издательство П.П. Сойкина

Источник

Суеверие.

Суеверие. Суеверием вообще называется вера в предметы или вовсе несуществующие, или хотя и действительные, но ложно понимаемые. Задаток суеверия отчасти скрывается в самой природе человека, в его склонности ко всему таинственному и предугадыванию будущего. Главное же основание суеверия всегда заключается в недостатке умственного и нравственного развития, в ограниченности понятий, легкомыслии и слабости духа; потому-то суеверия бывают, большею частью, достоянием простого народа и совершенное искоренение их почти невозможно. Отличительным признаком суеверия служит то, что оно видит таинственную связь между самыми разнородными предметами и без всякого исследования приписывает им чудесные свойства и действия. Борьба с народными суевериями требует от священника большой опытности, ума, нравственной силы и осторожности. Чрез насильственное исторжение народных понятий и чувств, хотя и несвободных от суеверия, но глубоко вкоренившихся в народном духе и жизни, суеверие не только не искореняется, но еще более крепнет, становится непонятливее и, так сказать, раздражительнее. Против суеверий и предрассудков, особенно если они не вредят ни православию, ни христианской нравственности (например: крестить рот во время зевоты, дунуть на пальцы пред сложением их для крестного знамения, просить об открытии царских врат во время трудных работ и т. п. Последний вопрос неодинаково решается в пастырской практике: одни считают обычай открывать царские врата во время родов предосудительным, другие – нет, открывают и поют при этом, после обычного возгласа, тропари Божией Матери: «Милосердия двери», «Не имамы иные помощи» и пр. Потом, произносят ектению: «Помилуй нас Боже» с прошением: «Еще молимся о милости, жизни, здравии и спасении страждущей рабы Божией такой-то») лучше всего употреблять средства мирные, следует прибегать не столько к открытому, настойчивому обличению их, сколько к указанию тех источников, из которых они происходят. К таким средствам может быть отнесено прежде всего ознакомление суеверов с историею происхождения того или другого предрассудка, а также с законами разнообразных явлений природы. Борьба с суеверием всегда составляла предмет заботливости наших отечественных пастырей. Уклонение от чистого духа св. веры в народных мнениях, нравах и обычаях они обыкновенно обличали и исправляли своими пастырскими наставлениями с духом кротости, миролюбия и терпения. Упорство же в суеверии они наказывали духовными епитимиями. Но, когда упорство соединялось с явными преступлениями против Церкви, соткрытыми соблазнами и нарушением общественного порядка, тогда дела о суевериях переходили на суд светский. Морским уставом Петра Великого велено различать суеверие религиозное от простого заблуждения и поверия; за первое определялась смертная казнь, последнее обыкновенно влекло за собою публичное церковное покаяние. Духовный Регламент призывает духовное начальство заботиться об искоренении преимущественно таких суеверий, которые ведут к худым делам и вредят народной нравственности (ч. II, § 1–10). По действующим ныне законам, запрещаются вообще обычаи несогласные с чистым духом православия, особенно если они соединены с священными временами и установлениями православной Церкви. Так, запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по некоторым старинным идолопоклонническим преданиям, игрища, наряжаясь в кумирские одежды, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни, а равно, в течение пасхальной недели по старинному и вредному обычаю, купать и обливать водою небывающих у заутрени (Уст. о пред. и пресеч. прест., изд. 1890 г., 28 и 29). Запрещается делать лжепредсказания, а также выдавать себя за колдуна или чародея, и употреблять подобные обманы, основанные на суеверии, невежестве или мошенничестве (ст. 30 и 31). Запрещается выдавать себя за лицо, одаренное какою-либо сверхъестественной силою или святостью и разглашать о ложных чудесах (Ук. 1722 г. Апр. 12, п. 4); о разглашении же их священники должны немедленно объявлять своему начальству (Ук. 1722 Мар.17; Полн. соб. пост. по дух. вед. № 593, п. 12). К суеверным обычаям следует также относить и заговоры, так как они заключают в себе остатки языческой старины: простолюдины признают в них действие какой-то темной нечистой силы. Поэтому, священник, следуя внушению апостола Павла (2Кор. 6, 14–16), а равно постановлению VI вселенского собора (пр. 61), должен всею силою своего пастырского влияния восставать против суеверных заговоров. Епархиальный архиерей и приходские священники обязываются отвращать прихожан своих от всяких вообще суеверий и суеверных обрядов, а местное полицейское начальство обязано не допускать к совершению суеверных обрядов. Епархиальные архиереи, кроме постоянного наблюдения за этим через местных священников и благочинных, осведомляются о том сами при обозрении епархии, и возникающие суеверия прекращают своими поучениями и духовным запрещением независимо от мер, какие обязано принимать местное гражданское начальство (уст. о пред. и пресеч. прест. ст. 34. Срав. уст. дух. конс, ст. 18). В случае суеверных действий или разглашений, производящих в народе заметное впечатление, с признаками неблагонамеренного вымысла, или корыстных видов, епархиальный архиерей обращается к мерам вразумления и увещания; а между тем относится к начальнику губернии и, смотря по важности дела, доносит Св. Синоду, от которого и ожидает дальнейшего разрешения (уст. о пред. и пресеч. прест. ст. 35; уст. дух. конс. ст. 19).


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle