составитель Терещенко Т. Н.

Источник

МЕСТО

А что вы пишете о вашем неудовольствии на отца казначея за неуважение ваших предложений и за злословие его на вас с негодованием, что вы на это смутились и при таком смущении с надмением хотите место жительства переменить, то на это, прелюбезнейший, прошу и молю выслушать долготерпеливо наше грубосложное предложение. Я прежде вопрошу вас: скажи, пожалуй, и с сорассмотрением рассуди, с таковым негодованием, смущением, рвением, до зела приняв рану, до изнеможения, – как возможем мы какой-либо предпринять путь, будучи ослеплены гневом и негодованием до избытка? При таком ослеплении воистину истинным путем шествовать отнюдь не можем, а разве как бы ни кинулись куда из огня во пламень; ибо предмет перехождения весьма важен и начинать дело сие, как и прочие, должно с долготерпением и благодушным чувством – тогда переход будет полезен и основателен (прп. Лев, 30).

* * *

Благо, что успокоилась на месте и оставила мысль о переходе в О. Перешедши туда, перенесла бы туда с собой и страсти свои, не побежденные тобой в указанном тебе Богом месте для подвига и искания спасения, да и бес, боровший тебя, здесь не остался бы, а пошел бы за тобой: ему не нужно нанимать лошадей и перевозить пожитки, они невещественны (прп. Макарий, 20).

* * *

Это довольно известно, что куда ни пойдем, то и страсти туда с собой понесем (прп. Макарий, 20).

* * *

Идти тебе в… монастырь нет никакой нужды, когда ищешь спасения; живи в одном месте безропотно и смиренно, то и получишь и мантию, и спасение (прп. Макарий, 20).

* * *

Многие люди подобно Петру святому строят себе сени, то есть жилые покои, полагая, что добро им будет в них быти, но, выстроив, находят себе не добро, может быть, потому, что место покойное находится для нас на небеси, а не на земле, как и святой апостол Павел говорит: Наше же жительство – на небесах (Флп. 3, 20). Поэтому попросите вы святого апостола Фому и других святых, чтобы они выстроили и выпросили вам у Бога на небеси место светло, место злачно, место покойно, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. А теперешнее место имеете вы, если и неудобное, т.е. непокойное и тесное, холодное и сырое, но все лучше оно могильной тесноты (прп. Антоний, 20).

* * *

Куда бы мы с вами ни надумали уклониться или переселиться, туда же и внутренний свой хаос перетащим, ибо как смиренным душам везде земной рай, так и не смиренным везде будет мука и каторга не легче смерти. Не определяйте себе тишины вне обители своей, но ищите ее в духе смирения Христова внутри оной и в своем сердце, обвиняя себя во всем и считая от души себя недостойной пользоваться тишиной (прп. Антоний, 20).

* * *

Я уже тебе не раз писал, что христианин живет на земле, спасение его, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждою, а ты все ищешь полного удовлетворения на земле, и притом от места и от людей, тогда как сам Господь глаголет в Евангелии: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33). Слова эти ясно показывают, что в каком бы месте христианин ни жил, без какой-либо скорби быть не может. Только одно успокоение в исполнении заповедей евангельских и апостольских, как сказано в псалмах: Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс. 118, 165) (прп. Амвросий, 1).

* * *

Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнить хотения и разумения Божии, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни, как читаем во святом Евангелии (прп. Амвросий, 1).

* * *

Правда, что место удобное помогает, но все-таки главное зависит от силы душевного произволения на благое и понуждения к тому, и от приличного хранения себя. Ева в раю нарушила заповедь Божию (прп. Амвросий, 1).

* * *

Нигде не сказано, чтобы спасение наше местом определялось; а, напротив, в святом Евангелии прямо и ясно читаем: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17); где бы кому ни пришлось жить, по сказанному в псалмах: на всяком месте владычества Его благослови, душа моя, Господа (Пс. 102, 22). Спасение может получить христианин на всяком месте, и в мире живя. Но в Евангелии в другом месте читаем и следующее: если хочешь быть совершенным… продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19, 21) и прочее. Святой Исаак Сирин на основании этих слов пишет: «Можно получить милость Божию малую и милость Божию великую в совершенстве: которые совершенно посвящают себя Богу, оставляя мир». При этом вникни в слова Господа: если же хочешь войти в жизнь вечную; если хочешь быть совершенным, – и увидишь, что нигде Господь не хочет неволей понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и через собственное произволение люди бывают или добры, или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у Илии священника при развратных его сыновьях и сохранил себя и был великим пророком.

А Иуду и трехлетняя жизнь пред лицом Самого Спасителя не сделала лучшим, когда он видел столько чудес, постоянно слышал евангельскую проповедь, а сделался еще худшим, продал Учителя своего и Избавителя мира за тридесять сребреников, из которых каждый не более русского полтинника… Неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение, и сомнение, и разное недоумение, а все это нас томит, и отягощает, и приводит в безотрадное состояние. Хорошо было бы, если бы мы могли понять простое святоотеческое слово: «Если смиримся, то на всяком месте обретем покой», не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее (прп. Амвросий, 1).

* * *

Живи пока, где удобнее и где не будешь в тягость, ожидая перемены к лучшему. От уныния можешь и побренчать клавишами по нужде, поминая старинное слово опытных: нужда мудрена – и не хочешь, да хохочешь.

Впрочем, знай, что на всяком месте можно благоугождать Богу исполнением святых и животворных Его заповедей, потому-то и говорится иногда, что не место спасает человека, хотя удобное место подает много удобств к тому. Говорится же так по той причине, что везде потребны осторожность, охранение себя и понуждение ко благому. Адам и Ева были в раю, но по неосторожности и недостатку хранения и там нарушили заповедь. K этому еще прибавить, что всякий человек, верующий поправославному, как Лот, более хранит себя в том месте, где видит неудобство и опасность. Впрочем, сказанное не мешает исполнению задушевного твоего желания, которого жди в свое время от Промысла Божия (прп. Амвросий, 1).

* * *

В неопределенном твоем настоящем положении предавайся Промыслу Божию и направляйся к тому, чтобы на всяком месте заботиться о пользе душевной. Сказано: на всяком месте владычество Его (Пс. 102, 22), т.е. Божие. Хотя иногда и самое место приносит пользу человеку, но не совершенную. Главное зависит от нашего благого произволения. Иногда и неудобное место бывает полезно, потому что человек там остерегается и блюдет себя, а на удобном месте расслабляется и предается беспечности. Так, Лот в Содоме сохранился от вреда, а подвергся оному в Сигоре, в месте, которое он считал недоступным для зла (прп. Амвросий, 1).

* * *

Переходить в другое место – эту мысль выкинь из головы: куда ты ни пойди, то же и в другом месте будешь с твоим обычным расположением склонного к тоске духа твоего. Это первое, второе же – где ты ни живи, от данного обета и ответственности по оному избавиться невозможно, свидетели тому и Ангелы. Лучше всего понуждаться по силе на исполнение должного и в случае неисправности стараться каяться в том со смирением, без самооправдания (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

О перемене места ты не думай, кольми паче не скорби, а лучше Царицу Небесную благодари, что хоть в таком месте устроила тебя проводить остаток дней своих. Когда же будут тебя беспокоить неудобства, или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слово Святого Писания: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22) (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Тесно тебе тут, но нельзя надеяться, чтобы отрадно было и там, разве к этому прибавить малороссийскую пословицу: «Хоть гырше, да инше». Поэтому сама смотри и соображай и сравнивай то и другое, чтобы после не малодушествовать, когда встретится и там неотрадное. Прежде всего, советую тебе отслужить молебен Спасителю, Божией Матери и всем святым, и после посмотри на свое сердце, в каком оно будет положении; если мысль при переходе покойнее и более есть преклонение к переходу, то можешь написать туда так: если начальство назначит, то противиться не буду. Если же при мысли о переходе сердце будет очень тревожно и исполнено страха и боязни, то изъявлять согласие опасно. В таком случае можешь прямо написать, что ты не согласна (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Ты ищешь места и людей. Я не спорю, что святое все свято и чистое – чисто, но большее внимание монаху должно обращать на нужнейшее и полезнейшее; а что может быть нужнее и полезнее Царства Небесного? А где оно? Услышь Самого Бога, вещающего: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Внимай же себе! Если оскудевает терпение, не унывай. Этим путем шли все святые (прп. Анатолий, 18).

* * *

Если же что опечалило меня, то это чувствуемое вами сошествие во ад, которое чувствование не от места, обитаемого вами, и не от образа теперешней жизни, но от недостатка в духе вашем смирения Христова и от того еще, что нет готовности железную волю свою сломить и покорить ее в волю Божию, а потому-то и сахар нам несладок, как древним ропотникам манна. Будем, любезнейшая матушка, словами святителя Христова Димитрия благодарить Бога, что душа наша находится не во аде, а во обители святой, чего по всей справедливости за премногие и тяжкие грехи не стоим мы. Если иначе будем мыслить мы, то должно будет отчитывать над нами, дабы не умереть нам в безумии (прп. Анатолий, 20).

* * *

Написала ты: как всюду ни хорошо, а дома лучше. – Привыкай, привыкай к новому месту. Бог везде один и всюду и о всех промышляет, и от бед защищает, и во всем добром готовый и скорый Помощник (прп. Иосиф, 19).

* * *

Я вот, например, свою эту моленную, свой уголок, не променял бы ни на какой пышный царский дворец, как в Москве, например, Kремлевский. Залы там какие, колонны малахитовые, мрамор, роскошь, а у меня все же лучше, да и не у меня, а в подземельях люди жили – везде хорошо со Христом (прп. Варсонофий, 29).

* * *

Место не спасает. От себя никуда не уйдешь (прп. Никон, 21).

* * *

Теперь нигде нельзя найти спокойного места. Теперь только одно надо помнить: Возвел я очи мои в горы, откуда придет помощь моя (Пс. 120, 1). Только там и искать следует помощи, у Господа, а не надеяться ни на место, ни на человека (прп. Никон, 21).


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle