святитель Тихон Задонский (Соколов)

Благочестие

Страх и любовь Божия – два состава, из которых состоит истинное благочестие; а основание его – истинная и живая вера, живущая в человеческом сердце.

* * *

Благочестие – признак духовно живущего человека.

* * *

Нечестие всегда над благочестием смеется и ругает его. Пусть какой-либо богатый человек продает свой богатый дом, все принадлежности и пусть все имение свое расточит и раздаст убогим и возлюбит нищету Христову. Сам увидит, что ему будет от злого мира. «Вот-де дурак, что сделал! Что люди собирают, то он расточил». Так сынам века сего благочестие сумасшествием кажется!

* * *

Истинное благочестие есть как свет, в ночи мира сего сияющий, который хотя и таится, однако скрыться не может, но издалека видим. Этим примером благочестивой жизни люди не менее созидаются, чем словом. И хотя этот пример благочестия необходим родителям ради детей, пастырям, то есть епископам и иереям, – ради словесных Христовых овец, которых словом Божиим пасут, властям – ради подвластных, учителям – ради учеников, старым всем – ради юных, однако и всем христианам не должно этим пренебрегать, но должно друг другу в подвиге христианском против плоти и диавола примером своим помогать и поощрять.

* * *

Древние христиане детей своих обучали в законе Господнем, страхе Божием и всяком благочестии. У нынешних нет этого. Но вместо этого они обучают детей танцам, светской политике и прочей суете. Отсюда бывает, что в отцах нет, а в детях и внуках и искать благочестия нечего. Так нынешние христиане первых христиан любовь оставили, и с любовью – веру и благочестие истинное.

* * *

Корень и источник всего благочестия – истинное богопознание; и как благочестивая жизнь является свидетельством знания Божия, так греховная и беззаконная жизнь является доказательством неведения Божия и безбожного сердца, хотя бы такой Бога и Христа исповедовал, в церковь ходил, молился, Таин причащался и прочие знаки христианства показывал.

* * *

Учимся искать истинное благочестие от познания нашего недостоинства, то есть когда хотим иметь в сердце истинное благочестие, то должны всячески познавать свое недостоинство и ничтожество и так смиряться, да и нас призрит Господь, «на смиренныя призираяй» (см. Ис. 66, 2), и подаст благость Свою.

* * *

Если сердце не согрето любовью, то христианину нет никакой пользы от его благочестия.

* * *

Истинное смирение от истинного благочестия неотлучно, но всегда с ним сопряжено. Чем благочестивее сердце, тем смиреннее. Чем более просвещается человек благодатью Божией, тем более видит свое недостоинство: подобно тому, как чем более просвещаемся естественным светом, тем более усматриваем пороки на лице, руках и сор в доме. Отсюда, видя свое недостоинство, человек смиряется. Если в сердце нет смирения, но большая гордость имеется, в том нет и благочестия. Ибо такой человек не познает своего недостоинства, потому и благочестие в нем не вмещается. Благочестие истинное без Бога быть не может; гордым Бог противится (1Пет. 5, 5), по Писанию.

* * *

В подвиге благочестия святые укрепляли себя надеждой на получение вечных благ.

* * *

Любовь есть исполнение за кона, по свидетельству апостола (Рим. 13, 10); цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1Тим. 1, 5). Если кто в христианской любви успевает, тот успевает и в благочестии. Любовь здесь понимается такая, о какой апостол написал, то есть от чистого сердца и прочее; и Иоанн святой говорит: дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1Ин. 3, 18).

* * *

Недостаточно для спасения начать благочестие, но должно и окончить жизнь в подвиге благочестия. Многие начинают, но не все заканчивают, как само дело показывает. Такой подобен начавшему путь от одного места к другому и опять назад с пути возвращающемуся; подобен начавшему строить дом, но оставляющему его, не завершив; подобен начавшему создавать столп и не окончившему. Такой отдает себя на посмеяние и поругание врагам своим, диаволу и слугам его, которые, увидев, станут смеяться над ним, говоря: этот человек на чал строить и не мог окончить (Лк. 14, 29–30).

* * *

Благочестие всегда одинаково; как от начала мира было, так и ныне есть и всегда будет. Истина всегда истина, всегда неизменна и была, и есть, и будет.

* * *

В благочестии – истинное счастье христианина.

* * *

Когда святые и благочестивые души от мира сего оскудевают, еще более жестоко на них вооружается диавол и озлобляет их то через себя самого, то через своих служителей; и чем ближе конец мира, тем большее и жесточайшее благочестивым следует страдание; диавол особенно восстает на тех, которые против него стоят и подвизаются, а о тех небрежет, которые воле его повинуются.

* * *

Чтобы пребывать с благочестивыми, надо жить благочестиво.

* * *

Благочестивые как плод Слова Божия соберутся в Небесное Царствие.

* * *

Когда у человека нет благочестия внутри, то и снаружи нет, каким бы себя ни показывал. Нет истинного страха Божьего – нет и благочестия истинного. Ибо Бог не только внешние дела, но и особенно сердце смотрит и судит по тому.

* * *

Истинное благочестие сокрыто в сердце.

* * *

Белое с черным не ладит, тьма со светом не согласуется. И у благочестия с нечестием непрестанная брань. Какому быть там согласию, когда один на гору стремится и понуждает себя взойти, а другой под гору катится?

* * *

Мир, лежащий во зле, благочестия истинного не любит и гонит. Христос, само благочестие и неповинность, только появившись в мире и, как младенец незлобивый, будучи неспособным сотворить какое-либо зло, хотя то никогда и не сотворил, – гонение начал терпеть и от города в город, и от страны в страну бежал. Отсюда следует, что в ком начнет жить духовно Христос – истина, за тем следует гонение... Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим. 3, 12), по слову апостольскому. Поэтому, если с тобой гонение случается и ненависть от мира, не смущайся. Истинное богопочитание и благочестие – камень претыкания и камень соблазна для мира. Мир ненавидит то, что противоположно ему и глаза колет, сего ради отвергает от себя и гонит противоположное себе, но есть благо гонимым от мира, потому что их принимает Бог. Этим утешайся, когда терпишь от мира гонение за благочестие.

* * *

В отвращении сердца от мира сего почти вся сила христианского благочестия состоит.

* * *

Только благочестивые богаты, по свидетельству апостола Павла: великое приобретение – быть благочестивым и довольным (1Тим. 6, 6). Что значит: приобретение? Это то же, что и богатство, сокровище. Что значит: быть довольным? Быть довольным тем, что имеешь, малое ли или великое, многое ли или немногое (об этом в 4-м пункте сказано). Великое сокровище имеет тот, кто благочестие имеет. Почему? Потому что имеет сокровище, которое несравненно лучше сокровища мира сего, и внутри себя имеет, а не снаружи; и неотъемлемо имеет, и ныне с ним, и в смерти с ним, и по смерти с ним пребывает. Что же это за сокровище? Вера живая, познание Бога и почитание, благодать Святого Духа и надежда наследия вечного на небесах – все, что в благочестии заключается. Вот в чем сокровище и богатство благочестивых! Они, возложив надежду на Бога, довольствуются Богом как крайним добром, больше Которого нет добра и от Которого всякое добро происходит. Бог им вели кая награда, богатство, сокровище и слава, и в блаженной жизни будет все во всем (1Кор. 15, 28).

Нечестивые богатство, которое имеют, то есть тленное и скоропреходящее, имеют как во сне, и потому бедны и убоги, и, оставив все то, которым, как во сне, довольствовались, до такой дойдут нищеты, что будут желать капли воды всю вечность, и никто не даст им, что видно на примере евангельского богача (см. Лк. 16, 24). И Господь подтверждает это, говоря: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою (Мф. 16, 26)? Хотя и богаты нечестивые, но в амбарах и сундуках богаты, а не в себе, и это – как во сне. Вчерашний день и все прошедшее время как сновидение у нас, так и богатство мира сего как сновидение по смерти будет. Кто во сне что видит, до тех пор видит, пока спит, а, пробудившись, ничего не видит, но только сновидение помнит. Так и человек богатый, пока живет, видит богатство свое, а как умрет, все от него, как сновидение, отходит и ничего не имеет у себя, кроме памяти и злой совести, ибо собирал сокровища для себя, а не в Бога богател (Лк. 12, 21).

Не так благочестивые, не так! Они и здесь богаты, и там богатейшими будут. Они и здесь носят и имеют сокровище свое в глиняных сосудах, и там наследуют блага, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не при ходило то на сердце человеку (2Кор. 4, 7; 1Кор. 2, 9). Итак, то богатство истинно, которое внутри у человека, и не отлучается от него, и с ним отходит отсюда в тот век, – богатство это есть благочестие. И тот только богат, кто внутри себя сокровище благочестия имеет.

* * *

Когда у человека нет благочестия внутри, то нет и снаружи, каким бы он себя ни показывал. Нет истинного страха Божьего – нет и благочестия истинного. Ибо Бог не только на внешние дела, но и на сердце смотрит и судит по тому.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle