издательство П.П. Сойкина

Источник

Жидовствующие

Жидовствующие. – Ересь XV в. Первым распространителем ее был еврей Схария, который попал в Новгород из Литвы, состоя в свите брата киевского князя Симеона – Михаила Александровича, присланная сюда по просьбе новгородцев польским королем Сигизмундом. Схарии удалось здесь совратить в ересь нескольких священников. Согласно сведениям, помещенным в «Просветителе» Иосифа Волоцкого, учение Ж. представляется в след. виде: они отрицают Троичность Божества и божественность И. Христа, не верят в таинство причастия, не признают поклонения иконам, отрицают монашество и духовную иерархию. Короче, ересь представляла собою просто отрицание христианства. В 1480 г. ересь проникла в Москву т. о.: велик. князю Ивану Васильевичу понравились два Новгор. священника, которые тайно разделяли ересь, и он перевел их в Москву. В Москве они получили места протопопов Успенского и Архангельского соборов и занялись деятельной пропагандой, которая оказалась успешной. В числе сторонников ее был и дьяк Федор Курицын, приближенный к великому князю. Пока Ж. скрывали свои убеждения и ничем не выражали своего отношения к христианству, на них не обращали внимания. Но в 1487 г. несколько пьяных священников в Новгороде стали открыто хулить православную веру. Архиепископ Геннадий, по расследовании этого дела и подтверждения достоверности события, начал с ересью энергичную борьбу. Несмотря на то, что среди приверженцев Ж. были и любимцы великого князя и что бывший в то время митрополитом московским – Геронтий враждебно относился к Геннадию, последний успел заручиться поддержкой других епископов и добился созыва собора (1488 г.), который постановил нераскаявшихся казнить «градскою казнию». В 1491 г. тому же Геннадию удалось собрать второй собор, который предал сторонников ереси из духовенства проклятию и приговорил к заточению. Однако дальнейшая борьба с ересью являлась затруднительной по многим причинам: новый митрополит Зосима был на стороне Ж., приближенные великого князя насчитывали в своей среде нескольких лиц, причастных к ереси. Наконец, в лице снохи Иоанна – Елены Ж. имели самую прочную поддержку. Для борьбы с арх. Геннадием стараниями Курицына в Новгородский Юрьевский монастырь был назначен архимандритом Ж. Касиан, который обнаружил открытое неповиновение Геннадию и занялся распространением ереси в народе. Тогда Геннадий изменил метод борьбы. Понимая, что поднятие религиозности и искоренение суеверия и невежества в народе лучше всего помешают распространению ереси, он всю энергию свою и усилия направил в сторону религиозного просвещения народа. Затем для обличения еретиков он приглашает к себе на помощь Иосифа Волоцкого, блестящего оратора. Под тяжестью обвинений последнего должен оставить московскую кафедру митрополит Зосима (1494 г.). В 1502 г. Елена, главная поддержка ереси Ж., и ее сын были заточены, и второй сын Иоанна – Василий был объявлен наследником престола. Этот год был решающим ударом для ереси. На соборе, созванном великим князем в 1504 г., несколько еретиков были преданы проклятию и казнены (брат Федора Курицына – Волк, Димитрий Коноплев и др.). Некоторые из Ж. были отправлены в тюрьмы, другие – в заточение. Спустя некоторое время ересь совершенно прекратилась. Жидовствующие XIX ст. – еретики-субботники, придерживающееся некоторых еврейских догматов и обрядов (обрезание, суббота и т. д.). Ересь начала распространяться в Тульской, Тамбовской и Воронежской губерниях (1811 г.). Для борьбы с этой сектой в 1825 г. был предпринят ряд мер (отдача в военную службу, ссылка в Сибирь), а в целях возбуждения в народе отвращения к этой секте, повелено было членов секты вместо субботников звать жидовствующими и объявить, что они – настоящие жиды. Вместе с тем было постановлено из мест распространения ереси евреев изгонять и не допускать их появления в таких местах (отменено в 1884 г.). Позднее жидовствующие стали называться иудействующими.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle