митрополит Стефан (Яворский)

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

 Догмат 5Догмат 6Догмат 7 

Догмат о входе святых душ, вышедших из тела, в небесные обители и причастии небесной славы прежде второго пришествия Христа

Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому

Апокалипсический дракон, преследующий жену, о котором упоминалось выше, поистине страшен своим обликом. Страшен семиглавием, страшен десятирожием, страшен извержением потопных вод, но весьма ужасен и его хвост, которым он поверг с неба третью часть звезд, как повествует Апокалипсис в главе 12.

Этот дракон, по толкованию неких учителей, является образом всего сборища еретиков, воюющих с женой, Церковью Христовой. Головы и рога этого дракона являются образом еретиков, которые гнали Первенствующую Церковь с самого начала. Хвост же дракона, сметающий звезды с неба, знаменует нынешних еретиков этих последних времен, озлобляющих Церковь Христову и отторгающих звезды от небес.

И посмотрите, не так ли ныне и происходит, когда наши противники устремились не только на святые мощи, но и на сами души святых, и пытаются отторгнуть их от Горних селений – их, пресветло сияющих, как звезды, в славе Небесной. Нас же, благочестиво почитающих и призывающих святых, они укоряют оскорбительными словами и говорят: «Пуста ваша надежда на святых и бесполезно их призывание. Как души святых могут молить за вас Бога, если до Страшного Суда Божия ни одна душа святых, здесь богоугодно живших, не наслаждается видением Бога, но все они пребывают в некоем особенном месте, а не на небе, и не удостоились чести вечного ублажения, но ждут будущего общего воздаяния во втором пришествии. Напрасно вы призываете на помощь святых, которые сами нуждаются в помощи, и велико неразумие ваше, основанное на трости сокрушенной».

Таковы эти намеревающиеся утопить слова и лживый язык наших противников. Если же спросить их, где место пребывания душ святых и как оно называется, то увидите, что они рассеиваются по разным дорогам, и услышите обычные для раскольников разногласия. Одни говорят, что это рай, по слову Христа, обращенному к разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Другие говорят, что это лоно Авраама, по слову Христа: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). Третьи говорят, что в руке Божией, как сказано: А души праведных в руке Божией (Прем. 3, 1). Четвертые называют жертвенник или некую темницу под жертвенником, как сказано: я видел под жертвенником души убиенных за слово Божие (Отр. 6, 19). Пятые говорят, что души святых спят, как сказано: задремали все и уснули (Мф. 25, 5). Шестые говорят, что души умирают вместе с телом и вместе с телом воскреснут. Так злословят анабаптисты. Седьмые называют души, отошедшие от тела, тенями, неким мраком, грезами и призраками.

Обо всех этих мнениях будет дан ответ во второй части этого Догмата, в претыкании первом. Здесь только можно удивиться такому рассеянию непокорных умов. И кто вам поверит, противники, если вы находитесь в таких разногласиях, противореча друг другу своей ложью. Как же вы хотите привлечь нас на свою сторону, если у вас между собой нет согласия и не знаете, какого вы Духа. Вы отчуждаете души святых от Неба и не находите им места в Поднебесье.

Но, снисходя к вам, скажу: если бы и было так, как вы, противники, говорите, то есть если бы и были чужды Небесной славы души святых до второго пришествия Христа, та это бы нисколько не повредило нашему Православному Догмату о призывании святых по двум причинам:

ПЕРВАЯ: что мы призываем не только преставившихся святых, но и Ангелов, которых вы никак не можете лишить славы Небесной, ибо они на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10), по слову Христа.

ВТОРАЯ: если бы души святых и не были причастниками вечного блаженства, пребывая где-то в другом месте, то все равно они могли бы Откровением Божиим узнавать о наших просьбах и молить о нас Бога. Если, живя на земле в теле, они Откровением Божиим знали тайны человеческих сердец и знали о том, что происходит далеко от них, то почему ныне тем же Откровением Божиим они не могут узнавать о наших молитвах где-либо в том месте, куда вы их определяете? И если они молились за братию свою, живя здесь, на земле, то, что возбраняет им молиться за нас там, где они ныне? Мы ведь знаем о богаче, который и в аду молился о своих братьях. Что же сказать тогда об Отцах Ветхого Завета, разве не молились бы они после смерти о живущих на земле, даже если бы и не были причастниками Небесной славы?

Смотри об этом в Догмате о призывании святых.

Пока мы поверхностно рассуждали о месте пребывания душ святых. Теперь рассмотрим этот вопрос более глубоко, явив истинное исповедание нашей благочестивой веры.

Часть I. Камень православной веры

Души преставившихся святых уже ныне в Небе и увенчаны Небесной славой прежде второго пришествия Христова. После Второго Пришествия, когда души соединятся со своими телами, святые примут совершенство вечного ублажения и души, и тела.

Так считает вся Святая Соборная Кафолическая Церковь. Таково «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 87. И снова: лист 287. И снова: лист 96 и 97.

Глава 1. Твердость камня веры от священного писания

Доказательство первое

В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в главе 11, читаем: Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его (Сир. 11, 26).

СКАЖЕТЕ: Одно дело, когда есть возможность легко воздать, а другое – воздавать на самом деле. Но послушайте, что говорит Святой Дух: Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его (Сир. 11, 26). Разве не показывают эти слова, что после кончины человека он получает частное воздаяние по делам его? Зачем при кончине человека открываются его дела, если за эти дела не дается воздаяние? И если воздаяние было бы только на Страшном Суде, то и дела только тогда открылись бы. Однако Святой Дух говорит, что открытие дел происходит при кончине человека, и не по какой-либо иной причине, а именно из-за частного воздаяния душе. В судный же день состоится полное воздаяние, и душе, и телу.

СКАЖЕТЕ, что Иисус, сын Сирахов, написал эти слова прежде пришествия Христова, когда небо не было отверсто Крестом Христовым.

ОТВЕЧАЮ: В Священном Писании часто вместо будущего времени используется настоящее или прошедшее. Так, Псалмопевец говорит: князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его (Пс. 2, 2). Здесь прошедшее время, собрались, Пророк использует вместо будущего времени, соберутся. Подобное этому найдете во многих местах.

Доказательство второе

В Евангелии от Луки, глава 12, стих 35, Христос говорит: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам. он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий (Лк. 12, 35–40).

И снова: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе (Ин. 14, 2–3). И снова: покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя (Откр. 3, 3). Подобное этому говорит Апостол Иаков: Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот. Судия стоит у дверей (Иак. 5, 8–9).

Толкователи этих текстов Священного Писания, святые Отцы, учат о трояком пришествии Христа: первое, видимое, посредством воплощения; последнее, также видимое, когда Он придет судить мир; третье же, невидимое, происходит при кончине человеческой, когда Он невидимо приходит для суда и частного воздаяния душе.

Именно об этом невидимом пришествии после смерти и говорится в приведенных выше словах Писания, при внимательном прочтении которых и вне духа сопротивления, каждый может увидеть истинность сказанного. Читайте также написанное о частном суде в «Точном изложении православной веры», на листе 84, издание Московское.

Доказательство третье

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище в небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью (2Кор. 5, 1–4).

Здесь надо учитывать два момента.

ПЕРВЫЙ: Земным домом нашего тела Апостол называет само человеческое тело, в котором душа пребывает, как в своем доме. Поэтому следует отвергнуть мнение тех, кто домом нашего тела называют земной мир и говорят, что мы получим Небесный дом, когда разрушится земной мир во время Страшного Суда, Эго мнение опровергает Златоуст, приведенные слова Павла. Так же, как Златоуст, богословствуют и другие святые Отцы, и говорят, что земной дом нашего тела это само тело, Но и сам Павел, если вам мало вышесказанного, говорит об этом и тогда, когда рассматривает следующие образы: но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4, 16). Выше приведены его слова о земном доме, в данном случае говорится о внешнем человеке, то есть теле. Об этом он говорит и ниже, и еще более ясно: водворяясь в теле, мы устранены от Господа (2 Кор. 5, 6), и открыто называет тело внешним человеком, земным домом, тенью и так далее.

ВТОРОЙ: Небесное жилище – это слава Небесная, куда святая душа входит тотчас по отделении от тела, по слову Христову: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14, 2). И снова говорит: войди в радость господина твоего (Мф. 25. 21).

Известно, что некоторые под Небесным жилищем понимают нетленное тело, которое человек получит при воскресении, но это мнение не согласуется со словами Павла, ибо Апостол не говорит: «получим дом ка Небесах после воскресения», не говорит: «будем иметь», но говорит: имеем, то есть именно тогда, когда наше тело разрушается смертью. Он как бы говорит: «Не будем бояться, что останемся без дома, если выгонят из нынешнего, имеем другой». Если бы Павел домом Небесным назвал нетленное тело, то мы бы не имели дома при разлучении с нетленным телом. Ибо нетленное тело мы получим только после воскресения.

К тому же, тело он называет домом, который разрушается постепенно. Дом же Небесный всегда вечен и неизменен. Тело как дом создается человеком, его жизнью, воспитанием и делами. Небесный дом создается не человеком, а Божиим всемогуществом, чтобы явить Небесную славу Его избранным.

Под конец Апостол называет Небесное жилище, если вам мало того, что сказано, вечной славой, поскольку, сказав: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор. 4, 17), добавляет следующее толкование: когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем (...) на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2Кор. 5 .1).

Доказательство четвертое

Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем. Потому что не хотим совлечься, но облечься. (...) Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,ибо ходим верою, а не видением, – то и благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа (2Кор. 5, 4–8).

Здесь Апостол Павел рассматривает два отрезка времени. ПЕРВЫЙ: когда ходим в нынешнем теле и отходим от Господа. ВТОРОЙ: когда выходим из тела и приходим ко Господу. Ответьте нам, противники, когда наступит второй. Первый отрезок времени относится к настоящему, поскольку сейчас, водворяясь в теле, мы устранены от Господа. Остается вопрос о том, когда возникнет второй отрезок времени. Если скажете, что после воскресения и после Страшного Суда, то разве будут ваши слова истинными, поскольку тогда святые не уйдут ни от тела, ни от Господа, а придут именно тогда и к нетленному телу, и особенно ко Господу, получая совершенное воздаяние славы Небесной и душе, и телу. А если надо назвать, когда именно человек выходит из тела и приходит ко господу, то, отвечая, вы не сможете ответить что-либо другое, кроме того, что души праведных, выходя из тела, тотчас приходят ко Господу и насыщаются Его Небесной славой прежде воскресения.

Доказательство пятое

Христос, вися на Кресте, сказал разбойнику: истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43).

Здесь предстоит понять, что имеется в виду, когда в священном Писании говорится о рае.

ВО-ПЕРВЫХ: Раем называется тот сад, который насадил Бог в Эдеме для телесного утешения наших прародителей, прежде, чем они согрешили.

ВО-ВТОРЫХ: Раем называется, и это поистине так и есть, Небесная слава избранников Божиих, и для этого рая первый рай был прообразом. Именно об атом рае Павел говорит, что он был восхищен в рай (2Кор. 12, 4). Объясняя, что такое рай, он говорит, что это значит быть восхищенным на Небо.

Когда же Христос говорит разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю, он имеет в виду не земной рай, как утверждают противники, а рай Небесный. Причины этого следующие:

ПЕРВАЯ: Земной рай это место для тела, а не для души. Что пользы душе от изобилия деревьев, овощей, трав, воды и прочих красот этого земного рая? Никакой пользы. Христос же, обещая разбойнику рай, обещал сад, доставивший бы ему утешение, в котором тот нуждался, то есть духовный.

ВТОРАЯ: Если вы испытываете затруднение в понимании тех или иных слов Нового Завета, то следует обратиться к другим словам Нового Завета, в другом месте, а не к Ветхому Завету. В данном случае слово РАЙ в Новом Завете знаменует рай духовный, то есть Небо, что видно из Посланий Павла.

ТРЕТЬЯ; Христос, сказав разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю, обещал ему Свою дружбу и совместное проживание, что и означает слово со Мною. Поскольку Христос вошел в Небесный рай, а не земной, ясно, что и разбойник вместе с Ним там же.

СКАЖЕТЕ: Христос и на Небе с Ангелами, и в земном раю с разбойником, так как Он по Своему Божеству везде и все исполняет.

ОТВЕЧАЮ: По Божеству Своему Христос был с разбойником и тогда, когда тот разбойничал. В чем же новизна обещанного Христом благодеяния, если Он и прежде был с ним по Своему Божеству?

ЧЕТВЕРТАЯ: Многие говорят, что, вполне вероятно, земной рай был разрушен водами всемирного потопа. Ответьте мне, как Енох был перенесен в рай, ибо он попал в рай прежде потопа, а когда рай разрушился, то был перенесен в другое место.

Кто-нибудь спросит, когда разбойник сказал: Помяни меня. Господи, во Царствии Твоем, почему Христос не ответил: «ныне же будешь со Мною во Царствии Моем», но сказал: ныне же будешь со Мною в раю.

ОТВЕЧАЮ: Для того чтобы разбойник, услышав о царствии Христовом, не подумал бы о чем-то человеческом и земном. По этой причине Христос ясно назвал Свое Царство раем, то есть вечным и непостижимым блаженством.

Не умолчу здесь и о насмешке неких толкователей. Будто бы его слово, ныне, относится к слову говорю, а не к слову будешь, как будто бы Христос сказал: «Истинно говори тебе ныне: со Мною будешь в раю». Поистине странно, так как непонятно, зачем Господь сказал бы: «Истинно говорю тебе ныне», разве разбойник не видел и не слышал, что Господь говорил именно в тот день? В чем была необходимость говорить Господу, да еще и с клятвой: «Истинно говорю тебе ныне»?

Доказательство шестое

Христос восшед на высоту, пленил плен (Еф. 4, 8). Здесь имеется в виду только Вышенебесная высота, а не какая-либо иная.

А если некоторые говорят, что имеется в виду высота Креста, то Павел там же разъясняет свои слова, говоря: А «восшед» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 9–10). Плен же, который пленил Христос я возвел на Небеса, означает не что иное, как множество святых душ, которые Он воздвиг на Небо из преисподней, по толкованию святых Отцов.

СКАЖЕТЕ; Если бы и были души святых на Небесах, однако они не услаждаются видением лика Божия.

ОТВЕЧАЮ: Поистине странно слышать о том, что можно быть на Небе и при этом не видеть Бога. И кто поверит этому, поскольку Небо есть престол и град Царя царствующих, в котором Бог всегда бывает видимым, как сказано: небо – престол Мой (Ис. 66, 1). И снова сказано: не клянись (…) небом, потому что оно престол Божий (Мф. 5, 34). И снова: Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего (Мф. 18, 10). Это же мы и ежедневно произносим: Отче наш, Который на Небесах!

Хотя Бог есть везде, однако здесь говорится о том, что Ему свойственно пребывать на Небесах, где Он насыщает явлением Своей славы удостоившихся там быть. Поэтому святой Кирилл в Катехизисе, раздел 9, называет Небо завесой Божества, за которой для нас, пребывающих вне завесы, Бог утаен.

Но и Апостол Павел сравнивает вход Христа в святую Небесную обитель со входом первосвященника внутрь завесы в святая святых. Отсюда ясно, что Апостол учит о сущности Божественного Неба, проводя аналогию с завесой ветхозаветного ковчега. И поистине мало разницы в пребывании душ святых на Небе, на земле или еще где-нибудь, если они все равно не видят Бога.

Доказательство седьмое

Павел говорит: имею желание разрешиться и быть со Христом (Фил. 1, 23). Если души святых пребывают в некоем месте вне Неба, напрасно это желание Павла, ибо Христос пребывает на Небе.

Доказательство восьмое

Сим дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния (Евр. 9, 8). Эти слова святой Феофилакт вместе с другими святыми Отцами толкует следующим образом: в святая святых не могут войти священники и мирские люди, это образ преграды на пути к Небу для людей Ветхого Завета. Поэтому тогда и праведники спускались в преисподнюю. Когда же Христос разрушил завесу скинии и упразднил ветхозаветные образы, тем самым Он открыл святым путь в Небесное святилище.

Доказательство девятое

Вы приступили не к горе осязаемой (Евр. 12, 18), и прочее. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр. 12, 22–23).

Здесь по толкованию святых Отцов описывается Церковь, торжествующая на Небе, и ее граждане. Прежде всего это Ангелы, а также души Первенцев, то есть тех. кто первыми уверовал и умер, такие как Апостол Иаков, Стефан и другие, которые, как сказано, написаны ка Небесах, то есть причислены к Ангельским чинам. Другие же толкуют церковь Первородных с написанными на Небесах как души Патриархов и Пророков, царствующих со Христом. Духами же совершенных называют души Апостолов и мучеников. Примите первое или второе толкование, из обоих ясно, что души святых, живших на земле, блаженны тем блаженством, которым прежде были почтены одни только Ангелы.

Доказательство десятое

Стефан, умирая, видел отверстые Небеса, славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Отца. Увидев это, первомученик понял, что это для него отверсты Небеса и что Господь хочет принять его в Небесную славу. Поняв это, страдалец воскликнул: Господи Иисусе, прими дух мой (Деян. 7, 59).

Доказательство одиннадцатое

Душам мучеников даются белые одежды, которые знаменуют Небесную славу душ (Откр. 6, 11). Повторно святые получат белые одежды, восстав из мертвых, то есть, получат славу небесную и телу. Такое толкование дает святой Андрей Неокесарийский вместе с другими святыми Отцами.

Доказательство двенадцатое

Облеченные в белые одежды (…) Это те, которые пришли от великой скорби они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его (Откр. 7. 13–15).

Из этого ясно, что они на Небесах и наслаждаются видением Бога. Что же еще может означать пребывание пред престолом Божиим, если не видеть Бога и насыщаться этим видением.

Глава 2. Твердость камня веры от свидетельств Богодухновенных Святых Отцов

Святой Афанасий, описывая житие Антония Великого, говорит, что святой Антоний, видел душу преставившегося аввы Аммона, которая возносилась на Небо в окружении Ангелов. Смотри житие Антония Великого, 17 января.

Василий Великий в беседе на Сорок мучеников говорит: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись вам райские двери».

Также и святой Дамаскин, следуя Василию, слагает об этом церковные песнопения.

Григорий Богослов говорит следующее: «Да усвоятся слова мудрых о том, что всякая добрая и боголюбивая душа, освобождаясь от тела, с которым она связана, тотчас, чувствуя и видя ожидаемое благо (пребывая как бы в тумане и ожидая света, или даже не знаю, как правильно сказать), наслаждается некоей чудесной сладостью, и радуется, и весело шествует к своему Владыке, вырвавшись из уз тяжелой земной жизни и сбросив связывающие крылья путы, и ожидая предстоящего блаженства. Несколько позже она соединится и со сродной плотью, отданной землей, что произойдет чудесным образом, так, как ведомо только Богу, и разделяющему, и связующему, она получит Небесную славу». Смотри «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 87.

Григорий Нааианзин в Похвальном Слове о святом Василии: «Ты, – говорит, – угодник Божий, милостиво взгляни на нас из Небеснаго жилища и болезни мои уврачуй, и помоги мне душетерпеливо носить тяготу», и прочее.

Григорий Нисский в Слове о святом Ефреме, в конце: «Где, – говорит, – его (святого Ефрема) обитает душа, не иначе как только в Небесных обителях, где чины Ангелов, где лики Пророков, где престолы Апостолов, где радость мучеников, где веселие преподобных, где светлость учителей, где торжество первородных и светлый лик там празднующих в Небесном благе, в священном месте, куда желают проникнуть Ангелы, именно туда пошла многоблаженная и святая душа блаженнаго и приснопамятнаго Отца нашего» (Слово о святом Ефреме, лист 516, на обороте).

Там же, в самом конце: «Ты же, Божественному предстоя жертвеннику и служительствуя Живоначальной и Пречистой со Ангелами Троице, помяни всех нас, прося об оставлении нам грехов и принятии в Вечное Царство».

Святой Златоуст в 8 Беседе на 2 Послание к Коринфянам, на главу 5, в конце, пробуждая в нас желание небесных благ, говорит: «Если одна мысль о благах Небесных, даже неясная, доставляет нам столько удовольствия, то подумай, сколько радости должно принести самое наслаждение ими. Блаженны, и трижды и бессчетно блаженны, наслаждающиеся теми благами; напротив, достойны сожаления и трижды несчастны те, которые претерпевают мучения».

Снова Златоуст в 3 Беседе на Послание к Филиппийцам говорит следующее: «Итак, мы должны скорбеть не просто об умирающих, и радоваться не просто о живущих. Как же? Мы должны плакать о грешниках не умирающих только, но и живущих, а радоваться о праведниках не только живых, но и скончавшихся. Первые и при жизни умерли, а последние и по смерти живут; первые и в этой жизни жалки для всех, так как оскорбляют Бога, а последние, и туда переселясь, блаженны, так как отошли ко Христу. Грешники, где бы ни были, далеки от Царя, – потому достойны слез, а праведные, здесь ли, там ли, вместе с Царем, и там они еще гораздо ближе к Нему, не созерцанием, не верой, но, как сказано, «лицом к лицу"".

Златоуст также в 4 Беседе на Послание к Филиппийцам, толкуя слова Павла: Не знаю, что избрать (Флп. 1, 22), говорит следующее: «Что ты говоришь? Ты преставишься отсюда на Небо и будешь со Христом, а не знаешь, что избрать?» И ниже: «Какой купец, скажи мне. имея корабль, наполненный бесчисленными сокровищами, захочет еще оставаться на море, когда он у пристани, в которую может взойти и успокоиться? Какой борец захочет продолжать борьбу, когда он уже заслужил победный венец?»

Златоуст также в Беседе 32 на Послание к Римлянам называет Павла сияющим у царского престола, где славят херувимы и летают серафимы.

Златоуст также в книге 6 «О священстве» говорит: «Достойно с чистой совестью причащающиеся Тела Господня в час смертный возводятся на Небо в окружении Ангелов».

Златоуст также в книге «Маргарите», в Слове 11 о памяти усопших, от лица умерших младенцев в конце говорит: «Не плачьте о нас, родители, потому что мы перешли из худшего в лучшее и вместо тления приняли нетление. Мы поем с ангелами, ликуем со святыми и молимся о вас, грешных, владыке».

Кирилл Иерусалимский в Катехизисе, раздел 13, говорит о разбойнике: «Ты от древа входишь в рай, и разбойник входит не туда, куда вошел верный Авраам. Но не бойся в этом раю змия, который пал с Небес и не сможет согнать тебя оттуда».

Здесь обрати внимание на слова святого учителя. Чтобы кто-нибудь не сказал, что рай, о котором он говорит, это некое прохладное место или лоно Авраамово. он говорит «разбойник входит не туда, куда вошел верный Авраам». Чтобы никто не подумал, что говорится о земном рае, он добавляет: «Но не бойся в этом раю змия, который пал с Небес и не сможет согнать тебя оттуда».

Епифаний в 78 Слове о ереси, в конце, говорит: «Святые в чести, покой их в славе, отшествие отсюда в совершенстве, жребий их в ублажении, житие в святых обителях. ликование с Ангелами, воздаяние во Иисусе Христе, Господе нашем».

Дамаскин, излагая повесть о Варлааме и Иоасафе, в конце говорит следующее: «Под конец такой жизни (Иоасаф), достойно послужив, распяв мир себе и себя миру, отошел с миром к мирному Богу и к присножеланному Владыке. И явился пред лицо Господне в свете и чистоте, безо всяких препятствий. И украшен там уготованным ему венцом славы, и удостоился видеть Христа, со Христом быть и всегда радоваться великолепию Христову. Предав свою душу в руку Его, он пришел в Страну живых, где раздаются голоса празднующих, где жилище веселящихся». До этого места святой Дамаскин. Смотри Повесть о Варлааме и Иоасафе, издание Московское, перевод с греческого.

Феофилакт в толковании Евангелия от Луки, на главу 23, о словах: ныне же будешь со Мною в раю, приводит разные мнения и детально анализируя их, отвергает, предлагая свое понимание, и говорит: «Если сказать, что рай это Царство Небесное, то это не будет противоречить сказанному и господом, и Павлом. Разбойник находится в раю, значит, в Царстве Небесном, и не один он, а все, кого перечисляет Павел».

И ниже: «Хотя и не получил обещанного, что придет впоследствии, и не получил совершенного блаженства (то есть и душе, и телу), однако же находится в Царстве и в раю». Смотри лист 199 на обороте.

Глава 3. Твердость камня веры, основанного на доказательствах из Священного Писания

Доказательство первое

Господь Бог в Книге Левит, глава 19, заповедает, говоря: Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра (Лев. 19, 13). Об этом же Он говорит во Второзаконии, глава 24. Поскольку Господь заповедал отдавать плату, не отлагая воздаяние до утра, как же Он удержит награду Своим святым до самого скончания века? Не будет ли этим Он противоречить Самому Себе, поступая иначе, чей Сам же и повелел?

Доказательство второе

Длящаяся надежда приносит тяжесть душе. Желание иметь желаемое может перейти в радость, это относится и в надежде. И наоборот, когда желаемого не получают, на душу ложится тяжесть, и когда надежда длится долго, она отягощает душу. Авессалом, хотя и по своей вине получил запрет видеть лицо царя, своего отца, однако его желание и надежда на протяжении двух лет принесли ему такую тягость, что он стал говорить Иоаву: «Как же мне не видеть лица царя? Если же я виноват, то убей меня (2Цар. 14, 32). Если же и души святых, вышедшие из тел, не получают желаемого и чаемого блаженства, и не могут видеть лица Божия, подумай, как им тяжело, и «их вины в этом нет, так как в земной жизни они всячески угождали Богу. И тогда напрасно восклицает Павел: имею желание разрешиться и быть со Христом (Фал 1.23).

Доказательство третье

Если и ныне, после воплощения Господня, души святых нисходят на лоно Авраамово в преисподнюю, как было до воплощения Господня, то чин святых Нового Завета ничем не отличается от чина святых Ветхого Завета, и их чины равнозначны. Но никто не скажет, что это истина, поскольку те были сынами Закона Моисея и Сени, тогда как эти – сыны Благодати и Истины. Тем Небесные двери не были отверсты, а этим отверзлись Крестом Христовым. Поэтому, если те не могли войти в эти двери, то эти, уже ничем не задерживаемые, входят в Небесные обители.

Доказательство четвертое

Прежде пришествия Христова смерть святых сопровождалась плачем. После пришествия Христова мы празднуем дни преставления святых с большой торжественностью. Послушаем, что говорит об этом Василий Великий в Слове о святом мученике Варлааме: «Раньше действительно смерть святых сопровождалась рыданием и слезами. Сильно плакал Иосиф об умершем Иакове, и о смерти Моисея Иудеи немало рыдали. Смерть Самуила также сопровождалась многими слезами. Ныне же мы радуемся, когда умирают святые. У печалящихся после Креста Господня изменилось естество, и потому преставления святых мы сопровождаем не рыданиями, ко Божественным пением у их гробов, как бы ликуя. Ибо смерть праведных – это сон, более того, переход в лучшую жизнь».

Теперь я спрошу, почему, когда умирали ветхозаветные святые, было много плача, а сейчас в дни преставления наших святых праздник и веселье? Нет иной причины, кроме той, что тогда умирать было бедствием и окаянством, ныне же умирать святым есть радость и качало веселья. Поэтому и день смерти мы справедливо называем днем рождения, поскольку святые, умирая на земле, рождаются на Небесах.

Доказательство пятое

Мы исповедуем существование частного суда, как отмечается в книге «Точное изложение Православной веры», в вопросе 17, лист 84, издание Московское. Об этом говорится в Священном Писании, что и показано нами здесь в главе 1, в доказательстве 2. Если же есть частный суд, то есть и частное воздаяние, ибо суд не бывает без решения и воздаяния.

Доказательство шестое

Вся Святая Православная Кафолическая Восточная Церковь в своих книгах церковных благочестиво исповедует, что души святых пребывают на Небе. Когда призываются святые, в пении, в чтении и молитве, везде они называются предстателями Церкви, предстоящими перед престолом Господним, а также собеседниками Ангелов, небесными гражданами, ликующими вместе с Ангелами. Так поет октоих в главе 1, в среду вечера на стиховне: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись для вас райские двери», и так далее. И снова, глас 2, в понедельник, в каноне, в песне 5: «Собор честных страдальцев» собор беззаконных гонителей посрамил, многочисленные болезни претерпел и ныне со священными соборами Ангельскими непрестанно радуется». И снова в том же гласе, в тот же день, на стиховне: «Во Христе пострадавшие вплоть до принятия смерти, страстотерпцы и мученики, души ваши на Небесах в руке Божией, и по всему миру почитаются ваши мощи». Снова в том же гласе, во вторник на утрене, в песне 9: «Собор святых мучеников» лик блаженный, в ликостоянии сочетались бесплотные». Снова в том же гласе, в каноне на утрене, в песне 9: «Земля, разверзшись, приняла вашу кровь, Небо же – ваш святой дух, и теперь вы, страстотерпцы и мученики, предстоите вместе с огненными чинами Божественному престолу». Снова в том же гласе, в пятницу на утрене, в песне 4: «Совершившие святые подвиги на земле обрели на Небесах великую славу». Снова в том же каноне, в песне 9: «Сиона вышнего явились жители божественные и Ангелов равночестные мученики, как истинные сограждане». Этими и им подобными чтениями, молитвами и духовными песнями, составленными святыми Отцами, полны церковные книги – октоихи, триоди, минеи, требники и другие богодухновенные книги. Поскольку Православная Церковь есть Столп и Утверждение Истины, по слову Павла, и ее повелевает слушать Сам Христос, то кто дерзнет рассуждать вопреки ее законам, разве только язычник и мытарь. А если, – говорит Христос, – и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 16, 17). Hе буду здесь вспоминать о различных явлениях, которые видели многие по Откровению Божию, то есть, о восхождении святых душ на небо в окружении Ангелов.

Об этом свидетельствуют многие места в житиях святых, но, поскольку противники не верят в это, напрасно разбрасывать семя богодухновенных слов перед спорщиками.

Часть II. Камень претыкания и соблазна

Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания

Претыкание первое

Души святых прежде второго пришествия Христова еще не на небе, так говорят противники. Если спросите, где же они тогда, получите разные ответы:

1) Одни говорят, что в земном раю, по Слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43).

2) Другие говорят, что на лоне Авраамовом, по Слову Христа: Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 26, 22)

3) Третьи говорят, что в руке Божией, как сказано: «А души праведных в руке Божией» (Прем. 3, 1).

4) Четвертые говорят, что в жертвеннике или в некоей темнице под жертвенником, как сказано: я видел под жертвенником души убиенных за слово Божие (Откр. 6, 19).

5) Пятые говорят, что души святых спят, как сказано: задремали все и уснули (Мф, 25, 5).

6) Шестые говорят, что души умирают вместе с телом и вместе с телом воскреснут. Так считают анабаптисты.

Исправление претыкающимся

ОТВЕЧАЮ НА ПЕРВЫЙ в целом. Один и тот же предмет может иметь разные имена. Так (например), Церковь Христова называется Телом Христовым, Домом Божиим, Иерусалимом, Сионом, Градом Царя Великого, Столпом и Утверждением Истины, Матерью Правоверных, Жилищем Божиим, Кораблем, Неводом, и так далее. Так, Евхаристия называется бессмертной трапезой, духовной пищей, ангельским хлебом, манной небесной, непорочным агнцем, хлебом, укрепляющим сердце человека, и так далее. Так, Крещение называют возрождением, духовной баней, просвещением, вратами всех Тайн, ключом Царствия Небесного, и так далее.

Также должно говорить и о настоящем вопросе. Царство небесное имеет в Писании разные имена и называется то рай, то лоно Авраама, то рука Божия, то алтарь, то горний Иерусалим, матерь всем нам, место светлое, прохладное, спокойное, отечество и жилище Божиих избранников. Еще оно называется Небом и землей живых, как говорит Псалмопевец: Верю: увижу я блага Господня на земле живых (Пс. 26, 13)! Поэтому, когда услышите или прочитаете какое-либо название из вышеперечисленных, знайте, что говорится о Небе. Этому же учит и «Точное изложение Православной веры», в вопросе 77, на листе 96, издание Московское, где написано следующее; «Какое место специально определено для душ умирающих в благодати Божией? Ответ: Души людей, преходящие из мира сего, обретающиеся в благодати Божией покаянием своих грехов, получают место в руке Божией, поскольку так говорит Святое Писание: А души праведных в руке Божией, и мучение не прикоснется их (Прем. 3, 1) Еще именуется это место раем, так как Христос Господь наш сказал на Кресте разбойнику: истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю (Ах. 23, 43).

Зовется и лоном Авраамовым, как написано: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22). И Царством Небесным, по слову Господа: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11). Поэтому, если мы назовем это место одним из тех на· званий, которые мы перечислили выше, то это не будет ошибкой. Главное понимать, что души находятся в Божией благодати, и в Царствии Небесном, и (как поется в церковных песнях) на Небесах».

До этого места книга «Точное изложение Православной веры», получившая одобрение, как сказано в предисловии, Святейшими Патриархами, Иерусалимским Нектарием, Константинопольским Парфением, Александрийским Иоаникикием, Антиохийским Макарием, и снова Иерусалимским Паисием, и всем соборным священноначалием иерархов.

ОТВЕЧАЮ, во-вторых, в частности, по поводу каждого из приведенных здесь текстов Писания.

НА ПЕРВЫЙ; Царство небесное есть рай. Смотрите об этом в первой части этой книги, в главе 1, доказательство 5. Об этом поется и в церковной песне: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись вам райские двери». Подумайте над тем, какие райские двери отверзлись им, когда их приняло Небо. Сделайте вывод о том, что святая церковь считает небо, райские двери и рай одним и тем же явлением.

НА ВТОРОЙ: Царство небесное есть лоно или недро Авраамово. Читайте толкование Феофилакта на главу 16 Евангелия от Луки, где он говорит следующее: «Недром Авраамовым называется ограждение благих, пристанище праведных, обретших вместо земных бурь Небесную тишину; недром моря обычно называются тихие места со спокойным течением». Смотри Феофилакта, лист 141, толкование Евангелия от Луки.

СПРОСИТЕ: Откуда такое название и почему мы молимся об умерших, чтобы они попали в недро Авраамово?

ОТВЕЧАЮ: Лоно, или недро Авраамово, называется так потому, что сыновья сладко почивают на лоне своих родителей. Все верные и святые – сыны Авраама, который явился первым и наиболее просиявшим в вере и святости, и ему было обещано благословение и блаженство, а в нем – всем верным, о чем написано в Книге Бытия, в главе 22: И благословятся (говорит Бог) в семени (Быт. 22, 18). Поэтому и Павел пишет к Галатам: Познайте же? что верующие суть сыны Авраама (Гал. 3, 7). И ниже: Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 29).

НА ТРЕТИЙ: Если вы, противники, говорите, что вместилищем святых душ является рука Божия, спрошу вас, а что есть рука Божия? Рука Божия есть не что иное, как всемогущество Божие, все сотворившее, все содержащее, все премудро устраивающее. Рука Божия та, что есть везде, и на Небе, и на земле, и в аду, и на море, и во всем мире, ибо так говорит Псалмопевец: В руках Его пределы земли (Пс. 94, 4). Поскольку души праведных в руке Божией, а рука Божия, то есть всемогущество Божие, есть везде, и на Небе, и на земле, и в аду, и на море, скажите нам, будут ли везде и души праведных? Но не будет этого! Ибо мы веруем, что рука Божия, или всемогущество Божие, хотя и везде есть, как уже говорилось, но прежде всего на Небе. Ибо рука Божия и всемогущество Божие есть Сам Бог. Бог же, хотя и везде есть, но прежде всего на Небе, как сказано: небопрестол Мой, а земляподножие ног Моих (Ис. 66, 1) Смотри также Деян. 7, 4 9. И снова: не клянись (...) небом, потому что оно престол Божий (Мф. 5, 34). И снова: Господь на Небесах воздвиг Престол Свой (Пс. 102, 19). Но и мы говорим: Отче наш, Который на Небесах! Поэтому, если Бог на Небе, то и Его всемогущество нераздельно, и рука его, и души святых в руке его ка Небе.

НА ЧЕТВЕРТЫЙ: Если вы, противники, скажете, что место святых душ в жертвеннике или в некоем вместилище под жертвенником, то тем самым вы придерживаетесь нашего Православного Догмата. Этот жертвенник Иоанн видел на Небесах (читайте Апокалипсис и узнаете). Ибо на Небесах пребывали и ныне пребывают души убиенных за слово Божие (Откр. 6, 9). Но и последующие слова подтверждают сказанное нами. Ибо там написано: И даны были каждому из них (душам) одежды белые (Откр. 6, 11). Что значит белая одежда для душ, если не слава Небесная? В дальнейшем им велено ждать и второй одежды, на прославление тел, когда во второе пришествие Христово каждая душа соединится со своим телом. Читаем об этом и в главе 7 Апокалипсиса, стих 9: взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть (...) стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (Откр. 7, 9).

И ниже, стих 14: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежд и свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь (Откр. 7, 14–15).

СПРОСИТЕ ЗДЕСЬ: Что означает быть душам убиенных под жертвенником?

ОТВЕЧАЮ: Под жертвенником понимайте Христа, поэтому когда Иоанн говорит: я видел под жертвенником души убиенных за слово Божие, то следует это понимать, как то, что он видел души убиенных за исповедание имени Христа. Другие говорят, что Христос есть жертвенник, а души святых мучеников, убиенных за слово Божие, под жертвенником, то есть под Христом, гораздо ниже Его, победившие благодаря помощи и защите Христа и отдающие Ему свои заслуги.

НА ПЯТЫЙ: вызывает только смех ваше утверждение о том, что души святых спят и будут спать вплоть до Судного Дня. Но человек спит целиком, а не только душой. Ибо что такое естественный сон, как не заключение внешних телесных чувств, как учит физиология. Но душа, вышедшая из тела, не имеет телесных чувств и не имеет тела, поэтому спать ей не свойственно и спать она не может. Но и из Писания ясно, что души не спят. Если же они спят, то как души праведных, в древности находившихся в преисподней, были охвачены огромным желанием вырваться оттуда (3Ездр. 4)? Как пророчествовал Самуил после своего успения и предвозвестил царю Саулу его смерть (Сир. 46; 1Цар. 28)? Как явились Моисей и Илия после Преображения Господня (Мф. 17)? Как Иоанн видел на Небесах сидящих старцев, облаченных в белые одежды (Откр. 4)? Как души убиенных просили отмщения у Бога, и даны были каждой из них белые одежды (Откр. 6)? И снова: много людей стояло пред престолом и пред Агнцем, облаченных в белую одежду, о которых сказано: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца (Откр. 7, 14–15).

Из этого и других текстов Писания ясно, что души не спят. Мы знаем, что часто и душа впадает а греховный сон, то есть уныние и небрежение о своем спасении, о котором Псалмопевец говорит: Впала в дремоту душа моя от уныния (Пс. 218, 39). Но такой сон душам святых не присущ, особенно после выхода из тела, когда уже невозможно ни грешить, ни делать добро. А если в Евангелии говорится: задремали все и уснули, то это сказано о людях, а не только о душах.

НА ШЕСТОЙ: Говорить и верить, что души умирают вместе с телом, – это саддукейская ересь, ров погибельный, врата, отверстые для всякого беззакония.

Это мнение, принадлежащее Епикурейцам и Саддукеям, посрамил Сам Христос, говоря: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). И снова говорится: А праведники живут вовеки (Прем. 5, 15).

Претыкание второе

Господь рассказал притчу о работниках, среди которых одни пришли в виноградник раньше, а другие позже. Вечером же все работники получили равную плату. Хотя они и пришли в разное время, но плату получили одновременно, каждый по пенязю (Мф. 20). В этой притче вечер знаменует воскресение мертвых, пенязь – жизнь вечную. Этот пенязь, то есть жизнь вечную, получат все работники одновременно, то есть после воскресения. Если же души святых на Небе уже ныне, то они получили плату раньше вечера и не вместе с другими. Это противоречит Евангелию.

Исправление претыкающимся

ОТВЕЧАЮ, что плату получат все вместе, одновременно, на Страшном Суде, но плату совершенную, относящуюся и к душе, и к телу, что и знаменует Христос этой Евангельской притчей.

Мы же здесь говорим о частичной плате, которую ныне получают души на Небе без тел прежде последнего Суда Божия.

К тому же следует знать, что всякая притча исполняется не во всем, а только в том, что соответствует цели рассказчика. Так (например), нож, хотя и предназначен для нарезания, но режет не всеми своими частями. Это же ясно видно и в притче о работниках, которые роптали на господина. Вряд ли в Небе будет ропот. Это ясно и из слов, произнесенных Господом: или глаз твой завистлив от того, что я добр (Мф. 20, 15)? Вряд ли на Небе будет завистливый глаз. Притча истинна в том, что соответствует цели рассказчика. Остальные слова притчи нужны ради красоты изложения и целостности притчи. Но какова цель этой притчи? Ока состоит в том, чтобы показать: эти работники, одни трудившиеся целый день, другие меньше, все получили равную плату. Притча знаменует, что хотя Отцы Ветхого Завета трудились больше времени, чем отцы Нового Завета, однако все придут к одному и тому же Небесному блаженству. Или, по-другому: обращающиеся в старости к Богу хотя и меньше трудятся, чем те, кто работает для Бога с юности, однако могут получить не меньшую плату, чем эти.

Претыкание третье

Апостол говорит: И все сии (Отцы Ветхого Завета), свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бое предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11, 39–40).

Исправление претыкающимся

ОТВЕЧАЮ: Уже из самих Апостольских слов, дабы они не без нас достигли совершенства, каждый может узнать, что Апостол говорит о совершенной плате, подобающей и душе, и телу, и такую совершенную плату все получат в день праведного воздаяния. Мы же здесь говорим не о совершенной плате для души и тела, но о частичной, как говорилось выше.

К тому же, Апостол хотел этими словами дать понять, что Отцы Ветхого Завета, умирая, не получали обещанной вечной жизни до Отцов Нового Завета, но ждали пришествия Христова, чтобы получить его вместе с Отцами Нового Завета. Как бы говорится: ныне они уже получили обещанную вечную жизнь, но прежде пришествия Христа они ее не получали.

Не умолчу и о толкованиях многих других учителей, что это наименование, обещанное, знаменует воплощение Христа, что многократно обещал Бог ветхозаветным Отцам, Аврааму, Исааку, Иакову, Давиду. Поэтому Сам Христос говорит: многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели (Лк. 10, 2 4).

Претыкание четвертое

В Послании 1 Иоанн говорит: Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется (Христос во втором пришествии), будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1Ин. 3, 2).

Исправление претыкающимся

ОТВЕЧАЮ: Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, здесь это слово, откроется, не знаменует Христа, который желает явиться, но знаменует, что будем. Как бы говорится: «Еще не открылось, что будем. Когда же откроется, что будем – будем подобны Христу, то есть бессмертием, бесстрашием, будем восхищены на облака, будем пребывать со Христом, и наши тела прославятся. Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Фил. 3, 21), по слову Павла, и тогда увидим Христа, каким Он есть, не только душевными, но и телесными очами». Этими словами Апостол Иоанн не намеревается показать, что души святых ныне, прежде второго пришествия Христова, не видели Бога, но только то, что до Судного Дня слава святых душ явлена еще не всему миру. Он как бы говорит: «Ныне еще не открылось, что будем. Когда же откроется, что будем, то будем подобны Христу в преображенной плоти нашего смирения».

Претыкание пятое

В 2 Послании к Тимофею Павел говорит: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2Тим. 4, 7–8). Здесь Павел говорит о будущем времени, даст, то есть на Страшном Суде. Он имеет это в виду, говоря: праведный Судия в день оный.

Исправление претыкающимся

Апостол здесь говорит о венце, или о явном мздовоздаянии, на глазах у всего мира, каким оно будет в день праведного воздаяния, когда всякий получит полную и совершенную плату, полагающуюся и душе, и телу.

У нас же речь идет о частном суде, который происходит тотчас после смерти, и о частной плате, которую получают только души прежде Страшного и всенародного Суда Божия.

Глава 2. Претыкание о камень творения неких Святых Отцов

Златоуст в Беседе 39 на Первое послание к Коринфянам, на главу 15. дает толкование на слова Павла: И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1Кор. 15, 19). «Что ты говоришь, Павел? Что значит, если мы в этой только жизни надеемся, если тело не воскреснет, тогда как душа остается и пребывает бессмертной? Так, хотя бы душа осталась и тысячу раз была бессмертна, – какова она и есть, – но без тела она не получит неизреченных благ, равно как и мучений. Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить (соответственно тому), что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор. 5, 10). Потому он и говорит: и если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Если не воскреснет тело, то и душа останется неувенчанной, – вне блаженства Небесного».

Исправление претыкающимся

Златоуст не говорит здесь о том, что святая душа прежде воскресения тела вообще не получит Небесной славы, но говорит с приложением если, что если тело не восстанет из мертвых, душа не сможет полностью насладиться Небесными благами. Поскольку и душа, и тело работали Богу достойно и праведно, то и душа, и тело получат свою плату. Если же одна часть будет лишена платы, то ее не получит и другая. И наоборот, если тело в свое время восстанет и увенчается, из этого можно узнать, что ныне душа перед Богом живет и увенчивается. Смотрите толкование Феофилакта на эти же слова Павла, где мысль Златоуста выражена более ясно.

Претыкание второе

Златоуст также говорит в Беседе 28, на 2 Послание к Евреям, на главу 11: «Но они ещё не получили этого (воздаяния), ещё ожидают (Отцы Ветхого Завета), скончавшись в таких скорбях. Уже прошло столько времени, как они остались победителями, и ещё не получили награды; а вы, находясь ещё в подвиге, сетуете? Подумайте, что значит и чего стоит Аврааму и Апостолу Павлу ожидать, котла ты достигнешь совершенства, чтобы тогда иметь возможность получить награду. Спаситель предсказал, что он не даст им награды, пока мы не придем, подобно тому, как чадолюбивый отец говорит благонравным и исполнившим своё дело детям, что не даст им есть, пока не придут их братья. А ты сетуешь, что ещё не получил награды? Что же делать Авелю, который прежде всех победил и остается неувенчанным? Что – Ною? Что – другим, жившим в те времена и ожидающим тебя и тех, которые будут после тебя?» И ниже: «Видишь ли попечение (о нас Божие)? И не сказал: “да не без нас будут увенчаны”, но: дабы они не без нас достигли совершенства; значит – тогда они и окажутся совершенными», и прочее, и прочее.

Исправление претыкающимся

Златоуст здесь говорит не о блаженстве души, которое получает каждая на частном суде прежде воскресения, но говорит о блаженстве тела и об открытом воздаянии при позоре всего мира, которое будет для всего человека, и с душой, и с телом, в этот последний День праведного суда и возмездия. Именно это означает использованное Златоустом слово совершенства. Дабы они не без нас, – говорит, – достигли совершенства. Если тогда будет совершенство платы, то ныне плата есть, но не совершенная, то есть частичная, только душе.

Подобным образом отвечаю и на другие высказывания неких учителей, таких как Феофилакта, Феодорита и других, которые следуют за Златоустом, как за своим учителем и наставником.

Глава 3. Претыкания о камень мудрствования

Претыкание первое

Суд и истязание добра и зла произойдет в Последний День, поэтому и воздаяние добрым и злым откладывается до этого Последнего Дня. Если же после смерти происходит частный суд с частным воздаянием, то, в чем необходимость второго пришествия Христова и этого Страшного Суда?

Исправление претыкающимся

Страшный Суд, открытый и всемирный, не исключает частного суда, как и частный суд всемирного. На частном суде получает воздаяние только душа, а на Страшном – весь человек. Первый суд бывает не открыто, но наедине, втайне, второй же будет при позоре всего мира. Поэтому день Страшного Суда называется Днем Господним. Не потому, что другие дни не Господни, но потому, что «тот день действительно будет Днем Господним, то есть являющим пришествие Христа. И как у купцов принято отводить определенный день на получение долгов, который и называется днем воздаяния, не по тому, что это запрещается в другие дни, а потому, что этот день специально отведен для отдания долгов. Так должно рассуждать и в нашем вопросе. Последний день будет Днем Суда и Воздаяния не потому, что в другие дни Бог не судил и не воздавал, но потому, что этот день специально отведен для того, чтобы состоялся всенародный суд и совершенство воздаяния.

СКАЖЕТЕ: Этот последний суд кажется напрасным, поскольку то, что должно быть получено, уже произошло на частном суде. Какая разница, тайно или явно воздается должное?

ОТВЕЧАЮ: Страшный Суд не напрасен, хотя его и предваряет частный, по пяти причинам.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА.

Чтобы стали очевидными Божия правда и милосердие. Ибо Бог сотворил все ради славы Своей. Но поскольку некоторые ныне говорят о Боге неправду и часто видя в нынешней жизни злых в благополучии, а праведных в несчастье, этим соблазняются, обвиняют Бога в несправедливости и не верят в Его промысел. Поэтому Бог установил для Себя особый день, в который Он явственно покажет всему миру великую свою правду по отношению к нечестивым и великое милосердие к благочестивым. Вместе с тем Он покажет, что при великом милосердии к благим он не проявляет суровость или неправду к злым, а при великом гневе на злых он не проявляет лицемерия или неправедных милостей к благим.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА.

Что должно прославиться Сыну Человеческому (Ин. 12 23). Должно Христу явиться для прославления в славе Своей, Ему, Который прежде был в бесчестии и который во время своего первого пришествия был судим, как виновный. Праведно будет прийти ему второй раз со славой, как Судия, чтобы исполнилось о Нем сказанное Исаией: предо Мною поклонится всякое колено (Ис. 45, 23), о чем упоминает и Апостол, говоря: Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я говорит Господь, предо мною преклонится всякое колено (Рим. 14, 10–11).

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА.

Во славу благих, на посрамление нечестивых. Ибо Бог хочет, чтобы святые, в своих подвигах бывшие позором мира, Ангелов и людей, теперь были явлены миру. Ангелам и людям как победители. Поэтому Апостол Павел, говоря о суде, всегда называет эту причину, как, например, в Послании к Римлянам, глава 2, а также в 1 Послании к Коринфянам, глава 4, и в других местах.

ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА.

Чтобы суду подвергся весь человек и получил причитающуюся ему плату. Ныне же происходит суд только над душами, и принимается только часть награды.

ПЯТАЯ ПРИЧИНА.

Что и благие, и злые дела еще не закончились, так, еретики и поныне, даже скончавшись, не престают творить зло, растлевая мысли благих своими книгами. С другой стороны, до сих пор Апостол Павел не перестает творить благо своим учением и образом, и это же можно сказать и о других.

Апостол говорит и это: Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии (1Тим. 5, 24).

Поскольку и благие, и злые дела закончатся тогда, когда закончится сей мир, постольку решение будет явлено в самом конце.

Претыкание второе

Душа и тело работают вместе и потому вместе получают плату. Если же душа награждается раньше, чем тело, такое воздаяние кажется несправедливым, обидным для тела. Например, если двое подвизаются в равной мере, несправедливо вознаграждать одного помимо другого. Или если двое крадут в равной мере, несправедливо наказывать одного помимо другого.

Исправление претыкающимся

ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Не говорите о Боге неправду, когда услышите, что душа ублажается без тела. Ибо душа и тело не настолько раздвоены, как двое друзей, одному из которых обидно, если другой получает награду помимо его. Но душа и тело представляют собой целое, состоящее из двух частей. Это целое предпочитает ублажаться хотя бы одной своей составляющей, чем обеими лишаться блаженства. Поэтому тело не претерпевает никакой обиды, так как обидно может тому, кто не хочет, а не тому, кто хочет.

ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Если бы душа и тело были не одно лицо, то телу не было бы обиды оттого, что увенчана только душа, ибо душа действует как начало всех дел. добрых и злых, тело же только некое орудие. Скажу более, что вся сила добрых и злых дел исходит от одной только души, поскольку выбор добра или отказ от зла происходит от произволения, или от воли, располагающейся в оной только душе.

ОТВЕЧАЮ, BO-ТРЕТЬИХ: Если бы душа и тело действовали хотя и в равной мере, то для тела не было бы никакой обиды в том, что душа без тела ублажается прежде последнего суда. Ибо душа после разлуки с телом способна принять и вместить славу и венец. Тело же после разлуки с душой само по себе не способно ни принять, ни вместить славы Небесной.

Претыкание третье

Душа Христа после разлучения с Телом не тотчас взошла на Небеса, но вначале спустилась в преисподнюю земли, а после Воскресения Тела поднялась на Небеса. Поэтому и души святых после разлучения с телом отправляются в преисподнюю и пребудут там до воскресения своих тел, после чего вместе со своими телами взойдут на Небеса. Ибо Смерть, Воскресение и Вознесение Христа – это образ наших смерти, воскресения и восшествия на Небо, иначе ученики и рабы были бы более своего Учителя и Господа.

Исправление претыкающимся

Христос своей Смертью, Упокоением и Воскресением, а также Восшествием на Небеса дал нам образ для нашего тела. Ибо мы, во-первых, умираем, после этого почиваем в гробу, потом воскреснем и. наконец, подражая Христу, взойдем на Небеса.

А если душа Христа спускалась в преисподнюю прежде, чем взошла на Небеса, то в этом Христос для нас не является образом. Ибо Христос спустился в преисподнюю не для того, чтобы показать нам путь в ад или приготовить нам там место, но чтобы находившиеся там души вывести из тьмы и освободить от смертных уз, и сокрушить и сломить запоры и преграды ада, чтобы туда не опускались души святых.

Претыкание четвертое

Демоны еще не получили платы мучением и получат ее разве на Страшном Суде, и поэтому они восклицали Христу: пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 29). И снова: И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну (Лк. 8, 31). Если же демоны еще не получили платы мучением, то и души святых – платы ублажением, но те и другие получат свою плату на Страшном Суде.

В этом рассуждении о муках демонов мнения Отцов разделились. Одни считают, что прежде Страшного Суда демоны не мучаются и обосновывают это приведенными выше словами Евангелия: пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. И снова: И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

Другие же, напротив, говорят, что демоны уже мучатся. Многие демоны еще не в бездне, но пребывают в воздушном мраке, озлобляя людей и доставляя им неприятности, из-за чего Павел называет их князьями тьмы и поднебесными духами злобы (Еф. 6, 12). Однако все демоны мучатся уже ныне, не только лишением славы Божией. но и через органы чувств. Если святые Ангелы, стоящие в правде, ублажаются уже ныне, прежде Страшного Суда, и всегда видят лице Отца (...) Небесного (Мф. 18, 10), по Слову Христа, то почему ангелы, не стоящие в правде и враждующие с Богом, не подвергаются суду Божию?

Поэтому уже ныне, пребывая где угодно, они везде носят с собой свою геенну.

Эти разногласия Отцов можно сгладить и соединить следующим образом. Демоны мучаются и прежде Страшного Суда, но мучением не совершенным. После же Страшного Суда они получат полноту, или исполнение своих мук, когда будут заключены в бездне, которой сильно трепещут. Поэтому они и умоляли Христа, чтобы Он не повелел им идти в бездну.

СПРОСИТЕ: Почему же они трепещут бездны, если уже ныне мучаются?

ОТВЕЧАЮ: Думаю, что по таким причинам:

1) Что там получат всю полноту мук, им подобающих.

2) Что там уже не смогут приносить людям вред.

3) Что там не смогут иметь той чести, полагающейся одному Богу, которую они, тем не менее, получают ныне от язычников и Еллинов, от волхвов и чародеев.

4) Что тогда явится все их коварство и лукавство, их слабость и немощь, и такими их увидят все, не только мужи, но и жены, и дети, которым они делали зло.

5) Что они будут судимы не только Богом, но и людьми, по слову Павла: Разве не знаете, что будем судить Ангелов (1Кор. 6, 3)?

Под конец добавлю следующее. Если бы и было так, чтобы демоны не мучились до Страшного Суда, то из этого не следовало бы, что души святых не ублажаются до последнего дня. Нельзя говорить, что если демоны еще не мучатся, то и души святых еще не ублажаются.

ОТВЕЧУ возражением. Ныне уже ублажаются святые Ангелы, значит, и души святых ныне уже ублажаются. Не лучше ли душам святых последовать в ублажении за Ангелами, чем за демонами в демонском мучении, пребывая в ожидании до Страшного Суда? Однако ублажение Ангелов и святых душ не отложилось и не отлагается, ибо наш милосердный Бог не так скор и непреклонен на отмщение и мучения, как на милости и ублажение.

Окончание

Завершим этот Догмат словами священномученика Киприана, Епископа Карфагенского, учителя давних времен, жившего в начале третьего столетия от Рождества Христова. Он принял мученический венец за христианскую веру, побуждал к ней других, укреплял христиан, страждущих за Христа, надеждой на получение после своих страданий нетленного венца от Христа. Об этом он сказал во многих местах своих книг. В увещательном Слове к несущим мученический подвиг, в главе 12, он говорит следующее: «Кто соберет все с силы, чтобы из тьмы прийти к свету, будет другом Христа и тотчас со Христом возрадуется. Закрываются глаза в страданиях, но отверзается Небо. Угрожает антихрист, но защищает Христос. Приносится смерть, но наступает бессмертие. Убиенным за Христа, мир сей отнимается, но даруется Небо, угасает временная жизнь, но готовится вечная. Какое блаженство, с радостью уйти отсюда, из тесноты в пространство, из скорби в радость, закрыть поскорее глаза, которые видят людей и мир сей, и открыть их, чтобы видеть Бога, Христа и Ангелов, и поскорее оставить землю и перейти в Царство Небесное». И снова он говорит в Слове о смертности: «Какое же тут место печали? Кто при этом будет тревожиться и беспокоиться, как не тот, у кого недостает надежды и веры? Бояться смерти может только кто не хочет идти ко Христу; а не хотеть идти ко Христу свойственно только тому, кто не верит, что он начнет царствовать со Христом». И ниже: «Итак, если видеть Христа значит радоваться; если не может быть для нас радости без лицезрения Христова: то, какая же слепота ума, какое бессмыслие – любить тяготы, скорби и горести мирские и не спешить к радости, которой никто отнять от нас не может? Происходит же это, возлюбленнейшие братья, от недостатка веры – оттого, что никто не верит в истину обещанного Богом, Который есть истинен и Которого слово вечно и твердо для верующих. Если бы тебе человек знатный и важный обещал что-нибудь, то ты, конечно, поверил бы его обещанию и не подумал бы, что будешь обманут тем, кого ты всегда знал стойким в своих словах и поступках. Теперь же с тобою говорит Сам Бог – и ты, вероломный, колеблешься недоверчивою мыслью? По исшествии из сего мира Бог обещает тебе бессмертие – а ты в этом сомневаешься? Это значит – вовсе не знать Бога; это значит оскорблять неверием Христа, Господа и Учителя верующих; это значит – находиться в Церкви, в доме веры, и не иметь веры! Между тем руководитель ко спасению и благу нашему, Христос, показывает всю пользу исшествия из века сего; ученикам, которые опечалены были вестью о скорой разлуке с Ним, Он сказал: Если бы вы любили Меня то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу (Ин. 14, 28), научая тем и показывая, что мы должны более радоваться, чем скорбеть, когда лица, любимые нами, исходят из вeка сего. Памятуя о том, Апостол Павел так выражается в своем Послании: для меня жизнь – Христос, и смертьприобретение (Фил. 1, 21), то есть он считает величайшим для себя приобретением – не быть уже удерживаему сетями мира, не быть подвержену никаким плотским грехам и порокам, избавиться от тяжких скорбей, освободиться от ядовитых челюстей диавольских и, по зову Христа, стремиться к радости вечного спасения». И ниже: Нужно помнить, что мы обязаны исполнять волю не свою, а Божию. О чем Господь и повелел нам молиться ежедневно. Сколь же безрассудно и нечестиво поступаем мы, когда, прося Бога, да будет воля Его, мы, в то время как Он зовет и требует к Себе, не повинуемся тотчас требованию Его воли! Мы упорствуем, сопротивляемся, и приводимся пред лице Господа подобно своенравным рабам, с сетованием и досадою оставляем этот мир по закону необходимости, а не добровольно, и при этом хотим еще получить небесные награды от Того, к Кому приходим по принуждению! Зачем же нам просить и молить: Да приидет Царство Небесное, когда нам приятен земной плен? Зачем, в часто повторяемых молитвах, мы просим о скором наступлении дня Царства, когда сильнее и пламеннее желаем работать здесь на земле диаволу, нежели царствовать на Небе со Христом?» И ниже: «Сколько раз я говорил вам, что не должно оплакивать отрешающихся от настоящего века по зову Господа, веря, что они не погибают, а только предшествуют нам: не должно надевать здесь траурных одежд, когда они уже облеклись там в белые ризы». И ниже: Если мы веруем во Христа, если, по вере в слова Его и обетования, не умрем во веки; то мы должны с радостным дерзновением идти ко Христу. Которым всегда будем жить и царствовать. Ведь чрез временную смерть мы переходим к бессмертию, и вечная жизнь не иначе может настать для нас, как по исшествии нашем отселе. Да это и не есть исшествие, а только переход, или переселение в вечность, по окончании временного пути. Кто же не поспешит перейти к лучшему? Кто не пожелает измениться и преобразиться по образу Христа и скорее достигнуть Небесной славы?» И ниже: «Желать как можно долее оставаться в мире свойственно только тому, кого увеселяет мир, кого лукавый и льстивый век влечет к себе обманчивыми прелестями земного наслаждения. Но христианина мир ненавидит: зачем же ты любишь того, кто тебя ненавидит, и не следуешь лучше за Христом, Который тебя искупил и любит?» И ниже: «Итак, братья, если веруем, не будем оплакивать кончины друзей наших, и, когда наступит день собственного нашего призыва, пойдем неукоснительно и благодушно на голос зовущего нас Господа. Так надлежит всегда поступать рабам Божиим: тем более так надлежит поступать теперь, когда уже разрушается мир, охваченный бурями неприязненных зол. Видя начало тяжких бедствий к зная, что наступят еще тягчайшие, будем почитать величайшим для себя благодянием скорейшее отшествие отселе. Если бы в доме твоем колебались стены от ветхости, тряслась кровля, весь дом, обветшалый и полусгнивший, угрожал близким разрушением, то не выселился бы ты из него сколь можно поспешнее? Сей мир уже колеблется и падает, свидетельствуя о своем разрушении не столько обветшанием, сколько приближающеюся своею кончиною: а ты не благодаришь Бога, желающего избавить тебя от таких бед? Надобно размышлять, братья, и часто думать о том, что мы отреклись от мира и находимся здесь временно, как гости и странники. Будем же благословлять день, который, разрешив от уз мира сего, возвращает нас в рай и в Царство Небесное. Кто, находясь на чужой стороне, не спешил бы возвратиться в отечество? Кто, плывя по морю, не желал бы пристать к берегу, к своим? А мы отечеством своим почитаем рай, там, где Отец, к которому мы обращаемся ежедневно: Отче наш, Который на Небе! Там наши родители, братья, родственники, друзья и знакомые, нас ожидает там великое множество любезных нам, кои, не страшась уже за свою безопасность, заботятся еще и о нашем спасении. Почему же мы не стремимся увидеть наше отечество и поцеловать наших родителей? Увидеть их, обнять – о, какая это радость для них – вместе и для нас! Какое там веселие в Царстве Небесном, где нет уже страха смерти, какое высочайшее и всегдашнее блаженство при вечной жизни! Там славный лик Апостолов, там сонмы радующихся Пророков, там бесчисленное множество мучеников, Там непрестанное веселие, радость и бесконечное торжество сохранивших заповеди Господни, победивших вожделения плоти, благотворителей, которые, снабжая щедрыми подаяниями нищих, свои временные земные сокровища перенесли в неиссякаемые небесные сокровищницы. к ним-то поспешим, возлюбленнейшие братья, с пламенным желанием – быть скорее с ними, скорее получить вечные блага, придя к Господу нашему Иисусу Христу, Которому вместе с Отцом и Святым Духом слава, честь и поклонение во веки веков, аминь.


 Догмат 5Догмат 6Догмат 7 

Источник: Стефан Яворский, Митрополит Рязанский и Муромский. Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. - 768 с.