Источник

Высокопреосвященный митрополит Амвросий

Амвросий Подобедов, в мире Андрей, родился ноября 30, 1742 г. в погосте Стогове, Переяславского уезда, Владимирской епархии. Отец его был священник. Учился сперва дома, а с 1757 г. в Троицкой семинарии, под руководством знаменитых ректоров ее Гавриила Петрова и Платона Левшина, бывших впоследствии митрополитами. По окончании курса в 1764 г. был в той же семинарии учителем; 12 февраля 1768 г. пострижен в монахи и, в августе, переведенный в славяно-греко-латинскую академию, прославился здесь как проповедник. Особенно замечательны две его проповеди. В одной, по случаю убиения московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, проповедник говорил, между прочим: «отяготе на нас рука Господня: но се новый предмет болезнования и возмятения сердец наших! Боже Всеблагий! Ослаби гнев твой и не вниди в суд с рабы твоими». Слово было издано по Высочайшему повелению, печаталось несколько раз; было даже переведено на немецкий и французский языки. Другое слово, сказанное при годичном поминовении того же Амвросия, возбуждало еще большие похвалы у иностранцев, посещавших Россию.

С 1771–1774 год Амвросий был при московской академии префектом и учителем, сперва философии, а потом – богословия. В это время он составил «руководство к чтению священного писания Ветхого и Нового завета», бывшее долгое время единственным руководством в духовных училищах. В 1779 г. Синод издал его на свой счет, для употребления в обществе и в школах.

В 1774 г. Амвросий сделан ректором академии.

В 1775 г. архиепископ московский Платон поручил Амвросию приготовить проповедь на день рождения Великой Княгини Наталии Алексеевны, первой супруги Павла Петровича, т. е. на 14 июня, и сказать ее в присутствии Екатерины 2-й, бывшей тогда в Москве. Амвросий говорил о важности благочестия, утверждающего царства и престолы, служащего основанием мира и благосостояния народов и заключил обращением к Императрице. Она наградила Амвросия бриллиантовым крестом и приказала представить его кандидатом на первую епископскую кафедру. В 1778 г. Императрица утвердила его епископом Севским. Он посвящен 5 июля в Сергиевой пустыни, в присутствии Императрицы. Амвросий благодарил Екатерину за благоволение к нему и получил от нее бриллиантовую панагию, богатое облачение и 3000 р.

В сане епископа Севского, викария московской митрополии, Амвросий особенно заботился о просвещении духовенства. В 1778 г. по его ходатайству открыта была в Севске семинария; для нее и для ее наставников помещение было найдено самим же Амвросием. В том же году он открыл духовное училище при орловском Успенском монастыре, а в следующем году, в Брянске. В числе учеников, а потом учителем Севской семинарии был Феодор Егорович Амфитеатров, впоследствии Филарет, митрополит киевский.

В 1781 г., февраля 14, Амвросий был сделан членом московской синодальной конторы, а 25 апреля того-же года – епископом Крутицким. Епархия Крутицкая обнимала части нынешних губерний: Московской, Калужской и Тульской. В ней было до 907 церквей. И здесь Амвросий, прежде всего, обратил внимание на духовное просвещение. Крутицкая семинария, помещавшаяся в Московском Покровском монастыре, получала на свое содержание только 1143 р. 71¼ к. Амвросий исходатайствовал ей прибавку к содержанию, наравне с прочими семинариями, именно 2000 р. Кроме того, он устроил духовные училища при монастырях в Боровске и Белеве.

В 1785 г., за увольнением на покой архиепископа казанского Антония Зыбелина, Императрица, указом от 27 марта, назначила на его место Амвросия. Наследник престола Павел Петрович и супруга его, Мария Феодоровна, в лестном письме, выразили сочувствие его возвышению.

Управляя казанской епархией 10 лет, Амвросий, кроме дел епархиальных, заботился о возобновлении кафедрального собора, зданий консистории, семинарии, архиерейского дома и ново-крещенских школ. Здания эти, особенно семинария, недавно пострадавшая от пожара, были в большом упадке. Амвросий дал им надлежащее устройство и вид.

Особенно заботился он о духовном просвещении. В семинарии ввел лучший способ преподавания, наставникам дал подробные инструкции, ввел преподавание Географии, Математики и Истории, языки: Французский и Немецкий; на эти предметы выписал из Москвы способных наставников, а для будущего времени посылал лучших семинаристов в московский университет и академию, в невскую и троицкую семинарии. Целям Амвросия особенно содействовал московский митрополит Платон. На семинарскую библиотеку он отделил большую сумму из неокладных денег. Один современник этих улучшений пишет: «Ученики, восчувствовав легчайший способ учения, явили к наукам охоту. И как прежде отцы почитали за несчастие отдавать детей своих в семинарию, так ныне священники, диаконы и проч. приводят в оную детей своих весьма охотно. Сим способом, из 200 бывших прежде учеников, число оных возросло до 500. И сие важное великого пастыря рачение имеет свой наилучший успех».2

В 1795 г. Амвросий был вызван в синод и вскоре получил от Императрицы крест из драгоценных камней для ношения на клобуке. В июне следующего года он приветствовал Екатерину с рождением внука, Великого Князя Николая Павловича. В ноябре 1796 г. Государыня скончалась. В день ее погребения Амвросий говорил слово. Изобразив ее великие деяния, оратор во всех распоряжениях ее находит выражение высоких качеств ее души.

С воцарением Павла, Амвросий еще ближе стал к престолу. Павел собственноручно возложил на него орден Александра Невского и, в заключении своего рескрипта, писал ему: «Мы удостоверены, что вы, продолжением вашей службы, потщитесь заслужить вящшую Монаршую нашу милость». Ноября 10, 1796 г.

В 1797 г., апреля 5, в день Пасхи, Амвросий имел счастие быть при священном короновании Императора Павла.

Вскоре после этого пожар опустошил Казань и разрушил часть семинарского корпуса. Испросив единовременно 5000 р.

Амвросий быстро исправил корпус. Но вскоре опять был он вызван в Петербург следующим указом Императора (от 18 декабря 1797 г.): «Преосвященный архиепископ казанский! Находя прибытие ваше сюда нужным, я желаю, чтобы ваше преосвященство оным поспешили». 21 декабря 1792 г. Павел возложил на него орден св. Иоанна Иерусалимского большого креста. В следующем 1799 г., 20 декабря, по случаю обручения великой княгини Александры Павловны с эрцгерцогом Иосифом, Амвросий получил орден Андрея Первозванного, а также и орден св. Анны 1-го класса.

16 октября 1799 г., с увольнением от управления петербургской епархией митрополита Гавриила, Амвросий наименован архиепископом с.-петербургским, эстляндским и выборгским. В следующем 1800 г., 19 декабря, Амвросию Высочайше повелено управлять и новгородской епархией, за старостию и болезнию митрополита Гавриила. В 1801 г., марта 10, он сделан митрополитом.

В июне того-же года, посетив Новгород, Амвросий приветствовал свою паству в Софийском соборе и, изображая историю собора, поставлял в честь Новгороду и в побуждение к благочестию то, что в этой стране уже 1000 лет сияет свет веры евангельской, и от него загорался новый свет для северных племен; указывал на безмолвную, но сильную проповедь почивших архипастырей, из коих иные просияли нетлением мощей, как они, из самых освященных гробов своих, тоже проповедуют, что проповедовали во время жизни: неверующих обличают нетлением своих мощей, развратных постыждают примером своей жизни и проч. В заключение архипастырь молит Бога, чтобы он сохранил паству, до скончания века, непоколебимою в вере и благочестии.

15 сентября 1801 г. Амвросий участвовал в торжестве коронования Императора Александра 1-го. Как митрополит новгородский и первенствующий член св. синода, он был выше всех епископов русских; но в священной церемонии уступил первенство московскому митрополиту Платону. В память коронования он получил алмазный крест и золотую медаль первого достоинства.

Деятельность Амвросия в бытность его митрополитом с.-петербургским

Александр 1-й, проезжая по России, заметил в большей части храмов пение разнообразное, нестройное, сопровождаемое неприятным криком. Государь сказал об этом Амвросию и указал способ исправить недостаток: велел собрать в Петербург церковников ближайших к столице селений, научить их простому, но сообразному с характером церковной службы, пению, чтобы они, в свою очередь, научили односельчан–товарищей, а также и соседей. Митрополит, вытребовав 9 причетников из близких к столице церквей, послал их, для обучения, к начальнику капеллы Бортнянскому; после них прислано было еще 12, затем еще и т. д. Пение постепенно улучшилось даже в отдаленных епархиях.

Государь обратил внимание и на то, что во время службы, миряне теснятся у иконостаса, между клиросами, и мешают службе, а иные стоят спиною к иконам. Он приказал Амвросию принять против этого меры и доносить на того, кто осмелится дерзко или не пристойно относиться к святыне. Митрополит внушал духовенству прекращать подобные беспорядки, а петербургские благочинные еженедельно доносили ему о благочинии в церквах. В следующем году Государь изъявил Амвросию благодарность за исполнение Высочайшей воли.

Амвросий также предписал благочинным, чтобы крестные ходы, похороны знатных лиц и др. процессии совершались в строгом порядке, чтобы священнослужители во время процессий не уклонялись в сторону, не снимали риз и пр.

16 лет митрополит правил без викария. С раннего утра он принимался за текущие дела и в 8 часов уже являлся к просителям, всегда ласковый: терпеливо выслушивал просьбы; на одни полагал решение тотчас же; по другим, более запутанным делам, отлагал до следующего дня. Нуждающиеся имели к нему доступ всегда; нищета в разных видах, сиротство и вдовство всегда получали от него помощь. Скорость решений его предупреждала всякие ходатайства.

Однажды, посетив Новгород, он заметил, что корпуса для духовенства Софийского собора требуют поправок, а суммы на это нет. Он пожертвовал на это дело своих денег 5500 рублей асс.

Как в других местах, так и здесь, Амвросий особенно заботился о духовном просвещении. Вскоре по вступлении на митрополию, он дал наставникам академии и семинарии письменные наставления касательно объема, направления и метода учения и касательно руководств и пособий. От наставников требовал конспекты наук, чтобы судить о направлении и трудах преподавателя. На экзаменах присутствовал сам; наставников обязывал решать недоумения общим советом, а в важнейших и труднейших случаях советовался с образованнейшими из столичного духовенства.

За хозяйственною частью академии Амвросий также наблюдал сам; сделал расписание жалованья наставникам, сам его увеличивал или уменьшал, смотря по трудам их. Учредил бурсу на 200 воспитанников, из коих одна половина была на полном казенном содержании, а другая имела жилище и стол.

Когда учрежден был комитет для преобразования духовных училищ, Амвросий был Высочайше утвержден членом его, вместе с Рязанским архиепископом Феофилактом (Русановым), обер-священниками Краснопевковым и Державиным, князем А. Н. Голицыным и Μ. М. Сперанским. Выработанный комитетом план (принадлежавший, более всего, Сперанскому) преобразования училищ был представлен князем Голицыным на Высочайшее утверждение, каковое и последовало 26-го июня 1808 г. Амвросий, от лица Синода, в краткой речи, выразил, пред Его Величеством, глубочайшую благодарность за Монарший подвиг на пользу церкви. Император, между прочим, благоволил сказать: «Я, предоставляя выгоды для духовных училищ, имею в виду то удовольствие, что сии, и при распространении общенародного просвещения, всегда будут стараться идти, по-прежнему, впереди». Через три года после этого Амвросий, за труды по комитету, удостоился получить орден великого князя Владимира 1-й степени. В Рескрипте Государь писал: «Оказанные вами услуги по комитету о усовершенствовании духовных училищ, столь успешно конченному, дают нам новый случай изъявить вам совершенное наше благоволение и милость». По преобразовании комитета в комиссию духовных училищ, Амвросий также был назначен членом ее. Под его ближайшим руководством преобразована С.-Петербургская духовная академия. По его предложению вызваны сюда наставники из разных семинарий, и в числе их, иеродиакон Филарет Дроздов.

За труды по духовному образованию, академическая Конференция, пред выпуском воспитанников 1-го курса, поднесла Амвросию диплом на звание почетного доктора Богословия. А когда комиссия духовных училищ довела до сведения Государя об окончании 1-го курса, Государь, в рескрипте от 27-го августа 1814 г., выразил Свою признательность Амвросию, просвещенной деятельности которого обязано своим началом преобразование училищ.

В 1817 г. 10-го июня, Амвросий освятил место для нового здания Петербургской академии и положил в основание его первый камень, но здание окончено уже по смерти его.

О новгородской епархии Амвросий также много заботился. В 1801 г. устроил Тихвинское духовное училище, в 1802 г. Александро-Свирское; возобновил училище в Кирилове, завел училища в Спасском Старорусском и в заштатном Каргопольском монастыре. В 1805 г. возобновил и открыл древнее Новгородское училище при архиерейском доме, бывшее 70 лет в запустении и содержал в нем, на свой счет, до 20 бедных воспитанников.

Ревность Амвросия о благе духовных училищ возбуждала соревнование и в других лицах. Священник г. Устюга Федоров предложил свой дом для духовного училища и обязался содержать на свой счет училище и двух учителей.

При митрополите Амвросии Св. Синод удостоился посещения Императорами Павлом и Александром 1-м. По распоряжению Павла члены Синода собрались, 1799 г. 23-го октября, в зал Гатчинского дворца и там нарекли архимандрита Феофилакта Русанова во епископа вновь учрежденной, в 1799 г., Калужской епархии. В 1801 г. Синод удостоился присутствия Императора Александра 1-го. Освободив духовенство от телесного наказания, он сам объявил свою волю Синоду, для чего прибыл в присутствие 22-го мая. Присутствие это достопамятно еще тем, что здесь при Государе рассуждалось о способах привлечения раскольников к соединению с православною церковью. Одним из способов было печатание, под надзором Св. Синода, Богослуж. книг для единоверческих церквей, сходно с старопечатными.

По распоряжению Александра 1-го, св. Синод предписал белорусскому епископу Анастасию действовать, в отношении к униатам, с христианскою кротостию и человеколюбием, без принуждения и стеснения совести. Такой взгляд на образ действия с униатами Император сперва высказал пред м. Амвросием, с тем, чтобы, если он убедится в истине его, представил бы его в Синод, для распоряжения об исполнении.

По поручению того же Монарха, митрополит Амвросий много заботился о том, чтобы ввести медицину в семинарский курс и послать лучших семинаристов в медицинские институты с тем, чтобы они, впоследствии, поступая в духовное звание, помогали прихожанам в болезнях, особенно когда требуется скорая помощь.

Когда был Государем, 24 января 1803 г., подписан бессмертный указ о заведении новых училищ и о распространении наук в России, Амвросий показал полное усердие к заведению сельских училищ в своей епархии. По его внушениям священники охотно брались быть законоучителями и наставниками училищ, и учением и примером искореняли в народе предубеждения против училищ.

Когда вдовствующая императрица Мария Феодоровна начала заводить благотворительные и учебные заведения, Амвросий назначал сюда законоучителей, наставников и воспитателей из способнейших студентов академии и семинарии, за что не раз получал благодарные рескрипты от Императрицы. В одном из них она пишет: «наставники, через содействие вашего преосвященства, для состоящих под моим начальством заведений приобретенные, столь совершенно соответствуют моему желанию и ожиданию, что, при замещении подобных должностей, не могу не обращаться к вам с моею просьбою, в таких случаях с толиким усердием и тщанием до ныне выполняемой, и при открывшейся ныне в Воспитательном доме надзирательской вакансии. Я препоручила князю Шаховскому просить вас моим именем о новом сему заведению благотворении выбором надежного надзирателя из семинаристов».

Митрополит Амвросий был высокий патриот. В 1807 г. он пожертвовал на общую государственную пользу, от Невской лавры и Новгородского архиерейского дома, билет в 20000 р. В 1812 г. июля 17, он прочитал в Казанском соборе воззвание ко всем сословиям России стать, во имя веры, против общего врага. Здесь, между прочим, сказано: «властолюбивый, ненасытимый, не хранящий клятв, не уважающий алтарей, враг покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим, на благолепие храмов божиих еще издалеча простирает хищную руку. Сего ради взываем к вам, чада церкви и отечества, приимите оружие и щит, да сохраните верность и охраните веру отцов наших. Приносите с благодарением отечеству те блага, которыми отечеству обязаны, не щадите временного живота вашего для покоя церкви, пекущейся о вашем вечном животе и покое... Взываем к вам, мужи именитые, стяжавшие власть или право на особенное внимание своих соотечественников, предшествуйте примером вашего мужества и благородной ревности тем, которых очи обращены на вас. Да воздвигнет из вас Господь новых Навинов, одолевающих наглость Амалика, новых судей, спасающих Израиля, новых Маккавеев, огорчающих цари многи и возвеселяющих Иакова в делах своих. Наипаче же взываем к вам, пастыри и служители алтаря! Яко же Моисей, во весь день брани с Амаликом, не восхотел опустить рук, воздеянных к Богу: утвердите и вы руки ваша к молитве дотоле, доколе не оскудеют мышцы борющихся с нами. Внушайте сынам силы упования на Господа сил... Да будет, как было всегда, и утверждением, и воинственным знамением Россиян, сие пророческое слово: о Боге спасения слава».

По желанию Государя, Амвросий, 30 августа 1813 г. освятил, в Невской Лавре, медали в память 1812 года и, при этом, говорил воинам: «Победоносные ратоборцы! Благочестивейший Самодержец, увенчавая подвиги ваши, в тоже время полагает венцы ваши пред престолом Царя Царствующих. На сих знамениях вашей части он написует имя и славу Господню. Взирая на сей пример боголюбивейшего из монархов, вооружайтесь и вы тою-же мыслию славы Господней; сохраните в сердцах ваших то, что являют сии знамения. В сем знамении – в знамении веры и упования на Провидение, вы всегда победители будете!»

Когда Император, возвратившись, по умирении Европы, из-за границы, вступал в Казанский Собор, Амвросий, встречая его с крестом и св. водою, говорил ему: «благословивый тя Господь предходил пред тобою выну, претворяя пути стропотные в пути гладки, сломляя вереи железные и врата медная сокрушая. Благословивый тя, облагодатив намерение, исполнил желание твое, увенчав подвиги, прославил имя твое во всех языцех, прославил имя твое, не яко завоевателя усердного, но яко победителя-христианина, укрощающего злое благим... Славно о тебе и в нас Вездесущий прославися. О Божий слуга нам во благое! О благий рабе Вышнего! Вниди в радость Господа твоего. Возмите врата князи ваша, возмитеся врата священная, и внидет Царь благословенно славный».

Преосвященный и в преклонной старости был необыкновенно деятелен. Сам писал почти все бумаги, выходившие за его подписью, наблюдая величайшую точность в выражениях. Деятельности его не мешали посещавшие его скорби, как то: смерть сестры, игуменьи одного монастыря, смерть жены брата, болезнь брата и слезы племянниц.

От трудов и огорчений истощилось его слабое здоровье. Сперва легкие припадки, а потом тяжкие болезни тревожили его. Ему дан был викарий, в лице ректора академии, архимандрита Филарета. В день рукоположения его, во время обеденного стола, когда, после многолетий Государю и синоду, архиепископ черниговский Михаил провозгласил тост за здоровье Амвросия и певчие начали петь «многая лета», митрополит остановил их и велел петь «со святыми упокой». Но как никто не дерзал начать, он начал сам и пел с певчими до конца.

В начале 1816 г., Амвросий отказался от управления Петербургской епархией поставил себе Новгородскую. Государь назначил на его место архиепископа черниговского Михаила. Императрица Мария Феодоровна не оставляла Амвросия своим вниманием и в Новгороде. 17 апреля 1818 г. родился у Николая Павловича первенец, ныне в Бозе почивающий Александр Николаевич. Амвросий приветствовал с этою радостию Августейшее семейство и 2 мая 1818 г. получил от Марии Феодоровны благодарственный рескрипт, который был уже последнею Монаршею милостью к маститому иерарху. 21 мая, в 7 часу вечера, он скончался. Погребение совершено было 24 мая. Пред отпеванием иверский архимандрит Владимир, ректор новгородской семинарии, произнес трогательную речь, вызвавшую у всех слезы. «Что ты с нами делаешь, святителю Христов?» – восклицает проповедник. «Куда грядешь от нас, надежда и прибежище? Куда заходишь от очей наших, свете наш тихий? Для того-ли на сих днях соединился ты приискренне с нами, чтобы мы совершили над тобою одно надгробное песнопение? Для того ли мы, за несколько пред сим, принимали тебя в объятия свои, чтобы сокрыть под хладным пластом земли, в сей мрачной могиле?» Погребение совершал преосвященный Амвросий Орнатский. Когда обносили тело иерарха вокруг собора, по сторонам гроба шли, кроме воспитанников семинарии, 20 сирот, содержавшихся на его иждивении в уездном и приходском духовных училищах. Амвросий погребен в Софийском соборе, в приделе Иоанна Предтечи, подле гроба предшественника его митрополита Гавриила.

Кроме перечисленных выше наград и рескриптов, Амвросий имел много и других знаков Высочайшей к нему благосклонности, как-то – две бриллиантовые панагии от Александра 1 и более 10 бриллиантовых крестов от разных Высочайших особ (от Марии Феодоровны имел собрание фамильных портретов, «вырезанных, как сказано в рескрипте Ее Величества, собственными моими трудами»). В завещании высокопреосвященного, собрание это пожертвовано в ризницу Александро-Невской Лавры; клобук-же с бриллиантовым крестом, полученным также от Императрицы Марии Феодоровны, отдан в новгородскую архиерейскую ризницу. Книги латинские и греческие Амвросий пожертвовал петербургской семинарии, а русские – брату своему, жившему в Петербурге, действительному статскому советнику, Сергею Ивановичу Подобедову.

* * *

2

Краткое описание казанской епархии с известнейших ее времен по 1796 год.


Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып.8. - Санкт-Петербург, 1884. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle