издательство П.П. Сойкина

Источник

Храм

Храм – особое, отличное от других строений, здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему. С древних времен в православной церкви X. усвояются различные наименования: 1) Дом Божий – заимствовано из Св. Писания Ветхого Завета. 2) Дом Господень – встречается в 1-й раз в правилах анкирского собора в 314 г., 3) Царские чертоги – с тех пор, как Константин Великий отдал несколько общественных зданий, называвшихся базиликами, под церкви. 4) Экклезия – церковь – встречается в Св. Писании и обозначает и место собрания, и самое собрание верующих. 5) Синод по греч. или собор – синоним церкви, прилагавшийся к православным X. в отличие от собраний еретических. 6) Дом молитвы – в Св. Писании оно усвояется X. иерусалимскому и молитвенным домам иудеев; отсюда оно было перенесено и на христианские X. 7) X., построенные в честь мучеников на гробах их, назывались трапезами, от обычая совершать литургию на гробах мучеников кладбищами и гробами. 8) Апостолейон – в честь апостолов, профетейон – в честь пророков. Позже X. стали усвоять названия лица или события, в честь и воспоминания которого построен. Храмы бывают: 1) ставропигиальные – находящиеся в непосредственном ведении патриарха или Св. Синода, 2) кафедральные – главные X. епархиальных архиереев, 3) приходские и 4) кладбищенские. Слово X. вошло в употребление не ранее IV в. ибо это название языческое и христиане питали отвращение ко всему языческому. И. Христос посещал иерусалимский храм и другие синагоги, но для совершения действий, которые должны были служить основанием новозаветного богослужения, Он избирал особые места. Так, напр., Он молился в саду Гефсиманском и на горе Елеонской, в горнице, таким образом, получает свое начало христианский X. После выяснения отношения Моисеева закона к христианскому учению на апостольском соборе 42 г. и со времени гонения на христиан, воздвигнутого римлянами, апостолы перестали посещать иудейские храмы; а вскоре иерусалимский храм был разрушен (в 70 г.). И тогда, главным местом собраний христиан апостольского века, по примеру И. Христа, стал служить частный дом. Такой дом переставал быть обыкновенным жилищем и благолепно украшался. Для построения X. христиане издревле выбирают возвышенные места, подражая в этом X. иерусалимскому, построенному на горе Мориа. Алтарем X. строятся на восток. Наиболее употребительные и одобренные формы X. – продолговатая, на подобие корабля, и крестообразная; употребляются также издревле круглая и восьмиугольной формы. Из наружных особенностей X. важны купола или главы, колокольни или звонницы и кресты на главах. По внутреннему устройству X. делится на 3 части: притвор, средняя часть и алтарь. Средняя часть это та, которая между притвором и алтарем. Принадлежности этой части X. – амвон, солее, клиросы, иконостас. Принадлежности алтаря – престол, горнее место и жертвенник. Престол, кроме одежд, имеет илитон, антиминс, дарохранительницу, крест и Евангелие. В некоторых X. над престолом устраивается сень или балдахин, иначе называемый киворием. Горнее место – это седалище, устраиваемое за престолом у восточной стороны и возвышающееся над полом алтаря на несколько ступеней. Ему усвояется также наименование архиерейской кафедры или трона. На него восходит и на нем восседает в известное время священнодействующий архиерей. Обычай усвоять особое место для архиерея восходит к апостольским временам, как это видно из свидетельства Евсевия, св. Григория Богослова и многих других отцов церкви.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle