Азбука веры Православная библиотека святитель Тихон Задонский Христианская нравственность в раскрытии святителя Тихона Задонского


иеромонах Николай (Павлык)

Христианская нравственность в раскрытии святителя Тихона Задонского

Содержание

Введение

Глава I. Грех по учению святителя Тихона 1. Общее учение о грехе 2. Гордость 3. Зависть, гнев, злоба 4. Праздность, уныние, леность, отчаяние 5. Славолюбие и честолюбие 6. Роскошь, объядение и пьянство 7. Ложь, лесть, осуждение, клевета 8. Сребролюбие, лихоимство, хищение Глава II. Обращение от греха к добродетели 1. Действие благодати Божией 2. Слово Божие 3. Совесть 4. Покаяние Глава III. Христианская добродетель по учению святителя Тихона 1. Страх Божий 2. Вера 3. Любовь к Богу 4. Любовь к ближнему 5. Надежда 6. Дела милосердия 7. Смирение 8.Терпение 9. Чистота и целомудрие Глава IV. «О должности христианской к ближнему» Глава V. Благодатные средства совершенствования в христианской нравственности. 2. Пост и воздержание 3. Таинства Церкви 4. Душеполезное чтение Глава VI. Побуждение к христианскому подвигу и утешение в нем Заключение Библиография  

 
Введение

Настоящая работа имеет своей целью раскрытие и исследование особенностей учения о христианской нравственности одного из светильников Русской Православной Церкви – святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.

Необходимость изучения творений святых отцов Церкви для православного христианина очевидна. Творения святителя Тихона имеют большое значение не только для Русской, но и всей Православной Церкви, являясь частью ее Священного Предания. Помимо этого объективного фактора, существует еще ряд обстоятельств, делающих личность и духовное наследие святителя особенно близкими православным христианам конца ХХ века, а изучение его творений – особенно значимым.

1. Творения святителя Тихона имеют преимущественно нравоучительный характер и практическую направленность. В новое время, когда возникающие ереси являются главным образом лишь повторением или видоизменением заблуждений уже известных и опровергнутых Церковью, особую актуальность приобретают вопросы христианской нравственности, насущным становится указание «пути ко спасению» и водительство на этом пути посредством проповеди и нравственно-аскетических творений. Именно в этом видел свою задачу как архипастырь и как церковный писатель святитель Тихон.

2. Современное состояние России и русского общества во многом напоминает времена святителя Тихона. Как теперь, так и тогда Россия являлась страной, открытой западному миру, влияние которого стало существенным фактором жизни всех (хотя и в разной мере) слоев русского общества. Влияние это имело (и имеет), с точки зрения христианской нравственности, характер преимущественно отрица-тельный. В смысле религиозном – по причине активного распространения неправославных и вообще нехристианских взглядов; в плане бытовом – из-за искажения традиционного уклада жизни русского общества: среди его высших слоев стали распространяться взгляды эпохи Просвещения, стремление к роскоши, искание чинов, наград, презрение к простому народу, а среди последнего тоже колебания в вере (вследствие этого – возникновение уже «русских» рационалистических сект, усиление настроений раскола, возрождение языческих верований и обрядов), а также пьянство и иные пороки. В настоящее время названные явления лишь усугубляются.

3. Святитель Тихон близок нам не только в связи с актуальностью для человека конца ХХ века тех исторических реалий, которые так ясно предстают и получают свою оценку в его творениях, но и как православный духовный писатель, учитель Церкви, живший в России (уже реформированной Петром I и его преемниками) немногим более двух столетий назад (в истории временно0е расстояние незначительное), обращающийся преимущественно к простому народу, на языке, нам гораздо более близком, чем язык древнерусских писателей; наконец, как архипастырь святой жизни, великого дара слова и силы духа.

Все это делает творения святителя Тихона Задонского предметом пристального внимания (как изучения, так и душеполезного чтения), а их автора как угодника Божия и святителя Русской Церкви – особенно близким современному православному человеку.

Не снижает, на наш взгляд, актуальности настоящей работы и обилие литературы о святителе Тихоне и его духовном наследии, к обзору которой с точки зрения раскрытия в ней христианского нравоучения мы и переходим. Подобные опыты уже имели место в патрологической науке. Главными из них являются труды: «Нравственность, раскрываемая по руководству творений святителя Тихона Задонского» Ф.Зелепугина (24)1, «Святитель Тихон Задонский как нравоучитель» свящ. Т.Попова (32), «Святитель Тихон Задонский и его нравоучение» того же автора (33), магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» схиархим. Иоанна (Маслова) (26), кандидатская диссертация «Раскрытие учения о христианской нравственности в произведениях святителя Тихона Задонского» В. Панкова (31), курсовая работа «Наставления святителя Тихона Задонского о духовном возрастании христианина» А. Аржаева (16). Кроме того, в периодических изданиях в разное время были помещены статьи: «Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве» архиеп. Михаила (Чуб) (30), «Этико-богословское мировоззрение святителя Тихона Задонского» проф., прот. Т. Попова (34), «Святитель Тихон Задонский как учитель христианской морали» Л. Клименко (28; 29). Наконец, известны курсовые сочинения: «Учение нравственности по творениям святителя Тихона Задонского» свящ. А. Куреннова и «Нравственно-христианское учение святителя Тихона Задонского» свящ. М. Ильинского (25), и отзывы на них (18; 35; 21; 37).

Таким образом, среди множества трудов о святителе Тихоне и его богословии2 можно обнаружить немало сочинений, даже названия которых почти совпадают с темой данной работы (приведено 15). Однако из них: 2 – это студенческие работы (из которых в Отделе рукописей РГБ удалось найти только вышеуказанное сочинение о. М. Ильинского); 4 – отзывы на них, по которым можно составить представление лишь о плане и общем характере этих работ; 4 – это названные статьи, где раскрываются отдельные стороны христианской нравственности. Труды свящ. Т. Попова, Ф. Зелепугина, диссертации схиархим. Иоанна (Маслова), В. Панкова и сочинение А. Аржаева имеют иной характер, чем предлагаемая работа. Главной особенностью последней является изображение и исследование в первую очередь христианского нравственного идеала, как он представлен святителем Тихоном, тогда как у названных авторов, особенно в трудах о. Иоанна (Маслова) и А. Аржаева, акцент делается на раскрытии путей его достижения (дается описание процесса духовного возрастания, совершения дела спасения христианина и т.п.)3. Кроме того, каждая эпоха имеет свои преимущественные интересы, особо актуальные для нее темы, вопросы, и автор-современник будет рассматривать наследие того святого отца или церковного писателя, творчество которого он исследует, не в последнюю очередь руководствуясь этими приоритетами. Наконец, в работе предполагается рассмотреть богословие святителя Тихона на основании самих его творений. При этом ставится задача не просто дать описание тех или иных грехов и добродетелей, но и обнаружить их внутреннюю взаимосвязь, как она выявлена самим святителем.

Прежде чем представить план диссертации, необходимо несколько слов сказать о некоторых особенностях творчества святителя. О выраженном нравоучительном характере его творений уже было упомянуто. Христианская нравственность понимается святителем предельно широко, как вообще истинно христианская жизнь (откуда и название его главного творения – «О истинном христианстве»). Даже когда святитель касается догматических тем, объясняет Священное Писание, излагает учение о таинствах, его в первую очередь интересует, как те вопросы, которые при этом становятся предметом его внимания, влияют на жизнь христианина, помогают идти ко Христу. Поэтому, рассматривая учение святителя Тихона о христианской нравственности, необходимо использовать без исключения все его творения4. Учитывая их значительный объем (в издании 1889 г. это пять томов, более полутора тысяч страниц5), особенно в сравнении с ограниченным объемом кандидатской работы, выбор подхода к решению задачи изложения нравственного учения святителя представляется особенно важным.

Это обстоятельство усугубляется сложностью цитирования творений святителя Тихона, которого называют «русским Златоустом». Воздействие его слова объясняется, в первую очередь и более всего, его архипастырским вдохновением, проповедническим даром, величием его духа, поэтому очевидно, что для изложения мыслей святителя Тихона необходимо пользоваться словами святителя, или быть им самим6. Второе невозможно, а осуществить первое, учитывая обширность творений святителя – задача трудная. Простой пересказ стал бы лишь повторением в большинстве своем известных положений христианской морали, более или менее удачно сведенных воедино. Поэтому предполагается передавать мысли святителя, по возможности, его же словами, избегая пересказа, комментарии же, рассуждения и выводы давать отдельно, не смешивая их с текстом цитируемых творений.

Не менее сложна и задача построения плана работы. Этика святителя Тихона, напомним, сугубо практическая, пастырская, что представляет определенную трудность при ее теоретическом осмыслении: не будут ли при этом мысли святителя сведены в систему, чуждую его богословию? И вместе с тем, у святителя Тихона есть свое учение. Оно в полноте изложено в творении «О истинном христианстве», которое отчасти и представляет собой опыт построения христианского нравоучения7. Исходя из того, что создавать систему принципиально новую значит совершать насилие над подходом, пониманием автора (что особенно недопустимо, если тема работы понимается как раскрытие учения о христианской нравственности именно самого святителя Тихона), мы взяли за основу (в самом общем виде) план творения «О истинном христианстве». Во избежание же простого повторения, этот план будет, с одной стороны, изменен с учетом специфики темы, с другой – дополнен материалом из других творений святителя.

Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии8. В первой главе речь идет о понимании святителем Тихоном христианской нравственности, греха как такового и о некоторых из тех страстей и пороков, которые в его творениях рассматриваются наиболее подробно. Во второй главе говорится о средствах обращения человека от греховного состояния на путь покаяния (благодать Божия, слово Божие, совесть человека), и о самом покаянии. В третьей главе излагается учение святителя о христианских добродетелях. Четвертая глава посвящена рассмотрению взаимных обязанностей христиан. В пятой представлены те основные средства, которые святитель предлагает в качестве укрепления в христианском подвиге и считает необходимым условием для его успешного совершения (богомыслие и молитва, пост, таинства Церкви, чтение Священного Писания и святоотеческих творений). В шестой приводятся «утешения», призванные побудить к обращению от греха к добродетели и укрепить тех, которые идут «узким путем» истинно христианской жизни.

Диссертация имеет приложение, в котором представлена эпоха, в которую жил святитель Тихон; сказано о современном состоянии рукописей его творений; приведен развернутый план труда «О истинном христианстве» и дан его анализ; помещены сочинения, не вошедшие в состав творений святителя издания 1889 г., переводы двух статей, близких по теме данной работе, а также указатель цитируемых святителем мест Священного Писания.

По содержанию работа представляет собой патрологическое исследование. В качестве основного источника использованы творения святителя Тихона (2–6).

Автор выражает глубокую благодарность за помощь в написании работы проф. К.Е.Скурату, а также иером. Тимофею (Никонову), мон. Самуилу (Караск), Г. П. Гребенниковой, А.Е. и И. Е. Иванцовым, Е. А. Кольцову, А. Ф. Лымареву, Л. В. Павлык, О. Б. Поповой.

* * *

1

Здесь и далее приводится номер издания по библиографии к настоящей работе, с указанием или без указания страницы.

2

См., например, библиографию к диссертации о. Иоанна (Маслова) (26, 341–372).

3

(Ср.: «Учение о спасении святителя Тихона Задонского» и «Наставления святителя Тихона Задонского о духовном возрастании христианина» названных авторов). Понимая условность подобного разделения (а именно: говорить только о достижении цели также невозможно без хотя бы общего обозначения ее самой, как и описывать цель, не обнаруживая при этом путей ее достижения), все же считаем необходимым отметить названное отличие как особенность работы.

4

Кроме, может быть, нескольких небольших, как, например, переводы с греческого «О знаменовании благословляющей иерейской руки» или «О вселенских соборах» (2, 234–236).

5

Использовалось именно это (5-е) издание творений святителя (2–6) как самое полное и в настоящее время наиболее доступное.

6

Думается, это имел в виду Ф.М.Достоевский, когда говорил, что «главное в Тихоне – это сам Тихон» (цит. по: 43, 224).

7

Этот труд, как обобщающий и созданный позже других главных творений святителя, включает в себя большинство мыслей, которые разрабатывались им ранее, в других сочинениях.

8

В работе не приводится житие святителя Тихона, как хорошо известное и многократно издававшееся. Вместо этого в приложении помещена глава «Святитель Тихон и его эпоха», а в саму работу введены эпизоды из жизни святителя, выбранные в качестве иллюстраций к его учению о христианской нравственности.


Источник: Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского / иеромонах Николай (Павлык). - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Русский хронографъ, 2013. - 368 с. ISBN 5-85134-002-4

Комментарии для сайта Cackle