издательство П.П. Сойкина

Источник

Кант

Кант – Иммануил – философ XVIII в. (1724–1804) новейшего направления, родом из Кенигсберга, где и получил университетское образование. Он был чрезвычайно аккуратен и трудолюбив и свою жизнь, можно сказать, провел в рабочем своем кабинете; он был по своим политическим взглядам республиканец, а в религии рационалист, благодаря

чему подвергался некоторым стеснениям. В своих трудах он касается естественнонаучных и нравственных проблем и видел задачу философии в воспитании мудрости. Внешний мир есть отражение чего-то неизвестного, которое благодаря нашим познавательным способностям является в виде каких-то представлений – этот внешний мир, нами виденный, – в самом деле, не существует. Внешние на нас воздействия мы представляем во времени и пространстве, которые и являются первичными формами чувственности; но ощущение – (во времени и пространстве) не есть познание; это последнее не что иное, как результат деятельности нашего разума, выраженный в суждениях, которые бывают, различны – по качеству, количеству, отношению и модальности. Движущая сила, тот действительный источник, производящий явления – нам всегда и всюду незаметен, представления же наши и составляют так наз. внешний мир. Наш разум, идущий за пределы чувственных познаний, создает как бы три идеи – души, мира и Бога, первая есть основание – душевных состояний, вторая – явлений, а последняя – всеобусловливающего. Созданные мыслью, эти три объекта подлежат изучению мнимыми науками – рацинальной психологией, рацион. космологией и рац. теологией, изъясняющей о Боге, душе и мире. Кант, касаясь рац, богословия, говорит, что его основания, его понятия ни на чем не обоснованы – доказательства его лежат в смешении понятий или на произвольно созданных положениях. Для познания Бога существует практический разум, который дает правила воле, неограниченной, которая признается только добрая, именно старающаяся действовать согласно долгу, т. е. делать согласное с ничему неподчиненному, категорическому, нравственному закону: поступай так, чтобы правило твоей воли могло быть для других (общим) законом, или чтобы человечество было целью, а не средством. Человек (как неравн. величина) у К. ничтожен во вне, а во внутреннем безмерно велик. В моральном отношении он независим, если, в самом деле, он действует и желает действовать разумно, т. е. согласно нравственному закону (см. выше). Между людьми существует известное несогласие потому, что в их отношении больше господствует чувственность, а не разум. Деятельность человека имеет целью достижение высочайшего блага – цель эта распадается на две части, обнимает счастье и добродетель; для первого требуется безконечное усовершенствование, а второе не достигается своими силами. Религию К. определяет как сознание, что наши нравственные обязанности суть божественные заповеди. Религия, как внешнее отношение человека к Богу, есть не что иное, как воображение, самообман. Цель же нравственной жизни человека есть осуществление нравствен. идеала, который представляет собою И. Христос. Страдание для грешника есть единственное наказание за его грехи, а для праведного, добровольно принятое им, есть выражение святости, будучи страданием за все человечество. Обряды церковные К. считает как выражение внутреннего настроения. Благодать Божию он не считает необходимой. Чудеса, которые он делит на физические и нравственные, по его мнению, ничуть не содействуют выполнению религиею. Не говоря ясно относительно прошедших чудесах, он не верит в повторение их в настоящем и будущем. Таковы взгляды К.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle