издательство П.П. Сойкина

Источник

Проповедь

Проповедь – христ. церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, с целью поведать и разяснить слушающим учение И. Христа. Учение о П. составляет предмет гомилетики; главный вопрос о существе и природе П. доселе не решен и спорен. По одному мнению, при определении П. должна приниматься одна внешняя ее сторона – словесная форма и самая форма П. определяется как исключительно-риторическая, относится к той области литературной, которая называлась красноречием или искусством ораторским и подлежит единственно правилам, которые были созданы еще в древности для ораторства вообще. В новейшее время учение о природе П. обосновывается на началах или рационалистических, или натуралистически-эстетических. Церковное учение о П., опираясь на слово самого И. Христа и апостолов видит в литургийной П. функцию благодатной жизни церкви, главную продуктивную силу П. в благодати, даруемой в таинстве священства. Если в церкви невидимо присутствует сам Глава ее, И. Христос, и обетованный им Дух Святой, то нельзя допустить, чтобы без руководства вспомоществующей благодати Божией могло обойтись дело церковной П.; поэтому церковь в своих канонах усвояет право литургийной П. только лицам, имеющим благодать священства, и притом только епископам и пресвитерам и при поставлении во священники в посвятительной молитве, испрашивает у Бога посвящаемому «благодати» учительства. Древняя церковь принимала в свои недра языческих ораторов и риторов по профессии не иначе, как по оставлении ими своей ораторской профессии. От своих проповедников древняя церковь также никогда не требовала предварительного изучения языческого искусства красноречия – таким образом, античное ораторское искусство было совершенно независимо от церкви и было случайным у некоторых отцов церкви. Некоторые сектанты-мистики и русские хлысты полагают, что П. может быть продукцией только «непосредственного вдохновения» от Св. Духа, даруемого, по силе веры, только каждому верующему. По мнению пиетистов, П. возможна для каждой личности, «возрожденной и благодатствованной» в таинствах, каковы и миряне. Православная церковь учит о необходимости для П. особой благодати – благодати таинства священства; при этом церковь не отрицает пользы и необходимости естественных дарований разума и слова. В кн. Деяний и в послании к Коринф. указаны 3 прототипа П.: глоссолалия, профития и дидаскалия, различие между которыми обуславливается степенью присутствия в проповеднике Духа Божия. Глоссолалия апостольских времен, первоначальная по времени форма П., названа так по временной ее особенности – благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему; она характерна состоянием экстаза; под наитием преизбыточествующей благодати, при созерцании благ и величия истин христианства, проповедник становится вне себя (аще в теле, аще вне тела, не вем, говорил о себе ап. Павел); речь его становилась нестройной и восторженной. Профития была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще определяется в богословии. Она более спокойно и сознательно произносилась, проповедник говорил стройно и общепонятно, не утрачивая самообладания. Дидаскалия – вид учительства рефлективного, произносилась под управлением разума и действовала не только на чувство, но и на ум, содержа в себе рассуждения и доказательства. Уже при апостолах преобладала дидаскалия, которая взяла верх по мере того, как общество освоилось с новым учением, восприняв его не только чувством, но логической рефлексией. П. миссионерская, обращаемая к неведущим Христа, поручается священникам или иеромонахам, или, по меньшей мере, их непосредственному руководству. Следует еще отличать П. внебогослужебную или, так наз., внебогослужебные собеседования, которые священник ведет в силу своей богословской компетенции, хотя от лица и во имя церкви, но П. его не часть богослужения, а частное личное отправление им своей пастырской обязанности. Иногда в виде исключения из общего правила дозволяется, по особенному разрешению местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и руководством, сказывание П. мирянам, выдающимся проповедническими дарованиями и готовящимся к священному сану. В III в. местный епископ позволил проповедовать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас митропол. московск. поручил объяснение катехизиса на литургии юноше студенту Левшину (впоследствии – митропол. моск. Платон); его преемнику – студенту Дроздову (впоследствии – митр. моск. Филарет). Основанием для таких исключений и для существовавшего в русских дух. академиях и семинариях обычая поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь, служить обычай древней церкви упражнять готовящихся к пастырскому служению в составлении и произношении П.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle