Уильям Д. Маунс

Источник

Глава 32. Настоящее время действит. залога изъявительного наклонения

Прикосновение к экзегетике

Одно из грамматических явлений, изучаемых в этом уроке – если в предложении нет слова в именительном падеже, то подлежащее заключено в глаголе. Вы можете определить, какое личное местоимение нужно использовать в качестве подлежащего, исходя из окончания глагола. Но если в предложении на греческом языке есть местоимение в именительном падеже, это означает, что автор делает акцент на подлежащем.

Несколько раз в Ев. от Иоанна, начиная с Ин. 6:35, Иисус использует личное местоимение έγώ с глаголом «быть» в выражении ἐγώ εἰμι ὀ... («Я есмь...»; см. также 6:41; 8:12; 9:5; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:5,1). Каждый раз Он подчёркивает, кто именно Он есть. Например, говоря ἐγώ εἰμι ὀ ἄρτος τῆ ζωῆς (6:35), Иисус, как будто указывая на Себя, заявляет: «Если вам нужна духовная пища в жизни, то смотрите только на Меня, потому что Я есмь хлеб жизни».

В других стихах с конструкцией ἐγώ εἰμι сделан такой же акцент. Всё, в чём мы нуждаемся в нашей духовной жизни, мы можем найти, глядя на нашего благословенного Спасителя Иисуса Христа.

Более того, использование Иисусом выражения ἐγώ εἰμι отсылает нас к Ветхому Завету, к истории Моисея, когда Бог явился ему в горящем кусте (Исх. 3). Когда Моисей просил Господа назвать Своё Имя, Бог ответил (в Септуагинте): ἐγώ εἰμι ὀ ὢν («Я есмь, Кто есмь»). То есть Яхве – это великий «Я ЕСМЬ» (Исх. 3:14). Иисус использует известный титул Бога, когда Он говорит иудеям: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь (ἐγώ εἰμι)» (Ин. 8:58), приписывая Себе то самое имя, которое Яхве использовал в Ветхом Завете по отношению к Себе. То же самое имя и выражение лежит в основе всех конструкций, содержащих ἐγώ εἰμι, в Евангелии от Иоанна.

Берлин Вербрюгге

Обзор

В этой главе вы узнаете:

– о том, что глагол настоящего времени изъявительного наклонения обычно описывает действие, совершающееся в настоящее время;

– о трех составляющих глагола настоящего времени: основе, соединительной гласной, личном окончании;

– о первичных окончаниях действительного залога.

Русская грамматика

16.1. Глагол настоящего времени изъявительного наклонения обычно описывает действие, совершающееся в настоящее время. Например: «я вижу высокого человека» – глагол «вижу» описывает действие, осуществляемое подлежащим «я» прямо сейчас.

Также настоящее время может использоваться для описания чего-то, имеющего место не прямо сейчас, но просто случающегося время от времени. Например: «я хожу на работу», «люди постоянно умирают».

Действительный залог употребляется, когда действие осуществляется подлежащим глагола. Изъявительное наклонение используется при преподнесении чего-то как факта или в вопросах.

Греческая грамматика

16.2. Глаголы настоящего времени действительного залога изъявительного наклонения употребляются в греческом языке в основном так же, как и в русском. Они описывают то, что обычно имеет место в настоящее время или происходит прямо сейчас.

Помните, что это настоящее с точки зрения говорящего или пишущего, а не читающего. То, что относилось к настоящему для библейских авторов, не обязательно относится к настоящему для нас.

16.3. Схема. В начале каждой главы, посвящённой новой глагольной форме, приведена подобная представленной ниже обобщающая схема.

Данная схема является одним из наиболее важных элементов в главе, так что её нужно хорошо запомнить. Конечно, вам придётся прочитать главу, чтобы понять эту схему.

В настоящем времени глагол состоит из трех частей: основы настоящего времени, соединительной гласной и личного окончания.


основа настоящего времени + соединительная гласная + первичное личное окончание действ. залога λυ + о + μεν ► λύομεν

16.4. Основа настоящего времени. В 20-й главе мы будем подробно обсуждать концепцию временной основы. Пока достаточно сказать, что временная основа – это базовый элемент глагола в конкретном времени (подобно основе существительного). Основа – это то, что останется, если убрать соединительную гласную и личное окончание. Например, основа λύετε –*λυ. Основа несёт основное значение глагола223.

Профессор: Итак, вы выучили числительные от 1 до 10, но этого недостаточно для занятий математикой или игры в футбол. Вот числительные от 11 до 20. Другие числа см. в MBG (стр. 247).

11 ἒνδεκα

12 δώδεκα (или δεκαδύο)

13 δεκατρхшίς (или τρεισκαίδεκα)

14 δεκατέσσαρες

15 δεκαπέντε

16 ἐκκαίδεκα

17 ἐπτακαΐδεκα

18 δεκαοκτώ (или ὀκτωκαιδεκα)

19 ἐννεακαίδεκα

20 εἲκοσι(ν)

16.5. Соединительная гласная224. Соединительной гласной называют гласную, соединяющую основу глагола с личным окончанием. В изъявительном наклонении, если личное окончание начинается с мю или ню, соединительной гласной будет омикрон, в любом другом случае соединительной гласной будет эпсилон. Если нет никакого личного окончания, соединительной гласной может быть либо омикрон, либо эпсилон.

λεγ + о +μεν ► λέγομεν

λεγ + ε +τε ► λέγετε

λεγ + ο + – ► λέγω

В изъявительном наклонении во всех временах используются одни и те же соединительные гласные. Их предназначение – помочь при произнесении. Легче произнести λέγομεν, чем λέγμεν225.

16.6. Личное окончание. Личное окончание помещается после соединительной гласной и предназначено для того, чтобы указать лицо и число. Это необходимо, потому что глагол должен согласовываться со своим подлежащим по лицу и числу.

Одно из преимуществ использования в языке личных окончаний состоит в том, что вы всегда знаете, кто выполняет действие, потому что окончание глагола указывает на лицо и число. Даже если подлежащее не выражено, его можно определить по личному окончанию глагола.

Другое преимущество заключается в том, что даже если подлежащее выражено, можно проверить, что это именно подлежащее, сопоставив его характеристики с лицом и числом глагола. Вам нужно всегда проводить подобную двойную проверку, если вы намерены всерьез заниматься изучением языка.

Например, глагол λέγεις означает «говоришь» (2-е лицо). Если в предложении есть два слова, похожих на подлежащее – σύ и ἄνθωπος– форма глагола показывает, что подлежащим является σύ, потому что ἄνθωπος относится к 3-му лицу.

Проблема в связи с наличием в языке личных окончаний состоит в том, что приходится больше заучивать, но это небольшая плата за преимущества их использования.

Профессор: Теперь можно немного развлечься. Возможно, вам стоит устроить математическое сосотязание. Разделите класс на команды, и пусть каждая пишет на доске математические расчеты. Кто быстрее? Вы сможете использовать форму: « _______ καὶ _______εὶσιν ________».

16.7. Первичные окончания. Вам нужно выучить два набора личных окончаний. Первичные окончания используются в настоящем времени и в других временах, обсуждаемых вплоть до 20-й главы. Вторичные окончания и разницу между этими двумя наборами окончаний мы обсудим в 21-й главе.

16.8. Залог. В греческом языке действительный залог настоящего времени (данная глава) и средний и страдательный залоги настоящего времени (18-я глава) используют два разных набора личных окончаний.

Формы настоящего времени

16.9. Введение. В наших парадигмах формы перечислены в следующем порядке: 1-е, 2-е, 3-е лицо единственного числа, затем 1-е, 2-е, 3-е лицо множественного числа. Слева направо указаны: форма, значение, соединительная гласная, личное окончание. (В самом глаголе соединительные гласные и личные окончания обычно выделены полужирным шрифтом.) В некоторых парадигмах в крайний правый столбец помещается похожая парадигма для сравнения.

Обратите особое внимание на то, что происходит с сочетанием соединительной гласной и личного окончания. Со временем вы поймёте важность этого.

16.10. Парадигма: настоящее время действительного залога изъявительного наклонения226. Обратите внимание на сноски к парадигме.


форма перевод соед.гл. личн.ок.
1 л. ед. ч. λύω развязываю о 227
2 л. ед. ч. λύεις развязываешь ε ζ228
3 л. ед. ч. λύει развязывает ε ι229
1 л. мн. ч. λύομεν развязываем о μεν
2 л. мн. ч. λύετε развязываете ε τε
3 л. мн. ч. λύουσι(ν) развязывают о νσι230

16.11. Вы видите, что личные окончания немного изменяются, присоединяясь к глаголу. Здесь мы встречаемся с такой же проблемой, что и в случае существительных – вам нужно знать и истинные окончания, и как они изменяются231.

Что касается первичных окончаний действительного залога, лучше всего запомнить их так: ω, εις, ει, ομεν, ετε, ουσι(ν). Но всегда нужно уметь определять соединительную гласную и истинное личное окончание232.

16.12. Основная таблица личных окончаний. В разделе, посвящённом глаголам, вам понадобится заучить всего две таблицы. Ниже приведена первая из них, которая называется «Основная таблица личных окончаний». (Остальные три четверти данной таблицы будут заполнены в последующих главах.) Во втором столбце приведены личные окончания, не забывайте, что их вам тоже нужно заучить.

В некотором смысле, эти две таблицы подобны сочетанию основной таблицы падежных окончаний существительных и восьми правил для существительных. Если вы помните глагольные таблицы и несколько правил, вы сможете распознать почти любую глагольную форму в Новом Завете.


действительный залог первичные времена вторичные времена
λύώ
λύεις ς
λύει ι
λύομεν μεν
λύετε τε
λύουσι(ν) νσι
средний/ страдательный залог

Профессор: πόσο ἒτη ἒχεις: – «сколько тебе лет?» (в современном греческом – πόσο χρόνων είσαι). Обойдите класс и задайте этот вопрос друг другу. Отвечайте по-гречески, ἒχω ______ ἒτη.

Особенности настоящего времени

16.13. Вид. Глаголы настоящего времени имеют продолженный вид, который, в основном, соответствует по употреблению русскому несовершенному виду. Помните, что у греческого глагола больший акцент падает на вид действия, чем на время действия.

16.14. Время действия. Глагол настоящего времени в основном описывает действие, происходящее в настоящее время233. При этом речь может идти как о действии, совершающемся прямо сейчас, так и о действии, просто время от времени имеющем место, например, «я учу греческий» (сейчас или вообще).

Глаголы и личные местоимения

16.15. Личные местоимения в именительном падеже. Так как личное окончание указывает на лицо, как правило, нет необходимости использовать личное местоимение в качестве подлежащего в предложении. Грек может сказать «я люблю Павла», написав ἐγὼ ἀγαπῶ Παῦλον или просто ἀγαπῶ Παῦλον. Когда личное местоимение всё же встречается, оно используется либо для усиления, либо чтобы указать род подлежащего.

– Усиление. Выражение ἐγὼ ἀγαπῶ Παῦλον означает «я люблю Павла». Сочетание личного местоимения и подразумеваемого в глаголе «я» особым образом подчёркивает это «я».

Часто усиление используется при противопоставлении, как в приведённых ниже примерах.

οὐχ ώς ἐγὼ θέλω ἀλλ’ ώς σύ (Μφ. 26:39).

Не как Я хочу, но как Ты.

Ίησοῦς αὐτὸς ούκ ἐβάπτιζεν ἀλλ’ οί μαθηταὶ αὐτοῦ (Ин. 4:2).

Иисус Сам не крестил, но ученики Его.

Одни преподаватели греческого языка рекомендуют добавлять к местоимению в именительном падеже усилительное местоимение: «Я сам люблю Павла». Другие позволяют не использовать выражения, которые звучат в русском языке не вполне естественно, но призывают просто сознавать, что усиление имеет место. Узнайте мнение вашего преподавателя.

– Род. Местоимение αὐτός в именительном падеже позволяет указать род подлежащего. Личное окончание греческого глагола род выразить не может. Важно сознавать, что αὐτός может употребляться с глаголами 1-го и 2-го лица. При этом оно переводится «сам/сама/само», а не «он».

Например, может показаться, что αὐτὴ λέγεις [2 л. ед.ч., «говоришь»] ἀνθρώποις означает «она говорит людям». Это неверно. Местоимение αὐτὴ просто усиливает подлежащее «ты». Данное выражение должно переводиться следующим образом: «Ты сама говоришь людям».

Подведение итогов

1. Глагол настоящего времени изъявительного наклонения, как правило, описывает действие, имеющее место в настоящее время.

2. Глагол настоящего времени состоит из трёх частей: основы настоящего времени, соединительной гласной и первичного личного окончания.

3. Временная основа – это базовый элемент глагола в конкретном времени.

4. В изъявительном наклонении, если личное окончание начинается с мю или ню, соединительной гласной будет омикрон, в любом другом случае соединительной гласной будет эпсилон. Если нет никакого личного окончания, соединительной гласной может быть либо омикрон, либо эпсилон.

5. Глагол согласуется со своим подлежащим по лицу и числу.

6. Глагол настоящего времени действительного залога употребляется с первичными окончаниями действительного залога: ω, εις, ει, ομεν, ετε, ουσι(ν). Подлинные личные окончания: -, ς, ι, μεν, τε, νσι.

7. К окончанию 3-го лица множественного числа может добавляться беглая ню.

16.16. Основная таблица глагольных форм. В конце каждой главы, посвящённой глаголам, приводится «Основная таблица глагольных форм». В ней указаны составляющие для каждой формы глагола. По мере изучения новых форм таблица будет расти. Это вторая из таблиц, которые необходимо заучить, в разделе, посвящённом глаголам. Фактически, это ключ ко всей системе глаголов. Вы должны знать данную таблицу очень хорошо. Полная таблица приведена в Приложении.

В таблице есть такие столбцы как «прир[ащение]/ удв[оение]» и «образ[ующая] врем[ени]». Вы познакомитесь с этими элементами в последующих главах. Пока не обращайте на них внимания. В столбце «форма 1 л. ед.ч.» приводится соответствующая форма используемого в парадигмах глагола.


Основная таблица глагольных форм
время прир./ удв. времен. основа образ. врем. соед. гласн. личное окончание форма 1 л. ед.ч.
наст.в. наст.в. о / ε перв. д.з. λύω

Профессор: Пришло время для действительно важного дела. Нам нужно сыграть в американский футбол. Используйте греческие числа в качестве кодовых слов для управления командой: εἶς, ὀκτώ, δεκαπέντε. Но как нам обозначить подачу? Слово δίδωμι означает «даю» (34-я глава), повелительное наклонение этого глагола (35-я глава) – δός. ἒξ, ἐπτακαί δεκα, ἐπτά, бόс, δός.

Лексический минимум

Для каждого глагола после указания частоты употребления приведён корень. Корни помечены звёздочкой. Прежде всего, вы должны произнести каждый глагол со всеми шестью возможными личными окончаниями.

В следующей за переводом глагола строке приведены некие формы глагола, пока неизвестные вам. Если вы изготавливаете карточки для заучивания слов, запишите эти формы там, где располагается перевод. В последующих главах будет объяснено, что это за формы.

Вы уже встречали глагол λέγω в 8-й главе, но он приведён и здесь, чтобы у вас было его полное определение.


ἀκούω слышу; слушаю; понимаю; слушаюсь (428; *ακου)234 (ἢκουον), ὰκούσω, ἢκουσα, ἀκήκοα, –, ἠκούσθην Глагол ἀκούω может принимать дополнение или в вин.п., или в дат. п.
βλέπω смотрю; вижу (132; *βλεπ) (ἒβλεπον), βλέψω, ἒβλεψα, –, –, –
ἒχω имею; держу (708; *σεχ) (εἶχον), ἒξω, ἒσχον, ἒσχηκα, –, – Сигма корня заменяется густым придыханием, которое теряется в настоящем времени из-за хи. Оно вновь появляется в будущем времени, в котором хи превращается в другой звук. Подробнее см. MBG, стр. 260.
λέγω говорю; называю (2353; *λεγ, *ϝερ, *ϝιπ)235 (ἒλεγον), έρῶ, εἶπον, εἲρηκα, εἲρημαι, έρρέθην
λύω развязываю; освобождаю; нарушаю; разрушаю (42; *λυ)236 (ἒλυον), λύσω, ἒλυσα, –, λελυμαι, έλύθην
νόμος, -ου, ό закон; принцип (194; *νομο)237
ὃπου где; куда (82)
πιστεύω верю; доверяю; вверяю (241; *πιστευ) (ἐπίστευον), πιστεύσω, ἐπίστευσα, πεπίστευκα, πεπίστευμαι, ἐπιστεύθην Глагол πιστεύω может принимать дополнение или в вин.п., или в дат.п. Это однокоренное слово с существительным πίστις и прилагательным πιστός.
πρόσωπον, -ου, τό лицо; облик (76; *προσωπο)238
τότε тогда (160)
τυφλός, -ή, -όν слепой (50; *τυφλο)239
χαρά, -άς, ή радость, восторг (59; *χαρα)


Суммарное количество слов в Новом Завете 138167
Количество уже изученных слов 180
Суммарное количество слов из данной главы в Новом Завете 2172
Суммарное количество уже изученных слов в Новом Завете 94367
Процент уже изученных слов в Новом Завете 68,30%

Экзегетика

Формальные наименования категорий употребления выделены полужирным шрифтом. Эти термины вы встретите в углубленных курсах греческого языка и в комментариях. Списки из нескольких наименований показывают, что разные грамматисты могут использовать разные термины в отношении одного и того же явления.

1. Иногда греческое настоящее время описывает действие, происходящее мгновенно. То есть никакая продолженность не подразумевается (настоящее мгновенное, аористное, точечное).

τέκνον, ἀφίενταί σου αἰ ἀμαρτίαν (Μκ. 2:5).

Дитя, прощаются твои грехи.

2. Греческое настоящее время может описывать действие как протекающий процесс, даже если это действие на самом деле и не очень продолжительное (настоящее продолженное, описательное).

ἐὰν γὰρ προσεύχωμαι γλώσσῃ, τὸ πνεῦμά μου προσεύχεται (1 Κορ. 14:14).

Ибо если я молюсь языком, дух мой молится.

3. Некоторые действия совершаются неоднократно (настоящее многократное).

πολλάκις γὰρ πίπτει εἰς τὸ πῦρ (Μφ. 17:15).

Ибо часто он падает в огонь.

4. Действия могут совершаться регулярно, хотя и необязательно через равные промежутки времени (настоящее обыкновения, обобщённое).

νηστεύω δὶς τοῦ σαββάτου (Лк. 18:12).

Я пощусь дважды в неделю.

5. Иногда греческое настоящее время употребляется для описания общих фактов, не связанных с конкретным временем (настоящее пословичное, гномическое).

ἰλαρὸν δότην ἀγαπᾷ ό θεός (2Кор. 9:7).

Доброхотно дающего любит Бог.

6. Наконец, так как у греческого глагола вид действия более значим, чем время действия, греческое настоящее время может описывать действие, имевшее место в прошлом. Суть в том, чтобы сделать описание прошлого более живым за счёт использования настоящего времени (настоящее историческое, драматическое). Точно также может употребляться и русское настоящее время, так что больших проблем при переводе не возникает.

Τῇ ἐπαύριον βλέπει τὸν Ίησοῦν ἐρχόμενον πρὸς αὐτόν (Ин. 1:29).

На другой день он видит Иисуса, идущего к нему.

7. Глагол настоящего времени также может употребляться для описания событий в будущем (настоящее футуристическое).

ναί, ἒρχομαι ταχύ (Отк. 22:20).

Да, Я приду быстро.

Профессор: Как насчёт того, чтобы выбрать некое число, например, εἲκοσι, и как только сумма чисел дойдет до εἲκοσι, подать мяч и мчаться к тачдауну?

ἐννέα, πέντε, δύο, τέσσαρες, и бегите как сумасшедший!

* * *

223

Нередко основа глагола одна и та же во всех временах. В аористе (прошедшем времени) от λύω основа всё равно будет *λυ. Однако у некоторых часто встречающихся глаголов в разных временах основы различаются. Например, βάλλω – глагол настоящего времени, означающий «бросаю». Основа настоящего времени – *βαλλ. Однако в аористе основа изменяется на *βαλ (одна лямбда). Вот почему важно осознавать связь основы с рассматриваемым временем. Но подробнее об этом мы поговорим позже.

224

Иногда соединительную гласную называют «тематической» гласной.

225

В большинстве учебников грамматики соединительная гласная описывается как часть личного окончания, по крайней мере, в настоящем времени. Данный подход понятен. Когда соединительная гласная и истинное личное окончание соединяются, они часто изменяются. Например, форма 3 л. мн.ч. – λέγουσι. Она формируется следующим образом: λεγ + о + νσι ► λέγουσι. Ню выпадает, а омикрон удлиняется в ου.

Такой подход к преподаванию некоторое время не вызывает проблем, но после того, как вы изучите несколько времён, умение видеть разницу между соединительной гласной и личным окончанием окажется чрезвычайно важным. По этой причине в каждой парадигме справа мы приводим истинные соединительные гласные и личные окончания. Благодаря этому вы сможете увидеть общие элементы во всех глагольных парадигмах, а также познакомиться с правилами, определяющими окончательную форму слова.

226

У используемого в парадигме слова λύω много различных значений. Это слово употребляется, когда говорится о «нарушении» субботы или о «разрушении» храма. Обычно оно используется в парадигмах, потому что это короткий и правильный глагол. Основное значение – «развязывать», от которого происходят остальные. Если «развязывать» звучит для вас странно, можете пользоваться значением «разрушать».

227

Здесь нет никакого личного окончания, соединительная гласная (омикрон) удлиняется до омеги, чтобы скомпенсировать его отсутствие (*λυ + о) ► λύω).

228

На самом деле, окончание – σι. Сигма выпала и была вновь добавлена в конце слова (λυεσι ► λυει ► λύεις). Так это объяснено Смитом (Smyth, #463b). Похоже, проще считать, что сигма и йота просто поменялись местами. Просто запомните, что окончание – сигма, и что соединительная гласная изменяется.

229

На самом деле, окончание – τι, но тау выпала. Первоначальное окончание можно увидеть в ἐστί.

230

К окончанию З л. мн.ч. может добавляться беглая ню.

Из первоначального окончания ню выпала из-за стоящей после неё сигмы (как это происходило и у существительных 2-го склонения в вин.п. мн.ч.), и соединительная гласная омикрон удлинилась до ου, чтобы компенсировать потерю (λυονσι ► λυοσι ► λύουσι).

Важно помнить, что, на самом деле, окончание – νσι, так легче будет запомнить остальные формы.

231

Например, у имён существительных окончание 2-го склонения род.п. ед.ч. – омикрон, но оно сливается с последней гласной основы и в результате мы видим λόγου (*λογο + о ► λόγου). Вы заучивали окончание как упсилон, но должны были помнить, что, на самом деле, окончание – омикрон.

232

Вам может показаться странным требование запоминать истинные личные окончания действительного залога изъявительного наклонения наряду с изменившимися личными окончаниями. Причина в том, что в дальнейшем знание подлинных окончаний весьма облегчит изучение материала.

Например, окончание 2 л. ед.ч. – ς, а соединительная гласная при этом удлиняется (аблаут) до ει (λυ + ε + ς ► λύεις). Почему бы не заучить окончание как ις? Дело в том, что вторичное окончание действительного залога 2л. ед. ч. – это ς, и соединительная гласная в данном случае не удлиняется (ε + λυ + ε + ς ►ἒλυες). Если вы выучили в качестве первичного окончания ς, вы уже знаете вторичное.

Вам придётся довериться мне в этом вопросе. Если вы действительно хотите знать греческий язык, а не повторять парадигмы год за годом, учите подлинные окончания.

233

Это верно только для изъявительного наклонения. Когда мы перейдём к другим глагольным формам, вы увидите, что в них настоящее время не указывает, что действие имеет место в настоящем, либо такое указание является вторичным.

234

Акустика (ἀκουστικός) – наука о звуке.

235

У данного глагола основы разных времён образуются от разных корней (ср. русское «иду» / «шёл»). Здесь приведены все три корня. Буква ϝ – это дигамма. Она выпала из алфавита задолго до эпохи койне (см. 17.12). То, что некогда дигамма присутствовала в данном слове, помогает объяснить некоторые особенности его форм.

236

Слово λύω встречается менее пятидесяти раз, но, так как оно используется в парадигмах, мы всё же его заучиваем.

237

Автономный (αύτόνομος) – самоуправляемый, независимый.

238

Прозопагнозия – расстройство восприятия лиц, связанное с повреждением мозга.

239

Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения.


Источник: Основы библейского греческого языка : Базовый курс грамматики / Уильям Д. Маунс ; [Пер. с англ. И.А. Кумпяк, П.Б. Тогобицкий]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2011. - 471 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle