издательство П.П. Сойкина

Источник

Археология

Археология – наука о древностях или памятниках древности. Одного строго научного определения А. ни в русской, ни в иностранной литературе не выработано, и на её предмет, задачи и методы ученые смотрят весьма различно. Под древностями, напр., одни разумеют вообще остатки древнего быта, другие – только религиозно-художественные памятники, при том или одни вещественные, или вместе и письменные; иные же ограничивают предмет А. изучением лишь церковной обрядности. Столь же различно устанавливаются и пределы древности памятников, подлежащих изучению А. Одни ограничиваются древностями только первых трех веков христианства, другие предметом археологического исследования полагают весь период влияния на христианство греко-римской античной культуры (кончая VII или VIII в. в.), иные границей древности памятников ставят век реформации, некоторые же рАсиииряют пределы древности до наших дней.

В цикл богословских наук входят две самостоятельных отрасли А.: 1) Археология библейская и 2) Археология церковная или христианская.

Археология библейская – наука о библейских древностях или древностях народа библейского, т. е. древне-еврейского, имеющая целью всестороннее исследование жизни последнего, по данным Библии и гражданской литературы и по сохранившимся памятникам его старины. Она изучает все проявления и особенности религиозной, семейной, общественно-государственной и вообще культурной жизни этого исключительного в древнем мире народа. А так как основой и регулятором всех означенных форм древне-еврейской жизни являлась религия; то а. б., ставит своей задачей уяснить и определить и религиозное миросозерцание библейского народа и установить связь с этим миросозерцанием всех жизненных проявлений древних евреев. Некоторые ученые включают в задачи б. а. изучение древностей и других народов, с которыми евреи входили в соприкосновение (египтян, ассиро-вавилонян, персов и др.). В русской литературе имеется ряд специальных исследований и журнальных статей по отдельным вопросам библейской археологии (Лопухина «Законодательство Моисея», Олесницкого «Святая Земля» и др.) и один только систематический курс – «Библейская Археология» архим. Иеронима.

Археология церковная или христианская. (Греч.αρχεολγια – наука о старине). Слова а. было известно народам древнего мира и употреблялось, в смысле науки о древнейшей истории народа. Интерес к жизни предков всегда был, но разыскания производились бессистемно, случайно; начало а. как науке положено германским ученым Зибенкесом, издавшим руководство по а. в 1794 г. Его дело продолжал ученик Гейне. Особенный расцвет археологических изысканий был в эпоху возрождения. Заинтересовавшись жизнью древних римлян и, особенно, греков, ученые стали жадно отыскивать все, что уцелело от этих народов. В это же время возникает и христианская, церковная Археология. Средние века характеризуются, как полный застой, полное омертвление всех форм, как общественности, так и искусства. При общем пробуждении в XVI в. пробудилась и Церковь и ревностно начала отыскивать и собирать оставшееся от первых веков христианства. Беспорядочность, бессистемность а. изысканий, часто варварское обращение с предметами старины, расхищение найденного – вызывали заботу просвещенных лиц о приведении в порядок этого нового и важного дела. Так, папа Лев X издал в 1515 г. декрет, повелевающий представлять найденное при раскопках правительству. Благодаря находкам расширялся взгляд на христианство, появляются исследования и описания древних обычаев. Появляется ряд интереснейших книг. Являются описания и снимки рисунков катакомб, переводятся надписи и другие письменные памятники. В XVII веке Чампини исследует древнейшие церкви. С XVI до XVII вв. накопилась много материала и в XVIII в. этот материал обрабатывается. В XIX в. появилось много ценных, трудов по христианской а. Иезуит Марки издал «Монументы первобытн. искусства», (1844 г.). Работы итальянцев собрали, обработали и систематизировали ценный материал, рисующий истории христианства. В России занятие а. началось с Петра Великого. Была построена кунсткамера, издана инструкция производства раскопок и представления найденного правительству. Но, как и многие начинания Петра В., а. розыскания успеха не имели, и некоторый интерес в древности пробуждается только в XIX ст., усиливается и захватывает самые широкие слои интеллигенции к XX веку. В 1815 г. основано общество русск. ист. древностей. Иродион Ветринский издает «Памятники др. хр. ц.» (1829). Выходят труды ученых: Прохорова, Мартынова, Снегирева, Макария, Толстого, Рихтера, митр. Евгения, Фундуклея, Закревского, Сементовского, прот. Лебединцева, Лашкарева, Уварова, Даля, Забелина, Буслаева, Кондакова, Покровского и мн. др. Ими разрабатываются мнопе вопросы, общие и частные; кроме того издаются снимки с икон и текстов.

С 1869 изучение а. вводится в число предметов духовных академий, – старейшая кафедра при Киевской дух. ак. В 1889 г. в Киеве грандиозныя раскопки. Церковная и светская власть в ряде распоряжений заботятся о сохранении старины. Во многих епархиях возникли арх. общества, комитеты, которые проявляют деятельность изданием отчетов, трудов. Существует 23 церковных а. общества в губерниях: 1. Киевской с 1873 г., 2. Нижегородской (1887 г.). 3. Воронежской (1840 г.), 4. Волынской (1843 г.), 5. Новгородской (1849 г.), 6. Ставропольской (1894 г.), 7. Бессарабской (1904 г.), 8. Вологодской (1846 г.), 9. Смоленской (1846 г.), 10. Калужской (1900 г.), 11. Пензенской (1901 г.), 12. Тверской (1902 г.), 13. Подольской (1903 г.), 14. Гродненской (1904 г.), 15. Обл. в. Донского (1904 г.), 16, Архангельской (1905 г.), 17. Орловской (1905 г.), 18. Полтавской (1906 г.), 19.. Чер- 

ПРОПУСК

являются лищь резиденциейей архиереев. В настоящее время хозяином а. дома является архиерей; ему подчиняется эконом, заведующий хозяйством и представляющий отчеты в консистории. А. домы могут владеть угодьями, рыбными ловлями, – на oбщих основаниях. Владение является принадлежностью дома, но не лица. В собственность же а. домы могут приобретать как движимость, так и недвижимость. А. домам предоставлены известные льготы, напр., освобождение от квартирн. налога, некот. городск. повинностей.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle