издательство П.П. Сойкина

Источник

Иерархия первохристианская

Иерархия первохристианская и её происхождение. Законы истории проявили свою силу и в этом случае, поэтому надо рассматривать этот вопрос исторически. Первым иерусалимским епископом называют ап. Иакова, но он именуется епископом сообразно с позднейшим словоупотреблением; на самом же деле ап. Иаков был епископом Иерусалимским как организатор иерусалимской церкви, как апостол Пётр для римской церкви. Фактическим материалом для выяснения вопроса о происхождении епископата мы не обладаем; различные учёные прибегают к разным толкованиям и предположениям. Название «епископ» встречалось ещё в языческом мире; вероятнее всего, был руководителем образовавшейся христианской общины в делах религии и административным лицом в сношениях с другими общинами и церквами, но с течением времени епископы возвысились в своём авторитете и значении; в середине II века повсюду епископы стали исполнять в общине роль прежних пророков и дидаскалов, постепенным вымиранием которых они и воспользовались. Они стали проповедниками слова Божия, представителями всей церкви, наставниками и учителями, стали пользоваться таким же почётом, каким ранее пользовались пророки и дидаскалы, действовавшие во имя Святого Духа. К епископам перешли все предикаты и вообще всё наследство пророков и дидаскалов, они стали называться «первосвященниками». Около 57 года епископы стояли ниже харизматических учителей, они отнесены апостолом Павлом к третьему разряду церковного чиноначалия. Со времени книги Ерма «Пастырь» в римской церкви замечается неблагоприятное течение для харизматических учителей и выгодное для епископата и в конце II века – начале III учителя сошли и своё высокое место уступили епископам. Обыкновенно считают диаконат более ранним, чем все другие иерархические степени, но, на самом деле, диаконы появились впервые там же, где и епископы: в церквах, образовавшихся из обращённых язычников. Диаконы были ближайшими помощниками епископов и разделяли все функции их, одним словом, были их младшими братьями. Появились они впервые в Македонии и в Малой Азии, в своём развитии они сильно отстали от епископов и получили второстепенное значение в церкви. Что же касается пресвитеров первоначального христианства, то ими были старцы, принявшие христианство в зрелых летах, все первообращённые в какой-нибудь общине христиане, влиятельные лица в общине и вообще все должностные лица в общине. Они выступают когда нужно подать совет или решить трудный вопрос в церкви, произвести суд и всегда составляют коллегию. Появились они раньше всего в самом Иерусалиме и образовали нечто подобное еврейскому синедриону; очень вероятно, что первыми церковными пресвитерами были новообращённые иудейские священники. Из Иерусалима институт пресвитеров довольно быстро распространился на весь христианский Восток, а затем и на Запад. Когда пресвитеры стали участвовать в общественном богослужении – неизвестно, в конце II века они уже обладали этим правом. В начале они исполняли судебные и дисциплинарные функции; самостоятельно, без особого разрешения предстоятеля церкви, они не имели права совершать богослужения, у них не было паствы и пастырем считался епископ, пресвитеры же составляли при нём свиту и совет. Свои права они обрели постепенно.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle