составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ТРУД

Сожалеем, что при великих наших трудах страсти наши бутеют124 и молодеют; а это от того, что не приписываем труды эти грехам своим, то есть не рассуждаем, что терпим оные за грехи (прп. Лев, 30).

* * *

Вы еще не победили страстей и имеете залоги их в сердцах своих, но при мире не знаете о них, а враг, ими возмущая, вас борет. Вам есть случаи к истреблению их: самоукорением, самосознанием и объяснением друг другу, – но это дело не одного дня или случая, но много времени и искуса потребно, чтобы от пажитей сердца прогнан был враг и вселился неотъемлемый мир. Все, что скоро спеет и без труда получается, непрочно (прп. Макарий, 20).

* * *

Ты имеешь ревность не по разуму (см. Рим. 10, 2), ищешь воздаяния своим трудам – ошибаешься; милость Божия изливается особенно на смирение, а один труд не получит воздаяние. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24, 18)125, – глаголет пророк. Труд – наш посев, а надо плоды снискать: мир, любовь, кротость, смирение и прочее; все снискивается при прохождении нами послушаний, ибо там случаются укоризны, досады, неудобство, препятствие; когда их принимаем с самоукорением, терпением и смирением, тогда смягчается наша самолюбивая часть и мы получаем свободу от страстей, – любим не только ближних, но и врагов, вот в этом-то и польза от трудов! А когда только трудимся и думаем иметь за это воздаяние, а между тем нравом не изменяемся, но еще и в горшее приходим: в раздражение и прочее, – то никакой пользы труды не принесут (прп. Макарий, 20).

* * *

Труждающимся и обременным покой у Господа готов. И не стоят того все наши труды, что ждет труждающихся в кратковременной жизни к вознаграждению вечному. Подвизайся, брате, добрым подвигом с упованием на Господа Бога (прп. Моисей, 20).

* * *

Уповая на Господа, вразумляющего нас во благое и подающего мир душам нашим, благодушно следуй к архипастырю, ничтоже сумняся. Верно то, что где гнев видится, оттуда и милость явится. И по множеству болезней в сердце утешения Божия возвеселят душу. Терпением да течем (прп. Моисей, 20).

* * *

Чувствительность, являемая в разных встречах по должности, пусть укажет нам пристанище и средства достигать того. Все это так близко и удобно, что не в чем, кажется, и недоумевать. Близ ти есть глагол – во устех твоих и в сердце твоем (Рим. 10, 8)126. И близ Господь всем призывающим Его во истине (Пс. 144, 18)127. Откуда же уныние и малодушие? От немощи в смысле и силе собственной нашей. Когда же входим в силу веры и упования на Господа молением к Нему, тогда на все встречи смотрим великодушно и действуем, не изнемогая, подобно рекшему: Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе (Флп. 4, 13) (прп. Моисей, 20).

* * *

Насчет желания вашего, чтоб уволиться от должности ради неисцельной болезни своей, это, по моему скудоумному замечанию, дело доброе, ибо человеку немощному – самому до себя, а посему да исполнит Господь это желание ваше! Между тем было у меня частное собеседование об этом со старцем своим, который мне сказал: «Мне бы и должно просить увольнения от должности, судя и по дряхлости, и по преклонным летам, но опасаюсь следовать своей воле, дабы тем не быть противным воле Божие, не ведая, что мне полезнее? А притом и Господь Бог призывает к вечному упокоению не праздных, а труждающихся и обремененных». Почему и осмеливаюсь я мнение старцево сообщить вам для соображения вашего (прп. Антоний, 20).

* * *

Сколько должно пролить поту, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси! А мы думаем, как и я, лежачи на боку, т.е. с мягкой постели и после роскошной жизни да и в Царство Небесное (прп. Антоний, 20)!

* * *

Утомление от внешних трудов не уничижай, не презирай. Утомление это всеми святыми отцами одобряется не только среди общественной жизни монастырской, но и в уединенной жизни безмолвной. Святой Исаак Сирин прямо говорит, что не Дух Божий живет в любящих покой и отрадную жизнь, а дух мира. Ежели мы не можем понести трудовой жизни, по крайней мере, должны смиряться и зазирать себя в этом, а не осуждать то, что одобряется единогласно всеми святыми отцами, так как заповедано преступившему человечеству в поте лица снедать128 хлеб, питающий тело и душу (прп. Амвросий, 1).

* * *

Трудами и хлопотами по хозяйству не отягощайтесь, только старайтесь действовать разумно, не увлекаясь пристрастными заботами и вообще зловредным. Сами вы пишете, что занятия внешним трудом приносят вам пользу, удаляя вас от порока (прп. Амвросий, 1).

* * *

Описываешь труд жития монашеского. Правда, и святым отцам он казался трудным. А нам, страстным, и подавно. Но дело в том, что труд не напрасный, – не то что скорби мирских. А что пугают тебя дураки: подрастешь, страсти умножатся – неправда. Один Господь назначает, кому в начале, кому в середине, кому в конце жития скорби. А ты трудись и веруй Богу, что Он все видит. И воздаст (прп. Анатолий, 18).

* * *

От пыли, кроме пыли, ничего быть не может. А от терпения: мир, свет, благодать. Ведь это все пройдет, как туман раннего утра, лишь только солнышко взойдет. А наше солнышко скоро, скоро воссияет. Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19) (прп. Анатолий, 20)!

* * *

И в делах не унывай, но на Бога уповай. Бог даст – все сделаешь и возвеселишься о плодах трудов твоих (прп. Иосиф, 19).

* * *

Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим (прп. Иосиф, 19).

* * *

Делай все ради Бога, а не ради чего-нибудь временного, и Господь никогда не оставит тебя и труды не забудет (прп. Иосиф, 19).

* * *

С молоденькими себя не равняй, а считай себя последней. На лета свои не смотри, а думай, что только начинаешь жить. Эта жизнь пройдет, и лета кончатся, и начнется вечность, в которой потрудившиеся здесь упокоеваются от трудов своих. Об этом помышляй и не щади своих сил и лет (прп. Иосиф, 19).

* * *

С Анютой же управляйтесь, как вам Господь внушит. Написали вы, что показывали ее доктору, который говорил, что она должна как можно тяжелее нести труды физические, а она между тем всегда сказывается бессильной. Тяжелые труды и здорового человека могут сломать и сделать бессильным. По моему грешному мнению, пусть она хоть и легкое имеет занятие, только чтобы всегда была за делом. Для рассеяния угнетающих помыслов и это полезно. Дела же такие должны быть, чтобы она была в движении, например, мести пол, мыть посуду и подобное (прп. Иосиф, 19).

* * *

Да поможет Господь в трудах Ваших и в упущениях да подаст прощение.

Смирением сердца и печалью дополняйте недостаток дел своих – и не лишитесь милости Божией (прп. Иосиф, 19).

* * *

Что трудом приобретается, то и бывает полезно (прп. Иосиф, 19).

* * *

Если не имеешь больших сил на борьбу со грехом, то борись всеми силами, какие имеешь, и Господь, видя твой труд и смирение, помилует и спасет тебя. Надо помнить чаще то, что не нынезавтра должно нам умереть, а там – вечная мука или вечная радость. Понуждай себя на труды спасения и претерпевай в них до конца (прп. Иосиф, 19).

* * *

Надо терпение иметь, а то без него трудно жить в монастыре.

Старайся трудиться и работать не ради похвалы от начальницы да лести перед ней, но ради Царствия Небесного. Поэтому считай себя не стоящей похвалы и не ищи ее (прп. Иосиф, 19).

* * *

Трудиться надо везде. Господь сказал Адаму, а в лице его и всем нам, глаголя: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19). И святой апостол говорит: «Если не хочешь трудиться, то и хлеб не ешь» (ср.: 2Фес. 3, 19). Монашеская жизнь требует трудов смирения, терпения и безропотного послушания (прп. Иосиф, 19).

* * *

Спрашивают, как легче спастись? Один только смиряется, а не трудится, а другой только трудится целый день на всех послушаниях, а не смиряется, – с таким вопросом обратились к прп. Васонофию Великому, а он ответил (я, конечно, говорю приблизительно к его словам): «Чадо, не так ты ставишь вопрос. Что сказано в псалме: Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24, 18)129».

Отсюда ясно, что истинное смирение никогда не бывает без труда, а истинный труд никогда не бывает без смирения, одно должно быть необходимо сопровождаемо другим, иначе мы не будем получать никакой пользы. А если будем и трудиться, и смиряться, как сказано в псалме: Виждь смирение мое и труд мой, – то получим награду – оставление грехов, как сказано: И остави вся грехи моя. Потому необходимо упражняться и в том, и в другом (прп. Варсонофий, 20).

* * *

Нельзя научиться исполнять заповеди Божии без труда, и труд этот трехчастичный – молитва, пост и трезвение. Спаситель сказал ученикам на вопрос, почему они не могли изгнать беса: По неверию вашему… сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 20–21). Итак, три эти вещи делают нас победителями врагов нашего спасения (прп. Варсонофий, 29).

* * *

124

Бутеть – толстеть, добреть, тучнеть, плотнеть.

125

В переводе П. Юнгерова: Посмотри на смирение мое и на изнеможение мое, и оставь мне грехи мои.

126

В синодальном переводе: Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем.

127

В синодальном переводе: Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его истинно.

128

Снедать – есть.

129

В переводе П. Юнгерова: Посмотри на смирение мое и на изнеможение мое, и оставь все грехи мои.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

Комментарии для сайта Cackle