Галаты
Галаты – народ галльского племени на юго-западе Европы; в IV веке до Р. Хр. двинулся к востоку, а в III в. начали пробираться до Греции. В 279 г. они потерпели поражение при Дельфах. Часть разбитых во главе с Лутарием и новые отряды галатийские во главе с Леонорием переправились на Малоазийский материк по приглашению царя Никомеда І-го для борьбы с его братом. Пришельцы помогли ему, а затем стали грабить всю Малую Азию и, наконец, пергамский царь Аттал I ограничил их полосою земли, длиною в 300 в. и шириною в 150 в. по р. Галису (ныне Кизил-Иршак). Они жили здесь самостоятельно, пока в 189 г. до Р. Хр. принуждены были покориться римлянам в лице консула Манлия Вульсона. До 25 г. до Р. X. им была оставлена независимость, но в 25 г. после смерти царя их Аминты, страна их была обращена в римскую императорскую провинцию. К Галатам писал свое послание св. Ап. Павел. Какую Галатию он имел в виду? Одни ученые предполагают Галатию – римскую провинцию при 1 посещении св. Павла, а вторичное посещение придется на 2-е путешествие Павлово по М.-Азии и к этому периоду приурочивается и письменное послание ап. к Галатам. Другие ученые считают, что дело оглашения Галатии началось во 2-ое путешествие Павла и апостол задержался здесь по болезни и это дало ему случай обратиться к окружающим жителям со словом Евангелия, которое произвело сильное впечатление на Галатов. Но иудействующие противники Павловы по его удалении успели смутить Галатов, и это побудило апост. Павла послать им обличительно-увещевательное послание. Таким образом, время написания послания относится к периоду 3-х летнего пребывания ап. Павла в Ефесе. Некоторые ученые, как напр., проф. Глубо- ковский, помещают послание между письмами в Коринф и Рим и полагают его издание на неизвестную македонскую местность в конце 57 г. – до удаления апостола языков в Грецию. Подлинность послания, хотя и отрицалась некоторыми учеными, теперь точно установлена; не менее несомненна и неповрежденность текста послания. Цель послания – в возвращении отпавших и в укреплении пошатнувшихся. Иудаисты считали св. Павла не вполне компетентным по сравнению с апостолами – самовидцами и потому естественно, что св. Павел в первой части защищает свое апостольское достоинство и исключительное значение возвещаемого им Евангелия, причем подтверждает аргументами: 1) что он до обращения своего сам был гонителем Церкви-Божьей и не мог учиться у христиан, поэтому несомненно непосредственное божественное призвание; 2) он не был под влиянием людей, ибо из Дамаска удалился в Аравию и лишь через 3 года попал в Иерусалим, где пробыл всего 15 дней и кроме Иакова, брата Господня – из Апостолов видел лишь Петра, откуда следует, что он явился в Иерусалим уже независимым и равноправным благовестником Христовым. Историко-догматическая важность послания к Галатам потверждается ссылкою ап. Павла в своем заключении на собственноручность написания этого послания Павлом.