святитель Тихон Задонский

О

Вопр. Как святитель Тихон говорит об Обрезании?

Отв. (Книга VII, стр. 297). Наконец, возсияло Солнце правды, из девственной утробы: родился от Девы Сын Божий, явился на земли Царь небесный; Слово плоть бысть и Ветхий деньми, яко младенец, пеленами повился; показался Невидимый, и питаяй всякую плоть – матерним млеком питается. При рождении Его, Ангели святые воспели славу и хвалу Божию: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Рождество по плоти Сына Божия Спаса нашего празднует Церковь декабря 25.

Рожденный Сын Божий в осьмый день обрезан по закону Моисееву, и наречено имя Ему Иисус, нареченное Ангелом, прежде даже не зачатся во чреве (Мф. 1:21). Иисус значит Спаситель, яко спасает людей Своих от грех их. Постоим здесь, любезный читатель, и почудимся благости Божией. Обрезался Тот, Который не имеет скверны; приял нарицание и имя Тот, Котораго род и имя неизреченно; нарекся Иисус, да сим именем покажет, что Он есть Спаситель мира и ведет людей своих не в Хананею, как Иисус Навин, но в Небесное царствие; нарекся сыном человеческим Тот, Который на земли не знает Отца; зачался Тот, Который начала не имеет; видим стал Тот, Который по естеству Своему не видим; осязался матерними руками Тот, Который Ангелам неприступен; повился пеленами Тот, Который одевает небо облаками. Мене ради и тебе, человече, восприял Сын Божий великое сие посольство. Благослови, душе моя Господа.

Когда прошло четыредесять дней от рождения, святою Материю Он принесен во храм Господень по закону Моисееву. В то время, по смотрению Божию, пришел во храм Господень Симеон праведный, муж престарелый, которому обещано было не видеть смерти, пока не увидит Христа Господня. Только что он увидел младенца Иисуса, Духом Святым узнал, что младенец тот есть Мессия, от Бога обещанный и пророками проповеданный; итак, взявши Его с благословением на руки свои, благословил Бога и с радостию воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей (Лк. 2:29, 31). И сие то значит праздник Сретения Господня, бывающий 2 Февраля.

Будучи двунадесяти лет, Иисус Сын Божий, в праздник Пасхи, взошел во храм Божий, и седши посреди учителей, послушал их и вопрошал их. Ужасахуся же вси, послушающие Его, о разуме Его и ответех Его (Лк. 2:47). Ибо хотя и отрок был возрастом, но в таком возрасте действовала и показывалась Ипостасная премудрость Божия, яко Он есть Божия сила и Божия премудрость. Лет яко тридесяти жития Своего на земли, Он крестился во Иордане реке от пророка и предтечи Иоанна. Тогда явился над Ним Дух Святый в виде голубине и Отец небесный гласом с небесе засвидетельствовал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Мф. 3:17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21 и пр.). Здесь тайна пресвятыя Троицы открылась нам. Сын во плоти крестился; Дух Святый на Него сошел; Отец с небесе свидетельствовал. Так Триипостасный Бог Отец, Сын и Дух Святый – Создатель наш о спасении нашем промышляет. Сие спасительное Богоявление празднуется января 6 дня. Но Христос крестился не так, как мы крещаемся. Мы крещением омываемся от скверн греховных и освящаемся. Христос греха не имел, и потому не было нужды Ему омываться от греха; но Своим крещением наше крещение установил и освятил. По крещении возведен был Духом в пустыню Сын Божий искуситися от диавола, и искушаем был от него, и победил искусителя (Мф. 4:1–11). Постой и здесь и почудись благости Божией. Бог будучи, попустил злому и нечистому духу приступить к Себе и искушать различно, а сим показал, что всякому, кто рожден водою и Духом, и начал работать Господу, следует искушение (Сир. 2:1). Победил Он искусителя: нам победил, да мы побежденнаго от Него силою Его побеждаем. По искушении претерпенном и побеждении, вышел Христос из пустыни и пошел на проповедь св. Евангелия, которое от недр небеснаго Отца Своего на землю принес, и с ним все человеколюбие и благость Его открыл нам, глаголя: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1:15).

Вот как бл. Тихон говорит об одном из погрешительных мнений – касательно обрядовой, внешней стороны богопочтения!

«Многие, по видимому, и тщатся быть благочестивыми; но поелику не внимают Божию слову, яко истинному и совершенному правилу, то не в том полагают благочестие, в чем оно состоит, но в том, что слепому своему разуму и плоти угодно видят, и так заблуждают. Многие из них то, что человек написал, ненарушимо хранить тщатся, но что Бог запретил или повелел, о том небрегут. Слово и заповедь человеческую соблюдают, но слово и заповедь Божию оставляют и пренебрегают. Много такого заблуждения везде примечается! У многих, в среду и пяток и прочие дни, от некиих снедей воздерживаться, а у иных и совсем ничего не ясти в сии дни поставляется; но от злобы, клеветы, зависти, злословия и прочих христианства язв и единаго часа воздержаться не хотят. Многие созидают высокие храмы Божии и украшают, высокия колокольни и великие колокола делают, богатое платье для церкви шьют, книги, Евангелия и образа святые и образ креста Христова серебром и златом окладывают, и сим веществом хотят невещественному Богу угодить; но бедных, нищих, в тюрьмах за долги заключенных оставляют и презирают, и так делают то, чего Бог не повелел, но не делают того, что Бог повелел. Я здесь не созидание храмов, но небрежение Божия слова охуждаю. Нужны и храмы, но не великолепие (огромность) храмов. Во всяком храме, только бы удобен был и чист, публичное Богослужение отправлять можно; но человекам, одушевленным храмам Божиим, без пищи, одежды и покоя пробыть не возможно. На сих, и которые требуют от нас милости, излишество обращать должно. Не то делать нам должно, что нашим очам, но что Божиим – угодно и слову Его святому согласно. Так люди, оставивши Божие слово и своему последуя разуму слепому, не знают, что делают, и свое за неблагодарность возмездие восприемлют, лишаясь благодати Божией (ч. VIII, стр. 52, §369).

Слово общение и силу его видим в 1-м послании св. Иоанна Богослова. Еже бе исперва, еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом и руки наша осязаша о Словеси животнем, поведаем вам, да и вы общение имате с нами: общение же наше со Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом (1Ин. 1:1, 3). И сие есть обетование, еже слышахом от Него и поведаем вам, яко Бог свет есть и тьмы в Нем несть ни единыя. Аще речем, яко общение имамы с Ним, и во тьме ходим, лжем и не творим истины. Аще же во свете ходим, общение имамы друг ко другу, и кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякаго греха (1Ин. 1:5–7).

Святитель Тихон общение со Христом просто, но верно выясняет, остановя духовное разсуждение свое на простом слове: он с ним за одно. Слово сие, пишет он в задонской келлии своей, говорится о тех людях, которые единомыслие и согласие между собой имеют. Так верный раб с господином своим за одно; сын с отцем за одно; друг верный с другом за одно; но и блудник с блудницею, разбойник с разбойником, тать с татем – за одно. Тоже и в духовном отношении. Всяк человек – или со Христом, или – с противником Его диаволом. Какой и чей кто дух имеет, с тем за одно. Кто во Христа Сына Божия истинно и сердечно верует, и Его Искупителем и Спасителем своим исповедует, Его любит и, по слову Его, всякаго человека; кто против всякаго греха борется и подвизается: тот воистину со Христом за одно, имея с Ним общение, единомыслие и мир. О прелюбезное единомыслие! О пресладкое согласие! О небесное дружество! О всевожделенное блаженство – быть едино со Христом! Сие есть истинная и небесная премудрость, истинное и небесное богатство, честь и слава!.. Сему великому христианскому блаженству диавол завидуя, как прародителей в раи, чрез злыя помыслы прельщает христиан и отвлекает от Христа. Те, которые пагубнаго совета его слушают и с ним согласуются, – с ним за одно. Злобный и отмщением дышащий с диаволом за одно. Ибо диавол есть дух злобы и человекоубийца. В гордости и пышности живущий с диаволом за одно. Ибо диавол есть дух гордый. Блудник, прелюбодей и нечистоты любитель с диаволом за одно; ибо диавол есть дух нечистый. Словом: всяк, кто противно слову Божию живет и диавольскую волю творит, с диаволом за одно... О, в коль бедное состояние пришел человек, по образу Божию созданный! С диаволом, противником Божиим, за одно стал. Господи пощади! Ибо горе – душе, которая не со Христом. Вечная беда и погибель постигнет ее!

Ничто так не вредит человеку, наипаче – юному, как злая компания. Как общение с добрыми есть такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, т. е. честному житию: так обращение со злыми бывает виною крайняго развращения. Хотя бы кто был и природы доброй и благовоспитан; но когда с развращенными обходиться станет, трудно и почти невозможно ему не развратиться. Злоба, как смола, прилипчива, и нечувствительно в добрые нравы входит и заражает их. Сказывают, что здоровые глаза, когда смотрят на больные, сами вред приемлют, а сим никакой не делают пользы: так добрый, живя со злыми, сам портится, а их не исправляет. Разсуждай убо, христиане, с. кем хощешь иметь общение, и, пока не познаешь совершенно, ни к кому не приставай, да не в пропасть погибели впадеши. Лучше со зверьми жить, нежели с злыми людьми. Злые люди, говорит св. Златоуст, более вредят, нежели ядовитыя змии: ибо сии открыто яд свой износят, – а те каждодневно, тайно и нечувствительно заражают (На Пс. 4).

Горе – юным детям, которые развращенных родителей имеют! Куда им от таких родителей удалиться, когда принуждены с ними жить под одним кровом, за одною трапезою сидеть, слова, дела и все поступки их наблюдать? Юность, как сама собою ко всякому злу склонная, требует прилежнаго руководства, добраго воспитания и наставления: но вместо сего сретает ее злоядовитый родительских нравов соблазн... Горе – юным детям от сего соблазна! Но сугубое горе – родителям, которые, вместо полезнаго учения, злым примером, как ядом, юныя сердца заражают!.. А что о родителях здесь говорится, то должно разуметь и о тех, кои отеческое звание на себе имеют, как-то: учители, пастыри, начальники и пр. (Част. V, §§135, 136).

Вопр. Как святитель Тихон беседует о пороках объядения и пиянства?

Отв. I. От св. Писания: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением, и пиянством и печальми житейскими (Лк. 21:34). Несть царство Божие брашно и питие, ноправда, мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14:17). II. От св. Златоуста: несть зло ясти и пити, но объядение порочно (Бесед. 10 на 1 гл. Быт).

Толикое зло есть сладострастие пищи, что и безсловесным скотам вредит (Бесед. 44 на Мф. гл. 12). Излишество в пище и питии есть мать зол (Бесед. 58 на Мф, гл. 17). Диавол ничего так не любит, как – роскоши и пиянства (Бесед. вышеозн.). Вино есть Божие дело, а пиянство диавольское; не вино производит пиянство, но невоздержание (Бесед. 1 к нар. Антиох.). III. От своего разсуждения. Объядение есть излишнее пищи употребление и обременение чрева. О сколь оно вредно! Пиянство есть излишнее употребление пьянаго пития. Пиянство двоякое есть: иное – от вина, иное – от страсти. От страсти пиянство в том состоит, если кто сердце свое имеет, страстьми наполненное... Пиянство от вина двоякое зло наводит людям: телу – немощи различныя, душе – пагубу. Чего трезвый не делает, на то пияный дерзает... В рове погибели лежит, но того не чувствует; погибает, но погибели не познает. IV. Пиянству начало: злая компания и частыя пиршества, обеды; политическия подчивания, с усильным прошением, и поздравления, как то: – за здравие-де того и того выпьем. V. Пособия против сей страсти. 1) Юным людям не дозволять пьянаго пития пить, ибо юный удобно привыкает. 2) Совершенным мужам без нужды не употреблять вина. 3) От злых компаний убегать. 4) Помнить, что приобыкшие к сей страсти трудно от нея освобождаются и многие в ней умирают. 5) Приобыкшим к сей страсти против нея вооружаться и изтрезвившись милосердому Богу молиться, плакать, чтобы от нея освободил. 6) Помышлять, что пияницы многие спя умирают и от сего века на оный переходят без всякого чувства и без покаяния, что страшно. 7) Приводить им на память все зло, происходящее во время пиянства: соблазны, ссоры, драки, мечтания, страхования, недуги, всего тела разслабление, и сравнить трезваго жития состояние с состоянием пьяных и проч. (Ч. II. §6).

Обычай обычаем побеждается, говорит святитель Тихон (2 ч. стр. 235). Ежели ты ко гневу сроден или по привычке склонен: то прилежно всего того берегись, что сию страсть возбуждает. Утиши себя на малое время, сочти, сколько дней ты не сердился. Ты по своему нраву ежедневно сердиться обык; а буде два или три дня ни за что не злобился: то – уже подлинный знак, что гнев твой убывает. Ежели увидишь, что сего гнева с яростию целую неделю у тебя не было: то, сходивши в церковь, за сию Творца твоего милость усердно поблагодари. Сегодня я ни о чем не печалился, и завтра тужить не стану: а что, как я недель пять-шесть сряду тоже делать начну, не лучше ль мне прежняго будет?

Примеч. Также и в прочих страстях и злых склонностях поступай, брате!

Обеты, данные нами при св. крещении, святитель Тихон излагает в статьях: присяга и обрученная дева мужу (Сокров. духов). 1) Видим, что, когда человек или в воинство избирается или на честь какую возводится, или к какому иному делу государеву определяется, то присягает и с клятвою обещается верно и праведно Государю и обществу служить и по чистой совести поступать. Так все христиане, входя в Церковь святую, приемля честь и достоинство христианскаго высокаго имени и записываясь в воинство небеснаго Царя, присягают – в том до конца пребывать, клянутся и обещаются, отрекшись сатаны и всех злых дел его, верою и правдою служить единому Христу, Господу, небесному Царю, во всю жизнь. Видим сию присягу, клятву и обещание христиан... Пред крещением всяк трижды возглашает: отрицаюся сатаны, и всех дел его, и всего служения его и всея гордыни его, и плюет на него. Также приступает ко Христу и глаголет: сочетаваюся Христу – трижды... Сия есть сила обетов наших, учиненных нами пред св. крещением! Тяжко грешат люди, которые присяги Государю и обществу не хранят. Таковые суть неверные и вероломные сыны общества, и называются позорным именем изменников... Тяжко грешат и христиане, которые в св. крещении присягали, клялись и обещались Христу Господу служить, но обеты свои нарушили и солгали... Нарушившие присягу Государю и обществу казнь приемлют: тако христиане лживые наказаны будут, яко изменники, вечно – более, нежели турки и идолопоклонники (ч. 12. ст. 4).

2) Видим в мире, что девы обручаются мужам в невесты. Так христианския души верою в крещении обручаются небесному жениху – Христу, яко девы чистыя в невесту, по слову Христову (2Кор. 11:2)... Невеста единого жениха своего любит и тому единому угождает: так душе христианской единаго жениха своего – Христа должно любить и Ему единому угождать. Не нравится жениху невеста и от ней отвращается, когда она ко иным любителям любовию обращается: тако отвращается Христос от души христианской грехолюбивой и миролюбивой. Да омерзеет убо тебе, о душе моя, любовь греха и мира (там же, ст. 6)!

У преосвящ. митрополита Гавриила в его книге: о служении и чиноположениях Православной Церкви написано сие: «имя оглашенных присвоено иноверным, приступающим к Церкви, потому что чрез диаконов об них возглашается в церкви: почему и первые обряды, по которым они приемлются, нарицаются оглашения" (собор. Ник. 1, пр. 14)·

Божественная литургия разделена на три части: 1) проскомидия. 2) общия молитвы и 3) совершение св. тайны Евхаристии. Вторая часть литургии, т. е. общия молитвы нарицаются так потому, что и верные, и оглашенные и кающиеся слушали их, поелику они относились ко всем им. Слыши стояща проповедника и глаголюща: елицы в покаянии отъидите вси. Для чего глаголет: отъидите немогущии молиться? Трапеза предстоит царская, Ангели служат трапезе, Сам предстоит Царь...

Из сего явствует, что под именем оглашенных разумеются не только оглашенные ко крещению, но все кающиеся и стоящие под запрещением.

Ожесточенный грешник есть тоже, что глухий. Ожесточение есть глухота духовная. И вот что говорит о ней святитель Тихон: «Имеет тело слух; имеет и душа свой слух. Не всякое тело имеет отверстый слух: не всякая и душа... Тело имеет свою глухоту, когда уши его заключены: тако и душа имеет свою глухоту, когда слух у ней заключен (упорством, ожесточением). Телесно глухий не слышит, что ему говорят, приказывают, обещают, запрещают: тако духовно глухий есть тот, который слух души своей имеет заключен, не слышит, что ему Бог говорит, повелевает, обещает, запрещает: ибо как он может слышать без отверстаго слуха? У всякаго блудника и прелюбодея, у всякаго хищника, татя, мздоимца, лихоимца, у всякаго сребролюбца, сластолюбца, словом – у всякаго беззаконнующаго заключены уши душевныя, и потому душа глуха. Сколько таковые слышат слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются! Слышат они и не слышат; слышат телесными, но не слышат душевными ушами, и как могут ими слушать, когда их затворенными имеют? – Сколько люди слышат слово Христово: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы! (Мф. 11:28). Но не хотят ко Христу придти и покой иметь: держатся за мир, как за любимое свое сокровище, хотя он безпокойствует и погубляет их. Се есть глухота душевная!

Когда в храмине различный шум, крик и мятеж бывают; тогда, что ни говорится человеку, не слышит: тоже и в душе бывает. Когда ее безпокоит различный мирских похотей шум и мятеж; тогда она не может слышать слова Божия: потому что мирския похоти, которыя воюют на душу, не допускают достигнуть до нея слову Божию, отражают и отгоняют его от нея. Что в таком случае глас слова Божия успеет? Как глухому – музыка, так таковым шумом объятой душе слово Божие. Слышит таковый проповедь Божия слова и похваляет ее; но пользы оттуда никакой не получает; отходит от проповеди таковым же, каковым пришел, и о если бы не горшим! Ибо слышанное Божие слово в больший вред обращается тому, кто слышит его, но не исправляется от него. Так ожесточенные книжники и фарисеи часто слышали слово Божие от Христа, и не исправлялись, и посему в горшее успевали. И для того-то сатана, враг душ человеческих, всеми силами старается запутать душу в похоти мирския, как рыбу – в сети, дабы слова Божия до себя не допустила, и так бы погибла. О Христе Иисусе! избави мя от всякаго неведения, забвения... и окамененнаго нечувствия.

Вопр. Простенькое слово сие: он сделал свое дело и отшел – что представило и напомнило уму бл. Тихона?

Отв. Все домостроительство нашего спасения, предизображенное и предначертанное в Ветхом завете, и совершившееся благовествованное в Новом завете. «Говорят слово сие тогда наипаче, размышляет святитель Тихон в своем Задонском уединении, когда один у другаго спрашивает: где такой-то человек? тогда ответствует ему другой так: он сделал свое дело и отшел. Христианин! Мы слово сие о Христе Спасителе нашем можем и должны говорить, а наипаче – тогда, когда нас вопрошают безбожнии, нечестивии, незнающие и не приемлющие Его, мы со дерзновением должны отвечать: Он сделал свое дело и отшел, хотя Он невидимо и неотступно с нами пребывает, и до скончания века пребудет, по неложному Своему обещанию (Мф. 28:20). Дело Его есть дело спасения нашего, которое Он сделал посреди земли – и отшел. О сем деле глаголет Он к небесному Отцу Своему: дело соверших, еже дал еси Мне (Ин. 17:4). Дело сие велико и непостижимо умом нашим. Сие дело пророки издалеча предвидели, удивлялись и ужасались оному, и со удивлением и ужасом проповедовали и возвещали миру: грядет, грядет Тот, Иже есть прежде век Бог наш, скоро идет и не закоснит; сам Господь приидет и спасет нас. Сие дело Его самовидцы Апостолы видели и всему миру проповедовали, и им, как сокровищем неоцененным, всю вселенную обогатили. Еже бе исперва, еже слышахом, еже видехом очима нашима и руки наши осязаша о Словеси животнем... поведаем вам (1Ин. 1:1, 3). Дело сие Его великое и преславное объявляет нам, и душевным нашим очам представляет святое Евангелие Его. Там видим великое сие Его дело, которое он Сам Собою совершил, нашего ради спасения, и отшел к небесному Своему Отцу. Там видим спасительное Его пришествие к нам, труды и подвиг, нашего ради спасения подъятый, и отшествие Его...» (за сим святитель Тихон излагает всю историю Евангельскую от Р. X. до вознесения, с присовокуплением многих, приличных событиям, нравоучений).

Видим, христиане, первое пришествие Христово: ожидаем еще втораго. Потщимся убо перваго причастниками быть, да и второе пришествие Его с радостию сретим (Част. 12, ст. 1).

Вот что святитель Тихон предлагает нам об осуждении из златоглаголивых уст вселенского Иерарха: «хотя бы никакого другаго не делали мы беззакония, сие единое могло бы нас ввергнуть в геенскую бездну, что мы, тяжких бревен в очах своих не чувствуя, строгий всегда произносим суд над погрешностями других (В книге об умилении – к Димитрию монаху)».

«Не осуждай другаго, но старайся самаго себя исправить, дабы ты сам не был достоин осуждения. Какая польза от того, что мы воздерживаемся от птиц и рыб, когда друг друга угрызаем и съедаем?

Клеветники – подобны мухам: как мухи летят на чужия раны, так клеветники проискивают чужия погрешности, дабы разглашать оныя.

Не одне стрелы уязвляют человека: поносительныя слова жесточайшия наносят раны. Кто любить клевету, тот служит диаволу. Как проповедник истины многих словом своим спасает, так клеветник и осудитель тем же словом премногих погубляет. Не только поносить не должно, но и других, поносящих ближняго, слушать.

Вопр. Как святитель Тихон от своего мудрствования предостерегает от осуждения?

Отв. 1) Осуждение и оклеветание происходит от разных вин: от гордости; ибо гордый, себя вознося и почитая, других пересуживает и унижает. Иногда бывает от злобы; ибо злобный, не имея чем отмстить ближнему, оклеветанием и злословием славу его терзает. Иногда – от зависти; ибо завистливый, не терпя видеть ближняго почитаемым, безчестным именем его порочит и поносит. Иногда бывает от злой привычки, ярости, гнева и нетерпения; всему же корень есть самолюбие и ненависть к ближнему.

2) Причины, ради коих не должно осуждать ближняго. Осуждающие ближняго сан Христа восхищают, Который – един законоположник и судия; а сие тяжко и страшно. Ближний наш есть раб Божий, а не наш, своему Господу падает и стоит, и потому Божия раба судить также тяжко. Кто ближняго судит, себя осуждает, ибо тяжко творит судяй. Часто бывает, что многие пред людьми являются грешниками, а внутрь – праведники, и напротив: многие являются праведными, а внутрь они – грешники. Часто худой слух ложно проносится от злобных и завистников. Заповедь Христова разоряется: не судите. Наконец, часто бывает, что хотя кто и подлинно согрешил, но уже и покаялся; а кающемуся Бог прощает, презирая и не воспоминая согрешения.

3) Пособие к избежанию от осуждения: 1) всякому себя знать, и не чужие, а свои пороки смотреть и очищать. 2) Злобу, зависть, ненависть отбросить. 3) Брату падшему или падающему – духом любви соболезновать. 4) Молиться милосердому Богу, чтобы падшаго возставил и заблудшаго обратил, – а тебе в те же пороки впасть не попустил. 5) берещися от разговоров непотребных, на которых люди пересуживаются, и – от тех людей, кои злую привычку имеют других осуждать. Положи, Господи, хранение устом моим! (Пс. 140:3).

4) Утешение терпящим пересуды, клеветы и поношения. 1) Сам Христос претерпел поношения невинно: читай Евангелие; и – святии Божии: читай Минеи. Тоже приключается и ныне рабам Божиим. Убо не первому тебе сие случается. 2) Праведное и неправедное поношение терпеть должно. Праведное, поелику заслужили оное; неправедное, поелику, хотя в том и не виноваты, но в другом согрешили. 3) Может быть, сами кого оклеветали, осудили и злословили; и – в нюже меру мерили, и нам мерится (Мф. 7:2). 4) Уже изсякла любовь многих; ненависть умножилась. Чего более и тебе ждать в сие лютое время? 5) Для утешения прибегай к источнику слова Божия: блажени есте, егда поносят вам и пр. (Мф. 5:11). 6) Злоречием и клеветою смиряемся и самомнение наше уничтожается. И 7) злоречивый чей-либо язык дается нам, аки ангел сатанин, да не превозносимся.

Люди то только отвержением Христа называют, когда христианин устами и словом Христа отвергается. И подлинно сие есть отвержение, и есть тяжкое и пагубное дело. Ибо отрещися Христа – есть отрещись живота и повергнуть себя в явную смерть. Но и есть подобное тому – отвержение Христа. А оно то есть, которое бывает делами и беззаконным житием. О сем отвержении глаголет Апостол: Бога исповедают ведети, а делы отмещутся, мерзцы суще и непокориви, и на всякое дело благое неискусни (Тит. 1:16). Есть убо отвержение Христа языком, есть отвержение и делом. Не ласкай убо себя, христианине, тем, что ты христианин, когда не благочестиво, но беззаконно живешь. Кто презирает повеление, тот презирает и оставляет повелевающаго. Неверный раб господину своему – тот, который не имеет к нему послушания. Какой раб Христов – тот христианин, который Христа не слушает? Иже несть со Мною, на Мя есть (Мф. 12:30). Всяк беззконнующий христианин не со Христом пребывает; убо есть против Христа; убо есть противник Христу; убо отрекся Христа, хотя и взывает к Нему: Господи, Господи! Блудодействуешь – ли, христианин, прелюбодействуешь, или иным образом оскверняешь душу и тело твое? Отвергаешь Христа. Держишь ли на ближняго твоего гнев и умышляешь, как ему повредить? Отвергаешися Христа. Простираешь ли руку твою на похищение и грабление чуждаго добра? Отвергаешься Христа. Льстишь ли, лукавнуешь ли, и обманываешь ближняго твоего? Отвергаешься Христа. Словом – всякое беззаконное дело против совести и от умысла совершая, отвергаешься Христа. И столько раз страстной похоти жрешь – жертву приносишь, сколько раз ее слушаешь. Отрекись убо похоти, убеждающей тебя на злое дело, и слушай Христа, и не будешь отрицаться Его. О колико есть ложных христиан! Колико под именем христианским идолопоклонников кроется! Какая их молитва? Какая их жертва и приношение (Част. 11, ст. 34)? О, Господи! вразуми нас, и исправи, и обнови, и в христиан претвори силою креста Твоего.

Вопр. Как свят. Тихон беседует о едином отце всех христиан?

Отв. И буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2Кор. 6:18; Иер. 3:19). Хотя и всех людей, которые и не знают Бога, Бог есть Отец, яко Создатель и Промыслитель, и солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя; однако же верных Своих, которые знают Его, единаго истиннаго Бога, почитают Его, боятся и любят Его, и усердное послушание тщатся Ему показывать, Он особливым образом называтеся и есть Отец. Сие человеколюбие Божие, что Он благоволил назваться и быть верных Своих Отцем, на многих св. Писания местах изображается, во утешение наше. К Нему Сын Божий научил Апостолов, а чрез них – и нас, молиться так: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое и пр. К Нему Исаия молится: Ты еси Отец наш (Ис. 63:16). И Сам обещался быть верным Своим во Отца (2Кор. 6:18.) И верные к Нему взывают: Авва Отче (Рим. 8:15; и Гал. 3:26, 27)! От сего – человеколюбия Божия источника проистекает нам грешным многоразличное утешение, которым, как хладною водою в жажде, в приключающихся бедствиях прохлаждаемся. 1) От сего живаго и сладкаго источника проистекли столь многия милостивыя Его обещания, которыми пророческия и апостольския книги преисполнены. 2) Ежели Бог есть Отец нас: то кто на нас (Рим. 8:31)? Если Бог есть наш Отец, то без сомнения Он по нас; ибо какой отец за сынов своих не стоит? Кто может озлобить нас, от руки Его восхитить, погубить, когда сами не восхощем? Мой еси ты. И аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе; и аще сквозе огнь прейдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе (Ис. 43:1, 2). С ним есмь в скорби и изму его (Пс. 90:15), глаголет Господь Бог. Ежели Бог есть Отец наш, чего не можем испросить у Него, когда, по воле Его и с верою, просить будем? Иже Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал Его есть, како не и с Ним вся нам дарствует (Рим. 8:32)?

Отец плотский, хотя бы и желал просящим детям просимое дать, часто и не подает: потому что не все, что хочет, может. Бог Отец наш не тако. Он как всякаго блага хощет, яко преблагий; так и всякое благо подать может, яко всемогущий. Посему повелено нам всего просить у Него: просите и дастся вам (Мф. 7:7). Волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит (Пс. 144:19). Отеческая любовь Божия ободряет нас не отчаяваться за содеянные грехи, но с верою и надеждою толкать в двери милосердия Его. Ибо как отеческое сердце не умилосердится над кающимся и со слезами просящими прощения?.. Сию благодать, умом нашим непостижимую, заслужил нам Сын Божий, Иисус Христос, Который благоволил быть Сыном человеческим, чтобы нам Бога Отцем соделать, и нас, сынов человеческих, сынами Божиими учинить, как слышим в Пасху: Елицы прияша ЕгоХриста, даде им область чадами Божиими быти, верующими во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин. 1:12, 13).

Сию неизреченную любовь, которой и Ангели снятии удивляются, св. ап. Иоанн разсуждая, так с удивлением взывает: видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся и есмы (1Ин. 3:1). О колико христианам сей высокий титул и достоинство надлежит помнить, и берещи, и дорожить им паче всякаго сокровища всего мира и – паче живота своего, и не прельщаться титулами века сего и суетною славою, – но довольствоваться тем единым, что Бога Отца имеют, и суть сынове Божии, верою о Христе Иисусе (Част. 9, гл. 2)!

Вопр. Какие мысли родились в духовном разуме бл. Тихона при слышании сего обыкновенного житейского слова: Отец твой давно тебя ждет: не медли?

Отв. Следующие. Бывает, говорит святитель Тихон, что один другому, от отца своего и от дому отлучившемуся и медлящему, говорит так: отец твой давно тебя ждет: что ты медлишь? Так пророки, апостолы, пастыри и учители Церковные всякому грешнику говорят, – грешнику, который во св. крещении к небесному Отцу пристал – было и к домашним Его причислился – было, но потом – беззаконным и развращенным житием от Него, как бы в далекую страну, отшел. К такому говорят и увещавают его: Отец небесный давно тебя ждет: что ты медлишь, бедный грешник? Медлишь на беззаконной стране сей и в пагубном удалении? Помяни благоутробие Отца твоего! Прогневал ты Его; но Он милости Своей не отъемлет от тебя. Удалился ты от Него; но Он ожидает тебя. Востав убо, иди смело к Отцу своему, и падши пред милосердыми очами Его, признай свою виновность, и скажи Ему с сокрушением и жалением сердца: Отче! согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя яко единаго от наемник Твоих... Чем усерднее будешь каяться и исправляться и в лучшее пременяться, тем поспешнее к Отцу небесному будешь идти и приближаться. Ибо к Нему, не ногами, но сердцем, – не пременением места, но пременением воли и нравов, приходим. Как грехами удаляемся от Бога; так истинным покаянием, исправлением и пременением воли нашея и нравов в лучшее – к Нему приближаемся (Част. 11. ст. 10).

Вот тебе, л. б., некоторые, только некоторые мысли, возбужденные в душе св. Тихона простым словом: Отец твой давно тебя ждет: не медли. Не медли и ты, душе моя, и поспеши обратиться к Отцу небесному, да обрящеши покой и спасение о Христе Иисусе, распятом за ны.

Вопр. Как рассуждает святитель Тихон о возможности откровения?

Отв. Никак. В уме его, думаю, и не рождалось сего недоразумения: он ведал и помнил, что Дух, идеже хощет, дышет, и что Бог вся, елика хощет, творит. Рассуждение же его о слепоте человеческой можно принять здесь, как превосходное и сильное доказательство необходимости для нас Божественнаго Откровения.

«Что тьма – глазам телесным, говорит св. Тихон, то грех – душе человеческой. Тьма ослепляет и закрывает глаза так, что человек, хотя глаза имеет, ничего не видит: не видит пути, по которому идет; вещи одной от другой не различает, наприм. злата – от сребра, и пр... Подобным образом грех – тьма духовная – око душевное помрачает так, что грешник ходит, как слепый: не знает, куда путь его ведет, не видит пред собою рва вечныя погибели, в который упасть готов; не распознает порока от добродетели, зла – от добра, истины – от лжи... Вот пример ослепления человеческаго»!

Вопр. Как св. Иоанн Дамаскин рассуждает о необходимости Откровения?

Отв. Бога никтоже виде нигде же. Единородный Сын, сый въоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18). Божество – неизреченно и непостижимо. Ибо никто же знает Отца, токмо Сын, ни Сынатокмо Отец (Мф. 11:27). Также и Дух Святый ведает Божие, подобно – как дух человека знает то, что в человеке (1Кор. 2:11). Кроме же перваго и блаженнаго существа, никто никогда не познал Бога, разве кому открыл сам Бог, – никто не только из человеков, но даже – из премирных сил, из Херувимов и Серафимов.

Впрочем Бог не оставил нас в совершенном о Нем неведении. Ибо ведение о бытии Божием сам Бог насадил в природе каждаго. И сама тварь, ея хранение и управление возвещают о величии Божества (Прем. 13:5). Сверх того, с начала – чрез закон и пророков, потом чрез единороднаго Сына Своего Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Бог сообщил нам познание о Себе, поколику вместить можем. Посему все, преданное нам законом, пророками, апостолами и евангелистами, мы принимаем, признаем и почитаем, а более ничего не доискиваемся: потому что Бог есть датель всякаго блага, так как сам Он – благ и непричастен ни зависти, ни другой какой-либо страсти. Ибо зависть не свойственна естеству Божию, безстрастному и единому благому. Итак Бог, яко всеведущий и промышляющий о пользе каждого, открыл все, что знать нам должно и полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить. Удовольствуемся сим, и будем сего держаться, не прелагая вечных пределов и не преступая Божественнаго предания (Притч. 22:28).

Вопр. Где и как святитель Тихон беседует о необходимости Откровения?

Отв. В V-й части в главе 3-й о слепоте человеческой.

Вопр. Какие святитель Тихон указывает признаки откровения – внутренние и внешние?

Отв. 1) Сколько святому учению, апостолами проповедоваемому, противились ожесточенные иудеи, сколько усиливались скрыть славное воскресение Христово! Колико запрещали, угрожали, в темницы заключали и били, чтобы не проповедовали Иисуса (читай книгу Деяний)! Но ничего не успели... И промчеся слово Божие от Иерусалима, как реки Едема, в другия страны.

2) От ожесточенных Иудеев обратились проповедники Божии к язычникам и разсеялись по вселенной самовидцы – пронести имя Иисусово во все концы земли, и свидетельствовать о Нем пред всем светом, и сеять слово Божие на нивах сердец идолопоклоннических. Да разсудит же всякий, сколь странное, неудобное и простому разуму человеческому непонятное дело идти в чужия страны, к народам, как зверям, диким, – идти без всякаго припаса, с единым только жезлом, и проповедать незнаемаго Бога тем, кои были отеческих богов ревнители, и открывать таинства, уму человеческому непостижимыя!.. Не усумнились, пошли проповедники Божии и пронесли имя Иисусово во все концы земли, и как агнцы посреде волков – обращались, терзаемые от них, но не снедаемые... Божия сия сила!

Примеч. Впрочем, внутренние признаки Откровения в классическом разуме суть: сообразность его с величием и свойствами Божиими, с потребностями духа человеческаго, поспешество к возвышению человека и пр.

3) Истина учения откровеннаго явствует из того, что проповедники и последователи его претерпевают в мире сем гонения. Учение евангельское есть учение небесное, от Бога происшедшее, и потому сатана, князь мира, и сынове века сего не любят сего небеснаго семяне и чад, от него духовно рожденных: о сем все прешедшие веки свидетельствуют. Тоже видим и ныне: доколе человек живет по духу мира, и похотям мирским работает, – любезное он чадо миру... А как только он примется за слово Божие и зачнутся в нем спасительные его плоды: то его все, как страннаго и пришельца, чуждаются; и как море не держит мертваго тела, но извергает вон; так и его – все сыны века сего отвергают. И сие то есть, о чем Апостол глаголет (2Тим. 3:12), и Сам Господь (Ин. 15:18, 19).

4) Особеннаго примечания достойно – то, что св. Библия – хранилище откровения, в целости сохранилась. Пророческия книги, во времена отступства Израильтян от Бога истиннаго, Апостольския – во времена ужасных на Церковь гонений, сохранно соблюлись. Это чудо не меньше того, как – искре огненной посреди, воды сохраниться. Сатана, враг душ наших, свирепел и усиливался истребить от людей истинное Богопознание и Богопочтение, а для сего уничтожить книги св. Писания, источники Израилевы, из которых и Богопознание, и Богопочтение, и утешение почерпаются. Божией то благости и силе должно приписать, что Божие слово сохранилося и доселе сохраняется... Признав сие, нельзя не признать и того, что св. Писание есть небесный Духа Святаго плод, и потому – истинно и не ложно.

5) И то неопровержимый признак откровения, что оно знамениями и чудесами утверждено. Они же (апостолы) изшедше проповедаше всюду, Господу поспешествующу и слово утвержающу последствующими знаменьми (Мк. 16:20), – которым знамениям и самые язычники удивлялись, и чрез них к Вере святой возбуждались и обращались.

И 6) Церковь святая, по всей вселенной разсеянная, писания Пророческия и Апостольския всегда признавала и признает несомненно за истиннейшее слово Божие; верует и благодарит Ему за сей небесный дар, им чада своя духовная рождает и пищею его воспитывает, дондеже достигнут вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4:13).

Истина Господня пребывает во век (Пс. 116:2). Почему? Потому что сам Бог защищает и сохраняет истину Свою. Слово Божие истина есть (Ин. 17:17). Слово истины от начала мира было, богословствует святитель Тихон: его содержали св. патриархи и ему получаись от самаго Бога. Проповедовал Моисей в книгах своих и научил дом Израилев. Открывали пророки слово истины и проповедали людям Божиим. Итак от начала мира до пришествия Христова, пребывала неподвижна истина Господня, и все, держащиеся ея неуклонно, спаслися. Христос, пришед в мир, свидетельствовал об истине, и что держали патриархи, проповедали пророки и прообразовал закон, то все – словом Своим, учением, чудесами, страданием утвердил и кровию Своею запечатлел. По Христе Апостолы тоже слово истины проповедали нам, и святители Христовы, и их преемники и учители протолковали и изъяснили, и вся Церковь, от начала мира до Христа, и от Христа даже доныне, содержала, содержит и содержать будет даже до конца мира – слово истины. И тако истина Господня пребывает во век. Как солнце от начала мира даже доныне сияет: так учение закона и пророков сияло, сияет и будет до конца мира сиять, и ему внимающии, яко же светилу, в темном месте сияющу, добре творят, дóндеже день озарит, и денница возсияет в сердцах их. Еже буди, буди и нам грешным, и нашим сердцам!

Вопр. Как святитель Тихон рассуждает о божественности Новозаветного откровения?

Отв. Слово второе (в 3 части) об истине Евангельскаго учения есть пространное и обстоятельное его рассуждение о сем предмете. Вот оно: да внимаем следующим пунктам, которые доказывают пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа, истину учения о Нем (и Его собственно) и таинств, открытых в Новом завете; да станем – препоясани по чреслам нашим истиною, и заградим уста хулящих истину!

1) Бог, Отец небесный, гласом Своим божественным благоволил с небеси засвидетельствовать о Нем (Мк. 1:11) при крещении (Мф. 3:17). II Дух Святый в виде голубине утверждал истину гласа Отча. Тот же глас Отчий повторен на Фаворе (Мф. 17:5). Свидетели сему самовидцы (2Пет. 1:16).

2) О Нем, яко Божием посланнике и Божием Сыне, свидетельствовали, проповедали и благовестили всему миру очевидные Его свидетели апостолы (люди чистой совести, 1Ин. 1:1, 2). Нет достовернейшаго свидетельства паче очевиднаго свидетельства, и от многих, и о единой вещи и согласно.

3) Апостольское учение во всем согласно – учению и проповеди о Христе пророческим. Пророки, от начала мира в разныя времена один после другаго являясь, согласно, обстоятельно о Христе проповедали, когда приидет, в какой земле, в каком племени, в каком городе родится, и что при рождении последует, какия чудеса сотворит, чему учить будет; как Его люди свои приимут, как постраждет, умрет, воскреснет и на небо вознесется; как обратятся и прибегнут к Нему язычники, и пр. Все сие и прочее видим в Новом завете совершившимся и от св. апостолов описанным, с тем различием, что в Ветхом завете под сению, мраком и гаданиями был проповедуем Христос, а в Новом – ясно. Твердое доказательство, что един и той же Дух Святый, Дух истины, есть источник откровения и Ветхозаветнаго и Новозаветнаго.

4) Толь верною и всякаго приятия достойною свою проповедь сознавали святии мужи и Божии посланники, что истину ея кровию своею запечатлеть и отвержением живота своего утвердить не усомнились. Кто за прелесть и ложь восхощет умереть? Прелесть появится, и, как дым, исчезнет: истина Господня пребывает во век,

5) Сказать не можно, продолжает святитель Тихон, как взволновались и смутились цари и князи с людьми своими, и мудрецы века сего, услышав новое, от века ими неслыханное, учение; как вооружились против безоружных, простых, безкнижных, но единым именем Иисуса Христа и силою Божиею вооруженных и мудростию Духа Святаго упремудренных проповедников его; как запрещали, устрашали, мучили, терзали, из градов своих изгоняли проповедников слова; но наконец побеждены от них, покорились святому их учению... и что за буйство почитали, то за истинную мудрость приняли. И тако во грады и веси вошел Царь славы Иисус Христос, – и видеша вси концы земли спасение Бога нашего. И началось славиться имя Иисусово во всех концах земли, и исполнилось то, что Псаломник воспел: Господь разоряет советы языков, отметает мысли людей... Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его – в род и род (Пс. 32:10, 11).

6) Дело неслыханное и умом непостижимое поверить небесным тайнам о едином Боге, но Троичном в Лицах, и о божественных Его свойствах; о создании мира из ничего, но единым глаголом Божиим; о воплощении Сына Божия и рождении Его от Девы без семени, без нарушения девства Ея; о вольном Его страдании и распятии за наши грехи; о воскресении Его из мертвых; об оправдании верою в Него и спасении вечном – единым именем Его, о общем воскресении мертвых в последний день и востании тел, разсыпавшихся в прах; – всем сим и прочим таинствам поверить, и в них верою утвердиться. Это дело для ума плотскаго, суеверием идолопоклонническим помраченнаго, невозможное; но Апостолы соделали сие возможным, и в сердцах идолопоклоннических, обветшалых и застарелых, словом Божиим насадили и утвердили Веру святую, и пременили их, обратив к новому образу мыслей, знания и действий... Что сие, как не то, что сам Бог чрез них глаголал... и слову Своему подавал силу и действительность, по писанному: се даст гласу Своему глас силы (Пс. 67:34)?

7) Дивно, продолжает святитель Тихон, и к утверждению истины Апостольскаго учения служит и то, что Апостолы, священные сии сосуды и Духа Святаго органы, в краткое время и в толь малом числе (12) всю вселенную, как орлы, обтекли и безценное Евангелия сокровище пронесли, так что издалеча царь и пророк Давид, провидя о сем, воспел: во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя – глаголы их (Пс. 18:5; Рим. 10:18; Кол. 1:6).

8) Еще: истина учения Новозаветнаго и из того познается, что проповедники его не скрыли и своих погрешностей, в которых прежде апостольства находились, но написали о них и всему миру публиковали. Матфей евангелист мытарем себя называет (Мф. 10:3). Павел хульником и гонителем Церкви нарицать себя не стыдится, и как бы пред всем миром кается и исповедуется... В прочих писателях светских не видно сего... И так священныя руки Апостолов были тростию Духа Святаго.

9) Вот еще – внутренний признак божественности откровения Новозаветнаго: вступать в Христианство и веру Христову принимать было не что иное, как вдавать себя в явное мучение, в многоразличное терзание и в страшную смерть. Не смотря на то, в превеликом множестве приступали к Христианской вере, и на мучения и смерти, как на пресладкий пир, друг пред другом спешили. Правда, привлекает к себе многия души ложь и суеверие, как видим в магометанском и идолопоклонническом нечестии; но это не дивно, потому что там предоставляется растленному естеству человеческому свободное плотоугодие; а учение Евангельское что предлагает? Отвержение себя самаго, крест, гонение, скорбь, ненависть от всех. Как не содрогнется, как не ужаснется плотский ум, взирая на сие?.. Но благодатию просвещенные, смотря не видимая, но невидимая, не настоящая, но будущая, не земная, но горняя, – чрез крест, чрез гонения, чрез скорбь, чрез страдания текут и последуют Христу пострадавшему... Кто сие совершает, как не сила Божия, во спасение всякому, верующему истине, – сила на кресте распятого Христа, Который рек: аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12:32).

10) Прими, л. б., и следующее за внешний и внутренний признак Божественности откровения Новозаветнаго... Хотя и все христианское житие и благочестие не может быть без благодати и помощи Божией (потому что стремление страстей удержать и их смирить без вышеестественной силы также невозможно, как – против быстрины речной плыть без сильных и искусных гребцов): но терпение мучеников особливо показует присутствующую им в страдании вышеестественную силу невидимую. Ибо не возможно слабому естеству человеческому вытерпеть непоколебимо столь тяжкия мучения без высшей укрепляющей силы... Познали они истину: познала и их истина – Христос. Возлюбили они Христа – истиннаго живота: возлюбил и их Христос. Прославляли они страданием своим Христа, прославлял и их Христос силою Своею, в них действующею и укрепляющею.

Б. Как святитель Тихон доказывает Божественность Новозаветного откровения из истории Христа Спасителя и разных событий Его земной жизни?

Отв. Внимай: вот как! Обещал Бог послать Христа Спасителя в мир, – и бысть тако: послал Его, и спасаются все, возлюбившие явление Его. И что и как предсказано о Нем, исполнилось все, чему надобно исполниться в нынешнем веке... Предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачныя родится (Ис. 7:14), – и бысть тако: Христос родился от Девы (Мф. 1; Лк. 1). Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится (Мих. 5:2; Мф. 2:5), – тако и бысть: от колена Иудова возсия Господь наш (Евр. 7:14), и родился в Вифлееме Иудейском Христос (Мф. 2). Проречено было, что к родшемуся Христу приидут с дарами на поклон (Пс. 71:10. и пр.) – и бысть тако: пришли ко Христу младенцу на поклон три премудрые царя от восток, и принесли Ему дары... Обещал Господь послать ангела Своего пред лицем Христа Своего (Мал. 3:1), – и бысть тако: послан был ангел пред лицем Христовым, ангел не безплотный, но плотию обложенный, Иоанн великий Предтеча (Мф. 11:10; Лк. 7:27). Предсказано было, что Христос святую Свою проповедь начнет в Галилеи (Ис. 9:12), – тако и бысть: тамо явился первее свет миру; тамо Иисус, свет наш, начал проповедати и глаголати: покайтеся (Мф. 4:14). Предсказано было, что притчами будет учить Христос: отверзу в притчах уста моя, – тако и бысть: притчами учил Иисус Христос, из коих каждому, например, известна притча о Мытаре и Фарисее. Предсказано было, что многие – учения Его не послушают и не поверят Ему, и Его не примут (Ис. 6:9. и пр.), – и бысть тако: читай Евангелие, и увидишь, что во своя прииде, и свои Его не прияша. Предсказано было, что Христос сотворит чудеса многия (Ис. 35:5, и пр.); и действительно, колико чудес и знамений сотворил Христос! Повелением Его и силою, слепые прозирали, глухиеслух, немыеглаголание, хромые хождение получали, и мертвых Он воскрешал (Мф. 11:5, и пр. Лк. 7:19–22, и пр.). Предсказано было, что многие из Иудеев Христа, Который им обещан и Котораго ожидали, возненавидят (Пс. 68:5, 108:5); и бысть тако: о сем сам Господь вещал так: ныне же и видеша и возненавидеша Мене и Отца Моего (Ин. 15:24). Предсказано было, коль тих, кроток, благоприступен и смирен будет Христос (Ис. 42:1–3): читай Евангелие, и оно покажет тебе пресвятые Его и божественные нравы, которым подражать и нас научает: научитеся от Мене и пр. Предсказано было, что один из ближних Христовых предаст Его (Пс. 40:10), – и бысть тако: предал Христа Иуда. Писано было о Христе: плещи Мои дах на раны, и ланиты Мои на заушение. Лица же Моего не отвратих от студа заплеваний (Ис. 50:6), – и бысть тако: биен, ранен, заушен и заплеван был Иисус Христос Господь наш. Писано было о Христе: несть вида Ему... Виде Его безчестен, – и бысть тако... никакой злодей и разбойник так не умален, не обезчестен, не озлоблен, не поруган, не уранен и не уязвлен, как Христос. Он, как некое ужасное зрелище, показан от Пилата: се человек (Ин. 19:5), вида человеческаго неимеющий! Предвозвещено было о Христе: яко овча, на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих (Ис. 53:7); так и исполнилось: не отверзал Иисус Христос уст Своих пред врагами Своими; не отверзал в дому Каиафы; не отверзал пред Игемоном; не отверзал пред Иродом и пр. Предсказано: и со беззаконными вменися (Ис. 53:12), – и сбылось: Иисус Христос распят был и повешан между двумя разбойниками, сам – Единый Святый и Праведный. Предсказано о Христе: и даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя отцта (Пс. 68:22); и напоен был Иисус отцета, с желчию смешаннаго. Писано о смерти Христовой: в руце Твои предложу дух Мой (Пс. 30:6), – и бысть тако: точныя сии слова изрек Христос: Отче! в руце Твои предаю дух Мой (Лк.23:46). Предсказано и многоразлично прообразовано тридневное воскресение Христово, – предсказано в псалмах: не оставиши души Моей во аде (Пс. 15:10) и пр., – прообразовано Исааком, Ионою; и бысть тако: Христос васкресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Предвозвещено о сошествии Св. Духа по воскресении и вознесении Господа: читай пророка Иоиля. А событие сего пророчества описано и читается в книге Деяний Апостольских. Итак, видишь, что Ветхаго завета писание проповедало Христа грядущаго; Новаго завета писание проповедует уже пришедшаго.

Вопр. Кроме многих и бесчисленных чудес Христовых, какие пророчества Христовы служат за доказательство Божественности Новозаветного откровения?

Отв. Как Ветхаго завета пророчества исполнились, продолжает святитель Тихон, которым надобно было в сем веке исполниться: так и то, что в Новом завете предсказано, исполнилось, чему надлежало ныне исполниться. Предсказал Христос, что один из учеников Его предаст Его, что все ученики Его оставят Его, что Петр апостол трижды отречется Его во время страдания Его, что много от старец и книжник Он пострадает, – и бысть тако. Предсказал, что град Иерусалим и храм Иерусалимский разорится; и сбылось: разорены град и храм римлянами, как читаем в истории. Предсказал, что верующие в Него гонение будут терпеть, – и сбылось: всеми они были ненавидимы, озлобляемы, преследуемы, и до конца века вси хотящии благочестно жити гоними будут (2Тим. 3:12). Предрек, что Церкви Его врата адова не одолеют (Мф. 16:18). Так и есть: сколько сатана старался чрез иудеев, царей, князей, мудрецов века сего, еретиков и чрез прочих служителей своих – одолеть и истребить Церковь Христову, но не успел! Стоит она и будет стоять твердо, основана на камени; камень же есть Христос Сын Бога живаго, о Котором писано (Ис. 28:6; Деян. 4:11; 1Пет. 2:7). Обещал Христос послать Духа Святаго Апостолам и всем верным (Ин. 7:39). И исполнилось сие великое обетование: пришел Дух Святый на Апостолов и на всякую плоть веровавшую (Деян. 2). Итак, видим, что все, что ни глаголет св. Писание, есть истинно, неложно и всякаго приятия достойно.

Вопр. Что говорит святитель Тихон о чудесном распространении христианства и о чудесном действии Христианства в людях?

Отв. I. Читаем, говорит он, о чудесном распространении христианства, что, как обхождением сынов Израилевых с Ковчегом завета и гласом трубным стены Иерехонския сокрушились и пали (Нав. 6): так языческое нечестие, идолы, капища и жертвоприношение их, проповедию Апостолов Христовых, сокрушились и пали. Чудное дело! Как – там стенам градским, а здесь – идольским капищам и языческим мерзким обрядам от гласа единаго пасть!.. Но пали, и идолы умолкли, и прелесть их престала, и царство диавольское разрушилось, и воцарился Христос Бог над языками, и приняли благое иго Его на себе те, кои носили иго диавольское. Как могли и стены Иерехонския пасть от звука и гласа единаго, и требища и идолы быть низложены единою проповедию дванадесяти безоружных Апостолов, если бы не действовала там и здесь всемогущая Божия сила? И сие есть, что Павел глаголал (2Кор. 10:3, 4, и пр.).

II. О чудесном действии Христианства в людях так любомудрствует святитель Тихон: «Писание пророческое и апостольское особливую внутрь себя имеет силу, так что читающие его и размышляющие о нем духовное действие внутрь себя чувствуют, к благочестию возбуждаясь, к презрению мира и к желанию небесных благ поощряясь, в печалях живое утешение почерпая, к истинному покаянию обращаясь и пр. Живо бо слово Божие и действенно (Евр. 4:12). Видим в Церковной истории, что многие язычники, читая священное Писание, обратились к истинному Богу и приняли веру Христову: о том же ясно говорит обращение всего язычества. А сие происходит не отинуды, как – от силы и действия духовнаго, в Писании святом сокровеннаго... Как мед – от вкуса, зелие и цвет – от терция: тако св. Писание познается от силы и действия его небеснаго, что оно есть дар великий, от Отца небеснаго роду человеческому поданный». О как бы не вотще был нам дар сей Божий, по нашему нерадению!..

Отчаяние и мысли отчаятельныя святитель Тихон так отражает:

«Я-де недостоин небеснаго Царствия!»

Отв. Подлинно, никто же от человек достоин его; но Христос Господь наш – достоин, Который безценною крови Своея ценою заслужил нам его. От Его достоинства и наше зависит. Он Своим достоинством и нас недостойных достойными сотворил.

«Я-де грешник!» Отв. Христос Иисус прииде в мир грешники спасти. Он – оправдание наше: Он – премудрость нам от Бога, правда же и освящение и избавление...

«Я-де многие грехи соделал!» Отв. Идеже умножися грех, тамо преизбыточествова благодать. Многие грехи, по множеству щедрот Божиих, очищаются.

«Я-де боюсь суда!» Отв. Глоголет Христос: аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет.

«Боюсь-де погибнуть!» Отв. На сие глаголет Псаломник: Бог спасений наших, Бог наш, Бог, еже спасати.

«Боюсь-де ада и вечнаго мучения!» Отв. Христос Господь смертию и кровию Своею искупил нас, как воспевает Церковь: из чрева адова избави нас.

«Как-де мне со святыми вселиться, которые в толиких добродетелях просияли?» Отв. И святые благодатию Христовою спаслись. Ты молись с разбойником: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Мужайся убо и да крепится сердце твое! Господь помощник твой; Господь заступник твой; Господь защититель твой; Господь искупитель твой; Господь избавитель твой, спаситель твой. Он всесильною рукою Своею сохранит тебя. Ангели Божии – сопутники твои... Обратися убо, душе моя, в покой твой!

Вот тебе, л. б., против отчаяния выписка из письма Тихонова (см. част. 14, письм. 27). «Слышно, что совесть твою смущают помыслы и влекут к отчаянию. Се суть плоды грехов! Сладко человеку грешить; но горько плоды грехов вкушать. Берегись отчаяться. Отчаяние есть тяжкий грех, и грех – против милосердия Божия. Бог человеколюбивый хощет всем спастися и в разум истины приити (1Тим. 2:4). Чего же отчаяваться? Бог призывает всех к покаянию и кающимся обещает и хощет явить милость (Мф. 4:17). И вся согрешения, елико сотворит грешник покаявшийся, не помянутся (Иез. 18:21, 22). Слава о сем человеколюбию Божию, что Он грехов наших и беззаконий не поминает, когда от них отвращаемся и каемся... А что помыслы тебя смущают, тебе полезно. Они 1) смиряют и сокрушают твое сердце, что нужно для покаяния. 2) Удерживают тебя от грехов, прежде – бывших. Кто не бережется змия, зная ядовитое жало его?.. 3) Отвращают от мира, суеты и прелести его. 4) Подвигают к сердечной молитве и пр... Сатана будет тебя всеми силами влещи на прежнее беззаконное житие: ты стой в том, что начал, мужайся и крепись, и о сем усердно молись. Читай почаще со вниманием: помилуй мя Боже, и: Боже в помощь мою вонми. Худых компаний и дружеств уклоняйся. В монастырь не ходи. Дом свой и уединение да будет тебе вместо монастыря! Отлучайся часто от своих домашних, и в уединении колена пред Богом преклоняй, и падай пред Ним со смирением и мытаревым гласом молись Ему: Боже, милостив буди мне грешному... Поминай и меня грешнаго в своих коленопреклонениях. Господь да поможет тебе во всем! Ему себя и тебя поручая, остаюсь ваш доброжелатель Тихон, епископ недостойный».


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle