издательство П.П. Сойкина

Источник

Ассиро-Вавилонская

Ассиро-Вавилонская религия и учение о Мире. По представлению народов Месопотамии, земля имела вид опрокинутой лодки. Внутри лодки ад, царство Муллила, над лодкой небо с неподвижно прикрепленными звездами. На сев.-вост. горы Карсак Каллама соединяла небо с землей. Между небом и землей планеты, ветер, гром, словом, все стихии. Божеств главных насчитывалось сперва 7 (по числу планет), позже 12. Бог земли и океана – Еа, бог неба – Аина. Кроме главных богов существовали еще полубоги и духи добрые и злые. Для сношения людей с богами существовал класс жрецов, обладавших значительными знаниями. Пока не образовалось одно царство, в каждом городе было свое божество; в Уре почитался Син, в Вавилоне – Мардука. Когда отдельные города объединились и образовали два царства Ассирийское и Вавилонское, религия видоизменилась. Высшим божеством является Илю, первопричина всего сущего. От него исходят Апсу – бездна, мужское начало и Мумму-Тиамат – хаос, женское начало. От этой пары божеств происходят все прочие боги, в числе которых находятся планеты и явления природы. Апсу и Мумму-Тиамат произвели вселенную, населенную чудовищами. Но боги разрушили это создание и в семь дней сотворили землю и человека (из земной грязи). Бог Еа дал человеку начатки культуры, поставил царей над землей. Когда же люди забыли бога, то был послан потоп. Спасся благочестивый царь Сама-Сканисти-Хазизада. После потопа было строение башни – предание, сходное с библейским, – во время которого произошло разделение людей по языкам. Такова история создания земли и доисторических времен по представлениям ассиро-вавилонян. Позднейшие исследования показали, что многое из воззренш а.-в. перешло в Египет, бывший долгое время в зависимости от ассириян. Некоторые ученые пытаются доказать, что и библейские сказания заимствованы у ассириян. Но вернее предположить, что и те и другие имели одно общее предание, которое и излагается самостоятельно Моисеем и ассирийским сказанием, при чем в Библии сказание изложено просто и ясно, тогда как в ассирийских источниках можно заметить следы позднейшей работы и подтасовки фактов под открытия, сделанные позже.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle