Источник

Часть вторая. Миссионерское служение

История Православия в Америке Миссионерское служение святителя Тихона

24 сентября 1794 года восемь русских иноков-миссионеров из Валаамского монастыря прибыли на остров Кадьяк на край света к далеким берегам Аляски.

Так началась история русского православного миссионерства на американском континенте. Святою ревностью проповедников быстро разливался свет евангельского учения между новыми сынами России (Аляска до 1867 года принадлежала России): несколько тысяч язычников приняли христианство; была заведена школа для образования новокрещеных детей; выстроена церковь на месте жительства миссионеров.

Продолжением миссионерских трудов валаамских иноков стало житие и подвиги преподобного Германа (†1837, память 27 июля/9 августа), также выходца из Валаамского монастыря, направленного священноначалием на Аляску. Подвиги святого старца стали тем благодатным корнем, из которого произросло плодоносное древо Православия в Северной Америке, а сам преподобный стал первым православным святым Аляски и всей Америки, образцом для всех чад Православной Церкви в Америке.

Одним из великих миссионеров света Христова учения стал и святитель Иннокентий, митрополит Московский (†1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября), который, еще будучи молодым священником, всем сердцем своим воспринял призыв Божий к миссионерскому служению. Результатом огромной и многоплодной миссионерской деятельности отца Иоанна (имя святителя в миру) в первый период его служения на острове Уналашка прежде всего следует считать тот дух апостольства, который он стяжал своею ревностью и самоотверженностью в деле проповеди и служения. Личность апостола алеутов в этот период раскрылась всеми своими гранями и талантами. Отец Иоанн был «добрым пастырем» для своих духовных чад, чутким и ревностным проповедником слова Божия для непросвещенных племен и народов, мудрым наставником и педагогом для новопросвещенных и их детей, просветителем алеутов, для которых он создал письменность и осуществил переводы текстов Священного Писания, катехизиса, молитв и собственного церковно-учительного сочинения «Указание пути в Царствие Небесное». В свободное от миссионерских путешествий время он бывал занят строительством церкви и обучением детей Закону Божию, катехизису, Священной истории, чтению и грамматике русского языка и основам арифметики.

Протоиерей Алексий Товт, обративший из унии 20 000 человек в Православие. В 1994 году причислен к лику святых Американской Православной Церкви

Вместе со своими и местными детьми он играет в мяч, совершает прогулки по окрестным горам, посвящая детей в тайны природы и геологии. Под его началом дети мастерят самодельные часы и музыкальные органы, ведут геодезические и гидрографические наблюдения.

В 1977 году святитель Иннокентий был канонизирован Русской Православной Церковью как просветитель Сибири и Америки.

Из своего источника на остров Кадьяк Православие в Америке распространялось все шире и шире – от Аляски к Калифорнии, Техасу и Флориде. Свидетельством этому явился перенос центра Американского Православия – епископской кафедры – из Ситки в Сан-Франциско. Этот период истории тесно связан с трудами архиепископа Тихона, будущего патриарха Московского и всея Руси.

Имя святителя Тихона хорошо известно не только православным в России, но и во всем христианском мире. Акт его канонизации в России в 1989 году был во многом подготовлен его прославлением в качестве православного святого Америки с титулом «Просветитель Северной Америки».

Готовя к печати проповеди и поучения святителя Тихона в период его миссионерского служения на епископской кафедре в Северной Америке с 1898 по 1907 годы, мы поставили своей задачей восполнить пробел в житии этого великого светильника и исповедника Православия, известного в России и Америке. Период миссионерского служения святителя Тихона в Америке является не только самым значительным временем в его жизни (особенно в первые годы, проведенные в Сан-Франциско, которые он называл лучшими в своей жизни), но и важнейшим периодом в формировании его архипастырского и апостольского служения.

Используя различные источники, из которых главным является епархиальный журнал «Американский православный Вестник», мы отобрали 36 проповедей, слов и поучений святителя Тихона, которые отразили основные этапы его миссионерского служения в Америке. В предисловии к сборнику, посвященному 25-летию архиерейского служения святителя Тихона, его составители отмечают особую «сердечную теплоту и проникновенное знание Священного Писания», которые присущи слову его проповеди («Ко дню 25-летия в архиерейском сане Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Тихона»).

«И так как владыка сказывал их (проповеди) в первые годы епископского служения, когда определяется тип действия архиерейского, – пишут авторы очерка «Святейший Патриарх Всероссийский Тихон в его значении для Американской Православной Церкви», – то мы видим, какое сокровище мы имеем в этих проповедях...»

С именем святейшего Тихона связывают начало быстрого развития русских и сербских православных приходов в Америке. Это определило изменение не только географических границ православной епархии в Северной Америке, но уже через два года после назначения его на кафедру в 1900 году титул епископа Алеутских островов и Аляски был изменен на епископа Алеутских островов и Северной Америки. Спустя еще пять лет, после того как было завершено строительство кафедрального собора в Нью-Йорке, туда была перенесена и кафедра архиепископии Алеутской и Североамериканской, а епископ Тихон был возведен в сан архиепископа, имея при этом двух викарных архиереев – Иннокентия (Пустынского), епископа Аляски (1903–1909) и Рафаила (Фававини), епископа Бруклинского (1903–1915). Последний окормлял приходы православных арабов, эмигрантов из Оттоманской Турции, и приходы на восточном побережье Америки. Святитель Тихон стал первым в Америке православным архиепископом.

Во время своего визита в Северную Америку в сентябре-октябре 1994 года по случаю празднования 200-летия Православия в Америке Святейший Патриарх Алексий II после литургии в Троицком соборе Сан-Франциско говорил в своем приветственном слове : «Начиная с 1870 года и до 1905 года Сан-Франциско был центром и средоточием церковной жизни на североамериканском континенте».

Давая высокую оценку миссионерского служения на этой кафедре епископов Иоанна (Митропольского; 1870–1877), Нестора (Засс; 1878–1882), Владимира (Сокольского; 1887–1891), Николая (Зиорова; 1891–1989) и архиепископа (позднее – Патриарха Всероссийского) Тихона, прославленного в лике святых, Патриарх Алексий отмечал:

«Служение этих архипастырей было поистине жертвенным и плодотворным. Под своим омофором они собрали не только русских, но и албанцев, арабов, болгар, греков, сербов и многих других. При их непосредственном архипастырском руководстве отсюда, из Сан-Франциско, святая православная вера распространилась по всей территории Соединенных Штатов Америки».

В 1877 году из этой епархии были направлены первые миссионеры в Канаду, что привело впоследствии к созданию там Канадской православной миссии. Отсюда же началось возвращение в лоно матери-Церкви униатских приходов из галичан и карпатороссов под руководством протоиерея Алексея Тавта, прославленного Православной Церковью в Америке в лике святых (журнал Официальная хроника, № 9/10, 1993. – 200 лет Православия на американском континенте. – 2,29).

Особое значение для распространения Православия среди граждан Соединенных Штатов имел перевод и издание на английском языке Служебника, который открывал им смысл православного богослужения. Епископ Тихон был первым православным архиереем Америки, которому было присвоено звание доктора богословия в университете штата Висконсин. Это было выражением признания его духовно-просветительской и научно-богословской деятельности. Изданные как на русском, так и на английском языках проповеди епископа Тихона, по слову авторов сборника, являют собой дань «уважения к бывшему великому первосвятителю Американской Православной Церкви», почтения к «великой личности» и благодарности.

И это служение не только по своему названию, но и по самой сути было миссионерским. В нем мы видим преемственность и развитие служения русских миссионеров на американском континенте, начиная с валаамских иноков на Алеутских островах и Аляске, и среди них – первого православного святого Америки – преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Америки и просветителя Восточной Сибири, многих других известных и прославленных или еще не известных и не прославленных русских миссионеров – епископов, священников, монахов и мирян, которые несли свет Православия народам Северной Америки.

Миссионерские путешествия святителя Тихона

Продолжая традиции святителя Иннокентия и будучи его преемником, епископ Тихон совершал трансконтинентальные миссионерские путешествия из Калифорнии на Аляску и с западного побережья США на восточное. Как и его предшественник, святитель Иннокентий, который ежегодно объезжал свою епархию – Камчатскую, Алеутскую и Курильскую – по морю и по суше, подвергая себя и свою жизнь бесчисленным опасностям и невзгодам, так и святитель Тихон уже в первый год своего архипастырского служения в Америке предпринял миссионерское путешествие из Сан-Франциско на север Аляски. Сначала путь этот проходил на корабле вдоль побережья Тихого океана, затем на байдаре по северным рекам Аляски, вдоль которых располагаются поселения эскимосов.

Вспоминается один из ярких эпизодов путешествия святителя на байдаре (байдара – это большая лодка, деревянный каркас которой обтянут тюленьей кожей) по реке Юкону.

«В 4 часа раздались трезвон и салюты, и мы отчалили. Через час прибыли в село Нуналеанхагмют – это летняя резиденция Икогмютского тоена. Тоен и все живущие с ним радостно вышли навстречу своему архипастырю и после принятия благословения от него спешили, как дети любимому отцу, нести ему дары от трудов своих – рыбу, икру и прочие подарки. На берегу реки развели огонь и стали приготовлять закуску и чай. В это время владыка изволил подняться почти по отвесной скале на местное кладбище, находящееся на вершине холма. Помолившись об усопших, владыка любовался открывшимся отсюда на реку и окрестности видом. Не гнушаясь бедной, грязной обстановкой и сильным запахом рыбы, владыка посещал затем семейства туземцев в их летниках и палатках».

Далее путь лежал вдоль притоков этой реки по речушкам, озерам и болотам, местности «совершенно пустынной и дикой», где можно было встретить только диких зверей (медведей, лисиц и выдр) и птиц, а над всем – «мириады немилосердно жалящих комаров».

Близилось к концу это первое миссионерское путешествие по североамериканскому континенту. За 78 дней этого трансконтинентального пути владыка преодолел расстояние в 7 300 миль или более 11 000 километров. Милосердие и любовь архипастыря к своей пастве, заброшенной в дебри крайнего севера Аляски, не останавливали ни расстояния, ни опасности пути, ни угроза его собственному здоровью от эпидемий и болезней, частых у аборигенов.

«Всех провожавших его – здоровых, преосвященный благословил, а к болящим изволил пройти в палатки и летники, нимало не смущаясь заразительностью болезни, грязными помещениями и убийственно-неприятным запахом вяленой рыбы. Каждого больного владыка благословил и утешил и со всеми простился ласковым словом, всем обещая молиться об их выздоровлении».

От миссионерской епархии к поместной Церкви в Америке

После перенесения кафедры из Сан-Франциско в Нью-Йорк и образования многонациональной епархии Северной Америки епископ Тихон предложил изменить статус миссионерской епархии, которая была непосредственно связана с помощью из России. Фактически после возникновения единой многонациональной Православной Церкви в Америке встал вопрос о независимости ее от Русской Православной Церкви и создании условий для формирования автокефальной Православной Церкви в Америке. Во многом это был результат особого апостольского видения и церковного строительства, которое навсегда связаны с именем святителя Тихона, просветителя Северной Америки.

В своих предложениях по вопросам церковной реформы для предсоборного присутствия святитель предлагал проект преобразования североамериканской епархии в экзархат.

«Дело в том, – писал он, – что в состав ее (епархии) входят не только разные народности, но разные православные Церкви, которые, при единстве в вере, имеют каждая свои особенности в каноническом строе, в богослужебном чине, в приходской жизни; особенности эти дороги для них и вполне терпимы с общей православной точки зрения. Посему мы не считаем себя вправе посягать на национальный характер здешних Церквей, напротив – стараемся сохранить таковой за ними, предоставляя им возможность быть непосредственно подчиненными начальникам их же национальности (сирийские, сербские и греческие приходы и избрание для них епископов). В своей области каждый из них самостоятелен; но дела, общие для всей Американской Церкви, решаются соборне под председательством русского архиепископа. Жизнь в Новом Свете по сравнению со Старым имеет свои особенности, с которыми приходится считаться и здешней Церкви, а посему этой последней должна быть предоставлена большая автономия (автокефальность), чем другим русским митрополиям. В состав проектируемого Американского экзархата могут входить:

1) архиепископия Нью-Йоркская, коей подчинены Русские церкви в Соединенных Штатах и Канаде;

2) епископия Аляскинская, обнимающая Церкви православных жителей Аляски (русских, алеутов, индейцев, эскимосов);

3) епископия Бруклинская (сирийская);

4) епископия Чикагская (сербская);

5) епископия греческая.

Для Американской миссии важно также получить разрешение об отношении к англиканам и их иерархии».

В дополнение к ранее образованным «русским» викариатствам Нью-Йорка и «арабским» в Бруклине епископ Тихон предложил дополнить их сербской епархией в Чикаго и греческой епархией. Таким образом, Православие в Америке превращалось из эмиграционной Церкви в соборную поместную Церковь. С этой целью были проведены несколько подготовительных конференций духовенства в 1905 и 1906 годах, В феврале 1907 года в Майнфилде (штат Пенсильвания) был созван исторический Всеамериканский Собор, который собрал представителей православного духовенства и мирян. И вскоре после этого Собора святитель Тихон возвратился в Россию, получив назначение на старинную Ярославскую кафедру.

За время святительства преосвященного Тихона к Православию присоединились 32 карпаторусских прихода, близ города Скрантона в штате Пенсильвания был основан Свято-Тихоновский монастырь, а при нем была устроена школа-приют для сирот.

Внутренний вид кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке

«При епископе Тихоне, – вспоминал один из преподавателей духовной семинарии в Миннеаполисе, – все были объединены общностью положений, интересов, чувств и мыслей. В миссии господствовало блаженство мира, согласия, дружбы и любви. Не было разрушительных ссор, озлоблений и взаимной ненависти, не было свары, не было разделений – был один архипастырь и одно стадо».

Основополагающее значение для становления Православной Церкви в Америке имели учреждение православной духовной семинарии в Миннеаполисе (штат Миннесота) в 1905 году и первого православного мужского Свято-Тихоновского монастыря в Саус Канаан (штат Пенсильвания), создание сети общественных и финансовых организаций для поддержки епархиального и приходского служения.

При освящении мужского Свято-Тихоновского монастыря и храма в Пенсильвании святитель Тихон в своей речи говорил:

«Божиею поспешествующею милостию Православная Церковь все более возрастает и укрепляется в стране сей. В разных местах устрояются православные храмы, образуются приходы, братства, школы, открывается семинария, бурса, сиротский дом. Но все же жизнь нашей Церкви здесь не была бы до сих пор полною: мы не имели учреждения, которое с давних веков является неразлучным спутником Православной Церкви и составляет ее украшение. Разумею монастыри, которыми так богата святорусская земля. И вот, слава и благодарение Богу! Пробел этот ныне восполняется, и мы празднуем днесь открытие Свято-Тихоновского монастыря и освящение первого монастырского храма».

Большую роль в формировании Православия в Америке сыграл ежемесячный журнал «Американский православный Вестник», который издавался на русском и английском языках, а также издание в 1906 году на английском языке книги «Богослужения святой Православной Церкви».

Итогом миссионерского служения святителя Тихона и присущего ему особого видения, каким должно быть Православие в Америке, а также его архипастырского попечения о многонациональной пастве на североамериканском континенте стали существенные изменения в устройстве, административной структуре и духовном развитии Православной Церкви в Америке. В своей разносторонней миссионерской деятельности епископ опирался на самоотверженное служение таких известных священников-миссионеров, как отец Владимир Александров, который был первым православным миссионером в Канаде; отцы Александр Хотовицкий и Иоанн Кочуров, которые по возвращении в Россию приняли мученические венцы от богоборческой власти и были прославлены в лике святых как в России, так и в Америке; и наконец, будущие первоиерархи Американской Церкви – митрополит Феофил (1934–1950) и митрополит Леонтий (1950–1965).

Духовное просвещение в Америке

Православная Церковь в Америке прославила святителя Тихона как «просветителя Северной Америки». И действительно, епископ Тихон много сделал для развития системы духовного образования и просвещения, без чего невозможно распространение Православия.

«Будущее сокрыто от ограниченного взора человеческого, – говорил святитель Тихон в 1906 году о значении для Америки первого православного Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании, – и теперь еще не знаем, что внесет в жизнь страны сей все усиливающаяся волна славянской эмиграции и мало-помалу возрастающая здесь Православная Церковь. Но хотелось бы верить, что не останутся они бесследными здесь, не исчезнут в море чуждем, а в духовную сокровищницу американского народа внесут присущие славянской натуре и русскому православному люду алчбу духовную, порывы к небесному, стремление к всеобщему братству, заботы о других, смирение, покаянные чувства, терпение. Прекрасным рассадником для воспитания этих чувств, для сохранения и возрастания этой духовной закваски и является православный монастырь».

Ранее мы уже говорили о том значении, которое святитель Тихон придавал переводу на английский язык текстов православного богослужения для облегчения понимания его американцами, среди которых лишь немногие были способны разобраться в строе церковной службы.

Среди публикаций «Американского православного Вестника» мы находим глубокие наблюдения и размышления святителя о развитии школьного дела, тесно связанного с развитием миссионерской деятельности в Северной Америке. Фактически здесь предлагается реформа церковно-приходского образования для подготовки местных кадров для миссионерских школ и семинарий. Это позволило бы иметь своих священнослужителей, псаломщиков и учителей для новых приходов в Соединенных Штатах и Канаде, а также для замены многочисленного клира на Аляске. Предлагаемые меры должны обеспечить воспитание и подготовку священнослужителей на североамериканском континенте, исключив всякого рода случайности и злоупотребления в использовании финансовых средств, которые выделяются на эти цели из России. Вместо того чтобы посылать выпускников миссионерских школ из Ситки, Уналашки и Миннеаполиса в далекие российские семинарии, святитель Тихон предложил открыть духовную семинарию в Америке для подготовки национальных кадров священнослужителей.

«Епархиальное начальство лично может приглядеться и испытать кандидатов в священство. Как местные уроженцы, таковые навсегда останутся здесь, в Америке, служить, а не будут вынуждены высчитывать «времена и лета» для своего отшествия на родину отсюда; как родившиеся и воспитавшиеся здесь, они будут знать свой народ и его нужды глубже, чем приезжающие из России и начинающие с «азов» свое знакомство с условиями здешнего быта, с языком и положением церковного дела здесь... Таких местных кандидатов желает сам здешний народ. Как бы ни были хороши священники из России, все же не все считают их родными... С этим приходится считаться для обеспечения успешного хода миссионерского дела...».

Усовершенствование дела школьного и религиозного образования было ограничено не только экономическими и территориальными проблемами, но также и острым противостоянием экспансионистским методам различных протестантских и католических миссий на Аляске. Обозревая состояние и нужды североамериканской православной миссии на период 1899–1900 гг, святитель Тихон писал:

«Особого внимания и забот требуют Уналашка и Кадьяк (Алеутский округ – С. Ш.), так как в первой есть методистский приют для девочек, а близ второго, в Лесном, баптистский приют для мальчиков и девочек. В приюты эти забирают православных детей-сирот, особенно от смешанных браков, а иногда и незаконнорожденных от американцев. Когда берут детей, то говорят родителям или родным, что не будут препятствовать детям содержать православную веру; но само собой разумеется, что это простой обман... Они не позволяют посторонним, например, нашим священникам, учить приютских воспитанников православной вере, считая это за вмешательство во внутреннюю жизнь приюта. Такой взгляд высказывал мне заведующий баптистским приютом, когда я летом 1899 г. посетил приют его», – с горечью писал святитель в одном из своих отчетов.

В Колошинском округе Аляски с миссиями в Ситке, Килисно и Джуно в том же направлении действовала пресвитерианская миссия, располагавшаяся в Ситке. Миссия эта, по словам святителя, отличается великим задором, располагает немалыми средствами и пользуется покровительством попечителя учебного округа в Аляске Джаксона и теперешнего Ситхинского губернатора. В миссии есть церковь, приют для мальчиков и девочек, музей аляскинских достопримечательностей, в числе коих находятся несколько православных икон, русских портретов и географических карт.

На территории Эскимосского округа, в который входят Нушагакская, Квихпакская и Кускоквимская миссии, действовали иезуиты, епископальные и лютеранские миссионеры. Особенно часто они используют бедственное положение эскимосов во время часто случающихся в зимний период голодовок.

«В таких случаях на помощь им являются миссионеры, особенно иезуиты и «моравские братья». Раздачею муки, рыбы (юколы), чая, сахара, табака они заманивают к себе туземцев, в том числе и православных, которые, подобно Исаву, продают за пищу свое первородство.

При таком напоре со стороны инославных миссионеров как же не пожелать, чтобы число наших миссионеров (их пока всего три человека) увеличилось, хотя бы, например, удвоилось или утроилось», – писал святитель в августовском номере «Американского православного Вестника».

Вот почему спешил святитель Тихон с открытием духовной семинарии в Миннеаполисе и подготовительного училища (бурсы) в Кливленде. 10 августа 1905 предложения эти получили поддержку Святейшего Синода, и в том же году были открыты двухклассная семинария и духовное училище.

Укреплению позиций Православия и развитию миссионерской деятельности должно было послужить и открытие Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании.

«Монастырь может быть также и хорошею школою для подготовления псаломщиков, – писал первосвятитель Американской Церкви. – В них, с постоянным открытием приходов в Штатах, ощущается большая нужда. Выписывать их в России очень дорого стоит; между тем можно подготовить их из местных уроженцев и для сего посылать таковых в монастырь, где лучше всего они могут выучиться уставу и церковным напевам.

Монастырь может нести и вообще просветительную службу для православной миссии», – писал святитель в 1906 году.

Живое слово апостольской проповеди

Скажем несколько слов о проповеди епископа Тихона. Особенностями этих проповедей являются смирение и любовь в сочетании с преданностью пастве, проникновенное истолкование праздников и событий церковной жизни, глубокое знание Священного Писания и ревностное исповедание Православия, слово архипастырского назидания, понятное и доступное простому прихожанину, привлекающее его к активной церковной жизни, строительству храмов, делам милосердия и социального служения.

Святитель отчетливо осознавал свою преемственность традициям русских миссионеров в Америке.

В своей проповеди 23 декабря 1898 года при вступлении на кафедру Сан-Франциско он говорил о начале миссии на Аляске и Алеутских островах, связанной со служением валаамских иноков, «которые первые здесь посеяли семена евангельского благовестия. После них святое дело их продолжали преемники – пастыри и архипастыри Алеутские, и наипаче от них – протоиерей Иоанн Вениаминов (впоследствии Иннокентий, митрополит Московский ) и мой предместник преосвященный Николай, бысть муж силен словом и делом. Волею Божиею призван и аз недостойный к апостольскому служению здесь, и вот отныне и я не мой народ назову моим народом и невозлюбленную возлюбленною... Как муж любит жену свою до того, что оставляет отца своего и матерь и прилепляется к жене, сродняется и сживается с нею, так и епископ должен возлюбить свою паству; и как жена повинуется своему мужу, ибо он – глава ее и защитник, так и паства должна повиноваться своему епископу. Понимая так отношения епископа к пасомым, будучи обручен алеутской пастве, я покинул любезную родину, свою престарелую мать, близких и знаемых мне, милых сердцу моему, и отправился в страну далекую к вам, людям мне неведомым, для того чтобы вы отныне стали моим народом и моими возлюбленными. ... С любовью прихожу к вам, братья, – прошу и меня принять с любовью».

Апостольский дух служения епископа Тихона в Америке можно проследить на примере развития его проповеди в день Торжества Православия, в первую неделю Великого поста, – праздника, который может быть назван днем торжества православной миссии в этой далекой от России стране.

«Православная Церковь, – говорил святитель Тихон 7 марта 1899 года в соборе Сан-Франциско, – имеет основание не только вспомнить некогда бывшее торжество Православия, но и теперь переживать победу Православия и торжествовать ее».

В ответ на обвинения в том, что Православная Церковь якобы «сделалась мертвою Церковью» и утратила дух миссионерства, святитель говорит:

«Как не торжествовать при мысли о том, что, несмотря на всяческие насилия, нападения, противодействия, Православная Церковь сохранила веру Христову как драгоценное сокровище, в первоначальной чистоте, цельности и неповрежденности, так что вера наша есть вера апостольская, вера отеческая, вера православная!»

Миссионерство Православной Церкви, по слову американского первосвятителя, существенно отличается от западного, которое построено на «широко организованных миссионерских учреждениях», имея различные «конгрегации» и «пропаганды веры» (Propaganda Fide – общество для распространения веры при Ватикане, созданное в XVI в.).

«Православная Церковь при распространении христианства не имеет обыкновения строить на чужом основании, утверждать христианство там, где оно уже проповедано, тогда как другие христианские общины зачастую пожинают плоды, где первоначально сеяли другие, и не прочь бывают за деньги и насилием захватывать в свои приюты «овец из чужого стада». Православная Церковь чуждается также и тех приемов, которые допускаются иногда инославными миссионерами при проповеди христианской: не прибегает к незаконным средствам при обращении в христианство, не вступает в сделки с предрассудками и страстями, человеческими, не искажает чистоты евангельской истины, для того чтобы приобресть себе больше членов, ибо почитает важным не число только верующих, но и качество их веры. И главное – это то, что Православная Церковь совершает дело святой миссии в тиши, со смирением и благоговением, с сознанием немощи человеческой и силы Божией. Инославные миссионеры нередко бывают не прочь пошуметь и потрубить о своей деятельности; свои подвиги они тщательно записывают, чтобы весь свет после знал их деяния и воздал славу им; оттого о них много и говорят. Но не так поступают православные благовестники: они идут на святое дело не для того, чтобы приобресть себе славу у людей, а для того, чтобы и себе стяжать милость у Бога, и другим – спасение. О своих успехах они не трубят перед миром и приписывают их не себе, а силе Божией. Вот что, например, говорит о себе великий наш миссионер митрополит Иннокентий: «Могу ли я, говоря по всей справедливости, вменить себе в заслугу или считать за какой-нибудь подвиг то, что я поехал в Америку? Могу ли присвоить собственно себе что-либо из того, что при мне или через меня сделалось доброго и полезного в тех местах, где я служил? Конечно, нет; по крайней мере – не должен. Бог видит, как тяжело мне считать или слышать, когда меня за что-либо хвалят, и особенно, когда сделанное другими или, по крайней мере, не мною одним, приписывают мне одному. Признаюсь, я желал бы, если бы это было только возможно, чтобы и нигде не упоминалось мое имя, кроме обыкновенных перечней и поминаний».

«Таким смирением отличаются и другие православные миссионеры; и в их деятельности нет ничего эффектного, деланного. Оттого, быть может, и мало знают о наших миссионерах; но от этого нисколько не умаляется величие их подвигов, которые могут служить достойным зрелищем для Ангелов и человеков. Возьмем хотя бы историю нашей североамериканской миссии. Вспомним иеромонаха Ювеналия, одного из просветителей алеутских.

Вспомним наших доблестных вождей миссии – преосвященных Иоасафа и Нестора, живот свой скончавших в бездонной утробе океана!»

Торжество Православия означает победу над лжеверием и расколами в Церкви, борьбу против искажения ее вероучения и сектантства.

«... Мы живем в стране, – говорил епископ Тихон, обращаясь к прихожанам в эскимосском селении Ненальчик Кенайского прихода на Аляске, – где много всяких вер и где иные из них широко о себе вещают. Знаю, что и окрест сего места представители разных сект не прочь бывают распространять свои лжеучения и среди православных... Конечно, далеко не все вы при встрече с ними в состоянии опровергнуть их лжеучения и доказать превосходство и истинность православной веры... Если желают сектанты беседовать о вере, пусть идут к отцу вашему духовному; его голоса слушайте, а не лжеучителей», – писал святитель в июле 1899 года.

Напоминая православным жителям Аляски о равноапостольном князе Владимире и его ревности о духовном просвещении русского народа, святитель говорил о необходимости посещения детьми церковной школы.

«Чтобы веровать, нужно предварительно знать, во что веровать; а чтобы знать, нужно учиться. Посему у нас при церквах и заведены школы, в которых детей обучают закону Господню. Есть такая школа и при вашей часовне. И если вы хотите своим детям истинной пользы и добра, тогда посылайте их для обучения в церковную школу; здесь они научатся страху Господню, который есть начало всякой премудрости (Притч.1:7), отсюда выйдут добрыми христианами и право верующими» (там же).

Торжество Православия в Америке – это преодоление между самими православными национальных и культурных барьеров, поскольку в Алеутской и Североамериканской епархиях, помимо коренных народов Аляски: алеутов, эскимосов и индейцев-тлинкитов – насчитывалось множество эмигрантских общин выходцев из бывшей Австро-Венгерской империи (многие из которых, переселившись в Америку, вернулись в лоно Православной Церкви из насильственного обращения в униатство), из Оттоманской империи (в основном греки и арабы, сербы, албанцы др.) В частности, обращаясь к прихожанам сербского прихода в Калифорнии 17 июля 1899 года, святитель Тихон говорил о необходимости преодоления этнических и культурных барьеров, которые разделяют Православную Церковь в Америке.

Кафедральный Свято-Троицкий собор в Сан-Франциско. Сооружен в 1868 г.

«Для получения будущего Царства Небесного нужно будет не сохранение народности своей, а правой веры во Христа. О сем и помышляйте, братья, тем паче, что сохранение вами веры православной есть вместе с тем и самое лучшее и надежное средство для сохранения и поддержания вашей народности».

В слове после иерейской хиротонии Венедикта Туркевича святитель поучал его о том, каким должно быть служение православного благовестника. Его отличительными чертами должны быть свидетельство истины и просвещение, при котором орудиями света являются наставление, вразумление, убеждение с кротостью и любовью, «ибо Православие есть истинный свет и не должно распространяться путем тьмы».

В 1902 году другому новопоставленному иерею – Михаилу Скибинскому, которому предстояло миссионерское служение в Канаде, епископ Тихон давал следующее наставление: «В Канаде предстоит тебе и другое великое и святое дело – проповедовать истину Православия; ...за неимением истинных пастырей разбежались овцы, рассеялись и блуждают, и достаются на съедение всякому зверю в поле (см. Иезек.34:5–6) (речь идет о тех, кто оказался в плену униатских лжеучений – С. Ш.). Пожалей же этих, заблудших овец, собери их с разных стран, потерянных сыщи, угнанных возврати, раненных перевяжи, больных подкрепи, упокой их на хорошем пристанище и тучной пажити и паси их по правде.

В непрестанное напоминание о предстоящем тебе миссионерском служении дается тебе сей святой крест миссионерский».

Во время освящения новых храмов, в частности кафедрального собора в Нью-Йорке, святитель говорил о миссионерском значении храма в жизни общины и о тех, кто на скудные средства, находясь порой в большой нужде, создает благолепие православных храмов на американской земле. «Объединяясь около храма, вы и из самих себя созидайте храм духовен (см. 1Пет.2:5), чтобы самих себя, свою душу, свою жизнь посвящать на служение Богу.

...Вся ваша община имеет миссионерское значение, дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет Православия» (см. 1Пет.2:9).

Через четыре года миссионерского служения в Америке святитель Тихон излагает свое понимание того, каким образом православные должны заботиться о распространении православной веры среди иноверцев.

«Не для того возжжен и свет православной веры, чтобы светить малому кружку людей. Нет, православная Церковь кафолична: она памятует заповедь своего Основателя: идите в мир весь, проповедайте Евангелие всей твари (см. Мк.16:15), научите вся языки (см. Мф.28:19). Своим духовным достоянием, истиною, светом, радостью мы должны поделиться с другими, лишенными этих благ, но нередко ищущими, алчущими их», – говорил святитель в проповеди в феврале 1903 года.

«Кто же должен заботиться о распространении православной веры, об умножении чад Православной Церкви? Пастыри и миссионеры, скажете вы. Да, конечно, они; но только ли они одни? Всякий член Церкви должен принимать в этом живое и сердечное участие, чтобы таким образом раскрыть сердца неверующих к слышанию и приятию благовестил Христова, огласить их словом истины, открыть им Евангелие правды, соединить их святей Своей соборной и апостольской Церкви; чтобы Церковь Свою Господь утвердил, умножил, умирил и непреобориму во веки сохранил» (там же).

Святитель Тихон призывает свою православную паству в Америке быть достойными в распространении света православной веры, чтобы на этом пути каждый член Православной Церкви стал созидателем этого «Торжества Православия».

«А мы сознаем ли, что Господь возлагает на всех нас великую миссию быть носителями Православия среди инославного мира, быть светом для здешнего народа? А если и сознаем, то так ли живем, чтобы другие, видя добрые наши дела, прославляли нашу мать, святую Православную Церковь?

Всякий раз день Торжества Православия должен наводить вас на мысль о том, достойно ли мы ходим нашего звания православных христиан, и как бы Царствие Божие не было отнято у нас и отдано другим, более достойным и приносящим плоды (см. Мф.21:43)».

Святитель был не только «преданий апостольских ревнителем», поучая свою американскую паству быть верной апостольским заветам и хранить святую веру в том виде, в каком передали ее святые апостолы и учители Церкви: он и сам имел апостольский дар созидания и умножения веры. И этот дар особенно ярко раскрылся в его миссионерском служении в Северной Америке.

«Не приходится ли нам, здесь пребывающим, видеть зачастую, как инославные люди, пресытившиеся постоянными новшествами в вере, тяготеют к Православной вселенской Церкви и в ней стремятся найти прочные и недвижимые устои, на которых мог бы успокоиться их мятущийся дух?» – говорил святитель в проповеди 18 января 1904 года.

Именно трудами святителя Тихона епископская кафедра была перенесена в Нью-Йорк, который уже в начале двадцатого века стал крупнейшим городом Америки.

«Каких народов здесь нет? – говорил святитель в проповеди во время первого служения в Нью-Йоркском кафедральном соборе 25 сентября 1905 года. – И сколько храмов разных вер! Почему же не быть здесь и представителю истинной Православной кафолической Церкви? Подобает также русскому архиерею жить именно в здешнем приходе, который из всех приходов есть наиболее русский приход...».

Эта полнота и зрелость бытия Православной Церкви в Америке особенно ярко засвидетельствована в речи святителя Тихона при освящении Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании 17 мая 1906 года.

Владыка регулярно созывал пастырские совещания, которые, по его словам, «необходимы не только для совместного обсуждения дел, но и для совместного их решения». Он стремился заложить основы соборности в епархиальной жизни и задумал уже в 1905 году провести Собор с участием епископов, священников и мирян – делегатов от приходов. Но по недостатку средств первый Собор Православной Церкви Америки пришлось отложить до 1907 года. И вдруг незадолго до его открытия пришла неожиданная весть – о переводе владыки Тихона в Россию, на Ярославскую кафедру. Это сообщение удручило православную паству Америки.

20 февраля/5 марта 1907 года в храме Иоанна Крестителя в Майфилде собор начал работу. Открывая первое заседание, архиепископ – теперь уже Ярославский и Ростовский – Тихон поставил три главных вопроса на ближайшие годы: как расширить миссию? какими путями идти к самостоятельности? где изыскивать средства на открытие новых школ и приходов? Но решать эти вопросы вместе с американской паствой уже предстояло другому епископу.

Вершиной миссионерского служения святителя Тихона и свидетельством о вселенской миссии Православия в Америке стало его слово в неделю Торжества Православия в храме Нью-Йорка. Эта проповедь стала прощальной беседой с американской паствой и его заветом для всех православных чад Американской Церкви. Как и прежде, когда он обращался к этой теме, святитель говорил о том, что смысл этого праздника – не в воспоминании только о былой славе, а в содействии каждого члена соборной Церкви этому торжеству.

«Свято сохраняя веру православную, люди должны заботиться еще и о распространении ее среди иноверных. Христос Спаситель сказал, что зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на свечнике, чтобы всем светила (см. Мф.5:15). Не для того возжжен и свет православной веры, чтобы светить малому кружку людей. Нет, православная Церковь кафолическая; она памятует заповедь своего Основателя: идите в мир, проповедуйте Евангелие всей твари, «научите все народы» (см. Мк.16:15, Мф.28:19). Своим духовным богатством, истиною, светом и радостью мы должны поделиться с другими, не имущими этих благ. И долг сей лежит не только на пастырях и миссионерах, но и на мирянах, ибо Церковь Христова, по мудрому сравнению святого апостола Павла, есть тело, а в жизни тела принимает участие каждый член...

Так и мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани.

Да будут же благословенны страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение Господне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

За неполных десять лет миссионерского служения святителя Тихона в Америке он повторил подвиг апостолов, созидая из миссионерской епархии Православную Церковь в Америке, паства которой состояла из десятков разных национальностей, коренных народов Аляски, эмигрантов из других стран Европы и Азии, общим числом около полумиллиона человек. Было построено множество храмов, монастырь, семинария, школы, приюты, возведены кафедральный собор во имя Святителя и Чудотворца Николая в Нью-Йорке, храм Пресвятой Троицы в Чикаго, храм в Бруклине во имя Святителя Николая. Будучи «всем для всех», святитель Тихон, будущий Патриарх Московский и Всероссийский, обладал апостольским даром живой Христовой любви.

Спустя более восьмидесяти лет со времени отъезда святителя Тихона из Америки в 1907 году, Американская Церковь прославила своего архипастыря как просветителя Северной Америки.

Господь наш Иисус Христос Своею благодатию и молитвами святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки, да сохранит Церковь Свою и православные народы России и Америки!


Источник: Издательство Сретенского монастыря 2001

Комментарии для сайта Cackle