составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ДАРОВАНИЕ

Вопрос:

– Батюшка! Как вы захватили такие духовные дарования, какие мы в вас видим?

Старец отвечал:

– Живи попроще, Бог и тебя не оставит. – Потом прибавил: – Леонид всегда был последним в обителях, никогда ни от какого поручения настоятеля не отказывался. В навечерие великих праздников другие, бывало, стремятся в церковь, а Леонида посылают на хутор за сеном для лошадей приезжих гостей, а потом, усталого и без ужина, посылают на клирос петь, и он безропотно повиновался. Старайся и ты так жить, и тебе Господь явит милость Свою (прп. Лев, 22).

* * *

Пишешь, что сожалеешь о том, что не имеешь слез в очищение своих согрешений, – слезы есть дар Божий, который, как и все дарования духовные, рождается от смирения, но искать прежде времени высоких дарований, не предочистив и не приготовив себя к этому смиренным деланием, исполнением Божественных Христовых заповедей и терпеливым несением скорбей, не только не полезно, но и вредно (прп. Макарий, 20).

* * *

Еще скажу вам, чтобы вы не искали высоких дарований, восхищений и утешений духовных, которые даруются по мере нашего смирения. Да и можно ли войти в Царский Чертог и наслаждаться вечерей Его в нечистом рубище страстей? Очистим их покаянием и смирением и предоставим воле Божией, когда Ему угодно будет, вести нас в Чертог Его, а сами будем считать себя недостойными того (прп. Макарий, 20).

* * *

Хотя вы и ощущаете иногда утешительные чувства и слезы, но на них не должно полагаться и не считать за великое, но паче смиряться, полагая себя недостойным быти таковых дарований. Святые отцы чем выше были жизнью, тем более себя уничижали и смиряли, а смирение еще более привлекало к ним Божию благодать и дарования (прп. Макарий, 20).

* * *

Может быть, вы смущаетесь, не находя в себе высоких чувств любви и умиления при молитве. Эти и подобные чувства суть дарования или награда, даваемая от Господа достойным и смиренным. Но мы видим из примеров, что многие, получив дарования и наслаждаясь ими довольно… потом пали через возношение или и того опаснее – обольстясь своим исправлением или святостью, помрачились в уме и пребыли неисцельными в такой прелести. Возношение же так тонко подкрадывается, что и заметить трудно… другим дать его [дарование] не вовремя – послужило бы не на пользу, но на погибель (прп. Макарий, 20).

* * *

Ты резко отозвалась о сестре, для которой, по мнению твоему, будто бы существует одна только обрядовая часть религии. Нельзя совсем осуждать и эту часть, потому что читаем в тропарях многих святых, что деяние есть восход к видению, а еще более потому, что дарования даются людям различные, как говорится в Евангелии:одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе (Мф. 25, 15). И усугубившие74 пять и два равно вошли в радость Господа своего. Марфа и Мария, сестры Лазаревы, были сестры родные, но дарования имели различные. Мария сидела при ногах Иисусовых, слушая Его Божественные глаголы, а Марфа готовила обед, чтобы учредить75 Христа пришедшего. А если бы они обе сидели при ногах Иисусовых, кто бы приготовил обед для учреждения Христа? И сверх того, нигде не писано, чтобы одна только Мария вошла в Царствие Небесное, а Марфа осталась вне. Святой авва Дорофей, удерживая нас от строгого осуждения других, говорит так: «Может быть, в брате или сестре, которых осудить понуждает нас помысел, есть одно добро, которое перед Богом ценнее всей нашей жизни» (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований, смирение, – это прочнее (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Тебе враг внушает искать высоких дарований. Ты приими это внушение по-своему, т.е. с полезной мыслью, по свидетельству Святого Писания, из которого видно, что нет выше дарования, как дарование смирения, как и Сам Господь говорит:унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11). Этого дарования ищи, к этому дарованию стремись. После смирения второе дарование – очищение от страстей, особенно от главных: от славолюбия, от сугубого сластолюбия и тонкого любоимания. За очищением души от страстей милостью Божией последует воскресение ее и соединение с Господом, если только душа, оставив всех и все, прилепится всем сердцем и всей любовью к Единому Господу. Но испытав любовь сию, Иоанн Богослов ясно показывает главный ущерб любви и недостаток ее, о исправлении которого всячески должно заботиться. Он говорит в Первом Послании своем: то говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец (1Ин. 4, 20). Хотя тут выставлен самый грубый недостаток любви, но желающим приблизиться к Богу должно заботиться искоренять в себе и самое малое нерасположение к ближнему, ради чего и дана нам заповедь благословлять гонящих нас (см. Рим. 12, 14). И прибавил апостол:благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12, 14). И наконец, заключил: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Никому не воздавайте злом за зло (Рим. 12, 18, 17). Чтобы достигнуть тебе такого настроения духа, молись почаще о главном лице, с которым ты благодушно не можешь встретиться, и оно от тебя убегает. Попущением Божиим это искушение обеим вам к испытанию, к познанию своей немощи и к смирению, чтобы понимали мы, что значат апостольские слова: не высокомудрствуйте, но после дуйте смиренным (Рим. 12, 16) (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Ты описала свою слезную молитву. По замечанию опытных в жизни духовной людей, если во время такой молитвы человек ощущает тишину и мир помыслов, то это состояние есть дар благодати Божией, и если в это время поклоны мешают, то можно их оставлять. Но должно при этом помнить, что это дар Божий, а не плод твоих трудов и усилий. Уже по тому можешь об этом заключить, что когда прошло это состояние, тогда ты уже никакими усилиями не могла возвратить его. А потому при подобных случаях более и более нисходи во глубину смирения, считая себя недостойной такого дара небесного ради бесчисленных грехов своих, содержа в уме: «Всех превосхожду грехом, кого научу покаянию? Аще воздохну, яко мытарь непщую (думаю) отягчити небеса. Аще слезь якоже блудница, оскверняю слезами землю. Но даждь ми оставление грехов, Боже, и помилуй мя» (Октоих, глас 2, стихира во вторник на утрене на стиховне.). При этом еще помни, что кому дано много, с того и много взыщется. А потому взывай ко Господу от сердца, да не послужит тебе дар сей во осуждение на Страшном Суде Его (прп. Иосиф, 19).

* * *

Восчувствовать нам грехи свои – это дарование, которое подается нам от Бога (прп. Иосиф, 19).

* * *

Знай, что внимание и умиление [при молитве] не есть плод твоих усилий и стараний, а дар Божией благодати. А Божие приходит само, в свое время, тебе не ожидающу76, как учат святые отцы, только смотрит Господь, готово ли сердце и душа к принятию дарования? А приготовленность эта состоит в сокрушении сердца и смирении мыслей и души. Мы должны понуждаться произносить молитву с сокрушением сердца, со смирением, с целью покаяния, и больше ничего (прп. Иосиф, 19).

* * *

Паше благословение посылаю. На горение духа и на усердие в молитве пусть со смирением смотрит. Это дает Господь по милости Своей, а если гордиться этим будет, то отнимется у ней это. Говорить молитвенные чувства духовной матери следует, а рассказывать каждому не должно (прп. Иосиф, 19).

* * *

74

Усугубить – здесь: увеличить, приумножить.

75

Учредить – здесь: угощать (церк.).

76

Когда ты не ожидаешь.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle