издательство П.П. Сойкина

Источник

Дополнения

I. Слова, в алфавитном порядке, не включенные в «Словарь» в своем месте.

Акилла

Акилла – евионитствующий иудей из Синопа, II в. до Р. X., один из переводчиков текста свящ. книг В. З. на греческий язык.

Александр

Александр – еп. Вологодский и Тотемский, урож. Вятской епархии, в мире Александр Трапицын, оконч. курс Каз. д. академии; в дек. 1904 г. еп. Муромский, викарий Владим. еп., в ноябр. 1907 г. переименован Юрьевским, в мае 27 д. 1912 г. еп. Вологодский.

Аналав

Аналав – четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлет плечи монаха и украшен крестами. Как при пострижении в малую схиму возлагается параманд, так великосхимнику возлагается аналав. Возлагая его, игумен говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на рамех и следует Владыке Христу.

Анастасий

Анастасий – архиеп. Воронежский, урож. Новгород. еп., в мире Алексей Добрадин, род. в 1828 г., оконч. Спб. дух. акдемию магистр богословия, в 1882 г. хиротонисан во епископа выборгского, в 1882-м же году Старорусский, в 1888 г. Калужский, в 1890 г. Воронежский.

Белевская Введенская Макарьевская пустынь

Белевская Введенская Макарьевская пустынь – мужская общежительная обитель в 7 вер, от г. Белева, Тульк. губ. Основана старцем Онуфрием в 1585 г., в ,1615 г. разрушена шайками Лисовского, после чего, «возграждена» преп. Макарием Жабынским, † 22 янв. 1623 г., мощи коего почивают под спудом в сей обители. В обители хранится с 1710 г. чудотворн. обр. Б. М., перенесенный по благословению Сарского митроп. Илариона из с. Озерска, Калужской губ. Игумен и до 40 ч. братии. Св. источник с купальнями, гостиница и дачные домики, образцовая пасека.

Воронец

Воронец Евстафий Николаевич – род. в 1846 году, потомственный дворянин, кандидат богословия, образование получил в Импер. Учил. Правоведения и потом в Московской Духовной Академии. Сорокалетние духовно литературные труды В., по отзывам профессоров специалистов, имеют не только научно-литературное, а и общегосударственное значение. Из них выдаются исследования: «Житие равноапостольной св. Марии Магдалины», – впервые на русском языке написанное В. с историческими, догматическими, экзегетическими и этнографическими объяснениями и изданное Синодальною типографиею в 1908 г., «Богооткровенная истина единства Божия в до-магометанской религии аравитян»; – «Русским ли правительством узаконено иноземное ламство у русских инородцев». – «О церковно-государственных преобразованиях в Сибири» и др.

Герменевтика

Герменевтика – наука о способах толкования Св. Писания, см. слово Св. Писание.

Главопреклонения

Главопреклонения молитва – тайная молитва, которую иерей читает после того, как диакон произнесет: «Главы наша Господеви приклоним». В этой молитве иерей возносит Богу прошение, отдельное от мирян. Молитва эта заканчивается возгласом.

Главы на храме

Главы на храме имеют символическое значение. Одна глава есть образ Высочайшей Главы церкви – Господа нашего Иисуса Христа; три главы являются знамением трех ипостасей св. Троицы; пять глав. изображают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь глав обозначают семь таинств, семь вселенских соборов, семь даров Св. Духа; девять глав знаменуют девять ангельских чинов; тринадцать глав изображают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Гласы октоиха.

Гласы октоиха. – Гласом в октоихе называется семь последований с изменяемыми молитвословиями, которые поются в продолжении недели на один напев, и которые принадлежат семи дням седьмицы.

Господни праздники

Господни праздники – великие праздники, в которые воспоминаются события земной жизни Господа Иисуса Христа. Таковы: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление Господне, Сретение Господне, Преображение Господне, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, Обрезание Господне. Особое место занимает Св. Пасха. Великие праздники Господни в богослужебном отношении отличаются от других тем, что в эти дни, если они случатся в воскресенье, отменяются, и поется лишь служба праздника.

Губа

Губа или губка – употребляемая на литургии. Различают губу антиминсную или литонную, и истиральную. Антиминсная губа употребляется для отирания дискоса над чашею, после того, как туда опущены все частицы, находившиеся на дискосе. Эта губа кладется на антиминсе, почему и называется антиминсной; литонной же она называется потому, что вместе с антиминсом завертывается в илитон. Эта губа знаменует ту губу, которую, напоив желчью и оцетом, подносили к устам Иисуса Христа во время Его крестных страданий. Истиральная губа употребляется для отирания чаши после потребления Св. Даров и измовения ее. Эта губа оставляется в чаше.

Гуляфная вода

Гуляфная вода или родостамна – жидкость особого состава, которою прежде предписывалось омывать престол во время освящения храма, совершаемого священником.

Даманский

Даманский Петр Степанович – тайный советник, товарищ обер-прокурора св. синода, оконч. курс Спб. дух. академии, служил в канцелярии св. синода, затем был. чиновн. особ. пор. при обер-прокуроре, управляющим синодальным контролем, директором хозяйственного управления и с 1 янв. 1912 г. состоит товарищем обер-прокурора.

Древности.

Древности. Порядок их хранения. Согласно установленным Св. Синодом правилам, описи древностей, хранящихся при церквах и монастырях должны быть выделены из общих церковных или ризничных описей этих монастырей или церквей. Никакая книга или вещь не может выбыть из ризницы и библиотеки иначе, как по утверждению Св. Синода. Копии с описей древних вещей и книг хранятся в Московской Синодальной библиотеке. Там же сосредоточены описи старинных монастырей, соборов и церквей. Во многих епархиях для хранения древностей учреждены особые древлехранилища.

Древо великое.

Древо великое. Так называлась в древней церкви деревянная или металлическая доска, в которую ударяли молотком или палкой для созывания верных к богослужению. Встречающиеся доныне в церковном уставе указания «ударяют в великое древо» – следует применять к колоколам. Смотр. слова – Колокола, Звон.

Двупеснцы

Двупеснцы – неполные каноны, состоящие не из девяти или восьми песней, а из двух: 8-й и 9-й Двупеснец по Триоди положен только на утрени в великий вторник.

Дьячки

Дьячки – название, которое прежде усваивалось, неофициально, чтецам церковным, ныне – псаломщикам;

Евгений

Евгений – еп. Юрьевский, первый викарий Владим. епархии; урож. Тульск. еп., в мире Евгений Мерцалов, оконч. курсы моск. д. академии; в ноябре 1907 г. еп. Муромский, второй викарий Владим. еп., 14 июня 1912 г. первый викарий Владим. еп. Написал «О церковном прославлении и почитании Св. Праведной Иулиании Лазаревской», «О канозации святых русской церкви в первое время ее существования» и др.

Единословие

Единословие – название, даваемое в церковном уставе многократному повторению молитвы «Господи помилуй».

Екзапсалмы

Екзапсалмы – другое название шестопсалмия. Читаются на утрени после возгласа священника: «Слава святей!..», а на всенощном бдении по окончании вечерни. Шестопсалмие начинается словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» и состоит из шести псалмов: 3-го, 37-го, 62-го, 87-го, 102-го и 142-го.

Енколпий

Енколпий или панагия – небольшая круглая икона лика Спасителя или Богоматери, которую носят на груди архиерея и некоторые архимандриты (именно, настоятели ставропигиальных монастырей); На Киевского митрополита возлагаются, по древнему обычаю, две панагии.

Завеса

Завеса – привешивается перед царскими вратами изнутри алтаря; иногда называется также словом «запоны». Отъятие завесы знаменует открытие миру тайны спасения.

Задостойник

Задостойник – ирмос девятой песни канона с праздничным припевом или без него, который поется на литургии вместо «Достойно есть, яко воистину» в некоторые дни, указанные в Типиконе.

Звонница

Звонница – помещение при храме, в котором находились церковные колокола. Звонницы устраивались или в арках крыльца или в самой церкви с западной стороны.

Здравомыслов

Здравомыслов Константин Яковлевич д. с. с. – начальник архива и библиотеки Св. Синода, оконч. курс спб. дух. акад. и археолог. инст. Ему принадлежат труды: «Архив и Библиотека Св. Синода и консисторские архивы», «Сведения о консисторских архивах и церковно-археологических учреждениях в епархиях», «отзыв» о сочинении И.М. Покровского – «Казанский архиерейский дом, его средства и штаты». Кроме того, К. Я. много работает над описанием документов и дел синодального архива.

Зенд-Авеста

Зенд-Авеста – см. Авеста.

Зрячая пасхалия

Зрячая пасхалия – таблица, служащая для определения, в который день приходится Пасха и другие подвижные праздники в данном году, если известна ключевая буква этого года (ключевые буквы указаны в Индиктионе. Зрячая пасхалия вместе с Индиктионом) и Лунником печатается в Типиконе и Следованной Псалтири. См. Индиктион.

Избразительные антифоны

Избразительные антифоны – песнопения, которые поются на литургии оглашенных после великой ектеньи в дни праздников с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, в предпразднества, попразднества и отдания праздников, в дни всей пятидесятницы и в воскресенья. Эти антифоны состоят по преимуществу из псалмов (первый и второй антифоны). Третий антифон составляют «Блаженны».

Исполатов

Исполатов Павел Иванович д.с.с. – Вице-Директор Канцелярии Обер-прокурора, урож. г. Спб., оконч. спб. университет, служит в духовном ведомстве с 1873 г., сначала был секретарем и обер-секретарем св. Синода, а с 1910 г. в настоящей должности. Известен как прекрасный знаток законов вообще – и относящихся к духовному ведомству, в частности.

Катафалк

Катафалк – приспособление для постановки гроба в домах и церкви; иногда также – колесница, на которой перевозится гроб с телом умершего.

Кафолическая церковь

Кафолическая церковь – вселенская церковь (от греч. слов κατα – греч и όλος– (олос целый, весь). Это именование, в отличие от слова «католическая» церковь усвояется исключительно церкви вселенской, восточной, как сохранившей всецело истину вселенского соборного православия.

Кириопасха

Кириопасха – соединение праздника Пасхи и Благовещения, когда Пасха бывает 23 марта, т. е. на Благовещение.

Ковчег

Ковчег или дарохранительница – сосуд, имеющий подобие гроба Господня или пещеры, в которой был погребен Спаситель (иногда – подобие храма) и помещающийся на престоле. В ковчеге сохраняются для больных, а в великом посту для преждеосвященных литургий, – Св. Дары – Тело Христово с Кровью.

Колокол

Колокол – ежедневная политическая и церковная газета, издающаяся в г. СПБ., основанная в 1905 г. чиновником особых поручений при Обер-прокуроре Св. Синода В. М. Скворцовым.

Конфирмация

Конфирмация – обряд протестантской церкви, заменяющий таинство миропомазания. Обряд этот состоит в том, что конфирмующийся испытывается пастором в знании катехизиса; затем дает обет верно пребывать в усвоенном им учении, после чего коленопреклоненно принимать благословение с возложением рук от пастора, который в это время читает установленную молитву. Затем конфирмуемому в первый раз преподается св. причащение. Конфирмация совершается в возрасте около 16-ти лет.

Кукуль

Кукуль – покрывало, надеваемое сверх камилавки при пострижении в великую схиму, вместо клобука, который надевается при пострижении в малую схиму. Кукуль отличается от клобука тем, что имеет остроконечную форму, покрывает голову и плечи кругом и украшен пятью крестами, находящимися на челе на груди, на обоих плечах и на спине.

Лавида

Лавида – лжица, употребляемая для преподания верующим Тела и Крови Христовой. Знаменует собой те клещи, которыми Серафим взял уголь от алтаря небесного и прикоснулся к устам прор. Исаии.

Лентион

Лентион (или «срачица», «запон») – одежда, которую надевают сверх священных одежд при освящении храма; лентион же одевает епископ при освящении антиминсов.

Лжепредсказания и лжепредзнаменования

Лжепредсказания и лжепредзнаменования – согласно действующему закону воспрещаются, равно как воспрещается и выдавать себя за колдуна или чародее (Уст. о предупреждении и пресечении преступлений, ст. 30 а 31; Св. Зак., т. XIV). См. сл. Суеверие. Лишение сана состоит в лишении прав, присвоенных лицам священного сана, как-то: права совершать таинства и другие священнодействия, права преподавать верующим благословение и проч. В связи с этим находятся ограничения гражданских прав лиц, лишенных по суду сана за пороки и неблагочинные поступки, а также добровольно сложивших сан. В отношении первой категории лиц, лишенных сана, действуют следующие ограничения гражданских прав: им воспрещается въезд в обе столицы и жительство в них (в течение 7-ми лет по лишении сана): вступление на государственную или общественную, по выборам дворянским и городским, службу (в течение 12 лет для диаконов, 20 лет для священников). Лицам же, сложившим сан добровольно, воспрещается вступать на государственную службу: священникам ранее 10-ти, диаконам ранее 6-ти лет, причем, по установившейся практике, священникам не разрешается поступать на службу в пределах той епархии, где они раньше состояли на службе в священном сане. Лишение сана за пороки производится: по решению консисторского суда, при чем допускается апелляция в Св. Синод; по решению уголовного суда в случае обвинения в уголовном преступлении, причем по приведении в исполнение решения доводится до сведения Св. Синода. Сложение сана по добровольному желанию производится с разрешения Св. Синода после трехмесячного увещания и испытания неизменности принятого решения.

Маковица

Маковица – см. Главы на храме.

Метание

Метание – название поклона в греческом Типиконе. Различают: великие метения или великие поклоны, т. е. такие, в которых касаются земли, и просто метания или малые поклоны, когда молящийся кланяется настолько, насколько это можно сделать, не падая на колени (до тех пор, пока не коснется рукой земли).

Минологий

Минологий – книга, содержащая описания жития святых по числам двенадцати месяцев. Минологий отличается от Четьи-Минеи тем, что в последней описания жизни святых пространней, чем в Минологии.

Могилы

Могилы – согласно «Уставу Врачебному» должны быть глубиною не менее 2-х аршина с половиною и должны быть зарыты в уровень с поверхностью земли; надгробные камни (в монастырях и при церквах) полагается класть в уровень с землею. В Петербурге обязательно насыпать над могилами земли или песку не менее полуаршина, и эту насыпь крепко убивать. Надзор за исполнением постановлений относительно могил возлагается на кладбищенских священников, которые, в случае надобности, обращаются за содействием к своему начальству, а также к местной полиции. Охранение же неприкосновенности могил возлагается на местную полицию. (Уст. Врач. ст. 722–724).

Муса

Муса – другое название губы (см.).

Месяцеслов

Месяцеслов – таблица, указывающая, память каких святых и какие праздники приходятся в какой день. В месяцесловах, прилагаемых к церковно-богослужебным книгам, содержатся также богослужебные указания, и так называемые вруцелетные буквы.

Мясопуст

Мясопуст – воскресенье недели о блудном сыне, в которое последний раз перед великим постом разрешается употребление в пищу мяса. Неделя, следующая за этим воскресеньем, называется мясопустной.

Награды духовные

Награды духовные – разделяются на Высочайшие, Синодальные и епархиальные. К Высочайшим наградам относятся: ордена, митра, наперсный крест из Кабинета Его Величества. Эти награды даются лишь с Высочайшего соизволения за особые заслуги или же по статусу (орден св. Анны 3-й степени). По установившейся практике, за 50-ти летнюю службу по ходатайству Св. Синода награждаются: священники – орд. Владимира 4-й степ., диаконы – орд. Анны 3-й ст., псаломщики – золотой шейной медалью на Аннинской ленте. С 1885 г. ношение орденов при совершении богослужения в священном облачении отменено (за некоторыми исключениями). Синодальные награды даются без доклада каждый раз Государю Императору; таковы; наперсный крест, от Св. Синода выдаваемый, палица, камилавка; возведение в сан архимандрита, протоиерея и игумена. Наконец, награды епархиальные даются по распоряжению епархиального архиерея; к этому разряду относятся: скуфья, набедренник. Награды для монашествующего и белого духовенства впервые узаконены императором Павлом I.

Наколенник,

Наколенник, полица, палица – четырехугольный равносторонний плат, привешиваемый священнослужащему на бедро. Он знаменует собою меч духовный. Палицу имеют право носить епископы, архимандриты и некоторые протоиереи.

Набедренник

Набедренник – другое название панагии или енколпия (см.).

Нарамник

Нарамник или омофор – длинный и широкий плат, возлагаемый архиерею на плечи, сверх других одежд. Лежа на плечах, он спускается концами спереди и сзади. Омофор обозначает заблудшую овцу, а епископ, облаченный в омофор, изображает Христа, который, как Пастырь добрый, взял на рамена свои заблудшую овцу. Во время совершения литургии архиерей несколько раз снимает и снова надевает омофор. См. Омофор.

Небо

Небо – вообще пространство, окружающее нашу землю, т. е. воздушное, звездное и превыспреннее небо. Вначале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1); оно считается преимущественным местом пребывания Бога и ангелов. Небо – воздушное пространство или расстояние от земли до тверди, где царят птицы, от чего и называются они небесные (Матф. 6, 26). Там бывают воздушные явления и знамения, как, напр.: молнии, громы, ветры и проч. и отсюда ниспадает дождь, снег и град. Небо это иногда называется багряным и чермным (Матф. 16, 2, 3). Небо вышнее или превыспреннее – то, где, по мнению богословствующих, находится престол Божий (Матф. 5, 33. Пс. 102. 19) и где Бог открывает свое величество и славу ангелам и угодникам своим (Втор. 26,15) «Призри с небес от храма святого твоего» (Псал. 112, 4, 5). Оно же называется небо небесе (Втор. 10, 14. 3Цар. 8, 27), третье небо (2Кор. 12, 2), – рай (Лук. 23, 42. 2Кор. 12, 4), вышний Иерусалим Галат. 4, 26), Иерусалим небесный (Евр. 12, 22). В санскр. яз. слову небо соответствует набаса – быть поднятым; арабск. неба – тоже быть поднятым.

Никифор

Никифор Каллист – византийский церковный историк, монах константинопольского монастыря. Умер около 1350 года. Рукопись его главнейшего труда, под названием: «Церковная история», была найдена в офенской библиотеке, откуда была перёнесена сначала в Константинополь, а затем в венскую библиотеку; издана в латинском переводе в 1553 г. В этой рукописи изложение доведено до кончины византийского императора Фоки (611 г.), хотя в предисловии есть указания на то, что изложены и позднейшие событий.

Никольский

Никольский Николай Константинович – доктор богословия, бывший профессор петербургской духовной академии по кафедре гомилетики и истории проповедничества; член-корреспондент Императорской Академии Наук. Им напечатано большое число сочинений, из которых назовем: «О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XVII в.» (магистерская диссертация); «Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до 2-й четверти XVII в., (докторская дисс.) и друг.

Новая неделя

Новая неделя или Антипасха – первое воскресенье после дня св. Пасхи. Такое название дано потому, что в этот день впервые повторяется и как бы обновляется великий праздник Воскресения.

Новолуние

Новолуние – период времени, в течение которого луна обращена к земле той стороной своей поверхности, которая не освещена солнцем и потому невидима нами.

Обер-Прокурор

Обер-Прокурор Св. Синода – см. Святейший Синод.

Омофор

Омофор – см. Нарамник.

Оптина пустынь

Оптина пустынь – см. Козельская Введенская Оптина Пустынь.

Отдание праздников

Отдание праздников – последние дни попразднеств, т. е. таких дней, которые являются в богослужебном отношении как бы продолжениями праздников. Дни отдания праздников отличаются от других дней попразднеств тем, что в отдание службы празднику совершается торжественнее и полнее, чем в последние. Отдание заканчивается на литургии, кроме дней отдания праздника храма.

Павловский

Павловский Вл. Гавр. – преподав. Тифл. Учит. Института. Конч. каз. дух. акад. Магистерское соч.: «Вогулы» и др.

Паданский-Введенский

Паданский-Введенский женский общежительный монастырь, находящийся в Олонецкой губ., в 70 вер. от гор. Лодейного Поля, близ Винницкой приходской церкви. Основан в 1897 г. под видом женской общины, которая преобразована в монастырь в 1900 г. Управляется игуменьей, монахинь и послушниц 76.

Паникадило

Паникадило – подставка для свечей или лампад, имеющая более двенадцати свечей.

Папа

Папа (греч.) – отец, титул епископов (патриархов) Александрии и Рима. В обычном представлении с именем папы соединяется мысль о папе римском. О нем см. «Католическая церковь», «Церковь римская».

Параскево-Вознесенский

Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь, находящийся в Пензенской губ., в 40 вер. от гор. Инсара, при дер. Пайгарме. Основан в 1866 г. на средства вд. ст. сов. Киселевой и некоторых крестьян в виде женской общины, которая в 1884 г. обращена в монастырь. Управляет им Игуменья. Население его стоит из 413 человек. При нем – школа.

Парастас

Парастас – наименование великой панихиды и всенощного бдения по усопшим в особой книге того же названия, в которой излагается чин этого богослужения.

Парфений

Парфений – иеросхимонах Киево-Печерской лавры. Сын сельского причетника, вышел из класса словесности и поступил в монастырь. На 46 году от рождения принял схиму. Учитель епископа Феофана-затворника в иноческой жизни. Замечателен тем, что знал наизусть всю псалтирь и ежедневно его прочитывал. Знаток М. делатель молитвы Иисусовой. Ежедневно совершал Божественную литургию в крестовой митрополичьей церкви. Скончался 25 марта 1855 года. В значительной степени распространена между его почитателями его печатная ежедневная молитва. Существует в печати Сказание о его жизни, Киев, 1890 г.

Пасхаилия

Пасхаилия – см. Индиктион.

Патерисса

Патерисса – другое наименование епископского жезла. Жезл есть символ отеческой власти над паствой и отеческого о них попечения. Кроме епископов, жезл вручается также архимандритам и игуменам, в знак духовной власти над их обителями. Жезлы устраиваются с поперечной перекладиной наверху и увенчиваются крестом. Епископский жезл имеет яблоки; впрочем, и некоторым архимандритам присвоены епископские жезлы.

Пекинская

Пекинская женская община, находящаяся в г. Пекине; при ней женская школа. Сестер 9 чел.

Переславльский Николаевский

Переславльский Николаевский женский не общежительный монастырь, заштатный, основанный в XIV веке преп. Димитрием Прилуцким в гор. Переславле, Владимирской губ. Первоначально был мужским, в женский обращен в 1898 г. В смутное время подвергся разорению, но впоследствии достиг своего прежнего благосостояния. Монахинь 7, послушниц 44, во главе их игуменья.

Переславльский Феодоровский

Переславльский Феодоровский женский монастырь в 2 вер. от гор. Переславля, Владимирской губ. Основан в XV веке; первоначально был мужским, в женский обращен в 1667 г.; числится не штатным, общежительный. Храмов два, один из них построен царем Иоанном Грозным в 1457 г. Управляет м-рем игумения, монахинь 161 человек. При нем больница, школа, странноприимный дом.

Пермский Успенский

Пермский Успенский общежительный женский монастырь, 3 класса, в г. Перми. Учрежден в 1874 г. в виде женской общины, которая переименована в монастырь в 1881 г. Управляется игуменьей, 48 монахинь и 189 послушниц.

Печать на просфорах.

Печать на просфорах. На верхней части просфор изображается при помощи печати крест, по сторонам которого находятся буквы: ИС. ХС. НИ. КА. Крест должен изображаться на просфорах четырехконечный, как это явствует из постановления Московского собора 1667 года.

Пешнигортский Стефановский

Пешнигортский Стефановский общежительный женский монастырь, находящийся в Пермской губ., Соликамском уезде, в дер. Пешнигорте. Учрежден в 1903 г. в виде женской общины, которая обращена в монастырь в 1905 г Храм один.

Питирим

Питирим – 2-й еп. Тамбовский с 15 февр 1685 г. по 28 июля 1698 г., в мире Прокопий, родился в г. Вязьме, Смол. губ, 27 февр. 1645 г., в молодости поступил в Вязем. Предтеч. м-рь, на 21 г. пострижен в монашество, на 30 г. был избран настоятелем этого м-ря, затем был архимандритом. Был усердным и неутомимым молитвенником перед Богом за свою паству и проповедником свящ. писания, строил много храмов. По молитвам еп. Питирима совершаются чудеса. В настоящее время возбуждено ходатайство об открытии мощей Питирима.

Победоносцев

Победоносцев Константин Петрович, б. – Обер-прокурор Св. Синода, известный юрист и государственный деятель, действ. тайный советник, статс-секретарь, родился в 1827 г. в Москве, где отец его был профессором университета, а дед был священником в Звенигородском уезде. Образование получил он в СПБ. училище правоведения, по окончании которого в 1846 г. поступил на службу в канцелярию 8-го департамента Правительствующего Сената, затем был обер-секретарем при общем собрании Московских департаментов Сената; в 1860–65 г.г. занимал кафедру гражданского права в моск. университете. Выпущенный им за этот промежуток времени курс гражданского права» выдержал несколько изданий и является серьезным вкладом в научную литературу. В то же время К. П. состоял преподавателем законоведения великим князьям Николаю Александровичу, Александру Александровичу, Владимиру Александровичу, а позднее – и ныне царствующему Государю Императору. В 1863 г, сопровождал покойного наследника цесаревича Николая Александровича в его путешествии по России, которое описал в книге «Письма о путешествии Наследника Цесаревича по России от С.-Петербурга до Крыма» (СПБ. 1864 г.). В 1865 г. К. Π. П. был назначен членом консультации министерства юстиции, в 1868 г. – сенатором, в 1872 г. – членом Государственного Совета, в 1880 г. – Обер-прокурором Св. Синода, какую должность занимал до 1905 г., т. е. свыше 25лет. Скончался П. 10 марта 1907 г. Особенного развития достиг талант К. П., как государственного деятеля, в бытность его Обер-прокурором Св. Синода. Его высокий государственный ум, широкое юридическое образование имели применение не только в сфере церковной, но и общегосударственной, и это влияние на общее направление государственной работы он сохранял в течение всего своего пребывания у кормила правления, т. е. свыше 25 лет. Но и все, что было сделано за этот же период времени в церковной области, также было обязано его влиянию, таланту и инициативе. Особенное внимание он обратил на образование народа в духе преданности Царю и Церкви. Церковно-приходская школа в полном смысле слова была обязана своим появлением и развитием К. П. По его стараниям в распоряжение духовного ведомства были отпущены большие средства для развития церковно-приходских школ и церковного просвещения народа. Не менее был озабочен К. П. вопросом об улучшении материального быта духовенства и в этом отношении им сделано было очень много. Благодаря ему из государственного казначейства был значительно увеличен отпуск сумм на жалованье духовенству, а в 1902 г. был издан устав о пенсиях духовенству. Его желанием было, чтобы духовенство, окрепнув материально и освободившись от принижающего гнета нужды, занято в общественном и государственном строе то место, которое отвечает его действительному значению. Затем, из не менее крупных мероприятий к оживлению и устроению церковной жизни следует отметить учреждение новых епархий, открытие новых приходов, женских и мужских монастырей. При возникавших женских общинах устраивались школы и благотворительные учреждения для окрестного населения. В области учебной были пересмотрены уставы и штаты духовно-учебных заведений, в области просветительной обращено особенное внимание на церковно-книжное издательство, которое велось при нем в широких размерах. В неразрывной связи с государственной деятельностью К. П. находится его и литературно-публицистическая деятельность, так как в своих печатных трудах он выражал те взгляды, которые он проводил в жизнь. Особенно ценным в смысле выяснения взглядов К. П. и его отношения ко всем явлениям жизни является изданный им в 1896 г. «Московский Сборник», одно заглавие которого уже характеризовало, к каким идеалам стремился дух автора.

С неумолимой логикой он развенчивает здесь кумиры западно-европейской культуры и государственного строя и созидает здание национально-русских идеалов. К. П. Победоносцев видел главную причину того, что европейские учреждения не соответствовали их предполагаемому, теоретическому, назначению, в рационализме и в вере в совершенство человеческой природы. Рационализм влечет за собой оторванность от действительных условий жизни и от исторического прошлого народа, вера в совершенства природы человеческой приводит к идее народовластия и парламентаризма – «великой лжи нашего времени». Ибо масса населения, призванная к выработке программы государственного управления, не способна к широким обобщениям теоретического характера, основанным на изучении фактов и явлений жизни, и, будучи бессильной в деле законодательства и управления, подчиняется вожакам, способным красноречиво говорить, увлекать толпу, а часто и подтасовывать мнение и волю народа (подбор партий, подкуп и т. д.) Отсюда понятна и опасность. «При крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчестности побуждений, человек с сильной волей может стать предводителем партии и становится тогда руководящим, господствующим главою кружка или собрания, хотя бы к нему принадлежали люди, далеко превосходящие его умственными и нравственными качествами», Люди же чести и долга по большей части не красноречивы, не способны «нанизывать громкие и пошлые фразы». Они «раскрывают себя и силы свои в рабочем углу своем или в тесном кругу единомышленных людей». Отсюда и отрицательное отношение П. к современному суду, основанному на тех же началах. Он вскрывает внутренние мотивы, заставляющие адвоката взять на себя защиту подсудимого, и, нравственную ценность приговоров присяжных заседателей. Подобно известному философу Карлэйлю, П. не увлекается общим преклонением пред успехами прогресса, но, отбрасывая их внешнюю, казовую, сторону, указывает и на отрицательные явления, которыми сопровождаются эти успехи. В широком распространении и влиянии печати, этой шестой великой державы, он подмечает серьезную опасность, серьезную потому, что многие именно ее не замечают, прислушиваясь к тому, что скажет печать, и, принимая ее мнения на веру, как нечто бесспорное, Но как создается, однако, мнение печати и где гарантия его нравственной авторитетности? «Любой уличный проходимец, любой болтун из непризнанных гениев, любой искатель гешефта может, имея свои или достав для наживы и спекуляции чужие деньги, основать газету, созвать толпу писак» и общественное мнение готово. Народное образование вредно, когда оно задается целью давать лишь знания и способность логически мыслить. «Вера в безусловное нравственное действие умственного образования, опровергаемая фактами, есть не что иное, как предвзятое положение, натянутое до нелепости», и К. П. стремится создать для народа такую школу, которая бы не преследовала· узких задач формального образования народа. С другой стороны, несмотря на внешнюю убогость нашей жизни, невежество и суеверие народа, непросвещенность его руководителей и т. д., в ней он видит высшее нравственное начало, которое возвышает народ над другими народами культурных стран. «В иных глухих местностях народ не понимает решительно ничего ни в словах службы церковной ни даже в Отче Наш. И, однако, во всех этих невоспитанных умах воздвигнут, как это было в Афинах, неизвестно кем алтарь, неведомому Богу. Что народ наш невежда в своей вере, исполнен суеверий, страдает от дурных и порочных привычек, что наше духовенство грубо, невежественно и бездейственно» – это явления печальные, но не столь серьезного и существенного порядка. Важнее – сохранение народом нравственной целости и духовной связи с своим вековым прошлым. «Есть в человечестве натуральная сила инерции, имеющая великое значение». Эта сила покоится не на знании, а на основном мотиве человеческих действий – непосредственном ощущении, чувстве и опыте. С ней же непосредственно соединена и основная опора общественной жизни – вера, стоящая выше всяких теоретических формул и выводов разума. «Народ чувствует душой, что абсолютную истину нельзя уловить материально, выставить осязательно, определить числом и мерой, но что в нее можно и должно веровать, ибо абсолютная истина доступна только вереи. С господством веры соединено господство церкви и церковного обряда, в котором народным чутьем, а не рассуждением, воспринимается смысл церковного учения». Таким образом, слагаясь исторически, неразрывно с жизнью самого народа, обряд составляет неотделимую часть ее. Поэтому практически неосуществимо соединение различных церквей, так как церкви будут различны, пока различен обряд, пока, следовательно, существуют нации. П. обнаруживает полную терпимость в религиозном отношении – «каждый верует, как ему сроднее», но эта терпимость далека от признания государственного равенства всех религий, ибо такое признание практически, в жизни, совершенно неосуществимо. Ведь человек, убежденный в безусловной истине своей религии, «считает долгом не только исповедовать открыто свое учение, но, в случае нужды, и насильно навязывать его другим». Поэтому вполне понятно и господствующее положение религии народа в его государстве. По своим убеждениям К. Π. П. вообще ближе всего был к группе славянофилов и, в особенности к Гилярову-Платонову, труды которого он и издал. В жизни К. П. всегда проводил те свои взгляды, которые он развивал в своих трудах. Последние годы его жизни совпали с так наз., освободительным движением, но он не увлекся общим направлением, ни в чем не поступился своими убеждениями, а крайности и резкости этого движения лишь подтвердили справедливость многого, что проповедовал Победоносцев. Кроме публицистических произведений К. Π. П. уделял большое внимание и науке. Университеты московский, петербургский, Св. Владимира, казанский и юрьевский, а также французская академия имели его своим почетным членом. Ему принадлежат одна из первых и серьезных научных монографий по истории крепостного права, ряд юридических статей в «Архиве» Калачева, «Журнале Министерства Юстиции», «Юридическом Вестнике» и «Русском Вестнике», «Историко-юридические акты переходной эпохи XVII-XVII в.в.» и др. В области богословской его перу принадлежит несколько переводных и частью самостоятельных трудов. Из них следует отметить «О подражании Христу» Фомы Кемпейского, «Тишендорф и Синайская библия», «Праздники Господни», «Победа, победившая мир», «Вечная память: воспоминания о почивших», «Церковная история» и др. Незадолго до своей смерти он перевел снова на русский язык и издал Новый Завет. Из иностранных писателей им были переведены и изданы Лэ-Плэ «Конституция человеческого рода», некоторые сочинения Гладстона и др. Оценка государственной деятельности К. П. принадлежат истории, которая и скажет о ней свое веское и беспристрастное слово, отдав должное его уму, талантам, искренности – и любви к родине. Теперь же следует отметить, что такая цельная и выдающаяся личность, какою был К. П., не могла не иметь о себе различных мнений. Он имел и своих горячих сторонников, и противников. Но для церкви православной, которую он любил со всей силой сваей богатой души, им сделано было: столько хорошего и столько важного, что признание его великих заслуг для нее может быть утверждено и теперь. В этом отношении можно привести мнение лица, совершенно беспристрастного и непартийного и, вместе с тем, пользующего известностью серьезного журналиста (Б. В. Глинский). «Сам вышедший из духовной среды, не порвавший с ней ни внешней, ни внутренней связи, человек горячо верующий и страстно и убежденно исповедующий православие, человек обширного ума и громадной эрудиции, лицо, приближенное ко двору и имеющее непосредственный доступ к Престолу и Царской Семье... он авторитетно и властно заявил и правительству и обществу: встаньте пред православным священником, поклонитесь с почтением и любовию перед его саном и отнеситесь благоговейно к той трудовой и полной сокровенного и высшего значения крестной ноше, которую он несет, и в поднятии авторитета деятелей церкви в государстве и в обществе – одна из крупнейших заслуг К. П. перед церковью.

Подсвещник

Подсвещник – подставка для свечей, возжигаемых на престоле и жертвеннике, то же название употребляется иногда для обозначения подсвечников в одну Свечу, носимых при священнодействиях.

Покровская женская община, находящаяся в Люблинской губ., Грубешовского уезда в 1 вер. от с. Турковиц, учреждена в 1903 г. Имеет 2 храма.

Покровская

Покровская женская община, находящаяся в Псковской губ., Порховского уезда, в пустоши «Ведрилово», основана в 1901 г.

Покровская

Покровская женская пустынь. Принадлежит Богоявленскому Анастасиинскому монастырю. Находится в Костромской губ. и уезде, при Беркинской даче.

Покровские женские монастыри:

Покровские женские монастыри: 1) в г. Воровеже, основанный в 1623 г.; 2) в Кубанской области, Екатеринодарском отделе, близ станицы Динской, основанный в 1899 г.; 3) в Оренбургской губ., уезде, близ деревень Верхней и Средней Каикуловых, основанный в 1898 г.; 4) в г. Верхотурье, Пермской губ., основанный в 1896 г.; 5) в Уфимской губ., Стерлитомакском уезде, при селе Прасковьине, основанный в 1893 г.; 6) Зверин, близ г. Новгорода, на левом берегу р. Волхова, основанный в XII веке; 7) Медведевский, в Нижегородской губ., в 4 вер. от г. Семенова, при селе Медведеве, основанный в 1843 г.; 8) Медянский, в Симбирской губ., в 65 вер. от г. Курмыша, при селе Медяне, основанный в 1877 г.; 9) Хотьков, в Московской губ., в 32 вер. от г. Дмитрова, при станции «Хотьково» Московско-Ярославской ж. д., основанный в XIV веке; 10 Шихановский, в Пензенской губ., в 60 вер. от г. Городища, при дер. Новой Сели основанный в 1890 г.

Покровско-Васильевский

Покровско-Васильевский женский общежительный монастырь в Московской губ., в 17 вер. от г. Богородска, в Павловском посаде. Основан в 1885 г. Один каменный храм. Монахинь и послушниц 140, во главе их Игуменья.

Поликандило

Поликандило – подставка для свечей или лампад, имеющая от семи до двенадцати свечей. Семь свечей знаменуют при этом сем даров Св. Духа, двенадцать свечей – двенадцать апостолов.

Поликсения

Поликсения святая, жившая в конце первого века, обращена была в христианство св. апостолом Андреем и потом сама обратила множество язычников своею проповедью. Память ее 23 сентября. Очерк ее жития в синодальном издании «Житий Святых» на русском языке в кн. на сентябрь.

Полоцкие женские монастыри:

Полоцкие женские монастыри: 1) Борисоглебский, в г. Полоцке, Витебской губ., основанный в XII веке; 2) Спасо-Ефросиниевский, в Витебской губ., в 2 вер. от г. Полоцка, на правом берегу р. Полоты, основанный около 1125 г.

Полуомофор

Полуомофор – название, применяемое к омофору при облачении его епископом перед великим выходом. Омофор при этом возлагается на плечи архиерея так, что кисти находятся с левой стороны.

Помощь

Помощь Богоматери Иоанну Цимисхию, которую Она подала ему, когда он, будучи императором Византии, вел войну с русскими (971 г.). Послав на защиту грекам св. Феодора Стратилата и низвергнув на русских тучи пыли, Богоматерь заставила их отступить, благодаря чему греки победили. Празднуется это событие 8 февраля.

Помощь

Помощь Пресвятой Богородицы и Господа св. Николаю Чудотворцу. Во время I вселенского собора в 325 г. св.. Николай, не смогши стерпеть хулы Ария на Господа Иисуса Христа, ударил его по щеке, за что старейшими еп. был лишен сана архиепископа, Чудесным же видением Богоматери и Спасителя, отдающим св. Николаю обратно знаки архиепископского сана, они были убеждены в справедливости действия святителя и возвратили ему все отнятое. Празднуется 6 декабря.

Посольский Спасо-Преображенский

Посольский Спасо-Преображенский общежительный женский монастырь, 2 класса, в Забайкальской области, Селенгинском округе, при селе Посольском. Основан в 1681 г.; первоначально был мужским;

обращен в женский в 1902 г. Храмов два, каменных. Игуменья и 11 сестер.

Постная Триодь

Постная Триодь – богослужебная книга, содержащая последования с изменяемыми молитвословиями для тех дней годичного круга, которые составляют приготовление к великому посту и самый великий пост, т. е. великую четыредесятницу и страстную седмицу. Песнопения Постной Триоди в некоторых случаях заменяют соответствующие песнопения Октоиха, и в эти дни песнопения Октоиха не поются; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Постной Триоди. Некоторые песнопения Постной Триоди написаны двумя авторами, так что в таких случаях в Типиконе указывается имя автора песнопения, которое должно петь.

Поучение.

Поучение. Произнесение поучений своего сочинения вменяется «Уставом духовных консисторий» в обязанность всем священнослужителям, получившим должное образование; не получившие же такового обязаны читать поучения из творений св. отец и предназначенных для того книг. Кроме того, по городам в соборных церквах должны быть устраиваемы очередные проповедания по особому расписанию, составляемому консисторией. Сверх сего, в некоторых церквах городов, сообразно с местными потребностями приходов, должны быть устраиваемы в течение всего года, по воскресным дням, катехизические поучения. Все поучения, составляемые самими священниками, должны представляться, по возможности, местному благочинному или особому цензору. Поучения должны быть составляемы в чистом духе православия и применительно к возрасту, состоянию и нравственным потребностям местных слушателей. Что касается содержания поучений, то таковое, конечно, определяется пастырской практикой, и потому не может быть регламентировано. Кроме проповедей и поучений в церкви, священникам рекомендуется вести также внебогослужебные собеседования по вопросам вероучения и нравственности христианской, по священной истории, по изъяснению богослужения и обрядов церковных и проч. Такие собеседования могут служить как подготовкой поучения, произносимого в церкви, так и их продолжением и пояснением. Такие собеседования особенно потребны в наше время.

Пошехонские женские монастыри:

Пошехонские женские монастыри: 1) Исаков Рождество-Богородицский в Ярославской губ., Пошехонском уезде, в 1 вер.,с. Исакова, основанный в 1659 г.» 2) Преображенский Севастиановский, в Ярославской губ., в 25 вер., от г. Пошехонья, у верховьев р. Сохоти, притока р. Согожи, основанный в XV веке.

Прапрат

Прапрат – другое название притвора, т. е. части храма, в котором люди духовно приготовляются для вступления в храм, как царство благодати. Поэтому в древней церкви притвор предназначался для оглашенных и кающихся. Притвор разделяется на две части: внутренний притвор, или ибранезу, и внешний притвор, или паперть. Как в внутреннем, так и во внешнем притворе устав назначает или разрешает совершать некоторые богослужения, более покаянного характера.

Предтеченский женский скит, находящийся в Московской губ., Серпуховском уезде, в местности Киреевская пустынь. Приписан к Каширскому Никитскому монастырю. Один храм. Сестер 20.

Преображенский женский скит в Полтавской губ., в селе Чернечьем Яру, приписанный к Троицкому Великобудищскому монастырю. Существует с XVIII в. Храм один.

Приплотие

Приплотие – см. Срачица.

Примикирий

Примикирий или лампадчик – человек, несущий перед архиереем лампаду или подсвечник с одной свечей при архиерейском служении.

Решетка у клиросов

Решетка у клиросов – решетка, устраиваемая между клиросами для отделения совершающих богослужение от предстоящих в храме. Согласно «Инструкции благочинным церквей» такая решетка должна быть во всех храмах.

Свеаборгская Смоленская

Свеаборгская Смоленская икона Божией Матери находится в Финляндии, в Свеаборгской крепости, в память осады ее в 1865 г., 28 июля, в каковой день и совершается ей празднование.

Сибирцев

Сибирцев Михаил Ив. (1822–1912) – учился в Арханг. дух. семинарии и Горы-горецком земледельческом институте; преподаватель Архангельской дух. семинарии (1846–1880), затем священник и протоиерей каф. собора, прослуживший всего 66 лет, естествовед, историк и проповедник. Его труды: первый на русском языке «Опыт библейско-естественной истории», «Анастасий, епископ Екатеринославский», «Историческая записка об Архангельской дух. семинарии» и др.

Сибирцев

Сибирцев Иустин Мих., – преподаватель и инспектор Архангельской дух. семинарии, кандидат СПБ. дух. академии; археолог, учредитель и устроитель «богатейшего» Архангельского епархиального древнехранилища. Его труды: «Исторические сведения из церковно-религиозного быта г. Архангельска в XVII в.», «Двинские грамоты XV в.», «К биографическим сведениям ο Μ. В. Ломоносове» (1911 г.), где новые сведения по документам и мн. др.

Скабалланович

Скабалланович Михаил Николаевич – доктор церковной истории, ординарный кафедре догматического богословия с 1912 года. Окончил курс Литовской духовной семинарии в 1892 г. и Киевской духовной академии, уроженец Гродненской губ. Ученые его труды – диссертации: магистерская: «Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения» и докторская: «Толковый Типикон». Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Выпуск 1-й». Им также написаны отдельные сочинения: «Великий пост». Очерк из статики и истории христианского обряда»; «О звезде волхвов»; «Рождественская вечерня»; Святая земли в праздники Православной церкви. День Св. Троицы и Св. Духа»; «Что дает богослову первая глава книги пророка Иезекииля» и множество статей в академическом журнале «Труды Киевской духовной академии», в «Руководстве для сельских пастырей»

и других журналах.

Словенская

Словенская икона Божией Матери, явившаяся в 1635 г., находится в Словенской Богородничной пустыни, Костромской губ. Икона была найдена в ветхой церкви, среди почти истлевших икон, невредимою и тем обратила на себя внимание нашедшего ее. Празднуется 23 сентября.

Служебник

Служебник – богослужебная книга, содержащая по преимуществу молитвословия, произносимые на общественных богослужениях круга дневного священником и диаконом. В состав служебника входят: чин литургии Василия Великого, литургии Иоанна Златоуста и литургии преждеосвященных даров, постоянные молитвословия вечерни и утрени, а также «Устав священнослужения», соответствующий 1-й и 2-й главам Типикона. В дополнительной части Служебник содержит чины и молитвы богослужений, совершаемых вместе со службами круга дневного, и краткие изменяемые молитвословия, произносимые священником и диаконом на вечерне, утрени и литургии, каковы: отпусти, прокимны Евангелий утренних, прокимны Апостолов, аллилуиарии и причастны литургии. В конце служебника находятся: месяцеслов и «Известие учительное» о приготовлении священника и диакона к совершению божественных служб. «Служебник Архиерейский» содержит обряды и молитвословия, совершаемые только при архиерейском богослужении.

Смоленская

Смоленская икона Божией Матери в г. Харькове, в Дмитриевской церкви, чудотворная, написана в 1804 г., празднуется 28 июля.

Смоленская

Смоленская икона Божией Матери, находящаяся в Троице-Сергиевой лавре, прославилась чудом исцеления в 1730 г. Икона высечена из камня и богато украшена драгоценностями. Празднование 28 июля.

Сопрестолия

Сопрестолия – места для сидения, сослужащих с епископом, изображающих собою апостолов и их преемников. Сопрестолия устраивается по обеим сторонам горнего места.

Сорокоусты

Сорокоусты – богослужения, в которых усопший поминается в 40-й день после кончины, или в течение сорока дней по кончине.

Сосудохранительница

Сосудохранительница – южная, правая сторона алтаря, предназначенная для хранения сосудов, книг и облачений. Сосудохранительница называлась также диаконником, т. к. в древности находилась в заведывании диаконов.

Сочетание Христу

Сочетание Христу – обряд во время оглашения перед крещением, состоящий в том, что оглашаемый обращается на восток, опускает руки, изображая тем смирение и покорность Богу, и троекратно выражает желание сочетаться Христу. Сочетание Христу означает обещание быть покорным Его воле и вступить в число его воинов.

Срачица

Срачица или приплотие (катасарка) – нижняя белая одежда, которою престол одевается до земли. Изображает плащаницу, которою было обвито тело Господа Иисуса Христа.

Стокгольмская

Стокгольмская икона Божией Матери, перенесенная в Стокгольм из гор. Тихвина в 1678 г., празднуется 13 ноября.

Схизма

Схизма – разделение, раскол.

Седальны

Седальны – верующие начинали садиться для слушания следующих затем чтений», состоящих из толкований Апостола, Евангелия и т. п. Поются после стихословия кафизм, а также после 3-й песни канона и после полиелея (или после величания или тропарей «Благословен еси Господи», если таковые поются).

Тихомиров

Тихомиров Никандр Димитриевич – смотритель екатеринодарского духовного училища, род. в 1868 г.; магистр богословия, окончил курс московск. духовн. акад. Написал: «Галицкая митрополия» (церк.-истор. изсл.), Галицкие и Литовские митрополиты 14–15 в. и отношение к ним епископов Полоцкой и Туровской епархий, «Ницше и Достоевский», «Пушкин в его отношениях к Байрону», «Бранд (Ибсена) – опыт уяснения и оценки его миросозерцания», О печати вообще и провинциальной в частности, «Современные кумиры» и др.

Урмийская миссия

Урмийская миссия православная (в Персии) была учреждена в 1898 г. для удовлетворения духовных нужд присоединившихся к православию сирохалдейцев. В настоящее время там имеются 2 епископа, более 60 священнослужителей, 40 храмов и 60 школ. С 1905 г. при миссии издается на русском и сирском языках журнал «Православная Урмия». В 1904^ г. учреждено Кирилло-Сергиевское братство для содействия православной миссии. Начальником миссии состоит архимандрит Сергий (в мире Алексей Лавров), урож. Орл. еп., канд. спб. дух. акад.

Флорентийская уния; попытки соединения с Западной Церковью на Востоке и в России. Униаты.

Флорентийская уния; попытки соединения с Западной Церковью на Востоке и в России. Униаты. В половине XI в., последовал полный разрыв между церквами Восточною и Западною. Вместо прежних мирных отношений, между ними установились отношения неприязненные. Но, несмотря на это, и греки, и латиняне весьма часто предпринимают попытки к соединению церквей. Однако такие попытки были непрочны, так как со стороны греков, главным образом, хлопотали о соединении церквей императоры; греческая же иерархия в большинстве и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение Восточной церкви папе. Из множества попыток к соединению церквей, вообще неудачных, особенно замечательны две, сопровождавшиеся печальными последствиями для греко-восточной церкви. Это, так называемые, унии – лионская (1274 г.) и флорентийская (1439 г.). В 1261 г. латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог (1259–1282 г.), при содействии генуэзцев, отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю. Но положение восстановленной империи и ее государя было весьма затруднительное, так как им угрожали не только внешние враги, но и внутреннее враждебное отношение народа к незаконно захватившему престол Палеологу. Поэтому немедленно же по взятии Константинополя, он вступил в сношения с папою Урбаном IV, а потом Климентом IV; посылал к ним несколько посольств с богатыми подарками и предложениями касательно соединения церквей. Впрочем, переговоры с этими папами, не привели ни к каким положительным результатам, главным образом потому, что папы не доверяли Палеологу. Только с 1271 г., когда на папский престол вступил Григорий X., особенно сильно желавший соединения церквей, конечно, с подчинением Восточной церкви Западной, переговоры о соединении пошли успешней. Григорий; в ответ на предложение Палеолога предшествовавшим папам, прислал ему письмо, в котором восхвалял его намерение подчиниться апостольскому престолу и приглашал на назначенный им в 1274 г. Лионский собор для окончательного решения вопроса о соединении церквей. При этом папа в числе условий соединения выставлял принятие греками латинского чтения символа с прибавлением filioque и признание главенства папы. Палеолог решился на соединение церквей на предложенных условиях, стараясь расположить к унии и греческое духовенство. Патриарх и епископы, несмотря на его убеждения, все-таки не соглашались на унию. Удалив патриарха на время в монастырь, Палеолог заготовил с единомышленными ему епископами грамоту от греческого духовенства к папе и снарядил посольство на Лионский собор, и на четвертом заседании собора была решена уния между церквами Восточною и Западною. Но дело унии слишком было непрочно. Только император с партиею своих приверженцев принял ее. Все же вообще греки, и духовные и миряне, не желавшие и не искавшие унию, не хотели иметь никакого общения с римскою церковью. Со стороны православных стали раздаваться проклятия на униатов, с ними не хотели иметь никаких сношений, считали даже за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними. Со смертью Палеолога окончилась и Лионская уния. Сын и преемник его, Андроник II (1283–1328 г.) стал решительно на сторону православных. В 1283 г. в Константинополе собран был собор, на котором осуждено было главное римское заблуждение – учение об исхождении, Св. Духа и от Сына. В то же время судили и преследовали униатов. Церкви, в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь, как оскверненные. Через несколько десятилетий не осталось и следов лионской унии на востоке. Подобный же исход имела и уния флорентийская. К началу XV ст. Византийское правительство, по примеру прежних лет, искало помощи на Западе и, главным образом, у пап. Иоанн VI Палеолог (1425–1448 г.), предвидя скорое и неизбежное падение империи под оружием турок, решался для спасения ее испытать последнее средство, – под предлогом соединения церквей подчинить греко-восточную церковь папе и за это получить помощь от западных государей. В этих видах он начал переговоры с папою Евгением IV. Папа согласился на предложение императора. Между ними условлено было составить вселенский собор из представителей греческой и латинской церквей и на нем решить соединение. Предложено было также пригласить на собор западных государей, с тем, чтобы по окончании собора, убедить их подать помощь Византийской империи. После долгих переговоров о месте собора, наконец, назначили его в Ферраре. Папа принял на свой счет проезд и содержание во время собора греческих епископов. В конце 1437 г. отправились в Феррару Иоанн Палеолог, константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные от восточных патриархов и несколько греческих епископов. Отправился на собор даже русский митрополит Исидор, родом грек, давно уже согласившийся на унию. На первых же порах по прибытии в Феррару греческие иерархи испытали несколько оскорблений от латинян. Так, папа требовал, чтобы патриарх Иосиф, при встрече с ним, поцеловал, по латинскому обычаю, его туфлю, и только после решительного отказа со стороны Иосифа оставил свое требование. Прежде открытия собора происходили частные совещания между греческими отцами о вероисповедных разностях. На этих совещаниях со стороны греков особенно выдавались – Марк, митрополит ефесский (он же представитель иерусалимского патриарха), и Виссарион, митрополит никейский. Марк Ефесский не сделал никаких уступок в пользу латинского учения. Наконец, 8 окт. 1438 г., папа, по соглашению с императором, открыл собор, хотя из западных государей никто не приехал. Главным спорным вопросом было латинское учение об исхождении Св. Духа и от Сына. Греческие отцы поставили этот вопрос на почву каноническую и доказывали, что латинская церковь поступила неправильно, когда внесла в Никейский символом filioque, вопреки положительному запрещению третьего Вселенского собора делать какие либо прибавления к символу веры. Латиняне, напротив, утверждали, что латинская церковь в этом случае не ввела Нового учения, а только раскрыла то, которое заключалось в символе. В такого рода спорах прошло 15 заседаний. Греческие отцы, особенно Марк ефесский, как и прежде, оставались не уступчивыми. За это папа начал стеснять их содержанием. Между тем в Ферраре появилась чума. Под этим предлогом, папа в 1439 г. перенес собор во Флоренцию. Здесь продолжались споры о том же предмете. Только латиняне перенесли вопрос о filioque с почвы канонической на догматическую. Они доказывали, что учение об исхождении Св. Духа и от Сына правильно само в себе и подтверждали это местами из Св. Писания и древних отеческих писании, с произвольным толкованием. Греческие отцы, с своей стороны, возражали на это, что из приводимых латинянами мест Св. Писания и отеческих творений нёльзя выводить латинского учения об исхождении Св. Духа и от Сына. Иоанну Палеологу была крайне неприятна неуступчивость греческих отцов. Он стал убеждать их придти к соглашению с латинянами. Но Марк ефесский был против этого и назвал латинян еретиками. Палеолог все-таки продолжал действовать в пользу соединения. Со своими приверженцами он составил такое изложение учения о Св. Духе: греки, признавая, что Дух Святой исходит от Отца, не отвергают, что Он исходит и от Сына. Но Марк ефесский и другие отвергали это изложение. Латиняне, между тем, требовали полного принятия их учения о Св. Духе. Императору ничего не оставалось делать, как убеждениями и угрозами заставить греческих отцов исполнить это требование. Он так и сделал. Волей-неволей греческие отцы должны были согласиться на требование императора. Вместе с тем они согласились и на признание главенства папы. Относительно же обрядовых разностей больших споров не было; латиняне согласились одинаково допускать обряды, как латинской, так и греческой церкви. Когда, таким образом, дело соглашения приведено было к концу, составлен был акт соединения церквей, в котором между прочим, изложено было латинское учение о Св. Духе и главенстве папы. Этот акт подписали все греческие епископы кроме Марка ефесского и патриарха Иосифа последний в это время умер. Папа, не видя подписи Марка, откровенно сказал: мы ничего не сделали. Все-таки акт торжественно был прочитан в соборной церкви на латинском и греческом языках и, в знак общения и соединения, греки и латиняне обнялись и поцеловались, Папа на радости дал грекам корабли, и они отправились домой. По возвращении в Константинополь, Палеолог имел случай убедиться, как непрочно соединение церквей, вынужденное обстоятельствами и совершенное при посредстве разных происков и насилий.

Те же греческие епископы, которые согласились на унию во Флоренции, по приезде в Константинополь, отказались от нее, выставляя на вид то, что их там принудили согласиться на соединение с латинянами. Греческое духовенство и народ, узнав об унии, пришли в раздражение, и униатов считали за еретиков. Вокруг Марка ефесского сгруппировались все защитники православия. Патриархи александрийский, антиохийский и ирусалимский были также против унии. Они составили в 1443 г. в Иерусалиме собор, на котором произнесли отлучение на всех приверженцев унии. Хотя Палеолог, в видах распространения уний возводил на патриарший Константинопольский престол одного за другим приверженцев унии, но уния мало подвигалась вперед. Да и сам император, не получив с Запада ожидаемой помощи, относился холодно к делу унии. Несмотря на то, что попытки соединения с Западной Церковью на Востоке окончились неудачей, они нашли отголосок и в России. Первая попытка принадлежала митрополиту Исидору, участвовавшему на Флорентийском соборе, но она была, конечно, совершенно бесплодна, так как он действовал за свой страх. Гораздо успешней вопрос об унии с Западной церковью пошел в Киевской митрополии в XVI в. Для подготовки почвы, в Вильне была открыта в 1570 г. коллегия, члены которой принимали все меры к пропаганде унии. В таком духе в 1577 г. ученым Скаргою было написано сочинение «О единстве церкви». В этом сочинении Скарга описывает беспорядки русской церкви и доказывает, что только уния может уничтожить их, а для нее православным нужно только принять учение Римской церкви и главенство папы. Вместе с тем пропаганда иезуитов находила благодарную почву и среди архиереев, которые были недовольны тяжкою зависимостью от греков. Первые серьезные попытки соединения с Западной церковью и принадлежат епископам, среди которых надо отметить Ипатия Поцее, Кирилла Луцкого, Гедеона Львовского и др. Их попытка, закончившаяся поездкой Ипатия Поцее и Терлецкого с изъявлением покорности папе (1595 г.), все-таки была неудача, так как братства и священники не признали унии и предали изменников архиереев проклятию. В следующем году 1596-м для введения унии собрался в Бресте собор, на который кроме епископов, духовенства и мирян прибыли два патриарших экзарха Никифор и Кирилл Лукарис. Собор разделился на две партии – православную и униатскую, из которых каждая вела заседания отдельно, но униаты самовольно решили вопрос об унии с Западной церковью в положительном смысле и непосредственно, затем началось гонение на православие. Братства были объявлены мятежными сходками и подверглись преследованиям. У православных отбирали церкви и даже Киево-Софийский монастырь перешел к униатам. При всех, однако, усилиях поднять унию на счет православия, она очень плохо прививалась. Униаты презирались и православными, и католиками и уния нужна была Риму и Польше как переходная ступень к католичеству. И, действительно, в униатское богослужение все более и более входят католические обряды, и униаты находятся под сильным давлением латинской церкви. Что касается православных, впавших в унию, то они всегда тяготились своим положением и как только по трактату вечного мира с Польшей 1686 г. Россия получила право ходатайствовать за православных жителей Польши, взоры последних не переставали обращаться к русскому правительству с надеждами на помощь. Петр Великий прямо грозил римской курии гонением на католичество у себя в России, если права православных в Польше будут пренебрегаемы по старому, но эти угрозы не имели успеха. Еще хуже было положение православных в Польше при Елизавете, которая уклонилась от содействия им, так что они даже пытались обратиться за помощью к Фридриху прусскому.

При Екатерине II православные жители Польши еще раз обратились к России за помощью. Вместе с тем вопрос о польских диссидентах рассматривался и на сейме в 1764 г. Русское население Польши было крайне недовольно унией и желало от нее скорей освободиться, причем с особенной силой это стремление выразилось в Польской Украине, где много сделали в этом направлении епископ Гервасий Лонцевский и Игумен Матронинского монастыря в Чигиринской области Мелхиседек Значко-Яворский. Но стремления диссидентов порвать с унией возбуждали еще больше фанатизм поляков, которые подвергали их всевозможным насилиям и истязаниям за веру. Не помогло православным и введение в Польшу русских войск, так как поляки представили русским народное религиозное движение, как противогосударственный крестьянский бунт и разбой, и преследования православных приняли еще более тяжелую форму. Лишь после первого раздела Польши в 1772 г. освободилась от этих преследований Белоруссия, доставшаяся России. Благодаря энергии арх. Георгия к православию присоединилась за самый короткий промежуток времени более 130000 душ. Но на Украине, оставшейся за Польшей, положение православной церкви вовсе не изменилось, пока в 1793–1795 годах не последовали второй и третий разделы Польши, и России не были возвращены остальные древнерусские области, кроме Галиции, доставшейся Австрии. Постепенно менялось и отношение русского правительства к униатам. Указом 1794 г. было разрешено воссоединение униатов в полной мере и к концу царствования Екатерины II число воссоединенных униатов дошло до 2 миллионов и в среде ревнителей унии возникло даже стремление к сближению ее с православием. Таков был униатский архиепископ Ираклий Лисовский (1784–1809). При Павле I католичество и иезуиты пользовались большим влиянием, а потому дело воссоединения униатов совсем остановилось. При Александре I только в начале его царствования продолжалось господство иезуитов, в 1815 г. он повелел их изгнать из обеих столиц, а в 1820 г. из всей России. Одновременно с падением влияния католичества, поднялось дело воссоединения униатов. В 1803 г. вышел указ, которым обращение униатов в католичество было запрещено, а в следующем году в число членов католической коллегии указано было ввести одного униатского епископа и трех униатов асессоров. В 1805 г. коллегия была разделена на два департамента, католический и униатский; председателем последнего был назначен Лисовский. Наконец в 1806 г. он был возведен в сан самостоятельного митрополита. Униатская церковь, таким образом, почти совсем сделалась самостоятельной. Деятельность Лисовского и одного из его преемников Красовского на митрополичьей кафедре оставила значительный след в истории униатства. Благодаря им из среды белого духовенства явились новые деятели – Иосиф Семашко, Василий Лужицкий и Антоний Зубко, которые и довели до конца начатое ими дело. В этом им помогли» кроме их дарований и энергии, и изменившиеся политические обстоятельства. С воцарением Николая I была провозглашена незыблемость православия, и сам государь хорошо ознакомился с действительным положением униатской церкви. В 1828 г. открыта была особая униатская коллегия, независимая от католической, затем последовали закрытия нескольких базилианских монастырей, подчинение всех остальных епархиальной власти, основание униатской семинарии в Жировицах. После польского восстания 1830–1831 г.г. лучшие базилианские монастыри были или закрыты, или переданы православным, в том числе знаменитый Почаевский монастырь. Епархий было оставлено только две – Литовская, епископом которой в 1833 г. назначен был Иосиф Семашко, и Белорусская – под управлением м. Булгака. Между тем Иосиф С. разработал общий план воссоединения

униатов, состоявший в том, чтобы воссоединение с прав. цер. единовременно было принято повсюду всем униатским духовенством. В начале 1837 г. заведование делами униатской церкви от министерства внутренних дел переходит к Обер-прокурору Св. Синода, что подготовляло подчинение этой церкви прямо самому Синоду. Со смертью м. Булгака в 1838 г. председателем униатской коллегии делается Иосиф и подготовление воссоединения быстро заканчиваются. 12 февраля 1839 г. собор униатских архиереев и высшего духовенства, собравшийся в Полоцке, составил торжественный акт о присоединении униатской церкви к православной. За пастырями присоединилось к православной церкви и все полуторамиллионное униатское население их епархий. После воссоединения униатов Белоруссии и Литвы уния оставалась еще в Привислинском крае, в униатской Холмской епархии. Здесь главным деятелем по подготовке воссоединения был протоиерей Маркелл Поппель. В 1873 г. государь выразил свое согласие на воссоединение. После этого в январе 1874 г. в Седлецкой губернии воссоединилось с православною церковью до 50.000 униатов, а 18 февраля в Холме собрался собор духовенства с м. Поппелем во главе и составил акт о воссоединения всей Холмской епархии. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, последовало само торжество воссоединения. Уния осталась в силе лишь в австрийской Галиции. Так печально окончилась, к славе православия, попытка соединения с Западной церк. и в России.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle