Источник

Kавказ

Кубанская область

Обители мужских 9, женских 3.

Мужские обители

Александро-Афонская Зеленчукская пустынь в Баталпашинском отделе. Обитель эта расположена в предгорьях Кавказа в ущелье р. Большого Зеленчука, в 20 в. от станицы Зеленчукской и в 120 в. от станции Владикавказской ж. д. «Невинномысская».

По пути к обители, вдоль берегов Зеленчука, тянутся высокие горы, образующие вблизи монастыря узкую долину, снизу до верху покрытую богатой и разнообразной растительностью. Учреждение здесь в 1889 г. нештатной общежительной пустыни вызывалось особыми причинами –желанием охранить и возобновить древнейшие кавказские храмы и способствовать распространению евангельского учения среди местных инородцев-мусульман.

Развалины храмов, зданий и гробниц в горах ущелья указывают, что место это когда-то было густонаселено христианами.

Одна часть древнего кладбища густо заросла древесными породами, а другая – размывается горным потоком, впадающим в р. Золончук. В русле потока лежат плиты гробов, а в берегах видны остатки гробниц, в которых еще лежат кости. Гробницы составлены в виде ящиков из трех тесаных, но не скрепленных между собой никаким цементом, плит. Над головой погребенного находится небольшая четырехугольная плита, не покрывающая прочих частей тела, которые, очевидно, засыпались землей. Видимые в берегах гробы лежат один над другим и представляют ярусы, от двух до четырех гробов в каждом. Нижнюю часть всегда занимают самые большие гробы, над которыми находятся меньшие, а верхнюю – самые маленькие, по-видимому, детские. Несомненно, что это – христианское кладбище, когда-то принадлежавшее грекам, у которых и до сих пор в Малой Азии употребляются гробы одинаковой формы с описанной.

Еще больший интерес для археологии представляют развалины древних храмов, веками стоящих в запустении и уже заросших по стенам и на крыше соснами, вересками и др. деревьями. Из храмов, сохранившихся настолько, что их можно возобновить в том именно виде, в каком они существовали некогда, уцелело только три, и все они расположены на пространстве двух верст. Кроме них, Александро-Афонской обители переданы еще два древних храма, из которых один находится на левом берегу р. Кубани, у укрепления Хумаринского, а другой – на левом берегу р. Теберды, близ кабардинского аула Сенты. Оба они расположены на высоких, с некоторых сторон неприступных, скалах, в 60 и 80 верстах от пустыни.

В настоящее время в Зеленчукской обители восстановлены два храма, из которых один освящен в 1889 г. во имя Св. Александра Невского, а другой – в 1899 г. в честь Св. Троицы. Возобновлен также и храм на р. Кубани. Он освящен во имя Св. вмч. Георгия Победоносца.

Из святынь в Зеленчукской пустыни замечательны Гербовецкая икона Богоматери и частицы мощей Св. Георгия и мчц. Марины. Как на достопримечательность, укажем здесь на хранящийся в трапезной Александро-Невского храма дико-каменный крест – единственный указатель расположенных здесь храмов. На нем высечена греческая надпись с датой 6521 г. от сотворения мира, т. е. 1013 г. пo P. X. При пустыни есть богадельня на 10 человек престарелых воинов. Управляет игумен.

Покровский скит при Александро-Афонской пустыни. Скит этот расположен на участке генерала Калиновича и находится близ станции Владикавказской ж. д. «Гулькевичи». В нем один храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом на хорах во имя св. Николая Кочанова.

Армавирское подворье в Кавказском отделе. Армавирское подворье, приписанное к Николаевскому Кавказскому монастырю, находится в селении Армавир, возле станции того же имени Владикавказской жел. дороги.

Основано оно в 1896 г. на земле, пожертвованной мелитопольским крестьянином Онуфрием Довжиком. В том же году были в нем освящены два храма: во имя Св. кн. Александра Невского и домовой в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При подворье устроена школа грамоты.

Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь в Кавказском отделе. Эта нештатная общежительная пустынь расположена на Лебяжьем острове, при р. Бейсюге, в 20 в. от станиц Каневской и Брюховецкой и в 70 в. от станции Владикавказской ж. д. «Станичная».

Когда знаменитая сечь была уничтожена, и казаки были переведены на Кавказ, то они обратились с просьбой к имп. Екатерине II дозволить им устроить на новом месте жительства монастырь. Разрешение последовало, а в 1796 г. была устроена пустынь.

Николаевская пустынь ныне украшена тремя каменными храмами. Соборная ее церковь во имя Св. Николая Чудотворца имеет два придела: в честь Рождества Богородицы и во имя Св. кн. Александра Невского. Она заложена в 1803 г. при настоятеле о. Товии и освящена в 1816 году. Второй домовый храм в честь Покрова Божией Матери, построенный в 1853 г., имеет придел во имя Св. Саввы Стратилата, воздвигнутый в 1872 г. Третий больничный храм освящен во имя вмч. Екатерины в 1874 г. Управляет игумен.

Всесвятская киновия при Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни. Кивовия эта находится на острове Лебяжьего мыса и основана в 1809 году. В этом году был построен и ее главный храм во имя Всех святых. Другая ее церковь в честь Казанской вковы Богоматери воздвигнута в 1872 году.

Михаило-Афонская Закубанская пустынь в Майкопском отделе. Михайло-Афонская пустынь расположена на северном склоне Кавказских гор, у подошвы горы Физи-абхо, в 8 в. от станицы Царской и в 45 в. к юго-востоку от г. Майкопа.

В 1878 году был освятить первый деревянный храм обители во имя архистратига Михаила. Кроме этого храма, в пустыни есть ныне ещё четыре церкви: деревянная во имя прп. Александра, первоначальника обители насыпающих, построенная над помещенном настоятеля и освященная в 1881 г.; теплый каменный Успенский храм, вмещающий до 3 тысяч молящихся и освященный в 1835 г.; церковь во имя Св. Троицы с трапезой, строившийся      с 1884 пo 1902 гг., и, наконец, построенный в 1902 г. на горе Физи-абхо или Фавор Преображенский храм, рассчитанный на 600 человек. На горе Острах, называемой еще Афоном, строится шестой храм во имя св. преподобных Афонских. Управляет обителью архимандрит.

Михаило-Афонское подворье в г. Майкопе. Подворье Михаило-Афонской Закубанской пустыни находится в самом городе, на углу Командирской и Георгиевской улицы. Оно основано в 1880 году.

Николаевский Миссионерский монастырь в Кавказском отделе. Этот нештатный общежительный монастырь расположен на правом берегу р. Кубани, в живописной местности, называемой «Обвалы» или «Провалы», в 3 в. от станицы Кавказской и в 7 в. от того же имени станции Владикавказской ж. дороги.

В нем ныне два храма. Один из       них, построен во имя Св. Николая Чудотворца, а другой – в честь «Живоносного Источника». Управляет монастырем архимандрит.

Романовское подворье, в Кавказском отделе. Романовское подворье, приписанное к Николаевскому Миссионерскому монастырю, находится на хуторе Романовском в устроено в 1894 г. на земле, пожертвованной екаторинодарской мещанкой Евдокией Шульгиной. Храм освящен в честь Казанской иконы Богоматери в 1897 году.

Женские обители

Марие-Магдалинская Черноморская пустынь в Екатеринодарском отделе. Третьеклассная общежительная Марие-Магдалинская пустынь находится в 12 в. от станицы Тимашевской и в 92 в. от областного г. Екатеринодара. Она основана в 1818 году по желанию Черноморского казачества, внесшего на устройство обители 20 тыс. рублей. Храм ее освящен в 1848 г. во имя Св. равноап. Марии Магдалины. Управляет игуменья.

Покровский монастырь в Екатеринодарском отделе. Эта общежительная нештатная обитель находится близ станицы Динской, в 35. в. от Екатеринодара.

Основанная в 1899 г. в имении крестьянки Татианы Кончаковой, она до 1904 г. существовала под именем женской общины, a в этом 1904 г. преобразована в монастырь.

В Покровской обители имеется один молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Управляет игуменья.

Спасо-Преображенский Сентинский монастырь в Баталпашинском отделе. Сентинская общежительная обитель находится близ аула Сенты, на самом берегу р. Теберды, в 70 в. от Баталпашинска. Она учреждена в 1892 г. и существовала первое время как община, а в 1897 г. была переименована в монастырь.

Ныне в обители два храма. Управляет игуменья.

Кутаисская губерния

Мужских обителей 21, жснских 5.

Мужские обители

Гелатский или Гаэнатский Богородичный монастырь в Кутаисском уезде. Гелатский первоклассный необщительный монастырь расположен в восхитительной местности, в 3 в. от станции Закавказской ж. д. «Гелати» и в 6 в. к северо-востоку от Кутаиса, у подножия громадного горного хребта, на одной из широких террас, которыми местность опускается в долину р. Цхалцилтели, т. е. Красной речки.

Монастырь основан в 1110 г. грузинским царем Давидом III Возобновителем. Просуществовав несколько веков, он в 1509 году подвергается разорению от татар, но вскоре же возобновляется имеретинским царем Багратом III (1510–1548). Вью XVII веке он делается кафедрой митрополита, а в XIX веке переходит в ведение имеретинских епископов.

Соборный храм монастыря, построенный в честь Успения Пресвятой Богородицы, имеет шесть приделов: во имя Свв. прпп. Иоакима и Анны, Св. вмчц. Марины, Св. ап. Андрея Первозванного, Всемилостивого Спаса, Св. Николая Чудотворца и Св. мчц. Ирины.

Иконостас Гелатского собора – непрерывный ряд редких святынь. Вместо местных икон стоят чудотворные изображения Божией Матери: Хахульской, Ацхурской, Гелатской и др.

Но замечательное хранилище всяких редкостей представляет ризница собора. В небольшой и не особенно светлой комнате стоить несколько шкафов красного дерева, со стеклянными дверями, на полках которых лежит масса различных предметов, ценностью в несколько миллионов рублей. Тут есть древние облачения (ризы, епитрахили, камилавки, набедренники, наручники и особенно туфли) патриархов, сплошь вышитые самым крупным и чистым жемчугом; корона Баграта III, вся унизанная драгоценными камнями; древние образа и эмали X в. и масса других предметов. Совершенно отдельно от других предметов сохраняется весьма редкий перстень, принадлежавший царю Давиду III.

Следует также упомянуть о редких книгах, хранящихся в ризнице. Первое место между ними занимает Евангеле, писаное на пергамент в IX в.

Кроме Успенского собора, в монастыре находятся еще две небольшие церкви: одна во имя Св. Георгия и другая во имя Св. Николая.

Управляет архимандрит.

Джручский Георгиевский монастырь в Шаропанском уезде. Необщежительный Джручский монастырь находится при деревне Мохва, в 8 в. от станции Закавказской ж. д. «Дарквети». По одним известиям он основан в V веке, a пo другим основан или возобновлен в 900 году владетелем Рачинского уезда. В обители один храм во имя Св. Георгия Победоносца. Управляет архимандрит.

Джуматский Архангельский монастырь в Озургетском уезде. Эта необщежительная обитель расположена в селении Джумати, в 20 в. от уздн. г. Озургеты. В ней храм освящен во имя архангелов Гаврила и Михаила. Управляет архимандрит.

Драндский Успенский монастырь в Сухумском округе. На далекой окраине Россия, в Абхазии, в 17 в. от г. Сухума и в 4 в. от Черного моря, в маетности «Дранды», на плоской возвышенности расположился общежительный Успенский Драндский монастырь.

В 1888 г. иноки Модест и Варлаам получили разрешение на устройство обители, а в 1886 г. уже был освящен восстановленный ими храм во имя Успения Божией Матери с приделом Св. Николая Чудотворца. в обители имеется еще церковь во имя Св. Феодосия, черниг. чудотворца. Управляет наместник сухумского епископа архимандрит.

Всехсвятский скит при Драндском Успенском монастырь. Скит этом расположен в 8 в. от Драндского монастыря и основан на месте, где находились развалины древнего храма, построенного в XIII и ХІV веке. Храм этот возобновлен и освящен в 1899 г. во имя Всех Святых.

Пантелеимоновский скит при Драндском Успенском монастыре. Паителеймоновский скит находится в 2 в. от Успенской Драндской обители, на берегу речки Малого Кодора, вверх по ее течению. Здесь долгое время стоял в запустении храм, построенный в XIII веке. В 1892 г. он был возобновлен на средства псаломщика Ф.И.Даниленко и освящен в 1893 г. во имя вмч. и целителя Пантелеимона и Св. Феодора Стратилата.

Иоанно-Крестительская пустынь в Озургетском уезде. Второклассная Иоанно-Крестительская необщежительная пустынь находится в селении Амаглеба, в 25 в. от уездного города Озургети. Управляет ею архимандрит.

Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь, в Шаропанском уезде. Эта третьеклассная необщежительная обитель расположена в селении Кадхи, в 50 в. от Кутаиса. Храм ее освящен в честь Вознесения Христова. Управляет игумен.

Мартвильский Успенский монастырь в Сенакском уезде. Мартвильский первоклассный необщежитѳльный монастырь находится при селении Мартвили в 12 в. от местечка Хопи, в 30 в. от ст. Закавказ. ж. д. «Абаша» и «Ново-Сенаки» и в 30 в. от Кутаиса.

Основана обитель в X веке, между 921–976 годами. Основателем монастыря считается абхазский царь Георий.

Храм, построенный основателем монастыря, перенес много тяжелых повреждений. В 1840 г. он заново реставрирован и сделан кафедральным собором, а в 1888 г. обращен в ныне существующий монастырь. Он имеет два придела, один из которых освящен во имя Свв. апп. Петра и Павла.

Управляет гурийско-мингрельский епископ.

Моцаметский Давидо-Константинов монастырь в Кутаисском уезде. Эта второклассная необщежительная обитель находится в селении Моцамети, в 2 в. от селенья Голати и в 6 в. от Кутаиса. Основана она в 1040 г. грузинским царем Багратом IV (1027–1072).

В монастыре один храм, освященный во имя Свв. мчч. Давида и Константина, с приделом, построенным в 1900       году. Храм этот построен в XI в. II обновлен в 1863 году. В нем на вскрытии покоятся мощи Свв. мчч. Давида и Константина, князей аргветских (память их 2 октября). Здесь же находится древняя чудотворная икона Благовещения Богоматери, написанная в X веке. Управляет Моцаметским монастырем архимандрит.

Намарневский Иоанно-Крестительский монастырь в Лечхумском уезде. Намарневская второклассная необщежительная обитель находится в 5 в. от деревни Ларчвали, вверх по реке Джоноули, притоку р. Цхенис-цхали, в 14      в. от селения Цагери. В 1822 г. ее основал владетель Мингрелии Леван Дадиани и его супруга Мареа. в монастыре один храм, построенный в 1890 году и освященный во имя Св. Иоанна, Крестителя Господня. Храмовое торжество совершается 29 августа. Управляет обителью архимандрит.

Нахаребовский Благовещенский монастырь в Сенакском уезде. Второклассный Нахаребовский Благовещенский монастырь расположен при селении Нахаребо, в 10 в. от местечка Хоня и в 25 в. от станции Закавказской ж. д. «Абаша». Когда возник он не известно. Возобновил его в 1801г. митрополит Антонии Дадиани, умерший в 1815 году и погребенный в этой обители. Храм один – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Управляет архимандрит.

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, в Сухумском округе. Эта нештатная общежительная обитель расположена на самом берегу Черного моря, в 25 в. от г. Сухума, на левом берегу р. Псыртсхи, там, где стояли развалины древней греческой колонии Апакопии, или Никопсии. Она недавнего происхождения, но окружена памятниками глубокой старины.

Первые семена христианского вероучения здесь были посеяны Свв. апп. Андреем Первозванным и Симоном Кананитом; они многих туземных язычников обратили в христианство. Ап. Андрей оставил ап. Симона в Абхазии, а сам отправился в землю Джакетов. Ап. Симон Канананит, ревностный и неутомимый проповедник христианства, мученически пострадал от иверского царя Адеркия и был погребен близ г. Сeвастии (ныне Сухум), в храме, который находится в настоящее время в ведении Ново-Афонской обители. Прежняя Иверия, издревле сиявшая светом Божественной христианской веры, потом в продолжение 5 веков находилась под гнетом магометан. Только в недавнее время она получила возможность снова свободно исповедовать христианскую веру.

В 1875 г. прибыли сюда выборные иноки русского Афонского Пантелеимоновского монастыря с целью осмотреть место для основания обители, отделения своего монастыря, в которое могли бы удалиться в тяжкую годину афонские подвижники. Иноки эти остановили свой выбор на развалинах древнего храма Симона Кананита. Наместник Кавказа Вел. Кн. Михаил Николаевич велел отвести монастырю 827 десятин земли и, вообще, много помог в деле устройства обители. 17 октября 1876 г. монастырь был освящен, но уже 8 апреля 1877 г. его внутренняя жизнь была прервана до 1 октября 1878 г., так как в это время возникли военные действия между Россией и Турцией и монахи приняли участие в санитарных отрядах. Во время этой войны обитель была разорена, и только после ее окончания трудолюбивые иноки под руководством иером. Иерона, ныне настоятеля-архимандрита, принялись за возобновление и увеличение монастыря, который вновь был освящен 8 февраля 1879 года.

Ново-Афонский монастырь разделяется на прилегающую к морю нижнюю и на верхнюю или нагорную части. С парохода паломники и посетители пересаживаются в гребные монастырские суда и отвозятся монахами-матросами на берег. Здесь, в нижней части монастыря, прежде всего путнику встречается у самой пристани часовня в память события 17 октября 1888 года. Затем от так называемых святых ворот тянутся длинные ряды монастырских сооружений: гостиницы для богомольцев, столярная, сапожная и портняжная мастерские, корпус для братии, несущей послушание в нижнем монастыре, трапезная и кухня для них и богомольцев. На первой от берега возвышенной площадке расположена одна из шести монастырских церквей, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь – первый по времени воздвигнутый в монастыре храм. Она незначительных размеров. Устроенная в 1875 г. она в 1877 г., во время русско-турецкой кампании, была разрушена возмутившимися абхазцами, как и все остальное, что было построено к тому времени в монастыре. Когда военные действия прекратились, храм этот вновь был воздвигнуть и освящен в 1879 году. В 1883 г. в нем был устроен и освящен придел во имя Св. архистратига Михаила. Покровская церковь довольно светлая, с иконами прекрасной живописи резным с позолотой иконостасом.

Отсюда через ворота путник поднимается в роскошнейшую аллею, обсаженную по сторонам величественным кипарисами, которая, постепенно поднимаясь, приводит его к нагорному монастырю. Справа от этой аллеи расположены школа с общежитием для 20 беднейших мальчиков из абхазцев и монастырская больница. Еще далее по левую сторону кипарисовой аллеи и выше к нагорному монастырю по правую сторону раскинулись роскошные монастырские сады, в которых можно встретить разнообразные и редкие виды растений. Вот последний поворот дороги, ограда, сплошь усажанная кустами цветущего олеандра и роз, и паломник, поднявшись на террасу, видит перед самым зданием монастыря широкий подъезд. Отсюда открывается чудный вид на нижнюю часть монастыря сады и беспредельно раскинувшееся море.

Но обратимся к нагорному монастырю. Корпус его представляет огромное трехэтажное здание, построенное в виде правильного четырехугольника. Нижний этаж весь из лесного камня. В нем помешаются подвалы для склада разного рода продуктов. Второй и третий этаж сооружен из кирпича монастырской выделки. В них размещаются братские кельи, настоятельские покои и три монастырских храма: Вознесенский, Андреевский и во имя Свв. преподобных Афонских.

Храм в честь Вознесения Господня закончен был своей постройкой и освящен в 1894 году. Церковь во имя Св. преподобных Афонских освящена в 1896 г., а во имя Св. Андрея Первозванного в 1895 году. В Андреевской церкви обращает на себя внимание необыкновенно красивый майоликовый иконостас. Но самое главное украшение обители, ее гордость и краса; – соборный храм во имя Св. вмч. и целителя Пантелеимона, расположенный в центре главного корпуса. Заложен он в 1888. году, а освящен в 1900 году. Он с 4-мя параклисами: во имя Св. блгв. кн. Александра Невского, во имя Св. равноап. Марии Магдалины, и на хорах – во имя Св. Николая Чудотворца и во имя Св. вмч. Георгия Победоносца. Собор этот, редкий по своей красоте, легкости и изяществу стиля, весь сооружен из местного камня. Он довольно обширных размеров: вместе с хорами может вместить в себе до 8000 человек. Внутренняя отделка, обилие света, превосходной резной работы иконостас, – все это вместе взятое производит наилучшее впечатление на побывавшего в нем богомольца. Хотя он не расписан внутри и лишь окрашен в нежный бледно-голубой цвет, тем не менее он и без росписи необыкновенно красив. Своим мощным величием собор этот как бы господствует над всем монастырем и далеко виден с парохода.

Западную часть монастырского корпуса занимает роскошная трапезная, a вправо от него расположены мастерские: кузнечная, слесарная, малярная и другие.

С западной стороны нагорного монастыря спускается широкая дорога, которая называется «Царской аллеей». По ней в 1888 г. шел покойный Император Александр III, направляясь к древней возобновленной церкви Св. ап. Симона Кананита. Паломники всегда считают своим долгом побывать в этой церкви. Она находится в одном из живописнейших мест монастыря. Впереди – грандиозные скалы, покрытые густым лесом, образующие горное ущелье. Здесь из гор вытекает в долину р. Псыртсха и с шумом катит свои волны к морю среди золеной растительности. Против юго-западного угла церкви – вековой грецкий орех, здесь же скамьи для отдыха, фонтан, увенчанный крестом, из которого ниспадают в чашу струи вкусной холодной воды. Позади фонтана и до реки видны цветы, кустарники разного рода, огород, a за рекой – мельница и на взгорье – виноградники и другие насаждения. Сюда из нижнего монастыря ведет чудная кипарисовая аллея мимо масличной плантации с одной стороны и луга и монастырского огорода с другой. Аллея эта тянется не менее версты.

Находящийся здесь храм во имя Св. ап. Симона Кананита возобновлен в 1882 году. Он принадлежит к числу древнейших памятников христианской эпохи. Вероятно, первоначальное его основание относится к VI веку, т. е. ко времени царствования Юстиниана. Храм этот долгое время был заветною святыней Абхазии, так как, по преданию, сохранившемуся между абхазцами и грузинами, в недрах егo почивают мощи Св. ап. Симона Кананита, просветителя Абхазии. Здесь же, недалеко в глубь ущелья, то же местное предание указывает пещеру, где скрывался апостол от преследований. Из древней живописи в Симоно-Кананитской церкви сохранилось на северной стене изображение Св. вмч. Георгия Победоносца. Иконостас новый, дубовый, полированный. Над западным притвором надстроена колокольня. Над южными входными дверями лежит продолговатый камень, вероятно, прежняя надгробная плита, с греческой надписью, из которой видно, что она была некогда положена над могилой одного из предстоятелей Цхомской или Сухумской церкви. Очевидно, древняя Анакопия, на развалинах коей возник Симоно-Кананитский монастырь, была кафедрой архиереев, именовавшихся цхомскими или сухумскими. Внутри церкви Св. Симона Кананита погребен первый русский сухумский епископ Геннадий (1887–31 марта 1889 г.).

Пицундский Успенский скит при Ново-Афонском монастыре. Пицундский скит расположен на восточном берегу Черного моря, влево от р. Бзыби, в версте от морского берега и в 60 в. от Ново-Афонского монастыря. Здесь в глубокой древности стоял город, который еще Страбоном назван за 50 лет до Р. Хр. «Питиунтом». Пицундский храм, как свидетельствуют его развалины, носит на себе печать благородного, незатейливого византийского стиля. Вероятно, он был построен в 551 г. императором Юстинианом I. В нем сохранились, между прочим, фресковые изображения ап. Андрея и Симона Кананита. Возобновлен он в 1885 г. и освящен во имя Софии-Премудрости Божией. В том же году здесь был основан и скит.

Саирмский монастырь в Зугдидском уезде. Монастырь расположен близ селения Саврме. С 18В7 г. он приписан к Мартвильскому монастырю.

Схвавский монастырь в Рачинском уезде. Схвавский монастырь находится при селении Схвави. Он существовал уже в XVII веке. В 1872 г. приписан к Челишскому монастырю.

Хопский Успенский Богородичный монастырь в Зугдидском уезде. Эта второклассная необщительная обитель расположена на левом берегу р. Хоти, в 30 в. от уезд. г. Зугдиди. Храм его освящен в честь Успения Богоматери.

Управляется архимандритом.

Цагерский монастырь в Лечхумском уезде. Цагерский монастырь находится в селении Цагери, на правом берегу р. Цхенисцхали. Прежде он был кафедральным епископов сванетских, а с 1884 г. приписан к Намарневскому монастырю. В храме этого монастыря хранится серебряный крест грузинского царя Георгия I (921–956) и находится гробница Григория Дадиани, скончавшегося в 1804 году.

Цаишский монастырь в Зугдидском уезде. Цаишская обитель находится при р. Джуме, в селении Цаиши, недалеко от местечка Зугдиди. С 1884 г. она приписана к Намарневскому монастырю. В храме ее сохраняется крест Баграта III, царя Абхазии и Карталинии (980–1014).

Челишский монастырь в Рачинском уезде. Этот второклассный общежительный монастырь находится в селении Никорцминда, в 45 в. от селения Они, являющегося главным пунктом уезда. Его храм освящен в честь Успения Богоматери. Управляется архимандритом.

Шемокмедский Спасский монастырь в Озургетском уезде. Второклассный Шемокмедский необщежительный монастырь находится в селении Шемокмеди, в 5 в. от своего уездн. г. Озургети. Управляет им архимандрит.

Женские обители

Василиско-Златоустовский монастырь в Сухумском округе. Эта общежительная обитель находится в 12 в. от г. Сухума и в стольких же верстах от берега Черного       моря, близ селения Михайловского, на берегу р. Гумисты.

Монастырь основан в 1898 году на месте, где был, по преданию, погребен Иоанн Златоуст. Здесь были развалины древнего храма. Он был восстановлен сестрами и в 1900 г. освящен во им св. Иоанна Златоуста. Возле этого храма и была в 1901 г. открыта Василиско-Златоустовская обитель. За алтарем храма стоит высеченный из камня гроб значительных размеров, извлечённый при раскопках.

При монастыре имеются гостиница для богомольцев, больница для сестер обители и школа для обучения туземных девочек-сирот.

Джихетская община в Озургетском уезде. Община эта находится при селении Джихети, в 5 в. от станции Закавказской ж. д. «Нигоити» и в 20 в. от уездн. г. Озургети. Основание общины положила в 1886 г. Елена, и ныне настоятельствующая в ней. Храм один, освященный в честь Введения во храм       Пресвятой Богородицы.

При общине имеется       одноклассная       церковноприходская школа для девочек.

Мгвинский Спасский монастырь в Шаропанском уезде. Третьеклассная Спасская общежительная обитель находится в 2-х верстах от станции Закавказской ж. д. «Чиатуры» и в 40 в. от г. Квирил.

Мгвинский монастырь принадлежит к числу древнейших кавказских обителей и основан в конце XII в. при царице Тамаре эриставом рачинским Рати Кахаберидзе.

В настоящее время в обители два храма. Один из них освящен в честь Успения Богородицы, а другой – в честь Нерукотворного образа Спасителя.

Из древностей монастыря особенно замечательны двери из цельной виноградной лозы, шириной в 18 верш. и высотой в 3 арш., с резными изображениями и подписями. В обители находятся гробницы некоторых имеретинских царевичей. В Спасском храме хранится древняя икона Спасителя XI или XII века. При монастыре имеется церковноприходская школа с 1894 г. Управляет игуменья.

Моквинский Успенский монастырь в Сухумском округе. Моквинский общежительный монастырь расположен в центре древней Абхазии, в 15 в. от портового местечка Очанчири, на месте развалин древнего храма.

Грузинская летопись приписывает основание Моквинского храма во имя Успения Богоматери абхазскому царю Леону III, умершему в 957 году. Что ранее он не существовал, следует из того, что моквинский епископ не поименован в акте, определяющем иерархический порядок епископов грузинской церкви и относящемся, по предположению Иосселиани, к VIII веку. Успенский храм был кафедральным для епископов, управлявших Моквинск. епархией, которая существовала еще в XVII в. и занимала пространство между Моквис-цхали и Кодором. История помнить, что в первой половине этого XVII в. моквинский епископ присутствовал на соборе, созвавшим в Кутаисе для принятия мер к исправлению нравов в Имеретии, и что в 1640 г. русским послам в Мокве абхазский католикос Максим показывал часть мощей пр. Стефана. Впоследствии, когда Абхазия подверглась нашествию магометан разных национальностей и была насильственно обращена в      мусульманство, Моквинский      храм запустел, но уцелел среди повсеместного разрушения. В 40-х годах прошлого столетия он был возобновлен тогдашним владельцем Абхазии Михаилом Шервашидзе и превращен в приходскую церковь и усыпальницу дома владетеля. При этом храме в 1902 г. и был основан монастырь, официально открытый по определению Св. Синода от 22 сентября 1904 г.

Управляет Моквинской Успенской обителью игуменья.

Теклатский Рождество-Богородичный монастырь в Сенакском уезде. Общежительная второклассная Рождество-Богородичная обитель расположена при селении Теклати, на берегу р. Цивы, у подошвы горы Сикуки, в 3 в. от местечка и станции Закавказской ж. д. «Ново-Сенаки».

Она основана в 1869 г. под именем общины на месте запустившего мужского монастыря. С 1884 года община получала содержание от Св. Синода, а в 1897 г. переименована в монастырь.

В Теклатском монастыре один храм, построенный в 1889 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Управляется игуменьей.

Ставропольская губерния

Мужеская обитель 1, женская 1.

Мужская обитель

Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь в Прасковейском уезде. Эта нештатная общежительная обитель расположена близ заштатного города Св. Креста (Карабаглы), при реке Куме, недалеко от развалин татарского города Мамап-Маджары и в 180 в. от Ставрополя.

Мамай-Маджарский монастырь основан в 1882 г. Ставропольским братством Св. ап. Андрея Первозванного на том месте, где временно пребывало тело кн. Михаила Ярославича Тверского, убитого в Орде татарами в 1819 году. Братство, создавая обитель, имело в виду ее миссионерские задачи и просветительную деятельность среди калмыков.

Первый по времени монастырский храм в честь Воскресения Христова отличался простотой. Он был создан иером. Рувимом из необожженного кирпича и покрыт камышом. Строитель воспользовался обрывистой горой, к которой пристроил три стены, и таким образом получался храм, имевший 7 саж. в длину и столько же в ширину.

В 1890 г. ставропольский епископ Владимир заложил в обители трехпрестольный величественный каменный храм в честь Преображения Господня, оконченный в 1900 г. и 23 апреля того же года освященный преосвящ. Агафодором.

В обители есть еще небольшой деревянный храм Св. кн. Михаила, с приделом во имя Св. равноап. кнг. Ольги.

Управляет Мамай-Маджарским монастырем игумен.

Женская обитель

Иоанно-Мариинский монастырь в Ставропольском уезде. Иоанно-Мариинская общежительная обитель, находящаяся в 3 в. к северу от Ставрополя, учреждена в 847 г. под именем женской общины кавказским еп. Иеремию. Община эта в 1859 году переименована была во второклассный монастырь. При этой обители есть школа для девочек. Управляет ею игуменья.

Терская область

Обителей мужских 2, женских 3.

Мужские обители

Второ-Афонский Успенский монастырь в Пятигорском округе. У подножия Бештау, близ Пятигорска, на значительном возвышении от равнины, образовалась неровная площадка, окруженная с трех сторон горными отрогами. Здесь, на этой площадке, приютилась скромная иноческая обитель, созданная любовью русских святогорцев, Второ-Афонский Успенский общежительный монастырь.

В половине сентября 1904 г. о. Герасим, русский подвижник, долго проживший на Афоне, в сопровождении 20 человек братии прибыл на это место и приступил к возведению храма и других необходимых монастырских построек. Работа их приняла быстрый ход, в 12 ноября 1904 г. уже последовал указ Св. Синода об утверждении Второ-Афонского Успенского монастыря.

28 ноября 1904 в. новый епископ владикавказский Гедеон в сослужении с наиболее почетным духовенством епархии освятил Успенский храм обители.

Прошло немного больше года, в обитель постигло несчастье: 9 января 1906 г. вспыхнул пожар, уничтоживший Успенский храм, братский двухэтажный корпус и довольно ценную ризницу в трапезу. Только благодаря пожертвованиям обитель могла воздвигнуть новый храм, освященный 15 августа 1906 г.

Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь. Крестовоздвиженская общежительная обитель, находящаяся в самом городе Кизляре, основана в 1736 г. игуменом Даниилом, родом из грузинских князей, принесшим с собой фамильную Грузинскую икону Богоматери «Знамение». Около ста лет в этом монастыре группировались грузины, бежавшие из Закавказья от тяжкого гнета турок и других мусульман. За все время от своего основания до покорения Кавказа обитель терпела материальные недостатки, и только с заселением края православными жителями благосостояние ее улучшилось.

В настоящее время в Кизлярской обители имеется однопрестольная соборная церковь в честь Воздвижения Креста Господня и храм во имя Св. вмч. Георгия, воздвигнутый в 1904 г. на месте сгоревшего храма. При монастыре есть гостиница для паломников и с 1884 г. школа для мальчиков. Управляется архимандритом.

Женская обитель

Владикавказский Покровский монастырь. Эта нештатная общежительная обитель расположена в самом городе Владикавказе и находится в 1 в. от станции «Владикавказ» Владикавказской железной дороги.

Покровский монастырь основан в 189 В г. Евдокией Феодоровной Лозенко, принявшей монашество с именем Евпраксии, и вдовой священника Феодосией Ивановой Кубанской. В начале он существовал под видом общины, открытой в 1894 г., и в 1898 г. переименовав в монастырь.

В обители один храм, построенный в 1893 г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При ней имеются: больница на 12 кроватей, живописная школа для послушниц и церковно-приходская школа на 30 девочек, открытая в 1897 году. Управляется Покровская обитель игуменьей.

Георгиевский монастырь в Моздокском округе. Георгиевский нештатный общежительный монастырь находится пря р. Куре, в 70 в. от г. Моздока. Это первая по времени женская обитель во Владикавказской и Моздокской епархии. Она основана в 1885 г. отставным подполковником А.Ласточкиным в память войны 1877 года, и, первыми инокинями ее были сестры, служившие раненым под Карсом и Эрзерумом. Храм во имя Св. Георгия. При учреждении ее были открыты больница и школа. Управляет игуменья.

Серафимовская община в Нальчикском округе. Основана община въ 1907 г. на участке, пожертвованном дочерью штабс- ротмистра Екатериной Алексеевной Хомяковой. Храм в честь Св. Троицы воздвигнуть в 1902 г. При общине находятся приют для сирот и больница с амбулаторией.

Тифлисская губерния

Обителей мужских 15, женских 3.

Мужские обители

Ахтальский Успенский монастырь в Борчалинском уезде. Ахтальский заштатный необщежительный монастырь находится в 50 в. от г. Шулавер и в 90 верстах от Тифлиса. Храм его построен в честь Успения Богоматери. Управляет игуменом.

Бетанийский Рождество-Богородичный монастырь в Тифлисском уезде. Ботанийский монастырь, расположенный в ущелье р. Веры, в 14 верстах от Тифлиса, основан, по преданию, в XII в. Св. царицей Тамарой. Во время персидского владычества на Кавказе обитель эта подверглась полному разорению и запустению и в настоящее время восстановляется из развалин.

Вардзийский Успенский монастырь в Ахалцыхском уезде. Успенская общежительная обитель расположена в 55 верстах от уездного города Ахалцыха.

Грузинское предание говорит, что Вардзийский монастырь основан Тамарой. Но это – невольная историческая погрешность. По свидетельству одного армянского писателя, еще в VІІ веке был известен чудотворный вардзийский крест, – вероятно, тот, который некоторое время хранился в Голатском монастыре. Если так, то царице можно приписать только расширение обители и ее благоустройство. Она подарила Вардзийскому монастырю много деревень, украсила его храмы и повелела высечь в скале так называемую Большую церковь, которая выдается из среды всех других церквей обители. В церкви и доселе хранится фресковый портрет царицы и надпись, в которой упоминаются имена «царя царей всего востока Георгия, сына его Димитрия и дочери Тамары», хотя имя царицы уже стерто в этой надписи и известно лишь по свидетельству путешественников.

Церковь Тамары отличается простотой, отсутствием резьбы и орнаментов. Из середины ее алтаря ведет подземный ход в нижний этаж, где находится вторая церковь таких же размеров, как и первая. Влево от первой расположены комнаты царицы, имевшей здесь зимнее пребывание. Над ними – летние апартаменты. К их выходу примыкает галерея, откуда открывался дивный вид на всю долину Куры, окаймленную садами, расположенными в виде террас до самого верха ската. По другую сторону церкви были расположены другие апартаменты. В глубине одного из них был освежительный родник, снабжавший всю обитель водой. Ряд таких гротов замыкался площадкой, на которой была колокольня – единственное здание, сложенное из тесанного камня (все другие были высечены в скалах) и служившего входом в анфиладу гротов, которых здесь было очень много. Вблизи колокольни – еще маленькая пещерная церковь, в которой прекрасно сохранились византийские фрески и греческие надписи.

В XIV веке обитель разоряли орды Тамерлана, а в XVI – войска персидского шаха Тахмасба. Особенно было грозно нашествие персов.

Со времени этого нашествия обитель запустела и только в недавнее время возобновлена на частные средства одного благочестивого грека, который поселился среди развалин и собрал вокруг себя несколько иноков. Братия монастыря немногочислена и управляется игуменом.

Давидо-Гареджийский монастырь в Тифлисском уезде. Эта общежительная обитель, называвшаяся прежде лаврой, расположена между реками Курой и Иорой, в Гароджийских горах, в 60 в. от Тифлиса.

Время основания монастыря относится к VI веку. Основателем его был один из 13 сирийских или каппадокийских отцов-просветителей Грузии, прп. Давид, по месту своих подвигов названный Гареджийским.

Основанная прп. Давидом лавра подверглась сильному опустошению в 1616–1617 годах. В это время все иноки, собравшиеся в соборном храме накануне Пасхи, по приказу шаха персидского Аббаса I были мученически перебиты. Пало от руки огнепоклонников всего около 6,000 подвижников.

В 1851 и 1857 годах Давидо-Гареджийский монастырь в принадлежащие ему скиты и пустыни были опустошены лезгинами, убившими немало иноков. Только недавно для обители наступили благоприятные времена.

В Давидо-Гареджийской обители три храма: соборный во имя Воскресения Христова, воздвигнутый еще в VI веке; храм, называемый «Моцамети» или мученический, построенный при царе Теймуразе I (1605–1663 г.) в честь убитых в 1617 г. мучеников, и, наконец, храм в честь Преображения Господня, возобновленный в 1811 году.

В Преображонском храме покоятся в сделанной настоятелем обители Св. Илларионом (сконч. в 882 г. в Фессалии) серебряной раке мощи основателя монастыря прп. Давида. Здесь же, возле раки, на возвышенности, находится и могила сподвижника прп. Давида – св. Лукиана. В храме «Моцамети», в пещере, стоит каменная рака, устроенная по повелению царя Теймураза I, и в ней хранятся свв. станки мучеников.

Давидо-Гареджийской обителью управляет викарный горийский епископ.

Зарзмский монастырь в Ахалцыхском уезде. Зарзмская обитель находится в 30 верстах от уездного города Ахалцыха, близ дер. Зарзмы. Она была основана еще в XI веке, но до настоящего времени сохранилась только в развалинах. В недавнее сравнительно время она возобновлена.

Иоанна Зедазнийский монастырь в Душетском уезде. Иоанно-Зедазнийский необщежительный монастырь расположен в 42 в. от уездного города Душета и в 30 – от Тифлиса. Содержится эта обитель главный образом на проценты, получаемые с капитала, 10 тыс. pублей, пожертвованного монастырю горийским епископом Александром. Управление игуменское.

Иоанно-Крестительская пустынь в Тифлисском уезде. Эта необщежительная пустынь находится в 30 вер. от Тифлиса и управляется викарным горийским епископом.

Квабтахевский Успенский монастырь в Горийском уезде. Эта необщежительная обитель находится в 31 в. от уездного города Гори и в 50 вер. от Тифлиса. Она основана в XI веке известным грузинским царем Давидом III Возобновителем, но впоследствии долгое время оставалась в запустении. В 1849 году жители Карталинии и князь Тарханов обратились с просьбой восстановить обитель и ее древний Успенский храм. Ходатайство было удовлетворено, и обитель возобновлена. Управляет ею архимандрит.

Кобенский Успенский монастырь в Тифлисском уезде. Кобенская общежительная обитель находится близ посада Коджоры. Она учреждена по определению Св. Синода от 24 октября –3 ноября 1903 г. Храм освящен в честь Успения Богоматери.

Марткопский Св. Антония монастырь в Тифлисском уезде. Верстах в 30 от Тифлиса и в 5 в. от селения Марткопи, среди предгорий, в живописной местности, находится причисленный к экзаршему дому монастырь Св. Антония, игравший большую роль в историческом и духовном развитии православной Грузии. Он издревле служил предметом особенно глубокого почитания православного грузинского народа, стекавшегося туда на богомолье обыкновенно два раза в год: 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь которой был главный храм монастыря, и 19 января в день памяти Св. Антония – основателя обители.

Основание Марткопского монастыря относится к половине V в. н. э. Св. Антоний, один из 13 сирийских отцов, пришедших в Грузию для утверждения христианства в 445 году, избрал эту местность для своих духовных подвигов. Отсюда свет его добродетелей озарял новообращенный народ грузинский. Строго подвижническая жизнь Св. Антония, сопровождаемая чудесами и исцелениями, привлекала к нему много учеников, для которых он устроял обитель, с храмом во имя Спасителя. Невдалеке от развалин этого храма крутой и узкий вход ведет на высокий утес, где им же создан высокий «столп» или башня, а в ней другой малый храм. Здесь св. угодник провел последние 15 лет своей жизни, за которые в воспоминаниях церкви остался с наименованием столпника.

После опустошения в 1752 году горцами восточного Дагестана, монастырь представлял жалкие развалины.

В таком виде Марткопский монастырь остается и в настоящее время. Перемен больших нет. От ветхих стен веет глубокой стариной, и живописные развалины на горе навевают мысли о прошедших веках, о бурях и грозах, проносившихся в то тревожное время, когда роскошная Грузия страдала от набегов ближайших горцев или отдаленных персов, монголов и проч., систематически разорявших города, селения и монастыри. В настоящее время монастырь служит летней резиденцией экзархов Грузии.

Сафарский Саввинский монастырь в Ахалцыхском уезде. Сафарский Саввинский общежительный монастырь находится в 7 в. от уездн. г. Ахалцыха и в 55 в. от станции «Боржом» Закавказской ж. дор. Он расположился по скатам скалистого полукружия, ниспадающего с восточной стороны в глубокий дикий провал, по которому шумно бежит горная речка Уравелис-цхали.

Сафарская обитель принадлежит к числу древнейших монастырей Кавказа. Известный академик Броссе, совершивший свое археологическое путешествие по Грузии в 1847–1848 г., из разбора одной надписи на стенах храма во имя прп. Саввы Освященного, пришел к заключению, что храм этот сооружен в 1809 г., и вообще не допускает, чтобы он был много древнее XIV века. Но то обстоятельство, что занимавший при грузинских царях Баграде IV (1027–1072), Георгие II (1072–1089) и Давиде Возобновителе (1089–1125) католикосскую кафедру некто Габриель именуется в одном акте «сафарским», дает право полагать, что Сафара существовала уже в XI в., а начало свое получила, быть может, и раньше в X веке. На эту же мысль наводить и крайне простой архитектурный стиль бывших монастырских храмов и в их числе Успенский, признаваемый археологами самым древним храмом.

Обитель, благодаря своему положению в малодоступных горах, долгое время сохранялась от разорения со стороны наводнявших Грузию арабов, персов, монголов, турок, кавказских горцев и т. д. Однако, эта прошлая жизнь ее, начиная с основания и до XVI в., когда краем овладели турки, а равным образом и период их господства, продолжавшийся до 1828 года, мало известны. Несомненно, что обитель много перенесла притеснений от иноверных, а в последнюю войну России с Турцией (1877–1878 г.) была разорена мусульманами окончательно.

В 1893 г. сюда прибыл русскими иноками для возобновления монастыря архим. Паисий (Балабанов), управлявший Константинопольским подворьем Афонского Пантелеимонова монастыря и затем начальник Абиссинской русской миссии 188S года. Под его руководством развалины стали быстро превращаться в благоустроенный монастырь.

В настоящее время в обители восстановлен один древний храм и освящен во имя Св. Саввы Освященного (6 декабря). Он имеет придел в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Из древних святынь монастыря замечателен Нацхаватевский крест, составлявший прежде важную фамильную собственность атабегов, найденный прот. Г.Гамрекеловым. Большинство же древнейших святынь было расхищено при завоевании Ахалцыхского края турками, когда унесена была и икона прп. Саввы Освященного.

До сих пор довольно       хорошо сохранились две башни      и полуразрушенное здание, сооружение на скате горы под этими башнями и облицованное прекрасно вытесанными каминными плитами. Здание это по размерам своим довольно обширно и, как говорит предание, служило летней резиденцией для местных владетелей, получавших в XII веке, при знаменитой грузинской царице Тамаре, титул атабегов.

Сафарская Саввинская обитель управляется архимандритом. Тифлисский Спасо-Преображенский монастырь. Спасо-Преображенский первоклассный необщежительный монастырь находится в caмом городе Тифлисе. Основан он в 1822 году при дворцовой церкви во имя Св. Ираклия и Дарии, построенной в 1799 году. Управляется архимандритом.

Хирский Стефановский монастырь в Сигнахском уезде. Эта третьеклассная необщежительная обитель расположена в 8 верстах от уезд. г. Сягнаха.

Управляет ею архимандрит.

Шио-Мгвинский монастырь в Тифлисском уезде. Шио-Мгвинская нештатная и необщительная обитель расположена в пустынном, глубоком, диком ущелье, в 10 верстах к востоку от селения Мцхеха и в 40 – от Тифлиса.

Обитель основана была в VI веке Св. Шио, принадлежавшим к числу 18 сирийских или каппадокийских отцов, просветивших языческую Грузию светом Христова учения. В 1822 году она была превращена в пустынь, приписанную к Тифлисскому Спасо-Преображенскому монастырю, а с 1887 г. сделана самостоятельным монастырем.

В настоящее время обитель располагает двумя храмами: Успенским и во имя Св. Иоанна Крестителя. В последнем покоятся мощи основателя монастыря Св. Шио. Управляется викарным горийским епископом.

Шуамтинский Рождество-Богородицкий монастырь в Телавском уезде. Второклассная Шуамтинская общежительная обитель находится в 7 верстах от уезд. г. Телава, над полотном Гомборского шоссе. К ней приписан Алавердский Георгиевский собор, основанный в 557 году и находящийся в 15 верстах от Телава. Управляет монастырем алавердский епископ, викарий грузинского экзархата.

Женские обители

Бодбийский Св. Нины монастырь в Сигнахском уезде. Бодбийский монастырь находится в местечке Бодби, в 2-х верстах от уезд. г. Спгнаха и в 100 – от Тифлиса.

Основана эта обитель в 1889 году по воле императора Александра III. Основательницей и первой настоятельницей монастыря была игуменья Ювеналия, приехавшая в Водби из Москвы с шестью сестрами. Обитель возникла на развалинах древнего храма Св. равноап. Нины. Церковь эха была построена в конце V столетия царем Вахтангом Гургасланом, а в 1027 году царем Георгием I над ней выстроен храм во имя Св. Георгия Победоносца. С VIII по ХVII с при храме Св. Нины был учрежден мужской монастырь и митрополичья кафедра, которая была уничтожена со смертью последнего грузинского митрополита Иоанна Бодбийского.

В обители ныне два храма. Храм Св. Нины принадлежит глубокой древности: он стоит около 16 столетий. В нем почивают под алтарем, близ престола, мощи Св. Нины. Сверху они закрыты мраморной гробницей с изображением Св. Нины во весь рост, с крестом и Евангелием в руках; у ног св. угодницы на гробнице находится образ Божией Матери, которая вручает ей крест, повелевая идти проповедовать Христово ученье в Иверию. Все стены церкви покрыты старинной живописью из событий Ветхого и Нового Заветов; в церкви же находится ризница со старинными, времени грузинских царей, церковными облачениями, сосудами и книгами.

Второй монастырский храм, заложенный в 1897 г. и освященный в 1901 г. имеет четыре престола: первый, главный, во имя Св. Николая; боковой придел, старинный, во имя Успения Божией Матери, и два придела на хорах: в честь Св. Иннокентия и святителя Ювеналия. В церкви Св. Николая стоит копия с Иверской иконы Божией Матери, что на Афоне, в 2 арш. вышины, чудной живописи.

При монастыре есть две школы: одноклассная, всего 2 года назад основанная, за оградой монастыря, для преходящих детей, и второклассная, основанная 20 лет тому назад, 22 октября 1889 г.; вначале в ней било лишь до 10 учениц, теперь же обучается до 120 девочек, живущих на полном содержании, получающих образование, почти равное среднему, и по выходе –звание учительниц низших школ.

В настоящее время в обители около 180 сестер.

Все они, начиная от старших и кончая самыми младшими, несут самые разнообразные послушания для монастыря: поют, читают и прислуживают в церкви, работают в рукодельной, в живописной, на кухне, огороде, в хлебной, просфорне и т. д.

Жить сестрам обители приходится в весьма тяжелой обстановке, так как монастырь, расположенный между высоких гор Закавказья, находится вдали от России, среди нерусского населения; но святая просветительница Грузии Нина, собравшая сестер обители под своим кровом, подправляет их своим заступлением, помогая им возрастать духом в молитве и достойно выполнять свою просветительную миссию на далекой окраине нашего отчества.

Бодбийская обитель имеет свое подворье в Тифлисе. Управляется игуменьей.

Мамкодский Георгиевский монастырь в Тифлисском уезде. Георгиевский общежительный монастырь, расположенный близ деревни Мамкоды, учрежден в 1900 году в вид общины, которая была приписана к Бодбийскому женскому монастырю, a пo определению Св. Синода в 1903 году превращена в самостоятельный монастырь.

Мцхетский Самтаврский Св. Нины монастырь в Душетском уезде. Эта первоклассная общежительная обитель находится при устье р. Арагвы, впадающей в Куру, при селе Мцхете, в 24 верстах от уездн. города Душета и в 20 в. от Тифлиса. Основана она в 1847 году по ходатайству экзарха Грузии.

Ныне в Мцхетской Самтаврской обители два храма. Один из них освящен в честь Преображения Господня и имеет придел во имя архангела Михаила, а другой – во имя Св. Нины, просветительницы Грузии. Обителью управляет игуменья.

Черноморская губерния

Обителей мужских 1, женских нет.

Мужская обитель

Свято-Троицкий монастырь в Туапсинском округе. Эта общежительная обитель расположена близ посада Туапсе. Она учреждена по определению Св. Синода в 1902 году.


Источник: Православные русские обители : Полн. ил. описание всех православ. рус. монастырей в Рос. Империи и на Афоне / [Сост. П.П. Сойкин]. - С.-Петербург : Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1909. - 712, VIII с.

Комментарии для сайта Cackle