Азбука веры Православная библиотека архимандрит Тихон (Руднев) Новопостроенный храм во имя св. Живоначальной Троицы, что на Шаболовке, в Москве

Новопостроенный храм во имя св. Живоначальной Троицы, что на Шаболовке, в Москве

Источник

Храм во имя Св. Живоначальной Троицы, на Шаболовке, в Москве

Двести лет тому назад за Москвой рекой, близ Калужских ворот, по дороге к селу Шаболово, на городской выгонной земле стали селиться «разных чинов люди». Образовалась слобода. Построена церковь. Сохранилась современная запись: «построена вновь за Калужскими вороты, за Земляным городом, в новосельной слободе, на земле Данилова монастыря церковь Живоначальной Троицы деревянная, а зачата та святая церковь строиться вновь по благословению святейшего Патриарха Адриана в 206 (1698) году»1 Прошло 48 лет и на месте деревянного в 1745 –1747 годах построен новый каменный храм с приделом во имя Покрова Богоматери и отдельною колокольней. Этот новый храм был так мал, что едва вмещал в себе 300 человек. В половине прошедшего столетия он, конечно, удовлетворял нуждам прихода и, быть может, казался благолепным, но в 30-х годах текущего столетия, когда население прихода увеличилось, и он очень обветшал, явилась нужда его или распространить, или заменить новым. При помощи Божией сделано последнее.

В 1840 –1842 годах тесный придел с небольшой колокольней разобран и на месте их сооружены два просторные придала с высокой колокольней; а в 1885 г. разобран до основания и самый храм во имя св. Троицы. В настоящее время на месте его сооружен и готов к освящению новый храм. Скажем об этом новопостроенном храме, насколько возможно, подробно.

В архиве Мин. Юст. Книги патр. казенного приказа 207 г. № 171 стр. 88. Переписные книги города Москвы 1722 года.

Целые полвека умы и сердца добрых прихожан Троице-Шаболовской церкви были заняты настоятельною нуждой построить храм св. Троицы; но по недостатку средств постройка его все отлагалась и отлагалась. В 1851 году решено начать сбор и копить деньги на постройку. Строитель придельного храма, тогдашний церковный староста, Гавриил Гавриилович Попов (3 мая 1880 г.) внес и записал на приход своею рукой первую жертву на постройку триста руб... Шли годы, – жертвы на храм делались все чаще и чаще, все больше и больше; особенно Господь благословил служение последнего пред постройкой храма старосты Арсения Арсеньевича Глушкова: он в 15 лет своего служения скопил 45.000 руб. В 1884 году всех денег в церкви было уже более 68-ми тысяч руб. – С такими деньгами, имея в виду и будущие пожертвования, уже можно было приступить к постройке.

Проект храма сделан архитектором Н.В. Никитиным, построившим соседнюю церковь Казанской Божией Матери, у Калужских ворот.1 18-го апреля 1884 года подано прошение о постройке храма; 18-го октября того же года получено разрешение Св. Синода. В течение великого поста 1885 г. сломана старая церковь; 3-го мая был положен первый камень в основание; 19-го мая в неделю Всех Святых происходила торжественная закладка.2 Постройку храма производил и староста – архитектор Михаил Павлович Иванов. – Храм занимает площадь в 160 квадрат, саж.; высота внутри его от пола до свода 37 ½ арш.; снаружи от земли и с крестом 67 арш.; в нем свободно может поместиться более 1000 человек; стиль его русско-византийский второй половины XVI, или начала ХVII века. Он имеет форму правильного креста; на четырех столбах держится восьмигранный трибун, над которым высится шатер, увенчанный главой и восьмиконечным крестом. Алтарь разделен на три отделения (абсиды): среднее предназначено для престола, левое для жертвенника и пономарской, правое для ризницы и библиотеки; по проекту предполагалось устроить боковые хоры, за столбами в арках, по строительная комиссия,3 имея в виду достаточную вместительность храма, большие расходы на устройство хор и очень возможную задержку света от боковых окон, положила хор не делать. В нижнем или подвальном этаже храма, где в древних храмах находились усыпальницы для покойников, по проекту положено под алтарем устроить часовню для выноса покойников; а в задней части – кладовые для церковного имущества, помещение для дров и камеру для духовых печей. В первое лето (1885 г.) кладка доведена до трибуна; на второе (1886 г.) 30 сентября кладка закончена, – и 1-го октября после ранней литургии на верху, на лесах, на самой шейке, пред иконою св. Троицы совершено благодарственное молебствие, на котором торжественно воспета хвалебная песнь: «Тебе Бога хвалим.»

В 1887 г. храм оштукатурен; осенью водружен на нем медный вызолоченный крест;4 во всех наружных нишах вставлены написанные на цинке свящ. изображения.5 Леса. отобраны; открылся вид на него; послышались отзывы. Не будем говорить о словесных: все они лестны для строителей. Укажем на печатные. В Московских Ведомостях явилась заметка под заглавием: «Новый замечательный храм,» – – в которой, между прочим, сказано: «На Шаболовке закончен постройкой храм, который по архитектуре будет одним из замечательных храмов Москвы.» Далее идет краткое описание его.6 Подобная же заметка напечатана в Церковных Ведомостях, издаваемых при Св. Синоде.7 Действительно архитектура храма очень изящна и, так сказать, игрива: пилястры, колонки, полуколонки, капители, кронштейны, впадины, валики, зубчики, закомары, кокошники, остроколы и подзоры расположены так пропорционально, симметрично, художественно, что невольно засматриваешься и дивишься творчеству зодчего (г. Никитина). Не даром он сам в одном из писем свящ. В. Рудневу, коснувшись выполнения своего проекта, между прочим, писал: «постройка вашей церкви потребует огромного художественного и умственного труда. Те, которые видели у меня проект, хвалят».8 Проект выдержан; вчерне храм готов; настала забота о внутренней отделке его).9

Прежде всего обращено внимание на часовню. По проекту храма в нижнем этаже его должна быть устроена часовня для выноса покойников – – умерших на фабриках, ремесленных заведениях и тесных квартирах. По постройке помещение это оказалось настолько просторным, удобным и согласным с требованиями церковных правил по устройству храмов, что в нем вместо часовни мог быть устроен храм. Явилось общее желание видеть в нем не часовню, а храм. Явились и добрые люди, которые все расходы по устройству храма согласились принять на свой счет: – – это потомственные почетные граждане Арсений Арсеньевич Глушков и супруга его Александра Александровна. Они пожелали, чтобы храм был посвящен имени Всех Святых; желание их принято всеми с особым удовольствием. 17-го мая 1888 г., подано об этом прошение Высокопреосвященнейшему митрополиту Иоанникию; 13-го июля того же года, получен из Консистории указ, которым разрешена постройка. Тотчас же преступлено к отделке помещения для храма; заказан иконостас (Гребенскому по рисунку архитектора М.П. Иванова), иконы, утварь. Арсений Арсеньевич сделал собственно для этого храма все необходимое для совершения богослужения, так что нет никакой нужды приносить сюда что-либо для богослужения из верхнего храма. – К весне 1889 г. было все готово: и храм и все храмовые вещи. Храм вышел довольно поместительным; он занимает площадь в 400 квадрат, аршин; столбы и арки разделяют его на три части: алтарь, храм и притвор; стены, своды, столбы и арки его по клеевой краске украшены орнаментом; кроме наружного входа, устроен внутренний из верхнего храма по витой железной лестнице. С разрешения Высокопреосвященнейшего митрополита Иоанникия освящение его состоялось 23-го апр. – – в неделю св. Жен Мироносиц. Чин освящения и литургию совершал приходской священник В.Ф. Руднев в сослужении священников Петро-Павловской, на Якиманке, церкви И.Ф. Мансветова и Москов. уезда, села Ховрина, В. В. Руднева. В конце литургии настоятелем церкви свящ. Рудневым сказано слово, в котором, между прочим, объяснено почему новоосвящённый храм посвящен имени Всех Святых. По окончании литургии благоукрасителям храма потомственным почетным гражданам Арсению Арсеньевичу и Александре Александровне были поднесены от приходского священника Руднева икона Всех Святых в серебряном окладе, а от прихожан адрес, вложенный в бархатную папку. В новоосвящённом храме в течение 40 дней богослужение совершалось неопустительно.

Вслед за отделкой нижней церкви преступлено к отделке верхней. – Арсений Арсеньевич Глушков, о котором неоднократно упоминалось выше, питал особенно горячее усердие к своему приходскому храму. После того, как он вышел таким изящным по своей внешней архитектуре, он хотел, чтобы и внутренний его вид конца XVI или начала XVII века был выдержан в нем точно – во всех частях. Нужно было найти такого архитектора, который бы хорошо был знаком с русским древним зодчеством. Арсений Арсеньевич искал и нашел такого в лице Дмитрия Николаевича Чичагова.10 Дмитрий Николаевич давно уже пользовался крупною известностью не в Москве только, но и во всей России, как талантливый архитектор – художник; русский стиль, русское зодчество он знал в совершенстве. Письмом от 25 марта 1890 года на имя Глушкова он изъявил свое полное согласие составить рисунки, выдать шаблоны и эскизы и вообще принял на себя «все работы, какие встретятся по внутренней отделке церкви.11 Принял и сдержал свое слово. Все внутри храма от великого до последних мелочей, все сделано по его рисунку, по его указанию, под его наблюдением. Русско-византийский стиль храма выдержан точно. 12

В 1891 и 1892 годах никаких работ в храме не производилось. Причиною остановки дела были, между прочим, болезнь, а потом смерть Арсения Арсеньевича Глушкова. Через полгода после его смерти супруга его Александра Александровна заявила, что в память мужа она жертвует на устройство иконостаса в новом храме 20.000 руб. Заявление принято с благодарностью. Вслед за нею прихожанин Иван Григорьевич Простяков заявил, что жертвует иконы в иконостас; а потомственные почетные гражданки Александра и Клавдия Гавриловны Поповы, пожелали на свой счет украсить алтарь, престол; сделать сень над престолом, балюстрад и нисколько подсвечников. К их жертвам присоединились и другие.13

В октябре месяце 1892 года испрошено благословение Высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия на внутреннюю отделку храма; в течение зимы поставлены леса, заключены подряды; весной 1893 г. начались работы. Все работы сданы подрядчикам с согласия, а иногда и по указанию Д. Николаевича; несомненно – все мастера хорошие. Так серебряные изделия сданы М.П. Овчинникову; бронзовые – А.М. Постникову и А.Е. Абросимову; иконостас – Н.А. Ахапкину; иконы – – Ф.А. Соколову; стенная живопись академику В.В. Шокореву; орнаменты – М.В. Морозову; столярные работы – И.М. Краснову. Полы из подольского мрамора, духовые печи и рамы были сделаны раньше – еще в 1888 году.

Живопись и уборка стен. Всех свящ. изображений сделано 70-т; в том числе четыре картины больших сложных; стиль их фряжский – – (при правильном рисунке отделка одежды и венчиков византийская – – иконописная). Исполнявший работы г. Шокорев, хотя и академик живописи, но г. Чичагов, не доверяя ему, на все картины выдавал свои эскизы – – даже в красках; Шокорев не мог отступать от них ни в размещении лиц, ни в положении их, ни в красках; за точным исполнением эскизов Д. Н. следил очень внимательно.14 Размещение св. изображений сделано соответственно сохранившимся образцам древних храмов. В куполе сделано изображение Спасителя, благословляющего мир, окруженного Серафимами; – это точная копия изображения 12 в., сохранившегося в одной из Новгородских церквей. Ниже Спасителя в трибуне изображены праотцы; далее под сводами – в 16 нишах – 16 пророков; как праотцы, так и пророки изображены со свитками в руках, на которых написаны соответственные изречения; в парусах свода четыре Евангелиста; в арках: в восточной святители; в западной – мученики; в южной – преподобные и праведные мужи; в северной – св. мученицы, преподобные и праведные жены. На западной стене написаны три больших картины: в средине – Вход Господень во Иерусалим; на право – Явление Бога в виде трех странников Аврааму; на лево – Крещение Спасителя во Иордане. В алтаре на горнем месте написана картина Сошествия Св. Духа на Апостолов, а над нею в своде Бог Отец и Бог Сын, окруженные Херувимами и Серафимами с предстоящими по бокам двумя Архангелами; на стенах святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. – Все стены храма, свободные от картин, украшены орнаментом начала XVII века. На бровях арок написаны золотом слова. В алтаре над картиною Сошествия Св. Духа: Сниде Дух от Господа и настави их (Ис.63:14). В восточной арке над алтарем: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполне вся земля славы Его (Ис.6:3). На западной: Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19). На южной: Трие суть свидетелствующие на небеси, Отец, Слово и Святый Дух (1Ин.5:7). На северной: Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам. (Ин.14:16). При входе на стенах, на обеих сторонах на двух мраморных плитах написано золотом: на одной сказание о прежде бывших здесь двух храмах, на другой – – о храме новопостроенном.

Иконостас, иконы и утварь. Рисунок иконостаса, сделанный архитектором Чичаговым, в октябре месяце 1892 г. был представляем на благоусмотрение его Высокопреосвященства митрополита Леонтия. Владыка соизволил написать на нем: «Устройство иконостаса по сему плану благословляется». Иконостас четырех-ярусный в стиле ХVII века и вполне отвечает архитектуре храма; работа его произведена известным московским мастером Н.А. Ахапкиным, и он вышел очень красивым– – величественным; позолота, по отзыву всех знатоков дела, очень добросовестна. А.А. Глушкова думала сделать такие же и клироса, но покойный Д. Н-ч Чичагов настоятельно просил не делать золоченые, а сделать простые деревянные, обив их красным сукном и обложив медными, вызолоченными, басменными пластинками и при этом уверял, что клироса выйдут очень изящны. Сделано по его желанно; и клироса, действительно, вышли и красивы, и оригинальны.15 В иконостасе всех икон 72; кроме того, помещены две иконы в киотах по бокам иконостаса и две иконы в киотах у столбов при входе в храм. Все они писаны известным московским художником – иконописцем Феодором Андреевичем Соколовым; писаны хотя и в одной мастерской, но по заказу разных лиц; – – именно: за 72 иконы уплатил деньги церковный староста потомственный почетный гражданин Яков Иванович Простяков; за две местные иконы – – св. Троицы и Богородицы потомств. почет, гражданки Александра и Клавдия Гавриловны Поповы; за боковые – Всех Святых и преподобного Арсения и св. муч. царицы Александры – А.А. Глушкова. Все иконы писаны в фряжском стиле, на золотых фонах, по рисунку архитектора Чичагова, а местная храмовая икона Св. Троицы – строго иконописная; это точная копия местной иконы, находящейся в Троицком соборе Сергиевой Лавры; по краям её в бордюре, на золотом фоне помещены 32 дробницы с изображениями святых. На левой стороне иконостаса в ряду местных помещена древняя, особо чтимая в нашем храме, икона Феодоровской Богоматери; она украшена дорогою ризою, драгоценными камнями; установлена в медном вызолоченном киоте, за стеклом; издавна горит перед нею неугасимая лампада. К числу замечательных икон нового храма нельзя не отнести и небольшую, но богато украшенную икону Св. Троицы, что утверждена вверху иконы преподоб. Арсения и св. муч. Царицы Александры. Она в 1884 году поднесена священником и прихожанами Арсению Арсеньевичу Глушкову, когда после пяти трехлетий своего ревностного служения в должности церковного старосты, он сложил с себя эту должность. Строители храма приняли от супруги его эту икону и поставили на видном месте в молитвенную память о рабе Божием Арсении, как особенно ревностном благотворителе храма. Кроме икон, утвержденных в иконостасе, нельзя не сказать несколько слов и о св. Животворящем Кресте – большом Распятии, поставленном за правым клиросом. Оно писано в 1873 году в Троицкой Сергиевой Лавре; пожертвовано в храм потомственною почетной гражданкой Верой Яковлевною Поповою; (16 июня 1882 г.), а дочерями её Александрою и Клавдиею Гавриловнами богато украшено серебряным с эмалью венцом и препоясанием высокой художественной работы. Массивный бронзовый золоченый подсвечник пред ним– – вклад тех же Поповых. Ими же устроены два большие подсвечника к местным иконам Св. Троицы и Богородицы; все же прочие подсвечники (18) и два паникадила (по 50 свеч в каждом) сделаны на общие средства прихожан. Вся утварь бронзовая, вызолоченная; подсвечники ажурной работы с металлическими свечами.

Алтарь. Обширный алтарь возвышается на три ступени; в нем кроме престола, сени над ним, запрестольных икон и подсвечников никаких других вещей нет; жертвенник помещен в северном предалтарии, ризница – в южном; то и другое за завесами. Благочестивое усердие Александры и Клавдии Гавр. Поповых сделало все, чтобы это святое место было достойным великого имени Пресвятой Троицы. Труд, средства и искусство – все принесено в жертву Богу. Среди алтаря утвержден престол деревянный дубовый с верхнею кипарисной доской; одежда на престол приготовлена серебряная высокой художественной работы по рисунку Чичагова: сень над престолом в полном смысле слова величественная; она сделана в мастерской Абросимова, по рисунку Чичагова, в стиле ХVII века, бронзовая, вызолоченная, с четырьмя иконами по бокам, писанными Ф.А. Соколовым на медных вызолоченных досках и одною большою Господа Саваофа на плафоне, писанною на цинке. Священные сосуды, напрестольный крест, все по рисунку Чичагова выработано в мастерской М.П. Овчинникова; для освящения алтаря, кроме семисвечника и подсвечников, устроен на арках балюстрад. Все потребное к освящению престола готовит Клавдия Гавриловна.16

В Троице славимый Бог да призрит на веру и любовь создателей храма сего; да сподобит их радости и утешения видеть его освященным и дарует благодать Свою неосужденно приносити в нем молитвы и моления, жертвы и благодарения.

Священник Василий Руднев

1895 г.

Августа 27 дня.

* * *

1

Освящена 21 сентября 1886 года.

2

Подробное описание закладки храма напечатано в Москов. Церков. Вед. 1885 г. № 22. Откуда для раздачи прихожанам взято 600 экземпляров оттисков.

3

Членами строительной комиссии кроме приходского священника В.Ф. Руднева и церковного старосты М.П. Иванова состояли: потомств. почет, гражданин А.А. Глушков, Потомств. дворянин А.А. Первухин и Москов. купец В.В. Блинников. Кладка церкви произведена подрядчиком И.В. Видевеевым.

4

Крест сооружен усердием потомств. почет, гражд. Арсения Арсеньевича Глушкова. Мера его: в длину 3 арш. 15 ¼ вер., в ширину по средней перекладине 2 арш. 4 ¼ вер.; кругом шара 3 арш. 3 вер.; весу в нем: железа 12 пуд., меди пуд. 30 ф. 16-го августа 1887 г. его поднимали на церковь, но на высоте 12 ар. он зацепился за телефон, чего поднимавшее не видели; тяжесть увеличилась, мачта сломалась, и он упал. После поправок он водружен на церковь 24 сент.

5

Предполагалось церковь снаружи украсить майоликовыми изразцами и было уже заключено условие на работу сию с г. Масленниковым; но в том же году г. Масленников оказался несостоятельным; завод перешел в другие руки; условие уничтожено, и украшение майоликами отменено.

6

Москов. Вед. 1889 г. окт. 7 дня, № 277.

7

Церков. Вед. издав при Св. Синоде 1889 г. № 48 стр. 1483

8

Подлинник при делах Строит. Комиссии.

9

На постройку храма вчерне израсходовано 86,676 руб. 37коп. При постройке были пожертвования строительными материалами; крест на храм пожертвовал А. А. Глушков. Производивший постройку архитектор М. П. Иванов от вознаграждения за труд отказался. Все это значительно сократило расходы при постройке.

10

К сожалению, ни тот, ни другой не дожили до окончательной отделки храма. Арсений Арсеньевич скончался 17 марта 1892 г., а Дмитрий Николаевич 22 июня 1894 года.

11

Подливное письмо при делах Строительной Комиссии.

12

Дмитрий Николаевич Чичагов был председателем Московского Архитектурного Общества и устроителем Всероссийского Съезда Русских Зодчих в Москва, которого и председателем был избран. Съезд предполагался в декабре 1894 года. Весной того года он неоднократно говорил свящ. Рудневу: «к осени нам нужно кончить все непременно: в декабре Съезд Зодчих: я председатель: привезу к вам Съезд непременно. Есть, что показать». Так он был уверен в своем искусстве. Внезапная смерть его все разрушила..., впрочем, некоторые члены Съезда были в церкви. Слышались отзывы: «стильно, пропорционально, художественно, замечательное сочетание колеров», и проч. и проч.

13

Так: А.А. Первухин и А.А. Глушкова пожертвовали массивную дарохранительницу; А.А. Глушкова – – плащаницу, шитую шелками, золотом и серебром в магазине Сергея Ильича Сытова и три завесы в алтарь; В. С. и М.П. Бубновы – – Св. Евангелие; Н.П. Петров – – напрестольный крест; П. В. и К. С. – – воздухи прекрасно вышитые золотом по серебряному глазету; Е. В. и М. В. Г-вы – – изящное кадило; Корнеев и Горшанов – – хоругви; Сергей Ильич Сытов – – парчовые одежды и пелены на два аналогия и столик; В.И. Канунников – – мраморную плиту под престол и две плиты при входе в храм для летописи церкви; С. М. Трофимов, – цинковые трубы от окон для стока воды и рукомойник. О пожертвованиях деньгами будет сообщено после освящения храма.

14

Вот доказательство: весной 1694 г. Д. Н-ч был болен; в отсутствие его Шокорев написал Господа Саваофа в куполе, копию из храма Христа Спасителя. Узнав об этом Д. Н-ч, написал священнику письмо, доказывал, что во всех древних храмах в куполе писали Спасителя, прислал свой эскиз и потребовал, чтобы вместо Господа Саваофа был написан Спаситель. – – Д. Н-ч прав. В Киево-Софийском соборе в 1887 г. все стены внутри храма были очищены и промыты; при чем в большом куполе на своде, где было изображение Бога-Отца, заметили что-то золотистое, блестящее. При дальнейшей очистке оказалось совершенно сохранившееся мозаичное изображено Спасителя – – современное постройки собора. (XI в.) Церков. Вед. издав, при Св. Синоде 1895 г. № 31 стр. 1076.

15

Клироса обиты красным сукном в Успенском соборе и церкви Вознесения Господня, на Большой Никитской.

16

Стоимость всей постройки храма с внутренней отделкой простирается до 200,000 рублей.


Источник: Новопостроенный храм во имя св. живоначальныя троицы, что на Шаболовке, в Москве. (1885-1895 гг.) / Сост. свящ. В. Руднев. - Москва: типо-лит. И. Ефимова, 1895. - 14 с.

Комментарии для сайта Cackle