Л.П. Клименко

Источник

Рука Твоя

Рука Твоя(Божия) – Бог: Избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея (Пс.16:13). Избавь меня, говорит пророк, от тех, которые воюют против «руки Твоей», т. е. против Тебя, Боже (ЗТП. 92).

– могущество Божие: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя (Пс.9:12). Выражение метафорическое, ибо под «рукою Божиею» должно разуметь именно могущество Его (ЗТП. 62).

– сила Божия: Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе! (Пс.20:9). «Рука Божия» есть сила Его, о которой молится Давид, чтобы все хулившие Бога пали от нее. Или: сила Твоя, Господи, да окажется (явит себя), т. е. пошлет наказание всем врагам Твоим. Возможно и иначе: «рука Твоя да обрящется», т. е. пусть десница Твоя, Господи, т. е. сила Твоя, найдет, постигнет и вразумит всех ненавидящих Тебя (ЗТП. 126). В значении «непобедимая сила Божия» словосочетание «рука Твоя» употреблено в псалме 43:3: Рука Твоя языки истреби, и насадил я еси. «Рукою Божиею» пророк называет непобедимую силу Его, а относится сказанное к народам ханаанским (ЗТП. 263).

– сила Божия; Божие попечение: В руце Твои предложу дух мой (Пс.30:6). «Руками» здесь Давид называет Божию силу, ибо именно в руках находится сила человека. По мнению Феодорита, «руками» в этом стихе пророк называет попечение Божие о людях (ЗТП. 176).

– сила наказания Божиего: Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя (Пс.31:4). Наказание Божие было причиною вопля царя и пророка Давида, ибо слово «рука» здесь означает служащую к исправлению силу Божию, так как рукою бьют или наказывают кого-либо (ЗТП. 184). В другом псалме слово «рука» употреблено в близком значении: Отстави от мене раны Твоя; от крепости бо руки Твоей аз исчезох (Пс.38:11). «Рукою Божиею» Давид называет силу в наказании. Поскольку он наказан уже достаточно, просит об освобождении его от наказаний, опасаясь, чтоб излишняя скорбь не тяготила его и не ввергла его в отчаяние (ЗТП. 241).

– покаяние; помощь Бога: Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его (Пс.36:24). Если, говорит, праведник падет или не будет иметь успеха в житейских делах мира, подобно Иову, а равно если случится и то, что он падет в бедствия душевные, подобно Давиду, то не пребудет в падении своем, потому что Господь подкрепляет его, подавая Свою руку или подавая ему помощь и покаяние. Ибо и покаяние есть рука Божия, так как оно приходит к человеку от Бога и воздвигает его от падения в грех (ЗТП. 225).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle