А.В. Попов

Источник

Слово к Сербам в Джаксонской Церкви

Не бывайте удобь преложни ко иному ярму

(2Кор.6:14).

Такими словами начинается нынешнее апостольское чтение, и на них-то и хочу я остановить ваше внимание, возлюбленные братья.

Св. Апостол Павел писал некогда Коринфским христианам, чтобы они не имели общения с неверными и идолослужителями, и разумел, конечно, не житейское общение в обычных делах, ибо иначе надлежало бы христианам совсем выйти из мира (1Кор.5:10), а общение в делах веры, в служении Богу. В этом не должно было быть общего у Коринфян с язычниками, ибо какое согласие между Христом и велиаром, и какая совместность храма Божия с идолами (2Кор.6:15–16)?

Но приложимыли эти наставления Апостола к вам, братие? Вы живете не среди язычников, а среди христиан. И если дозволительно иметь общение даже с язычниками в житейских делах, то разве нельзя иметь вам религиозного, молитвенного общения с другими христианами, которые веруют в Того же Христа, Сына Божия во плоти пришедша? Так, братие; но хотя они и служат вместе с вами одному Господу, однако не забывайте, что вы – православные, т.е. правильно славите Бога и истинно служите Ему, а они – инославные, т.е. славят Господа иначе, чем вы, и, следовательно, не вполне правильно и истинно; да не оскорбятся они, если к ним применим выражение Апостола, что они содержат истину в неправде (Рим.1:18). А раз мы обладаем полнотою истины, то какая же надобность в таком случае обращаться нам к другим церковным общинам за молитвенным утешением и наипаче за св. таинствами? Не будет ли это похоже на то, как если бы кто-нибудь жаждущий отринул чистый родник и стал бы пить воду из мутных источников? Или кто, понимающий дело, променяет самородный драгоценный камень на подражание ему, хотя бы и искусное? Или какой здравомыслящий человек, при переправе через широкую и бурную реку, отвергнет прочный и надежный корабль и предпочтет ему утлое судно, в котором ежеминутно может потонуть? Если же мы мудры в делах житейских, то почему же в делах веры нам быть младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Ефес.4:14).

Да не будет сего среди вас, братие! Не преклоняйтесь под чужое ярмо (2Кор.6:14). Стойте в вере православной и утверждайтесь (1Кор.16:13). Если евангельский купец, обретший драгоценную жемчужину, продал все имение свое, чтобы купить ее (Матф.13:45–46), то ужели вы не позаботитесь о том, чтобы сохранить драгоценное сокровище св. веры православной, унаследованное от отцов ваших, за веру терпевших страдания и лишения!

В наше время, братие, немало употребляют забот на то, чтобы сохранить свою народность, сберечь и на чужбине свои племенные особенности, свой родной язык, свои дорогие обычаи, чтобы славянин, напр., везде оставался славянином, немец – немцем и т.п. Если такие заботы есть и у вас, то они весьма похвальны. Сам Господь назначает человеку отечество и место жительства (Деян.17:26), каждый человек со здравым смыслом и неиспорченным сердцем любит родину, свой народ, отечество; находясь вдали от них, непрестанно воспоминает о них, подобно древним евреям, которые в плену вавилонском взывали об Иерусалиме: аще забуду тебе Иерусалиме, забвена буди десница моя; прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе (Пс.136:5–6). А кто отрекается от своего народа и отечества, такой похож на того, кто отрицается от своих родителей; он не имеет цены и значения, все равно как монета без образа и начертания.

Но если нужно поддерживать, беречь и защищать свою народность, то кольми паче надлежит оберегать св. веру православную. Народность хотя и составляет благо для успешного развития человека, но все же она имеет только временное значение, в здешней земной жизни, а не в будущей вечной, ибо там несть еллин ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, но всяческая и во всех Христос (Кол.3:11); для получения будущего царства небесного нужно будет не сохранение народности своей, а правой веры во Христа. О сем и помышляйте, братие, тем паче, что сохранение вами веры православной есть вместе с тем и самое лучшее и надежное средство для сохранения и поддержания вашей народности.

Благочестие, истинная правая вера, на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго; верно слово сие и всякого приятия достойно (1Тим.4:8–9). История разных народов красноречиво свидетельствует о том, что вера и добродетели, правда возвышает язык и греси умаляют племена (Притч.14:34), что только тот народ является великим, сильным и славным, в котором живет твердая вера в Бога и крепкая надежда на Него. Верою побеждает он царства, укрепляется от немощи, силен на войне (Евр.11:33–34); если он и грешит пред Господом, то пред Ним же и кается, и во своих бедах обращается за помощью не к богам чужим, а только к Единому Истинному Богу, от Него же и получает помощь и спасение. Вспомните хотя бы еврейский народ: тогда ли он был силен и страшен для врагов, когда преклонялся под чужое ярмо и служил Ваалу и Астарте, или же когда оставался верен благодеявшему Иегове? Вспомните и историю своего собственного народа. Не тогда ли сербский народ был крепок и возрастал в силе и славе, когда был верен православной вере отцев своих и когда пребывал в единомыслии и братолюбии? То были золотые дни для Сербии, когда в ней подвизались мужи веры и народности, – Св. Савва, покровитель вашего храма и сербского народа, его отец Стефан Неманя, его брат, венчанный им, Стефан II; Стефан VI Душан. Напротив, не ослабел ли и не слабеет ли даже и до сего дне сербский народ от деления на разные партии, от междоусобной вражды их и, главное, от шатания духовного, от преклонения чужому ярму, от раболепства чужой и чуждой цивилизации, от холодности к православной вере и измены отеческим преданиям? Ей, тако!

Темже молим вы, братие: не бывайте удобь преложни ко иному ярму (2Кор.6:14); в научения странна и различна не прилагайтеся (Евр.13:9). Стойте и держите предания, имже научистеся (2Сол.2:15) от наставников ваших, иже глаголаша вам Слово Божие (Евр.13:7), и не прелагайтесь от звавших вы во ино благовествование, еже несть ино: точию нецыи суть смущающии вы и хотящии превратить благовествование Христово (Гал.1:6–7), а Иисус Христос вчера и днесь Тойже и во веки (Евр.13:8), – аминь.

3/15 октября 1899 г.

г. Джаксон, Калифорния

АПВ, 1899, т. III, № 21, с. 562–564.

Патриарх Тихон. Россия в проказе. М.: ЛОДЬЯ, 1998. С. 44–47.

Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 38, 40–43.

Жития и творения русских святых. Жития и духовные творения великих подвижников христианского благочестия, учащие основам Православной веры и наставляющие на путь спасения по учению Господа нашего Иисуса Христа. М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Новая книга», Издательское товарищество «Ковчег», 2001. С. 1026–1028.

Архипастырь страждущей Руси. Святитель Тихон, Патриарх Московский: слова, послания, письма. М.: Изд-во сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2004. С. 67–71.

Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие / Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 209–211.


Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи / [сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

Комментарии для сайта Cackle