издательство П.П. Сойкина

Источник

Причащение

Причащение – главнейшее христианское таинство, установленное самим И. Христом. К П. допускаются все члены церкви после должного приготовления постом и покаянием. Православная церковь преподает П. и младенцам (причащая их одной Кровью И. Хр.). П. делает причастников «стелесниками» И. Христа, скровными ему, христоносцами, участниками божеского естества. По учению церкви, Тело и Кровь Христовы, вкушаемые верными, в то же время умилостивительная жертва, приносимая Богу за живых и умерших; эта жертва тожественна совершенно с крестною жертвою, отличаясь от нея лишь по образу и обстоятельствам жетвоприношения. Относительно совершения таинства П. есть обширное законодательство древней церкви и новое. В каждой церкви должны постоянно иметься запасные св. дары для П. больных. В апостольский век литургия совершалась ежедневно и все присутствовавшие обязательно причащались за каждой литургией; ныне христиане не считают себя достойными приступать к П. часто: поэтому церковью установлено, в случае нежелания или невозможности причащаться чаще, приступать к таинству не менее одного раза в год. 23 правило VI вселенского собора запрещает брать плату за П. По 50-му правилу карфагенского собора, П. должно быть до принятия пищи. Во времена трулльского собора было еще раздельное П.: отдельно причащались Тела Христова, которое свящ. давал причащающемуся на руки, сложенные крестообразно, и св. Крови, которую давали вкушать из общей чаши диаконы. С какого времени стали причащать лжицей вместо тела и крови Христовых – неизвестно. В древнейшее время П. предшествовало преломление евхаристийного хлеба, данное Христом на тайной вечере, которое следовало в одних церквах непосредственно за освящением даров (у греков), а в других непосредственно перед раздаянием их причащающимся; делили хлеб на 4 части. В других местах на востоке дважды преломлялся хлеб: сразу после освящения даров – на 3 части и пред причащением – каждая из 3 частей раздроблялась на мельчайшия части. У мозарабов делили хлеб на 9 частей, из которых каждая знаменовала одно из событий жизни И. Христа. После «святая святых» подходили к П. епископ, за ним – пресвитеры, остальной клир, аскеты, женщины – диаконниссы, девы, вдовы, дети и все остальные. П. раздавал сам епископ; по словам Иустина, в его время епископ освящал дары, а диакон раздавал дары; в последующее время еп. и пресвитеры раздавали св. хлеб, а диаконы подавали причащающимся чашу с Кровию. Иногда, с разрешения епископа диаконы преподавали и то, и другое мирянам, под надзором пресвитера. У греков священники и диаконы причащались в алтаре; это право их подтверждено трульским собором. Миряне причащались стоя или коленопреклонные, пресвитеры – стоя, но пред самым Причащ. простираясь ниц пред алтарем. Женщины принимали Тела Христово в особый белый плат, после чего уже полагали его себе в рот. Этот обычай продолжался до VII в. Оксерский собор запретил женщинам брать голою рукою Тело Христово. Св. Кровь всасывали из чаши посредством особой, золотой или серебряной, трубки. Полагают, что сначала причащащиеся вкушали Кровь Христову прямо из подаваемой диаконом большой чаши, приставляя уста к ее краям. Большая часть чаш, найденных в катакомбах, по всей вероятности, были евхаристийные чаши. В века гонений верные уносили домой из катакомб оставшиеся освященные частицы св. хлеба, которыми в нужде причащались дома сами, когда готовились к мученичеству или для подкрепления веры. Василий Вел. говорит, что в его время в Александрии и в Египте вообще всякий мирянин имел «сосуд специально для домашнего П. Домашнее П. жены-христианки совершалось тайком от мужа-язычника и наоборот. В случае болезни св. причастие к больному приносили на дом или диакон или низший клирик, как это видно из примера аколуфа Тарсиция, замученного язычникими за отказ выдать им Тело Христово, которое он нес; иногда это поручалось и мирянину. Верные брали с собою П. в путешествие; содержали их в чистом полотенце, которое св. Амвросий называет oraria или в сумке, повешенной через шею на ленте, а иногда – в чаше; вероятно также употребление для этой цели енколпия. Маконский собор в 585 г. определил отлучать от церкви тех пресвитеров, которые причащали бы после принятия пищи. П. больных – особый вид преподания таинства людям, не могущим быть в храме при совершении таинства на полной литургии. Церковь посылает болящим св. дары на дом. По обычаю, св. дары для больных приготовляются в великий четверток, но могут быть приготовлены и во всякое другое время. Для этого приготовляется второй агнец, а в храмах, где литургия совершается ежедневно, отлагается только часть литургийного же агнца. Целый агнец или часть агнца приготовляется для преподания больным так же, как и для литургии преждеосвященных даров. Католическая церковь не преподает таинство младенцам и не удостоивает мирян чаши.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle