Л.П. Клименко

Источник

Криле голубине

Криле голубине – праведник; дух; духовная благодать; возвышение над земными делами; духовные крылья; духовное созерцание; апостолы; подаяние Духа: И рех: кто даст ми криле яко голубине? И полещу и почию (Пс.54:7). По мнению Григория Богослова, Давид, болезнуя внутренне, желает, чтобы ему даны были крылья – потому ли что они легче и быстрее, каков и всякий праведник, или потому что они изображают дух – желает как можно далее быть от настоящих зол. Как полагают Григорий Нисский и Феодорит, Давид пожелал получить крылья именно голубя, а не иной птицы, потому что стремится к духовной благодати, прилетев в виде голубя. По словам Нила Премудрого, Бог дает и нам духовные крылья, чтобы нам возможно было перелететь пагубные страсти и демонские полчища, которые устремляются против нас при нашем исходе. Никита изъясняет выражение «крылья голубицы» как созерцание бестелесных существ, через которое возвысившись, ум наш уже почиет в ведении Святой Троицы. Исихий полагает, что «крылами» пророк называет апостолов, ибо с ними прилетело на всю вселенную таинство Христово и, как в гнездах, почило в Церквах. Этих-то и желает пророк, как «крыльев голубиных», то есть исполненных подаянием Духа (ЗТП. 329–330).

– Божественное тело Христа; Дух Святый; блеск слов Евангелия: Крыле голубине посребрене и междорамия ея в блещании злата (Пс.67:14). Под «голубицею» понимается Христос, тогда «крылья», по мнению толковника, означают Его Божественное тело, как крайнее и внешнее. Феодорит называет «крыльями» Дух Святый, Который заблистает в апостолах, если они будут посредствовать между двумя Заветами, соглашая Новый с Древ- ним. Благодать Святаго Духа имеет как бы крылья посеребренные, то есть блеск Евангельского Слова (ЗТП. 398).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle