святитель Тихон Задонский (Соколов)

Благодарение

Бог есть высочайший наш Благодетель. Все, какое ни имеет человек добро, имеет от Бога. Что на свете живет, от Бога имеет. Что чувствует, то от Бога имеет. Что словесной душой, благородным разумом одарен, то от Бога имеет. Весь мир, все создания Божиим повелением человеку служат. Все украшения небесные, солнце, луна, звезды Божиим повелением человеку служат. Воздух и все парящие в нем Божиим повелением человеку служат. Моря, озера, реки и в них живущие рыбы Божиим повелением человеку служат.

Земля и все, что на ней, различный скот, звери, многочисленные деревья, разные роды трав Божиим повелением человеку служат. Сверх того, Бог долготерпит согрешающего человека и, будучи преклоняем крайним милосердием, ожидает от него покаяния. Так чудным образом восставил Он над всеми падшего человека, погибшего – спас, что такое Божие неизреченное благодеяние и сами Ангелы восхваляют: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2, 14)!

Восхваляют, говорю, тем и самого человека побуждая к благодарению. А когда человек, как бесчувственное дерево или как твердый камень, такого великого Благодетеля своего не благодарит и святого Его имени не прославляет, в том проявляется крайняя его неблагодарность, что Богу как Благодетелю весьма досадно. Ибо и нам ничто так не досадно, как терпеть неблагодарность.

* * *

Так как мы Христа за Его высочайшее к нам благодеяние не можем здесь достойно возблагодарить и Он ничего не хочет так, как нашего спасения (для этого и пришел в мир, и пострадал, и умер), то постараемся благодатью Его спастись и этим угодить Ему. В будущей жизни через всю нескончаемую вечность будем петь Ему с Отцом Его и Святым Духом песнь благодарения, хвалы и славословия.

* * *

Не знает человек, как истинно и сердечно Бога благодарить, – Божия благодать его учит этому, показывая ему бесчисленные Божии благодеяния, ему поданные и подаваемые, которых он, подлый, убогий, нищий и ничего недостойный, даром и без всяких своих заслуг от благости Божией удостаивается. Чего грешник достоин, кроме одной казни? Но Бог преблагой и человеколюбивый, несмотря на то, что он грешник и Его уничижитель, бесчисленные Свои блага подает ему.

Осознавая эту благость и человеколюбие Божие и свою подлость и недостоинство, человек сердечно Бога благодарит как своего высочайшего Благодетеля, сердечные колена преклоняет перед Ним и падает, и если не устами, то сердцем вопиет к Нему: « Кто я, Господи, что Ты мне такие блага Свои подаешь? Я грешник, я тварь, перед Тобою согрешившая и огорчившая Тебя и каждый день перед Тобою согрешающая, но Ты меня и такого не оставляешь, а благостью и милостью Твоею жалуешь»... Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – имя святое Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его (Пс. 102, 1–2). Ибо у благодарного сердца всегда блага, дарованные благодетелем его, перед душевными очами обращаются, и, глядя на них и на свое недостоинство, оно усердно благодетеля своего благодарит.

Признак неблагодарного сердца – забвение благодеяний, как пишется об израильтянах неблагодарных: и забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им (Пс. 77, 11). Божия благодать от этого зла отвращает человека и всегда напоминает ему о Божиих благодеяниях и о том, что должно их в памяти содержать и за них усердно Бога, Благодетеля, благодарить и признавать свое недостоинство.

* * *

Те, которые довольствуются благами Божиими и не благодарят Благодетеля, показывают свою к Благодетелю Богу неблагодарность, что есть великий грех.

* * *

Просвещенный светом Божиим должен усердно Бога благодарить за милость Его, оказанную ему, за то, что Он потерпел окаянство его, что в таком заблуждении не восхитил его и что подал ему просвещение и разум спасения.

* * *

Благодарение Бога есть внутреннее, сердечное и радостное чувствование благости Его и милости, которые Он нам, недостойным, оказывал и оказывает, – и сердцем и устами засвидетельствование. Образ этого сердечного благодарения показал нам Сам Христос, Сын Божий, когда возрадовался духом и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, и прочее (Лк. 10, 21); показала Пресвятая Матерь Его, Пречистая Дева Мария, когда радостным духом воспела эту песнь: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Мо ем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, и прочее (Лк. 1, 46–55). Святой Давид во многих псалмах радостным духом и благодарным сердцем и устами воспевает благость Божию и других к этому пресладкому ликованию созывает: возвеличьте Господа со мною, и все вместе превознесем имя Его. И еще: вкусите и увидите, как благ Господь (Пс. 33, 4, 9). Ибо свойство благодарного сердца не только самому благодетеля своего прославлять, но стараться, чтобы и другие славили его.

Рождается это чувствование от размышления о благодеяниях Божиих, которые Он нам оказал и оказывает.

* * *

И в [бедах], что нам посылаются, должны мы Бога еще больше благодарить, к чему следующие причины побуждают:

1. От благого Бога не может быть нам ничего, кроме блага, хотя нам кажется и наоборот. Ибо часто, по неразумию и слепоте нашей, считаем добрым то, что для нас зло; и то, что для нас истинное добро, считаем злом.

Но преблагой и премудрый Отец Небесный иначе усматривает и вместо хлеба камень и вместо рыбы змею не хочет подать просящим у Него (см. Лк. 11, 13; Мф. 7, 11).

2. Через отнятие благ учимся познавать блага и Подателя благ – Бога. Ибо пока имеем добро и насыщаемся добром, не познаем добра, а так и Бога, всякого добра Подателя, забываем, но тогда истинно познаем добро, когда его лишаемся. Сколь великое добро – здоровье, в болезни познаем; сколь великое дарование Божие – хлеб, во время голода примечаем; пользу света – во тьме или в слепоте, пользу мира и покоя – во время нашествия врагов, пользу дождя – во время засухи, пользу сияния солнечного – во время непогоды, пользу свободы – в неволе, пользу воды – во время жажды, пользу огня – во время холода и зимы узнаем. А узнав добро, отчасти вкушаем и видим, как благ Господь (Пс. 33, 9), Который блага нам дарует.

3. Когда отнимает Бог добро телесное от нас, хочет подать добро душевное. Когда отнимает богатство телесное, хочет подать душевное; когда отнимает здоровье телесное, хочет подать здоровье душевное; когда лишает славы временной, хочет подать славу вечную. А делает так потому, что, знать, усмотрел, что добро телесное с душевным не может в нас поместиться. И потому делает как искусный врач, который одну часть тела отсекает, чтобы все тело сохранить. Так и премудрый Врач душ наших, Господь, отсекает телесное добро, чтобы оба – и душа, и тело – в вечной жизни сохранились. На лекаря не гневаемся, когда такую о нас заботу проявляет, но даже благодарим его, любим его и плату ему даем. Намного больше Бога, так милостиво и человеколюбиво о нас промышляющего, должны благодарить. Ибо Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6). Ибо когда подает нам благополучие преблагой Бог и тем нас к Себе привлекает, то растленное наше естество этим превозносится более, нежели к любви Божией побуждается. Поэтому отеческий Божий промысел попущением бед смиряет нас и тем исправляет.

Итак, что нам кажется неблагополучием, то для нас истинное, прямое и какого должно желать благополучие. Плоти нашей беда, но духу счастье; плоти изнеможение, но духу подкрепление; плоть увядает, но дух процветает. Беды и наказания – как посланники Божии, которые возвещают нам, благодарно терпящим их, последующую Божию благодать. Ибо беды к Богу приводят нас. В скорби своей они с раннего утра будут взывать ко Мне, говоря: идем и возвратимся ко Господу Богу нашему, ибо Он поразил нас и исцелит нас, уязвит и уврачует нас (Ос. 6, 1–2), – говорит пророк.

4. Когда телесное добро отнимает Бог, не все отнимает, но оставляет некоторое, смотря на силу духа нашего. Ибо ведает премудрый и преблагой Создатель наш немощь нашу, а потому когда одного лишает нас, другое оставляет, чтобы смогли искушение понести без изнеможения, и притом искушаемым руку помощи подает. Так, когда отнимает богатство, оставляет здоровье; отнимая здоровье, оставляет другое какое-либо утешение.

Итак, если терпишь нищету, а здоров, благодари, что здоровье имеешь и можешь трудами себе снискать хлеб. Если ты нищ и нездоров, благодари, что имя Христово питает тебя. Если терпишь болезнь, а имеешь богатство, благодари, что имеешь утешение от довольствия. Если пожитки похищены, благодари, что дом цел и есть, где покой обрести. Если имение и дом сгорели, благодари, что сам цел остался, ибо многие и сами с домами и имением сгорают. Если терпишь злословие и клевету, благодари, что еще не бьют, в ссылку не ссылают, не заключают в темницу. Если в темнице сидишь, благодари, что не окован. Если окован, благодари, что видишь свет, имеешь пищу, и прочее. Если чести лишился, благодари, что с ней от многих хлопот, сует, зависти, проклятия, злословия, негодования, злобы, наветов и прочих зол, окружающих честь, освободился и что еще имения не лишился. Если чести и имения лишен, благодари, что в заточение не послан. Если в заточение послан, благодари, что смерти не предан...

Так по примеру этому и в прочем поступай. А притом знай, что мы никакого добра у Бога не заслужили, но, напротив, всякого наказания достойны; и какое бы наказание ни было, грехи наши еще большего достойны.

* * *

Здесь представляется, каким образом преблагого Бога, Благодетеля нашего и Промыслителя, за все Его к нам благодеяния должны мы благодарить.

Куда ни посмотрим, куда ни обратим очи и ум наш – везде имеем достаточно случаев, чтобы благость Божию прославлять. В ночи смотришь на небо чистое, звездами, как бисером, украшенное, и между звезд видишь луну сияющую – тебе они служат. Благодари Сотворившего Луну и звезды для управления ночью (Пс. 135, 9). Воссиял день, солнце лучи свои по всей вселенной распустило – тебе свет его сияет. Благодари Сотворившего Солнце для управления днем (Пс. 135, 8). Облака дождь кропят – тебе кропят. Благодари Одевающего небо облаками и приготовляющего для земли дождь (Пс. 146, 8). Поднялся ветер и начал облака прогонять и очищать небо – тебе он служит. Благодари Изводящего ветры от сокровищниц Своих (Пс. 134, 7). Видишь поля, различными плодами наполненные, луга и леса зеленеющие, садовые деревья, плодами изобилующие, это дело благости Божией – тебе это Богом посылается. Благодари Даровавшего, говоря: благослови, душе моя, Господа (Пс. 102, 1).

Пришла зима, оделась земля снегом, мороз сковал озера, реки и болота, и так везде свободный оказался путь, нет нужды в мостах и прочих надобностях для переправы – это Божие благодеяние, твоим потребностям служит это. Благослови Расстилающего снег Свой, как волну (Пс. 147, 5). Проходит зима, и весна наступает – тем тебе как бы возвещается приближающееся воскресение всей твари, от мороза умершей, – благослови Благоволившего так. Наступила весна; тут открывается новое сокровище Божиих дарований: солнце благоприятно сияет и греет, чувствуется благорастворенный воздух, земля из недр своих издает сокровища свои, от семян и корней плоды являются и всем себя подают в употребление; луга, нивы, поля, леса одеваются и зеленеют, украшаются цветами и издают всякое благоухание, на них протекают источники и речные потоки и не только зрение, но и слух веселят; всюду слышатся различные голоса различных птиц, как некая сладкая музыка; расходятся по полям и степям скоты, не требуют от нас корма, питаются и насыщаются тем, что рука Божия отверзла им, довольствуются, едят и играют и так как бы благость Божию благодарят.

Словом, вся поднебесная вновь прекрасный и веселый принимает вид. Бесчувственная и чувством одаренная тварь как бы вновь рождается. Тебе, разумной твари, все это богатство благости Божией открылось – говори благодарно: благослови, душе моя, Господа (Пс. 103, 1). Принесла земля различные плоды для насыщения и утешения твоего – благодари Устроившего так, говоря духом радостным с пророком: возвеселил Ты меня, Господи, в творении Твоем (Пс. 91, 5). Вкушаешь пищу – благодари Дающего пищу вся кой плоти (Пс. 135, 25). Одеваешься одеждой, благость Божия одевает тебя – благодари Благодетеля. Греется покой твой или варится пища на огне, огонь – Божий дар, который для тебя работает и служит, – благослови Сотворившего его. День прошел – пой благодарно, ибо сподобил тебя Господь без вреда и погибели провести его; пой сердцем и устами: «Песнословлю Тя, Господи!» Уснул ночью и, поспав, встал – говори: «Благословлю Тя, Господи!» Говори с пророком: я уснул, спал и встал, ибо Господь защитит меня (Пс. 3, 6).

Чувствуешь ударение совести за грехи – благодарение Богу принеси, потерпевшему согрешения твои и не предавшему тебя в руки врага твоего; исповедайся благодарно с пророком: исповедуюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем сердцем моим, и буду прославлять имя Твое во век. Ибо милость Твоя ко мне велика, и Ты избавил душу мою от ада преисподнейшего (Пс. 85, 12–13). Ощущаешь страх суда Божия или желание вечной жизни Божией – то благодать зовет тебя на покаяние, – говори: благословен Господь, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2, 4); повинись зову Божией благодати, пока время благоприятно и день спасения, пока слушает и помогает Господь. Ибо говорит: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2Кор. 6, 2). Пришла скорбь, печаль, болезнь или иная какая превратность – так спасения твоего ищет Господь твой; благодари Желающего и Ищущего спасения твоего, говори с псаломником: благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился уста вам Твоим (Пс. 118, 71).

Помышляешь о спасительном смотрении Сына Божия к роду человеческому (а ты всегда должен помышлять о таком великом и важном деле) – с радостью и глубоким смирением воспой: благослови, душа моя, Господа, и вся внутренняя моя – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его, и прочее (Пс. 102, 1–2). Или так с пророком Захарией благослови Господа: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и со творил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в доме Давида, отрока Своего (Лк. 1, 68–69). Слышишь гласы пророческие и апостольские, слышишь проповедующих Божие Слово, разумей, что тебе эти посланники Божии служат, благовествующие мир, благовествующие благое (Рим. 10, 15), проповедуют отпущение грехов, приблизившееся Царствие Небесное, учат правде, наставляют на путь правый, ведут к вечному блаженству – говори благодарным духом: Слава Богу, Благодетелю нашему, вовеки, аминь!

Из вышесказанного следует, что как в благоденствии, так и в злополучии должны мы Бога благодарить. В благоденствии – ибо блага Его даром мы, недостойные, получаем от Него и ими утешаемся. В злополучии – ибо исправляемся Им, в чувство приходим, познаем себя, свою подлость, недостоинство и окаянство, учимся блага Божии великими считать и Подателя благ почитать.

* * *

Благодарность, поскольку благоприятна, больших и многочисленных благодеяний удостаивается от Бога. И это, кажется, являет Христос, когда говорит: кто имеет, тому дано будет и приумножится(Мф. 13, 12); и еще: всякому имеющему дастся и приумножится (Мф. 25, 29). Ибо благодарность как дар Себе принимает преблагой Владыка наш и за этот дар новые воздаст радости... Христос к находящимся по правую руку от Него на суде Своем праведном говорит: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Ибо что имеем свое, кроме грехов?

И что можем дать Тому, от Которого все имеем, как выше сказано? Но с благодарением к Богу Божие добро дающий ближнему как бы свое дает; и Бог то дарование Себе вменяет и потому новым благодеянием, как богатый в милости и щедротах, дающего награждает и благодать за благодать воздает.

* * *

Благодарность истинная требует не только устного исповедания и прославления благодетеля, но и сердечной любви к нему. Любовь же познается по исполнению заповедей Его святых. Кто любит Меня, – говорит Христос, – тот со блюдет слово Мое (Ин. 14, 23). И благодарение устное без сердечной любви не что иное, как лицемерие; о таковых Бог через пророка говорит: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и устами чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня (Ис. 29, 13). Поэтому не только устами, но и сердцем и делами добрыми, от сердца происходящими, благодарность Богу проявлять должно.

Следовательно, не исполняющие этого долга христиане Богу, Благодетелю своему, неблагодарны, хотя устами своими и приближаются к Нему, ибо дела ми отрекаются от Него (Тит 1, 16). А поскольку они Бога оставляют, то и сами судом праведным Им оставляются. От этого бывает, что такие люди во всякое заблуждение и от греха в грех падают. Такой человек, как без Божией благодати находящийся, подобен свирепому коню без узды, которого ожидает самовольная погибель. Отсюда для именующихся христианами нет греха – ближнего обидеть, клятву преступить, суд Божий извращать, судебное место торжищем и корчемницею делать, сироте и вдове насилие причинять, оправдать нечестивого и неповинного осуждать, лгать, обманывать, прельщать и прочие беззаконные дела, каковыми язычники гнушаются, совершать.

Это истинные приметы безбожного сердца, хотя и исповедуют устами имя Его. Должен всякий христианин этого опасаться и благодарность свою любовью и послушанием оказывать Богу, чтобы не впасть в вышеуказанное заблуждение.

* * *

Прославляется имя Божие искренним благодарением за оказанные и оказываемые Его благодеяния. Ибо в благодарении признаем наше недостоинство, и Божию милость, и благость, которая и недостойным блага Свои подает, как псаломник поет: исповедаюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и буду прославлять имя Твое во век. Ибо милость Твоя ко мне велика, и Ты избавил душу мою от ада преисподнейшего (Пс. 85, 12–13). И это особенно проявляется, когда в скорби и под крестом Его благодарим и исповедуемся, как святой Давид делал: благо мне, Господи, что Ты смирил меня (Пс. 118, 71).

* * *

Спросят: «За что особенно должно христианам благодарить Бога?»

Ответ: Хотя и за все блага, однако особенно от всего сердца благодарить Бога должны христиане за следующее:

1 Что Сына Своего Единородного послал в мир на искупление и спасение рода человеческого и предал Его на смерть.

2. Что их призвал из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; не когда не помилованные, а ныне помилованы (1Пет. 2, 9–10). Поэтому говорит апостол: благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов (Кол. 1, 12–14).

3. Что возжигает в них светильник веры елеем3 милости Своей, подает им благодать Свою и отпущение грехов. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благо словивший нас во Христе вся ким духовным благословением в небесах (Еф. 1, 3), – благодарит и хвалит Бога апостол Христов.

4. Что подает надежду вечной жизни о Христе Иисусе, за что апостол Петр благодарит и поет Бога и христиан научает: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1Пет. 1, 3–4).

5. Что хранит от врага диавола, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5, 8).

6. Что предостерегает от греха, в который непрестанно бы впадали как немощные, если бы милость Его не предваряла и не сохраняла, и прочее.

Если кто хочет благодарным быть Богу, Создателю и Искупителю своему, и не напрасно христианское имя иметь, и по окончании временной жизни вечную жизнь получить, пусть это помышляет и пусть поет благодарным сердцем благость Божию. Вера христианская этого от всякого христианина требует.

* * *

Помните ли, что пища, которую едите, питье, которое пьете, одежда, в которую одеваетесь, дома, в которых живете, скот, который служит вам, огонь, который согревает вас, вода, которая омывает и прохлаждает вас, воздух, который сохраняет жизнь вашу, земля, на которой живете, трава, зелье, которое служит нуждам вашим, солнце, луна, звезды, которые освещают вас, и прочее все – Божие? Господня – земля и что наполняет ее (Пс. 23, 1). Вкушаете благости Божией, но помните ли благого Бога? Насыщаетесь благодеяниями, но благодарите ли и почитаете ли Благодетеля? Не видите Его, но видите блага Его.

* * *

Слава Богу, что меня создал по образу Своему и по подобию!

Слава Богу, что меня, падшего, искупил!

Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял!

Слава Богу, что меня, согрешившего, в покаяние призвал!

Слава Богу, что мне подал слово Свое святое, как светильник, сияющий в темном месте (2Пет. 1, 19), и тем меня на путь истинный наставил!

Слава Богу, что мои очи сердечные просветил!

Слава Богу, что подал мне в познание святое имя Свое!

Слава Богу, что банею Крещения грехи мои омыл!

Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же этот есть Иисус Христос, Сын Божий, Который о Себе говорит: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

Слава Богу, что согрешающего меня не погубил, но по Своей благости терпел согрешения мои!

Слава Богу, что показал мне прелесть и суету мира сего!

Слава Богу, что помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях!

Слава Богу, что при бедственных и смертельных случаях меня сохранял!

Слава Богу, что меня от врага, диавола, защищал!

Слава Богу, что меня, лежащего, восставлял!

Слава Богу, что меня, печального, утешал!

Слава Богу, что меня, заблуждающегося, обращал!

Слава Богу, что меня отечески наказывал!

Слава Богу, что мне объявил Страшный Свой суд, чтобы я его боялся и каялся в грехах моих!

Слава Богу, что объявил мне вечную муку и вечное блаженство, чтобы одной избежать, а другого поискать!

Слава Богу, что мне, недостойному, подавал пищу, которой немощное мое тело укреплялось; подавал одежду, которой нагое мое тело покрывалось; подавал дом, в котором я упокоевался!

Слава Богу и за прочие Его блага, которые Он мне для содержания и утешения моему подавал! Столько я от Него получил благодеяний, сколько дышал!

Слава Богу за все!

* * *

3

Елей – растительное масло.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle