издательство П.П. Сойкина

Источник

Григорий Богослов

Григорий Богослов – великий отец и учитель церкви, родился около 329 г. в Каппадокии, близ г. Назианса. Отец Гр. Б. тоже Григорий принадлежал к секте «озаренных тиистов», но затем под влиянием жены, ревностной христианки, он крестился в 325 г. и вскоре после того сделался пресвитером г. Назианза, а впо­следствии и епископом этого города. Г. Б. был первым его сыном, явившимся по молитве после долгих лет бездетной супружеской жизни. Мать его, Нонна, бу­дучи сама убежденной христианкой, поста­ралась и Г. Б. дать истинно-христианское воспитание, чему много содействовала вы­соконравственная обстановка окружающей их жизни. Отец же Г. Б., не имея сам большого богословского образования, сыну постарался дать лучшее по тому времени, вполне законченное образование. Сперва Назианз, две Кессарии, Александрия и как завершение – Афины. В Афинах Г. Б. про­был около 10 лет и за это время осно­вательно изучил литературу и философию классической древности, и вполне овладел риторикой и диалектикой. Здесь же в Афинах укрепилась и дружба Г. Б. с Василием Великим, начавшаяся еще в Кессарии и продолжавшаяся всю жизнь их. Покинув Афины, Гр. возвратился в род­ной Назианз и здесь мечтал об уединении для созерцательной, посвященной одному Богу, жизни, ибо по воспитанию и по сво­им душевным свойствам, такая жизнь прельщала его гораздо более, чем активная деятельность. – «Мое лучшее богатство, говорил он, – Христос, Который возно­сит ум мой горе». – Блестящие способно­сти его не могли, конечно, быть скрытыми для окружающих и жители Назианза пред­лагают ему пресвитерство. Но Г. отказывается, боясь расстаться с той жизнью, которая ему больше по душе, и тогда отец его, против воли, посвящает в сан пресвитера. Это событие настолько смутило его душевный покой, что он бе­жал в Понт, в монастырь своего друга Василия, чтобы там в уединении найти душевное спокойствие и равновесие. Лишь настоятельные просьбы отца вернули его к месту его служения. От Василия Великого он получил посвящение в епископа г. Сасима. Вернувшись к отцу, Гр. деятельно помогает ему, а затем, когда отец умер (374 г.), управление церковью Назианза всецело переходит к нему. Вскоре после смерти отца не стало и любимой матери. Г. Б., чувствуя себя освобожденным по отношению к родным, приглашает епископов для избрания заме­стителя отца, сам же, наконец, осуще­ствляет свою давнишнюю мечту и всецело отдается созерцательной жизни. Однако удаление его было не продолжительно. В 379 году умер Вас. Вел. и православная церковь могла получить достойного пре­емника ему лишь в лице Г. Б. В это время христианский мир разделился на две части – православную и арианствующую. К первой принадлежали области: Египет, Палестина, Македония, Ахаия, Дакия; в них важнейшее значение имела церковь Александрийская. Ко второй – Сирия, Фракия, Азия и Понт; центральное значение имела Антиохийская церковь, а за нею Констан­тинопольская приобрела весьма важное значение в церковных делах. Г. Б., побуждаемый своими друзьями и почитате­лями, выбрал для своего жительства имен­но Константинополь, где к тому времени врагами православия были епископы Евсевий, Македоний, Евдоксий, Демофил. Прибыв в Константинополь, Г. весь отдался делу возрождения здесь православия. Энергия, красноречие, доброта и добродетельная жизнь создали ему многочисленных сто­ронников и настолько высоко подняли его авторитет, что даже такие люди, как бл. Иероним приходили к нему оказать знаки любви и преданности. С целью более упрочить православие, Г. Б. завязы­вает сношение с Александрийской цер­ковью. Но близкие связи с александрийцами расстроились вскоре после того, как один из александрийцев, некто Максим Циник, воспользовавшись доверием Г., задумал интригами овладеть кафедрой Г. Б. В этой интриге Максиму помогли некоторые епископы Египта и в числе них епископ Петр Александрийский. Они, тайно прибыв в Константинополь, ночью в церкви Гр. Б. посвятили в епископы Максима. Но несмотря на это народ и импер. Феодосий были на стороне Григория, и он остался на кафедре и отдался делу еще с большей энергией. В это время указом импер. Феодосия православная вера должна была быть верой всей империи. Арианский епископ Демофил принужден был отречься от кафедры, и она по просьбе Феодосия и народа перешла к Григорию. В то же время, чтобы указу придать более силы, был созван собор, который получил название второго вселен­ского Константиноп. собора. Во время со­бора умер председатель его Мелетий, и председательство перешло к Григорию. Мягкость и душевная доброта Г. послужила на пользу врагам его. Они внесли своими раздорами большую смуту в дела собора и Г., не желая служить причиной раздора, отказался от занимаемой им архиепи­скопской кафедры. Он удалился в 381 г. в родной Назианз и здесь до 383 г. упра­влял церковью. Время, в которое жил Гр. Б., было отмечено не только появлением различных ересей, начиная с арианства, но также и нарождением нового направле­ния богословской мысли, – представители коего вопросы веры хотели подчинить разуму, совершенно не придавая значения вере. В лице Г. Б. церковь имела ревностного защитника веры, попираемой мало­верием. Значение трудов Г. здесь гро­мадно. Благодаря своим блестящим дарованиям, он метко вскрывает всю несостоятельность этих учений. В ярких красках изображает он противополож­ность между ограниченностью нашего ума и предметом его постижения – неисследимым Божеством. Указав на невозмож­ность полного постижения Бога, в его существе, как стоящего выше всяких определений и представлений, Г. дает ряд ценных указаний для познания Бога по­стольку, поскольку деятельность его про­является в мире. Т. о. разница между Г. Б. и его противниками в делах веры выражалась следующим сравнением: – по Г. Б. Бог – тот непостижимый идеал, стремясь к Которому разум человеческий совершенствуется и очищается. Ариан­ствующие, – 1) полагая, что разум челове­ческий способен постигнуть Божество, низводили Его на степень земного и 2) иска­зили учение о Лицах Св. Троицы, а потому Г. Б. дает, в опровержение их лже­учения законченное догматическое толко­вание о Лицах Св. Троицы. В этом изложении с полнотой и ясностью дано православное учение о Лицах Св. Троицы и это самая крупная и важная сторона богословской деятельности Г. Б. Кроме того в догматическом отношении особенно важными еще являются: 1) «Пять слов о богословии», за них ему дано название Богослова, 2) О поставлении епископов и о догмате Св. Троицы, 3) «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге». Всего им написано 45 слов, 243 письма и несколько поэтических произведений. Как проповедник, Г. Б. производил на слушателей неотразимое, захватывающее впечатление. Силою своего слова он вер­нул Константинопольской православной церкви ее первенствующее место. Сделав­шись в Константинополе главою церкви, он по отношению к иномыслящим про­явил самую широкую терпимость, ему чувство мести было совершенно чуждо. За всю свою жизнь он никого не обидел, никому не причинил зла. Самоотверженный и преданный друг Вас. Вел., ходатай за бедных и угнетенных – таким является он в жизни. В заботах о церкви он всегда поступался своими личными жела­ниями. † 389 г. Пам. 25 января.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle