Азбука веры Православная библиотека протоиерей Тарасий Серединский Можно ли молиться за усопших, не признавая латинского чистилища?
Распечатать

протоиерей Тарасий Серединский

Можно ли молиться за усопших, не признавая латинского чистилища?

Или нужно ли признать латинское чистилище, чтобы молиться за усопших?

По учению латинской церкви1, как известно, души умерших в покаянии, но не удовлетворивших в настоящей жизни правосудию Божию за свои грехи, терпят временное наказание за оные в будущей жизни, именно в чистилищном огне, или чистилище, и через это очищаются от них; иначе сказать, в загробной жизни, кроме рая и ада, латинская церковь допускает ещё чистилище, как среднее место между небом и преисподней, или среднее состояние, в котором находятся души умерших, не очистившихся от грехов в настоящей жизни. Это учение о чистилище в умах латинян так тесно связано с учением о молитвах за усопших, что ни один из них не может себе представить, последнего без первого2. Вслед за ними и наши соотечественники и другие, отчуждившиеся от православной церкви3 также никак не могут отделить учения о молитвах за умерших от учения о чистилище. Они находят даже противоречие в действиях православных христиан, которые отвергают чистилище, а между тем молятся за усопших4. Подобным образом и протестанты, отвергнув в XVI веке латинское чистилище, вместе с этим упразднили у себя и молитвы за умерших5. Все это подало повод к вопросу: можно ли молиться за усопших, не признавая латинского чистилища, или, нужно ли признать латинское чистилище, чтобы молиться за усопших?

Несправедливо утверждают наши противники6, будто православная церковь, совершая моление за преставлешихся, через это самое на деле (de facto) признает латинское чистилище, хотя и отвергает оное на словах7. Для того, чтобы молиться за умерших, вовсе не нужно непременно верить в чистилище: можно молиться за усопших и не признавая чистилища. И вот каким образом!

По учению православной церкви8, «души людей, впадших в смертные грехи, и пpи смерти не отча­явшихся, но еще до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, – что кафолическая церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным, – нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь впрочем надежды облегчения от них». Такое учение православной церкви подтверждается свиде­тельствами св. Василия Великого9, св. Амвросия Медиоланского10, св. Андрея Критского, Феофилакта Болгарского и др.11. Следовательно, православная церковь молит Господа об избавлении душ усопших не из другого какого либо места, а именно из ада. Это видно из следующей молитвы, читаемой на вечерне в день Пятидесятницы: «Владыко всех, Боже, Спа­сителю наш, надежде всех концов земли, и сущих в море далече, иже в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже во аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн и утешению Тобою ниспослатися: услыши нас смеренных и Твоих раб, молящихся Ти, и упокой души рабов Твоих прежде усопших, на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения: отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание, и учини духи их в селениях праведных, и мира и ослабления сподоби их: яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, нижесущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе, но мы, живии, благославим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их»12. Бывший против флорентийского констатинопольский собор в храме св. Софии, при императоре Константине, сыне Иоанна Палеолога, и при патриархе Афанасии, определил: «искупление бывает во аде, а не в чистилищном огне вне ада13».

На это латиняне всегда возражают, что, по их верованию, нет избавления из ада, и в доказательство своего верования, ссылаются на притчу Господню о богаче и Лазаре (Лк. 16: 22–26), в которой говорится, что богач, будучи во аде и мучась в пламени, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и что, по словам Авраама, утверждена великая пропасть между тем местом, где он находился с Лазарем, и тем, в котором мучился богач, и подобные ему, в пламени. Авраам от лица обитателей рая говорит богатому: между нами и вами пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюда к вам, не возмогут, ни иже оттуда к нам приходят (Лк.16:27).

Но это верование, равно как и его доказательство неосновательно. В самом деле:

Нет избавления из ада для умерших в неверии и нераскаянности, подобно евангельскому богачу (Лк. 16:23–26), нет избавления из ада по собственным каким либо заслугам или чрез раскаяние (ибо после смерти и частного суда нет места ни для заслуг, ни для покаяния), нет избавления из ада после всеобщего суда, но возможно избавление из ада для умерших в вере и покаянии, но не успевших принести плодов достойных покаяния, возможно избавление из ада по молитвам церкви, а особенно силою умилостивительной жертвы тела и крови Христовой, возможно избавление из ада после частного суда, совершающагося вдруг после смерти человека. Ответ Авраама, показывая невозможность найти помощь у кого-либо за гробом, для проведшего всю жизнь во грехах, не говорит ничего о возможности или невозможности помощи со стороны живых – для других грешников14.

Ад у свящ. писателей (Быт. 39:20, 41:14; Иер. 38:6,38; Мф. 5:25–26; Лк. 12:58, 59; Деян. 12:4, 16, 23, 25) изображается подобным темнице, а в темнице бывают преступники и такие, которые, остаются в ней навсегда, и такие, которые, после известного времени, из нее освобождаются.

Избавление из ада было на самом деле: Господь наш Иисус Христос нисходил, по смерти своей, душею своею в ад, как Бог, и извел оттуда всех ветхозаветных праведников или всех, уверовавших в Него (1Пет. 3:19). Этот догмат признает не только восточная15, но западная церковь. Такое избавление из ада возможно и теперь для скончавшихся в вере и покаянии: господь Иисус имать и ныне ключи ада и смерти (Откр. 1:18), следовательно может отверзать ими затворы адовы и освобождать оттуда узников, по молитвенному ходатайству Его св. церкви.

Если же души умерших в покаянии, но не принесших плодов, достойных покаяния, нисходят в ад, и если для них возможно избавление из ада, по молитвам церкви, то, значит, можно молиться за усопших и не признавая латинского чистилища. И потому несправедливо поступили в XVI веке протестанты, когда, отвергнув чистилище, вместе с этим отменили у себя и молитвы за усопших. Они должны были только обратиться к верованию древней римской церкви, которая прежде, также как и православная, молилась об избавлении душ усопших из ада. Остаток этого верования и этого моления доселе сохранился в римской заупокойной литургии, где священнослужитель молит Господа Иисуса Христа об избавлении душ усопших из ада16. И латиняне, если бы помнили, что в аде есть также различные обители, затворы и хранилища душ (3Ездр. 4: 32, 35, 41), как и на небе обители многи (Ин. 14:2).

Берлин, 21 февраля – 4 марта 1868 г.

Протоиерей Тарасий Серединский

* * *

1

Perrone – Praelect. iheol, vol. Ш, р. 308–310. Ftier – Instit, theol. Dogm. vol. VIII, р. 41–47. Curs, theol. compl. vol. VII, p. 1604. Liebermann – Instit. theol. vol. V, p. 406–413.

2

Persecut. et souffr. de l'egl. cathol. en Russie p. 292. Paris. 1842. Werner – Geschichte der apolog. und polem. Liter. der christl. Theol. 3. B. 5. 119–133. Schaffhausen 1864.

3

Prince Aug. Galitsin – L'egl. greco-russe. p. 41–58. Paris. 1861. Автор cсочинения: «О возможн. соед. рос. церкви с западной» стр. 153–154. Лейпциг 1858. Pitzipios – L'egl. orient, р.I, р. 64–84. Rome 1855.

4

Автор сочинения: «О возможн. соед. рос. церкви с западной» стр. 153–154.

5

Alt – Der kirchliebe Gottesdienst. 5. 653. Berlin. 186l.

6

Persecut. et souffr. de l’egl. cathol. ед Russie p. 302. Pr. Aug. Galitsin – L’egl. greco-russe. p. 49. Pitzipios– L'eglise orientale. p. I, p. 88.

7

Правосл. Испов. ч. I. отв. на вопр. 64, 66, 68.

8

Посл. вост. патр. о правосл. вере чл. 18. Правосл. Исповед. ч. I, отв. на вопр. 64---66.

9

Последов. повтикост. мол. 5.

10

De bono moriis cap. X. Item tract. in Ps. 36.

11

Прот. Тим. Никольского – Рассужд. о молитв. за умерш. стр. 113, Спб. 1837.

12

Последов. повтикост. молитва 5.

13

De perpet. Erel, oricut. Et occident. Conses. Addeuda col. 1888

14

Преосв. Филарета, архиеп. черниговск. Правосл. Догм. Богосл. ч. II, стр. 450. Чернигов, 1864

15

Правосл. Испов. ч. I. отв. на вопр. 49.

16

Domine, Jesu Christe, Rex gloriae, rex gloriae Libera animas omnium fidelium defunctorum De poenis inferni Et de profundo lacu Libera eas de ore leonis Ne absorbeat eas tartarus Ne cadant in obscurum

 

Источник: Т.Ф. Серединский. Можно ли молиться за усопших, не признавая латинского чистилища? // Христианское чтение. 1868. No 11. С. 691–697.

Комментарии для сайта Cackle