лет, бывший казенный церковник Ефим Васильев.

По штату, Высочайше утвержденному 10-го марта 1827 г. священнику положено было 142 р. 85 6/7 к. с. и двум церковникам, из служителей, 22 р. 85 5/7 к. с. В 1860 году, по штату 27-го августа, священнику, наравне с другими священниками морского ведомства, положено 300 руб. с. жалованья и 100 руб. столовых, с вычетом на госпиталь и медикаменты. За уроки Закона Божия до 1858 года платилось 285 р. 65 к. с.

В 1858 году прибавлено 90 р. с. С 1860 года плата назначена по числу уроков в неделю, полагая по 35 р. сер. за один годовой час. Законоучитель до 1834 года получал на квартиру 85 р. 71¾ к. С 1834 года до ныне он пользуется казенною квартирою, с отоплением. По временному, Высочайше утвержденному 16-го апреля 1879 года штату, священнику назначено жалованья 400 р. и столовых денег 420 р. с. и псаломщику 300 р. жалованья. Вознаграждение за законоучительские труды положено, по-прежнему, соответственно числу уроков, возвысившееся до 80 р. за «годовой» час.

Причт церковный и управление церкви находятся в епархиальном ведомстве.

5) Церковь Александра Невского при морском военном госпитале

Церковь находится в среднем этаже каменного здания морского госпиталя. Иконы писаны Академиками Васильевым и Яковлевым. Строил генерал-майор Балз. Церковь заложена в 1833 году, а освящена 6 октября 1840 года протопресвитером Кутневичем. Память закладки увековечена надписью на доске, положенной в северном углу алтаря.

Причт состоит из протоиерея, священника, диакона (на вакансии причетнической) и причетника. Протоиерей получает жалованья 300 руб. сер. и, на квартиру, 85 р. 70¾ коп. сер. в год; столовых 100 руб. сер.; священник – 300 руб. жалованья, 100 руб. столовых и казенную квартиру, с отоплением и освящением; диакон и причетник получают жалованья по 85 руб. 71½ коп. сер.; диакон помещается в здании госпиталя, а причетник получает 28 руб. 59 коп. на квартиру.

К госпитальной церкви приписана церковь во имя св. равноапостольного царя Константина, находящаяся в 6-ти верстах от Ораниенбаума, на госпитальной даче, в бараках. Она построена от казны в 1861 году и на ее содержание ежегодно отпускается по 285 руб. 72 коп. сер., служба в ней бывает только в 4 летние месяца, за что прибавляется причту по 25 руб. в месяц.

6) Церковь св. Николая, при первом морском учебном экипаже

Церковь основана 31 марта 1848 г. для экипажа, состоявшего из 1000 нижних чинов и из 500 юнг–воспитанников, солдатских детей, готовящихся к морской службе. Церковь находится в западной половине нижнего этажа здания и занимает громадный зал, в восточной стене которого пробита стена в соседнюю комнату, для алтаря. Иконостас в один ярус. Сперва алтарь заставлялся деревянными щитами и в зале происходило ученье, смотры и пр. Причт церковный состоит из священника. Из нижних чинов один исправляет должность псаломщика, другой – сторожа. По штату 20 декабря 1876 г. священнику дается 600 р. жалованья и 100 р. столовых; за уроки Закона Божия 33 р. в месяц. Священник имеет казенную квартиру.

Первым священником был Павел Николаевич Ламанов, перешедший, в 1883 г. в протоиереи Царскосельского собора. После него поступил Арсений Добронравин, из студентов новгородской духовной семинарии.

7) Троицкая церковь на кронштадтском кладбище

На западной стороне острова Котлина, между северным фарватером Финского залива и шоссейною дорогою к последнему земляному укреплению, прежде называемому «Шанц», а ныне батареями № 7-го и 8-го, в 5 вер. от Кронштадта, на низменности, расположено православное кладбище. Северною частью оно примыкает к заливу, южною – к шоссейной дороге, с востока прилегает к земляным укреплениям, а с запада – к кладбищам иноверцев. Окружность кладбища 1000 «погонных» саж. На кладбище две церкви.

Старейшая церковь, по преданию и по формулярной записи существует с 1788 г. Ее построила вдова кронштадтского купца Феодосия Прокопьевна Рыбникова. До построения ее усопшие отпевались в приходских церквах. За ветхостию и теснотой этой церкви, устроена новая, нынешняя деревянная церковь, по проекту архитектора В. А. Кавоса. Начатая в сентябре 1862 г., она окончена в августе 1865 г, и освящена 19 сентября 1865 г. митрополитом Исидором.

Прежняя церковь, с колокольнею и восьмигранным куполом, во имя Св. Троицы, поставлена на каменном фундаменте, обшита тесом и покрыта железом. Длина ее 9 саж., ширина 4½ саж., вышина 3½ саж. Вышина колокольни, с крестом, 3 саж. Снаружи церковь выкрашена клеевою краскою пепельного цвета, крыша и купол – медянкою. Стены внутри оштукатурены и выкрашены клеевою краскою, деревянный пол – масляною охрою. Антиминс освящен Леонтием епископом ладожским и подписан митрополитом Исидором. Иконостас сосновый, в один ярус, высотою 4 аршина, длиною 3½ саж.; выкрашен светло-сиреневою краскою. Карнизы резные, с позолотою. Царские врата резные, вызолоченные. Иконы в иконостасе в серебряных ризах, в золоченых рамах, под зеркальными стеклами.

На лицевой стороне престола – серебряная доска. На ней вычеканены: Дух Св. в виде голубя и лики прав. Елизаветы, еп. Иакова, Алексия митрополита московского, преподобных Пелагии и Марии. Внизу надпись: «сия доска к престолу сооружена мая 22 дня 1860 г. вдовою надворного советника Елизаветою Андреевою, по духовному завещанию супруга ее, Иакова Алексеевича Галухина, скончавшегося от поражения молнией, 18 июня 1859 года, во время грозы, бывшей в городе Кронштадте». Весу в доске 12¾ ф.

В церкви погребены: кронштадтский военный губернатор адмирал Петр Михайлович Рожнов и жена его Анна Васильевна. Над могилами их надгробные плиты с надписями.

Новая, деревянная церковь, отстоит от прежней на 50 саж. к юго-востоку. На ней пять восьмигранных куполов и такая же колокольня; фундамент из цоколя в 14 вершков. Длина церкви 16½ саж., ширина 6½; высота главного купола, с крестом, 15 саж.; высота колокольни с крестом 16 саж. Снаружи церковь обшита тесом, украшена резьбой, выкрашена масляною темно-сиреневою краскою; украшения – выступы темно-палевою охрою. Крыша железная, окрашена медянкою; купола и колокольня покрыты английским белым железом и выкрашены белой масляной краской. Кресты восьмиконечные, железные, вызолоченные, укреплены золочеными цепями.

Церковь имеет 3 входа. Пред входами – площадки из путиловской плиты, с навесами на резных деревянных колоннах, покрыты железом.

Длина алтаря 3 саж., ширина 3⅛ саж. На право ризница, на лево – угольник. Длина амвона 1 саж. 12 верш.; ширина 6⅓ саж. Амвон отделен чугунною решеткою, с поручнями красного дерева. Длина церкви от амвона до притвора 6½ саж. Длина притвора 3⅓ саж., ширина 4 саж. Пол в алтаре и на амвоне паркетный, в остальной части храма сосновый, выкрашенный масляной краской.

Церковь имеет 20 окон, с летними и зимними рамами и с железными решетками. Купол поддерживают 4 колонны. Церковь внутри оштукатурена; потолки, колонны, пилястры и своды украшены «тягою» и отчасти лепною работою. Выдающиеся украшения и потолки покрыты белою клеевою краскою, а стена на два аршина от полу–темно сиреневою масляною краскою. Кроме того, «филенки» стен церкви и притвора отобраны розовыми и голубыми полосами.

Церковь посвящена Св. Троице. Престол дубовый, с верхнею кипарисною доскою; под ним крест и ковчег с св. мощами. Антиминс освящен и подписан митрополитом Исидором 9 декабря 1882 г. На горнем месте образ Спасителя с сребропозлащенным венцом. Иконостас сосновый, в 3 яруса, резной, темно-сиреневого цвета. Длина его 6⅓ саж., вышина 3½ саж. Иконы писаны академиком В. В. Васильевым, масляными красками по золоченому гладкому фону, кроме 4 местных образов – Спасителя, Божией Матери, архангела Михаила и Гавриила. Эти иконы написаны на золотом чеканном фоне, в греческом стиле.

За иконостасом, на арке, во всю ширь алтаря, нарисовано, на холсте, масляными красками, «Моление о чаше». На стенах у правого и левого клироса – иконы арх. Михаила, преп. Антония, Распятие и Воскресение Христово. В куполе – Вознесение, а по углам осмерика – 4 евангелиста.

Церковь отроил кронштадтский купец Николай Петр. Синебрюхов, под руководством епархиального архитектора Карпова. Ценность постройки, по записям, 21030 р. Из них церковной суммы до 5 т., 2 тысячи от купца Синебрюхова, а остальное – других жертвователей. Церковный староста, купец Тимофей Петрович Сидоров, усердно собирал деньги, приобрел много драгоценных вещей и наблюдал за постройкой.

Между предметами церковной утвари особенно ценны: ковчег и евангелие.

В церкви находится план и фасад ее и, писанный с натуры, план церковных домов и кладбища.

Могильные ведомости31 ведутся с 1832 г. До 1852 года сюда вписывались только те усопшие, которые отпевались в кладбищенской церкви, а с 1852 г. все, здесь погребенные. Этим объясняется увеличение числа записанных, именно с 1852 года.

До 1824 г. служили здесь приходские принты, а церковь была приписана к собору. Особый причт утвержден по желанию обывателей и по ходатайству военного губернатора вице-адмирала Моллера и флотского начальника контр-адмирала Коробки. Причт составлен из священника и 2 причетников. Из прежних священников известны: Петр Следков, из военного ведомства, († в 1831 г.), Петр Николаев, († 1843), Николай Евсевиев Соколов, приведший в приличный вид церковь, кладбище и дома причта и, при всех расходах, скопивший до 5000 р. с. на постройку новой церкви. В 1867 г. он перешел на Московскую Славянку; Афанасий Ив. Соколов, из законоучителей штурманского училища, служивший здесь на половинном доходе до смерти в 1862 г.; Василий Михеевич Чернявский, кандидат духовной академии, († в 1874), Феодор Сергеев Петропавловский, перешедший сюда с Московской Славянки, с 1875 г. протоиерей церкви при больнице св. Николая, Николай Яковлев Азиатский, перешедший сюда из Воронова (Новоладожского уезда) в 1875 г. и служащий до ныне. На должности диакона состоит Николай Васильев Щеглов, из здешних причетников. Псаломщик Федор Васильев Бланков.

Кроме платы за службы причт получает, из кронштадтской городской думы, в пособие; 142 р. 86 к. в год и еще 28 р. 50 к. процентов с двух билетов.

На кладбище существует, открытая в 1837 г., богадельня для призрения 45 лиц женского пола и 5 мужского. В последние годы она увеличена пристройкою для помещения 14 лиц мужского пола и 72 женского. Призреваемые содержатся доброхотными подаяниями, с дополнением из городских доходов.

Для причта существует два дома деревянных, в 1873 г. обновленных на церковную сумму. Есть еще дом, отдаваемый монументному мастеру за 200 р. с. в год.

Кладбище разделено на 6 разрядов: 6-й разряд бесплатный. За погребение в 1-м разряде взимается 20 р., во 2-м – 12, в 3-м – 8, в 4-м 1 р. 50 к., в 5-м платится кто сколько может. С младенцев берется половина.

Администрацию кладбища составляют настоятель и церковный староста, с причтом и 4 сторожами. Старший из сторожей получает 14 р. 50 коп. в месяц, прочие по 10 руб. Сторожа роют могилы. Для нижних чинов роют могилы их товарищи. За рытье могилы, смотря по трудности дела, платится от 1 до 6 р.

На кладбище, между прочим, погребены, вице-адмиралы: Дурасов (Александр Алексеевич), Лазарев (Андрей Петрович) и Коробка (Максим Петрович).

В день Св. Троицы бывает по кладбищу крестный ход.

Священник Николай Азиатский.

* * *

26

Собор ныне состоит в ведении протоиерея Скорбященской церкви в Петербурге о. Василия Гиляровского.

27

При разборке церкви в 1841 г., механизм часов сдан в портовую контору.

28

Теперь эти иконы находятся в церкви при Экзерцисгаузе.

29

Деяния Петра Великого, т. 5, стр. 72, изд. 1837.

30

Училище это, с 1798 по 1827 год называлось балтийским штурманским училищем; с 1827 по 1856 год – первым штурманским полуэкипажем; с 1856 по 1872 год – штурманским училищем. Наконец в 1872 году из Петербурга переведено было в Кронштадт инженерное училище морского ведомства, слито вместе с штурманским и помещено в вышеозначенном здании под существующим ныне названием «технического училища морского ведомства».

31

По словам старожилов, первое здешнее кладбище было в самом Кронштадте, у церкви Богоявления; другие указывают первоначальное место кладбища у морской артиллерийской лаборатории, следовательно на запад от города; третьи говорят, что кладбище было на конечной части западного берега острова, близ бывшей Петровской крепости, где ныне земляные укрепления 7 и 8 батареи, под названием «Александровский шанц». Тут, говорят, была деревянная часовня во имя преп. Сергия, почему то место и до ныне носит название Сергиевского.


Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып.8. - Санкт-Петербург, 1884. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle