издательство П.П. Сойкина

Источник

Колокол

Колокол – символ христианского благовеста – употреблялся и древними греками и римлянами в религиозных празднествах и в домашнем обиходе. Они полагали, что звуки обладают чудодейственной силой отгонять злых демонов и волшебников. В христианское богослужение его ввел впервые в IV в. ноланск. еписк. Павлин. Он шел однажды по полю и увлекся гармоничным шелестом цветов-колокольчиков и это произвело на него такое сильное впечатление, что он устроил при храме колокол, которым созывал на общественную молитву. Сначала колокола были из железа и меди, а при Карле В. в сплав стали прибавлять серебро, причем они не отличались величиною. Стопудовый гигант гильдесгеймск. собора почитался в XIV в. чудом. С Запада колокола в 886 г. проникли в Константинополь. При Импер. Михаиле в храме ев. Софии в особой башне были установлены 12 колоколов, привезенные из Венеции. Крестоносцы распространили употребление в восточной церкви колоколов, но только в средине XII ст. официально было разрешено иметь их при храмах. У нас колокола упоминаются, начиная с XI в. в Новгородск. и Ипатьевск. летописях. Колокола в то время были уже в Новгород-Северске, в Полоцке, Во Владимире, в Ростове, в Киеве и Холме. До ХVII в. колоколов на Руcи было очень мало, всего не более полусотни при всех церквах и отличались незначительным весом от 3 до 6 пудов. Первый, великан в 250 п. отлит при арх. Макарии в Новгороде, но начиная с эпохи Бориса Годунова колокола принимают грандиозные размеры, таков Царь-Колокол, 12.257 п. весом, Троицко-Сергиевск. колокол, 4.000 п. весом и др. Интересно отметить, что на Западе колокола редко достигали такой величины. Только Кельнский, Венский (Св. Стефана), Парижск. Богоматери и иоркский в Англии имеют пределы веса от 600 до 2.000 п. Колокола употребляются также китайцами.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle