издательство П.П. Сойкина

Источник

Антоний

Антоний – имя многих святых, пострадавших в разное время за веру Христову; память их празднуется: 8 января, 10 июля, 6 июля, 1 марта, 9 августа, 9 ноября.

Антоний великий, преподобный, родился около 260 г. от родителей, познавших истину христианство, а потому и воспитан ими был в духе веры и благочестия, но, к сожалению, без всякого образования. Здоровая атмосфера в семье не давала Антонию развиваться в дурную сторону, тем более что и сам он не был склонен к шумным сборищам, играм и знакомствам. Он всей душой возлюбил Бога и стал стремиться к нему с малых лет; на 20-м же году, схоронив родителей и отдав единственную сестру на попечение друзей, роздал имение свое. Пожив недолгое время вблизи родины, удалился в пустыню и здесь уже начал свои великие труды и постничество. По прошествии 15 лет, ушел он в пещеру на берег Нила и здесь уже, будучи много раз искушаем диаволом, наложил на себя еще более трудные обеты: даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверспе, проделанное в стене, чтобы не выходить из тьмы своего убежища и не развлекать взора своего ни чем иным, что могло-бы вызвать в нем мысли, противные его подвигу. В конце же концов ему пришлось принести себя в жертву массе желающих поучиться у него и он не только стал наставником на месте своего спасения, но даже отправился в Александрию, т. к. слышал о гонениях там на христиан (311 г.) Но пещера снова потянула его к себе и он вернулся в нее, но уже был в ореоле такой славы, что люди стекались к нему отовсюду. Возводились монастыри, пр. Антоний наставлял и благословлял их начинания, излечивал больных, совершал чудеса, но такое шумное житие сильно утомляло его. Вследствие этого он переселился на берег Чермного моря и начал опять свою отшельническую жизнь в пещере. В это время дух великого старца смутило возникшее среди верующих арианство, которое, имея поддержку со стороны правителей и епископов, пустило глубокие корни. Последователи арианствa, чтоб склонить к нему сомневающихся, ложно утверждали, что преп. Антоний тоже находится в их рядах. Не смогши стерпеть этого навета, пр. Антоний, будучи уже 104 лет от роду, на собрании горячо опровергнул не только наветы на себя, но и арианское лжеучение. Успех этого опровержения был так велик, что его назвали торжеством православия. Это уже были последние усилия старца и, возвратясь в свою пустыню, он на 105 г. скончался. Тело его, по его повелению, было погребено в скрытом месте, но при императоре Юстиниане найдены были его мощи и торжественно отнесены в Вьену. Память его празднуется 17 января. Большинство сочинений пр. А. содержит в себе правила и наставления, главное же, поучения, как надо спасаться. Прежде всего нужно познать самого себя, сохранять предания Отцов и всегда должно ждать кончины, будучи готовым к ней каждый час, а потому и быть на стороже относительно своих поступков и мыслей. Пр. А. сохранил свое девство и всех учит творить так же. Наконец, он предупреждал от сношений с еретиками, чтобы не подвергать себя опасности впасть в заблуждение.

Антоний Печерский, пр., с юности посвятил себя иноческим подвигам и на Афоне принял монашество, где, по указанию своего духовного наставника-старца Феоктиста, удалился для подвигов в пещеру, расположенную недалеко от Евсигменовой обители этого старца. После того как А. достаточно окреп в иноческом подвиге, Феоктист велел ему возвратиться в Россию и там насаждать иночество. Прибыв в Киев в 1013 г., А. стал искать места, напоминаюшего Афон и после долгих поисков выбор его остановился на Берестовой горе. Однако смуты после смерти Владимира и разбои варягов, которые находили себе приют в пещерах этой горы, не дали возможности прочно основаться здесь и он снова отправился на Афон, откуда, в 1028 г.у с успокоением в Киеве, вернулся обратно и выкопал себе пещеру на Берестовой горе. Слава об его подвижничестве распространилась по Киеву и окрестным селениям. К нему шли богатые, бедные, знатные и убогие за советом, благословением и поучением. В 1054 г. к нему явился с своей дружиной князь Изяслав – испросить его благословения. Однако этот же князь сильно разгневался на А. за пострижение двух придворных – Варлаама и Ефрема и лишь заступничество супруги Изяслава спасло А. от гонения. Скоро около А. собралось 15 человек монашествующих, но он, чувствуя призвание к отшельничеству, назначил им игуменом Варлаама, а сам удалился в другую пещеру. Здесь он продолжал подвижническую жизнь и слава о его мудрости, чудесах и откровениях привлекала ищущих монашеского подвига и спасения. Князь Изяслав дал всю Берестовую гору под монастырь и великий подвижник удостоился утешения видеть закладку Киево-Печерской лавры, для построения которой из Константинополя прибыли опытные зодчие. Во время смут в Киеве, когда сперва на место Изяслава был посажен его брат Вячеслав, а затем Изяславу опять удалось вернуть свой престол, А. удалился из Kиевa в Чернигов, так как Изяслав подозревал участие Антония в этой смуте. Однако непричастность А. к этим событиям скоро же обнаружилась и Изяслав упросил его вернуться в Киев. Пр. А. сконч. 7 мая 1073 г., на 90-м г. жизни. Мощи его покоятся под спудом в той пещере, где он подвизался. Память его 10 июля.

Антоний Падуанский, (род. в г. Лиссабоне в 1195 г., умер в Падуе в 1231 г.) – один из выдающихся последователей Франциска ассизского, обладал таким даром красноречия, что даже рыбы, как повествует римская легенда, выплывали из воды, чтобы послушать его.

Антоний римлянин, – новгородский преподобный, родом из Рима, сын богатых православных греков, живший во второй половине XI века и в XII веке. В родном своем городе Риме Антонию не пришлось долго оставаться. В юные годы его произошло разделение церквей на восточную и западную и, как православный, он подвергся вместе со своими единоверцами преследованиям и издевательствам со стороны папистов и, приняв пострижение, удалился в пустыню. Но преследования отшельников-православных со стороны папы не прекращались и они должны были искать себе другого убежища. Антоний тоже переменил место своего подвига и поселился на одной приморской скале. Во время бури на море сильным ураганом часть скалы оторвало и понесло в море. На этом обломке оказался Антоний. Промысл Божш сохранил его невредимым- скала плыла, как корабль, и через некоторое время (в 1106 г.) ее прибило к городу, где говорили непонятным для него языком. То был Новгород Великий. А. нашел здесь своего соплеменника – торговца-грека, который объяснил ему, куда он приплыл. Освоившись немного с местом и языком, А. явился к епископу Новг. и рассказал ему истории своего плавания. С благословения епископа он построил в трех верстах от города небольшой храм и затем устроил обитель, в которой был поставлен игуменом. Как памятник и свидетельство истинности всего происшедшего с ним, в этой обители и до сего времени хранятся иконы и вещи с латинскими надписями. Его ученик Кирик при жизни Антония написал статью о счислении лет, что говорит о том, что А. много заботился о просвещении иноков своего монастыря. Скончался А. в 1147 г., 3 августа, в каковой день и чтится его память. Его мощи открыты в 1597 г.

Антоний Сийский (XVI в.) – основатель Сийского монастыря, Холмогор. у., Арханг. губ., пам. 7 дек. 

Антоний, – муч. литовский пам. 14 апр.

Антоний Андрейкович Новгородец (XII) оставил описание своего путешествия в Царьград.

Антоний (Смирницкий), – архиепископ, родился в 1773 г. Образование получил в Киевской духовной академии. В 1796 г., по окончании учения, он поступил в лавру и в следующем году был пострижен. В 1799 г. он был посвящен в иеромонахи, в 1808 г. назначен начальником лаврской типографии, в 1814 г. – начальником ближних пещер и, наконец, в 1815 г. наместником Киево-Печерской лавры. Своим милосердием, которое выражалось в том, что он раздавал бедным все, что имел, и своим красноречием, неотразимо действовавшим на слушателей, он приобрел и всеобщую любовь, и широкую известность. В 1816 г. император Александр I при своем посещении Киево-Печерской лавры пожаловал ему усыпанный алмазами наперсный крест. В 1817 г. Антоний возведен был в архимандриты, а в 1826 г. хиротонисан во епископа воронежского. С истинно подвижнической жизнью А. сочетал милосердие, любовь и участие к своей пастве и слава о нем, как о человеке святой жизни, как о духовном врачевателе, распространилась далеко за пределы воронежской епархии и в Воронеж устремлялись отовсюду, чтобы получить его благословенье и наставление. В 1832 г. он был возведен в сан архиепископa и в этом же году открывал мощи, святителя Митрофания воронежского. Скончался А. в 1846г. Могила его до сих пор привлекает богомольцев, которые служат над ней панихиды и по милости Божией и по вере своей получают исцеление.

Антоний (Медведев) архимандрит. – Родился в 1792 г. Смолоду, несмотря на тяготение к духовному служению, нес различные светские обязанности до 1818 г., когда вступил в Саровскую пустынь. С 1820 г. по 1822 г. прожил в Высокогорской Вознесенской пустыни, где и был пострижен. В 1826 г. получил назначение строителем Высокогорской пустыни и привел эту пустынь в полное благоустройство. В 1831 г. возведен в сан архимандрита и назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, где и провел целых 46 лет, постоянно заботясь о лавре и, поэтому, привел её в лучншее её состояние. В звании наместника в 1840 г. удалился на покой и умер в 1877 г. Имеются его труды: кроме многих духовно-нравственных сочинений, издал свою переписку с Московским Митрополитом Филаретом, под заглавием «Письма Митрополита Московского Филарета к наместнику Святотроицкия Сергиевы лавры архимандриту Антонию».

Антоний (Путилов), игумен. – Родился в 1795 г. в купеческой семье и занимался долго комиссионерством. В 1812 г. попал в плен к французам, но бежал оттуда. Любимым чтением с детства было чтение книг духовного содержания, которыя возбудили в нем стремление к уединению и к посвящению себя Богу. С 1816 г. он отрекается от мира, постригается и рукополагается сначала во иеродиакона, затем во иеромонахa, в 1825 г. назначается начальником скита Оптиной пустыни. В 1839 г. он уже игумен Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря. На покой удалился в 1853 г. в Оптину пустынь и скончался схимником (1865 г.). Литературные труды его состоят из записок, воспоминаний и переписки.

Антоний (Зубко)-один из ревностных помощников Иосифа Семашки в деле воссоединения православных с униатами, родился в 1797 г. Образование получил в полоцкой униатской семинарии, в полоцкой иезуитской академии, которую окончил с степенью кандидата богословия в 1818 г., и в главной виленской семинарии, по окончании которой в 1822 г. со степенью магистра богословия был назначен профессором полоцкой семинарии. В 1824 г. был рукоположен во священника полоцкого каф. собора (униатского), в 1825 г. назначен в Петербург для присутствия в римско-католической коллегии по униатскому её отделению. В 1827 г. определен ректором вновь открытой в Жировицах литовской униатской семинарии, а с 1833 г., с сохранением этой должности, – епископ брестский, викарий литовской униатской епархии. Когда в 1839 г. совершилось воссоединение униатов с православными, Антоний был принят в его епископском сане. В 1810 г. он получил назначение епископом минским и бобруйским, в 1841 г. возведен в архепископы; а в 1848 г. вследствие болезни, по вторичному прошению, был уволен на покой и скончался в 1884 г. За 11 дней до его смерти истек срок его пятидесятилетняя пребывания в епископском сане и этот юбилей был торжественно и сердечно отпразднован православной Западной Россией, видевшей в нем стойкого защитника православия и русской народности.

Антоний (Амфитеатров), архиепископ. Родился в 1815 г., первоначальное и среднее образование получил в Калуге (дух. уч. и семинария), высшее – в Киеве (дух. академия). По окончании академии со степенью магистра, был оставлен при ней баккалавром. В 1840 г. принял монашество и получил назначение сперва ректором киево-софийских духовных училищ, а затем, в 1841 г., и инспектором Киевской семинарии. В 1845 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии. В 1848 г.. получил степень доктора богословия за учебник по догматическому богословию. С этого же года он состоял настоятелем Никольского монастыря, а с 1851 г. – ректор Киевской дух. академии. В 1858 г. хиротонисан во епископа чигиринского, киевского викария, в 1859г. переведен в Смоленск, в 1866 г. – в Казань. В 1867 г. получил архиепископcтво. Скончался в 1879 г. Как епископ, он старался о развитии миссии, о поддержании деятельности церковно-пр. попечительств и о поднятии духовного образования.

Антоний 1 (Рафальский), – митрополит с.-петербургский, сын священника волынской епархии, образование получил сперва в униатском духовном училище, а затем в волынской духовной семинарии, по окончании которой был назначен в ней учителем поэзии. Затем был рукоположен во священника в г. Острог. В 1821 г. он овдовел. Одно время состоял экономом архиерейского волынского дома при преосв. Стефане и членом консистории. Затем был переведен священником в г. Кременец. На его просветительную пастырскую деятельность обратили военный губернатор Потемкин и генерал-губернатор Леваниев, которые доложили о нем Государю. В духовном мире он обратил на себя внимание обращением униатских монахов почаевской лавры в православие. По совету московского митрополита Филарета, он в 1833 принял монашество и был назначен наместником этой лавры, с возведением в сан архимандрита. В 1834 г. был хиротонисан во епископа и получил вновь открытую варшавскую кафедру. Благодаря своим высоким душевным качествам – благоразумию, любви и отзывчивости он расположил к себе не только русское, но и все польское население г. Варшавы. Когда в 1843 г. скончался петербургский митрополит Серафим, государь назначил на эту кафедру Антония, о котором он имел самые лучшия представления. В Петербурге Антоний скоро приобрел всеобщую любовь и, когда он скончался в 1848 г., государь сказал: «да, у меня митрополит будет, но Антония уже не будет».

Антоний, Митрополит С.-Петербугский и ладожский, первенствующий член Св. Синода. Высокопреосвященнейший митрополит Антоний родом из духовной среды, сын священника села Ширингуши, Тамбовской губ., Спасского уезда. Мирское имя его было Александр Васильевич Вадковский, родился в 1846 г. Начал образование в местных духовно-учебных заведениях, затем в 1866 г. поступил в Казанскую духовную академии, которую окончил в 1870 г. Науками занимался с большим усердием, окончил курс с отличием, кроме же того всегда принимал участие в церковных службах, читал, пел. С 1870 г. владыка становится профессором, получает степень магистра богословия, делается сотрудником духовных изданий, а с 1874 г. самостоятельный редактор «Православного Собеседника». Его магистерская диссертация: «Константин епископ болгарский и его Учительное Евангелие» и доныне не потеряла своего научного значения. Жестокий удар судьбы, – смерть, отнявшая у него его самых близких, дорогих сердцу людей: жену и детей, наводит его на мысль о суетности всего житейского и он решается удалиться от мира. В 1883 году молодой профессор постригается в монахи под именем Антония. В самый год пострижения пр. Антоний возведен в сан архимандрита, а в 1885 г. уже переводится инспектором в С.-Петербургскую духовную академии. В 1887 г. последовали одно за другим два новых назначения: ректором академии и епископом Выборгским, викарием С.-Петербугской митрополии. Глубокий ум, проникновенность, любовь к академии, все это вывело его из ряда обычных руководителей юношества и студенты восторженно приветствовали его. С назначением пр. Антония, в академии настало её лучшее время; с 1887 г. по 1892 академия дала церкви много священнослужителей не только по званию и образованию, но и по глубокому убеждению. Под влиянием прекрасного примера, юношество свои знания давало в проповедях народу и таким образом просвещало его. Несмотря на трудность и разнообразие ректорских обязанностей, пр. Антоний не оставлял и литературной деятельности: продолжал сотрудничать в «Православном Собеседнике», а также работал в «Страннике», «Православном обозрении» и др. Его труды изданы в отдельной книге, под заглавием «К истории христианской проповеди – очерки и исследования» (два издания 1892 – 1895 г.). В 1890 г. издано собрание его речей и проповедей, под заглавием «Слова и речи Антония, епископа Выборгского, ректора С.-Петербургской духовной академии». В 1895 г. пр. Антоний утвержден в степени доктора церковной историиш и избран почетным членом казанской, московской и С.-Петербургской академий. В 1892 г. академии пришлось расстаться с любимым ректором, т. к. он получил самостоятельную финляндскую кафедру. В короткое время пр. Антоний поднимает дух православия в Финляндии, способствует сооружению церквей, организации религиозных союзов. С 1893 г. владыка руководит коммиссией по вопросу о соединении восточной церкви и западной. В 1897 г. пр. Антоний предложено было взять на себя представительство от руссой церкви на юбилейном торжестве английской королевы Виктории, и с тех пор имя его приобрело мировую известность. В 1898 г. он возведен в сан митрополита С.-Петербургского и Ладожского и назначен первенствующим членом Св. Синода.

Антоний (Храповицкий) архиепископ Волынский, родился в 1864 г., по рождении и среднему образованию человек светский (из дворян Новгородской губ.). Высшее образование получил в С.-Петербургской духовной академии, окончив которую, в том же 1885 г.. принял монашество и рукоположен в иеромонахa. В сравнительно короткое время он побывал и преподавателем, и инспектором, и ректором Московской и Казанской духовн. Академии. В 1888 после защиты диссертации на тему «Психологические данныя в пользу свободы воли и нравственной ответственности» иеромонах Антоний получил степень магистра богословия. В 1897 г. он уже в сане епископа. Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Сочинения его собраны в 3 тома и первоначально изданы в Казани. В 1911 г. вышло новое издание за которое Высок. Антоний удостоен степени доктора богословия. В 1900 г. владыка назначен на кафедру Уфимской епархии, в 1902 г. епископом Волынским, а в 1906 г. возведен в сан архиепископa.

Антоний, епископ Вельский, второй викарий Вологодской епархии, среднее образование получил в Вологодской семинарии, которую окончил в 1879 г. В 1882 г. был рукоположен во священника, в 1888 принял монашество, в 1906 г. возведен в сан архимандрита, в 1909 г. возведен в сан епископа и определен вторым викарием Вологодской епархии. До епископства был игуменом различных монастырей Вологодской епархии.

Антоний епископ, бывший Вологодский и Тотемский, по окончании курса в 1874 г. в Киевской дух. академии со степенью кандидата, был сперва преподавателем Харьковской, а затем Симбирской симинарии. В 1878 рукоположен во священника, в 1887 г. принял монашество и назначен, с возведением в сан аримандрита, ректором Самарской семинарии. В 1890 возведен в сан епископа Острожского, а в 1894 г. назначен еписопом Вологодским. В 1895 г. уволен от управления епархией.

Антоний, архиепископ Тверской и Кашинский, урож. Вологодской еп. (род.. в 1855 г.), по окончании Московской дух. академии со степенью кандидата богословия был преподавателем Тамбовской семинарии. В 1888 г. принял монашество и назначен инспектором Московской академии с возведением в сан архимандрита. В.этом же году удостоен степени магистра богословия. В 1891 г. назначен ректором Вифанскей семинарии, а в 1895 г. возведен в сан епископа Великоустюжского, в 1897 г. получил назначение на самостоятельную епископскую кафедру в Тобольск, а в 1910 г. возведен в сан архиепископа с переводом в Тверь.

Антоний, бывший епископ Черниговский и Нежинский, урож. Рязанской еп. (род. в 1850 г.). По окончании семинарии был сперва учителем Касимовского дух. училища. Затем поступил в Московскую академию и по окончании её в 1879 г. со степенью кандидата богословия был преподавателем Киевской семинарии. В 1883 г. принял монашество и назначен инспектором Вифанской семинарии, в 1885 г. возведен в сан епископа Новгородсеверского, с 1891 г. – епископ Старорусский, затем – Кирилловский (1892 г.) и с 1893 г. – Черниговский. † 1911 г.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle