Азбука веры Православная библиотека святитель Тихон Задонский (Соколов) Алфавитный указатель к сочинениям святителя Тихона Задонского

Алфавитный указатель к сочинениям святителя Тихона Задонского

Источник

Сочинения святителя расположены в алфавитном порядке, по начальным словам заглавий, напечатанных в тексте. Статьи, не имеющие заглавий, «келейныя» письма и те из «посланных» (писем) которыя имеют только форму писем, или же адресованы неизвестно какому лицу, распределены большею частию по группам статей однородных; заглавия, вновь составленная, равно как и все объяснения (об скобах) заглавий иносказательных, выражены, по возможности, собственными словами автора.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Щ Я

 

А

Алфавит (что алфавит или азбука начинающим учитися чтению книжному, тое христианам, хотящим учитися христианскаго жития, есть смирение). Т. IV, 197.

Б

Баня (о крещении). IV, 274.

О Беседе христиан с Богом. III, 402.

О Благодарении Богу. II, 279 (гл. 7); III, 235 (§ 401), 225 (§ 395), 105 (9–10); IV, 216 (№ 107), 361 (№ 148).

Благодетель, и от него получающий благодеяние к нему неблагодарен (о неблагодарности к Богу). IV, 27, 12 (№ 5); II, 61 (§ СIХ), 287–294 (§ 223–224); III, 231 (§ 400).

О благородии, достоинстве и красоте души человеческия. III, 304 (гл. 13); V, 321 (пис. 25).

Богатство и богатый. I, 138; V, 47–52 (пис. 27–31), 146 (§ 32 и 33), 165 (§ 57), 277 (пис. 10); IV, 64–68; II, 43 (§ LХХVIII), 321–330 (§ 259–262); III, 380 (§ 492), 142.

Богопознание. V, 52–54 (пис. 31–33), 72 (пис. 55); II, 129 (§ 53), 135 (§ 56); III, 65–68 (§ 314); IV, 195 (№ 103), 330 (§ 132). См. еще Свойства Божии; о Мудрости христианской.

Бог есть Отец христианам истинным. III, 374; IV, 7 (№ 3).

Брань между духом и плотию. IV, 128; V, 183 (сл. 6); III, 50–52 (§ 300–302), 209 (гл. 6); IV, 305 (№ 124); I, 227 (Муч. подвиг). См. еще: Плоть и дух, Щит.

Брань (христианина с духом злобы). IV, 39 (№ 23); III, 408 (гл. 16).

Бедствующии люди а царь, их посетитель им состраждущий (грешники, обреченные на вечную смерть, и Христос, Царь небесный, пришедший к ним и всякое злострадание и смерть претерпевший за них). IV, См. еще Страдания Христовы.

О бедствии христианина, по св. крещении беззаконнующаго. V, 184 (сл. 7); II, 84–86 (§ СХХIV-V), 90 (§ СХХХ); IV, 25–27 (о томжде). См. еще: о Святом крещении, Грех.

В

О Вездесущии Божием. V, 58 (пис. 37); IV, 113–117 (№ 55–56).

Велико (христианам едино только тое велико, что божественное и вечное). IV, 292; III, 235 (§ 402).

Весна (как образ и знамение воскресения мертвых). IV, 135; II, 17, (§ VII), 101 (§ СХLIII).

Взаимная христианская должность. I, 150; III, 342; V, 153.

О Власти христианской вообще, и о должности подвластных. III, 342 (гл, 1).

Внимай себе. V, 272 (пис. 9). См. еще о Испытании себе самого.

Вода с высоких гор на низкия места течет (благодать Божия изливается токмо на сердца смиренныя). IV, 178; II, 33 (§ LV).

Вода мимотекущая (о непостоянстве временнаго жития нашего). IV, 179.

Воздыхания грешныя души ко Христу Сыну Божию. I, 212–215 (I-III).

Возстани (возбуждает грешника благодать Божия). IV, 136.

Воротись! не туда пошел (вопиет Бог в совести к человеку, на грех идущему). IV, 71.

О воскресении христиан. III, 417; I, 238 (пис. 15). См. еще Весна.

О всеведении Божием. V, 59–62 (пис. 39–40); II, 99–101 (§ СХLII); III, 245 (§ 407); IV, 151–155 (№ 78–80).

Всегда к исходу или смерти готову быть. I, 180; II, 48 (§ LХХХVIII), 57 (§ СIII); 219 (§ 155–158); III, 243 (§ 405); IV, 78 (№ 39), 283–286 (№ 117–118). См. еще о Смерти.

О Вселенских соборах. I, 234.

Всякая вещь в своем месте упокоевается (душа человеческая только в Боге может найти успокоение себе). IV, 333.

О Втором Христовом или о суде страшном. II, 225, 9 (§ 14), 18 (§ XII); III, 418, 178 (§ 362–363), 254 (§ 415); IV, 80–86 (№ 40–41), 168 (№ 91), 269 (№ 109 и 110); V, 64 (пис. 43), 189–192 (сл. 11–12), 266 (пис. 7), 317 (пис. 22), 343 (пис. 46).

Входящий в чертог царский (о приметах души, носящия одеяние брачное и входящия в чертог небеснаго Царя). IV, 350; II, 90–92 (§ СХХХ-I), 92 (§ СХХХIII); III, 223 (§ 393), 307 (§ 431).

О Вере. I, 65 (сл. 9-е); III, 6–24, 112–127; IV, 149 (№ 77); V, 7–12 (пис. 11–12-е), 17 (пис. 16-е), 255–263 (пис. 3–5).

О Вечности. V, 192 (сл. 13-е); I, 109.

Вечное спасениеедино на потребу. V, 33 (пис. 24-е), 282 (пис. 11); III, 194 (§ 372). См. еще: о Первейшем христианском деле.

Г

Глава и тело (что глава и тело между собою, тое Христос и христиане). IV, 34.

Глухий (душевно глухий, т. е. тот, который не слышит, что Ему Бог говорит, приказует и обещает). IV, 56.

О Гневе Божиим противу греха. II, 194; IV, 100 (№ 49), 286 (№ 119). См. еще: Прещение Божие некающимся.

О Гневе и злобе. II, 163. См. еще Злоба.

О Гордости. См. Смирение и гордость.

Горе (душе в которой нет Христа). IV, 118; II, 99 (§ СХLI), 53 (§ ХСVII).

Госпиталь или лазарет (что госпиталь больным, тое церковь святая есть христианам). IV, 123.

Господин и раб (Христос Господь и христианин, раб Христов). V, 10.

Господин и раб его купленный (Господь И. Христос, и человек, Им искупленный от диавола и темной Его власти и Себе присвоенный). IV, 16, 279 (№ 115); II, 31 (§ LIII).

Господин, зовущий раба (Христос Господь, зовущий к Себе, чрез смерть всякаго человека). IV, 78.

Граждане, ожидающии царя своего во град свой (о втором пришествии Христа на землю и о приготовлении себя к достойному сретению Его). IV, 269 (№ 109).

Гражданин (истинный христианин хотя в мiре сем и обращается, однакож имеет град в отечестве небесном). IV, 49.

Грех. I, 123, 105 (§ 28); II, 23–25 (§ ХХХIХ-ХLIV), 40 (LХХII), 47 (LХХХVII), 92 (СХХХII), 102 (СХLIV), 114 (стат. 3-я), 153 (стат. 4-я); III, 200–202 (§ 376–377), 205 (гл. 5-я), 245 (гл. 10-я); IV, 71 (№ 36), 75 (Долг), 86 (Человек в ранах), 126 (Яд), 343 (№ 138); V, 5 (пис. 7-е), 17 (пис. 16-е), 21–24 (пис. 18–19), 87–89 (пис. 73–74), 151 (§ 46), 202–207 (сл. 19–20), 306 (пис. 19-е).

Д

О Двоих плодах любве к ближнему. V, 219 (сл. 27-е).

Десница (христианин должен быть не токмо десницей приемлющею добро от Создателя своего, но и десницею дающею). IV, 68.

Долг (пред Богом – грехи человеческие). IV, 75; II, 32 (§ LIV).

О Должности христианской к Богу. III, 32 – 112; I, 54 (сл. 7-е).

О Должном Богу послушании. III, 52.

О Должности христианской ко Христу, Сыну Божию. III, 112–171.

О Должной Христу работе. III, 154, 396 (гл. 11-я).

О Должности христианской к самому себе. III, 172–337.

О Должности христианской к ближнему. III, 337–342; I, 54 (сл. – См. еще о Любви к ближнему.

О Должности родителей и детей их. I, 114–118, 150; II, 193 (§ 136); III, 362 (гл. 5-я); V, 161–164. См. еще о Христианском воспитании детей.

О Должности мужей и жен. III, 365 (гл. 6-я); V, 159; I, 150.

О Должности благочестивых монархов и подданных их. III, 345 (гл. 2-я).

Должность священническая (о седми таинствах). I, 1–9.

О Должности пастырей и подчиненных им. III, 353 (гл. 4-я), 340 (§ 450–451); I, 1–19, 96, 113, 178; II, 4 (§ 8), 10 (§ 15), 304 (§ 248, 3–4), 311, (§ 251); III, 340–341 (§ 450–451); IV, 37 (§ 21), 88–92 (№ 43–45), 336–343 (№ 138–137), 360 (№ 147); V, 156, 323 (пис. 26-е), 340 (пис. 44-е).

судей и к суду приходящих. III, 349 (гл. 3-я); 178 (§ 114).

начальников и подначальных, V, 153–156 (§ 52); III, 342–345 (гл. 1-я); II, 192 (§ 133); IV, 88–92 (№ 43–45), 341 (№ 137).

господ и рабов их. III, 366 (гл. 7-я), 160 (§ 352); V, 164 (§ 56), 331 (пис. 33-е); I, 150, и во мног. друг. местах.

нанимающих и нанимающихся работать. V, 169; I, 109 (кол. 1).

дающих и приемлющих взаим. V, 166–168; II, 182 гл. 9-я); I, 233 (пис. 8-е).

продающих и купующих. V, 168–169, 334 (пис. 37-е).

богатых. V, 165. См. еще Богатство и богатый.

убогих. V, 166; IV, 67 (о томжде); II, 332 (§ 264).

О Достоинстве христианском. III, 380 (гл. 5), 196 (гл. 3); V, 200 (сл. 18). 2–4 (пис. 2–5). См. еще о Благородии души человеческой.

Древо высокое посреди малаго леса (человек на чести пребывающий, посреде подлых (простых) людей). IV, 89.

Древо доброе (христианин добрый). IV, 119.

О духовной мудрости. См. о Мудрости христианской.

О Духовном христианском рождении, или св. крещении. III, 372. См. еще о Святом крещении.

Душа боголюбивая не точию на земли, но и на небеси ничего не хощет, кроме Бога. V, 304 (пис.17-е); IV, 333 (№ 133).

Е

Евангелие. III, 1 (гл. 1-я); IV, 161 (№ 86), 17 (№ 9), 201 (№ 105) V, 73–74 (пис. 57–58, 88 (пис. 74), 94 (пис. 82), 198 (сл. 17-е). См. еще: Зеркало, Житие Христово, о Истине учения Евангельскаго.

О Едином на потребу. См. Вечное спасение.

Един поемлет, другой оставляется (тое ж будет во второе пришествии Христово с благочестивыми и нечестивыми). IV, 271 (№ 110).

Ж

Желание (чего желать и искать должен христианин). IV, 92.

Жених и невеста (что между собою жених и невеста, тое Христос и христианская душа). IV, 38.

О Жертве христианской. III, 74.

Житие Христово святое, во образ и к подражанию нам поданное. Из Пис. келейных: V, 74–87 (пис. 63, 65–71), 89–90 (пис. 75–78), 91–94 (пис. 79–82), 95 (пис. 85), 106–106 (пис. 97), 108 (пис. 99), 115–118 (пис. 103–105), 121–127 (пис. 110–114), 130–134 (пис. 119), 136–138 (пис. 122–123). – III, 164 (§ 355); IV, 143 (№ 72), 201 (№ 105), 219–269 (№ 108); V, 148 (§ 40); I, 21–28 (сл. I); II, 103 (§ СХLV); III, 112 (гл. 1). См. еще Зеркало.

З

Зависть и вражда. I, 127; II, 160 (гл. 2); V, 123 (пис. 112).

Завтра прииду (ответ грешника на зов Христа к покаянию). IV, 284.

Завеса или покрывало (на душевных очах грешника нераскаяннаго). IV, 56; II, 128 (гл. 3).

Заповеди, от Бога Моисею данныя, с кратким толкованием. I, 118, 54 (сл. VII-е), 77 (сл. XI); V, 315 (пис. 21), 87 (пис. 73), 197 (пис. 16); II, 304 (§ 248).

Зачем ты зде? (к христианину, который в церковь святую вошел ради спасения, но о спасении нерадит). IV, 159.

Звание (призвание грешника – быть в покаянии). IV, 130.

Зеркало (Евангелие и непорочное житие Христово). IV, 145, 201 (№ 105); V, 102 (пис. 94), 148 (§ 40). См. еще Житие Христово.

Зеркало (душа человеческая: к чему она любовью обращается и прилепляется, тое в ней и изображается). IV, 109.

Зеркало пороки на лице показует (что зеркало лицу и порокам, – тое есть совесть и обличительное слово душе и грехам). IV, 360.

Злоба. I, 125; II, 163; V, 123 (пис. 112), 210 (сл. 23-е).

О Злоречивом языке. V, 313 (пис. 20-е). См. еще о Клевете и осуждении.

Злых удаление. I, 137; II, 193.

О Знаменовании благословляющия иерейския руки. I, 234 (пис. X )

Зовомый на суд человек (грешник на страшный суд Христов). IV, 81–86. Тут же, на стр. 83–84: «суд Божий на неправости, насилия, озлобления и обиды людям бедным».

И

Иди за мною (о последовании Христу). IV, 191.

И мы туды же пойдем (в отечество небесное) IV, 134.

К Иноку. I, 217–224, 237 (пис. ХIII); 238 (пис. XV); V, 326 (пис. 29), 332 (пис. 34).

Инструкция о совершении браков. I, 19.

Инструкция, что семинаристам должно наблюдать. I, 19.

Инструкция учителям, како им в должности звания своего поступать. I, 242.

Искушение. I, 171, 215, 225; II, 53 (§ ХСIХ), 94 (§ СXXXV); III, 16 (§ 284), 101, 103 (§ 4–5), 91–94 (пис. 79–81), 152 (§ 49).

Исповедание и благодарение Христу, Сыну Божию. V, 227.

О Испытании себе самаго. V, 178 (сл. 1), 272 (пис. 9), 269 (пис. 8); IV, 169 (№ 92)

О Истинной печали, или жалении. III, 311 (гл. 14), 240 (§ 403) II, 60 (§ СVIII); V, 12 (пис. 13); 15 (пис. 15).

Истинному христианину все дела свои во славу Божию творити должно. III, 331; II, 37 (§ LХV). См. еще Хищник.

О Истинном Христианстве. Т. II-III.

О Истине Св. Писания. V, 246 (пис. 2-е).

О Истине Евангельскаго учения. V, 232.

Исшедший из тьмы, из темницы, из плена (обратившийся от беззаконнаго жития к Богу). IV, 110.

К

Какие знаки живой веры в человеке? V, 260 (пис. 5). См. еще о Вере.

Какия добрыя и как худыя мысли у души. V, 112–115.

Какия душевныя болезни. V, 111.

Како может человек свое сердце исправить. V, 102.

Како Бог призывает грешника на покаяние. II, 197.

Како христианин может себе утешать в приключающихся скорбех. III, 269, гл. II-я:

а) в духовном искушении, которое бывает чрез помыслы, к отчаянию склоняющие: 276, § 421 (см. еще: к Отчаявающемуся в своем спасении, Евангелие, о Надежде и утешении хотящим каятися, о Любви Божией к человеку, Искушение, и под.);

б) в искушении, которое бывает чрез злые и хульные помыслы: 284, § 422;

в) потерпевший от клеветы: 286, § 423 (см. еще: т. I, 237, пис. 14-е, – 131, 224; II, 39, § LХVIII,–43, § LХХIХ,–169 § 94);

г) изгнанный из отечества и дома своего: 290, § 424;

д) беззаступный, обиждаемый от сильнаго: II, 189 (§ 127);

е) страждущий в болезни: 292 (§ 425);

ж) утешение противу нищеты: 293, § 426 (см. еще т. II, 330, § 263).

з) противу страха смертнаго: т. II, 221 (§ 163);

и) сетующий по умершем: II, 223 (§ 164); и во всякой скорби и тесноте: III, 269–276 (§ 420), стр. 104 (§ 6–7), 374 (§ 488); II, 53 (§ ХСIХ), 283 (§ 220); IV, 186 (№ 100), 333; V, 68 (пис. 49), 325 (пис. 28), 333 (пис. 36); I, 211). См. еще: Счастие, о Терпении, Не бойся: Я с тобою, о Прибежище христианском, о Присутствии Божием с христианами с христианами в скорбех их, Отеческое Божие наказание, о Надежде, и под.

Как великое зло есть грех. II, 114; V, 306 (пис. 19).

Как мне его забыть! (так говорит всегда христианин о Бозе своем, при воспоминании безмерных, ведомых и неведомых, без которых и минуты жить не может, благодеяний Его к нему). IV, 361.

Как Христос Господь от нас приемлется. V, 6 (пис. 10), 106 (пис. 98).

Како живую веру иметь можно. V, 255. См. еще о Вере.

Как мне в сердце углубить великое смотрения Христова таинство. V, 97 (пис. 86).

Как язва греховная исцеляется язвою печали за грехи. V, 88 (пис. 74).

Как нам в счастии и несчастии, радости и печали содержать себе должно. V, 333 (пис. 36); II, 25 (§ ХLV).

Канон покаянный. V, 223.

О Картежной денежной игре. I, 202 (VI).

О Клевете и осуждении. II, 166; I, 128; II, 22 (§ XXXIII); IV, 147 (о томжде), 372 (№ 154); V, 147 (§ 36–37), 313 (пис. 20).

Кого ж мне и любить, как не Его? (о любви к Богу). IV, 325.

Козлища (козлищам злые люди уподобляются). IV, 36.

Кокош или курица (Христос Господь хощет собрати грешников под криле благости своея). IV, 161; V, 104 (пис. 96).

О Конце добрых дел. II, 342.

О Кончине или смерти христиан. III, 416; IV, 181 (№ 98). См. еще о Смерти.

Корабль (что корабль на море, тое церковь святая в мире). IV, 277 (№ 114).

Краткия нравоучительныя Слова. V, 178–223.

Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать. I, 102.

Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти всегда в памяти содержать должно. I, 101.

Краткое увещание, како подобает во святые храмы входить на славословие. I, 100–61 (сл. 8).

Кто что любит, того и ищет, (истинно любящий Бога ищет Его со всяким усердием и прилежанием). IV, 329.

Куда ты идешь? Тамо тебе беда будет (остерегают грешника нераскаяннаго святии христианския книги). IV, 163.

Л

О Лихве или проценте. II, 182; V, 166–167.

О Лихоимстве. I, 133; II, 176.

Лодка или судно на реке (без помощи благодати Божии, противу страстей стояти так неудобно, как судну без гребцов и парусов противу быстрины речной). IV, 305; II, 358 (§ 276).

Ложь (нехранящаго обетов, данных при крещении). IV, 160.

Ложь, лесть и лукавство. II, 170; I, 136; V, 292 (пис. 14-е).

Лоза и розги (что лоза и розги между собою, тое Христос и христиане между собою). IV, 33.

О Любви Божией к человеку. V, 2–3 (пис. 2–3), 5 (пис. 6), 14 (пис. 14), 66–69 (пис. 47–49), 104 (пис. 96), 141 (§ 14), 321 (пис. 25); II, 16 (§ V); IV, 325 (№ 129), и в друг. безчисл. местах.

Любовь к Богу. I, 152, 82 сл. 12-е); II, 18 (§ XIII), 44 (§ LХХХ), 79 (§ СХIХ), 89 (§ СХХVIII), 94 (§ СХХХVI), 255, 283 (§ 219); IV, 325–334 (№ 129–133); V, 214 (сл. 25), 304 (пис. 17-е).

О Любви ко Христу Сыну Божию. III, 127–145; сл. I-е, стр. 27; II, 28 (§ ХLIХ).

Любовь к ближнему. I, 155, 82 (сл. 12-е), 28 (сл. 2-е); II, 306, 37–38 (§§ LХIV-VI), 44 (§ LХХХ), 318 (гл. 11-я), 351 (§ 272); III, 337 (§ 444–452); IV, 35 (№ 18), 87 (см. о томжде), 88 (§ 43); V, 212 (сл. 24-е), 217–220 (сл. 26 и 27-е).

Любовь ко врагом. I, 159; II, 335; IV, 43 (о томжде); V, 124 (пис. 113).

М

Малое деревцо (юное и малое отроча и его воспитание). IV, 184. Тут же стр. 185–186, об искоренении страстей.

Малыя дети (о неразумных, которые о потере временных благ жалеют и плачут, а о стяжании вечных небрегут). IV, 347. См. еще Плач.

Междоусобная брань (у христиан, когда едины на друга возстают и друг друга обиждают). IV, 356.

Меч над главою висящий (меч правосудия и гнева Божия над всяким нераскаянным грешником). IV, 100.

Милость царская, законопреступникам обещанная и публикованная, и обращающимся являемая (прощение грехов, от Царя небеснаго обещанное и даруемое грешникам кающемся). IV, 156.

О Милости к ближнему. I, 162; II, 318 (гл. 11); IV, 64–68 (о томжде, и Десница), 87–89 (о томжде, и Слепый удерживаемый). См. еще: о Любви к ближнему, о Должности богатых.

Мир (с Богом). IV, 175; III, 400.

Мир. IV, 1. См. еще Свидетели.

Много я тебе должен (исповедь христианина пред Богом, при воспоминании бесчисленных и неоплатных благодеяний Его к нему). IV, 206.

О молитве. I, 182, 193 (Разм. VII), 194 (Разм. IX); II, 299 (§ 234–248), 33 (§ LVI), 71 (§ СХVI), 83 (§ СХХII); III, 90, 251 (§ 413), 402; IV, 31 (§ 15); V, 152–153 (§ 50–51).

Молитва Господня. III, 95.

Молитвы иные образцы из Писания святаго. III, 102 (§ 335–337); I, 210, 212, 204; V, 223.

Моровая язва (что моровая язва есть телу, тое есть душе соблазн и клевета) IV, 146.

О Мудрости христианской. III, 393; II, 12 (гл. 2); V, 64 (пис. 42), 263 (пис. 6).

О Муке вечной и о животе вечном. II, 228; IV, 349 (№ 140); V, 36–37 (пис. 26). См. еще о Торжестве и славе избранных Божиих.

Мученический подвиг духовный. I, 227.

Н

О Надежде. II, 294; I, 189 (Разм. IV), 197 (Разм. XII).

О Надежде, или утешении хотящим каятися. II, 207, I, 110 (III-IV), 146.

Напутствие обратившемуся от суетнаго мiра сего ко Христу, и наченшему каятися. I, 215; III, 105 (8), 276 (§ 421).

Напутствие новоначальному иноку, I, 217.

О Наследии христианском. III, 378.

Наставление или образец увещателям. I, 15.

– как должно быть предлагаемо народу катихизическое учение. I, 17.

– о должности христианской родителей к детям и детей к родителям. I, 114. См. еще: о Должности родителей и детей их.

– монашествующему, как по обетам, данным при крещении и пострижении поступать. I, 219. См. еще к Иноку.

– Христианское. V, 139–177.

Не бойся: я с тобою (слово Бога к душе верной, находящейся во искушениях и напастях). IV, 298; III, 407 (гл. 15).

Не касайся: ты того поднять не можешь (идущему в честь, а паче в звание пастырское вступающему, разсуждать должно силы своя, может ли тягость сию понести). IV, 341.

Не касайся сего: зде яд (так остерегает нас Божие слово от греха). IV, 71. Тут же, на стр. 72 (о томжде); где искать исцеления вкусившему яда греховнаго. См. еще: II, 35 (§ LХII), 47 (§ LХХХVI); V, 21 (пис. 18); IV, 86 (§ 42), 122–128 (№ 61–63).

Некающимся прещения. См. Прещение.

Не смотри, что нынешние христиане делают, но что Божии слово проповедует и учит. V, 289 (пис. 13), 121 (пис. 109); II, 351 (§ 272); IV, 148 (№ 76). См. еще: Подражание, Зеркало.

Не укради. V, 315 (пис. 21); I, 77 (сл. XI); IV, 68 (№ 34).

Нигде я от тебе уйти не могу (от Бога). IV, 113.

Нищий (о нищете телесной и душевной). IV, 311; V, 99 (пис. 89).

Ныне ты всех бед свобождаешися (благочестивый, при кончине своей, всех бед свобождается). IV, 181.

О

О Обиде убогих. II, 185, 227 (§ 173); I, 109 (кол. 1); IV, 68 (№ 34), 83 (см. о томжде), 359 (№ 146); V, 331 (пис. 33).

О Обновлении нашем, бывшем на св. крещен. V, 182 (сл. 5).

Образ живописный портится (обличение тем бесстудным женам, который лица своя намазывают, и белилами и красками украшают, и тем дело рук Божиих переделывают и портят). IV, 366. См. еще о Суетном украшении.

Образ распятаго на древе крестном Христа. III, 65 (§ СХII).

Обращение (грешника к Богу). IV, 140.

Обрученная дева мужу (христианская душа, верою на крещении обрученная небесному жениху – Христу). IV, 276 (№ 113).

Объядение и пьянство. I, 131, 11 (V), 37 (сл. IV); II, 174 (гл. 7); III, 224 (§ 394) 241 (§ 404); I, 49, 90 (Увещ.).

Обед или вечеря (о великой вечнаго блаженства вечери). IV, 49–56.

Овцы (Христовы, христиане). IV, 36.

Окружное послание к Воронежскому духовенству. I, 9.

Он сделал свое дело, и отшел (Христос – великое дело спасения нашего). IV, 219–269.

Он с ним за-одно (всяк человек или со Христом, или с противником Его диаволом, за одно). IV, 279 (№ 116).

Об Оскорбляющих и оскорбляемых. V, 169 (§ 61). См. еще: Примерение с ближним.

Осмотрись (по христиански-ли живеши). IV, 169. См. еще: о Испытании себе самого.

К Оставленному от людей. V, 305 (пис. 18).

Осужденник, и казнь его смертная (Христос, Сын Божий, осужденный на смерть). IV, 22.

Осуждение и оклеветание. См. о клевете и осуждении.

Отвержение Христа (не устами токмо, а делами и беззаконным житием IV, 167; III, 174 (§ 361).

Отец и дети (Отец небесный и христиане). IV, 7.

Отец твой давно тебе ждет: не медли (Отец небесный – грешника; IV, 132.

О Отечестве христианском. III, 375; IV, 49 (№ 27), 335 (№ 134).

Отеческое Божие наказание. I, 173; V, 65 и 68 (пис. 44 и 49).

Отпущение согрешений ближнему. I, 165; II, 332; III, 204 (§ 379). См. еще Примирение с ближним.

О Отрицаниях и обетах наших, бывших при крещении. V, 181 (сл. 4-е).

Отрыжка (что отрыжка желудка, тое от сердца происходящее слово и дело), IV, 300.

К Отчаявающемуся в своем спасении. V, 319 (пис. 23), 324 (пис. 27), 22 (пис. 19); I, 196 (Разм. XI); II, 53 (§ ХСIХ); III, 276 (§ 421), 104 (5).

П

Памятуете ли? V, 269 (пис. 8-е). См. еще: о Испытании себе самого.

Память благодетеля отсутствующаго (христианину должно Бога и благодеяния Его безчисленная во всегдашней памяти иметь). IV, 216.

Пастух и стадо (пастырь церкви и его пасомые). IV, 37. См. еще о Должности пастырей и подчиненных им.

Пастырям и наставникам повиновение. I, 178. См. еще О должности… подчиненных пастырям.

О Первейшем христианском деле. V, 194 (сл. 14), 241 (пис. I); IV, 130 (Звание). См. еще: Вечное спасение едино на потребу.

Письма келейныя, V, 1–138.

Письма посланныя. V, 241–344 и I, 230–239.

ИЗ НИХ:

К Александру Ивановичу, строителю храма. V, 331 (пис. 33).

К Братии и строителю Саровский пустыни, о. Ефрему, от 14 апреля 1765 г., из Воронежа. I, 232 (пис. II).

– от 16 марта 1766 г., из Воронежа. I, 232 (пис. V).

– от 15 Февраля 1767 г., из Воронежа. I, 232 (пис. V). К И. В-чу, от 4 декабря 1764 г., из Воронежа. I, 230 (пис. I).

К Ивану Михайловичу. V, 332 (пис. 35).

К о. Иоанну, воронежскому священнику, от 24 октября 1776 г., из Задонска. V, 340 (пис. 44).

К Капитану. V, 292 (пис. 14).

К Кириллу, Черниговскому епископу, от 8 июля 1764 г. I, 244.

К о. Матфею, от 25 апреля 1765 г. I, 232 (пис. III).

К нему же (Митрофану, в схиме), от 17 апреля 1767 г., из Воронежа. I, 233 (пис. VI).

– из Воронежа. I, 233 (пис. VII).

– 1768 г., из Толшевскаго монастыря. I, 233 (пис. VIII).

– в том же году из того же монастыря. I, 233 (пис. IX).

К Молодому дворянину, жившему в Петербурге. V, 330 (пис. 32).

К о. Никите Андреичу, Новгородскому священнику, от... января 1773 г., из Задонскаго монастыря. V, 337 (пис. 41).

К Послушнице Тамбовскаго женскаго монастыря. V, 332 (пис. 34).

К о. Стефану, ливенскому священнику, от 30 сентября 1771 г., из Толшева. V, 336 (пис. 40).

К Тимофею Васильевичу Кишкину, из Задонска, от 20 июня 1769 г. V, 334 (пис. 37).

Пиянство. См. Объядение и пиянство.

Пиянство.пиянстве без вина: Ис. 28, 1, – когда человек любовию мiра сего, суетными мыслями и беззаконными начинаниями упивается). IV, 103–109. Пластырь живительный (что пластырь живительный язве или ране телесной, тое душе грешной, печалию за грехи уязвившейся, есть Евангелие). IV, 161. См. еще Евангелие.

Плач (о чем подобает плакати христианину). IV, 73, 347 (Малыя дети); II, 25 (§ ХLIV).

Плевелы между пшеницею (нечестивые и благочестивые). IV, 158.

О Плодах Покаяния. II, 213.

Плоть и дух. 1,120–183, 42 (сл. V). См. еще: Брань между духом и плотию.

Пленники и свободитель их (люди грешные, плененные диаволом, и Христос, избавитель их от этой плени горькой). IV, 14 и 16.

О Побуждении грешника к покаянию. III, 333.

О Победе христианской. III, 408 (гл. 16). См. еще: Брань христианская с духом злобы.

О Повседневном христианском покаянии. III, 200.

Подданный, пред царем своим закон его нарушающий (грешник пред всевидящим Богом). IV, 153.

Подлый человек, высокому лицу усыновленный (грешник на святом крещении делается сыном Божиим и наследником вечнаго царствия) IV, 24.

О Подражании Богу. III, 78.

Подражание (христианину не кому подражать, разве Христу). IV, 143. См. Житие Христово.

Познание беды или неблагополучия убеждает искать избавления. IV, 306.

Познаннаго зла всяк уклоняется (об уклонении от греха). IV, 343.

Познанное добро ищется (чем кто более познает Бога, тем усерднее и прилежнее ищет Его). IV, 330.

Покаяние. I, 145, 3, 6, 32 (сл. 3-е), 107; II, 197–218 (Стат. 1-я), 28 (§ LI), 40 (§ LХХI); III, 102 (1–3), 200 (гл. 4), 245 (гл. 10), 333; IV, 130–134 (№ 65–66), 156 (§ 81), 161 (№ 86), 284 (№ 118), 353 (№ 143); V, 12 (пис. 13), 20 (пис. 17), 22 (пис. 19), 87 (пис. 72), 94–95 (пис. 82–83), 147 (§ 38–39), 186–188 (сл. 8–10).

Покой (душевный, в чистой и непорочной совести), IV, 186, 175 (№ 94).

В Пользу и утешение искушаемым от сатаны. I, 225. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. I, 204.

Последнее слово св. Тихона (из его духовнаго завещания). V, 344.

О Постоянстве и конечном пребывании в вере. II, 356.

Пост (пост телесный и пост душевный). IV, 166.

О Почитании страстей Христовых. III, 145.

О Праздности. II, 172; III, 226 (§ 396).

Предостережение одному иноку, котораго окружали раскольники и безбожники. I, 238 (пис. XV).

О Презрнии и отрицании мира. II, 245; I, 168; III, 86 (§ 324), 164–171(§ 357–358); V, 26–33 (пис. 21–23).

О Преображении Господнем. V, 136 (пис. 122).

Пресельник (христианин не имеет зде пребывающаго града, но грядущаго взыскует). IV, 335.

Преступники и радостная им весть (весть, принесенная Сыном Божиим грешникам, что Отец небесный прощает их и паки в милость Свою приемлет). IV, 17. См. еще Евангелие.

О Пресечении помыслов злых. II, 82 (§ СХХI), 93 (§ СХХХIV); III, 210 (§ 385).

Прещение Божие некающимся. I, 107, 143; II, 217; IV, 157 (о томжде) См. еще: о Угрожениях Божиих, и: о гневе Божием противу греха).

Прибавление к должности священнической (о тайне св. покаяния). I, 6–8

О Прибежище и помощи христианской. III, 386; II, 79–80 (§ СХIХ-XX) (§ СХХII), 53 (ХСIХ); IV, 298 (№ 122).

Примирение с ближним. I, 164, 230–232 (пис. I); V, 169 (§ 61). См. еще Отпущение согрешений ближнему.

Примечай. I, 202.

Примечания некая, возбуждающая грешника от сна греховнаго и к покаянию призывающая. I, 107.

О Пристрастии или привычке ко греху. II, 124; IV, 185–186 (о томжде).

О Присутствии Божием с христианами в скорбях их. III, 407; IV, 298 (№ 122).

Присяга (обеты при крещении). IV, 272 (№ 111).

Пришлец или страиник (христианин, от небеснаго отечества удаленный в многобедственном мiре сем живущий). IV, 47.

К Просившему совета, «где ему удобнее для спасения жить». I, 236 (пис. XII).

О Прославлении имени Божия. III, 64; V, 3 (пис. 4), 120 (пис. 107–108); II, 304 § 248).

Прямое и кривое древо (что прямое и кривое дерево, тое есть правое и неправое сердце). IV, 176.

Путь безопасный (в отечество небесное). IV, 144.

Путь (о пространном и тесном пути жития нашего). IV, 368. См. еще Узкий и пространный путь.

Путник (христианин от дня рождения своего до дня смерти по пути жития сего в отечество небесное шествующий). IV, 45 (№ 24); V, 293 (пис. 15).

Путник и вождь (христианин и единый у него верный и премудрый вождь к небесному отечеству – Христос Иисус). IV, 45 (№ 25), 16 (№ 8); II, 26 (§ ХLVII).

Пчела жалом уязвляющая (делающий ближнему зло, себе большее зло делает). IV, 358, 70 (о томжде).

Песнь христианская. III, 388.

Р

Раби, ожидающии господина своего (вернии и добрии раби Христовы ожидают втораго пришествия Его и готовятся к сретению Его). IV, 80.

Раби от господина посланнии звати гостей на обед (пророки, апостолы, пастыри церкви, посланнии от Господа звати всех людей, без разбора, на вечерю живота вечнаго). IV, 336.

О работе христианской. III, 396, 154 (гл. 4).

Раб ведущий, и неведущий волю господина своего (христианин, и непознавший Христа язычник, на суде Христовом). IV, 168.

Раб, обиждаемый пред господином его (обиду, творимую христианам, Господь вменяет Себе). IV, 154.

Радость христианская. III, 390, 229 (§ 399); II 262 (§ 202); V, 128 (пис. 118).

О Различных христианских должностях, которыя последуют вере святой. III, 222.

Различная собрания на пользу. I, 227.

Размышления на псалмы. I, 185–198, именно: на пс. 1, стих. 1 и 6, стр. 185–187; на ст. пс. 2-го 10–11, стр. 187; на ст. 12, стр. 189; на ст. пс. 3-го 2–4, стр. 191; наст. 9, стр. 192; на ст. пс. 4-го 2, стр. 193; на ст. 6, стр. 194; на ст. пс. 5-го 2 и 3 и дал., стр. 194; на ст. 10, стр. 195; на ст. пс. 7-го 2 и 3 и дал., стр. 197; на ст. пс. 32-го 13–15, стр. 198.-V: стр. 266 (пис.7-е), на стих. пс. 49-го 21–22; стр. 302 (пис. 16-е), на ст. пс. 13-го 5-й; стр. 304 (пис. 17), на ст. пс. 72-го 25-й.

Разумная голова (что в теле голова, тое в обществе христианском пастырь и начальник). IV, 91.

С

Садовник неплодное дерево посекает (суд Божи на нераскаянных грешников). IV, 286; II, 39 (§ LХIХ).

Самолюбие. II, 260–262 (§ 200–201), 315–317 (§ 253–254).

Сам зде (Господь везде присутствует тебе и всякое дело твое видит и слово слышит). IV, 114.

Свидетели (мир весь, совесть человеческая, чудная дела Божия, особенно в новой благодати сотворенная и творимая, свидетельствуют нам Бозе Создателе, Промыслителе и высочайшем нашем Благодетеле).

IV, 319-II, 15 (§ I), 38 (§ LХVII), 73 (§ СХVIII), 71 (§ СХVI). 285 (§ 221), 280 (§ 217–218), 218 (§ 154); III, 388 (§ 496, Песнь христианская); IV, 1 (№ 1), V, 56 (пис. 36), 321 (пис. 25). См. еще: Любовь Божия к человеку, о Благодарении Богу, о Человек, и под.

О Свободе христианской. III, 394.

Свойства Божии. V, 54–64 (пис. 33–42), 64–70 (пис. 43–51), 71 (пис. 54); IV, 113–117 (№ 55 и 56). См. еще: о Всеведении Божием, Любви Богу, Подражание Богу, Свидетели, Богопознание, и под.

Светильнику (что светильник в доме, тое есть вера живая в сердце человеческом). IV, 149.

Свет и тьма (что свет и что тьма для души?) IV, 352.

Свеща горящая (что свеща горящая пред тобою, тое пред тобою житие твое). IV, 100.

О Святой церкви. III, 24, 249 (§ 410); IV, 123 (№ 62), 277 (№ 114); II, 96 (§ СХХХIХ).

О Святом крещении. III, 29–52, 372, 215 (§ 388–389), 248 (§ 409); I, 2; II, 55 (§ СI), 84–86 (§ СХХIV-V), 90 (§ СХХХ); IV, 24 (№ 13), 160 (№ 84, Ложь), 272 (№ 111, Присяга), 274, (№ 112, Баня), 276 (№ 113, Обрученная дева мужу); V, 179–182 (сл. 2–5), 184 (сл. 7-е), 150 (§ 45).

К Священникам, брати моей о Христе. I, 113.

О Седки Тайнах святых. I, 1–9, 18; III, 244 (§ 406), 250 (§ 412)

О Сердце человеческом. II, 108, 34 (§ LIХ), 42 (§ LХХVI), 82 (§ СХХI): IV, 121 (№ 60), 176 (№ 95), 300 (№ 123), 328 (№ 130); V, 102 (пис. 94), 151–152 (§ 47–48). См. еще о Пресечение помыслов злых.

Скотское последование (безразсудное подражание тому, что другие делают). IV, 148.

Скот (какое в скоте примечается злонравии, таковое имеется к в человеке, благодати Божиею неотрожденеом). IV, 138.

О Славолюбии и честолюбии. II, 190; I, 134; V, 81 (пис. 66).

Слова, говоренныя к Воронежской пастве:

Слово на Воздвижение честнаго Креста, О том, что то есть ветхий или плотский человек, и что есть новый или духовный. I, 42.

Слово в день Введения пресвятыя Богородицы во храм. О слове Божием. I, 47.

Слово в день тезоименитства Императрицы Екатерины Вторыя. О должности к Богу и о должности к ближнему. I, 54.

Слово о спасительном Божием к роду человеческому смотрении. I, 21.

Слово на Рождество Христово. О том, что Христос обитает посреди любви христианской. I, 28.

Слово на новый год. О покаянии. I, 32.

Слово о сырной седмице. Как провождать оную по должности христианской. I, 37. – Тож: III, 241 (§ 404); I, 11 (V).

Слово на освящение храма во имя св. апостол Петра и Павла. О том, как то в дом Божий входити подобает и как на месте святом стоять. I, 61.

Слово в день Успения пресвятыя Богородицы. О том, что есть вера и каковы ея плоды, и от чего приобратается и умножается вера. I, 63.

Слово в день Успения пресвятыя Богородицы. Из слов: блюдите, кат опасно ходите. I, 72.

Слово о хищении. I, 77.

Слово о любви к Богу и о любви к ближнему. I, 82.

Слово Божие. I, 179, 47 (сл. 6); II, 1–12, 22 (§ XXXII), 23 (§ XXXV), 24 (§ ХLII), 34 (§ LVIII), 41 (LХХIII), 49 (§ ХС-ХСI); III, 180 (гл. 2), 404 (гл. 14); IV, 56–63 (§ 30–31); V, 143 (§ 18–19), 246; I, 96 (Увещание).

Случай и духовное от того разсуждение (како от всякаго случая и от всякаго видимаго создания к невидимым можно разсуждение обращать.. и тако духовно пользоваться). II, 15–108.

При Случае подобное поминается. IV, 381.

О Слушании и чтении Божья слова. III, 180.

Слепой и видящий при нем (грешник и всевидящей Бог). IV, 151.

Слепой удерживаемый (о служении погибающему брату). IV, 88; II, 318–321 (§ 258). См. еще о Любви к ближнему.

О слепоте человеческой. II, 128 (гл. 3); IV, 56 (§ 29).

О Смерти. II, 219; IV, 283 (№ 117); V, 188 (сл. 10-е.) См. еще о Кончине, или смерти христиан, и: Всегда к исходу или смерти готову быть.

Смирение и гордость. I, 140; II, 156, 238, 33 (§ LV), 59–60 (§ СV-СVII), 72 (§ СХVII); IV, 178, 197 (№ 104), 367 (№ 151); V, 84 (пис. 69), 90 (пис. 77), 99–102 (пис. 90–92), 103 (пис. 95), 209 (сл. 22).

Соблазн. I, 136; IV, 146 (Моровая язва); V, 334 (пис. 37).

О Совести. V, 197 (сл. 16-е), 87 (пис. 73); IV, 360 (№ 147); II, 36 (§ LХIII); III, 205 (§ 380–381). См. еще Покой.

Совет, как в монастыре жить. I, 221. См. еще к Иноку.

Совет мой и наставление некоему брату. I, 225.

Совать некоему иноку, страдавшему от духа уныния. I, 237.

Совета иерею, как поступать при исповеди и приобщении св. Таин. I. 6–9, 14 (X); V, 341 (IV).

Сокровище духовное, от мира собираемое. Т. IV.

Сокровище (небесное, благодать Божия, в христианских сердцах живущая и все нужды их и недостатки исполняющая). IV, 315.

Солнце (Бог, просвещающий всякаго человека). IV, 2.

Сосуд полный и праздный (только свободное от греховных пристрастий сердце удобно есть к восприятию Божия любве). IV, 328.

Способы некие, как от сует отстать. V, 36–46 (пис. 26), 32 (пис. 23), 34 (пис. 25); II, 254 (§ 195); III, 258 (§ 418).

О сребролюбии и лихоимании. II, 176. См. еще о Лихоимстве.

Сторож (пастырь церкви). IV, 337. См. еще о Должности пастырей.

Страдания Христовы, нас ради воспринятыя. III, 33–48 (§ 297), 145 (гл. 3-я), 246 (§ 408); II, 65 (§ СХII); IV, 244, 19 (№ 10), 22 (№ 11); V, 65–66 (пис. 45–46), 98 (пис. 87), 108 (пис. 99), 115–117 (пис. 103–104), 123 (пис. 112), 151 (§ 46) и 227.

Страх Божий. I, 151, 200: II, 232 (гл. 1); V, 302 (пис. 16).

Стыдно мне на тебе смотреть (тако с желанием исповедуется пред Богом христианская душа, много Ему согрешившая, но потом в чувство пришедшая и кающаяся). IV, 353.

Стыд (чего стыдиться должно христианину). IV, 111.

Семя (слово Божие). IV, 61.

Сятва и жатва (о сеянии добрых дел в настоящем житии и пожинании плодов в последний день). IV, 63; II, 23 (§ XXXVI-VII), 104 (§ СХLVI).

Сеть (повсюду распростертая диаволом для уловления христиан в погибель) IV, 102, 287 (№ 120).

О суетном и прелестном украшении. II, 145 (гл. 4); 1, 134 (§ IX); III, 223 (§ 393); IV, 366.

Счастие (христианина). IV, 95–100. Тут же, на стр. 98: «Утешение людям благочестивым, но по мiру сему несчастливым».

Т

Тамо нам безопасно будет (в будущей жизни). IV, 364.

Терпение. I, 174; II, 270, 90 (§ СХХIХ); III, 227 (§ 398), 412 (§ 320); V, 128–130 (пис. 117–118), 135–136 (пис. 120–121), 337 (пис. 42)

Тина или грязь на дне ключа (во глубине сердца человеческаго имеется всякая нечистота). IV, 121.

О Торжестве и славе вечной избранных Божиих. III, 419, 378 (§ 491); II, 45 (§ LХХХIV), 80 (§ СХХ); IV, 49–56 (№ 28), 364 (№ 149).

Ты чего стал? (к наченшему, но ослабевающему в подвиге благочестия). IV, 164; II, 50 (§ ХСIII), 28 (§ LI).

Тесный путь и пространный. См. Узкий и пространный путь.

У

Увещание жителям града Воронежа об уничтожении ежегоднаго празднества, называвшагося Ярило. I, 90.

– жителям того же града о хождении на катихизическое учение. I, 96.

– к монашествующей братии. I, 218.

– по поводу отечественных бедствий. V, 335 (пис. 39), 338 (пис. 43).

– к ослабевающим в добродетельной жизни. V, 343 (пис. 46).

Угождение (Богу). IV, 373.

О Угрожениях Божиих. V, 207 (сл. 21), 266 (пис. 7). См. еще: Прещение Божие некающимся.

Уды, или члены между собою (что члены в теле, тое христиане между собою суть). IV, 35; III, 337 (§ 444–452).

Узда (что коню свирепеющему и беснующемуся есть узда, тое плоти страстной и похотливой воздержание). IV, 190; II, 97 (§ СХL).

Узкий и пространный путь. I, 166, 200 (Разм. XVI); II, 266; IV, 368 (№ 152).

Украшение женское. См. о Суетном и прелестном украшении.

О Успехе христианском. III, 297.

О Усыновлении нашем Богу. V, 180 (сл. 3).

О Утешении от св. Писания. III, 404.

Утешение в скорби. См. Како христианин может себе утешать в приключающихся скорбех.

О Утешительных плодах св. веры. III, 371 (Ст. 8).

Учение (какая первая наука у христианина и в чем состоит обучение сей науке?). IV, 195.

Учитель и ученики (христианам, обучающимся христианскому житию, должно учитися от Христа). IV, 201; II, 62 (§ СХ).

Уязвленный уязвляется (о тех, которые бедным людям какую нибудь делают обиду, и тако бедствие к бедствию их придают). IV, 359. См. еще о Обиде убогих.

Х

Хищник (о хищниках духовных, которые, проповедуя слово Божие, строя храмы, помогая ближнему, делают это не ради славы Божьей, а ради похвалы и славы своея). IV, 379; II, 44 V (§ LХХХI), 37 (§ LХV): III, 331 (гл. 15); V, 101–102 (пис. 92–93), 331 (пис. 33).

О хранении веры. III, 172.

Христианин должен верою и любовью последовать Христу. III, 163; IV, 191; V, 71 (пис. 53). См. еще: Путник и вождь.

Христианин должен весьма берещися от смертных грехов, которые противу совести бывают и уязвляют ее. III, 205.

Хрмстианин должен вожделениям и похотям плотским противитися и их благодатию Божию побеждати и умерщвляти. III, 209; II, 82 (§ СХХI), 93 (§ СХХХIV), 97 (§ СХL).

Христианин должен веры и новаго рождения плоды показывать. III, 213.

Христианин, верою во Христа оправданный, должен правды плоды показывать. III, 218.

Христианская должность. I, 147, 102.

О Христианском воспитает детей. V, 195 (сл. 15-е); IV, 184 (Малое деревцо); II, 34 (§ LVII); I, 242 (Инстр. учителям). См. еще о Должности родителей.

О Христианском звании, и како его должно хранить. III, 196, 249 (§ 411). См. еще о Достоинстве христианском.

Христос грешную душу к Себе призывает. I, 211.

Ц

Царь датель и даяния его похититель (Царь небесный благая своя дает всем людям, но люди безстрашные, лакомые похитители и чужим добром насыщающиеся, дарования Божии у людей похищают и как бы из рук вырывают). IV, 68; I, 77 (сл. ХI-е).

Царь п почтенный от него подданный – преступник (благодеющий Бог, и преогорчевающие Его нарушители святаго закона Его). IV, 12.

Царь и подданный его, от него просящий милости (о молитве). IV, 31.

Царь, ожидаемый от граждан, и пришествие его во град, и его от граждан приятие (Царь небесный, с великим желанием ожиданный ветхозаконными святыми, пришел в мир, и сретили Его и приняли Его вси, возлюбившии Божественное явление Его). IV, 23.

Царь входящий во град, или дом (Христос Господь, Царь небесный: пришедший на землю). IV, 117.

Царь подданнаго Своего к Себе указом зовет (Царь небесный зовет всякаго христианина к Себе на оный век, через смерть). IV, 283.

Ч

Чей ты? (к христианину – рабу Христову). IV, 279.

О Человеке, и как он честен у Бога. V, 321 (пис. 25). См. еще: о Благородии души человеческия, и: о Достоинстве христианском.

Человек, впадший в разбойники и от них уязвленный (весь род человеческий, по отступлении от Бога, впал в руки диавола, аки разбойника, и от него несказанно уязвлен). IV, 122.

Человек в ранах (грешник во грехах и беззакониях). IV, 86; II, 24 (§ ХL); V, 111 (пис. 100). См. еще: Не касайся сего: зде яд.

О Чести и благородии истинных христиан. V, 200 (сл. 18-е). См. еще о Достоинстве христианском.

Чрево (о всепожирающей роскоши). IV, 369, 106–107 (о томжде); V, 145 (§ 27).

О Чтении книг, I, 201 (Разм. XVII).

Что есть – переменить внутреннее состояние? V, 24 (пис. 20).

Что есть – жити греху, и что – жити Богу ? И: ради чего мир презреть, яко он ради нас создан? V, 26 (пис. 21); II, 254 (§ 194).

Что может и должно христианина подвигнуть к убежанию от греха, к истинному покаянию, презрению суетных и подвигу благочестия. III, 245. См. еще, по указанию самого автора, статью 2-ю 4-я книги (об Ист. Хр-стве), по настоящему изд., т. II, стр. 219 – II, 201 (§ 142), 248 (§ 193 и 195).

Что есть быть готовым на все за имя Христово. V, 127 (пис. 115–116).

Щ

Щит (каким защищает себе от стрел вражиих христианин). IV, 173; III, 410 (§ 519).

Я

Ядущии и пиющии на трапезе, но прочии алчущии, к той недопущаемыи за вину свою (праведные и грешные в будущей жизни). IV, 349.

Яд, сокровенный в человеке (яд греха, от древняго змия врага нашего диавола, влиянный в естество наше). IV, 126. См. еще: Не касайся сего: зде яд.

О Языке человеческом. II, 112; III, 226 (§ 397). См. еще: о Клевете и осуждении.

Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде. V, 287 (пис. 12-е).

В Яму человек впадает, которую сам ископал (наветников и злодеев зло, ближним своим от них уготованное, часто постигает). IV, 372; I, 195 (Разм. X).

Я не твой брат! (дух гордости запах свой злый издает тако). IV, 367 (№ 151).


Источник: "Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского". Изд. 5-е, 1889. М. Синод. типограф., Т. 1-5 (в 2 книгах). /Репринт/. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского м-ря, 1994

Комментарии для сайта Cackle