издательство П.П. Сойкина

Источник

Иордан

Иордан – главная и, можно сказать, единственная река Палестины, протекающая вдоль неё и разделяющая её на две половины: западную и восточную. Она течёт в продолжение всего года; другие реки Палестины суть только ручьи и потоки, которые имеют временное течение и летом, большей частью, высыхают. Две половины: восточная и западная, на которые разделяется Иорданом Палестина, в Ветхом Завете называются: по эту сторону Иордана и по ту сторону Иордана. До перехода израильтянами Иордана восточная часть земли обетованной называлась по эту сторону, а западная – по ту сторону (Чис. 32, 19; 35, 14. Втор. 4, 41; 11, 30; 12, 10). Но после, когда евреи перешли Иордан и поселились на западе, выражения эти стали употребляться наоборот: восточная стала называться по ту сторону, к востоку, а западная – по эту сторону, к западу. Иордан течёт по глубокой долине, большей частью между крутыми, утёсистыми горными скалами, начиная от подошвы возвышенного Ермона вниз, по направлению к югу, до самого южного конца Палестины. Он содержит в себе три бассейна: озеро Мером, Галилейское море и Мёртвое море, и представляет самые поразительные противоположности природы: на севере – горная природа, свежая, крепкая силами, богатая растительностью, райская; на юге – сухая, жаркая, мёртвая пустыня. Иордан образуется из двух главных рукавов: реки Хасбани  и реки Баниас. Река Хасбани вытекает в горной долине Вади-ет-Тейм, которая проходит по западной стороне Ермона с севера на юг. В ней лежат горные местности – Рашея и Хасбея. Верхняя часть долины, где лежит Рашея, не имеет постоянного течения; только во влажное время года от тающих в горах снегов и от дождей вода течёт по долине до Хасбеи. Местность эта богата хлебными полями, плантациями маслин и виноградными садами и отличается красотой жителей. На соседней горе водится множество дичи, волков и леопардов (Песн. 4, 8). При Хасбее течение Иордана получает своё начало. Здесь источник его представляет большой канал прекраснейшей светлой прозрачной воды, из которого, быстро и шумно выступая, орошает собой длинную, узкую, но весьма красивую долину, осеняемую масличными деревьями. Потом, протекая далее на юг, входит в глубокую расселину чёрной, базальтовой горной породы и, затем, вступает в широкую, также вулканическую, равнину, простирающуюся до озера Мером. Здесь не видно никаких маслин, никаких виноградных деревьев, никакого засеянного поля. Только поодиночке кое-где возвышаются над базальтовым грунтом полусожжённые дубовые пни. Перед впадением в Меромское озеро Иордан получает притоки: с восточной стороны Тель-ель-Кади и Баниаса и разные притоки с запада, чем значительно увеличивается. От этих притоков расстояние до озера на десять часов. Здесь, по направлению от вулканической равнины к востоку до самого Баниаса начинается превосходнейшая, райская растительность; здесь, от самой подошвы Ермона  идущая, широкая равнина вся усыпана цветами, зеленеющими кустарниками, тучными пастбищами и хлебными полями. И здесь-то лежат города Баниас, ветхозаветный Ваал-Гад, новозаветный Кесария Филиппова. Почва здесь чрезвычайно плодородна. Здесь есть большие теревинфовые деревья, тучные луга, обширные поля сарачинского пшена, множество дичи. Эту землю посещал Господь с учениками Своими и здесь проповедовал Евангелие (Мф. 16, 13; Мк. 8, 27). Страна эта, изобилующая лесами, в языческой  древности посвящена была божеству Пану, покровителю лесов и стад, и отсюда получила название Паниас или Баниас. Между упомянутыми притоками Иордана, к западу от Баниаса, лежит возвышение Тель-ель-Кади. На этом возвышении есть плоскость, из среды которой вытекают многие источники, которые, весьма быстро спускаясь на юг, сливаясь в одну реку Тель Кади, потом соединяются с Баниасом. Здесь лежит древний город Дан (город Судей), построенный данитянами на месте завоёванного ими города Лаиса. Ниже Дана, по западной стороне Иордана, лежит болотистая равнина Ард-Гулег. По соединении упомянутых притоков, Иордан впадает в болотистое озеро упомянутой равнины Гулег, ныне называемой Бар-ель-Гулег, а в Ветхом Завете – воды Мерома. Здесь оканчивается верхнее течение Иордана и начинается среднее, простирающееся до озера Геннисаретского. На полчаса пути от озера Мером, вниз, лежит древний, из базальтовых камней построенный, мост с тремя остроконечными арками через реку, называемый мостом сынов и дочерей Иакова (Дшизр Бени ил Бенат Якуб). По легендарному преданию здесь Иаков переходил со своим семейством через Иордан, при своём возвращении из Месопотамии (Быт. 32, 22; 33, 17 – 18). Здесь издревле пролегала главная большая дорога из Дамаска к Галилейскому морю (Ис. 9, 1. Мф. 4, 15). Мост, вероятно, построен во времена крестовых походов; он довольно ещё хорош. Кроме него никакого другого моста здесь нет, а есть только броды или переправы, как то упоминается в Книге Судей (3, 25; 12, 5 – 6). От озера Генисаретского начинается нижнее течение Иордана до Мёртвого моря на протяжении ста вёрст. Иордан, усиленный Иеромаксом и другими притоками (под именем Урдун, Ель-Шериа, Шериат, Ель-Кебир), течёт разными извилинами и чрезвычайно быстро. Во многих местах разделяется на небольшие канавы и, иногда, видимое течение даже совсем прекращается, теряясь между подводными скалами и кустарниками. Как быстро падение его можно видеть из того, что до Мёртвого моря находится тридцать больших водопадов и ещё гораздо более малых обрывов. Перед впадением в Мёртвое море Иордан разделяется на два русла и в Мёртвом море совершенно исчезает, но русло его и долина Ель-Хор или Арава продолжается и за Мёртвым морем до самого Еланитского залива (Нор. стр. 104. Herz. VII. p. 10). В Священном Писании часто говориться об Иордане. Во времена Авраама прекрасные окрестности Иордана избрал Лот себе в жилище (Быт. 13, 10 – 11). Через Иордан с одним посохом перешёл патриарх Иаков, когда шёл в Месопотамию, где Бог благословил его многочисленным семейством (Быт. 32, 10). По завоевании восточных земель при Моисее за Иорданом остались жить колена Рувимово, Гадово и половина Манассиина, заняв завоёванные там земли (Чис. 32; Нав. 1, 12 – 18; 22, 1 – 10). По смерти Моисея израильтяне совершили переход через Иордан против Иерихона и вступили в землю обетованную по ту сторону Иордана. При Иордане между Сокхофом и Цартаном находились плавильные горны Соломона, где выливались из меди разные вещи для храма Иерусалимского (2Пар. 4, 17). Через Иордан чудесно переходили посуху пророки Илия и Елисей и здесь творили чудеса (4Цар. 2, 7 – 8; 5, 10 – 14; 6, 2 – 4). В водах Иордана получил исцеление от проказы Нееман, военачальник сирийский. Через Иордан, ниже озера Генисаретского, было несколько замечательных переходов или бродов, которые упоминаются в Священном Писании. Таковы, например, против Иерихона (Нав. 2; 7), против Скифополя (Суд. 12, 5 – 6) и другие. Через Иордан перешли с войском Иуда Маккавей с Ионафаном, братом своим, для спасения израильтян от язычников в Галааде (1Мак. 5, 9). С пришествием Христа на землю в окрестностях Иордана явился с проповедью Иоанн Креститель (Мф. 3, 1 – 6; Мк 1, 4 – 5). В Иордане, близ Вифары, принял крещение от Иоанна Господь (Ин. 1, 28). Местность эта по преданию указывается у развалин древнего монастыря св. Иоанна Крестителя, известного под именем Каср-Егуди, построенного здесь царицей Еленой. Здесь же, по тому же преданию, строил церковь Юстиниан-император. Здесь против монастыря Иоанна, на самой реке, стояла часовня в честь крещения Спасителя, а среди реки водружён был крест; самые берега Иордана обложены были мрамором. На Иордане, близ Салима, находится Енон – другое место, где крестил Иоанн. На Иордане крестил Господь и ученики Его (Ин. 3, 22). Так много великого и достопримечательного представляет для нас Иордан и сам по себе, и по тем священным и важным событиям, которые происходили здесь.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle