составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ЛЕНОСТЬ

Леность есть немалый порок и полагается в числе смертных грехов, то и надо себя нудить к исполнению наших обязанностей, просить Бога о помощи, не надеяться на свою силу. Он, видя таковое наше произволение, даст силу и крепость и поможет одолеть расслабленную леность, но без нашего тщания и произволения и Бог не помогает. В случае же немощи и бессилия да заменяет эти наши бездействия: болезнь сердечная, сожаление и смирение (прп. Макарий, 20).

* * *

Вы жалуетесь на леность. Да, она часто нападает на труждающихся в благочестии, а при оплошности нередко овладевает. Для прогнания этой страсти отцы святые советуют держаться памяти смертной, вечных мук и блаженства праведных, руководясь при этом смирением, которое, низводя на нас милость Божию, совершенно освобождает от плена лености (прп. Макарий, 20).

* * *

Против лености – бодрость и страх Божий (прп. Макарий, 20).

* * *

Унынию и лености в плен себя не отдавать, но молитвой краткой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», – их отражать (прп. Антоний, 20).

* * *

Касательно препятствий и лености на молитве, также и другой борьбы душевной, помните всегда слово евангельское, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12) (прп. Амвросий, 1).

* * *

Бывает у тебя в прохождении молитвы сон, леность, тоска и охлаждение ко всему по несколько дней и даже неделю. Очень может быть, что ты окрадена была перед этим сопротивником тайным тщеславием, гордостью, или осуждением, или гневом, или чем другим. Вот враг душевный и насилует нашу природу, чтобы в праздности и разленении иждивали дни свои вместо того, чтобы готовиться к вечности. Сон моея лености готовит вечную муку153. И промыслительно бывает с великими подвижниками, что благодать как бы на время отступает, чтобы познал человек более немощь своего естества и более прибегал к Богу, прося Его помощи и заступления. Это время для великих подвижников, борющихся и труждающихся в молитве, самое благоприятное для восприятия великих венцов, так как Царствие Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). А если мы и побеждаемся своей немощью, не будем унывать от этого, но паче смиряться и подвизаться при помощи Божией. Сила Божия в немощи совершается (прп. Анатолий, 18).

* * *

Пишешь, что от лености и от усталости не исполняешь иногда молитвенного правила и так засыпаешь и просыпаешь. – Должно лень от усталости отличать. Если устала и так заснула от бессилия, то укоряй себя больше перед Богом и кайся, и смиряйся. Если же ты не устала, а просто не хочется молиться, то это уже лень – тут должно понуждать себя к молитве, хотя бы она была и рассеянная. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвой, какой можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет (прп. Иосиф, 19).

* * *

Написала ты, что берешь подвиги не по силам, а потом приходишь в отчаяние. – Но какие же это непосильные подвиги? Не хочется встать ночью – три поклона положить перед святыми иконами. Это просто лень. Впрочем, и то еще скажу: ведь тебя никто к этому не принуждает. А потому, проснувшись ночью, перекрестись с молитвой, укори себя за леность и опять засыпай. Хоть утреню-то не просыпай, и то хорошо. И смущаться тут не следует, что плохо живешь, а вместо смущения укоряй себя за леность и кайся – ежедневно перед Богом, а в положенное время и перед духовным отцом. – Удивляешься, как святые проводили ночи в молитве. То были святые, а мы с тобой люди грешные, а грешникам со святыми нельзя равняться (прп. Иосиф, 19).

* * *

Старайся с леностью бороться и прогонять ее, и понуждать себя на труды молитвенные. Помни, что понуждение себя непременно нужно для получения спасения.

K утрени приучайся ходить и стоять ее всю. В 5 часов встать нетрудно, разве когда больна бываешь, ну, тогда дело другое. Пятисотницу непременно надо справлять, за это Господь с монаха взыщет, а сто поклонов можно и не класть, разве только заповедь имеешь от духовного отца (прп. Иосиф, 19).

* * *

Леность и нерадение надо побеждать, надо понуждать себя ко всему; помни, что леность ходатайствует душе муку (прп. Иосиф, 19).

* * *

Если когда и поспишь, и пролежишь, или поленишься, скорее с покаянием к Господу Милосердому. И послушанием не отягощайся, но Бога ради неси (прп. Иосиф, 19).

* * *

Когда лень придет и послушаешь ее, то после надо покаяние приносить да смирением дополнять упущенное (прп. Иосиф, 19).

* * *

Против лени понуждение надо употреблять и просить помощи у Господа. Страх Божий и память смерти прогоняют леность (прп. Иосиф, 19).

* * *

Получил твои два письма. Пишешь в первом, что начинаешь понуждаться. Подумал, слава Богу. А в другом пишешь, что опять лень напала, и молитвы пропускала, и по целым дням спала. Видно, попускает Господь немощь и леность к смирению нашему да чтобы не хвалились, а в чувстве покаяния всегда пребывали, а это самое надежное состояние – постоянное сокрушение сердца. Ради сего и исправления свои надо забывать, а нерадение всегда на память приводить (прп. Иосиф, 19).

* * *

Пишешь, что леность объяла тебя. – Помоги, Господи, избавиться от нее и иметь усердие ко всякому делу благому, а наипаче к послушанию и к молитве. Старайся прогонять леность и проси помощи у Господа. Спать много не надо, а 6 часов. А то от многого сна и тело слабее бывает. Ешь умеренно, без лишнего (прп. Иосиф, 19).

* * *

Леность и нерадение надо побеждать, надо понуждать себя ко всему; помни, что леность ходатайствует душе муку (прп. Иосиф, 19).

* * *

153

Тропарь по 7 кафизме.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle