А.В. Попов

Источник

Речь при вступлении на архиерейскую кафедру

При настоящем первом пришествии моем к вам, возлюбленные братие, припоминаются мне слова, сказанные некогда Господом чрез пророка Осию: не Мой народ назову Моим народом и невозлюбленную возлюбленною (2, 23). Слова эти относились к язычникам и означали то, что когда многие во Израиле, Богоизбранном народе Божием, не познали Христа, тогда Господь открылся не вопрошавшим о Нем (Рим.10:20; Ис.65:1) и призвал в Церковь Свою язычников.

По неизреченной милости Божией в Церковь Христову были призваны и язычники, населявшие пределы Аляски и Алеутских островов; они были оглашены и просвещены светом веры Христовой Валаамскими иноками, которые первые здесь посеяли семена евангельского благовестия. После них святое дело их продолжали преемники – пастыри и архипастыри Алеутские, и наипаче от них – протоиерей Иоанн Вениаминов (впоследствии Иннокентий, Митрополит Московский) и мой предместник Преосвященный Николай, иже бысть муж силен словом и делом. Волею Божиею призван и аз недостойный к апостольскому служению здесь, и вот отныне и я не мой народ назову моим народом и невозлюбленную возлюбленною. Доселе мы были чужды друг другу и не ведали один другого; отныне Самим Господом мы становимся в тесную связь, во взаимные отношения епископа к пастве и паствы к епископу. В святоотеческих писаниях отношения эти приравниваются к брачным и епископ считается женихом, а паства – невестою его. И как муж любит жену свою до того, что оставляет отца своего и матерь и прилепляется к жене, сродняется и сживается с нею, так и епископ должен возлюбить свою паству; и как жена повинуется мужу, ибо он глава её и защитник, так и паства должна повиноваться своему епископу. Понимая так отношения епископа к пасомым и будучи обручен Алеутской пастве, я покинул любезную родину, свою престарелую мать, близких и знаемых мне, милых сердцу моему и отправился в страну далекую, к вам, людям мне неведомым, для того, чтобы вы отныне стали моим народом и моими возлюбленными. Отныне свои помыслы, свои заботы направляю на вас и на ваше благо, отныне свои силы и дарования посвящаю на служение вам. С любовию прихожу к вам, братие, – прошу и меня принять с любовию. Моя любовь будет выражаться в заботах и попечениях о вас, в служении вам; а ваша любовь должна проявляться в послушании мне, в доверии ко мне и в содействии мне.

Слово о содействии прежде всего направляю к ближайшим моим сотрудникам, – пастырям церкви Алеутской. В сию страну вступаю я впервые, мало зная ее. Вы же трудитесь здесь давно, раньше меня; многие из вас сроднились с нею, а иные и родились в ней. Уповаю, что в предстоящем служении моем вы окажете мне великую услугу своим знанием сего края и людей его, своим опытом, явитесь для меня воистину сотрудниками, мужами совета и разума.

О содействии и сотрудничестве мне прошу не только пастырей, но и всю мою паству возлюбленную. Церковь Христову св. Ап. Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но много (1Кор.12:14), и они имеют не одно и то же делание (Рим.12:4), но каждый свое: око – свое, рука – свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле (1Кор.12:21,25,26); так и вы, братие, тело Христово и уди отчасти (ст. 27), и комуждо вас дадеся благодать по мере дарования Христова (Еф.4:7), дадеся к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (ст. 12). Посему вы с истинною любовию возращайте в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (ст. 15–16). Еще св. Златоуст говорил: «не слагайте все на духовных; вы и сами многое можете, вы знаете друг друга лучше нас»... Посему и вы, братие, назидайте друг друга: вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем; блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните друг ко другу и ко всем (1Сол.5:4–15). Бог же всякия благодати, призвавый вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков, аминь (1Петр.5:10–11).

11/23 декабря 1898 г.

г. Сан-Франциско

Речь Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, при вступлении на архиерейскую кафедру. Сан-Франциско, 1898.

АПВ, 1899, т. III, № 2, с. 50, 52–53.

Патриарх Тихон. Россия в проказе. М.: ЛОДЬЯ, 1998. С. 31–33.

Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 5–8.

Архипастырь страждущей Руси. Святитель Тихон, Патриарх Московский: слова, послания, письма. М.: Изд-во сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2004. С. 53–56.

Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 189–190.


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle