издательство П.П. Сойкина

Источник

Коляда

Коляда – некоторые производят от латинск. calendae и callo (пылать, гореть) и определяют, как круг дней, когда устраивались празднества в начале месяца в честь богов и зажигались костры. У нас К. есть народное празднование Рождества; как раз около времени, когда солнце поворачивается к лету. К. и символизирует поклонение солнцу, теплу, которое несет плодородие и веселье. Обычай колядовать сохранился и поныне, как пережиток, остаток языческих времен, не смотря на то, что христианская церковь не признает его. Только теперь он связан с событиями христианских праздников Рождества и Нового Года и колядск. песни рассказывают о коляде наравне с Рождеством, перемешивая одно с другим Колядованием занимаются в деревне парни, которые обходят с звездой дома и поют соответствующие песни и поздравления. Звезда представляет Коляду или Рождество. Иногда употреблялась вместо звезды живая девица или парень на белой лошади. Новый год прославлялся под видом «овсеня» иначе таусеня, титусеня, каковое слово происходит от «усень» означающего утро, рассвет (устро, auzra). В колядск. песнях заключаются разсказы о младенце Иисусе, о Его крещении, о волхвах, об Ироде, иногда о великих князьях, их битвах и подвигах; при этом воспевались солнце, гроза и месяц, и прибавлялись пожелания урожая и счастливого брака хозяину и хозяйке. В этих песнях тесно переплетен христианский и языческий, исторический, бытовой элементы. Песни Малороссии ярче и богаче содержанием, образами, чем песни Великороссии. В Западной Руси распеваются книжные колядки или «канты», сочиненные монахами, которые и распространяли таким путем необходимые им понятия и идеи. В некоторых местах России Коляда сопровождается гаданьем, разведением костров и приготовлением кутьи в честь умерших родственников. В этих обычаях сказывается влияние язычества.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle