составитель Терещенко Т.Н.
Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Том 1

 ЛОЖЬЛЮБОВЬЛЮБОВЬ БОЖИЯ 

ЛЮБОВЬ

Старайся хранить свои чувства, а особенно зрение. Продолжай свое безропотное терпение с благодарением находящих неприятностей, и когда с помощью Божией будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все это своим грехам, а при получении в сердце скорбей молиться по заповеди Господней за творящих вам напасть, тогда явственно ощутишь в сердце своем радость и утешение неизреченное, мир помыслов и любовь к Богу и ко всем, не только живущим с тобой, но и прочим (прп. Лев, 20).

* * *

Предложу вам и о любви слово. Господь наш Иисус Христос открыл нам, в чем состоит любовь Божия: любящий Меня заповеди Мои соблюдает (ср.: Ин. 14, 15). Поэтому когда мы преступаем заповеди Божии, то уже нет в нас любви Божией, святой же апостол Павел объявил свойства любви в Первом Послании к Коринфянам (см. 1 Кор. 13, 4–8)… Видите ли, какая высота заключается в любви! Но она еще сопряжена и с глубоким смирением, которое укрепляет ее и делает непадательной. Оно не видит ничего, что бы ни делала любовь доброго, но все только зрит свои недостатки, а не ближних. Не знаю, поняли ли вы теперь, что вы обольстились, видя в себе любовь и прочие описанные вами добрые качества? (прп. Макарий, 20).

* * *

Слово о любви великое имеет пространство и неудобь сказуемо нашим скудным умом, а скуднее еще деланием. Ты заметила за собой, что мало имеешь любви, а более рассмотрев, находишь, что и понятия не имела о любви, и желаешь знать, какими путями хотя несколько стяжать этой добродетели? Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Этот путь – соблюдение заповедей Господних. Любящий Меня заповеди Мои соблюдает (ср.: Ин. 14, 15). А заповеди Его все любовь суть и смирение (прп. Макарий, 20).

* * *

Любовь не только более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений (прп. Антоний, 20).

* * *

Любовь и в самых скорбях находит и подает утешение, так, страдалицу нашу мать Тавифу любовь на тяжком одре от страданий утешает и укрепляет в духе, как видно это из ваших строк: она всегда покойна, весела и благодушием своим и вам всем утешение доставляет; благодарение Господу за ниспослание ей такового благодатного состояния, которое, можно сказать, уже есть преддверие той блаженной участи, которая ее ожидает (прп. Иларион, 20).

* * *

Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных (прп. Исаакий, 28).

* * *

Любовь пристрастная от любви чистой различие имеет. Первая – со страстным чувством в сердце, с движением крови, с непристойными мыслями, а вторая – тиха и мирна. Где мир – там Бог, а где враг – там смущение (прп. Иосиф, 19).

* * *

Нежные чувства, может быть, и негреховные были, но предаваться им никогда не надо. Надо любовь молитвой выражать и послушанием, а не поцелуями (прп. Иосиф, 19).

* * *

Так как дело окончилось и матушка осталась с вами, то скорбь твоя должна кончиться. Что чувствовала как бы охлаждение к ней, то укоряй себя за это и старайся заглаждать свою вину молитвой за нее и послушанием к ней. А горячую любовь и неполезно даже иметь в сердце, а также и привязанность. Это любовь у мирских, а в монастыре любовь должна выражаться молитвой, и послушанием, и смирением. Поэтому будь спокойна относительно этого и относись к матушке с послушанием, с верой и смирением. Если она к тебе когда холодна бывает, то потерпи и не тревожься этим, но сохраняй к ней почтение. Это дело любви (прп. Иосиф, 19).


 ЛОЖЬЛЮБОВЬЛЮБОВЬ БОЖИЯ 

Требуется программист