А.В. Попов

Источник

К 60-летию прибытия в Ситху Высокопреосвящ. Иннокентия в сане Епископа Алеутского 27 Сентября 1841 г.

Из «Иннокентиевского» архива:

1) Дело о назначении священника И. Вениаминова в Америку на остров Уналашку;

2) Первое – 8-месячное – пребывание в Ситхе о. Вениаминова (Окт. 1823 до Июля 1824 г.).

16 Марта 1822 г. был послан указ Святейшего Синода на имя Преосвященного Михаила, епископа Иркутского, Нерчинского и Якутского, с предписанием избрать из духовенства священника на остров Уналашку в Америке; при этом сообщалось, что священник будет получать 1 200 руб. жалованья в год, пользоваться «пожертвованиями доброхотных дателей и жизнь свою будет проводить в достатке», а именно, от компании будет выдаваться ему ежегодно: 30 пуд. муки ржаной, 10 п. пшеничной, 3 п. булок, 5 п. сухарей ржаных, 5 п. крупы, 3 п. масла коровьего, 1 ведро хлебной водки, 2 1/2 п. табаку черкасского, 2 п. сахару, 10 ф. чаю, 2 1/2п. мыла и 2 1/2п. свечей сальных. Получив указ, Преосвященный Михаил приказал Консистории объявить оный «города Иркутска священникам и диаконам с тем, – не пожелает ли кто из них отправиться в Америку для занятия столь выгодного священнического места в Уналашке». Все, однако, отказались то по слабости здоровья и преклонности лет, то по семейным обстоятельствам, а главное, по отдаленности расстояния; в числе отказавшихся был и священник Иоанн Вениаминов4, не пожелавший занять «столь отдаленнейшее место», в чем он и расписался вместе с прочими (впоследствии эта подпись его зачеркнута). Преосвященный отказавшихся уподобил «званным на брак Царя (Лук. XIV, 16–24) и не пожелавшим придти по причинам, не заслуживающим внимания», и приказал Консистории предложить место в Уналашке духовенству всей епархии (кроме Камчатской), но и из тех никто не пожелал, ссылаясь в оправдание на те же причины, что и Иркутское градское духовенство. Тогда Преосвященный Михаил сдал следующее предложение в Консисторию от 5 февр. 1823 г.: «никто из священно-церковнослужителей в целой епархии не изъявил добровольного согласия быть священником на острове Уналашке; а как некоторые из тех, коих я лично склонял и убеждал к поездке в Америку хотя также не согласились, но не представили никаких на то благословных вин, кроме своего нехотения, которое считаю безрассудным упрямством. Сии священно-церковнослужители следующие: 1) новопосвященный иерей Даниил Громов; 2) соборный диакон Афанасий Малинин; 3) Владимирский диакон Иван Фоминский; 4) Архангельский дьячек Прокопий Попов. Посему призвав всех их четверых в присутствии, по объявлении сего, по прочтении из Деяний Апостольских 1-й гл. со стиха 19 по конец оной и по молитве и призывании Св. Духа, дать им жребий, и кому из них выйдет жребий избрания, о том ко мне отрепортовать». В тот же день в Консистории метали жребий, каковой и пал на диакона Афан. Малинина. Диакон однако упорствовал и подал объяснение о том, что нижеследующие причины не позволяют ему следовать избранию: «1) Имея родителей уже обремененных летами, а потому и требующих моей помощи и подкрепления, я, отлучившись от них на толь великое пространство, лишен буду всех средств не токмо хотя по временам утешать и ободрять их своим присутствием, что весьма интересно для каждого из отцев, но и подавать необходимые пособия другого рода, и таким образом не выполню непременного долга, какой налагает самая природа. 2) Вступив по незнанию в супружество с одною из подверженных беспрестанным припадкам и нередко случавшемуся с нею обмороку, которая в природном воздухе, можно сказать, не обещает надежды долгоденствия, а кольми паче в неприродной земле и климате, кои опасны и для здорового, она, кажется, непременно должна окончить дни свои гораздо прежде, нежели исполнится назначенное ей в совете Божием число оных. Сверх того трудности, предлежащие на пути в страну, столь отдаленную, совсем не соответствуют природной слабости сил её. Почему представляя на вид толь немаловажные причины, униженнейше прошу избрание отменить и от оного меня избавить». На сие Преосв. Михаил написал: «не только сей упрямец, соборный диакон Аф. Малинин, по причине выдуманной болезни жены своей, но и все почти священнослужители в целой епархии под разными предлогами, впрочем самыми низкими и ничтожными, отозвались от важнейшего и равноапостольского служения церкви в Америке на о-ве Уналашке в сане священника, с представленными оному со стороны Американской Компании немаловажными выгодами; а сим отзывом обнаружили они постыдную свою холодность к святому делу небесного звания своего и недостаток чистой христианской любви и веры, недостаток истинного, ревностного и пламенного усердия к спасению вверенных их попечению душ, искупленных кровью всемирного Спасителя, забыв страх Божий и пастырское мое увещание, в печатных листах 1817 к ним разосланное. Один только из многих званных, к духовному порадованию моему, нашелся избранный сын послушания, здешней Благовещенской церкви, иерей Иоанн Вениаминов-Попов, который охотно согласился отправиться в важнейшую миссию». Как произошла перемена в желании о. Вениаминова, сначала отказывавшегося от поездки в Америку, об этом рассказывал он сам, и это приведено у Барсукова в книге преосв. Иннок. стр. 525–526.

О согласии священника Вениаминова ехать в Уналашку Преосв. Иркутский донес в Св. Синод и сообщил в Американскую контору, прося снабдить новоизбранного миссионера с его женою и матерью нужными для дороги теплым платьем, аптечкою и необходимыми книгами, церковными вещами. Вскоре же (25 февр. 1823 г.) Преосв. Михаил наградил священника И. Вениаминова набедренником, по образу протоиереев, за ревностное и усердное прохождение священнической должности в Иркутске, при беспорочной и похвальной жизни, особливо же за послушание и охотное согласие его отправиться в толь отдаленную миссию.

7 Мая 1823 г. отец Иоанн покинул Иркутск и отправился в дальний путь. Мыслью он уже носился «по части обращения иноверных в христианство», и вот еще с пути из Якутска 7 Июня он входит с первым представлением к Преосв. Иркутскому. «Те люди, пишет он, для обращения коих я следую, сущие яко младенцы в вере, не могут с довольным терпением и без ропоту снести тех епитимий, кои налагаются на людей, рожденных и воспитанных в христианстве; но по мнению моему, без нарушения или послабления правил веры не можно разрешать им смертных грехов и без какой-либо епитимии, яко некоторого средства к удержанию от подобных преступлений. То я, и руководствуясь посильным разумением духа Евангельского и слабым рассудком своим, иногда могу и ошибаться в сем, яко труднейшем из всех таинств. Того ради покорнейше прошу дать наставление мне, когда и какие на них налагать епитимии за смертные грехи и когда разрешать их без оных». На это Преосв. Михаил написал «иерею Иоанну: в разрешение вашего вопроса скажу: 1) не ошибаетесь ли вы в определении смертных грехов? ведь всяк грех сам по себе есть смертный; налагать же за всякий грех епитимию или некоторые наказания не достанет сил к осуждению в судящем грех священнике, ни в подсудимом грешнике к понесении наказаний. 2) Загляните в богословие и увидите определение смертного и простительного греха; загляните в книгу о должностях приходского священника и найдете довольные наставления, как вязать и решить. 3) Соображайтесь с духом Евангелия: пример Спасителя нашего и в сем случае внушит вам или подаст духа своей кротости и своей ревности. 4) Вы – духовный врач, а врачи не все раны режут и прижигают, но некоторые из них заживляют лекарствами. 5) И из законов гражданских видно, что не жестокость наказания производит великое действие в сердцах граждан, но непрерывное продолжение наказания. Ибо новое продолжение наказания составляет истинное раскаяние в грехах. Проповедуйте для того и неверным и верным евангельское покаяние и тогда не будете иметь нужды обращаться к жестоким наказаниям. Sat sapienti! Это пишу я больной, в сильное ненастье... Обстоятельства сии должны припомнить вам, что ничто не препятствует и не может препятствовать до смерти помнить об вас, желать вам всякого добра и благословлять дела ваши во всех входех и исходех ваших».

Сопутствуемый молитвами и сердечной любовью своего Архипастыря о. Иоанн 30 Августа выехал из Охотска в Америку на шлюпе «Константин». Путь его в Уналашку лежал чрез Ситху, куда он и прибыл впервые 20 Октября 1823 г. в 8 час. у.

Прибыв в Ситху, о. Иоанн завел «журнал, в коем обозначено, чем он занимался касательно своей существенной обязанности», с 20 окт. 1823 по 1 мая 1824 г. (когда журнал этот был отослан им на рассмотрение Преосв. Иркутскому).

Тотчас по приезде в Ситху о. Иоанн явился «главному правителю Российской колонии в Америке флота капитан-лейтенанту и кавалеру Матфею Иван. Муравьеву». «Дабы не праздно жить здесь столь долгое время» (корабль в Уналашку отходил лишь в Июне след. года), он занялся преподаванием Закона Божия в здешнем училище, по средам и пятницам от 9–11 час. у., а в воскресные дни, кроме совершения богослужения (иногда собором с местным священником Ал. Соколовым), объяснял воскресное Евангелие от 8 до 9 ч. у. (чем до него никто не занимался) в церкви «в том предположении, что в сие время все могут быть свободны от работы, а потому не одни ученики, но и другие желающие могут быть там и слышать Слово Божие; и поскольку не толковать только хочу слово Евангелия, в нем же мне и самому должно еще поучаться день и нощь, но выводить из оного нравственность под видом бесед». С Декабря, однако, беседы эти он перенес по понедельникам в училище, так как «в девятом часу бывает еще темно, да и в церкви холодно; к тому же и усердие посторонних слушателей начало хладеть, ибо сначала собиралось более 15 человек, а после менее и менее».

Так как в распоряжении о. Иоанна оставалось много еще свободного времени, то он занялся заблаговременно изучением алеутского языка, который «необходимо было знать для обращения и назидания тамошних жителей, очень худо знавших русский яз.» Для сего он нашел в Ситхе подходящего человека, от которого перенимал алеутские слова, записывал их и затверживал (состав оных более 200). В то же время он занимался чтением книг назидательных, исторических и др.; читал, пишет он в своем журнале, Фомы Кемпийского «О подражании Христу», перевод с латинского («как сказывают») М.М. Сперанского, «Созерцание христианства», перев. преосвящ. Феофилакта, «Дух» Еккарстгаузена, «О познании самого себя» соч. И. Масона, «О таинстве Креста» соч. Дузетана, «Надежное руководство к воспитанию детей» из поучений Цолликофера, «Российскую историю г. Карамзина», «О крестовых походах Волтера», «Политику Наполеонову Невзорова», «Словотолкователь технических слов» и др.

Своим пребыванием в Ситхе, – месте главного управления колоний, – о. Вениаминов воспользовался для того, чтобы выяснить здесь главные вопросы касательно будущих его отношений, как Уналашкинского священника в Компании. Так, он спрашивал Главного Правителя о том, каким порядком должна управляться церковь в Уналашке? В ответ на это Правитель писал ему: «я совершенно предоставляю вам завести порядок в управлении сей церкви тот же, какой существует во всех епархиях в России; но буде по местным обстоятельствам нельзя будет вполне сего учредить, то вы будете руководствоваться возможностью дела, пользою ваших прихожан и порядком местного Начальства. От меня будет предписано Правителю Уналашкинской конторы, дабы он всеми от его зависящими способами подавал требуемые от вас пособия, но не прекращая ходу дел Компании; ежели же что не от него будет зависеть, то он о ваших требованиях будет доносить мне; в таковых случаях и вы с своей стороны конечно не упустите извещать меня».

Другой вопрос, возбужденный о. Иоанном, был о том: входят ли пушные товары в состав тех пожертвований от доброхотных дателей, коими, по указу Св. Синода и согласно обещанию Компании, будет пользоваться Уналашкинский священник, и может ли он принимать таковые от алеутов? На это Главный Правитель отвечал, что по правилам «все служащие в Компании не должны и не могут приобретать здесь пушной товар ни куплею, ни даром... но здесь нахожу нужным прибавить, что святость договоров и донесение Главного Правления Св.Синоду должны быть непременно выполнены, а вас прошу, не оставьте известить Контору по окончании году: как велики могут быть таковые пожертвования, дабы можно было с избытками вознаградить оные, при могущем случиться другом договоре». Но о. Иоанн, надеясь, что по обещаниям Главного Правления «будет доволен своим состоянием», отказался от всех пожертвований, позволенных Уналашкинскому священнику. «Пока буду там находиться, писал он главному правителю, не буду ни от кого от Алеут принимать никаких приношений ни пушными товарами, ни марками, ни другим чем, ни за исправление треб, ни в виде подарков: 1) потому что таковые пожертвования, кроме предвидимых вами подлогов и кроме того, что они противны общему и каждого служащего Компании условию, могут нарушить обыкновенный порядок, Компаниею там имеемый, – и тем, некоторым образом в глазах тамошних островитян, ослабить силу и святость многих постановлений, а также могут быть причиною многих неприятностей и неудовольствий между мною и тамошним правителем; 2) потому, дабы избежать необходимо долженствующей быть по сему случаю переписки между высшим моим Начальством и Главным Правлением, и для меня могущей быть очень невыгодной; 3) поскольку (по мнению моему) простое усердное и безмездное наставление и учение вере (каковое и требуется от служителя Евангелия) более и сильнее может действовать на душу и сердце новообращенных диких, нежели усердное и красноречивое, но сопровождаемое и награждаемое пожертвованиями и проч. По таковым и другим причинам отказываясь от пожертвований, позволенных мне правлением, я покорно прошу позволить каждогодно в счет жалованья моего по здешней таксе отпускать мне по два и по три выделанных меха или одеяла на теплые одежды мне и семейству».

Такое предложение со стороны о. Иоанна Главный Правитель нашел «справедливым, благородным и умеренным».

И вообще к о. Вениаминову служащие в Ситхе относились с благорасположением и вниманием, и он, по его словам, пользовался «милостями здешних чиновников, от которых получил значительную сумму 675 руб. здешними марками на обзаведение нужных вещей».

Правитель Муравьев счел долгом донести Главному Правлению, что «невозможно лучше желать для того края человека такой нравственности, таких познаний, благородного характера, бескорыстия и прилежного к своей должности, каков священник Вениаминов». Приняв в уважение такие отличные достоинства о. Иоанна, главное правление в конце 1824 г. испрашивало ему «приличную награду», вследствие чего Св. Синод, по сношении с Иркутским Преосвященным, и присудил священнику Вениаминову (в 1826 г.) наперсный крест.

1 Июля 1824 г. о. Вениаминов отбыл на бриге «Рюрик» из Ситхи в Уналашку, к месту своего назначения.

Сообщил ЕПИСКОП ТИХОН.

АПВ, 1901, т. V, № 18, с. 377–381.

* * *

4

Всего только за год перед этим он был посвящен во иерея (18 мая 1821 г. в Благовещ. ц. в Иркутске). Интересно, что в прошении о посвящении он подписался «диакон Иоанн Попов», хотя еще в семинарии был переименован в Вениаминова; посему Преосвященный Иркутский внушил ему в ставленническом деле, чтобы «навсегда писался Вениаминов, как значится в Семинарских Ведомостях»; впрочем и после некоторое время и он сам, и ему писали: «Вениаминов-Попов».


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle