издательство П.П. Сойкина

Источник

Павел Апостол

Павел Апостол – проповедывал христианство среди язычников в I столетии, почему и наз. еще «апостолом язычников». П. родившийся в семье богатых иудеев, строгих ревнителей закона Моисеева – фарисеев, подучил прекрасное образование в школе Гамалиила, где он: изучил не .только Моисеев закон с талмудическими истолкованиями, но также языческую литературу, особенно греческую. П. наз. в честь израильского царя Саула – Савлом или Саулом, был первоначально горячим ревнителем закона Моисеева, возмущался тем, что иудеи могли признать Мессией безвестного учителя из Назарета, который к тому же понес позорную смерть на кресте, вступал в жестокие ссоры с последователями Христа и в своем ожесточении против христиан дошел до того, что предпринял против них гонения, для чего поехал однажды в Дамаск. Но на пути в Дамаск с П. случился чудесный перелом и он из жестокого гонителя христиан, сделался их покровителем и даже проповедником. С этих пор начинается новая жизнь П., посвященная, несмотря на затруднения, опасности для жизни и жестокие гонения римских императоров, миссионерским трудом и писательству. Проповедуя христианство, П. объездил всю Азию, Испанию,

Британию и Италию. Писательская деятельность П. выразилась в 14 посланиях, написанных в разное время и на разные случаи, но выражающие религиозное и нравственное мировоззрение П., служащее отражением религиозно-нравственного состояния мира в то переходное время. Послания ап. П. представляют собою систематизацию христианского учения, которая, благодаря широкому образованию П., отличается большой самобытностью, давшей немецкой критике повод видеть в его богословии нечто совсем иное, чем простой христианизм, Это мнение немецкой критики, получившее особое название павлинизма, основывается на недоразумении; в действительности учение П. тожественно вполне с учением Христа и является только гениальным литературным выражением этого учения. Ап. Павел, пренебрегавший всеми опасностями во имя христианства, был, во время Неронова гонения, осужден на обезглавление и казнен вместе с ап. Петром в Риме в 65 г. 29 Июня; день этот чтится русскою церковью. Деятельность и жизнь ап. П. вызвала огромную богословскую литературу, среди которой можно отметить наиболее выдающееся, как напр. «Жизнь и труды св. ап. П.» – Фаррара, в переводе Лопухина; Иннокентия «Св. ап, П.»; из исследований богословских, заслуживают внимания обширный труд проф. Глубовского, «Евангелие ап. Π. и раввинское богослужение» и др.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle