издательство П.П. Сойкина

Источник

Константинополь

Константинополь – столичный город нынешней Турции. Он расположен на восточном выступе Фракийского полуострова. Это один из древнейших городов Европы и его прошлое богато историческими событиями. Имя свое он получил от имени Константина Великого, причем в течение своей истории менял свои название: так, он известен еще под именем Византии; славяне называли его Царьградом, а турки Стамбулом. Его выгодное географическое и стратегическое положение сделали то, что он мог так долго существовать, несмотря на неблагоприятно сложившиеся для него исторические обстоятельства. Самый город состоит из трех частей: Стамбул, Галата и Пера с предместьями на другой стороне Золотого Рога и Скутари, на другой стороне Босфора. Стамбул занимает ту местность, которая собственно и является прежним Константинополем. Галата расположена, у самаго моря, а над нею Пера, они являются центром торговли, где смешаны представители всевозможных наций. Галата – местность с очень узкими, а подчас и весьма крутыми улицами. Природная неряшливость и суета, а также неудобство сообщение в таком оживленном центре создают невообразимую сутолоку, множество собак, бродящих по улицам, сообщают ей непривлекательный вид. Совсем другой является Пера – место, заселенное более зажиточной частью международного купечества; здесь помещаются иностранные учреждение и банки – эта часть города носит аристократический характер, хотя в некоторых отношениях мало отличается от родственной ей Галаты. Константинополь населен представителями различных племен, из которых наибольшими по численности являются, конечно, турки, а затем армяне, греки и евреи. Все они селятся скученно, каждый около своих единоплеменников, это заставляет делать неуверенность в защите правительства. Армяне живут большей частью в кварталах, примыкающих к Мраморному морю: Еди-Руле, Псамматья и др., евреи в квартале Балат, а греки в знаменитом Фанаре. Дома, в особенности в турецких кварталах, большею частью деревянные, если к этому еще прибавить скученность построек и узость улиц, то станет вполне ясным, почему пожары в Стамбуле так часты и принимают такие грандиозные размеры. Стамбул, вместе с тем, является, как бы историческим памятником, памятником былой цивилизации, былого величия; во многих местах и теперь еще можно встретить развалины различных построек, говорящих о его славном прошлом. Азиатская часть называется Скутари; эта весьма важная часть Константинополя с населением в 80.000. Преобладающим элементом являются здесь турки, хотя есть армяне и греки. Если сосчитать все народности, населяющие Константинополь с его предместьями, то получится весьма внушительная цифра, близко подходящая к миллиону и весьма естественно, что при таком большом населении один из наиболее важных вопросов – это способы передвижение; природа в этом направлении как бы пошла навстречу удобствам население. Море, изрезывающее и омывающее город, лучшая дорога и действительно, пароходы большие и малые и бесчисленное множество лодок – «каиков» снуют взад и вперед. Это сообщение весьма удобное и дешевое: они подвозят людей и товары, так что по суше приходится делать незначительные расстояния. Русские посещают Константинополь в большом количестве. Их влечет не жажда наживы, не торговля, а историческое прошлое этого города, города – центра православия; все то, что осталось и уцелело от древнего города дорого и священно русскому паломнику. Одним из наиболее древних памятников являются стены, имевшие целью защищать город. Теперь они во многих местах уже разрушены, так как турки относятся к этим памятникам старины весьма пренебрежительно и часто ломают их для получения камня, но, тем не менее, во многих местах они еще сохранились, а также башни, построенные вдоль них. Стены расположены рядами, причем высота их не всюду одинакова; общее протяжение их равно 3.125 саженям. Вдоль стен были устроены ворота, которых насчитывалось до десяти, из которых половина предназначалась для военных надобностей, а половина для общего пользования. Остальные памятники старины могут быть разделены на гражданские и церковные, хотя не всегда можно точно

установить между ними различие. К первым относятся Атмейдан – древний Ипподром, игравший в свое время весьма важную роль в жизни государства. Построен он был Константином В. В настоящее время от этого сооружения осталось лишь небольшое пространство, да на площади три колонны: мраморный обелиск, взятый Феодосием В. из Египта, колонна Константина VIII, и змеевидная колонна, поддерживавшая в Дельфах золотой треножник. Интересные сооружения – это система водопроводов и цистерн. Вопрос о водоснабжении был всегда наиболее важным в Константинополе, так как небольшие источники, находящиеся вблизи, не могут обслужить все население. Главные бассейные находятся в знаменитом «Белградском лесу», откуда вода при помощи целого ряда весьма интересных и сложных сооружений достигает города. Из построек, воздвигнутых турками, весьма интересны, называвшиеся водопроводами Юстиниана и Валента, первая находится на месте главных бассейнов, а вторая передает воду уже у самого города. Так как вода прибывала в город извне, то всегда возникал вопрос, как сохранить ее на время военных действий или осады города, во время которых водопроводные сооружения легко могли быть испорчены! С этой целью на территории города была устроена целая система цистерн, из которых многие сохранились и до сих пор. Наибольшая из них по вместимости – это цистерна св. Макия, построенная императором Анастасием Диррахитом. Даже и теперь в некоторых домах строят цистерны для собирания холодной воды, т. к. вода, идущая по водопроводу, не высокого качества. Но особенно замечателен Стамбул своими мечетями; нигде нельзя встретить столько их, сколько здесь. Наибольшее количество относится к турецким мечетям, которых насчитывается здесь до девятисот, около шестидесяти православных греческих храмов, около сорока армяно-

грегорианских, столько же еврейских синагог и много других исповеданий. Из турецких мечетей наиболее раннего происхождение – это мечеть Эпюба, считающаяся одним из наиболее святых мест, куда совершенно не допускаются неверные. Здесь же происходит церемония опоясывания султана мечем пророка, при восшествии на престол. Затем очень древняя мечеть Магомета II. Одной из крас. построек является мечеть султана Ахмета. Но главный предмет внимание для православных в К. – это храм св. Софии, построенный Юстинианом и ныне обращенный в мечеть. См. София.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle