издательство П.П. Сойкина

Источник

Казанская духовная академия.

Казанская духовная академия. Неудобство управления школами всего востока России из Москвы и усилившееся религиозное движение среди инородцев восточных, отпадавших в мегометанство и ламаизм, побудило Св. Синод открыть в 1842 г. в Казани духовную академию. Сперва А. помещалась в Спасском монастыре, затем в д. Мельниковых, где ныне Казанское подворье и только в 1848 г. перешла в собственное здание на Арском поле, против «Русской Швейцарии». Внутренняя история каз. академии распадается на три периода: с 1842 по 1870 г. первый, с 1870 по 1884 г. второй и с 1884 третий. Первый период по проекту устава дух. академий имел на себе три задачи: 1) подготовлять дух. юношество к высшим должностям, 2) распространять и поощрять в духовенстве ученость и 3) управлять дух. училищами всего округа. Среди ректоров первего периода главное занимают следующие архимандриты: 1) Иоанн Оболенский – человек образованный, но болезненный и не энергичный; 2) Григорий Митькевич – образованный, даровитый, устроивший учебную и нравственную часть акад., открыл при ней миссионерские курсы и упорядочил постановку восточных яз. в академии; 3) Парфений Попов – гуманный, кроткий и общительный администратор, образованный богослов и философ, первый из ректоров занял в академии кафедру догматического богословия, входил во все нужды студентов, сам спрашивая их на экзаменах, прославил себя миссионерской и просветительной деятельностью, умер в сане иркутского архиепископа в 1873 г. 4) Агафангел Соловьев, 5) Иоанн Соколов (Смоленский). Очень образованный богослов того времени; 6) Иннокентий Новгородов, 7) Никанор Бровкович. По уставу 1884 г. власть ректора усилилась, так как он «непосредственный ближайший начальник академии, и вся жизнь ея должна проходить под его непосредственным наблюдением и руководством. Первый ректор этого периода, прот. А. П. Владимирский, освобожденный от штатной кафедры, человек мягкий, но неуклонно следовавший предписаниям устава, сумел упрочить новое положение ректора, начальника акад. Преемник его был Антоний (Храповицкий) – ныне архиепископ волынский и житомирский. Его преемником был Алексий Молчанов, ныне епископ тобольский. Его сменил преосв. Алексий (Дородницын), ныне епископ саратовский. В настоящее время – ректором еп. Анастасий, бывший проф. казанского университета, Вспомогательные учреждения академии: И. Библиотека каз. ак. первое время

существования имела 74 экземпляра из числа книг, принадлежавших семинарии. В 1844 г. библиотека наполнилась книгами из петербургской (270 книг) киевской (128) и московской (128) академий. Это были творения св. отцов, древние классики, средневековые богословские сочинения и различные учебники. Дальше пополнение библиотеки шло очень медленно до 50 годов, когда во 1) ассигновано было около7000 р. на приобретение книг на восточных яз., старопечатных книг и рукописей противораскольнического направления, рукописей и книг из монастырей, во 2) была передана обширная рукописная библиотека Соловецкого монастыря и анзерского скита, всего около 1480 рукописей, в 3) из каз. семин. перешло 50 названий книг около 260 томов, а из Императ. Публичной Библиотеки 1150 названий западных средневековых и польских писателей, 4) пожертвования частных лиц. II. Музей состоит из кабинета редкостей, мюнц-кабинета, из коллекций нумизматической, минералогической и некоторых физических аппаратов, из образцов горных пород и костей ископаемых, Общество вспомоществования недостаточным студентам – существует на средства богатых пожертвований от местных архиереев и других лиц, связанных с Казанской губ., а также от членских взносов. Попечительство при Михаило-Архангельской церкви казан. дух. акад. для вспомоществования всех служащих и служивших в акад. начало свое существование в 1904 г. с целью выдачи нуждающимся наставникам и др. служащим долгосрочных ссуд и безвозвратных пособий. Ссудо-сберегательные «курсовые кассы» – выдают нуждающимся студентам ссуды под %. Издательская деятельность каз. академии выразилась в издании «Православного Собеседника», направленного против раскола и разделявшегося на отделы: догматический, герменевтический, исторический, нравственный и критический. Ведение журнала поручено редакционному комитету из 5-ти членов, во главе с ректором. В 1867 г. начали издавать «Известия Казан. епархии», с 1905 г. издается и еженедельный журнал под редакцией Л. И. Писарева, Μ. А. Машанова и К. Г. Григорьева «Церковно-общественная жизнь». Для миссионерских целей служил журнал: «Миссионерский противомусульманский сборник».


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle