Л.П. Клименко

Источник

Разум

Разум – понимание: В конец, о Маелефе, разума Давиду (Пс.52. надписание). Выражение «разума» означает, что читающим этот псалом нужно разумение, чтобы знать, что хотя он по словам имеет сходство с 13-м псалмом, но по мыслям имеет таинственное различие. В частности, 13-й псалом осуждает ярость и злобу Сеннахерима и Рапсака, которые они показали против Иезекии, а 52-й псалом обвиняет неистовство иудеев против Христа. На различие таинственного смысла двух псалмов обращает внимание и Литин, замечая, что 13-й псалом написан пророчески о Навуходоносоре и вавилонянах, а 52-й может быть написан об Антиохе Епифане. Можно иначе: 13-й псалом содержит пророчество о растленном мире и современниках Давида, 52-й – о современниках Христа и необходимости Его пришествия как Спасителя и Искупителя. К пониманию этих различий и требуется «разум», как о том указано в надписании к псалму 52-му (ЗТП. 323).

– рассудительность человека, всегда воспевающего Бога: В конец, в песнех, разума Давиду. Внегда приити Зифеем и рещи Саулови, не се ли Давид скрыся в нас? (Пс.53, надписание). По случаю своего бегства и спасения от Саула Давид написал в благодарность Богу этот псалом за то, что Он по Своему промыслу уничтожил злоумышление зифеев против него. Надпись к псалму «разума» показывает, что только разумному мужу свойственно во время таковых бедствий воспевать и благодарить Бога и призывать Его, как Судию и Защитника призывающих Его (ЗТП. 325).

– знание о чем-либо; познание; сведение: И реша: како уведе Бог? И аще есть разум в Вышнем? (Пс.72:11). По Зигабену, «разум» означает «знание», то есть «И разве у Вышнего есть знание о происходящем?» (ЗТП. 443). Феодорит толкует слово «разум» как «познание»: «Есть ли познание у Вышнего? Или Он не смотрит и не видит того, что происходит?» Как полагает Ириней, Давид изъясняет здесь, что и самые верные смущаются мыслями, когда бывают поражены счастием и благополучием людей нечестивых, и восклицают: «Есть ли в Боге разум и сведение?» Отсюда явствует, – пишет толковник, – что умы и самых благочестивы людей колеблются недоумением о Промысле Божием, однако же не совсем падают, удерживаемые сильною десницею Его (ИТП. 501).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle