Азбука веры Православная библиотека архимандрит Тихон (Руднев) Освящение новопостроенного храма во имя святой Живоначальной Троицы на Шаболовке в Москве

Освящение новопостроенного храма во имя святой Живоначальной Троицы на Шаболовке в Москве

Источник

Да будет вам день сей в память (Исх.12:14)

19 мая 1885 года – день незабвенный в истории Троице-Шаболовского прихода; в этот день совершена была закладка вместо ветхого, малого, – нового, обширного храма. Светлый, тёплый, весенний день, многолюдное собрание, собор священнослужителей, торжество закладки, представление о величии будущего храма, – всё возбуждало в присутствующих чувство удовольствия и радости. Но тогда не все и не вполне могли радоваться. При самой же закладке одним из строителей было говорено: «Что-то будет? Как-то пойдёт постройка? Хватит ли наших средств докончить её? А сколько предстоит нам трудов, хлопот, тревог, а быть может и неприятностей!»1. Предчувствие это сбылось. Целые десять лет длилась постройка. «Много потребовалось времени, говорил при освящении храма архипастырь наш Митрополит Сергий, много было забот и усилий, много принесено великих пожертвований.» К этим правдивым словам мы можем прибавить только: много перенесено неприятностей и огорчений… Но с окончанием постройки всё забыто. Храм, изящный по архитектуре, великолепно украшен внутри; никто, никогда не мог воображать, чтобы он вышел таким прекрасным: присутствуя в нём, чувствуешь не просто удовольствие, но какой-то восторг… Можно воображать, что чувствовали прихожане и особенно строители в день освящения его! То был день, какие не у всех бывают в жизни, да и в жизни целого прихода повторяются не в каждом столетии. Опишем на память прихожанам, на сколько возможно, подробно этот высокоторжественный вполне радостный день.

Весной 1895 года храм был готов к освящению и мог быть освященным тогда же; но по желанию большинства прихожан освящение его отложено до осени. Между тем в течение лета производились в нём небольшие поделки; не спеша готовились к освящению; сняты фотографические виды его как снаружи, так и внутри; составлено и напечатано (1200 экземпляров) описание его;2 произведён, согласно требованию закона, подробный осмотр его комиссией из архитекторов,3 сделаны соображения относительно порядка и предстоящих расходов по освящению; решено просить на освящение самого Владыку Митрополита Московского Сергия.

2 сентября священник В.Ф. Руднев и церковный староста Я.И. Простяков были у Владыки Митрополита и просили его об освящении. Он изъявил согласие освятить, но только в один из дней будничных: так как до половины октября все воскресные и праздничные дни у него уже были предназначены для других неотложных служений. Днём освящения избрано, с согласия Владыки, 21 сентября – четверг.

19 сентября ранним утром, по вызову Владыки-Митрополита, священник Руднев был у него и получил подробные распоряжения относительно чина освящения храма; при чём Владыка сообщил священнику, что прихожане в день освящения подносят ему драгоценный крест, который он сам возложит на него после освящения перед литургией, при этом скажет несколько слов. Священник представил ему свою проповедь на день освящения храма; Владыка прочитал и благословил произнести, но прибавил: «если буду чувствовать себя в силах, скажу я поучение; если не буду говорить, вы говорите после приобщения».

20 сентября всё потребное к освящению храма было готово и, как требует устав, было выставлено на особом столе за амвоном.4 В 31/2 часа была совершена малая вечерня; служба отправлялась Св. Троице, обновлению храма и отданию Воздвижения. Всенощное бдение при многочисленном стечении народа совершено приходским священником среди храма с протодиаконом Успенского собора А.З. Шеховцевым; пел хор Чудовских певчих почти в полном составе; на литию и величание выходили: наместник Донского монастыря архимандрит Власий, местный благочинный Н.А. Копьёв и священники: И.Ф. Мансветов и В.В. Руднев; начатое в 6-ть часов бдение окончилось в 91/2 часов. Храм снаружи был прекрасно иллюминован; ночь была тихая, тёплая.

21 сентября литургию раннюю в нижней церкви совершал священник с. Ховрина В.В. Руднев. В 8-мь часов в новом храме приходским священником совершено водоосвящение; к 9-ти часам собралось духовенство для освящения и служения литургии; были приглашены: наместник Чудова монастыря архимандрит Товия, наместник Донского монастыря архимандрит Власий, протоиерей Казанской, у Калужских ворот, цервки В.Т. Покровский, местный благочинный священник Н.А. Копьёв и Петро-Павловской, на Якиманке, церкви И.Ф. Мансветов; ключарь храма Христа Спасителя, протоиерей Н.А. Розанов, наблюдавший за порядком священнодействия, прибыл ранее всех. Народ стал наполнять храм с 8-ми часов; было напечатано и роздано для входа в храм 1500 билетов. В 9-ть часов 10 мин. прибыл Владыка-Митрополит; сослужащие встретили его при входе в храм. После прочтения положенных молитв, священнодействующие облачились в белое глазетовое облачение, возложили на себя запоны, внесли в алтарь стол с вещами потребными к освящению и Владыка благословил начало чина освящения. Изложим кратко порядок, в каком оно совершилось, опуская положенные при этом молитвы и песнопения. Столпы престола (дубовые) окроплены св. водою (окропляются все вещи потребные при освящении); углубления в них для гвоздей напоены воскомастикой; возложена и укреплена на них трапеза (верхняя доска кипарисная); затем весь престол омыт тёплою водою с греческим мылом, отёрт губками и полотенцами, умащен, возлитыми на него, красным вином и розовой водой с ароматами, освящён помазанием св. Мира, одеян в белую полотняную срачицу, крестообразно опоясан и наконец облачён в индитию (возложена шёлковая, штофная одежда голубого цвета); вслед за престолом облачён и жертвенник в белую полотняную срачицу и бронзовую, вызолоченную одежду. При освящении престола освящён и антиминс для него, а также свящ. сосуды, кресты, евангелия, вся напрестольная и алтарная утварь. После сего Владыка окадил кругом престол, жертвенник, алтарь, иконостас и потом весь храм, при чём, вслед за ним, один из архимандритов (Власий) окроплял иконы и стены св. водой, другой (Товия) крестообразно помазывал св. Миром стены храма в четырёх местах – на четыре стороны света. Возвратившись в алтарь, Владыка возжег свечу на горнем месте за престолом, роздал свечи предстоящим, благословил брать иконы и с крестным ходом вышел из алтаря. Св. мощи для возложения в антиминс и под престол находились в Никольском приделе на престоле; туда и направился крестный ход. Возложив на главу св. мощи по чину освящения, Владыка с крестным ходом вышел из храма, обошёл кругом и, войдя в него, остановился в притворе нового храма. Завеса заграждала вход в него; св. мощи сняты со главы; читалась молитва… минута была торжественная; многие плакали… Раздался громкий возглас Святителя: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидеть Царь славы». Возглас повторён, св. мощи снова подъяты на главу, завеса разверзлась и Господь Сил, Царь славы вниде в дом свой.5 Внесённые в алтарь и поставленные на престол св. мощи руками Владыки вложены во св. антиминс и серебряный ковчег, который ключарем собора и поставлен под престол. «Господи Боже наш, взывал после сего в молитве архипастырь, молитвами святых, их же благоизволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно безкровную Тебе на нем приносити жертву и еже чудодействовати теми к нашему спасению». По окончании чина освящения возглашено мнолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Владыке-Митрополиту, строителям и благоукрасителям храма.

Когда было пропето последнее многолетие, церковный староста Я.И. Простяков поднёс от лиц благодарных прихожан за долголетнюю службу и усердные труды по сооружению храма настоятелю церкви священнику В.Ф. Рудневу золотой украшенный бриллиантами наперсный крест.6 Владыка-Митрополит изволил сам возложить св. крест на священника Руднева, при чём произнёс речь, в которой указал ему на то, что, нося, на персях подносимый крест, как дар любви и расположения его прихожан и духовных детей, он, как пастырь и духовный отец их, должен носить имена их в сердце своём, вознося о них молитвы свои Триединому Богу.

Пред литургией во время чтения часов как Владыка, так и все священнодействующие переоблачились в золотое глазетовое облачение; при чём на престол была возложена одежда серебряная, чеканная, вызолоченная. Божественную литургию совершал Владыка с теми же лицами, которые сослужили ему при освящении храма; пел Чудовской хор в полном составе. В конце литургии Его Высокопреосвященством было произнесено слово, в котором особое утешение строителям доставило выражение его: «Священное здание сие облеклось таким поражающим великолепием». Помещаем слово это здесь в полном его виде.7 Владыка говорил:

Господи, возлюбих благолепие дому твоего. (Пс.25:8)

Совершилось ныне освящение сего храма, созданного прихожанами его во славу Триипостасного Бога. Много потребовалось времени, много с их стороны забот и усилий, много великих пожертвований, чтобы священное здание сие облеклось таким поражающим великолепием.

Кому любезно торжество веры православной, тот порадуется, что в нашем издревле православном граде явился этот новый великолепный храм, и поймёт, как достохвально усердие его прихожан, принесших свои жертвы на его построение и украшение.

Но разве не всякий этой поймёт? Разве можно сомневаться, можно спорить, что это дело достохвальное?

К сожалению, многое из того, что нам завещано отцами, перестало быть обязательным для детей, и в чём прежде стыдились сомневаться, то теперь делается предметом спора и нарекания. Таким образом иные простоту церквей предпочитают их богатству, и на их украсителей смотрят, как на людей, отставших от современности, которые могли бы лучше употребить своё богатство.

Всякий волен в своём мнении, как и в своём благоприобретённом имуществе. Но противники великолепия церковного, осуждающие ревнителей его, подвергают себя тому упрёку, какому некогда подпали осуждающие женщину, обливающую драгоценную влагою ноги Спасителя. Что труждаете жену? – Дело бо добро содела о Мне (Мф.26:10).

Украшать храмы есть дело доброе: ибо Сам Бог сего желает. По его повелению украшен был первый храм истинный и так роскошно, что ковчег завета, в нём стоявший, окован был всюду златом.

Любить благолепие церковное есть потребность сердца человеческого, как напротив только ум испорченный может придти к мысли, будто нищета есть более приличное облачение святыни. Господь воцарися, в лепоту облечеся (Пс.92:1), и потому самому, что Он облечеся в велелепоту (103:1), стала свойственна красота и святилищу Его. Если мир так величествен, что служит выражением Божией славы; то храм, как таинственное селение Славы Божией, не должен ли своими украшениями соответствовать высоте своего назначения? Правда, что святыня не ищет богатства. Но как от избытка сердца говорят уста; так полнота благоговения к священным предметам стремится выразить себя в пожертвованиях на их украшение.

Приношение в пользу храма не лишение для жертвователя, а приобретение. Он не теряет, а напротив в Бога богатеет (Лк.12:21). Молился некогда святый Давид: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего… Да не погубиши с нечестивыми душу мою. Так усердие жертвователей служит залогом милости Божией к ним, и упования, что сим путём они будут дальше от горькой доли нечестивых, и ближе к блаженной части спасаемых. В подкрепление сей надежды молится и церковь: «Освяти любящия благолепие дому Твоего».

Мы не говорим, будто украшая храмы, можно оставлять дела милосердия; послушаем святого Златоуста,8 который поучает: «Богу нужны не золотые сосуды, но золотыя души. Говоря сие, не воспрещаю делать богатые вклады; требую только, чтобы вы приносили их от праведных трудов, и вместе с вкладами, творили милостыню». – Аминь.

Во 11/2 часа богослужение закончилось. Владыка, благословив народ, отбыл на Троицкое подворье. Благословляя священника и церковного старосту он сказал: «извините, – быть у вас не могу; очень утомился». – Праздничную трапезу для духовенства, прихожан и почётных гостей устроил в доме своём родитель церковного старосты И.Г. Простяков; за обедом говорили речи9; были получены две телеграммы; несколько писем; погода во весь день была прекрасная; тепло было, как летом; на колокольне звон не прекращался весь день.

Освящение храма совершилось… Преисполненные благодарных чувств к Богу, Зиждителю всяческих, священник и прихожане на другой день после освящения храма пожелали совершить и совершили в нём торжественное благодарственное богослужение. Для сего накануне в 6-ть часов с красным звоном было совершено всенощное бдение с литией и величанием Пресвятой Троице. Литургию совершали соборне: местный настоятель свящ. В.Ф. Руднев и священники: Николо-Голутвинский П.С. Шумов, Петро-Павловский, на Якиманке, И.Ф. Мансветов, Скорбященский, в Троицкой больнице, И.Я. Уваров и с. Ховрина В.В. Руднев с диаконами Успенского Собора Полкановым и Покровской Общины Румянцевым. Как всенощное бдение, так и литургию пел хор Галичникова. После литургии вознесено благодарственное молебствие Пресв. Троице и возглашено многолетие строителям и благоукрасителям храма; в служении молебна принял участие и местный благочинный Н.А. Копьёв. – К этому дню священником и церковным старостой были приготовлены четыре иконы Пресвятой Троицы, высокохудожественного письма, в серебряных окладах, украшенных эмалью с надписями на память освящения храма, для поднесения лицам особо много содействовавшим постройке и украшению храма. Именно: 1) потомственной почётной гражданке Александре Александровне Глушковой; 2) потомственной почётной гражданке Клавдии Гавриловне Поповой; 3) потомственному почётному гражданину Ивану Григорьевичу Простякову и 4) Архитектору, много потрудившемуся при постройке храма, Михаилу Павловичу Иванову. Иконы освящены после чтения часов пред литургией; во время литургии и молебного пения они находились на алтаре, на горнем месте, на аналогиях. Предполагалось поднести их означенным лицам в храме же, тотчас после молебна, но как архитектор М.П. Иванов в церкви не был; а другие лица не пожелали публичного чествования, то решено поднести их отдельно каждому в своём доме; что и исполнено тотчас же по литургии священником и церковным старостой. – В 12-ть часов священник и церковный староста были на Троицком подворье у Владыки-Митрополита и принесли ему от себя и прихожан глубокую благодарность за архипастырское внимание и то утешение, какое доставило им служение Его Высокопреосвященства в их храме. В два часа дня был праздничный обед в доме священника для почётных прихожан, близких родных и друзей.

Воздав благодарение Господу Богу, даровавшему нам такой дивный, величественный храм, нельзя было не вспомнить и тех лицах, которые принимали горячее участие в построении и благоукрашении его, но не дожили до дня его освящения. Таких трое: 1) Арсений Арсеньевич Глушков (17 марта, 1892 г.) 2) Александр Александрович Первухин (31 мая 1892 г.) 3) Александра Гавриловна Попова (9 января 1894 г.). К ним присоединены ещё восемь человек умерших, от которых были пожертвования на новопостроенный храм. – В пятницу вечером на 23-е сентября было совершено бдение, а в субботу в 9-ть часов заупокойная литургия с паннихидой. Возносилось моление «о упокоении приснопамятных создателей и благотворителей святого храма сего: Арсения, девицы Александры, болярина Александра, Гавриила, Веры, Михаила, Елизаветы, Димитрия, Василия, Анны и Анисии». Пел хор Галичникова. Предполагалось на третий день (заупокойный) устроить трапезу для бедных прихожан, но в виду разного рода неудобств это оставлено, и милостыня роздана по рукам.

В первые два дня по освящении храма приходским причтом обойдены все дома прихожан с крестом и св. водой. Праздник в приходе был трёх-дневный, торжественный, радостный. – В новоосвящённом храме в течение сорока дней неопустительно совершалось богослужение. По прошествии сорока дней места помазания св. Миром на стенах храма покрыты медными, вызолоченными крестами, чтобы сохранить святыню от прикосновения к ней рук неосвященных при будущих обновлениях храма.

На память построения и освящения храма, в четь и славу Господа Бога, причт и прихожане установили еженедельно по субботам, после всенощного бдения, совершать молебное пение с акафистом Пресвятой Троице и ежегодно 21-го сентября отправлять праздничную службу с благодарным молебном.

Благодарение Господу Богу! – то и другое в новом храме исполняется; по субботам совершаются молебны Св. Троице с акафистом; 21-го сентября сего года отпразднована и первая годовщина освящения храма. – Празднование это происходило так: накануне – 20-го сентября было совершено праздничное всенощное бдение, по окончании которого отправлена панихида о почивших создателях и благотворителях храма; народа в церкви было много; на панихиде все стояли со свечами; в самый день 21-го были две литургии: ранняя – заупокойная и поздняя – праздничная; по окончании литургии (поздней) совершено благодарственное молебствие Пресв. Троице, в конце которого, после обычных многолетий, возглашена вечная память в Боге почившим создателям храма. Был приглашён на этот день хор певчих. Некоторые из лиц, близко стоявших к постройке храма, в этот приснопамятный день приобщлись св. Христовых Тайн. И сотвориша людие обновление дому Божия в радости (1Ездр.6:16).

Да будет нам день сей в память и да празднуется он в роды и роды. (Исх.12:14)

Приложение 1

ОПИСЬ ВЕЩЕЙ, пожертвованных в новопостроенный храм Св. троицы

1. От приходского священника Василия Фёдоровича Руднева:

а) проект храма, составленный архитектором Н.В. Никитиным, по которому и сооружён он.

б) Полное священническое облачение, золотое, глазетовое с белым, шёлковым подризником.

2. От потомственного почётного гражданина Арсения Арсеньевича Глушкова:

а) крест и шар на церковь, в которых весу 9 пуд. 30 ф; медные вызолоченные.

б) нижняя церковь во имя Всех Святых устроена, снабжена полною церковною утварью и обеспечена вечным вкладом в 3100 руб.

3. От потомственной почётной гражданки Александры Александровны Глушковой:

а) иконостас с клиросами, тумбами и киотами для запрестольных икон.

б) Две большие местные иконы: Всех Святых в медной вызолоченной раме с зеркальным стеклом и свв. Преподоб. Арсения и мученицы царицы Александры.

в) Икона Св. Троицы (7×8 вер.) в серебряной вызолоченной ризе, поднесенная прихожанами Арсению Арсеньевичу Глушкову в 1884 г.; икона помещена в медный вызолоченный киот и утверждена вверху иконы преподоб. Арсения и царицы Александры.

г) Две плащаницы: аа, большая, шитая шелками, золотом м есребром с надгробием к ней и стеклянным футляром и бб, напрестольная для дней пасхальных; писана на шёлковой материи с золоченными словами, орнаментами и бахрамой.

д) Евангелие напрестольное в серебряном вызолоченном окладе, весу в нём 41/2 ф.

е) Медальон золотой, на золотой цепочке, осыпанный бриллиантами с изображением в нём Спасителя в терновом венце; возложен на икону Феодоровския иконы Богоматери.

ж) Четыре шёлковые завесы с прибором к ним; две к царским дверям и две к боковым алтарным приходам.

з) Воздухи по серебряному глазету, шитые шелками.

и) Две серебряные лампады к местным иконам.

г) Четыре ковра: два больших и два средних к престолу.

4. От потомственной почётной гражданки Клавдии Гавриловны Поповой:

а) престол, жертвенник и всё, что требуется по церковному чиноположению для их освящения.

б) одежда на престол шёлковая, штофная голубого цвета.

в) одежда на престол серебряная, вызолоченная, чеканной работы; весу в ней 3 пуда, 20 ф.

г) одежда на жертвенник бронзовая, вызолоченная.

д) Сень над престолом медная, литая, вызолоченная, на четырёх колоннах, с шатровым верхом, увенчанным крестом; на плафоне её написано на цинке изображение Господа Саваофа и Св. Духа, а по бокам, в карнизе на медных вызолоченных досках иконы: Св. Троицы, Благовещения и св. Архистратига Михаила, преподоб. Сергия и мучч: Веры, Надежды, Александры и Клавдии.

е) Священные сосуды – потир и дискос с прибором, серебряные, вызолоченные, украшенные эмалью, высокой художественной работы; весу в них 81/2 фунт.

ж) Крест напрестольный, серебряный, вызолоченный: такой же работы, как и сосуды; весу в нём 31/2 ф.

з) Местная икона Св. Троицы в медной вызолоченной раме с цельным зеркальным стеклом.

и) Местная икона – изображение чудес Феодоровския иконы Богоматери; в которой утверждена медная, вызолоченная киота для особо чтимой в нашем храме древней иконы Феодоровская.

к) Икона Спасителя в серебряной вызолоченной ризе в алтаре над царскими дверями.

л) Крест животворящий (Распятие) переписан вновь; задняя сторона его покрыта толстым слоем кипариса, а передняя – стопы Спасителя зеркальным стеклом; надпись на кресте, венец и препоясание на Спасителе – серебряные, высокой художественной работы; лампада пред Распятием серебряная, вызолоченная; подсвечник бронзовый, вызолоченный с тремя металлическими свечами.

м) Балюстрад на арках в алтаре в 14-ть свечей.

н) Семисвещник – на горнем месте – в алтаре и два больших подсвечника по три свечи в каждом пред местными иконами св. Троицы и Богоматери Феодоровския – бронзовые вызолоченные.

о) Красное и серое сукно в алтарь и на солею, два табурета в алтарь, тарелки, блюда, полотенцы и вообще всё потребное для пономарской.

5. От церковного старосты потомственного почётного гражданина Якова Ивановича Простякова:

Все иконы в иконостасе (72) кроме четырёх местных вышепоименованных. От супруги его Марии Гавриловны: две небольшие иконы – Спасителя и Богоматери – к царским дверям в серебряных ризах.

6. От почётного гражданина Владимира Семёновича и Марии Понкратьевны Бубновых:

а) напрестольное Евангелие в серебряном, вызолоченном окладе, чеканной работ, с эмалевыми украшениями; весу в нём серебра 101/2 ф.

7. От Московского мещанина Николая Петровича Петрова:

а) крест напрестольный серебряный, вызолоченный, с эмалевыми украшениями; весу в нём 31/2 ф.

8. От А.А. и А.А. Глушковых, А.А. Первухина и А.Т. Воробьёвой большая дарохранительница, серебряная вызолоченная; весу в ней 16 ф. 14 золот.

9. От Екатерины и Марии Васильевных Говорковых – кадило серебряное, вызолоченное, украшенное эмалью; весу в нём 11/2 ф.

10. От Московского купца Петра Васильевича и супруги его Ксении Самойловны Шереметьевских – воздухи, украшенные стразами, цветными стёклами, шитые шелками серебром и золотом, с изображение на них Спасителя.

11. От завода Корнеева и Горшанова – хоругви бронзовые, вызолоченные, чеканные.

12. От Московского купца Василия Леонтьевича Власова – хоругви металлические с прорезными подвесками.

13. От Анастасии Павловны Смирновой – Апостол в бархатном переплёте с медной позолоченной оправой.

14. От Московского купца Сергея Ильича Сытова.

а) Два аналогия и столик в парчевых облачениях с двумя пеленами на них.

б) На те же аналогии и столик облачения и пелены шёлковые.

15. От Московского купца Сергия Дмитриевича Белкина – пять пудов восковых свечей ко дню освящения храма.

16. От крестьянина Василия Степановича Канунникова († окт. 1 дня 1888 г.)10 восемь больших плит белого камня в карнизы храма.

17. От крестьянина Ивана Васильевича Канунникова:

а) плита итальянского мрамора, положенная в подножие престола, с украшениями и надписью н ней.

б) Две плиты мраморные, с надписью на них золотыми буквами истории храма, утверждённые в стене при входе в храм.

18. От Москов. мещ. Семёна Михайловича Трофимова:

а) цинковые трубы, проложенные от всех окон под штукатуркой, для стока воды, с бадейками к ним.

б) Рукомойник и раковина в алтарь в стене для омовения рук.

19. От потомст. почет. гражд. Павла Феодоровича Быленкова – ковёр длиной в 30 аршин.

20. От Московского купца Павла Яковлевича Бутурлина († июля 10 дня 1893 года) 40 пудов олифы для окраски железных связей и кровельного железа.

* * *

1

Описание закладки храма напечатано в Московских Церковных Ведомостях 1885г. № 22. Там помещена и речь свящ. В. Руднева при закладке.

2

Описание храма под заглавием: «Новопостроенный храм во имя Св. Живоначальныя Троицы на Шаболовке, в Москве». Напечатано в Москов. Церков. Ведом. 1895 г. № 36.

3

В акте Комиссии между прочим значится:

«Осмотром выяснилось, что постройка во всех своих частях произведена вполне конструктивно, прочно и целесообразно; наружною и внутреннею отделкой является высокохудожественной и вполне соответствующей своему назначению.» Акт сей, подписанный архитекторами Г.И. Поповым и В.Е. Сретенским 12 сентября, представлен благочинным священником Н.А. Копьёвым Его Высокопреосвященству.

4

В брошюре: «Новопостроенный храм во имя св. Живоначальныя Троицы, на Шаболовке, в Москве», которая раздавалась народу накануне и в день освящения храма, перечислены все вещи, пожертвованные ко дню освящения; всё потребное к освящению престола приготовила К.Г. Попова.

5

При торжественном возгласе митрополитом в притворе храма слов: возмите врата князи ваша…в самом храме сделалось некоторое замешательство, о котором стоит сказать несколько слов. Женщина-прихожанка, страдающая по временам припадками умоизступления, неистово закричала; её пришлось вывести из храма. Чрез несколько дней после сего, в полном сознании, она говорила священнику: «иеромонах Симонова монастыря о. Марк, который читал надо мной молитвы об исцелении, после того, как я рассказала ему о случившемся со мной при освящении храма, сказал мне: «я ждал, что с тобой будет припадок при освящении храма и именно в то время, когда будут вноситься св. мощи в новый храм».

6

Крест освящён самим Владыкою при освящении престола вместе с другими свящ. вещами. На оборотной стороне его находится следующая надпись: «Дорогому пастырю священнику Василию Фёдоровичу Рудневу за долговременное служение и особые труды по построению храма св. Троицы, на Шаболовке, от благодарных прихожан и ктитора». 1895 г. сентября 21 дня.

7

Торжество освящения храма и слово Владыки-Митрополита при освящении напечатано во всех почти Московских газетах. В Москов. Церков. Вед. оно напечатано в № 39; откуда и взято оттиском 5000 экземпляров для роздачи прихожанам.

8

На Матф. бес. 50.

9

Присяж. Повер. Ф.Н. Плевако, проф. Е.В. Барсов, И.Г. Простяков и другие. Один из прихожан (И.В. Канунников), говоривший за обедом, речь свою напечатал отдельной брошюрой и роздал на память прихожанам и знакомым своим.

10

Поставленный при некоторых лицах знак † с указанием года, месяца и дня означает время смерти их.


Источник: Освящение новопостроенного храма во имя святой Живоначальной Троицы на Шаболовке в Москве : (21 сент. 1895 г.) : С прил.: 1. Описи вещей, пожертвованных в него и 2. Прихода и расхода сумм по постройке его. : На память прихожанам / Свящ. Василий Руднев. – Москва : Типо-Лит. И. Ефимова, 1896. 30 с., 3 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle