Азбука веры Православная библиотека протоиерей Тарасий Серединский Вопросы и замечания, относящиеся к божественной литургии и ее чину в нашей православной церкви


протоиерей Тарасий Серединский

Вопросы и замечания, относящиеся к божественной литургии и ее чину в нашей православной церкви

Содержание

1) Что такое божественная литургия? 2) Когда св. евхаристия становится жертвой за живых и умерших? 3) Что приносится на литургии в жертву Богу – тело и кровь Иисуса Христа, или же только хлеб и вино? 4) Прилагаются ли на литургии в тело Христово частицы, вынимаемые из просфор за святых, живых и усопших? 5) Прилагается ли вино в кровь Христова на литургии преждеосвященных даров через прикосновение к телу Христову? 6) Может ли прежде священная литургия быть заупокойною?  

 

1) Что такое божественная литургия?

На этот вопрос наши духовные писатели отвечают различно. Одни определяют литургию богослужением, в котором совершается таинство причащения1, или – священнодействием божественной и тайной вечер2, или – священнодействием евхаристии3; другие богослужением, соединенным с приношением тела и крови Господней4, или – частью общественного богослужения, при котором священнодействуется бескровная жертва5; иные – богослужением, в котором совершается таинство евхаристии или приношением бескровной жертвы Богу со благодарением, и причащение тела и крови Христовой6.

Чтобы обстоятельно определить божественную литургию, для этого, по нашему мнению, не должно выпускать из виду, что св. евхаристия, по учению православной церкви7, есть таинство причащения и бескровная жертва Богу за живых и умерших. Как таинство, св. евхаристия, есть такое священнодействие в котором, под видом хлеба и вина, христиане причащаются истинного тела и истинной крови Христовой в оставление грехов и в жизнь вечную. Как жертва, св. евхаристия есть такое священнодействие, в котором, под видом хлеба и вина, приносится в жертву Богу Отцу за живых и умерших тело и кровь Сына Божия.

Следовательно, божественная литургия есть общественное богослужение, на котором совершается таинство причащения и приносится бескровная жертва Богу за живых и умерших. При таком определении литургии понятно, почему она совершается в православной церкви и тогда, когда нет причастников: для присутствующих, но не причащающихся, она имеет значение умилостивительной и очистительной жертвы; понятно также, почему на литургии поминаются живые и усопшие: опять она есть жертва за живых и усопших; понятно, наконец, и то, почему протестанты совершают евхаристии только тогда, когда есть причастники, и почему, при совершении её, не поминают живых и усопших: они не признают её за жертву, а только за таинство причащения.

Сравнив это определение с вышеприведенным, мы находим их вообще односторонними, потому что в них обозначается св. евхаристия или только как таинство, или только как жертва. В частности нельзя определять литургии богослужением, на котором совершается таинство причастия, или священнодействием тайной вечери. В таком случае православная литургия ничем, кроме обрядов, не будет отличаться от протестантской литургии, на которой совершается таинство причащения или тайная вечеря. А определение литургии священнодействием евхаристии не обстоятельно, потому что в нем не показывается, признается ли евхаристия только за таинство, или же вместе и за жертву.

2) Когда св. евхаристия становится жертвой за живых и умерших?

Ответ на этот вопрос находится у Николая Кавасилы (XIV в.), архиепископа фессалоникийского8. Он говорит, что «жертва совершается и не прежде освящения хлеба, и не по освящение его, но в самом» освящении. Этот ответ похваляют и латинские богословы9 Он находится и у наших духовных писателей10.

3) Что приносится на литургии в жертву Богу – тело и кровь Иисуса Христа, или же только хлеб и вино?

Очевидно, под видом хлеба и вина, тело и кровь Христова, как изъясняет Николай Кавасила11 и как учат св. отцу церкви, например Св. Ириней: «Иудеи не возносят (жертвы), ибо они не приняли Слова, Которое возносится Богу»12

Св. Кирилл Иерусалимский: «Об усопших мы приносим Христа, закланного за наши грехи»13

Св. Иоанн Златоуст: «Того же (Иисуса Христа) всегда приносим»14; и в другом месте: «Вместо заклания бессловесных, Он (Иисус Христос) повелел приносить (в жертву) Самого Себя»15.

Св. Амвросий медиоланский: «Хотя ныне Христос приносящий и невидим, однако Он Сам приносится на земле, когда приносится тело Христово»16.

Блаж. Августин: «Жертва нашего времени есть тело и кровь самого Иерея (по чину Мельхиседека)17, и далее: «Господь наш Иисус Христос повелел приносить в жертву Свое тело и Свою кровь»18

Если же на божественной литургии, под видом хлеба и вина, при носятся в жертву Богу Отцу за живых и усопших тело и кровь Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, а божественная литургия составляет средоточие православного богослужения, то, значит, сущность Единому Триэпостасному Богу подобающего почитания и поклонения (которое по греческий называется λατρεία) у православных христиан состоит в евхаристическом жертве, священнодействуемой на божественной литургии. Жертвенное богослужение, или воздаяние Богу почитания и поклонения посредством жертвы, современно происхождение человеческого рода. «Первая жертва, вероятно, принесена была ещё в раю. Догадываются, что кожаные ризы, в которых облек Бог Адама и жену его, сделаны были из кожи зверя, принесенного в жертву. Авель же приносит в жертву от первородных стада своего (Быт. 4:4). Невероятно, чтобы сам Авель избрал жертвенное Богослужение, как и вообще невероятно, чтобы жертва была изобретением человеческим. Разум сам собою никогда не мог придти к мысли угождать Богу проливанием крови животных, или крови животного умилостивлять гнев Божий за беззакония человеческие. В средстве, очевидно, нет ничего соответствующего цели. Жертва Авели необходимо наводит на мысль, что Авель научился приношению в жертву первородных от Адама, Адам от Бога»19. У иудеев жертвенное богослужение было установлено Богом, как преобразование искупления. Язычники чтили своих богов жертвами, потому что у них от первоначального откровения по преданию сохранилась мысль о жертвенном богослужении. Христос – Спаситель, отменил кровавые жертвы ветхозаветные, установил новую, высшую и совершеннейшую жертву тела и крови Своей, или, как выражается св. Иоанн Златоуст20, «вместо заклания бессловесных, повелел приносить (в жертву) Самого Себя». И в настоящее время жертвенное богослужение совершается не только у православных христиан, но и у не православных, отделившихся от вселенской церкви в V (армян, несториан, коптов, якобитов, маронитов и аббиссинцев) и в IX–XI веке (латинян). Одни только протестанты, отменившие у себя святейшую жертву тела и крови Христовой, священнодействуемую на божественной литургии, сущностью и средоточием своего богослужения поставили только то, что издревле предшествовало евхаристии, т. е. чтение священного Писания, проповедь, пение духовных гимнов и возглашение молитв.

4) Прилагаются ли на литургии в тело Христово частицы, вынимаемые из просфор за святых, живых и усопших?

Униаты на Замойском соборе21 постановили эти частицы освещать и раздавать при приобщении других людей. С униатами согласно думают и латиняне22, и потому один поляк советовал одной знатной русской госпоже никогда не причащаться у русских священников, потому что они раздают верующим (будто бы) не тело Господне, а тело пресвятой Девы, св. Николая и др.23. Совет не разумный! Во-первых, православные богословы24 положительно учат, что частицы за святых, живых и умерших, как представляющие лица человеков, не прилагаются в тело Христово (ещё менее в тело какого-либо святого?!), а во-вторых, наша православная церковь положительно запрещает причащать кого-либо этими частицами25, и даже влагать их в чашу, если есть причастники.26.

5) Прилагается ли вино в кровь Христова на литургии преждеосвященных даров через прикосновение к телу Христову?

По свидетельству Льва Аллатия27, это утверждал константинопольский патриарх Михаил; в XII веке это допускали и латиняне28. Но в настоящее время и латиняне отвергают это, и в нашем иерейском служебнике замечено: «аще и священно есть вложением частиц вино, но не пресущественно в кровь божественную, понеже над ним словеса священные не чтошася зде, яко бывает в литургиях Василия Великого, и Иоанна Златоустаго»29.

6) Может ли прежде священная литургия быть заупокойною?

Некоторые из наших духовных писателей,30 по-видимому, допускают это, говоря, что, после сугубо ектинии, на этой литургии иногда бывает ектиния за усопших, и в этом случае ссылаются на архиерейский служебнике, в котором сказано, что после ектинии «Рцем вси» и прочее по чину якоже предписася в литургии св. Иоанна Златоустаго, даже до «Помолитесь оглашенные». Но хотя бы в архиерейском служебнике в словах «прочее по чину» разумелась и ектиния за усопших (что однако ещё надо доказать), литургия преждеосвященная, как жертва совершенная, не может быть литургию заупокойною; таково может быть только литургия полная, предначинаемая проскомидиею, на которой, при произнесении имён усопших, вынимаются из просфор частицы, представляющие лица умерших, и составляющие жертву, приносимую за них Богу, как рассуждает Симеон фессалоникийский31.

После решения вопросов, касающихся божественной литургии, мы находим не излишне сделать следующие замечания относительно самого чина её:

а) в литургии св. Василия Великого в молитве: «С сими блаженными силами – вместо: «в раи пищи» надобно поставить: «в раи сладости», как и в книге Бытия (2:15), откуда заимствованы эти слова. Первоначальные переводчики смешали τροφή – пища со τρυφη – сладость, или же имели под руками список литургии, в котором это слово написано было неправильно.

б) в той же литургии св. Василия Великого слова: «Приложив Духом Твоим Святым» – не имеют логической связи с предыдущей молитвой, после которой они поставлены. Выходит так, мы просим, чтобы Дух Святой пришёл на нас и на предлежащие дары и благословил их и освятил и показал хлеб – телом, а чашу – кровью Иисуса Христа, приложив Духом Святым – чтобы Дух Святой приложил Духом Святым. Поэтому эти слова в новейших изданиях греческого евхологиона отпущены32.

в) в литургиях как св. Василия Великого, так и св. Иоанна Златоустаго слова: «Твоя от Твоих» некоторые наши толкователи изъясняет так: Твои дары от Твоих рабов33 или верных34. Такое изъяснение нам кажется неверным. В литургии, известной под именем еванг. Марка, стоит: «Твои от Твоих даров (Τα σά ἐχ τῶν σῶν δώρων), и в римской литургии сказано: «От Твоих даров и данных (De this donis et datis). В 1-й книге Паралипоменон (29:14), откуда по-видимому заимствованы эти слова, читаем: «Твоя суть вся, и от Твоих дахом Тебе». Следовательно, слова: «Твоя от Твоих», как усиленно выражение, означают: всецело, вполне, совершенно Твои дары.

г) в литургии св. Иоанна Златоустаго, по освящение даров, священник молясь говорит: «Еще приносим Ти словесную сию службу – о иже в вере почивших… изрядно о пресвятой, пречистей… святаго Иоанна Пророка… В последних словах грамматическая несообразность: неизвестно, от чего зависит родительный падеж в Славянском переводе; в греческом подлиннике он зависит от предлога ὑπερ (ο), и потому здесь нужно перевести: «О святем Иоанн Пророке… и т. д.

д) Для причащения детей благопотребно было бы составить особую формулу, например: «во освящение души и тела и в принятие благодати Господни», как значится в «учительном извести», прилагаемом к иерейскому служебнику, или же просто: «в жизнь вечную». Слова: «в оставление грехов» не приложим к младенцам, очищенный в крещении от первородного греха и свободных от произвольных грехов.

е) Некоторые35 считают католическими обычаями то, что у униатов священник а) сам влагает фимиам в кадильницу, б) наклоняет голову при чтении молитвы: «Сего ради Владыко пресвятой» в литургии Василия великого, и в) поднимает руки и глаза к небу при словах: «Горе имеем сердца». Между тем, по уставу всенощного бдения, и у нас священник сам влагает фимиам в кадильницу, а если в уставе проскомидии предоставляется это диакону, то понятно, что за отсутствием его, диаконские действия совершает священник, а не пономарь, которому в православном уставе богослужения не предоставляется вложение фимиама в кадильницу. Наклонение головы при чтении молитвы: «Сего ради Владыко пресвятой» в литургии св. Василия великого предписывается и в нашем иерейском служебнике, а воздеяние рук и очей к небу при словах: «Горе имеем сердца» положено в православном чиновнике архиерейского служения.

* * *

1

Прот. Рудаков – «Краткое учение о богослужении прав. Церкви», стр. 49. Спб. 1861. Прот. Гапонов – «Руководство к христианской молитве», стр. 192. Харьков. 1850. Свящ. Смолодович – «Литургия», стр. 103. Киев. 1860.

2

«Новая скрижаль», ч. 1, гл. VI, § 1. Спб. 1859.

3

Преосв. Евсевия – «Беседы о таинствах», стр. 261. Спб. 1850.

4

Прот. Мансветов – «Краткое изъяснение на литургию», стр. 3. Спб. 1836. Проф. Черняев – «Указание состава литургии», стр. 4. Харьков. 1859. Прот. Красноцветов – «О богослужении православной церкви», стр. 54. Спб. 1862.

5

Прот. Дебольский – «Краткое обозрение богослужения правосл. Церкви», стр. 35. Спб. 1861.

6

Свящ. Михайловский – «Объяснение правосл. Богослужения», стр. 34. Спб. 1855.

7

«Правосл. Исповедание», ч. I, отв. на вопр. 107.

8

«Изъяснение божеств. литургии», гл. 32.

9

D-r. Hoppe. Die Epiklesis der griechischen und orientalischen Liturgieen. S. 26. Schaffhausen. 1864

10

Прот. Красноцветов – «О богослужении правосл. Церкви».

11

«Изъяснение божеств. литургии», гл. 32.

12

Advers. Hacres. IV, 13

13

Mystagog. 5.

14

De tradit. Iudae

15

Homil. 24 in Corinth

16

In Psalm. 38.

17

Sermo 3, p. 826–828.

18

Ibidem.

19

«Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека», стр. 258. Москва. 1858.

20

Homil. 24 in Corinth.

21

Synod Zamoysky, стр. 61 – 62. «Христ. Чт.» 1865. Октябрь, стр. 342.

22

Werner – Geschichte der apologetischen und polemischeu Literatur der christlichen Theologie. Dritter Band. Seite 172. Schaffhausen 1862.

23

Idem ibidem.

24

Прот. Мансветов – «Краткое изъяснение на литургию», стр. 92. Симеона Солунского – «О таинствах» Гавр. Филад. – «О таинствах».

25

См. Служебник: О раздроблении св. агнца.

26

Прот. Мансветов – «Краткое изъяснение на литургию», стр. 92, примеч. А.

27

De missa praesantifieatorum.

28

Hoppe – DieEpiklesis der griechischen und orientalischen Liturgieen und der römische Consekrationskanon. Seite 281 – 282, Anmerkung 609.

29

Смотри в служебнике: изъявление о некоторых исправлениях в служении преждеосв. литургии.

30

Свящ. К. Никольский – «Пособие к изучению устав. богослуж. правосл. церкви», стр. 420. Спб. 1862

31

«О храме», гл. 102.

32

В новейших изданиях греческого евхологиона исключены также вставки (молитва «Господи иже пресвятаго Твоего Духа» со стихами) в молитву о ниспослании Св. Духа на дары, как нарушающая связь речи.

33

Напр. К. Никольский – «Пособие к изучению уставов богослуж. правосл. церкви», стр. 301.

34

Напр. прот. А. Рудаков – «Краткое учение о богослуж. правосл. церкви», стр. 60.

35

Г.А. Хойнацкий – «Христ. Чт.» 1865, октябрь, стр. 347–363.


Источник: Христианское чтение. 1869. № 5. С. 695-704

Вам может быть интересно:

1. О времени пресуществления Святых Даров на Литургии протоиерей Тарасий Серединский

2. О совершении Литургии Преждеосвященных Даров архимандрит Сергий (Василевский)

3. Благоговейные размышления при слушании литургии Иван Иванович Дмитриевский

4. Слова протоиерей Фёдор Титов

5. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

6. Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви архимандрит Леонид (Кавелин)

7. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: неизданный памятник литературы XII века Хрисанф Мефодиевич Лопарев

8. Кто был первым епископом Киевским при Владимире Святом Николай Михайлович Зёрнов

9. Последняя Пасхальная вечеря Иисуса Христа по синоптикам и Иоанну Федор Иванович Троицкий

10. Слова и речи протоиерей Михаил Соколов

Комментарии для сайта Cackle