Источник

Бессарабия

Бессарабская губерния

Обителей мужских 17, женских 6.

Мужские обители

Гербовецкий Успенский монастырь в Оргеевском уезде. Этот заштатный общежительный (с 1818 г.) монастырь находится на левом берегу верховьев реки Икела, при селе Гербовец, в 12 в. от ст. Юго-Зап. ж. дорог «Калараш» и в 40 в. к западу от уездного г. Оргеева.

Название монастыря «Гербовецкий, по всей вероятности, произошло от молдавского слова «хырб» (холм), так как обитель, действительно, построена на горе. Время же основания монастыря достоверно нельзя определить: одни думают, что он основан в начале XVIII века боярином Константином Карпузом; другие же относят возникновение его к XVII веку и основателями его считают выходцев из подольского Бершадского монастыря, а происхождение слова «Гербовецкий» объясняют «телесным недостатком первого игумена этого монастыря Иоанникия Горбатого». Существует еще и третье предположение: слово «Гербовецкий» некоторые производят от латинского слова «herba» (трава); дело в том, что в окрестностях этого монастыря растут целебные травы, которые собирают знахари, преимущественно старухи, и продают на кишиневском «базаре», непременно прибавляя покупателям, что эта трава «из Гербовцов». До 1812 г. монастырь трижды был разоряем и сжигаем турками и татарами. С 1860 г. здесь жил на покое и погребен архиепископ Могилевский и Галицкий Анатолий, известный своей ученостью духовный писатель, написавший книгу «Вера, надежда и любовь в беседах и размышлениях» и многие другие богословские произведения.

В Горбовецкой обители в настоящее время красуются два каменныхъ храма. Один из них – храм во имя Успения Пресвятой Богородицы –построен в 1816 году бывшим кишиневским полицеймейстером Степаном Луповым, впоследствии принявшим схиму под именем Серапиона, и его женой Еленой, урожденной Браеско, впоследствии инокиней Таборского скита. Настоятелем тогда был Серафим, при котором, за три года до этого события (1818 г.), Гербовецкий скит был переименован в монастырь преосвященным экзархом Гавриилом. В этом Успенском храме находится главная святыня Бессарабии –Гербовецкая икона Богоматери, прославившаяся многочисленными чудесами. – Другой храм Духосошественский построен в 1870 г.

Недалеко от монастыря, после спуска с горы, на гладкой равнине стоит фонтан, сделанный из наскоро сложенных, серых камней. В стену его вделана икона. Под ней из двух железных труб струится вода, которая затем бежит по длинному каменному водоему и оттуда стекает в долину, образуя ручей. У этого источника богомольцев обыкновенно делают последнюю остановку.

При монастыре есть церковноприходская школа для 14 детой-сирот и беднейших из духовного звания и гостиница для приезжающих. Управляет им архимандрит.

В числе достопримечательностей обители, кроме вышеупомянутой Гербовецкой иконы, нелишне отметить находящиеся в ней еще сем грамот Молдавских господарей, из которых самая древняя принадлежит воеводе Иоанну Дуке – 1671 года.

Гинкульский Параскевиевский монастырь в Кишиневском уезде. Гинкульский заштатный общежительный мужской монастырь расположен на возвышенности, окруженной горами, близ реки Когильника, и находится в 14 в. от станции Юго-Зап. ж. дорог «Быковец» или в 25 вер. от другой сг. той же ж. д. «Калараш» в 50 в. к с.-западу от губ. г. Кишинева.

Обитель основана в 1678 г. молдавским боярином, великим стольником Михаилом Гинкулом по желанию его дочери, принявшей здесь иночество с именем Параскевы, и была первоначально женским скитом. В XVIII в. скит этот постоянно тревожили татары. Монахини принуждены были покинуть его, и он стал после этого приходить в разрушение. По настоянию фамилии Гинкула он был возобновлен иеромонахом Варзарештского монастыря Варлаамом, а в 1835 г. при игумене Досифее переименован в монастырь.

В нем два каменных храма – один холодный во имя прп. Параскевы построен в 1835 г., а другой теплый Успенский – в 1841 году.

В монастырской библиотеке хранятся многие документы, восходящие иногда к ХѴІІ в. Из документов упомянем следующие: грамота молдавского господаря Илиаша Александра воеводы (8 ноября 1667 г.); дарственная запись ктитора монастыря Михаила Гинкула (9 декабря 1678 г.); грамота молдавского господаря Григория Александра Гирки воеводы (10 февраля 1766 г.); повеление дивана Молдавского господарства (2 августа 1772 г.); дарственная запись родственников Гянкула (20 марта 1781 г.); «Омилия», т. е. беседы Св. Макария Великого, переведенная с греческого на молдавский язык и напечатанная при воеводе Александре Ипсиланти и митроп. угровлахийском Григории в 1675 г. в Букуреште; «Амфилогион», или службы воскресные и праздничные на славян. языке, напечатанные при воеводе Иоанне Михайловиче Ракович в 1726 г. в Яссах; «Осмогласник» на славянском языке, напечатанный при воеводе Иоанне Константине Бессарабе в 1712 г.; «Слова» прп. Феодора Студита на молдав. языке, написанные при воеводе Михаиле Константине Суцуле в 1784 г., и «Толкования на четвероевангелие», переведенные с греч. на молдавский яз. и напечатанные в Яссах в 1805      году.

При монастыре с 1881 г. открыта школа       с приютом на       10 сирот. Вокруг него расположены 5 фонтанов, в которые вода проведена через глиняные трубы за 300 саж. Управляет им архимандрит.

Гиржавский Вознесенский монастырь в Оргеевском уезде. Он принадлежит к числу заштатных       общежительных      монастырей и с 1815 г. приписан к Кишиневскому архиерейскому дому.

Расположен он близ ручья Гиржавки, у подошвы горы, недалеко от ст. Юго-Зап. ж. д. «Калараш», в 45 в. от губ. г. Кишинева и в 50 в. к западу от у. г. Оргеева.

В этих местах прежде скрывались от преследования татар хриcтиане. Они и положили основание обители в половине XVIII века. Одни считают основателем ясскинского постриженика монаха Иннокентия, уроженца соседнего села Калараш, а другие говорят, что обитель основана на средства молдавского боярина Никулицы старцем Феодосием, в иночестве Феоктистом, вместе с двумя иноками Нямецкой лавры.

В монастыре три храма: Вознесенский, во имя Св. Спиридона Тримифунтского и во имя Свв. апп. Петра и Павла. С 1845 г. монастырь находится в ведении епархиального епископа и управляется наместником.

Добрушский Николаевский монастырь в Оргеевском уезде. Этот заштатный общежительный монастырь находится в вотчине Добруше, в 55 в. от у. г. Оргеева, и расположен в прекрасном месте на полугоре, с двух сторон окруженной лесистыми высотами и открытой с одной ю.-западной стороны. Из-под горы вытекают два ручья, сливаются и образуют ниже монастыря к западу три пруда, впадающие в реку Добрушу.

По преданию, монастырь основан в 1772 г. монахом молдавского Проботского монастыря Иоасафом, посланным для осмотра принадлежавших обители в Бессарабии имений. Найдя в Добрушской вотчине красивое пустопорожнее место, он, с благословения своего игумена, приступил к постройке деревянной церкви при содействии иеромонаха Евфимия из Курковского монастыря, который и достроил ее в 1785 г. С самого основания своего Добрушский монастырь уплачивал Проботскому по 40 левов (франков) посессионных денег, а когда тот был «преклонен» ко Гробу Господню, то стал вносить деньги в иерусалимскую патриархию, с 1803 г. по 80 левов, а с 1807 г. – по 25 голландских червонцев.

В монастыре три храма: соборный во имя Св. Николая Чудотворца (построен в 1822 г.), Преображенский (с 1847 г.) и кладбищенский каменный на верху горы, построенный в 1889 г. Ему принадлежат подворья в Кишиневе, Теленештах и Бельцах. Управляется архимандритом.

Каларашевский Успенский монастырь в Сорокском уезде. Эта заштатная общежительная обитель расположена в полуверсте от р. Днестра, близ селения Каларашевки и местечка Атаки, в 6 вер. от г. Могилева-Подольского и в 54 в. от у. г. Сорок.

Сначала он был скитом, принадлежавшим молдавскому монастырю Св. Саввы, преклоненному Св. Гробу Господню, а с 1813 года стал самостоятельным и в последствии переименован в монастырь.

В нем два каменных храма. Один – холодный, в честь Успения Богоматери, построен жителем Могилева-Подольского Хаджи Марко Доничем и освящен в 1782 г. Другой – теплый, во имя Св. Митрофана Воронежского, построен в 1853 г. При монастыре есть каменная гостиница для богомольцев, школа и приют.

Управление – игуменское.

Киприановский Успенский монастырь в Кишиневском уезде. Эта заштатная общежительная обитель зависит от Афонского Зографского монастыря, ставропигиального константинопольского патриарха. Она расположена в с. Киприанах, в 12 в. от ст. Ю.-З. ж. д. «Страшены» и в 28 в. от губ. г. Кишинова. Поезд идет меньше часа и подвозит богомольцев почти к самому лесу, великолепному старому лесу, какие уже редко встречаются в средней полосе Бессарабии. Остальной же путь к монастырю лежит чащей леса, по едва заметной тропинке. Сам же монастырь расположен в гористой, покрытой густым лесом, местности. По узкой долине, запертой со всех сторон горами, протекает ручей Ишновец; вследствие выстроенной у самых монастырских ворот плотины, он превратился в небольшой пруд, некогда чистый и прозрачный, а теперь заглохший, покрытый тиной и водорослями, со склонившимися над зеленоватой поверхностью ивами. Вниз по долине попадается еще насколько таких же прудов. Над высокими каменными воротами видны три небольших купола с крестами и иконой Успения, вделанной в стену, а рядом – каменное строение в виде часовни, увенчанной крестом. Это – устроенный основателем монастыря, старцем Киприаном, источник чистой холодной воды, которая широкой струей выбивается из-под горы и вливается в пруд, начинающийся у самых ворот.

Посреди монастырской ограды расположены два храма. Один из них –зимний, построен в 1840 г. игуменом Илларионом и освящен во имя Св. вмч. Георгия Победоносца. Другой – летний, Успенский, построенный в 1820 г. Храм этот довольно обширен. Перед алтарем стены его расходятся в стороны, образуя два полукруга со стоящими вдоль них «стасидиями», на которых помещаются два хора: справа – русский, а слева – румынский. Оба хора поют попеременно, но главным из них считается русский.

Основание Киприановского монастыря относится не к половине XVI века, как думают некоторые, а к самому началу XV века.

Из истории монастыря за XV век известно очень немногое. Господарь Стефан Великий, герой румынских эпических песен, считается «ктитором» Киприанова монастыря, а сын его, Петр Рареш, во время вторичного своего княжения, стал строить здесь в 1545 году большую каменную церковь во имя Успения. Смерть Петра в августе 1546 г. помешала ему довести до конца постройку храма. Дети его, воеводы Стефан и Александр, окончили начатую отцом церковь и подарили монастырю несколько поместий.

В монастырском архиве хранятся древняя царственные грамоты всех господарей, жертвовавших что-нибудь монастырю. Сын Петра, Александр, известный в истории под именем Александра IV Лопушняна и правивший с 1552 по 1561 год, пожертвовал монастырю в апреле 1559 года несколько сел: некоторые из них существуют и в настоящее время.

В следующем XVII в., в 1662 г., господарь Евстратий подарил Кияриановской обители село Попоуцы, в Оргеевском округе. «К воеводе пришли, – говорит дарственная грамота, – монахи из Киприан и жаловались, что монастырь их терпит нужду, все села теперь пустуют, население разбежалось во время непрерывных войн, и теперь у них нет никаких доходов». Но и после этого монастырь по прсжнѳму былъ бѣденъ, и эю обстоятельство заставило господаря «преклонить» Киприановскую обитель Зографскому Афонскому монастырю. В грамоте 1698 года господарь также говорит о бедности монастыря, происшедшей «от нерадения и злого устроения живущих в нем ленивых и непотребных Богу и человекам злых монахов»; затем он ставит в пример Доброведкий монастырь, который благоденствует после подобного же «преклонения». С тех пор Зографский монастырь присылал священнослужителей для управления имениями Киприановского монастыря. Такая помощь называлась «эмбатик» и впоследствии определилась приблизительно в полторы тысячи      «левов» ежегодно. «А честные отцы,–продолжает грамота, – святой обители Зографской святой горы должны Бога молить за наше здравие и госпож наших, и богоданных чад наших святопочивших». Но      ожидания      господаря      не оправдались, так как присылаемые на известный срок настоятели заботились больше об увеличении доходов с имений, а но о благоустройстве монастыря.

С 1813 г. по 1857 г. Кипріановскй монастырь      находился      во владении Кишиневского архиерейского дома с ежегодным платежом Заграфской обители в 1500 левов, а в 1857 г. снова возвращен в зависимость Зографа.

В числе редкостей Киприановского монастыря сохранилось Евангелие на славянском языке, написанное на прекрасно сохранившемся пергаменте. Оно пожертвовано сюда молдавским господарем Иоанном Петром в половине XVI в.

Кондидский Николаевский скит при Киприановском монастыре. Расположен скит среди лесистых гор, при потоке Катарга, в 25 в. к с.-з. от губ. г. Кишинева. Основан он в 1783 г., но основатель его не известен. В этом заштатном общежительном скиту один каменный храм во имя Св. Николая Чудотворца, возобновленный в 1820 г. бывшим настоятелем его иеромонахом Рафаилом.

Круковский Рождество-Богородичный монастырь в Оргеевском уезде. Этот заштатный общежительный монастырь расположен на равнине, возвышающейся над р. Ватин, в 10 в. от уездного города Оргеева.

Первоначально (до 1810 г.) он был скитом и основан в 1773 году братьями Иордакием и Михаилом Курки, в иночестве Зосимой и Манассией, на том месте, где татары взяли в плен сирот – детей священника села Бузешт, вверенных их попечению.

В монастыре два каменных храма: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1810 году на месте прежнего деревянного, и во имя Св. Димитрия. Для приезжающих и богомольцев вне ограды утроены два каменных корпуса и дом с конюшней сараем. При монастыре школа и приют. Управляет им викарный епископ аккерманский чрез своего наместника.

Ново-Немецкий Вознесенский или Кицканский монастырь в Бендерском уезде. Монастырь этот находится в зависимости от Немецкой лавры в Румынии и расположен на берегу р. Днестра, ниже впадения в него р. Ботны, при селе Кицканах, в 4 в. от ст. Ю.-З. ж. д. «Тирасполь»      и в 10 в. от уездного города Бендер.

Основан он в 1864 г. с       Высочайшего соизволения на вотчинах Немецкой молдавской лавры Копанка-Кицканы иноками лавры иеромонахом Феофаном Кристи и иеросхимон. Андроником.

В нем три храма: один – во имя Св. Николая Чудотворца (прежде был приходским храмом и построен в 1834 г.), другой – в честь Вознесения Господня (начат в 1867 г. и закончен в 1878 г.) и третий – в честь Воздвижения Креста Господня (в 1886 г.)

В Вознесенском храме хранятся частицы св. мощей, присланные в дар патриархом иерусалимским      Кириллом II в 1866 году и патр. Константинопольским Иоакимом III – в 1881 году, а также и принесенный о. Андроником, вторым игуменом Ново-Немецкой обители, снимок с чудотворной Немецкой-Молдавской иконы Богоматери в деревянном резном вызолоченном киоте, с изображением на оборотной стороне доски его иконы Св. вмч. Георгия Победоносца. При монастыре библиотека, имеющая до 1800 названий старинных рукописных и других книг. Управление игуменское.

Сахарнянский Троицкий монастырь в Оргеевском уезде. Обитель красиво расположилось на трех уступах, возвышающихся один над другим и для удобства спуска выложенных камнями. Кроме того, со всех сторон она окружена частью голыми, а частью лесистыми горами, между которыми находится единственный узкий проход, и другого выезда и въезда нет. Находится этот заштатный общежительный монастырь близ правого берега р. Днестра, при с. Сахарне и в 40 в. от уездного города Оргеева. Основан в 1776 г. монахом Варфоломеем Криворучкой и имеет ныне два храма: один – в честь Благовещения, высеченный в древние времена в скале, и другой каменный Троицкий, построенный в 1821 г. Управляет им игумен.

Городищенский Успенский скит при Сахарнянском монастыре. Скит находится в 12 в. от Сахарнянского монастыря, к которому приписан, и расположен в прибрежных скалах правого берега реки Днестра, близ существовавшего некогда укрепления «Городище».

Точно не известно, когда положено основание этому пещерному монастырю. Весьма возможно, что он существовал, подобно другим пещерным обителям, высоченных в скалах, еще в XIII веке. Кажется, он был возобновлен в 1756 г., когда вотчинник логофет Радул Раковиц подарил его молдавскому Добровоцкому монастырю. В 1842 г. вся земля, принадлежавшая Городищенскому скиту, перешла во владение Киприановского монастыря, а самый скит приписав к Сахарнянскому монастырю.

В скиту два храма: один из них расположен на вершине горы, а другой, древний, устроен в скале и расширен в 1765 г.

Суручанский Георгиевский скит в Кишиневском узде. Этот заштатный общежительный скит выходится в 12 в. от губерн. г. Кишинева, при селе Суручанах. С трех сторон его окружают покрыты лесом горы, с четвертой же стороны он открыт.

Здесь прежде было поместье Питаря Суручана. Он именно и основал в 1785 г. скит по убеждению явившегося к ному черногорского иеромонаха Иосифа, который сделался первым настоятелем скита.

В настоящее время здесь два каменных храма: Георгиевский (1828 г.) и Николаевский. С 1884 г. скит имеет школу с приютом на 10 сирот. Управление игуменское.

Фрумошский Успенский монастырь в Огиевском уезде. Монастырь этот расположен на возвышенности близ реки Икела, среди живописной местности («фрумос» означает – красивый), в 12 в. от ст. Ю.-З. ж. д. «Калараш» и в 40 в. от уездного города Оргеева.

Основан этот заштатный общежительный монастырь в 1807 г. резешами (землевладельцами) с. Бравич (в 4 в.) Ефремом (впоследствии схимонахом Евфимием) и Иордакием Юрками и Григорашем и Антиохом Сапотянами.

В обители два каменных храма – летний и зимний. Первый Успенский построен в 1851 г. на месте прежнего деревянного, а второй Троицкий – в 1861 г. Во главе стоит игумен.

Цыганештский Успенский скит в Оргеевском уезде. Этот заштатный общежительный скит находится близ с. Цыганешт, в 1 в. от р. Икела и в 24 в. от уездного города Оргеева.

Вероятно, основан боярином Лукой Деукой, построившим здесь в 1741 г. деревянный храм для христиан, укрывавшихся в окрестностях от татарских набегов. На месте этой деревянной церкви в 1846 г. был построен каменный Успенский храм. Других храмов скит не имеет. Управляется игуменом.

Шабский или Жабский Вознесенский монастырь в Сорокском уезде. Обитель эта расположена на скалистой возвышенности, в 200 саж. от р. Днестра, почти на границе Подольской губернии, при р. Шабке, в 4 в. от м. Каменки и в 35 в. от уездного г. Сорок.

Основание этого монастыря относится к половине XVII в., когда из монастыря Делени, находящегося недалеко от р. Олха, в господстве Валахии, удалился иеромонах Иезекиль, который и стал потом основателем Шабского скального монастыря.

В 1770 г. пришел сюда из того же монастыря Делени иеромонах Феодосий; он здесь не нашел ни одного инока и поселился в оставленной скале. Скоро к нему стала стекаться братия, спасавшаяся от нашествия татар в горах, и скит сделался тесен и неудобен для собравшихся. Иеромонах Феодосий выпросил у владельцев вотчины Жабки небольшую часть земли, расположенной ниже скита, по которой протекало два источника, и построил деревянную церковь во имя Воздвижения, и таким образом было положено основание нынешнему монастырю. До 1813 г. он был скитом, а в этом году экзарх Бессарабской области Гавриил возвел Феодосия в сан игумена, а скит переименовал в монастырь.

Двор этого заштатного общежительного монастыря со всех сторон окружен монастырскими зданиями. Среди этих построек в центре возвышается церковь во имя Вознесения. Построена она в 1825 г. на средства молдавского боярина Костаки Андроновича и заменила собой ветхий деревянный храм, заложенный в XVIII веке. Другой храм обители теплый, во имя архистратига Михаила, построен в 1849 г. на средства кишиневского чиновника Михаила Лобова. Есть в монастыре и третий храм – это древняя церковь во имя Воздвижения Креста Господня, высеченная в скале высоко над обителью. Дорожка к ней ведет по карнизу, иногда в виде крутой лестницы. Старые монахи не в силах добраться до вершины скалы, и приходится посылать туда на службу только молодых. Внутреннее устройство скальной церкви поражает своей простотой. Все здесь бедно, жалко, но настроение получается удивительное. Мысль невольно приносится к тем временам христианства, когда первые исповедники новой религии укрывались в катакомбах, пещерах.

Архив монастыря не богат. Есть в нем копии с документов XVII в. на владение землей, затем – старинный «синодик» с вписанными в нем именами благотворителей, и, наконец, насколько старопечатных книг на румынском языке с записями шабских монахов XVIII и XIX веков.

Управляет монастырем архимандрит.

Ферапонтиевский скит. Ферапонтиевский скит приписан к Измаильскому епископскому дому и находится в Измаильском уезде, близ села Сатунова.

Женские обители

Варзарештский Димитриевский скит в Кишиневском уезде. Этот заштатный общежительный скит расположен на косогоре, при потоке Синешты, и находится у селения Варзарешты, в 3 в. от почт. ст. Ниспорены или в 20 в. от ст. Быковца Ю.-З. ж. д. и в 62 в. от Кишинева.

Он один из древнѣйших скитов в Бессарабии, так как уже в грамоте молдавского воеводы Александра Доброго от 1420 г. он упоминается под именем разоренного татарами «Кишнов Варзарева монастыря» и первоначально был мужеским монастырем. Возобновлен он был в 1770 г. проин-протопопом Константином Макаренко и отцом его свящ. Власием (в иночестве Валаамом), а переименован в женский скит в 1815 г.

В нем два храма: теплый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы (построен в 1868 г.) и холодный – во имя вмч. Димитрия Селянского (с 1863 г.). В 1840 г. из Рудянского скита принесена сюда и находится здесь местночтимая Варзарештская икона Богоматери. При ските церковноприходская школа с 1872 г. Управляет им игуменья.

Рудянский скит при Варзарештском ските.Находится Рудянский скит в Кишиневском уезде. Он по ветхости зданий и недостатку средств в 1846 г. приписан к Варзарештскому скиту.

Кошелевский Успенский скит в Сорокском уезде. Скит этот находится при р. Черной, в 7 в. от Добрушского монастыря и в 40 в. от у. г. Сорок.

Основан он жительницей с. Котюжан Марией Токаносовой (в иночестве Митродорой) в 1790 г.

Каменный храм этого заштатного общежительного скита освящен в честь Успения Богоматери и построен в 1841 г. старанием духовника архиерейского дома архимандрита Никандра и сестрой его схимонахиней Ириной, бывшей начальницей скита. Управляет игуменья.

Речульский Рождество-Богородичный скит в Оргеевском уезде. Речульский скит расположен в долине, идущей к ю.-з. от р. Икела, при селении Речуле, в 6 в. от ст. Ю.-З. ж. д. «Калараш» и в 26 в. от у. г. Оргеева. Основан был для иноков в 1797 г. священниками села Пашкан Андреем и Иоанном Рошка, но въ 1811 г. сюда были переведены инокини из упраздненного Мановского скита, близ Курковского монастыря.

В этом заштатном скиту имеются две церкви – соборная в честь Рождества Богородницы (построена в 1800 г. и возобновлена в 1845 г.) и теплая во имя Св. Николая Чудотворца (построена в 1822 г., а возобновлена в 1870 г.). Есть также церковноприходская школа. Управляет игуменья.

Таборский Успенский скит в Оргеевском уезде. Этот заштатный общежительный скит, расположенный в ущелье, на косогоре близ р. Ватин, находится при деревне Таборе, в 20 в. от у. г. Оргеева, и, по преданию, получил свое наименование от слова «табор» – толпа, в виду того, что окружающая его неприступная местность была прежде местом убежища для христиан, спасавшихся от татарских набегов.

Прежде скит был мужским и основан он в 1784 г. помещиком Георгием Руссо, или несколько раньше – в 1779 г. его «ватавой» – приказчиком Дарием Карпом, но потом, в 1815 г., по распоряжению экзарха Бессарабии Гавриила, в нем поселились инокини бывшего в Оргеевском уезде женского скита «Фонтина-Доамней».

В Таборском скиту два каменных храма, из которых один холодный Успенский построен в 182S г., а другой теплый Свято-Троицкій – в 1857 г. Управляет игуменья.

Хировский или Чуровский Николаевский скит в Оргеевском уезде. Скит расположен в лесу, при ручье Хирове, в 10 в. от у. г. Оргеева.

Когда основан Хировский заштатный общежительный скит не известно, но предан рассказывает о существовании на этом месте мужского Хировского скита, истребленного пожаром в 1803 г. В 1805 г. он был возобновлен и населен инокинями скита Гертоп, бедствовавшего по неимению земли.

В скиту один каменный храм во имя Св. Николая Чудотворца, построенный в 1836 г. начальницей скита схимонахиней Елисаветой и иеромонахом Феодором. Управляется игуменьей.


Источник: Православные русские обители : Полн. ил. описание всех православ. рус. монастырей в Рос. Империи и на Афоне / [Сост. П.П. Сойкин]. - С.-Петербург : Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1909. - 712, VIII с.

Комментарии для сайта Cackle