издательство П.П. Сойкина

Источник

Иерархия

Иерархия – по христианским понятиям это слово обозначает тот священный строй или тот порядок, посредством которого достигается единение с Богом. Дионисий Ареопагит, первый употребивший это слово, прилагает понятие его к миру духовному или ангельскому. По нему все духовные существа разделяются на три триады или девять чинов и все они являются посредниками между Богом и человеком, причём каждый из этих разрядов, принимая божественное ведение и силу от высшего, передаёт его низшему. Церковная иерархия является продолжением иерархии небесной. Она также разделяется на три степени (высшая совершительная – иерарх, средняя световодственная – священнослужитель и низшая очистительная – дьякон), проводящие в таинствах откровение в жизнь верующих. В обыденном, более широком смысле слова, иерархия соответствует понятию  клира, т. е. разделённое на степени сословие священнослужителей. Иерархия ведёт своё начало от Самого Иисуса Христа и от сошествия Святого Духа на апостолов и потому ни в каком случае не может считаться, как установление человеческое, бывшее как бы следствием развития церковной жизни. Как определённое учреждение, основанное Христом, иерархия является для нас обязательной, а потому не будет иметь силы служение лица, хотя бы и воспроизводящего все иерархические формы, но не имеющего полномочий, переданных при посредстве видимого знака таинственного рукоположения. Развитие богослужебных форм постепенно привело к установлению, кроме указанных, ещё и низших степеней. Но это имеет только каноническое значение, а не касается догматической сущности иерархии, как не касается её разделение одной и той же степени на различные звания (патриарх, митрополит, экзарх, архиепископ; протоиерей, иерей; протодиакон, диакон и т. д. В римско-католической церкви учение о примате римского первосвященника, что в значительной степени ограничивает значение иерархии, несколько отличает понимание иерархии от понимания её православной церковью. Этому различию помогает отчасти ещё и то, что западные богословы уделяют внимание внешности, а не внутренней глубине содержания, почему здесь на первый план выдвигается, как самая существенная в священнослужении, жертвоприносительная функция. Это, в свою очередь, даёт некоторые отличия в учении о степенях иерархии, имеющие более школьно-богословский характер. В общем, однако же, римско-католическая церковь сохраняет, как и православная, кафолический принцип иерархического служения. Протестантство, приняв новое учение о спасении, отвергло иерархический принцип служения в церкви. Церковные служители считаются простыми делегатами общества верующих, и как служители таинств и слова они все равны между собой. Единственный истинный хранитель и носитель священства есть само общество верующих.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle